Истребитель пятого поколения
Истребитель пятого поколения | |
---|---|
Lockheed Martin F-35 Lightning II (вверху) и Lockheed Martin F-22 Raptor (внизу), два истребителя пятого поколения, используемые ВВС США. | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | |
Первый полет | 1990 ( ЯФ-23 ) |
Введение | 2005 ( F-22 Раптор ) |
Статус | В эксплуатации |
Разработано на основе | Истребитель четвертого поколения |
Развитый в | Истребитель шестого поколения |
Истребитель пятого поколения — это класс реактивных истребителей , включающий основные технологии, разработанные в первой половине 21 века. По состоянию на 2024 год [update] это самые совершенные истребители, находящиеся в эксплуатации. Характеристики истребителя пятого поколения не являются общепризнанными, и не каждый тип истребителя пятого поколения обязательно обладает ими всеми; тем не менее, они обычно включают в себя малозаметные радары с низкой вероятностью перехвата (LPIR), маневренные планеры с суперкрейсерскими характеристиками, расширенные функции авионики и высокоинтегрированные компьютерные системы, способные объединяться в сеть с другими элементами в боевом пространстве для обеспечения ситуационной осведомленности и управления. 3 ( командование, управление и связь ). [1]
По состоянию на январь 2023 г. [update] боеспособные истребители пятого поколения — Lockheed Martin F-22 Raptor , поступившие на вооружение ВВС США (USAF) в декабре 2005 года; Lockheed Martin F-35 Lightning II , поступивший на вооружение Корпуса морской пехоты США (USMC) в июле 2015 года; [2] [3] Chengdu J-20 , поступивший на вооружение ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) в марте 2017 года; [4] и Су-57 , поступивший на вооружение ВВС России (ВВС) 25 декабря 2020 года. [5] Другие национальные и международные проекты находятся на разных стадиях разработки.
Характеристики [ править ]
Появившееся в первые десятилетия XXI века поколение современных истребителей стало известно как пятое поколение. [6] Определяющие характеристики такого истребителя пятого поколения не являются общепризнанными, и не каждый тип истребителя пятого поколения обязательно обладает ими всеми. Некоторые подсчеты поколений включают более пяти поколений, ведущих к появлению нового поколения. [7] [8]
В то время как предыдущие истребители четвертого поколения подчеркивали маневренность и возможность ведения воздушного боя на ближней дистанции, типичные характеристики пятого поколения включают: [8] [1]
- Скрытность , боеприпасы хранятся внутри.
- Высокая маневренность , которая, как правило, включает в себя возможности на коротких дистанциях.
- Суперкруиз , т.е. продолжительный сверхзвуковой круиз без использования прогрева .
- Усовершенствованная авионика, включая радар малой вероятности перехвата (LPIR).
- Сетевое объединение данных , обеспечивающее осведомленность о ситуации на поле боя.
- Многоцелевые возможности , такие как поле боя C 3 ( командование, управление и связь ).
Чтобы минимизировать радиолокационное сечение (ЭПР), большинство истребителей пятого поколения используют скулы вместо стандартных удлинителей передней кромки и не имеют передних кромок , хотя у Сухого Т-50 есть удлинители воздухозаборника двигателя, которые, похоже, функционируют как утки, а Конструкторы Chengdu J-20 выбрали повышение маневренности «уток», несмотря на их плохие характеристики скрытности. [9] Все они имеют двойное скошенное вертикальное оперение (похожее на V-образное ), что также позволяет минимизировать боковое ЭПР. Большинство истребителей пятого поколения, обладающих сверхманевренностью, достигают этого за счет изменения вектора тяги .
Все они имеют внутренние отсеки для вооружения, чтобы избежать высоких орудийных пилонов ЭПР, но все они имеют внешние точки подвески на крыльях для использования в нескрытных миссиях, например, внешние топливные баки, которые F-22 несет при развертывании на новом театре военных действий.
Все истребители пятого поколения имеют высокий процент использования композиционных материалов с целью снижения ЭПР и веса.
