Нортроп YF-23
ЯФ-23 | |
---|---|
YF-23 пролетает над авиабазой Эдвардс . | |
Роль | истребителя-невидимки Демонстратор технологий |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Нортроп / МакДоннелл Дуглас |
Первый полет | 27 августа 1990 г. |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | ВВС США |
Произведено | 1989–1990 |
Количество построенных | 2 |
Northrop /McDonnell Douglas YF-23 — американский одноместный двухмоторный сверхзвуковой невидимка истребитель- , разработанный для ВВС США (USAF). Команда разработчиков стала финалистом конкурса демонстрации/проверки перспективного тактического истребителя (ATF) ВВС США, сразившись с командой YF-22 за полномасштабную разработку и производство. Было построено два прототипа YF-23.
В 1980-х годах ВВС США начали искать замену своим F-15 истребителям Су , чтобы более эффективно противостоять передовым советским -27 и МиГ-29 . Несколько компаний представили проектные предложения; ВВС США отобрали предложения компаний Northrop и Lockheed . Northrop объединилась с McDonnell Douglas для разработки YF-23, а Lockheed, Boeing и General Dynamics разработали YF-22. YF-23 был более скрытным и быстрым, но менее маневренным, чем его конкурент. После четырехлетнего процесса разработки и оценки команда YF-22 была объявлена победителем в 1991 году и разработала F-22 Raptor , который впервые поднялся в воздух в 1997 году и поступил на вооружение в 2005 году. ВМС США рассматривали возможность использования военно-морской версии ATF в качестве замены F -14 , но позже эти планы были отменены из-за затрат.
После летных испытаний оба YF-23 были помещены на хранение, в то время как различные агентства рассматривали планы использования их для дальнейших исследований, но так и не были реализованы. В 2004 году Нортроп Грумман [ № 1 ] использовала второй YF-23 в качестве демонстрационной модели для предлагаемого регионального бомбардировщика, но от этого проекта отказались, поскольку требовались бомбардировщики большей дальности. Два прототипа YF-23 в настоящее время выставлены в Национальном музее ВВС США и Западном музее авиации соответственно.
Разработка
[ редактировать ]Определение понятия
[ редактировать ]Американские спутники-разведчики впервые заметили передовые советские прототипы истребителей Су-27 и МиГ-29 в 1978 году, что вызвало обеспокоенность в США. Ожидалось, что обе советские модели снизят боевые и маневренные преимущества современных американских истребителей, включая недавно представленные F-29. 15 Eagle и F-16 Fighting Falcon . [ 1 ] Кроме того, тактическая авиация США будет подвергаться дальнейшей угрозе со стороны новых советских систем, таких как А-50 бортовая система предупреждения и управления (АВАКС) и более совершенные зенитно-ракетные системы. [ 2 ] В 1981 году ВВС США начали разрабатывать требования и обсуждать с аэрокосмической промышленностью концепции перспективного тактического истребителя (ATF), который заменит F-15. ATF должна была воспользоваться преимуществами новых технологий, включая композитные материалы , легкие сплавы , усовершенствованные системы управления полетом, более мощные двигательные установки и технологии малозаметности . [ 3 ]
В мае 1981 года нескольким аэрокосмическим компаниям был отправлен запрос ATF на информацию (RFI) о возможных характеристиках нового истребителя. Первоначально ATF носила кодовое название «Senior Sky» , но в то время все еще находилась в процессе определения требований, а это означало, что в ответах отрасли существовало значительное разнообразие. Компания Northrop представила три проекта RFI: от сверхдешевого, очень маневренного и малозаметного ракетного комплекса; все они находились на небольшом и легком конце спектра ответов. [ 4 ] было сформировано Программное управление системы ATF (SPO) В 1983 году на базе ВВС Райт-Паттерсон из первоначальной группы разработки концепции . После обсуждений с аэрокосмическими компаниями и Тактическим авиационным командованием (TAC) SPO сделало бой воздух-воздух с выдающимися кинематическими характеристиками основной ролью ATF, которая заменит F-15. [ 5 ] Ответом компании Northrop стал проект истребителя со скоростью 2+ Маха, получившего обозначение N-360, с треугольным крылом , одним вертикальным оперением и двумя двигателями с соплами управления вектором тяги и реверсивами тяги . [ 6 ] [ 7 ] Примерно в это же время SPO начнет все больше уделять внимание малозаметности ради живучести и боевой эффективности из-за очень низкой эффек- тивности радиолокационного рассеяния (ЭПР) в результате инноваций ВВС « черного мира », таких как Have Blue / F-117 , Tacit. Blue и программа Advanced Technology Bomber (ATB) (в результате которой появится B-2 ). [ 8 ]
