ХАЛ Аджет
Аджит | |
---|---|
Прототип Аджита, E1083, сохранившийся возле штаб-квартиры HAL в Бангалоре. | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Индия |
Производитель | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Первый полет | 6 марта 1975 г. |
Введение | 1977 |
Ушедший на пенсию | 1991 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Индийские ВВС (IAF) |
Количество построенных | 89 (включая 10 модернизированных Комаров) |
Разработано на основе | Фолландский комар |
HAL Ajeet ( санскрит : अजीत ; IAST : Ajīt, букв. «Непобедимый или непобедимый» ) — с реактивным двигателем истребитель , разработанный и изготовленный индийским аэрокосмическим производителем Hindustan Aeronautics Limited (HAL). он эксплуатировался ВВС Индии С 1977 по 1991 год (IAF).
Ajeet является производной от британского Folland Gnat легкого истребителя . Самолеты Gnat, которые были закуплены в больших количествах для ВВС США и произведены по лицензии HAL, хорошо зарекомендовали себя во время службы в Индии, в том числе в активных боевых действиях во время многочисленных конфликтов с Пакистаном, включая Индо-Пакистанскую войну 1965 года и Индо-Пакистанская война 1971 года . Таким образом, в ВВС положительно отнеслись к этому типу, несмотря на наблюдаемые недостатки в ремонтопригодности и некоторых подсистемах. Таким образом, в 1972 году служба выпустила требование о разработке модернизированного и более функционального варианта Gnat, что привело к разработке HAL Ajeet.
На этапе проектирования Ajeet компания HAL модернизировала несколько аспектов самолета, стремясь повысить как надежность, так и эффективность некоторых подсистем, таких как авионика и гидравлические системы. Использование « мокрого» крыла увеличило внутренний запас топлива истребителя и освободило несколько узлов подвески под крылом для других целей, что эффективно увеличило как дальность полета, так и грузоподъемность самолета. 6 марта 1975 года первый из двух прототипов Ajeet, созданных путем переоборудования последних двух лицензионных истребителей Gnat, совершил свой первый полет . Удовлетворительные характеристики этих прототипов способствовали размещению заказа на производство Ajeet. 30 сентября 1976 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [ 1 ] Введенный в эксплуатацию в следующем году, Ajeet имел относительно короткий и ничем не примечательный срок службы: он был оснащен только одной эскадрильей IAF и был выведен из эксплуатации в 1991 году.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1950-х годах правительство Индии пришло к соглашению с Соединенным Королевством о закупке большого количества истребителей Folland Gnat , легких боевых реактивных самолетов, для ВВС Индии (IAF). Помимо приобретения самолетов Gnats британского производства, этот тип также производился по лицензионному соглашению в Индии авиационной компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). За время производства HAL построила для ВВС США более 200 самолетов; до 85 процентов планера и 60 процентов двигателей были отечественного производства. [ 2 ] В 1958 году первый истребитель Gnat был принят ВВС на вооружение эскадрильи. [ 3 ]
За время службы в ВВС Gnat показал себя относительно успешно при выполнении активных боевых задач. Этот тип использовался как в Индо-Пакистанской войне 1965 года, так и в последующей Индо-Пакистанской войне 1971 года против соседнего Пакистана. В оперативном отношении он использовался как для выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе на малых высотах , так и для выполнения наземных атак на короткие дистанции. Из-за своей эффективности против пакистанских истребителей, таких как североамериканский F-86 Sabre , этот тип получил прозвище Sabre Slayer . [ 4 ] В конечном итоге Gnat эксплуатировался ВВС США в течение нескольких десятилетий, вплоть до его вывода из эксплуатации в 1980-х годах.