- определяемый самолет Программно
Все представленные истребители пятого поколения используют коммерческие готовые основные процессоры для непосредственного управления всеми датчиками и формирования консолидированного представления о боевом пространстве как с помощью бортовых, так и сетевых датчиков , в то время как реактивные истребители предыдущего поколения использовали объединенные системы, в которых каждый датчик или модуль представить свои показания пилоту, чтобы он мог сложить в уме представление о пространстве боя. [10] [11] [12] F-22A физически поставлялся без радара с синтезированной апертурой ситуации (SAR) или инфракрасного поиска и отслеживания . SAR он получит позже благодаря обновлению программного обеспечения. [13] Однако любой недостаток в этих сложных программных системах может вывести из строя предположительно несвязанные системы самолета, а сложность программно-определяемого самолета может привести к кризису программного обеспечения с дополнительными затратами и задержками. [14] [15] К концу 2013 года наибольшую озабоченность в программе F-35 вызывало программное обеспечение, особенно программное обеспечение, необходимое для объединения данных со многих датчиков. [16]
Сухой называет свою экспертную систему синтеза датчиков искусственным интеллектом Су-57. [17] Летные испытания их интегрированной модульной авионики начались в 2017 году на многоядерной процессорной системе с оптоволоконной сетью. [18] Система не лишена недостатков. В декабре 2020 года из-за неисправности компьютерной системы управления полетом разбился первый серийный Су-57. [19]
Автоматическая реакция программного обеспечения на перегрев, очевидно, способствовала крушению F-22. [20] Проблемы с авионикой также способствовали катастрофе F-35A в 2020 году. [21]
В F-35 используются программно-определяемые радиосистемы , в которых общее промежуточное программное обеспечение управляет программируемыми вентильными матрицами . [13] Полковник Артур Томассетти заявил, что F-35 — это «самолет с интенсивным программным обеспечением, и программное обеспечение легко модернизировать, в отличие от аппаратного обеспечения». [22]
Чтобы облегчить добавление новых функций программного обеспечения, в F-35 реализовано ядра и приложений. разделение функций безопасности [23]
Стив О'Брайан из Lockheed Martin заявил, что F-35 может получить возможность управлять БПЛА благодаря будущему обновлению программного обеспечения. [24] ВМС США уже планируют поставить свою беспилотную систему воздушного наблюдения и удара с авианосца под управление пилотируемого самолета, которая будет действовать как магазин для летающих ракет. [25]
осведомленность Ситуационная
Комбинация малозаметных планеров, скрытых датчиков и скрытой связи предназначена для того, чтобы истребители пятого поколения могли атаковать другие самолеты до того, как эти цели узнают об их присутствии. [26] Подполковник ВВС США Джин Макфоллс заявил, что объединение датчиков будет использоваться в базах данных инвентаризации для точной идентификации самолетов на расстоянии. [27]
Предполагается, что объединение датчиков и автоматическое отслеживание целей дадут пилоту реактивного истребителя пятого поколения обзор боевого пространства, превосходящий обзор устаревших самолетов АВАКС (воздушной системы предупреждения и управления), которые могут быть вынуждены отойти от линии фронта из-за возрастающих угроз. Таким образом, тактическое управление можно было передать пилотам истребителей. [28] Майкл Винн , бывший министр ВВС США, предложил отказаться от Boeing E-3 Sentry и Northrop Grumman E-8 Joint STARS в пользу большего количества F-35 просто потому, что русские и военные прикладывают так много усилий. Китайцы нацелены на эти платформы, построенные в соответствии со стандартами коммерческих авиалайнеров. [29]
Однако более мощные датчики, такие как радар с АФАР, который может работать в нескольких режимах одновременно, могут предоставлять слишком много информации, чтобы один пилот F-22, F-35 и Су-57 мог ее адекватно использовать. Сухой /HAL FGFA предлагал возврат к двухместной конфигурации, распространенной в ударных истребителях четвертого поколения, но это предложение было отклонено из соображений стоимости. [30]
Продолжаются исследования по применению технологии отслеживания перед обнаружением в сочетании с датчиками в основном процессоре, чтобы позволить истребителям пятого поколения поражать цели, которые ни один датчик сам по себе не обнаружил. [31] Теория вероятностей используется для определения того, «каким данным верить, когда верить и насколько верить». [32]
Эти датчики производят слишком много данных, чтобы бортовые компьютеры могли их полностью обработать, поэтому объединение датчиков достигается путем сравнения наблюдаемых данных с предварительно загруженными библиотеками угроз, которые содержат известные возможности противника для данного региона. [33] Элементы, не соответствующие известным угрозам, даже не отображаются. [34]
Боевое облако [ править ]
Гилмари М. Заложник III предположил, что реактивные истребители пятого поколения будут действовать вместе в «боевом облаке» вместе с будущими беспилотными боевыми самолетами. [35] и Майкл Маназир предположил, что это может произойти так же быстро, как загрузка UCLASS AMRAAM , которые будут запускаться по команде F-35. [36]
История [ править ]
2005 | F-22А Раптор |
---|---|
2006 | |
2007 | |
2008 | |
2009 | |
2010 | |
2011 | |
2012 | |
2013 | |
2014 | |
2015 | F-35B Лайтнинг II |
2016 | F-35А Лайтнинг II |
2017 | Чэнду J-20A |
F-35И «Адир» Лайтнинг II | |
2018 | |
2019 | F-35C Лайтнинг II |
2020 | Чэнду J-20B |
Сухой Су-57 | |
2021 | |
2022 | |
2023 | |
будет объявлено позже | Чэнду J-20S |
Шэньян ФК-31 | |
дядя Хэл | |
Сухой Су-75 Мат | |
ИЛИ TF-X Каан |
США [ править ]
Прототипы и демонстраторы концепций, построенные американскими производителями, включали Lockheed YF-22 - 1990 г. (построено 2), Northrop YF-23 - 1990 г. (построено 2) для программы Advanced Tactical Fighter, Boeing Bird of Prey - 1996 г. (построен 1), McDonnell. Douglas X-36 - 1997 г. (построено 2 масштабные модели), Lockheed Martin X-35 - 2000 г. (построено 2) и Boeing X-32 - 2001 г. (построено 2) для программы Joint Strike Fighter.
