Сухой/ХАЛ ФГФА
ФГФА | |
---|---|
Роль | невидимка Многоцелевой истребитель- / истребитель завоевания превосходства в воздухе |
Национальное происхождение | Россия / Индия |
Производитель | Hindustan Aeronautics Limited (предполагается) |
Дизайнерская группа | Сухой |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Индийские ВВС (предполагаемые) |
Разработано на основе | Сухой Су-57 |
( Истребитель пятого поколения Sukhoi/HAL FGFA ) — концепция истребителя пятого поколения , основанная на российском Су-57 , которая разрабатывалась совместными силами компаний «Сухой» и HAL для ВВС Индии . Раньше программа называлась FGFA, а объединенный проект тогда назывался «Перспективный многоцелевой истребитель» (PMF). [ 1 ] Завершенный FGFA должен был включать в себя в общей сложности 43 усовершенствования по сравнению с Су-57, включая усовершенствованные датчики, сетевое оборудование и боевую авионику. [ 2 ] [ 3 ] Индийская версия будет двухместной с пилотом и вторым пилотом или оператором систем вооружения (WSO).
Сообщалось, что Индия вышла из программы FGFA в 2018 году, но также намекнули, что проект может быть возобновлен позднее, когда Су-57 впервые будет полностью готов к эксплуатации в ВВС России . [ 4 ] [ 5 ] Однако генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что программу FGFA не отменили и Индия все еще работает с Россией над будущим самолетом. [ 6 ] [ 7 ] В октябре 2019 года начальник штаба ВВС Индии РКС Бхадаурия заявил, что страна не будет импортировать истребители-невидимки, такие как Су-57, и вместо этого сосредоточится на местных разработках, таких как HAL AMCA . [ 8 ]
Разработка
[ редактировать ]После успеха «БраМос» проекта в начале 2007 года Россия и Индия договорились о совместном изучении и разработке программы истребителей пятого поколения (FGFA). [ 9 ] [ 10 ]
11 сентября 2010 года сообщалось, что Индия и Россия согласовали контракт на предварительное проектирование, подлежащий одобрению Кабинетом министров. был подписан меморандум о взаимопонимании по предварительному проектированию индийско-российского истребителя . Сообщается, что в декабре 2010 года между Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и российскими компаниями «Рособоронэкспорт» и «Сухой» [ 11 ]
Если российская версия будет однопилотным истребителем, то индийский вариант будет базироваться на собственной оперативной доктрине, предусматривающей больший радиус боевых действий. Для FGFA необходимо переработать крылья и рулевые поверхности. [ 12 ] К февралю 2009 года, по словам гендиректора "Сухого" Михаила Погосяна, Индия изначально получит тот же российский истребитель ПАК ФА, единственное отличие будет заключаться в программном обеспечении. [ 13 ]
В 2010 году было запланировано выпуск 500 самолетов с возможностью увеличения количества дополнительных самолетов. ВВС России будут иметь 200 одноместных и 50 двухместных ПАК ФА, а ВВС Индии получат 166 одноместных и 48 двухместных FGFA. [ 14 ] [ 15 ] По условиям проекта одноместные истребители будут собирать в России, а Hindustan Aeronautics — двухместные. [ 16 ] HAL договорилась о 25% доле проектно-конструкторских работ в программе FGFA. Работа HAL будет включать в себя критически важное программное обеспечение, включая бортовой компьютер, навигационные системы, большую часть дисплеев в кабине, системы противодействия (CMD) и модификацию прототипа Сухого в истребитель в соответствии с требованиями ВВС Индии (IAF). [ 17 ]
Директор «Сухого» Михаил Погосян прогнозировал, что в течение следующих четырех десятилетий рынок достигнет 1000 самолетов: по 200 для России и Индии и 600 для других стран в 2010 году. [ 18 ] Министр торговли России Виктор Христенко заявил, что самолет будет разрабатываться и производиться совместно с Индией и обе страны "поделят выгоду от продажи самолета не только на своих внутренних рынках, но и на рынках третьих стран". [ 19 ] Главный редактор «Национальной обороны» Игорь Коротченко заявил в феврале 2013 года, что экспорт совместно разработанного истребителя должен помочь России увеличить свою долю в экспорте вооружений в мир. [ 20 ]
Изменения и задержки проекта
[ редактировать ]В мае 2012 года Министерство обороны Индии (МО) объявило о двухлетней отсрочке разработки проекта. [ 21 ] Ашок Наяк, выступавший официально в качестве председателя HAL перед уходом в отставку, объяснил, что ВВС потребовали 40–45 улучшений, внесенных в ПАК-ФА, для удовлетворения потребностей Индии. Эти изменения были затем официально согласованы между Индией и Россией. [ 21 ]
ВВС России и Индии планировали закупить около 250 FGFA по примерной цене 100 миллионов долларов за истребитель на общую сумму 25 миллиардов долларов в дополнение к затратам на разработку. [ 21 ] К октябрю 2012 года Индия сократила общий объем закупок с 200 до 144 самолетов. Первоначальные инвестиции Индии выросли с 5 миллиардов долларов до 6 миллиардов долларов, а предполагаемая общая стоимость программы выросла до 30 миллиардов долларов в 2012 году. [ 22 ] [ нужно обновить ]