По словам автора авиации Пушпиндара Чопры, конструкция Gnat имела как положительные, так и отрицательные стороны; хотя конструкция и эксплуатация были недорогими, некоторые бортовые системы, как утверждается, были склонны к низкому уровню надежности, особенно система управления самолетом, в то время как некоторые аспекты оказались трудными в обслуживании. [ 5 ] Проблемы с надежностью были известным фактором, способствовавшим нескольким авариям, которые привели к полной гибели отдельных комаров и гибели нескольких пилотов. [ 2 ]
Запуск программы
[ редактировать ]Соответственно, хотя Gnat был признан эффективным в качестве боевого самолета, также считалось, что существуют возможности для улучшения конструкции его подсистем. Поэтому в 1972 году IAF выпустила официальное требование, призывающее к разработке и производству улучшенной модели Gnat. Хотя первоначальная редакция требования предусматривала, что этот тип будет выполнять функции перехватчика второстепенную роль штурмовика . , впоследствии он был изменен, чтобы включить в новую модель и [ 6 ] Согласно отчету Счетного комитета индийского парламента, чиновникам IAF, которым было поручено контролировать программу, не хватало ни реалистичного представления о том, что было задействовано в процессе разработки, ни твердых представлений о том, для чего нужен самолет. [ 7 ]
В ответ на выдачу первоначального требования HAL приступила к разработке своей версии Gnat. Их работе во многом способствовало ранее принятое Индией решение после ликвидации Folland Aircraft в 1960-х годах приобрести многие бывшие активы компании. Остаточные права на этот тип были переданы IAF, а другие предметы, такие как приспособления и испытательное оборудование, были переданы HAL. [ 2 ] Вначале молодая конструкция самолета получила название «Аджит», что на санскрите означает «Непобедимый» или «Непокоренный». По мере развития конструкции различия между Ajeet и оригинальной моделью Gnat, послужившей отправной точкой, стали значительными. В процессе разработки были предприняты целенаправленные усилия по исправлению обнаруженных недостатков и неполадок, обнаруженных в конструкции более раннего Gnat. [ 8 ]
В поддержку программы разработки HAL решила модифицировать последнюю пару Gnats на производственной линии, чтобы они послужили прототипами для Ajeet. 6 марта 1975 года первый из этих прототипов совершил свой первый полет , а второй прототип - 5 ноября того же года. Сообщается, что этап летных испытаний программы подтвердил успех модернизированного самолета, что привело к размещению производственного заказа на Ajeet. 30 сентября 1976 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [ 1 ] Несмотря на это, еще в 1979 году в программу добавлялись дополнительные задачи разработки и изменяющиеся требования; Военный аналитик Амит Гупта объяснил это тем, что они привели к существенному увеличению связанных с этим расходов на Ajeet, а также привели к сбоям в производственных усилиях программы. [ 7 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В конце 1970-х - начале 1980-х годов HAL приступила к работе над проектом по созданию тренировочного варианта Ajeet. В 1982 году эта программа дошла до того момента, когда произошел первый полет прототипа для оценочных целей. Этот единственный самолет вскоре погиб в результате крушения в том же году. В следующем году второй прототип совершил свой первый полет, за ним последовал третий.
Однако информация о программе тренеров Аджита была получена при отсутствии интереса со стороны индийского правительства. Коммодор авиации ВВС Джасджит Сингх заметил, что в учебно-тренировочной версии Ajeet нет особой необходимости, поскольку первоначальный Gnat уже был преобразован в учебный самолет и, следовательно, уже мог быть приобретен, если бы у ВВС было желание сделать это. [ 9 ] Двойные факторы - ожидаемый неизбежный вывод из эксплуатации истребителя Ajeet и пессимизм официальных лиц по поводу ценности проекта - во многом способствовали тому, что инициатива по созданию учебных самолетов была свернута без каких-либо дополнительных примеров. Два уцелевших самолета были отправлены на непродолжительное время в состав 2-й эскадрильи ВВС ВВС, где они использовались до тех пор, пока в 1991 году не был завершен вывод из эксплуатации Ajeet.