Радиолокационные самолеты малозаметности (LO) предыдущего поколения, также называемые самолетами-невидимками, такие как бомбардировщик Northrop Grumman B-2 Spirit и Lockheed F-117 Nighthawk, штурмовик не были предназначены для боя воздух-воздух из-за отсутствия активной электронной системы. радары со сканирующей решеткой (AESA), сети передачи данных с низкой вероятностью перехвата (LPI), летные характеристики и оружие класса «воздух-воздух», необходимое для поражения других самолетов. [37] В начале 1970-х годов в различных американских проектных проектах скрытность, скорость и маневренность были определены как ключевые характеристики боевого самолета воздух-воздух следующего поколения. Это привело к запросу информации по проекту усовершенствованного тактического истребителя в мае 1981 года, в результате которого появился F-22. [38]
Морская пехота США использует опыт ВВС США в «воздушной войне пятого поколения» на F-22, разрабатывая собственную тактику для F-35. [39]
По данным Lockheed Martin в 2004 году, единственным реактивным истребителем пятого поколения, находившимся на вооружении тогда, был их собственный F-22 Raptor. [2] [40] Lockheed Martin использует термин «истребитель пятого поколения» для описания истребителей F-22 и F-35, в определение которого входят «усовершенствованная малозаметность», «высокие характеристики», « информационный синтез » и «усовершенствованная система жизнеобеспечения». [2] [41] По неизвестным причинам их определение больше не включает возможности суперкрейсерского режима , которые обычно ассоциируются с более совершенными современными истребителями, но которых нет у F-35. [42] Lockheed Martin попыталась зарегистрировать термин «истребители 5-го поколения» как торговую марку применительно к реактивным самолетам и их конструктивным частям. [43] и имеет товарный знак для логотипа с этим термином. [44]
Определение термина «истребитель пятого поколения» от Lockheed Martin подверглось критике со стороны компаний, чья продукция не соответствует этим конкретным спецификациям, таких как Boeing и Eurofighter , а также со стороны других комментаторов, таких как Билл Свитман : [45] «Ошибочно изображать F-22 и F-35 как линейную эволюцию в конструкции истребителей. Скорее, они представляют собой тесно связанную пару отбросов, полагающихся на более высокий уровень малозаметности как ключевой элемент живучести – как Lockheed YF-12 и Микоян МиГ-25 в 1960-е годы полагались на скорость и высоту». [46]
ВМС США и компания Boeing отнесли Boeing F/A-18E/F Super Hornet к категории истребителей «следующего поколения» наряду с F-22 и F-35. [47] поскольку Super Hornet имеет радар с АФАР «пятого поколения», умеренное уменьшение эффективной радиолокационной эффективности (RCS) и объединение датчиков. [48] [49] Старший пилот ВВС США пожаловался на заявления о пятом поколении Super Hornet: «Вся суть пятого поколения заключается в синергии малозаметности, термоядерного синтеза и полной ситуационной осведомленности. Суть самолетов пятого поколения в том, что они могут выполнять свою миссию где угодно. – даже в сложных средах интегрированной противовоздушной обороны [IADS]. Если вы влетите в тяжелую систему IADS с отличным сочетанием радара и датчиков, но без скрытности, вы будете иметь полную ситуационную осведомленность о парне, который вас убивает». [50] Майкл «Понч» Гарсия из компании Raytheon заявил, что добавление радаров AESA к Super Hornet обеспечивает «90 процентов возможностей пятого поколения за половину стоимости». [51] А высокопоставленный представитель Boeing назвал их новейшие истребители поколения 4,5 «убийцами-невидимками». [52]
Китай [ править ]
У Китая есть два истребителя-невидимки: Chengdu J-20 и Shenyang FC-31 как истребители пятого поколения , оба классифицированные Министерством обороны США . [53]
несколько китайских программ истребителей пятого поколения, сгруппированных под кодовым названием J-XX К концу 1990-х годов источники в западной разведке выявили или XXJ. Представители НОАК подтвердили существование такой программы, которая, по их оценкам, будет введена в эксплуатацию в период с 2017 по 2019 год. [54] [55] К концу 2010 года два прототипа Chengdu J-20 были построены и проходили испытания на высокоскоростном рулении. [56] J-20 совершил свой первый полет 11 января 2011 года. [57] 26 декабря 2015 года новый J-20 с серийным номером 2101 был замечен покидающим завод Chengdu Aviation Corporation. Считается, что это первый самолет начального производства с низкой скоростью (LRIP). [58] 2101 совершил свой первый полет 18 января 2016 года. [59]
J-20 официально поступил на вооружение учебного подразделения в марте 2017 года. [4] став первым действующим истребителем-невидимкой за пределами США и в Азии. [60] J-20 прошел испытания и учения в конце 2017 года. [61] и был принят в боевые части ВВС НОАК в 2018 году. [62] [63]
Еще один проект истребителя-невидимки от SAC начал распространяться в Интернете в сентябре 2011 года. [64] В июне 2012 года в Интернете начали появляться фотографии возможного прототипа F-60, перебрасываемого по шоссе. [65] Позже этот самолет получил название Shenyang FC-31 и совершил свой первый полет 31 октября 2012 года. [66] Более усовершенствованная версия FC-31 получила название «J-35». [67]
Россия [ править ]
Среди демонстраторов технологий были Микоян проекта 1.44 – 1998 г. (построен 1) и Су-47 – 1997 г. (построен 1).