Northrop смогла быстро адаптироваться к растущему акценту ATF на скрытности. С октября 1981 года небольшая группа инженеров под руководством Роба Сандаски в подразделении ATB/B-2 работала над проектами истребителей-невидимок. Позже Сандаски станет главным инженером Northrop ATF, а его коллега-инженер-невидимка B-2 Ю Пин Лю был принят на работу в 1985 году в качестве главного ученого. [ 9 ] Были изучены три концепции конструкции: маневренный маневренный истребитель (AMF), аналогичный N-360, с двумя наклоненными вертикальными оперениями и лучшими аэродинамическими характеристиками из трех при минимальной скрытности, истребитель Ultra Stealth Fighter (USF), в котором подчеркивалась максимальная скрытность за счет совмещения краев с только четыре лепестка RCS, получивший прозвище «Рождественская елка» за свою форму в плане , и истребитель High Stealth Fighter (HSF), который уравновешивал скрытность и маневренность с ромбовидными крыльями , цельноповоротными « рулями направления » с V-образным хвостовым оперением (или хвостом-бабочкой), выхлопными желобами двигателя, и выровненные края. [ 10 ] [ 11 ] HSF воспользуется многими конструктивными особенностями B-2, чтобы снизить его восприимчивость к радиолокационному и инфракрасному обнаружению, а понимание Лю как радиолокационных сигнатур, так и аэродинамики позволит использовать ключевые конструктивные особенности, такие как форма носа (прозванного «утконосом»). "за первоначальную форму и выраженные кромки скулы) и купол с их гауссовыми поверхностями . К 1985 году HSF стал узнаваемо похож на будущий YF-23 и стал оптимальным балансом малозаметности и аэродинамических характеристик. [ 9 ] [ 12 ]
Демонстрация и проверка
[ редактировать ]К ноябрю 1984 года исследование концепции позволило SPO сузить свои требования и опубликовать Заявление об оперативной необходимости, в котором предусматривался истребитель взлетной массой 50 000 фунтов (22 700 кг), малозаметный и с отличной кинематикой, включая длительный сверхзвуковой полет без использования форсажных камер. , или суперкруиз . В сентябре 1985 года ВВС США направили запрос предложений (RFP) для демонстрации и проверки (Dem/Val) нескольким производителям самолетов с четырьмя основными предложениями, которые позже были сокращены до двух и перешли к следующему этапу; Помимо жестких технических требований ATF, в запросе предложений также особое внимание уделялось системному проектированию , планам развития технологий и снижению рисков. [ 13 ] После первоначального выпуска в RFP войдут некоторые изменения; После обсуждений с Lockheed и Northrop их опыта эксплуатации F-117 и ATB/B-2 в декабре 1985 года требования к малозаметности были резко увеличены. [ 14 ] Требование включить оценку прототипов летательных аппаратов от двух финалистов было добавлено в мае 1986 года по рекомендациям Комиссии Паккарда . В то время ВВС США планировали закупить 750 ATF по цене 35 миллионов долларов за единицу в 1985 финансовом году (что эквивалентно 84 207 989 долларов США в 2023 году). Кроме того, ВМС США в рамках программы Navy Advanced Tactical Fighter (NATF) в конечном итоге объявили, что будут использовать производную версию победителя ATF для замены своего F-14 Tomcat , и призвали закупить 546 самолетов. [ 15 ] [ 16 ]
Работа Northrop над HSF окупится за запрос предложений Dem/Val. К январю 1986 года HSF превратился в проектное предложение 86E (DP86E) как усовершенствованную и хорошо понятную концепцию благодаря обширному гидродинамики вычислительному моделированию , испытаниям в аэродинамической трубе и испытаниям на опорах RCS и стал предпочтением Northrop для подачи заявки на ATF. [ 17 ] Кроме того, способность Northrop проектировать и анализировать невидимые изогнутые поверхности, берущая свое начало в ее работе над Tacit Blue и ATB/B-2, дала их конструкторам преимущество на раннем этапе, особенно с учетом того, что Lockheed, единственная компания с обширным опытом в области малозаметных технологий, ранее уже имела сделал ставку на огранку как на Ф-117 и проиграл АТБ в результате Нортропу. Эта потеря, наряду с плохими аэродинамическими характеристиками их ранней концепции ATF, вынудила Lockheed также разработать конструкции и методы анализа с изогнутыми малозаметными поверхностями. [ 18 ] [ 19 ] Проект HSF компании Northrop будет доработан до DP110, который был представлен на запрос предложений Dem/Val. [ 10 ]
В июле 1986 года предложения по Dem/Val представили компании Lockheed , Boeing , General Dynamics , McDonnell Douglas, Northrop, Grumman и Rockwell ; двое последних вскоре после этого выбыли из соревнований. [ 20 ] Поскольку ожидалось, что подрядчики сделают значительные инвестиции в развитие технологий, SPO поощряло формирование команд компаниями. После подачи предложений Lockheed, Boeing и General Dynamics сформировали команду для разработки любого из предложенных ими проектов, если таковой был выбран. Нортроп и Макдоннелл Дуглас сформировали команду по аналогичному соглашению. [ 21 ]
