Jump to content

ХАЛ Аджет

Аджит
Прототип Аджита, E1083, сохранившийся возле штаб-квартиры HAL в Бангалоре.
Роль боец
Национальное происхождение Индия
Производитель Хиндустан Аэронаутикс Лимитед
Первый полет 6 марта 1975 г.
Введение 1977
Ушедший на пенсию 1991
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Индийские ВВС (IAF)
Количество построенных 89 (включая 10 модернизированных Комаров)
Разработано на основе Фолландский комар

HAL Ajeet ( санскрит : अजीत ; IAST : Ajīt, букв. «Непобедимый или непобедимый» ) — с реактивным двигателем истребитель , разработанный и изготовленный индийским аэрокосмическим производителем Hindustan Aeronautics Limited (HAL). он эксплуатировался ВВС Индии С 1977 по 1991 год (IAF).

Ajeet является производной от британского Folland Gnat легкого истребителя . Самолеты Gnat, которые были закуплены в больших количествах для ВВС США и произведены по лицензии HAL, хорошо зарекомендовали себя во время службы в Индии, в том числе в активных боевых действиях во время многочисленных конфликтов с Пакистаном, включая Индо-Пакистанскую войну 1965 года и Индо-Пакистанская война 1971 года . Таким образом, в ВВС положительно отнеслись к этому типу, несмотря на наблюдаемые недостатки в ремонтопригодности и некоторых подсистемах. Таким образом, в 1972 году служба выпустила требование о разработке модернизированного и более функционального варианта Gnat, что привело к разработке HAL Ajeet.

На этапе проектирования Ajeet компания HAL модернизировала несколько аспектов самолета, стремясь повысить как надежность, так и эффективность некоторых подсистем, таких как авионика и гидравлические системы. Использование « мокрого» крыла увеличило внутренний запас топлива истребителя и освободило несколько узлов подвески под крылом для других целей, что эффективно увеличило как дальность полета, так и грузоподъемность самолета. 6 марта 1975 года первый из двух прототипов Ajeet, созданных путем переоборудования последних двух лицензионных истребителей Gnat, совершил свой первый полет . Удовлетворительные характеристики этих прототипов способствовали размещению заказа на производство Ajeet. 30 сентября 1976 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [ 1 ] Введенный в эксплуатацию в следующем году, Ajeet имел относительно короткий и ничем не примечательный срок службы: он был оснащен только одной эскадрильей IAF и был выведен из эксплуатации в 1991 году.

Разработка

[ редактировать ]

В 1950-х годах правительство Индии пришло к соглашению с Соединенным Королевством о закупке большого количества истребителей Folland Gnat , легких боевых реактивных самолетов, для ВВС Индии (IAF). Помимо приобретения самолетов Gnats британского производства, этот тип также производился по лицензионному соглашению в Индии авиационной компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). За время производства HAL построила для ВВС США более 200 самолетов; до 85 процентов планера и 60 процентов двигателей были отечественного производства. [ 2 ] В 1958 году первый истребитель Gnat был принят ВВС на вооружение эскадрильи. [ 3 ]

За время службы в ВВС Gnat показал себя относительно успешно при выполнении активных боевых задач. Этот тип использовался как в Индо-Пакистанской войне 1965 года, так и в последующей Индо-Пакистанской войне 1971 года против соседнего Пакистана. В оперативном отношении он использовался как для выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе на малых высотах , так и для выполнения наземных атак на короткие дистанции. Из-за своей эффективности против пакистанских истребителей, таких как североамериканский F-86 Sabre , этот тип получил прозвище Sabre Slayer . [ 4 ] В конечном итоге Gnat эксплуатировался ВВС США в течение нескольких десятилетий, вплоть до его вывода из эксплуатации в 1980-х годах.

По словам автора авиации Пушпиндара Чопры, конструкция Gnat имела как положительные, так и отрицательные стороны; хотя конструкция и эксплуатация были недорогими, некоторые бортовые системы, как утверждается, были склонны к низкому уровню надежности, особенно система управления самолетом, в то время как некоторые аспекты оказались трудными в обслуживании. [ 5 ] Проблемы с надежностью были известным фактором, способствовавшим нескольким авариям, которые привели к полной гибели отдельных комаров и гибели нескольких пилотов. [ 2 ]

Запуск программы

[ редактировать ]

Соответственно, хотя Gnat был признан эффективным в качестве боевого самолета, также считалось, что существуют возможности для улучшения конструкции его подсистем. Поэтому в 1972 году IAF выпустила официальное требование, призывающее к разработке и производству улучшенной модели Gnat. Хотя первоначальная редакция требования предусматривала, что этот тип будет выполнять функции перехватчика второстепенную роль штурмовика . , впоследствии он был изменен, чтобы включить в новую модель и [ 6 ] Согласно отчету Счетного комитета индийского парламента, чиновникам IAF, которым было поручено контролировать программу, не хватало ни реалистичного представления о том, что было задействовано в процессе разработки, ни твердых представлений о том, для чего нужен самолет. [ 7 ]

В ответ на выдачу первоначального требования HAL приступила к разработке своей версии Gnat. Их работе во многом способствовало ранее принятое Индией решение после ликвидации Folland Aircraft в 1960-х годах приобрести многие бывшие активы компании. Остаточные права на этот тип были переданы IAF, а другие предметы, такие как приспособления и испытательное оборудование, были переданы HAL. [ 2 ] Вначале молодая конструкция самолета получила название «Аджит», что на санскрите означает «Непобедимый» или «Непокоренный». По мере развития конструкции различия между Ajeet и оригинальной моделью Gnat, послужившей отправной точкой, стали значительными. В процессе разработки были предприняты целенаправленные усилия по исправлению обнаруженных недостатков и неполадок, обнаруженных в конструкции более раннего Gnat. [ 8 ]

В поддержку программы разработки HAL решила модифицировать последнюю пару Gnats на производственной линии, чтобы они послужили прототипами для Ajeet. 6 марта 1975 года первый из этих прототипов совершил свой первый полет , а второй прототип - 5 ноября того же года. Сообщается, что этап летных испытаний программы подтвердил успех модернизированного самолета, что привело к размещению производственного заказа на Ajeet. 30 сентября 1976 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [ 1 ] Несмотря на это, еще в 1979 году в программу добавлялись дополнительные задачи разработки и изменяющиеся требования; Военный аналитик Амит Гупта объяснил это тем, что они привели к существенному увеличению связанных с этим расходов на Ajeet, а также привели к сбоям в производственных усилиях программы. [ 7 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

В конце 1970-х - начале 1980-х годов HAL приступила к работе над проектом по созданию тренировочного варианта Ajeet. В 1982 году эта программа дошла до того момента, когда произошел первый полет прототипа для оценочных целей. Этот единственный самолет вскоре погиб в результате крушения в том же году. В следующем году второй прототип совершил свой первый полет, за ним последовал третий.

Однако информация о программе тренеров Аджита была получена при отсутствии интереса со стороны индийского правительства. Коммодор авиации ВВС Джасджит Сингх заметил, что в учебно-тренировочной версии Ajeet нет особой необходимости, поскольку первоначальный Gnat уже был преобразован в учебный самолет и, следовательно, уже мог быть приобретен, если бы у ВВС было желание сделать это. [ 9 ] Двойные факторы - ожидаемый неизбежный вывод из эксплуатации истребителя Ajeet и пессимизм официальных лиц по поводу ценности проекта - во многом способствовали тому, что инициатива по созданию учебных самолетов была свернута без каких-либо дополнительных примеров. Два уцелевших самолета были отправлены на непродолжительное время в состав 2-й эскадрильи ВВС ВВС, где они использовались до тех пор, пока в 1991 году не был завершен вывод из эксплуатации Ajeet.

IAF Аджит на косметической реставрации, 2016 г.

HAL Ajeet представлял собой легкий истребитель с реактивным двигателем, в первую очередь предназначавшийся для использования в качестве самолета-перехватчика малой высоты , а также способный выполнять задачи по наземным атакам. Будучи производной от более раннего Gnat, самолет внешне был похож на своего предшественника; наличие пары дополнительных узлов подвески под крылом является одним из единственных очевидных отличий от более старого Gnat. В целом Ajeet был оснащен множеством более мощной авионики и бортовых систем, чем первоначальная конструкция. [ 1 ] Однако добавление этих дополнительных подсистем и функций не обошлось без последствий, поскольку Ajeet был менее маневренным, чем оригинальный Gnat. [ 10 ]

Одним из наиболее значительных изменений, внесенных в Ajeet, было добавление мокрого крыла , в котором во внутреннем пространстве крыла размещалось авиационное топливо. Это имело ряд последствий для общей конструкции, включая существенное увеличение внутреннего запаса топлива и освобождение нескольких узлов подвески под крылом, которые ранее были заняты внешними топливными баками, что позволило использовать их для перевозки другого оборудования и вооружения. [ 11 ] Кроме того, появилась возможность перевозки еще большей полезной нагрузки за счет установки дополнительной пары подкрыльевых узлов подвески. [ 11 ]

Некоторые аспекты самолета были сильно переработаны по сравнению с Gnat, такие как значительно усовершенствованные гидравлические системы, улучшенное расположение шасси и усовершенствованные системы управления, чтобы обеспечить превосходные характеристики по сравнению с их первоначальными аналогами. [ 8 ] Поверхности управления были усовершенствованы за счет применения цельноповоротного хвостового оперения , уникального для Ajeet. [ 1 ] Также было решено оснастить самолет улучшенными Martin-Baker GF4 катапультными креслами для повышения живучести. [ 1 ]

Операционная история

[ редактировать ]

В 1977 году HAL Ajeet был принят на вооружение ВВС США. Однако в конечном итоге только одна эскадрилья ВВС эксплуатировала этот тип, это была эскадрилья № 2. По словам политического писателя Криса Смита, отсутствие энтузиазма со стороны IAF по поводу Аджита объяснялось изменением отношения; служба якобы стала все более выступать против использования одномоторных самолетов, в то время как предпочтение истребителям, способным развивать сверхзвуковую скорость, также выросло, поэтому Ajeet плохо контрастировал с этими новыми приоритетами. [ 2 ] Однако, по словам Смита, Ajeet выиграл как от положительной боевой репутации, полученной от Gnat, так и от его относительно низкой эффективной радиолокационной эффективности (ЭПР). [ 2 ]

Поскольку программа вышла из-под политической благосклонности, в конечном итоге было закуплено менее сотни Аджитов, и вся программа была фактически прекращена всего через десять лет после ее начала. [ 10 ] Построенные самолеты прослужили относительно недолго и без происшествий и были выведены из эксплуатации ВВС США в 1991 году. Ajeet никогда не использовался в боевых действиях.

Варианты

[ редактировать ]
  • Gnat Mk 2 : оригинальное обозначение Ajeet Mk 1 в ВВС Индии.
  • Ajeet Mk 1 : одноместный легкий штурмовик и истребитель- перехватчик .
  • Ajeet Mk 2 Trainer : двухместный учебный прототип усовершенствованного реактивного самолета.

Операторы

[ редактировать ]
 Индия

Выживший самолет

[ редактировать ]

Выжившие перечислены в Списке выживших фолландских комаров .

Технические характеристики (HAL Аджит)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 12 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 9,04 м (29 футов 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 6,73 м (22 фута 1 дюйм)
  • Высота: 2,46 м (8 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 12,69 м 2 (136,6 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 3,56
  • Профиль крыла : РАЭ 102. [ 13 ]
  • Вес пустого: 2307 кг (5086 фунтов)
  • Полная масса: чистая взлетная масса 3539 кг (7802 фунта).
  • Максимальный взлетный вес: 4173 кг (9200 фунтов)
  • Нормальная посадочная масса: 2767 кг (6100 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель TJE HAL/Bristol Siddeley Orpheus 701-01 турбореактивный , тяга 20 кН (4500 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 1152 км/ч (716 миль в час, 622 узла) на уровне моря ISA + 30°.
1134 км/ч (705 миль в час; 612 узлов) на уровне моря ISA + 15°
1102 км / ч (685 миль в час; 595 узлов) на уровне моря ISA
  • Максимальное число Маха: M0,948 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA + 30°.
M0,953 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA + 15°
M0,96 на высоте 12 000 м (39 000 футов), ISA
  • Боевая дальность: 172 км (107 миль, 93 морских миль) ло-ло-ло, с двумя 250-кг (551 фунт) бомбами.
  • Практический потолок: 13 720 м (45 000 футов)
  • Время набора высоты: 12 000 м (39 000 футов) за 6 минут 2 секунды.
  • Нагрузка на крыло: 328,8 кг/м 2 (67,3 фунта/кв. фута) макс.
  • Разбег: 1376 м (4500 футов) ISA + 30 ° при 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака.
1180 м (3870 футов) ISA + 15 ° при 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака
1034 м (3400 футов) ISA при массе 4136 кг (9118 фунтов), 2 ракетных блока и 2 подвесных бака
  • Посадочный разбег без тормозного парашюта: 1047 м (3435 футов) по ISA + 30° по СЗЗ.
997 м (3300 футов) ISA + 15 ° на северо-западе
951 м (3120 футов) ISA на северо-западе
  • Посадочный разбег с тормозным парашютом: 725 м (2379 футов) по ISA + 30° по СЗЗ.
695 м (2280 футов) по ISA + 15 ° на северо-западе
658 м (2200 футов) ISA на северо-западе
  • Устойчивый поворот: 5g - ISA + 30° при 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря.
5,28g — ISA + 15° при 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря
5,3g ISA на скорости 834 км/ч (518 миль в час; 450 узлов), на уровне моря

Вооружение

  • Орудия: 2 × 30-мм (1,181 дюйма) пушки ADEN Mk.4 с боезапасом 90 выстрелов.
  • Узлы подвески: 4 общей грузоподъемностью 900 кг (2000 фунтов), с возможностью перевозки комбинаций:
    • Ракеты: ракетные блоки
    • Бомбы: 2 бомбы по 250 кг (551 фунт).
    • Прочее: 2 подвесных бака по 136,5 л (36,1 галлона США; 30,0 имп галлонов)

Авионика

  • Ferranti F195R/3 ISIS Оружейный прицел
  • Навигационная система Ферранти
  • Vinten G90 Пистолетная камера
  • Bendix TA/RA-22 VHF tx/Rx (V/UHF позже)
  • Bendix BEL AX-3 резервный УКВ
  • Бендикс DFA-73 АПД
  • МКФ Мк.10

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Ajeet и четыре частных Gnat T.1 изображали вымышленные палубные тактические истребители-бомбардировщики Oscar EW-5894 Phallus, которыми пилотировали пилоты ВМС США в комедии 1991 года « Горячие выстрелы!». . [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и Чопра 1977, с. 288
  2. ^ Jump up to: а б с д и Смит 1994, с. 160.
  3. ^ Смит 1994, с. 159.
  4. ^ Хан 2004, с. 137.
  5. ^ Чопра 1977, стр. 284–286.
  6. ^ Чопра 1977, стр. 286–287.
  7. ^ Jump up to: а б Гупта 1997, с. 50.
  8. ^ Jump up to: а б Чопра 1977, стр. 287–288.
  9. ^ Сингх 2013, [ нужна страница ]
  10. ^ Jump up to: а б Кумар 2012, с. 373.
  11. ^ Jump up to: а б Чопра 1977, с. 287
  12. ^ Тейлор 1982, стр. 93–94.
  13. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  14. ^ "Горячие кадры! (1991)". ИМПДб. Проверено 28 января 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чопра, Пушпиндар. «Аджит». Air International , июнь 1977 г., том 12, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 284–290.
  • Гупта, Амит. «Создание арсенала: эволюция региональных силовых структур». Издательская группа Гринвуд, 1997. ISBN   0-2759-5787-X .
  • Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN   0-7106-0748-2 .
  • Хан, Дж. А. «Воздушная мощь и вызовы IAF». Издательство АПХ, 2004. ISBN   8-1764-8593-4 .
  • Кумар, Сатиш. «Национальная безопасность Индии: Ежегодный обзор 2009 г.». Рутледж , 2012. ISBN   1-1367-0491-4 .
  • Сингх, Джасджит. «ВВС Индии: аргументы в пользу коренного населения». KW Publishers Pvt Ltd, 2013. ISBN   9-3857-1483-X .
  • Смит, Крис. «Специальный арсенал Индии: направление или дрейф в оборонной политике?» Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN   0-1982-9168-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5948c8d93c5b8b7ee544d76b85ec9fc1__1709004420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/c1/5948c8d93c5b8b7ee544d76b85ec9fc1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HAL Ajeet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)