Jump to content

HAL HJT-16 Киран

HJT-16 Киран
HAL HJT-16 Киран ВВС Индии
Роль Средний реактивный тренер
Национальное происхождение Индия
Производитель Хиндустан Аэронаутикс Лимитед
Первый полет 4 сентября 1964 г.
Введение 1968
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Индийские ВВС
Индийский флот
Произведено 1964 -1989
Количество построенных 190
Развитый в HAL HJT-36 Ситара

HAL HJT-16 Kiran («Луч света») — индийский двухместный промежуточный с реактивным двигателем, учебно- тренировочный самолет разработанный и производимый авиастроительной компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Kiran был разработан по заказу ВВС Индии (IAF), которые искали новый учебно-тренировочный самолет промежуточного уровня для своих пилотов. 4 сентября 1964 года этот тип совершил свой первый полет ; Вскоре после этого началось массовое производство. Он был принят на вооружение IAF, который использует этот тип для проведения промежуточной подготовки пилотов после базовых тренажеров, таких как HPT-32 Deepak и Pilatus PC-7 . Кроме того, в течение 1980-х годов ВВС закупили несколько Киранов, которые были оснащены более мощным двигателем и большим количеством узлов подвески ; вариант получил обозначение Kiran Mk II . Он также был принят на вооружение ВМС Индии . Последний Киран был построен в 1989 году, после чего сборочную линию закрыли.

Киран находится в эксплуатации более 50 лет. С конца 1990-х годов разработанный собственной разработкой преемник HAL HJT-36 Sitara находился в разработке, но по состоянию на 2019 год еще не поступил на вооружение. К 2010-м годам использование этого типа постепенно сокращалось по мере увеличения количества новых систем BAE. «Ястребы» , построенные по лицензии HAL, поступили на вооружение IAF. Киран использовался индийской военно-морской пилотажной группой Сагар Паван , а также пилотажной группой Сурья Киран из IAF до февраля 2011 года, после чего группа была расформирована после того, как ее самолеты были направлены на обучение пилотов-истребителей. Демонстрационная группа Сурья Киран была перевооружена специально оборудованными «Ястребами». В декабре 2018 года несколько киранов были переданы Индией в дар Мьянме .

Разработка

[ редактировать ]
Kiran II на статической экспозиции в музее HAL, Бангалор , 2011 г.

Kiran был разработан индийским производителем самолетов Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в ответ на требование ВВС Индии (IAF), которое требовало создания нового промежуточного учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем. Команда дизайнеров HAL разработала относительно обычный тренажер; По словам автора Криса Смита, их конструкция была близка к модели BAC Jet Provost , существующего британского реактивного учебно-тренировочного самолета. [ 1 ] британского производства двигатель Rolls-Royce Viper 11 В качестве силовой установки HAL решила использовать турбореактивный , способный развивать тягу до 2500 фунтов силы (11 000 Н). [ 2 ] По словам Смита, разработка того, что впоследствии стало Kiran, оказалась полезной для других проектов HAL, а позже команда разработчиков была переведена на HF-24 Marut собственной разработки , истребитель-бомбардировщик . [ 1 ]

4 сентября 1964 года прототип совершил первый полет . [ 2 ] Первоначальный серийный самолет получил обозначение Kiran I ; В марте 1968 года в ВВС были осуществлены первые поставки предсерийных самолетов. Вскоре после этого было одобрено полномасштабное производство этого типа. Более поздние серийные самолеты были оснащены точками крепления под каждым крылом, которые предназначались для целей обучения стрельбе; эта модификация привела к тому, что такой самолет был переименован в Kiran IA . Всего было изготовлено 190 самолетов Mk I и 1A. [ 2 ]

В 1970-е годы HAL вела работу над модернизированной версией самолета; Вместо этого он был оснащен турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Orpheus , способным развивать максимальную тягу 4200 фунтов силы (19 000 Н). Этот вариант, который также был оснащен увеличенной боекомплектом, получил обозначение Kiran Mk II . 30 июля 1976 года этот вариант совершил свой первый полет. [ 3 ] Примерно в это же время Индия искала более совершенный учебно-тренировочный самолет в ответ на трудности, с которыми столкнулись пилоты-стажеры при переходе с первоначального Кирана на фронтовые истребители. [ 4 ] Поставки улучшенной модели начались в 1985 году; производство Кирана было прекращено в 1989 году. [ 5 ]