Lockheed и Northrop, два лидера отрасли в области самолетов-невидимок, были выбраны 31 октября 1986 года финалистами конкурса Dem/Val, занявшего первое и второе места, хотя подходы к их предложениям заметно различались. Усовершенствованное и хорошо понятное проектное предложение Northrop было значительным преимуществом, особенно по сравнению с незрелым проектом Lockheed, но внимание предложения Lockheed к системному проектированию, а не к проектированию конкретного самолета, фактически выдвинуло его вперед. [ 18 ] [ 19 ] Обе команды получили 691 миллион долларов в 1985 финансовом году (что эквивалентно 1 662 506 297 долларов в 2023 году) и дали 50 месяцев на создание и летные испытания своих прототипов. Одновременно с Pratt & Whitney и General Electric был заключен контракт на разработку двигателей для конкурса двигателей ATF. [ 22 ] Из-за позднего добавления требований к прототипированию из-за политического давления прототипы летательных аппаратов должны были быть машинами «наилучшего качества», предназначенными не для выполнения соревновательного взлета или представления серийного самолета, отвечающего всем требованиям, а для демонстрации жизнеспособности его концепцию и снизить риск. [ Н 2 ] [ 23 ]
Доработка дизайна
[ редактировать ]Будучи одной из компаний-победителей предложений Dem/Val, Northrop вместе с McDonnell Douglas возглавляла программу группы YF-23; эти двое ранее совместно работали над F/A-18 Hornet . [ 24 ] Помимо государственных контрактов, команда в конечном итоге инвестирует 650 миллионов долларов (что эквивалентно 1 333 854 545 долларов США в 2023 году) в свои усилия по ATF; General Electric и Pratt & Whitney, две компании по производству двигателей, также инвестировали по 100 миллионов долларов каждая (что эквивалентно 222 309 091 доллару США в 2023 году). [ 25 ] Производство планера было разделено примерно поровну: компания Northrop построила хвостовую часть фюзеляжа и оперение в Хоторне, штат Калифорния , и выполнила окончательную сборку на базе ВВС Эдвардс, а компания McDonnell Douglas построила крылья и носовую часть фюзеляжа в Сент-Луисе, штат Миссури . Производству во многом помогло использование программного обеспечения для автоматизированного проектирования . Тем не менее, конструкция YF-23 в значительной степени представляла собой постоянное усовершенствование DP110 компании Northrop с небольшим влиянием конструкции McDonnell Douglas, которая имела стреловидные крылья, четыре поверхности хвостового оперения и разъемные клиновидные воздухозаборники, установленные на подбородке, и не обеспечивала малозаметности. [ 26 ] Конструкция YF-23 превратилась в DP117K, когда он был заморожен в конфигурации прототипа в январе 1988 года, с изменениями, включая более острый и объемный нос по сравнению с более ранней формой «утконоса» для улучшения радиолокационных характеристик и усиленную кормовую палубу с меньшим сопротивлением. [ 27 ] [ 28 ] Из-за сложной кривизны поверхности самолет был построен снаружи, при этом сначала были изготовлены большие композитные конструкции обшивки, а затем внутренние элементы. Чтобы обеспечить точное и оперативное управление, компания Northrop разработала и протестировала законы управления полетом, используя как крупномасштабный симулятор, так и модифицированный C-131, получивший название Total In Flight Simulator (TIFS). [ 29 ]
В рамках Dem/Val SPO проводило обзоры системных требований (SRR), в ходе которых анализировало результаты исследований производительности и затрат с участием обеих команд и, при необходимости, корректировало требования и удаляло те требования, которые добавляли существенный вес или стоимость, но при этом имели предельную ценность. Первоначально от ATF требовалось приземлиться и остановиться на высоте не более 2000 футов (610 м), что означало использование реверсоров тяги на их двигателях. В 1987 году ВВС США изменили требования к длине взлетно-посадочной полосы до 3000 футов (910 м), и к 1988 году потребность в реверсорах тяги отпала. Это позволило Northrop иметь меньшие по размеру корпуса гондол двигателей в последующих доработках конструкции полной системы F-23, или предпочтительной концепции системы (PSC). Поскольку к тому времени DP117K был заморожен, гондолы, прозванные «буханками» за плоскую верхнюю поверхность, на прототипах не были уменьшены в размерах. [ 30 ] [ 31 ] Количество внутренних ракет (с AIM-120A базовым ) было сокращено с восьми до шести. Несмотря на эти корректировки, обе команды изо всех сил пытались достичь целевой взлетной полной массы в 50 000 фунтов, и впоследствии она была увеличена до 60 000 фунтов (27 200 кг), а тяга двигателя была увеличена с 30 000 фунтов силы (133 кН) до 35 000 фунтов силы (156 кН). . [ 32 ]
Помимо достижений в конструкции летательных аппаратов и двигателей, ATF также потребовались инновации в авионике и сенсорных системах с целью достижения объединения датчиков для повышения ситуационной осведомленности и снижения нагрузки на пилотов. YF-23 задумывался как демонстрационный образец конструкции планера и двигательной установки, и поэтому на нем не было установлено авионика каких-либо систем миссии PSC. Вместо этого Northrop и McDonnell Douglas протестировали эти системы в наземных и воздушных лабораториях, при этом Northrop использовала модифицированный BAC One-Eleven в качестве летающей лаборатории авионики, а McDonnell Douglas построила наземный прототип авионики (AGP) для оценки производительности и надежности программного и аппаратного обеспечения. [ 24 ] [ 33 ] Требования к авиационному оборудованию также были предметом SPO SRR с подрядчиками и корректировались в ходе Dem/Val. Например, инфракрасный датчик поиска и сопровождения (IRST) был исключен из базового требования и был предусмотрен для будущего добавления в 1989 году. [ 32 ]