В конце 1980-х годов Советский Союз обозначил необходимость в самолете следующего поколения для замены реактивных истребителей четвертого поколения Микояна МиГ-29 и Су-27 , находящихся на передовой службе. Для соответствия характеристикам самолета следующего поколения велись работы над двумя проектами самолетов: двухмоторным дельта-утком Су-47 с крылом прямой стреловидности и проектом Микояна 1.44 . Однако из-за распада Советского Союза и нехватки средств оба остались лишь демонстраторами технологий.
Министерство обороны России инициировало новый конкурс истребителей ПАК ФА . После года известный 2000 , » « как -линейные воздушные силы'') по разработке истребителя нового поколения для ВВС России, Сухой и МиГ основными конкурентами которого будут . Сухой предложил свой более тяжелый двухдвигательный Т-50 (ныне Су-57 ), а Микоян предложил легкий одномоторный проект Микояна LMFS , основанный на бывшем МиГ-1.44 . проекте [68] Компания "Сухой" выиграла конкурс и в 2002 году была выбрана руководителем разработки российского истребителя нового поколения на базе конструкции Т-50. В дальнейшем разработка многоцелевого ЛМФС Микояна продолжалась за счет средств МиГа. [69] Однако программа Микояна LMFS также была отменена и заменена аналогичной программой «Сухой мат» .
Первый российский самолет пятого поколения, Су-57 , заменит устаревшие МиГ-29 и Су-27. [70] [71] Су-57 совершил первый полет 29 января 2010 года. Первый серийный Су-57 был передан ВВС России 25 декабря 2020 года. [72]
Микоян ПАК ДП — еще один предлагаемый истребитель пятого поколения, разрабатываемый для замены МиГ-31 . [73] [74] [75] [76] Проект начался в 2010 году, и «По сообщениям российских СМИ, МиГ-41 будет оснащен технологией «стелс», развивать скорость 4–4,3 Маха, нести противоспутниковые ракеты и иметь возможность выполнять задачи в Арктике и ближнем зарубежье. -космическая среда». [77]
Россия представила прототип одномоторного легкого тактического самолета Су-75 «Шахмат» в июле 2021 года на проходящем раз в два года авиасалоне МАКС , первый полет которого первоначально ожидался в 2023 году (впоследствии отложенный как минимум до 2024 года). Истребитель в основном предназначен для экспорта и, как ожидается, будет дешевле, чем двухмоторные конкуренты. [78]
Турция [ править ]
TAI TF-X Каан , [81] или по -турецки как National Combat Aircraft ( MMU , National Combat Aircraft), [82] представляет собой малозаметный двухмоторный всепогодный истребитель пятого поколения, разрабатываемый Turkish Aerospace Industries (TAI) и BAE Systems в качестве субподрядчика. Планируется, что TF-X заменит F-16 Fighting Falcon самолеты ВВС Турции и будет поставляться на экспорт в зарубежные государства. [83]
Рулежки и наземные испытания прототипа начались за два дня до запланированной выкатки, 16 марта 2023 года. [79] [84] Официальное название « Каан » ему было присвоено 1 мая 2023 года. [85] [86] [80]
21 февраля 2024 года первый прототип Kaan совершил свой первый 13-минутный полет, взлетев с аэродрома Мюртед в Анкаре, Турция. [87] [88] В этом прототипе используются двигатели General Electric F110 , которые также используются в General Dynamics F-16 Fighting Falcon .
Индия [ править ]
Индия самостоятельно разрабатывает двухмоторный сверхманевренный многоцелевой истребитель- невидимку пятого поколения , получивший название HAL Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Он разрабатывается и проектируется Агентством авиационного развития и будет производиться SPV, а первоначальные прототипы будут произведены Hindustan Aeronautics Limited . По состоянию на 2022 год прототип AMCA находится в стадии строительства, а первый полет прототипа ожидается к 2025 году. [89] [90] [91]
В начале 2018 года Индия вышла из параллельного проекта под названием FGFA , производного пятого поколения Су-57 , который, как она утверждала, к тому времени не отвечал требованиям по малозаметности, боевой авионике, радарам и сенсорам. [92] Завершенный FGFA должен был включать 43 усовершенствования по сравнению с Су-57, включая малозаметность, суперкрейсерский режим, усовершенствованные датчики, сетевое оборудование и боевую авионику. [93] [94]
Швеция [ править ]
Saab Flygsystem 2020 — это программа разработки истребителя пятого поколения.
Япония [ править ]
Япония разработала прототип реактивного истребителя-невидимки под названием Mitsubishi X-2 Shinshin , ранее называвшегося ATD-X. В начале XXI века Япония, стремясь заменить стареющий парк истребительной авиации, начала делать предложения Соединенным Штатам на тему закупки истребителей F-22 для собственных сил. [95] Однако Конгресс США запретил экспорт самолетов, чтобы сохранить секреты технологии самолетов, такие как широкое использование малозаметности; этот отказ потребовал разработки Японией собственного современного истребителя, оснащенного функциями малозаметности и другими передовыми системами. [96]
Макет X-2 Shinshin был построен и использован для изучения радиолокационной эффективности во Франции в 2009 году. Первый прототип выкатился в июле 2014 года, а самолет совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года. К июлю 2018 года Япония собрали достаточно информации и решили, что для завершения этого проекта потребуется привлечь международных партнеров. Несколько компаний ответили. [97]
Япония подписала контракт с Mitsubishi Heavy Industries на разработку истребителя шестого поколения под названием Mitsubishi FX .