Операционная история

[ редактировать ]

С момента первой поставки самолета в 1968 году Kiran использовался как ВВС Индии, так и ВМС Индии для промежуточных элементов их учебных программ. С конца 1990-х годов компания HAL работала над разработкой преемника Kiran, получившего обозначение HJT-36 Sitara . [ 6 ] Его разработка затянулась из-за аварий на этапе испытательных полетов и необходимости проведения обширной модернизации. [ 7 ] [ 8 ] Еще один учебно-тренировочный самолет, разработанный британцами BAE Systems Hawk , с 2007 года производится по лицензии компанией HAL для дополнения и постепенной замены стареющего парка самолетов Kiran ВВС ВВС. [ 9 ] Хотя поставки Hawk и разработка Sitara продолжаются, срок эксплуатации Kiran был продлен до 2019 года, спустя более 50 лет после поставки первых экземпляров ВВС. [ 10 ] [ 11 ]

Самолеты демонстрационной группы Сурья Киран в строю во время LIMA 2007.

После остановки парка HAL HPT-32 Deepak в 2009 году из-за проблем с безопасностью, Kiran временно использовался для выполнения I и II этапов подготовки пилотов-истребителей; это изменение сопровождалось значительными нарушениями, включая сокращение количества летных часов для студентов, а также необходимость перераспределения самолетов из демонстрационной группы Сурья Киран. [ 12 ] [ 13 ] В 2010 году был выпущен срочный запрос предложений с целью быстрой замены HPT-32 и предоставления возможности флоту Киран возобновить нормальную работу; Впоследствии на эту роль был выбран Pilatus PC-7 . [ 14 ] [ 15 ]

И ВМС Индии , и ВВС Индии независимо управляют своими собственными пилотажными группами «Сагар Паван» и «Сурья Киран» соответственно. [ 16 ] 3 марта 2010 года самолет Kiran Mk II пилотажной группы Sagar Pawan врезался в здание в Хайдарабаде во время авиасалона Indian Aviation 2010, в результате чего оба члена экипажа погибли и четыре мирных жителя получили ранения на земле. [ 17 ] В 2010-х годах министерство обороны Индии разместило заказ на 20 самолетов Hawk Mk132 с HAL для замены оставшихся киранов, переданных в демонстрационную группу Surya Kiran. [ 18 ] [ 19 ] К 2019 году несколько «Ястребов» были переданы демонстрационной команде Сурья Киран и использовались для проведения воздушных демонстраций торговой марки. [ 20 ]

В декабре 2018 года Индия подарила соседней Мьянме шесть «Киранов» , эти самолеты были отправлены вместе с командой специалистов для обучения пилотов и наземного персонала их работе. [ 21 ] Издание Times Now предположило, что этот подарок был преднамеренным политически мотивированным решением, направленным на укрепление военных связей между двумя странами, а также как средство уравновешивания растущего влияния Китая в регионе. [ 22 ]

Варианты

[ редактировать ]
Киран Мк I
Двухместный промежуточный реактивный учебно-тренировочный самолет с турбореактивным двигателем Rolls-Royce Viper. 118 построено. [ 23 ] [ 24 ]
Киран Мк IA
Двухместный промежуточный учебно-тренировочный самолет с возможностью вооружения. Установлены две подкрыльевые точки подвески . построено 72. [ 23 ] [ 24 ]
Kiran Mk II
Усовершенствованная версия с четырьмя точками подвески, встроенными спаренными 7,62-мм пулеметами в носовой части и двигателем Bristol Siddeley Orpheus . [ 3 ] построено 61. [ 5 ]

Операторы

[ редактировать ]
Формирование киранов в полете
 Индия
 Мьянма

Спецификация (Киран ИА)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 23 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,60 м (34 фута 9 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,70 м (35 футов 1 дюйм)
  • Высота: 3,64 м (11 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 19,00 м 2 (204,5 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 6,03:1
  • Профиль крыла : NACA 23015 в корне, NACA 23012 на кончике.
  • Вес пустого: 2560 кг (5644 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 4235 кг (9337 фунтов)
  • Запас топлива: 1137 л (300 галлонов США; 250 имп галлонов) внутреннего топлива
  • Силовая установка: 1 Rolls-Royce Viper 11 турбореактивный двигатель , тяга 11,12 кН (2500 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 695 км/ч (432 миль в час, 375 узлов) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 324 км/ч (201 миль в час, 175 узлов)
  • Скорость сваливания: 137–145 км/ч (85–90 миль в час, 74–78 узлов), закрылки выпущены и шасси выпущено.
  • Выносливость: 1 час 45 минут
  • Практический потолок: 9150 м (30 020 футов)
  • Время набора высоты: от 20 минут до 9150 м (30 000 футов).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б Смит 1994, с. 157.
  2. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982, с. 92.
  3. ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, с. 98.
  4. ^ Смит 1994, с. 165.
  5. ^ Jump up to: а б Дональд и Лейк 1996, с. 201.
  6. ^ «Индийские ВВС Киранс продолжают летать, пока ожидание IJT продолжается». Flight International , 14 февраля 2014 г.
  7. ^ Шукла, Аджай (19 апреля 2019 г.). «Промежуточный реактивный тренажер HAL снова летает после обширной модернизации» . Бизнес-стандарт .
  8. ^ Кумар Джа, Маниш. «Не пора ли HAL пристегнуться?» Мир бизнеса , 26 декабря 2018.
  9. ^ «Дубай, 2007: доставлены первые индийские ястребы». Flight International , 12 ноября 2007 г.
  10. ^ «Продление жизни Сурьи Кирана...» Deccan Herald , 21 февраля 2015 г.
  11. ^ Мэтью, Нилам. «HAL выиграла в соревнованиях тренеров». AIN Online , 3 апреля 2014 г.
  12. ^ «Первомайский день: Новые летные тренажеры базового и среднего уровня в Индии». Defense Industry Daily , 2 мая 2019 г.
  13. ^ Бахадур, Манмохан. «Оглашение решения». The Hindu , 7 декабря 2016 г.
  14. ^ Фрэнсис, Лейтен. «Индия закажет начальные учебно-тренировочные машины для замены HPT-32». Flight International , 5 марта 2010 г.
  15. ^ Уолдрон, Грег. «Индия начинает первый курс обучения с новым парком PC-7 Mk II». Flight International , 15 июля 2013 г.
  16. ^ «Сурья Киранс, группа высшего пилотажа IAF, чьи смертельные маневры оставляют публику зачарованной». News Nation , 8 октября 2017 г.
  17. ^ «Самолет ВМС Индии разбился на авиашоу, погибли пилоты». BBC News , 3 марта 2010 г.
  18. ^ Хойл, Крейг. «Дискуссии по третьей сделке с Indian Hawk продолжаются», — сообщает BAE. Flight International , 2 августа 2013 г.
  19. ^ «Для пилотажной группы Сурья Киран ВВС намерены закупить 20 самолетов Hawk» . Индийский экспресс . 26 октября 2015 г.
  20. ^ Кумар, Четан. «Два самолета Surya Kiran разбились во время тренировки в Aero India в Бангалоре, один пилот погиб». Таймс оф Индия , 20 февраля 2019 г.
  21. ^ «Поставщики оружия и военной техники для Татмадау». Организация Объединенных Наций , август 2019 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Чтобы противостоять влиянию Китая, Индия подарит Мьянме шесть учебно-тренировочных самолетов HAL Kiran» . www.timesnownews.com . 1 декабря 2018 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982 , стр. 92–93.
  24. ^ Jump up to: а б Дональд и Лейк 1996, с. 200.
  25. ^ Jump up to: а б «Pilatus PC-7 дает импульс Академии IAF» . Индус . 13 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис.
  • Дональд, Дэвид; Джон Лейк (1996). Энциклопедия мировой военной авиации (однотомное изд.). Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN  1-874023-95-6 .
  • Смит, Крис. Специальный арсенал Индии: направление или дрейф в оборонной политике? Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN   0-1982-9168-X .
  • Тейлор, Джон В.Р. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN  0-7106-0748-2 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN  0-7106-0867-5 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с HAL HJT-16 Kiran , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7a7bb0145d0726862f8f9ec932cf5e8__1709004960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/e8/a7a7bb0145d0726862f8f9ec932cf5e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HAL HJT-16 Kiran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)