В 2013 году стало известно, что российские и индийские истребители будут использовать одну и ту же авионику. [ 23 ] Александр Фомин заявил, что "обе стороны, участвующие в этом проекте, вкладывают в него большие средства, причем на равных условиях". [ 24 ] Позже Россия признала огромные задержки и перерасход средств по проекту. [ 25 ] Контракт еще не завершен, и IAF обвинила HAL в том, что она отдала до половины доли Индии в опытно-конструкторских работах. [ 26 ] [ 27 ] Индия вносит 15% расходов на исследования и разработки, но обеспечивает половину стоимости. [ 28 ]
9 марта 2015 года СМИ сообщили, что страны договорились сократить срок поставки самолетов с 92 месяцев до 36 месяцев после подписания окончательного соглашения. Индия также готова отказаться от распределения работы 50:50, чтобы предотвратить дальнейшие задержки в освоении новой технологии; обе страны договорились производить первую партию самолетов в России, а последующие партии будут производиться компанией HAL. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
К 2016 году интерес Индии к проекту угас после того, как Россия сократила собственные закупки. [ 32 ] 25 января 2016 года сообщалось, что Россия и Индия договорились о разработке FGFA и снижении инвестиционных затрат до 4 миллиардов долларов для каждой страны. Они будут инвестировать 1 миллиард долларов в первый год и еще 500 миллионов долларов в год в течение следующих шести лет. [ нужна ссылка ] В сентябре 2016 года две страны объявили о подробном соглашении о разделе работ для совместного производства. [ 33 ]
В мае 2017 года было опубликовано еще одно объявление о «важном» соглашении о завершении рабочего проекта истребителя пятого поколения (FGFA) и продолжении многомиллиардного проекта совместной разработки. Ожидается, что он будет подписан во второй половине года. [ 34 ] Позже в том же месяце проект оказался проваленным, когда русские внезапно потребовали семь миллиардов долларов, которые индийцы не могли себе позволить. [ 35 ] Сообщается, что в Индии был создан комитет для оценки потребности в FGFA в свете повышения цен и прогресса в проекте HAL AMCA . [ 36 ]
Сообщалось, что Индия и Россия изучают модернизацию Су -35 с технологией малозаметности (аналог F-15 Silent Eagle ) как более доступную альтернативу FGFA. [ 37 ]
Основные препятствия в программе
[ редактировать ]2 сентября 2017 года ВВС Индии назвали сложные программы технического обслуживания и высокие затраты на техническое обслуживание основными причинами своего нежелания продолжать проект. [ 38 ] Индия предпочитает производить собственный истребитель пятого поколения, чтобы поддерживать паритет с ВВС Китая, которые недавно представили истребитель-невидимку Chengdu J-20 . [ 39 ] [ 40 ]
20 апреля 2018 года стало известно, что Индия вышла из проекта. [ 4 ] [ 41 ] [ 42 ] Официальные лица Индии сообщили, что они все больше разочаровываются в ходе реализации проекта после долгих лет переговоров, задержек и борьбы с российскими подрядчиками. Они утверждали, что их не удовлетворяют возможности Су-57, ставшего основой разработки FGFA, среди прочего, самой большой проблемой является степень низкой заметности, допускаемая конструкцией. [ 4 ] [ 43 ] Однако индийские чиновники не исключили возможности возобновления проекта FGFA после полного внедрения Су-57 в состав российских ВВС или приобретения в дальнейшем полностью разработанной платформы. [ 4 ]
19 августа 2018 года стало известно, что программа FGFA не отменена; Гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь опроверг предыдущие сообщения, заявив, что "тема не закрыта" и что Россия и Индия все еще обсуждают создание истребителя пятого поколения. [ 6 ] [ 7 ]
9 июля 2019 года в ходе встречи с представителями ВВС Россия предложила Индии возобновить участие в программе Су-57. Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжин заявил, что "Россия открыта для этого... Мы готовы и предлагаем эту программу нашим индийским партнерам". [ 44 ] ВВС Главнокомандующий ВВС маршал Бирендер Сингх Дханоа в интервью официальной газете Минобороны России "Красная звезда" заявил, что хотя Су-57 в настоящее время не рассматривается для ВВС, но боевой самолет можно будет оценить, как только он вступит в строй. служба в ВВС России. [ 45 ] [ 46 ]
Дизайн
[ редактировать ]Российский опыт в области титановых конструкций будет дополнен опытом Индии в области композитов, таких как фюзеляж. [ 14 ] В беседе с Flight International глава United Aircraft Михаил Погосян сказал, что Индия предоставляет инженерные материалы, касающиеся новейшего дизайна планера, разработки высокотехнологичного программного обеспечения и других систем. [ 47 ]
К августу 2014 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) завершила предварительное проектирование FGFA, контракт на который был подписан с индийской HAL в 2010 году. [ 48 ]
Различия для FGFA