Сравнение стоящих на вооружении истребителей 5-го поколения [ править ]
Ф-22 [98] [99] [100] [101] | Ф-35А [102] [103] [104] | Ф-35Б [102] | Ф-35С [102] [103] [104] | Су-57 [105] [104] | Дж-20 [106] [107] | |
---|---|---|---|---|---|---|
Страна | олень | олень | олень | олень | Россия | Китай |
Первый полет | 1997 | 2006 | 2008 | 2010 | 2010 | 2011 |
Вступил в сервис | 2005 | 2016 | 2015 | 2019 | 2020 | 2017 |
Количество построенных | 195 [а] | 354 | 108 | 38 | 22 [б] | 150-208 |
Длина, метров | 18,92 м (62 фута 1 дюйм) | 15,67 м (51 фут 5 дюймов) | 15,61 м (51 фут 3 дюйма) | 15,67 м (51 фут 5 дюймов) | 20,1 м (65 футов 11 дюймов) | 21,2 м (69 футов 7 дюймов) |
Размах крыльев | 13,56 м (44 фута 6 дюймов) | 10,7 м (35 футов 1 дюйм) | 10,7 м (35 футов 1 дюйм) | 13,1 м (43 фута 0 дюймов) | 14,1 м (46 футов 3 дюйма) | 13,01 м (42 фута 8 дюймов) |
Площадь крыла, кв.м. | 78.04 | 42.7 | 42.7 | 62.1 | 78.8 | 73 |
Пустой вес, кг | 19,700 | 13,300 | 14,700 | 15,800 | 18,500 | 17,000 |
Снаряженная масса, кг | 29,410 | 22,470 | 21,770 | 25,900 | 29,270 | 25,000 |
Максимальный вес, кг | 38,000 | 31,800 | 27,300 | 31,800 | 35,000 | 37,000 |
Векторизация тяги | 2D | никто | СТОВЛ | никто | 3D | нет/3D |
Взлет-Посадка | КТОЛ | КТОЛ | СТОВЛ | КАТОБАР | КТОЛ | КТОЛ |
Максимальная скорость, Маха | 2.25 | 1.6 | 1.6 | 1.6 | 2.0 | 2.0 |
Крейсерская скорость, Маха | 1.82 | 1.3 | ||||
Перегоночная дальность, км | 3,220 | 2,220 | 1,670 | 2,520 | 3,500 | 5,500 |
Потолок | 20 000 м (66000 футов) | 15 000 м (49000 футов) | 15 000 м (49000 футов) | 15 000 м (49000 футов) | 20 000 м (66000 футов) | 20 000 м (66000 футов) |
Двигатели | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Сухая тяга, кН | 232 | 125 | 125 | 125 | 176.6 | 172 |
Дожигание. Тяга, кН | 312 | 191 | 191 | 191 | 294.2 | 294 |
Соотношение тяги и веса | 1.08 | 0.87 | 0.9 | 0.75 | 1.02 | 1 |
Сечение радара | 0.0001 | 0.005–0.3 | 0.005–0.3 | 0.005–0.3 | 0.1–0.3 | 0.05 |
Пистолет(ы) | 20 мм | 25 мм | Никто | Никто | 30 мм | Никто |
Внутренние/внешние точки подключения | 8/4 | 6/6 | 4/6 | 6/6 | 6/6 | 8/4 |
Радар | X-диапазон | X-диапазон | X-диапазон | L-диапазон | X + L-диапазон | X-диапазон |
Цель дальности действия радара | 240 км | 150 км | 150 км | 150 км | Неизвестный | Неизвестный |
См. также [ править ]
- Истребитель завоевания превосходства в воздухе
- Поколения реактивных истребителей
- Реактивный истребитель четвертого поколения
- Реактивный истребитель шестого поколения
- Самолет-невидимка
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бейкер 2018, стр. 5, 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Истребители 5-го поколения» . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ «Морские пехотинцы заявляют, что F-35B боеспособен, но действительно ли он готов к бою?» . Фокстрот Альфа . Архивировано из оригинала 4 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Домингес, Габриэль (2 февраля 2018 г.). «НОАК вводит J-20 в боевые части» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ "Первый серийный истребитель Су-57 поступил в авиаполк Южного военного округа" . ТАСС (in Russian).
- ^ Бейкер, 2018.