), официально обозначенный как YF-23A Первый самолет ( серийный номер 87-0800 , Prototype Air Vehicle 1 (PAV-1), был выпущен 22 июня 1990 года; [ 34 ] PAV-1 совершил свой первый 50-минутный полет 27 августа под управлением Альфреда «Пола» Меца. [ 35 ] Второй YF-23 (серийный номер 87-0801 , PAV-2) совершил свой первый полет 26 октября, пилотируемый Джимом Сэндбергом. [ 36 ] Первый YF-23 был окрашен в угольно-серый цвет и получил прозвище «Серый призрак». Второй прототип был окрашен в два оттенка серого и получил прозвище «Паук». [ 37 ] На напорном воздухозаборнике ПАВ-1 на короткое время были нарисованы красные песочные часы, чтобы предотвратить травмы наземного экипажа. Красные песочные часы напоминали отметину на нижней стороне паука черной вдовы, что еще больше укрепило неофициальное прозвище «Черная вдова II». [ 37 ] присвоен YF-23 из-за его 8-лепестковой формы поперечного сечения радара, напоминающей паука. Когда руководство Northrop узнало о маркировке, они удалили ее. [ 38 ]
Морской вариант
[ редактировать ]Предлагаемый военно-морской вариант YF-23, иногда известный как NATF-23 (официально эта конструкция никогда не называлась), рассматривался как замена F-14 Tomcat . Первоначально рассматривалась первоначальная конструкция YF-23, но у нее были проблемы с пространством кабины экипажа, обращением, хранением, посадкой и запуском катапульты, что потребовало другой конструкции. К 1989 году конструкция была сужена до двух возможных конфигураций: DP533 с четырьмя хвостовыми оперениями и DP527 с двумя хвостовыми оперениями и утком . В конечном итоге DP527 был признан лучшим решением. [ 39 ] Проект НАТФ-23 был представлен вместе с предложением F-23 для полномасштабной разработки, или инженерно-производственной разработки (ЭМП), в декабре 1990 года, хотя к концу 1990 года ВМФ уже начал отказываться от программы НАТФ и полностью отказался от него к 1992 финансовому году из-за роста затрат. [ 40 ] Испытательная модель DP527 в аэродинамической трубе, испытанная в течение 14 000 часов, была подарена (с удаленными утками) компанией Boeing St. Louis (ранее McDonnell Douglas) в 2001 году Мемориалу ветеранов Bellefontaine Neighbours Klein Park в Сент-Луисе, штат Миссури. [ 41 ]
Дизайн
[ редактировать ]YF-23A (внутреннее обозначение DP117K) представлял собой прототип летательного аппарата, призванный продемонстрировать жизнеспособность предложения Northrop по ATF, разработанного с учетом требований ВВС США по живучести , сверхкрейсерскому режиму, малозаметности и простоте обслуживания. [ 42 ] Благодаря постоянному развитию концепции HSF, на которую он все еще очень напоминал, форма YF-23 была весьма усовершенствована. Это был самолет нетрадиционного вида, с ромбовидными крыльями, профилем с значительной площадью поперечного сечения для уменьшения аэродинамического сопротивления на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, а также цельноповоротным V-образным хвостовым оперением , или «рулями направления». [ 43 ] Кабину пилота разместили высоко, вблизи носовой части самолета, для обеспечения хорошего обзора пилоту. Самолет имел трехопорное шасси с носовой стойкой и двумя основными стойками шасси. Единственный большой отсек вооружения располагался в нижней части фюзеляжа между носовой частью и основными стойками шасси. [ 44 ] В кабине имелся центральный рычаг управления и боковой дроссель. [ 45 ]
Он был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями, каждый из которых находился в отдельной мотогондоле с S-образными воздуховодами для защиты осевых компрессоров двигателей от радиолокационных волн по обе стороны от хребта самолета. [ 46 ] Воздухозаборники имели трапециевидный лобовой профиль со специальными пористыми всасывающими панелями спереди для поглощения турбулентного пограничного слоя и вывода его на крылья. Из двух построенных самолетов первый YF-23 (PAV-1) имел двигатели Pratt & Whitney YF119 , а второй (PAV-2) - двигатели General Electric YF120 . Самолет имел рампы одинарного расширения (SERN) и, в отличие от YF-22, не использовал вектор тяги . [ 30 ] Как и на B-2, выхлопы двигателей YF-23 проходили через желоба, облицованные плиткой, которая «охлаждается транспирацией» для рассеивания тепла и защиты двигателей от обнаружения ракет инфракрасного самонаведения (ИК) снизу. [ 12 ] Силовая установка и аэродинамика YF-23 позволяли ему развивать крейсерскую скорость более 1,6 Маха без форсажных камер. [ 47 ]