Дизайн
[ редактировать ]
HAL Ajeet представлял собой легкий истребитель с реактивным двигателем, в первую очередь предназначавшийся для использования в качестве самолета-перехватчика малой высоты , а также способный выполнять задачи по наземным атакам. Будучи производной от более раннего Gnat, самолет внешне был похож на своего предшественника; наличие пары дополнительных узлов подвески под крылом является одним из единственных очевидных отличий от более старого Gnat. В целом Ajeet был оснащен множеством более мощной авионики и бортовых систем, чем первоначальная конструкция. [ 1 ] Однако добавление этих дополнительных подсистем и функций не обошлось без последствий, поскольку Ajeet был менее маневренным, чем оригинальный Gnat. [ 10 ]
Одним из наиболее значительных изменений, внесенных в Ajeet, было добавление мокрого крыла , в котором во внутреннем пространстве крыла размещалось авиационное топливо. Это имело ряд последствий для общей конструкции, включая существенное увеличение внутреннего запаса топлива и освобождение нескольких узлов подвески под крылом, которые ранее были заняты внешними топливными баками, что позволило использовать их для перевозки другого оборудования и вооружения. [ 11 ] Кроме того, появилась возможность перевозки еще большей полезной нагрузки за счет установки дополнительной пары подкрыльевых узлов подвески. [ 11 ]
Некоторые аспекты самолета были сильно переработаны по сравнению с Gnat, такие как значительно усовершенствованные гидравлические системы, улучшенное расположение шасси и усовершенствованные системы управления, чтобы обеспечить превосходные характеристики по сравнению с их первоначальными аналогами. [ 8 ] Поверхности управления были усовершенствованы за счет применения цельноповоротного хвостового оперения , уникального для Ajeet. [ 1 ] Также было решено оснастить самолет улучшенными Martin-Baker GF4 катапультными креслами для повышения живучести. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]В 1977 году HAL Ajeet был принят на вооружение ВВС США. Однако в конечном итоге только одна эскадрилья ВВС эксплуатировала этот тип, это была эскадрилья № 2. По словам политического писателя Криса Смита, отсутствие энтузиазма со стороны IAF по поводу Аджита объяснялось изменением отношения; служба якобы стала все более выступать против использования одномоторных самолетов, в то время как предпочтение истребителям, способным развивать сверхзвуковую скорость, также выросло, поэтому Ajeet плохо контрастировал с этими новыми приоритетами. [ 2 ] Однако, по словам Смита, Ajeet выиграл как от положительной боевой репутации, полученной от Gnat, так и от его относительно низкой эффективной радиолокационной эффективности (ЭПР). [ 2 ]
Поскольку программа вышла из-под политической благосклонности, в конечном итоге было закуплено менее сотни Аджитов, и вся программа была фактически прекращена всего через десять лет после ее начала. [ 10 ] Построенные самолеты прослужили относительно недолго и без происшествий и были выведены из эксплуатации ВВС США в 1991 году. Ajeet никогда не использовался в боевых действиях.
Варианты
[ редактировать ]- Gnat Mk 2 : оригинальное обозначение Ajeet Mk 1 в ВВС Индии.
- Ajeet Mk 1 : одноместный легкий штурмовик и истребитель- перехватчик .
- Ajeet Mk 2 Trainer : двухместный учебный прототип усовершенствованного реактивного самолета.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Выжившие перечислены в Списке выживших фолландских комаров .
Технические характеристики (HAL Аджит)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 9,04 м (29 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 6,73 м (22 фута 1 дюйм)
- Высота: 2,46 м (8 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 12,69 м 2 (136,6 кв. футов)
- Соотношение сторон : 3,56
- Профиль крыла : РАЭ 102. [ 13 ]
- Вес пустого: 2307 кг (5086 фунтов)
- Полная масса: чистая взлетная масса 3539 кг (7802 фунта).
- Максимальный взлетный вес: 4173 кг (9200 фунтов)
- Нормальная посадочная масса: 2767 кг (6100 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель TJE HAL/Bristol Siddeley Orpheus 701-01 турбореактивный , тяга 20 кН (4500 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1152 км/ч (716 миль в час, 622 узла) на уровне моря ISA + 30°.
- 1134 км/ч (705 миль в час; 612 узлов) на уровне моря ISA + 15°
- 1102 км / ч (685 миль в час; 595 узлов) на уровне моря ISA
- Максимальное число Маха: M0,948 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA + 30°.
- M0,953 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA + 15°
- M0,96 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA
- Боевая дальность: 172 км (107 миль, 93 морских миль) ло-ло-ло, с двумя 250-кг (551 фунт) бомбами.
- Практический потолок: 13 720 м (45 000 футов)
- Время набора высоты: 12 000 м (39 000 футов) за 6 минут 2 секунды.
- Нагрузка на крыло: 328,8 кг/м 2 (67,3 фунта/кв. фута) макс.
- Разбег: 1376 м (4500 футов) ISA + 30 ° при 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака.
- 1180 м (3870 футов) ISA + 15 ° при 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака
- 1034 м (3400 футов) ISA при массе 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака
- Посадочный разбег без тормозного парашюта: 1047 м (3435 футов) по ISA + 30° по СЗЗ.
- 997 м (3300 футов) ISA + 15 ° на северо-западе
- 951 м (3120 футов) ISA на северо-западе
- Посадочный разбег с тормозным парашютом: 725 м (2379 футов) по ISA + 30° по СЗЗ.
- 695 м (2280 футов) по ISA + 15 ° на северо-западе
- 658 м (2200 футов) ISA на северо-западе
- Устойчивый поворот: 5g - ISA + 30° при 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря.
- 5,28g — ISA + 15° при 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря
- 5,3g ISA на скорости 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря
Вооружение
- Орудия: 2 × 30-мм (1,181 дюйма) пушки ADEN Mk.4 с боезапасом 90 выстрелов.
- Узлы подвески: 4 общей грузоподъемностью 900 кг (2000 фунтов), с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: ракетные блоки
- Бомбы: 2 бомбы по 250 кг (551 фунт).
- Прочее: 2 подвесных бака по 136,5 л (36,1 галлона США; 30,0 имп галлонов)
Авионика
- Ferranti F195R/3 ISIS Оружейный прицел
- Навигационная система Ферранти
- Vinten G90 Пистолетная камера
- Bendix TA/RA-22 VHF tx/Rx (V/UHF позже)
- Bendix BEL AX-3 резервный УКВ
- Бендикс DFA-73 АПД
- МКФ Мк.10
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Ajeet и четыре частных Gnat T.1 изображали вымышленные палубные тактические истребители-бомбардировщики Oscar EW-5894 Phallus, которыми пилотировали пилоты ВМС США в комедии 1991 года « Горячие выстрелы!». . [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Чопра 1977, с. 288
- ^ Jump up to: а б с д и Смит 1994, с. 160.
- ^ Смит 1994, с. 159.
- ^ Хан 2004, с. 137.
- ^ Чопра 1977, стр. 284–286.
- ^ Чопра 1977, стр. 286–287.
- ^ Jump up to: а б Гупта 1997, с. 50.
- ^ Jump up to: а б Чопра 1977, стр. 287–288.
- ^ Сингх 2013, [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Кумар 2012, с. 373.
- ^ Jump up to: а б Чопра 1977, с. 287
- ^ Тейлор 1982, стр. 93–94.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ "Горячие кадры! (1991)". ИМПДб. Проверено 28 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чопра, Пушпиндар. «Аджит». Air International , июнь 1977 г., том 12, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 284–290.
- Гупта, Амит. «Создание арсенала: эволюция региональных силовых структур». Издательская группа Гринвуд, 1997. ISBN 0-2759-5787-X .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Хан, Дж. А. «Воздушная мощь и вызовы IAF». Издательство АПХ, 2004. ISBN 8-1764-8593-4 .
- Кумар, Сатиш. «Национальная безопасность Индии: Ежегодный обзор 2009 г.». Рутледж , 2012. ISBN 1-1367-0491-4 .
- Сингх, Джасджит. «ВВС Индии: аргументы в пользу коренного населения». KW Publishers Pvt Ltd, 2013. ISBN 9-3857-1483-X .
- Смит, Крис. «Специальный арсенал Индии: направление или дрейф в оборонной политике?» Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN 0-1982-9168-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]