- ^ Доктор Ричард П. Халлион (зима 1990 г.), «Приобретение истребителей ВВС с 1945 года» , Air Power Journal , заархивировано из оригинала 11 декабря 2016 г. , получено 7 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Бриганти, Джованни (9 мая 2012 г.). «Проверка реальности F-35 десять лет спустя. Часть 1: «Пятое поколение» и другие мифы» . Defense-aerospace.com . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Неблетт, Эван; Метени, Майк; Лифссон, Лейфур Тор (17 марта 2003 г.). «Утки» (PDF) . АОЕ 4124 Конфигурация Аэродинамика. Вирджинский технологический институт. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Макхейл, Джон (1 мая 2010 г.). «Авионика F-35: интервью с директором по боевым системам и программному обеспечению Joint Strike Fighter» . Военная и аэрокосмическая электроника . 21 (5). Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Шерман, Рон (1 апреля 2006 г.). «Комплекс радиоэлектронной борьбы F-35: больше, чем самозащита» . Авионика . Авиация сегодня. Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Аронштейн, Дэвид К.; Хиршберг, Майкл Дж.; Пиччирилло, Альберт К. (1998). От усовершенствованного тактического истребителя до F-22 Raptor: истоки истребителя господства в воздухе 21 века . АААА. п. 171. ИСБН 1-56347-282-1 . Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макхейл, Джон (1 февраля 2010 г.). «F-35 Joint Strike Fighter использует COTS для систем авионики» . Военная и авиационная электроника . 21 (2). Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Джонсон, Дэни (19 февраля 2007 г.). «Рэпторы прибывают в Кадену» . Связь с ВВС . ВВС США. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 года . Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ Дрю, Кристофер (1 ноября 2010 г.). «Ожидаемые дополнительные затраты на истребитель Lockheed F-35» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Шалал-Эса, Андреа (4 декабря 2013 г.). «Пентагон сосредоточился на вооружении и объединении данных, поскольку F-35 приближается к боевому применению» . Рейтер . Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ Вейр, Фред (29 января 2010 г.). «Россия демонстрирует военную мощь с помощью «футуристического» истребителя» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ «Россия приступила к летным испытаниям интегрированного комплекса авионики нового поколения истребителя ПАК-ФА» . www.defenseworld.net . Digitalwriters Media Pvt. Ltd. 20 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г. . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ "Источник: упавший в Хабаровском крае Су-57 самопроизвольно вошел в спираль" (in Russian). TASS . 25 December 2019 . Retrieved 25 December 2019 .
- ^ Хенниган, WJ (19 декабря 2011 г.). «Смертельные проблемы преследуют самый дорогой истребитель США» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Отчет Комиссии по расследованию авиационных происшествий ВВС США» (PDF) . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Цветы, Челси (11 июля 2012 г.). «Взгляд изнутри на F-35 Lightning II» . Министерство обороны США. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Беллами, Вудро III (11 апреля 2014 г.). «Связь Wind River Powers F-35 во время летных испытаний» . Авионика . Авиация сегодня. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Уэллс, Джейн (13 мая 2014 г.). «Американский реактивный истребитель, который может все — возможно» . CNBC . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (13 февраля 2014 г.). «UCLASS ВМФ может стать истребителем воздух-воздух» . Новости USNI . Военно-морской институт США. Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Томас, Джеффри (28 апреля 2014 г.). «Самолет-невидимка «в своем классе» » . Западная Австралия . Архивировано из оригинала 28 апреля 2014 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Мехта, Аарон (13 октября 2014 г.). «Разница между РЭБ 4-го и 5-го поколения» . Новости обороны . Перехваты. Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 14 октября 2014 г.
- ^ «Формирование новых оперативных действий: влияние F-22 и F-35» . Вторая линия защиты . 5 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Кларк, Колин (31 января 2011 г.). «Откажитесь от систем АВАКС, JSTARS; замесите тесто в F-35, говорит Винн» . Министерство обороны Базз . Военный.com. Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 года . Проверено 31 января 2011 г.
- ^ Свитман, Билл (30 ноября 2010 г.). «Соперники нацелены на JSF» . Авиационная неделя . Международная организация оборонных технологий. Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Алгоритм мультисенсорного слежения EO/IR» . СБИР ВМФ . 2011. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ «Элитная инженерия: мозг F-35» . F35.com . Локхид Мартин. 14 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ Кларк, Колин (11 марта 2015 г.). «Данные об угрозах вызывают наибольшее беспокойство у МОК F-35A; но они «будут вовремя» » . BreakingDefense.com . Нарушение СМИ. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Фридберг, Сидней-младший (7 ноября 2016 г.). «Испытательные полигоны F-22, F-35 Outsmart, ДРЛОиУ» . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Лэрд, Роббин (10 января 2013 г.). «Почему ВВС нужно много F-35: генерал заложник в «боевом облаке» » . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв; ЛаГрон, Сэм (23 декабря 2013 г.). «Военно-морской флот: UCLASS будет скрытным и размером с кота » . Новости USNI . Военно-морской институт США. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ Свитман, Билл (2004). Совершенный истребитель: совместный ударный истребитель Lockheed Martin F-35 . Зенит. п. 133. ИСБН 978-0-7603-1792-1 .
- ^ Хес, Эрик (15 мая 1998 г.). «Эволюция конструкции F-22 Raptor, часть I» . Код Один . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 15 января 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (20 июля 2012 г.). «Морская пехота США надеется использовать опыт ВВС США в отношении F-22 при развертывании F-35B» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Юн, Джо (27 июня 2004 г.). «Поколения истребителей» . Aerospaceweb.org . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «F-35 Lightning II: Определяя будущее» (PDF) . Локхид Мартин. 2012. Архивировано (PDF) из оригинала 7 сентября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ «Контакт: Часто задаваемые вопросы по JSF» . JSF.mil . Пентагон . Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года . Проверено 23 ноября 2010 г.
Нет, ни двигатели F135, ни F136 не были предназначены для суперкрейсерского режима.
- ^ «Серийный номер товарного знака 78885922: Истребители пятого поколения» . Ведомство США по патентам и товарным знакам . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Серийный номер товарного знака 78896843: Надпись «Истребители пятого поколения» . Ведомство США по патентам и товарным знакам . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Еврофайтер пятого поколения; дебаты накаляются» . DefenceTalk.com . 20 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Свитман, Билл (декабрь 2009 г.). «Редакционный взгляд» . Defense Technology International : 50. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Джоши, Саураб (16 июня 2010 г.). «F/A-18 не хуже пятого поколения: ВМС США» . СтратПост . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 16 июня 2010 г.
- ^ Фергюсон, Грегор (23 октября 2010 г.). « Истребитель-мост» обладает огромной мощью» . Австралиец . Национальные дела. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 22 октября 2010 г.
- ^ «F/A18-E/F Super Hornet… ведущий военно-морская авиация в 21 век» . ВМС США. 17 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 года . Проверено 22 октября 2010 г.
- ^ Фулгам, Дэвид А. (12 марта 2007 г.). «Радар Super Hornet не готов к бою, говорится в оценке» . Отчет об аэрокосмической отрасли и обороне . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Эрвин, Сандра (24 ноября 2010 г.). «Объединенный ударный истребитель задерживается? Для ВМС США это не имеет большого значения» . Национальная оборона . Национальная оборонно-промышленная ассоциация . Архивировано из оригинала 13 июня 2012 года . Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ Юинг, Филип (3 января 2012 г.). «Железные орлы Боинга, часть 2» . Министерство обороны Базз . Военный.com. Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ А. Тирпак, Джон (24 октября 2023 г.). «Пентагон: Китай работает над модернизацией лучшего истребителя-невидимки, пилотируемого и беспилотного объединения» . Журнал ВВС .
- ^ «Заместитель командующего ВВС Китая при первом знакомстве: первый полет отечественного истребителя четвертого поколения» [Заместитель командующего ВВС Китая при первом знакомстве: первый полет отечественного истребителя четвертого поколения Phoenix Television News (на китайском языке). Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года.
- ^ [Лицом к лицу] Хэ Вейжун: Небесный мечник [ [Лицом к лицу] Хэ Вейжун: Небесный мечник ] (на китайском языке, CCTV). Архивировано из оригинала 26 января 2010 года.
- ^ Свитман, Билл (27 декабря 2010 г.). «Китайский стелс-нападающий» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года.
- ^ «Китай проводит первый испытательный полет самолета-невидимки» . Новости Би-би-си . 11 января 2011 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2018 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Лин, Джеффри; Сингер, PW (28 декабря 2015 г.). «Китайский истребитель-невидимка J-20 начинает производство» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Лин, Джеффри; Сингер, PW (3 февраля 2016 г.). «Китай остается впереди в азиатской гонке скрытности» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 13 июля 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «После того, как истребитель-невидимка J20 находится на вооружении, Китай вырывается вперед в гонке вооружений в Азии» . Австралийские новости . 20 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Домингес, Габриэль (15 января 2018 г.). "Китайские истребители J-20 принимают участие в своих первых боевых учениях", - говорится в сообщении . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Джо, Рик (16 августа 2019 г.). «Китайский истребитель-невидимка J-20 сегодня и в 2020-е годы» . Дипломат . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Домингес, Габриэль (12 февраля 2018 г.). «НОАК вводит J-20 в боевые части» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Тримбл, Стивен (29 сентября 2011 г.). «Шэньянский «F-60», раскрыты модели-невидимки БПЛА?» . Flightglobal.com . Линия РОСЫ. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (22 июня 2012 г.). «Раскрыт новый китайский истребитель?» . Авиационист . Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Второй китайский истребитель-невидимка, успешный первый полет» [Вторая статья китайского истребителя-невидимки, успешный первый полет]. CJDBY.net (на китайском языке). Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года. Проверено 31 октября 2012 года .
- ^ «Новый китайский палубный истребитель-невидимка совершил первый полет» . 29 октября 2021 г.
- ^ «Лёгкий многофункциональный фронтовой самолет (ЛМФС)» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 18 февраля 2010 года . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ Бутовский, Петр (ноябрь 2006 г.). «Истребитель пятого поколения МиГ набирает новые обороты» . Обозреватель по России и СНГ . 15 (4). Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Уннитан, Сандип (29 сентября 2008 г.). «Индия и Россия будут иметь разные версии одного и того же истребителя» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 1 мая 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Коэн, Ариэль (16 января 2009 г.). «Россия делает ставку на новый истребитель Сухого, который будет соответствовать F-35» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Первые серийные Су-57 доставлены в полк ЮВО — источник» . ТАСС . 25 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ «Новый самолет МиГ-41 может быть создан на базе истребителя-перехватчика МиГ-31» . авиация РУ . Архивировано из оригинала 31 августа 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ «МиГ-41: Россия хочет построить суперистребитель шестого поколения» . Национальный интерес . 6 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ «Армия-2017: Информация о МиГ-41» (на польском языке). Авиаагентство Альтаир. 25 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «Россия разрабатывает истребитель космической эры» . Российская авиация . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Российская оборонная промышленность слишком занята, чтобы взяться за еще один проект истребителя? , Defense News, 2021. (Проверено в январе 2021 г.).