YF-23 был статически неустойчив (имея ослабленную устойчивость ) и управлялся по электродистанционному принципу, а поверхности управления полетом контролировались центральной компьютерной системой управления. Поднятие закрылков и элеронов с одной стороны и опускание их с другой обеспечивало крен . V-образное оперение располагалось под углом 50 градусов от вертикали. Шаг в основном обеспечивался за счет вращения этих V-образных хвостовых килей в противоположных направлениях, так что их передние кромки сдвигались вместе или раздвигались. Рыскание в основном обеспечивалось за счет вращения хвостового стабилизатора в одном направлении. Летчик-испытатель Пол Мец заявил, что YF-23 имел превосходные характеристики при большом угле атаки (AoA) по сравнению с устаревшими самолетами с уменьшенным углом атаки до 60 °. [ 48 ] [ 49 ] Отклонение закрылков вниз и элеронов вверх в обе стороны одновременно обеспечивало аэродинамическое торможение . [ 50 ] Чтобы сохранить низкие затраты на прототипирование, несмотря на новую конструкцию, был использован ряд « коммерческих готовых » компонентов, в том числе носовое колесо F-15, детали основных стоек шасси F/A-18 и компоненты передней кабины самолета. F-15E Страйк Игл . [ 12 ] [ 36 ]
Производство Ф-23
[ редактировать ]Предлагаемая серийная конфигурация F-23 (DP231 для двигателя F119 и DP232 для двигателя F120) для полномасштабной разработки, или Engineering and Manufacturing Development (EMD), отличалась бы от прототипов YF-23 по нескольким причинам. Вместо одного отсека вооружения конструкция EMD будет иметь два тандемных отсека в удлиненной носовой части фюзеляжа: передний отсек предназначен для ракет малой дальности AIM-9 , а кормовой основной отсек для ракет и бомб AIM-120 . Поворотная пушка М61 будет установлена на левой стороне носовой части фюзеляжа. Общая длина F-23 была немного увеличена до 70 футов 5 дюймов (21,46 м), а размах крыла остался примерно таким же. Объем фюзеляжа был увеличен, носовая часть была увеличена для размещения систем управления, включая радар носовой части AESA, а скулы стали менее выраженными и подняты до той же высоты ватерлинии , что и передняя кромка крыла. Удаление реверсоров тяги позволило гондолам двигателей иметь меньшее и более округлое поперечное сечение, а пространство между ними было заполнено для сохранения пространственного распределения. Конструкция впуска изменилась с трапециевидного профиля с присосками на зубчатый полукруглый с выступом сжатия. Рисунок задней кромки фюзеляжа и оперения также будет иметь меньше зубцов, а линии тяги двигателя будут смещены от центра на 1,5 °. В предложении EMD были как одноместный F-23A, так и двухместный варианты F-23B. [ 51 ]
НАТФ-23
[ редактировать ]Военно-морской вариант NATF-23 (внутреннее обозначение DP527), схемы которого появились в 2010-х годах, во многом отличался из-за требований авианосных операций , а также большего внимания к датчикам дальнего действия, вооружению и ожидания времени . для ПВО флота. [ 52 ] [ Н 3 ] Ромбовидные крылья были расположены как можно дальше назад, а самолет имел рули направления с большим количеством зубцов для уменьшения длины, возможность складывания крыла для хранения вещей в кабине экипажа, усиленное шасси, хвостовой крюк и слегка наклоненное переднее оперение для повышения маневренности на низких скоростях при посадке на самолет. носители и сопла управления вектором тяги. [ 53 ] Конструкция впускного отверстия также была другой: четверть круга с зубцами и выпуклой поверхностью сжатия. Внутренний оружейный отсек был разделен на два отсека переборкой вдоль центральной линии носовой части фюзеляжа для усиления киля самолета и мог вместить запланированные ВМФ усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» (AAAM) AIM-152 , а также, возможно, AGM. -88 ВРЕД и AGM-84 Гарпун . В дверях отсека будут размещаться ракеты AIM-9, а в правом крыле будет установлена поворотная пушка М61. У НАТФ-23 был увеличен размах крыла до 48 футов (14,63 м), а длина была уменьшена до 62 футов 8,5 дюйма (19,11 м), как и у F-14. Размах сложенного крыла составит 23 фута 4 дюйма (7,11 м). Как и версия ВВС, НАТФ-23 имел как одноместный, так и двухместный варианты. [ 40 ] [ 39 ]
Предлагаемое возрождение
[ редактировать ]В 2004 году Нортроп Грумман [ № 1 ] предложил бомбардировщик на базе F-23 под названием FB-23. [ Н 4 ] «Быстрая атака на театре военных действий» (RTA) в ответ на запрос ВВС США о создании временного регионального бомбардировщика, за который FB-22 и B-1R . также боролись [ 54 ] [ 55 ] Компания Northrop модифицировала YF-23 PAV-2, чтобы он служил демонстрационной моделью для предлагаемого временного бомбардировщика. [ 56 ] Возможность временного бомбардировщика FB-23 исчезла после четырехлетнего обзора обороны 2006 года , в котором предпочтение отдавалось стратегическому бомбардировщику дальнего действия с гораздо большей дальностью полета. [ 57 ] [ 58 ] С тех пор ВВС США перешли к программе бомбардировщиков следующего поколения и ударных бомбардировщиков дальнего действия . [ 59 ]