[ редактировать ]После завершения FGFA будет преимущественно вооружен оружием индийского производства, таким как Astra , ракета дальнего действия (BVR), разработанная Индией. Хотя в соответствии с российской доктриной БВР, предусматривающей использование множества различных ракет для обеспечения универсальности и непредсказуемости мер противодействия, ожидалось, что самолет будет совместим с различными типами ракет. Сообщалось, что в FGFA войдут системы, разработанные третьими сторонами. [ нужна ссылка ] Он также должен был иметь другой радар с АФАР, получивший обозначение N079. [ 49 ]
Завершенные совместные индийско-российские версии действующих истребителей отличались от летающих прототипов в общей сложности 43 усовершенствованиями. [ 2 ]
Россия согласилась на требование ВВС Индии о том, что это должен быть двухместный истребитель. [ 50 ] Индия планировала сделать его двухместным с пилотом и оператором систем вооружения . [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Менон, Джей. «Индия и Россия подписали этап исследований и разработок программы Т-50». Архивировано 21 февраля 2014 г. в Wayback Machine Aerospace Daily & Defense Report , 21 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз, Нилам. «Индийская версия Сухого Т-50 задерживается на два года». Архивировано 7 июля 2014 г. в Wayback Machine AIN , 25 мая 2012 г.
- ^ «Сухой/HAL FGFA — индийский истребитель-невидимка» . Военная авиация . 27 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 г. Проверено 28 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Индия выходит из проекта FGFA, оставляя Россию действовать в одиночку» . Джейн 360 . 20 апреля 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Пабби, Ману (13 июня 2018 г.). «Технологические претензии DRDO отменяют индийско-российскую авиастроительную сделку на сумму 9 миллиардов долларов» . Экономические времена . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б "Россия и Индия обсуждают создание истребителя пятого поколения" . ria.ru . 19 August 2018 . Retrieved 6 July 2019 .
- ^ Jump up to: а б «Индия все еще реализует проект истребителя пятого поколения: майор российской оборонной авиации» . zeenews.india.com . 20 августа 2018 года . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Сиддики, Хума (5 октября 2019 г.). «Сделано в Индии: IAF сосредоточит свое внимание на местной AMCA для своего истребительного парка, - говорит руководитель авиации РКС Бхадауриа» . Финансовый экспресс . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Каппан, Рашид (8 февраля 2007 г.). «Скоро индийско-российское соглашение по ПАК-ФА» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 2 мая 2007 г. Проверено 20 октября 2007 г.
- ^ «Индия и Россия будут производить истребители пятого поколения» . Времена Индии . 24 января 2007 г. Проверено 20 октября 2007 г.
- ^ «Чутье Медведева укрепляет индийско-российские отношения» . Фонд исследований наблюдателей. 29 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 г. Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Уннитан, Сандип (29 сентября 2008 г.). «Индия и Россия будут иметь разные версии одного и того же истребителя» . Indiatoday.digitaltoday.in . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Свитман, Билл (13 февраля 2009 г.). «ПАК-ФА – Полный вперед» . Aviationweek.com . Пентон . Проверено 13 ноября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Шукла, Аджай (6 января 2010 г.). «Индия разработает 25% истребителей пятого поколения» . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт.com . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Шукла, Аджай (5 января 2010 г.). «Индия и Россия близки к заключению пакта по истребителю следующего поколения» . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт.com . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «Грандиознейшие сделки премьер-министра Путина» . Индрус.в. 11 ноября 2011 г. Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Шукла, Аджай (6 января 2010 г.). «Индия разработает 25% истребителей пятого поколения» . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт.com . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Брянский, Глеб (12 марта 2010 г.). «Россия построит 1000 самолетов-невидимок и рассчитывает на сделку с Индией» . На сайте Reuters.com. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 г. Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ "Россия и Индия в ближайшее время подпишут контракт на создание эскиза самолета пятого поколения" . ИТАР-ТАСС.com . Проверено 16 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Российские авиастроители успешные торговцы оружием» . РУВР . РУ . 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Шукла, Аджай (15 мая 2012 г.). «Задержки и проблемы для индийско-российского истребителя» . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт.com . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Лутра, Гульшан. «IAF принимает решение о 144 истребителях пятого поколения». Архивировано 28 сентября 2013 г. в Wayback Machine India Strategic , октябрь 2012 г.