- ^ «Путин приветствует военно-воздушную мощь России, поскольку на обозрение выставлен новый истребитель» . Ассошиэйтед Пресс . АП. 20 июля 2021 г. Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тревитик, Джозеф (17 марта 2023 г.). «Наш первый полный взгляд на новый турецкий истребитель-невидимку TF-X» . Зона боевых действий . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Турецкий истребитель-невидимка KAAN заменит американские истребители F-16» . Военное любопытство. 2 мая 2023 г.
- ^ «Турецкий истребитель пятого поколения Каан совершил первый полет» . Блумберг . 21 февраля 2024 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Иддон, Пол (12 января 2023 г.). «TF-X: Турция планирует запустить в эксплуатацию свой отечественный истребитель-невидимку в 2023 году» . Форбс . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Яйлали, Джем Деврим; Озберк, Тайфун (21 февраля 2024 г.). «Турецкий истребитель пятого поколения отправился в первый полет» . Новости обороны . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Анил Шахин (17 марта 2023 г.). «Моменты выхода Национального боевого самолета на взлетно-посадочную полосу» . Оборонная промышленностьСТ. Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Вот название национального боевого самолета: КААН» . www.defensesanayist.com . Оборонная промышленностьСТ. 1 мая 2023 г.
- ^ «Название Национального боевого самолета было КААН» . Новости ТРТ . 1 мая 2023 г.
- ^ «Турецкий истребитель совершил первый полет, поскольку Анкара ищет азиатских покупателей» . Никкей Азия . 21 февраля 2024 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Истребитель пятого поколения Turkiye совершил первый полет» . dailysabah.com . Ежедневный Сабах. 21 февраля 2024 г.
- ^ Кумар, Четан (10 февраля 2021 г.). «Истребители будущего: рой дронов, демонстрация лазерных технологий, одобрение AMCA, вероятно, в этом году» . Таймс оф Индия . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Кришнан М., Ананта (20 февраля 2019 г.). «AMCA, первый индийский истребитель-невидимка, который, вероятно, поднимется в воздух до 2025 года» . Онманорама . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «AMCA переходит в фазу производства» .
- ^ Беди, Рахул; Джонсон, Рубен Ф. (20 апреля 2018 г.). «Индия выходит из проекта FGFA, оставляя Россию действовать в одиночку» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Мэтьюз, Нилам (25 мая 2012 г.). «Индийская версия Сухого Т-50 задерживается на два года» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Дсоуза, Ларкинс (27 октября 2008 г.). «Сухой/HAL FGFA — индийский истребитель-невидимка» . Военная авиация . Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 28 октября 2008 г.
- ^ Дсоуза, Ларкинс (11 января 2008 г.). «Mitsubishi ATD-X ShinShin — японский истребитель-невидимка» . Военная авиация . Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ Мизоками, Кайл (3 июня 2013 г.). «После запрета F-22 Япония налаживает связи с Европой (с предупреждением Америке)» . Японская служба безопасности . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Мизоками, Кайл (10 июля 2018 г.). «Теперь Northrop Grumman хочет построить новый японский истребитель» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ "Информационный бюллетень F-22 Raptor". Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine ВВС США, март 2009 года. Проверено 23 июля 2009 года.
- ^ «Технические характеристики F-22 Раптор» . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ Мехта, Аарон (31 мая 2013 г.). «Пентагон: Первые F-35 вступят в строй в 2015 году» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года.
- ^ Заявление вице-адмирала Матиаса Винтера, исполнительного директора программы F-35 Lightning II, перед подкомитетом тактических воздушных и сухопутных войск Комитета по вооруженным силам Палаты представителей по обзору программы F-35 (PDF) (отчет). Палата представителей США. 7 марта 2018 г. HHRG-115-AS25. Архивировано (PDF) из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 7 мая 2018 г. Альтернативный URL
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сотрудники Seapower (1 мая 2019 г.). «Lockheed разрабатывает стойку, чтобы сделать F-35A/C шестизарядным» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Радиолокационное поперечное сечение (ЭПР)» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Lagarkov, Andrey Nikolaevich; Pogosyan, Mikhail Aslanovich (2003). "Фундаментальные и прикладные проблемы: стелс технологии" [Fundamental and applied problems: Stealth technology]. Bulletin of the Russian Academy of Sciences (in Russian). 73 (9): 848. Archived from the original on 28 January 2004.
- ^ Литовкин Дмитрий (29 июня 2013 г.). «Истребитель Т-50 будет готов в 2013 году» . Отчет о России и Индии .
- ^ «Загадочный китайский J-20 работает уже второе десятилетие» . Полет Глобал . 28 декабря 2020 г. Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Роблин, Себастьян (24 апреля 2021 г.). «Что происходит, когда сталкиваются два истребителя-невидимки» .
Библиография [ править ]
- Бейкер, Дэвид (2018). Истребители пятого поколения . Медиа-группа Мортонс.