Силы воздушной самообороны Японии (JASDF) запустили программу разработки отечественного истребителя 5/6 поколения (F-3) после того , как Конгресс США в 1998 году отказался экспортировать F-22 . После долгих исследований и создания статических моделей в 2016 году испытательный самолет Mitsubishi X-2 Shinshin вылетел в качестве демонстратора технологий. К июлю 2018 года Япония собрала достаточно информации и решила, что ей необходимо привлечь на борт международных партнеров. чтобы завершить этот проект. Northrop Grumman была одной из компаний, которые ответили, и были предположения, что она может предложить модернизированную версию F-23 JASDF, в то время как Lockheed Martin предложила планер, созданный на основе F-22; Япония в конечном итоге не выбрала эти предложения из-за затрат и проблем с разделением труда в промышленности. [ 60 ] [ 61 ]
Операционная история
[ редактировать ]Оценка
[ редактировать ]Первый YF-23 с двигателями Pratt & Whitney достиг скорости 1,43 Маха 18 сентября 1990 года, а второй, с двигателями General Electric, достиг скорости 1,72 Маха 29 ноября 1990 года. [ Н 5 ] Для сравнения: YF-22 в суперкрейсерском режиме достиг скорости 1,58 Маха. [ 62 ] YF-23 был испытан на максимальной скорости 1,8 Маха с форсажными камерами и достиг максимального угла атаки 25°. [ 63 ] Максимальная скорость засекречена, хотя источники утверждают, что скорость превышает 2 Маха на высоте и на полном форсаже. [ 64 ] [ 65 ] Оружейный отсек самолета был настроен для запуска оружия и использовался для проверки акустики оружейного отсека, но запусков ракет не производилось; Компания Lockheed успешно запустила AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM ракеты со своего демонстрационного самолета YF-22. 30 ноября 1990 года ПАВ-1 выполнил стремительную боевую демонстрацию, выполнив шесть полетов за 10-часовой период. Летные испытания продолжались до декабря. [ 66 ] Два YF-23 совершили 50 полетов общей продолжительностью 65,2 часа. [ 67 ] Испытания продемонстрировали прогнозируемые компанией Northrop характеристики YF-23. [ 56 ] Обе конструкции соответствовали всем требованиям к производительности или превосходили их; YF-23 был более скрытным и быстрым, но YF-22 был более маневренным. [ 68 ] [ 69 ]
Две группы подрядчиков представили результаты оценки и свои предложения PSC по полномасштабному развитию в декабре 1990 года. [ 56 ] а 23 апреля 1991 года Дональд Райс министр ВВС объявил, что победителем стала команда YF-22. [ 70 ] ВВС выбрали двигатель Pratt & Whitney F119 для установки на серийную версию F-22. Проекты Lockheed и Pratt & Whitney получили более высокую оценку по техническим аспектам, считались более низкими рисками (YF-23 совершил меньше боевых вылетов и часов, чем его аналог) и считались более эффективными в управлении программой. [ 71 ] [ 70 ] [ 56 ] В авиационной прессе высказывались предположения, что конструкция Lockheed также рассматривалась как более адаптируемая в качестве основы для NATF ВМФ, но к 1992 финансовому году ВМС США отказались от NATF. [ 72 ] [ 73 ]
По итогам конкурса оба YF-23 были переданы в Центр летных исследований Драйден НАСА на авиабазе Эдвардс в Калифорнии без двигателей. [ 74 ] [ 12 ] НАСА планировало использовать один из самолетов для изучения методов калибровки прогнозируемых нагрузок по измеренным результатам полета, но этого не произошло. [ 74 ] Оба планера YF-23 оставались на хранении до середины 1996 года, а затем были переданы в музеи. [ 74 ] [ 75 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- YF-23A PAV-1, серийный номер ВВС 87-0800 , «Серый призрак», регистрационный номер N231YF, выставлен в ангаре исследований и разработок Национального музея ВВС США недалеко от Дейтона, штат Огайо . [ 47 ]
- YF-23A ПАВ-2, сер. AF. нет. 87-0801 экспонировался в Западном музее авиации . , «Паук», регистрационный номер N232YF, до 2004 года [ 74 ] когда он был возвращен компании Northrop Grumman и использован в качестве демонстрационной модели для бомбардировщика на базе F-23. [ 76 ] PAV-2 был возвращен в Западный музей авиации и с 2010 года выставлялся в новом месте музея на Замперини-Филд в Торрансе, Калифорния . [ 77 ]
Технические характеристики (YF-23A)
[ редактировать ]Данные Пейса, [ 78 ] Свитман, [ 79 ] Винчестер, [ 12 ] Мец и Сандберг, [ 64 ] Аронштейн [ 65 ] (обратите внимание, некоторые характеристики являются приблизительными)
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 67 футов 5 дюймов (20,55 м)
- Размах крыльев: 43 фута 7 дюймов (13,28 м)
- Высота: 13 футов 11 дюймов (4,24 м)
- Площадь крыла: 950 кв. футов (88 м 2 )
- Вес пустого: 32 000 фунтов (14 515 кг)
- Полная масса: взлетная 64 000 фунтов (29 030 кг), боевая масса 51 320 фунтов (23 280 кг).
- Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney YF119 или General Electric YF120 турбовентиляторных с форсажной камерой , тяга 23 500 фунтов силы (105 кН) каждый (YF120) всухую, 30 000 или 35 000 фунтов силы (130 или 160 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2,2 Маха (1450 миль в час, 2335 км/ч) на большой высоте.
- Суперкруиз : 1,72 Маха (1135 миль в час, 1827 км/ч) на высоте.
- Диапазон: 2424 миль (2789 миль, 4489 км)
- Боевая дальность: 651–695 миль (750–800 миль, 1210–1290 км)
- Практический потолок: 65 000 футов (20 000 м)
- Нагрузка на крыло: 67,4 фунта/кв. футов (329 кг/м). 2 ) (54 фунта/кв. фут при боевой массе)
- Тяга/масса : 1,09 (1,36 при боевой массе)
- Максимальная перегрузка : +7,1 г (максимальная испытанная мощность)
Вооружение
Ничего не проверено, но предусмотрены условия для: [ 12 ]
- 1 × 20-мм (0,79 дюйма) M61 Vulcan пушка
- 4 × AIM-120 AMRAAM или AIM-7 Sparrow средней дальности ракеты «воздух-воздух» [ 12 ] [ 80 ]
- 2 × AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Northrop приобрела Grumman в 1994 году и стала Northrop Grumman.
- ^ Команды подрядчиков должны были предоставить SPO прогнозы летных характеристик в «запечатанном конверте», на основе которых их прототипы будут оцениваться, а не друг с другом.
- ^ На чертежах DP527 показаны те же двигатели F119, что и в версии для ВВС, но окончательная силовая установка могла представлять собой модифицированный вариант с большей степенью двухконтурности для повышения топливной эффективности за счет сверхкрейсерских характеристик.
- ↑ Также использовалось обозначение «F/B-23».
- ↑ По сообщениям авиационной прессы, максимальная сверхкрейсерская скорость YF-23 с двигателями General Electric достигала 1,8 Маха. [ 28 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рич, Майкл; Стэнли, Уильям (апрель 1984 г.). «Повышение готовности и устойчивости ВВС США» (PDF) . Корпорация РЭНД . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2023 года.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1998 , стр. 37–39.
- ^ Миллер 2005 , с. 11.
- ^ Мец 2017 , стр. 10–12.
- ^ Свитман 1991b , стр. 10–13.
- ^ Чонг 2016 , стр. 226–227.
- ^ Мец 2017 , стр. 228–229.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1998 , стр. 45–58.
- ^ Перейти обратно: а б Мец 2017 , с. 23-24.
- ^ Перейти обратно: а б Мец, 2017 , стр. 28–29.
- ^ Чонг 2016 , стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Винчестер, 2005 г. , стр. 198–199.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998 , стр. 70–78.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1999 , стр. 82–85.
- ^ Уильямс 2002 , с. 5.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1998 , стр. 87–88.
- ^ Мец 2017 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Хехс, Эрик (1998). «Эволюция конструкции F-22, часть 1» . Код Один . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б Мец 2017 , с. 22.
- ^ Миллер 2005 , стр. 13–14, 19.
- ^ Гудолл 1992 , с. 94.
- ^ Дженкинс и Лэндис 2008 , стр. 233–234.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1998 , стр. 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б Мец 2017 , с. 31.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998 , стр. 164.
- ^ Мец 2017 , с. 20.
- ^ Мец 2017 , стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б Чонг 2016 , стр. 237–238.
- ^ Мец 2017 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер 2005 , с. 23.
- ^ Sweetman 1991a , стр. 23, 43.
- ^ Перейти обратно: а б Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998 , стр. 106–108.
- ^ Аронштейн, Хиршберг и Пиччирильо 1998 , стр. 113–114.
- ^ «Выпуск YF-23 знаменует собой дебют ATF» . Рейс Интернешнл . 27 июня - 3 июля 1990 г. с. 5. Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Гудолл 1992 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Обход YF-23 и особенности конструкции, сделанный летчиком-испытателем Полом Метцем . Западный музей авиации: Peninsula Seniors Productions. 6 сентября 2015. Событие происходит в 7:20. Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Проверено 15 июня 2024 г. - через YouTube.
- ^ Гудолл 1992 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Чонг 2016 , стр. 238–239.
- ^ Перейти обратно: а б Мец, 2017 , стр. 74–79.
- ^ "В рамках Дня памяти состоится открытие самолета" . Сент-Луис Пост-Диспетч (Основное издание). 24 мая 2001 г. с. 100 – через Newspapers.com .
- ^ «Закупки АТФ открывают новую эру» . Рейс Интернешнл . 15 ноября 1986 г. с. 10. Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года.
- ^ Мец 2017 , с. 84.
- ^ Гудолл 1992 , стр. 108–115, 124.
- ^ Мец 2017 , стр. 92–93.
- ^ Sweetman 1991a , стр. 42–44, 55.
- ^ Перейти обратно: а б «Нортроп-Макдоннелл Дуглас YF-23A Черная Вдова II» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года.
- ^ «YF-23 претерпит небольшие изменения, если выиграет соревнование» . Оборонная газета . 170 (8): 62–63. 14 января 1991 г. - через Гейла.
- ^ 10 процентов правды - истории из кабины (4 января 2022 г.). YF-23 Advanced Tactical Fighter (ATF) — Пол Мец (Часть 1) . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 15 июня 2024 г. - через YouTube.
{{cite AV media}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Sweetman 1991a , стр. 34–35, 43–45.
- ^ Мец 2017 , с. 54.
- ^ Отчет председателю Комитета по вооруженным силам Палаты представителей: Участие ВМС в программе перспективных тактических истребителей ВВС (PDF) (Отчет). Счетная палата правительства США. Март 1990 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2024 г.
- ^ Симонсен, Эрик (2016). «АТФ Глава 9». Полная история соревнований по полетам боевых самолетов США . Специализированная пресса. ISBN 9781580072274 .
- ^ Герберт, Адам Дж. (ноябрь 2004 г.). «Дальний удар в спешке» . Журнал ВВС . Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года.
- ^ «YF-23 вновь появляется для неожиданной ставки» . Рейс Интернешнл . 13 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер 2005 , стр. 38–39.
- ^ «Отчет об обзоре обороны за четырехлетний период» (PDF) . Министерство обороны США . 6 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2007 г. . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Герберт, Адам Дж. (октябрь 2006 г.). «Бомбардировщик 2018 года и его друзья» . Журнал ВВС . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года.
- ^ Маджумдар, Дэйв (23 января 2011 г.). «ВВС США могут закупить 175 бомбардировщиков» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Мизоками, Кайл (9 июля 2018 г.). «Теперь Northrop Grumman хочет построить новый японский истребитель» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Министерство обороны разработает собственный истребитель, который придет на смену F-2, и может обратиться к международному проекту» . Майничи Симбун . 4 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Гудолл 1992 , стр. 102–103.
- ^ «YF-23 претерпит небольшие изменения, если выиграет соревнование» . Оборонная газета . 170 (8): 62–63. 14 января 1991 г. - через Гейла.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Мец, Джим Сэндберг (27 августа 2015 г.). Презентация YF-23 DEM/VAL летчиков-испытателей Пола Метца и Джима Сэндберга . Западный музей авиации: Производство Peninsula Seniors. Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б Аронштейн, Хиршберг и Пикчирильо 1998 , с. 136.
- ^ Миллер 2005 , стр. 36, 39.
- ^ Норрис, Гай. «НАСА могло бы спасти лишние YF-23» . Рейс Интернешнл . 5 - 11 июня 1991 г. с. 16. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года.
- ^ Гудолл 1992 , с. 110.
- ^ Sweetman 1991a , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс и Лэндис 2008 , с. 234.
- ^ Лэндис, Тони (1 февраля 2022 г.). Воспоминание: Northrop YF-23 Black Widow II (отчет). Управление истории управления боевой техникой ВВС. Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года.
- ^ Уильямс 2002 , с. 6.
- ^ Миллер 2005 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Фотогалерея YF-23» . Центр летных исследований Драйдена НАСА . 20 января 1996 года. Архивировано из оригинала 5 июня 1997 года . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Лэндис, Тони (1 февраля 2022 г.). «Воспоминания: Northrop YF-23 Black Widow II» . Центр поддержки ВВС США . Архивировано из оригинала 8 июля 2024 года.
- ^ Миллер 2005 , с. 39.
- ^ «Статические дисплеи». Архивировано 15 июля 2019 г. в Wayback Machine ; «Northrop YF-23A 'Black Widow II'». Архивировано 15 июля 2019 года в Wayback Machine . Западный музей авиации . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Пейс 1999 , стр. 14–15.
- ^ Sweetman 1991a , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 1991а , стр. 42–43.
Библиография
[ редактировать ]- Аронштейн, Дэвид К.; Хиршберг, Майкл Дж; Пиччирилло, Альберт К. (1998). От усовершенствованного тактического истребителя до F-22 Raptor: истоки истребителя господства в воздухе 21 века . Арлингтон, Вирджиния: AIAA (Американский институт аэронавтики и астронавтики). ISBN 978-1-56347-282-4 .
- Чонг, Тони (2016). Летающие крылья и радикальные вещи, секретные аэрокосмические проекты и концепции Northrop, 1939–1994 гг . Форест-Лейк, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-229-8 .
- Гудолл, Джеймс С. (1992). «Усовершенствованные тактические истребители Lockheed YF-22 и Northrop YF-23». Американские истребители-невидимки и бомбардировщики B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Международное издательство Motorbooks. ISBN 9780879386092 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Мец, Альфред «Пол» (2017). Легенды ВВС, номер 220. Northrop YF-23 ATF . Форест-Лейк, Миннесота: Specialty Press. ISBN 9780989258371 .
- Миллер, Джей (2005). Lockheed Martin F/A-22 Raptor, истребитель-невидимка . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 9781857801583 .
- Пейс, Стив (1999). Ф-22 Раптор . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 9780071342711 .
- Свитман, Билл (1991a). Усовершенствованные тактические истребители YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Международное издательство Motorbooks. ISBN 9780879385057 .
- Свитман, Билл (1991b). «Истребитель, которого они не хотели». Мировой журнал авиации . 7 (осень/зима 1991 г.). Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 9781874023135 . ISSN 0959-7050 .
- Уильямс, Мел, изд. (2002). «Локхид Мартин F-22А Раптор». Суперистребители: следующее поколение боевых самолетов . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN 9781880588536 .
- Винчестер, Джим, изд. (2005). «Нортроп/Макдоннелл Дуглас YF-23». Концептуальный самолет . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books. ISBN 9781840138092 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии YF-23 на сайте DFRC/NASA
- «YF-23 Черная вдова II, рассекречено: Паутина секретности» – документальный фильм (2000)
- Страница Northrop/McDonnell Douglas YF-23 на сайте Джо Баугера
- YF-23 "Black Widow II", страница Northrop/McDonnell Douglas на сайте Fighter-planes.com. Архивировано 14 апреля 2008 г. на Wayback Machine.