- ^ Спутник (6 февраля 2013 г.). «Индия будет использовать российскую авионику для будущего истребителя – глава ОАК» . ria.ru. Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Россия по-прежнему возлагает большие надежды на оборонные продажи в Индию» . Международные авиационные новости . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «План создания истребителя 5-го поколения натолкнулся на препятствие, которого Россия стоила» . Таймс оф Индия . 15 июля 2013 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Дж. Майкл Коул. «Россия откладывает индийскую программу истребителей пятого поколения» . Дипломат . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Размолвка IAF-HAL грозит сорвать поиски коренного населения» . Таймс оф Индия . 31 июля 2013 г.
- ^ Менон, Джей (21 октября 2013 г.). «Индия обеспокоена возможностью совместного сотрудничества с Россией по созданию истребителей пятого поколения» . Aviationweek.com . Отчет об аэрокосмической отрасли и обороне . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ «Тупик с Rafale дает толчок российскому проекту реактивного самолета пятого поколения» . Таймс оф Индия . 9 марта 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Индия присматривается к российскому FGFA, поскольку сделка MMRCA задерживается» . DefenseWorld.net . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ "ТАСС: Россия и Индия инвестируют $25 млрд в совместный с Россией проект истребителя пятого поколения — СМИ" . ТАСС . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (6 января 2016 г.). «Индия и Россия не могут разрешить спор по поводу истребителя пятого поколения» . thediplomat.com . Дипломат . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Пабби, Ману (9 сентября 2016 г.). «Индия и Россия согласовывают детали нового совместного производства истребителей пятого поколения» . indiatimes.com . Группа Таймс . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Индия и Россия подпишут соглашение о разработке истребителя пятого поколения — Times of India» . Таймс оф Индия . 7 мая 2017 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Рагуванши, Вивек (24 мая 2017 г.). «Резкий рост цен ударил по индийско-российскому проекту истребителя пятого поколения» . www.defensenews.com . Медиа группа «Сайтлайн» . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Дубей, Аджит Кумар (21 мая 2017 г.). «Индо-российский проект по разработке самолетов сталкивается с препятствиями из-за цен и технологий» . indiatoday.intoday.in . Индия сегодня . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Дипломат, Авраам Айт, The. «Может ли Россия разработать вариант пятого поколения Су-35 для Индии?» . thediplomat.com . Проверено 23 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «ВВС не поддерживают приобретение российских самолетов пятого поколения, а вместо этого заинтересованы в проекте DRDO Make in India» . Проверено 10 ноября 2017 г.
- ^ Москвич, Катя (17 августа 2017 г.). «Россия присоединяется к клубу истребителей-невидимок – но насколько хорош Су-57?» . www.imeche.org . Проверено 10 ноября 2017 г.
- ^ «Ходят слухи, что Пекин пытается привлечь союзников истребительной технологией» . atimes.com . 20 ноября 2017 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Индия выходит из совместного с Россией проекта истребителя-невидимки . Франц-Стефан Гади, Дипломат . 23 апреля 2018 г.
- ^ Шукла, Аджай (20 апреля 2018 г.). «Совместный с Россией проект перспективного истребителя стоимостью 8,63 миллиарда долларов заморожен» . Бизнес-стандарт .
- ^ «Индия выходит из совместного с Россией проекта истребителя-невидимки» . Дипломат. 23 апреля 2018 г.
- ^ "Россия предлагает Индии возобновить разработку истребителя пятого поколения" . ТАСС . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ "В Индии назвали условия закупки Су-57" . РИА Новости (in Russian). 2019-07-19 . Retrieved 2019-12-11 .
- ^ «Су-57 нет на радаре ВВС, главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа сообщает о своем решении после вступления истребителя в ВВС России | Новости Индии» . zeenews.india.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «ПАРИЖ: Российский истребитель ПАК ФА подает надежды» . Flightglobal.com. 20 июня 2011 г. Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Индийские новости – Индийская газета – Последние новости Индии – Новости из Индии – India News Daily – Текущие новости Индии» . samachar.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2014 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Бутовский, Петр. «Т-50 переворачивается и горит над Москвой». Эйр Интернэшнл , Vol. 85, № 4, октябрь 2013 г., стр. 80. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing.
- ^ «Индо-российская реактивная программа наконец-то продвигается вперед» . Новости обороны . 15 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 24 января 2015 года . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Индия ускоряет реализацию совместно с Россией проекта истребителя 5-го поколения» . НДТВ . 22 января 2015 года . Проверено 23 января 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Новостные репортажи и статьи: