будет 105
будет 105 | |
---|---|
![]() | |
ВВС Швеции Saab 105 в полете | |
Роль | Реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик самолет |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Вы можете получить АБ |
Первый полет | 29 июня 1963 г. [ 1 ] |
Введение | 17 июля 1967 г. |
Ушедший на пенсию | Австрийские ВВС (31 декабря 2020 г.)
ВВС Швеции (18 июня 2024 г.) |
Статус | на военной службе в отставке, участник исторических полетов ВВС Швеции. |
Основные пользователи | Шведские ВВС (Исторический) Австрийские ВВС (исторический) |
Произведено | 1963–1972 |
Количество построенных | 192 |
Saab 105 — шведский высокоплан , двухдвигательный учебно-тренировочный самолет, разработанный в начале 1960-х годов как частное предприятие Saab AB . [ 2 ] Шведские ВВС , которые решили закупить этот тип для различных целей, присвоили самолету обозначение Sk 60 . Sk 60 поступил на вооружение в 1967 году, заменив устаревший парк De Havilland Vampire .
Шведские ВВС закупили 150 самолетов, а еще 40 были экспортированы в Австрию под обозначением Saab 105Ö . ВВС Швеции Saab 105 - это самолет, используемый демонстрационной группой Team 60 , а ранее использовавшийся двумя демонстрационными группами ВВС Австрии: «Karo As» и «Silver Birds».
Разработка
[ редактировать ]В 1959 году компания Saab начала разработку Saab 105. Компания решила разрабатывать самолет как частное предприятие и предполагала, что этот тип сможет использоваться в самых разных военных и гражданских целях. В военном качестве 105-й может использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета , проводить воздушную разведку и наземные атаки , а также иметь ограниченные возможности перехватчика . [ 3 ] [ 4 ] Среди разнообразных ролей, запланированных для самолета, Saab предложил четырех-пятиместную конфигурацию салона бизнес-джета , предназначенную для использования корпоративными клиентами. [ 5 ]
В то время 105 был одним из немногих небольших европейских самолетов, оснащенных турбовентиляторным двигателем , который, как сообщалось, представлял интерес для потенциальных бизнес-клиентов. [ 6 ] Модель 105 предназначалась для вывода Saab на рынок бизнес-джетов. В конечном итоге таких клиентов для этого типа не появилось, и поэтому Saab предпочла вместо этого сосредоточить свой интерес на военных клиентах. [ 7 ]
Вначале ВВС Швеции заключили с Saab соглашение о том, что в случае удовлетворительных характеристик прототипа в ходе летных испытаний будет размещен заказ как минимум на 100 самолетов. [ 8 ] [ 9 ] В декабре 1961 года правительство Швеции разрешило ВВС Швеции спонсировать разработку и производство единственного прототипа Saab 105 в учебной конфигурации. [ 10 ] 29 июня 1963 года этот первый прототип совершил свой первый полет . [ 11 ] Программа летных испытаний вскоре выявила хорошие управляемость этого типа и способность выполнять фигуры высшего пилотажа . [ 12 ] В марте 1965 года единственный прототип был отправлен на Turbomeca заводы в По, Атлантические Пиренеи , Аквитания , Франция , для дальнейших летных испытаний силовой установки Turbomeca Aubisque . [ 13 ]
6 марта 1965 года ВВС Швеции получили разрешение правительства Швеции разместить заказ на первоначальную партию в 130 самолетов Saab 105. Шведские самолеты были разделены на три основных варианта: Sk 60A для тренировок и связи с четырехместной конфигурацией, Sk 60B для легких штурмовых задач с двухместной конфигурацией сидений и Sk 60C. двухместный -ролевой штурмовик и разведчик, оснащенный различными камерами в носовой части самолета для выполнения последней роли. [ 11 ]
Усовершенствованная версия, получившая обозначение Saab 105Ö, была закуплена Австрией как легкий многоцелевой самолет с намерением использовать его в учебных, разведывательных, перехватывающих и штурмовых целях. Чтобы соответствовать требованиям ВВС Австрии, 105Ö имеет несколько ключевых отличий, в том числе некоторые изменения в авионике, использование усиленного крыла для перевозки большего количества боеприпасов и оборудования на подкрыльевых узлах подвески , а также более мощную версию. силовой установки Turbomeca Aubisque, которая обеспечивала превосходные характеристики при эксплуатации с авиабаз на большой высоте. [ 3 ] [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Saab 105 был разработан как небольшой и недорогой многоцелевой самолет, который чаще всего использовался в учебных целях. [ 8 ] Это цельнометаллический двухреактивный самолет с гермокабиной. [ 10 ] Он имеет Т-образное хвостовое оперение, крылья умеренной стреловидности и пару двигателей, установленных по обе стороны фюзеляжа прямо под крылом. [ 8 ]
самолета Модель 105 может быть оснащена различным вооружением и оборудованием для выполнения широкого спектра задач, в основном установленным на шести подкрыльевых узлах подвески . [ 11 ] Для наземной атаки и непосредственной поддержки с воздуха 105-й дивизион может использовать комбинацию неуправляемых ракет калибра 135, 127 и 75 мм, ракет класса «воздух-земля» и различных бомб, включая напалмовые бомбы . может быть установлена пара 30-мм пушек или 7,62-мм орудий Через гондолы . [ 3 ] [ 11 ]
В качестве противовоздушной обороны AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» помимо пушек могут использоваться . Для перевозки максимум двух пассажиров могут быть установлены катапультируемые кресла меньшего размера для пилота и второго пилота, а пассажиры могут использовать небольшую скамейку непосредственно позади них. [ 3 ] [ 11 ] Общие и более специализированные задачи по наблюдению/разведке может выполнять Saab 105, имея возможность оснащения оборудованием для обнаружения радиации для отбора проб атмосферы. [ 3 ] [ 11 ] При наличии подходящего оборудования модель 105 можно было легко переоборудовать в тренировочную и в легкую атакующую. [ 4 ]
В заводской комплектации Saab 105 обычно оснащался парой турбовентиляторных двигателей Turbomeca Aubisque с малым байпасом , производимых по лицензии компанией Volvo Flygmotor под названием RM9 . Сообщается, что двигатель Aubisque обеспечивал хорошие характеристики при отключении двигателя, что позволяло самолету успешно взлететь в случае отказа одного двигателя в критической точке. [ 10 ] Это не была единственная силовая установка для этого типа: вместо этого на ряде 105 самолетов использовался двигатель General Electric J85 . Самолеты ВВС Швеции были модернизированы в 1990-е годы для использования более нового самолета Williams International FJ44 , который получил обозначение RM15 . [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении : ранняя история Швеции, австрийские операции. Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2016 г. ) |

В июле 1967 года первые пилоты-курсанты ВВС Швеции начали обучение на Saab 105. [ 15 ] В июле 1970 года началась подготовка пилотов этого типа в ВВС Австрии. В августе 2010 года 22 австрийских самолета Saab 105 оставались в эксплуатации, общий налет которых составил около 1500 часов в год. [ 16 ]
В 1990-х годах, когда считалось, что существующие двигатели парка Sk 60 ВВС Швеции подходят к концу своего технического и экономического срока службы, было решено заменить двигатели Turbomeca Aubisque недавно построенными двигателями Williams International FJ44 , которые они легче и дешевле в эксплуатации. В ноябре 1993 года был подписан контракт на модернизацию 115 самолетов. Впоследствии количество самолетов, подлежащих модернизации, было сокращено в результате сокращения оборонного бюджета. [ 17 ] Замена была произведена как недорогостоящая мера для удовлетворения сохраняющихся потребностей ВВС Швеции в учебно-тренировочном самолете. [ 14 ] В сентябре 1996 года первый из этих модернизированных самолетов, получивший новое обозначение Sk 60W , был повторно передан ВВС Швеции. [ 17 ] [ 18 ]
В июне 2007 года Saab подписала долгосрочное соглашение об обслуживании с ВВС Австрии для обеспечения логистической и технической поддержки своего парка Saab 105Ö на следующие 10–15 лет. [ 19 ] Австрия сняла с производства Saab 105 в декабре 2020 года. [ 20 ] В декабре 2008 года Saab получила контракт на сумму 900 миллионов шведских крон (115 миллионов долларов США) на поддержку расширенной эксплуатации шведского парка учебных самолетов из 105 самолетов до середины 2017 года. [ 21 ] В сентябре 2009 года был подписан контракт на сумму 130 млн шведских крон (18,8 млн долларов США) на поставку пакета модернизации кабины и систем самолета Sk 60. Одной из целей этой модернизации было повышение совместимости с Saab JAS 39 Gripen , основным боевым самолетом ВВС Швеции. [ 22 ]
В октябре 2009 года компания Saab предложила заменить учебно-тренировочные самолеты Sk 60 шведских ВВС на Embraer Super Tucano . [ 23 ] В марте 2014 года ВВС Швеции публично признали, что должны начать изучение вариантов замены Saab 105. Генерал-майор Микаэль Бюден заметил, что изучаются возможности многонационального обучения и что в число перспективных самолетов на замену входят Alenia Aermacchi M-346 , BAE Systems. Хоук и Пилатус PC-21 . [ 24 ] В марте 2014 года Saab и Pilatus Aircraft подписали меморандум о взаимопонимании по предложению PC-21 ВВС Швеции. [ 25 ]
(FMV) направило запрос на информацию (RFI) В апреле 2015 года Управление оборонной техники о новой системе военной летной подготовки, предназначенной для обеспечения долгосрочных функций базового и повышения квалификации флота. Требования к продвинутому тренажеру предусматривают наличие встроенных возможностей обучения, включая моделирование использования радара и оружия, а также тактические дисплеи в обеих кабинах, напоминающие реактивные истребители четвертого и пятого поколений . [ 26 ]
В 2020 году Saab подписала новое сервисное соглашение с Вооруженными силами Швеции, предусматривающее поддержку Saab 105 до 2025 года с возможностью продления на один год до 2026 года. [ 27 ] Однако официально этот тип был выведен из эксплуатации 18 июня 2024 года. [ 28 ]
В мае 2021 года Grob G 120TP был выбран в качестве нового базового учебно-тренировочного самолета для ВВС Швеции, первые самолеты которого поступят в эксплуатацию в 2023 году. [ 29 ]
Варианты
[ редактировать ]

- будет 105
- Прототип. Два построено. [ 1 ]
- Ск 60А
- Двухместный учебно-тренировочный самолет, самолет связи ВВС Швеции . 149 построено как Sk 60A. [ 30 ]
- Ск 60Б
- Двухместный ударный вариант для ВВС Швеции, модифицированный на базе Sk 60A с новым прицелом вооружения. [ 30 ]
- Ск 60С
- Двухместный штурмовско-разведывательный вариант для ВВС Швеции с удлиненной носовой частью камеры. Один прототип новой сборки и 29 модификаций Sk 60A. [ 31 ]
- Sk 60D
- Saab также разработал Saab 105 для использования в качестве четырехместного связного транспорта: два катапультных сиденья можно было снять и быстро заменить четырьмя сиденьями авиалайнера без возможности ношения парашюта или четырьмя более строгими сиденьями, позволяющими ношение парашютов. В середине 1970-х годов десять самолетов SK 60A были окончательно переоборудованы в транспортные и получили обозначение «SK 60D». Некоторые из них были окрашены в светло-зеленый/темно-зеленый/коричневый камуфляж «осколок», характерный для истребителя Saab Viggen. [ 32 ]
- Sk 60E
- Этот вариант представлял собой аналогичную четырехместную модификацию SK 60A, но имел приборы коммерческого типа, включая систему посадки по приборам . Он использовался для обучения пилотов резерва Flygvapnet полетам на коммерческих самолетах. Машины Sk 60E в конечном итоге использовались в качестве транспортников связи Sk 60D. [ 32 ]
- Sk 60W
- В 1993 году была начата еще одна программа модернизации Sk 60, наиболее важным усовершенствованием стала установка двух турбовентиляторных двигателей Williams Rolls FJ44 с тягой 8,45 кН (861 кгс / 1900 фунтов силы) каждый и цифрового управления двигателем. Новые двигатели обеспечивают большую тягу, тише, чище и проще в обслуживании. Первый Sk 60 с двигателем Williams, неофициально известный как «Sk 60(W)», совершил свой первый полет в августе 1995 года. В конце 1990-х годов было выполнено около 115 переоборудований самолетов Sk 60A, 60B и 60C. Никаких переоборудований Sk 60D/E не производилось, все такие самолеты были остановлены и использовались в качестве запасных корпусов.
- Может 105XT
- Экспортный демонстратор. Усовершенствованная версия Sk 60B, оснащенная турбореактивными General Electric J85 двигателями мощностью 12,68 кН (2850 фунтов силы) . Прототип преобразован из второго прототипа Saab 105. [ 33 ]
- возьму 105D
- Рассматривался усовершенствованный вариант бизнес-джета, но идея устарела и желающих не нашлось. [ 1 ]
- Можно получить 105G
- Переработанная версия 105XT с новой авионикой, включая точную систему навигации и нападения, более мощные двигатели J85 и модифицированное крыло. Один переоборудован из прототипа 105 XT. [ 34 ]
- получу 105H
- Предлагаемая версия для ВВС Швейцарии . Никогда не строился. [ 34 ]
- Это будет 105…
- Вариант 105XT для ВВС Австрии , впервые поставленный в Австрию в июле 1970 года. Построено 40 самолетов, поставлено в 1970–72 годах, заменив de Havilland Vampire и Saab 29 Tunnan . [ 35 ]
- Можно получить 105S
- В середине 1970-х годов Saab предложила еще один демонстратор, Saab 105S, для нужд финских учебно-тренировочных самолетов, но финны решили вместо этого купить BAe Hawk . [ 34 ]
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС Швеции : 150. Все ушли в отставку 19 июня 2024 года после 57 лет службы. [ 36 ]
- ВВС Австрии : 40. Все ушли в отставку в декабре 2020 года после 50 лет службы. [ 37 ]
Технические характеристики (Saab 105Ö)
[ редактировать ]

Данные модернизации гражданских и военных самолетов Jane's, 1994–95 гг. [ 38 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,8 м (35 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,5 м (31 фут 2 дюйма)
- Высота: 2,7 м (8 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 16,3 м 2 (175 кв. футов)
- Профиль : корень 10,3%; чаевые: 12% [ 39 ]
- Вес пустого: 2849 кг (6281 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 4635 кг (10218 фунтов)
- Силовая установка: 2 General Electric J85-17B турбореактивных двигателя с тягой 12,68 кН (2850 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 970 км/ч (600 миль в час, 520 узлов) на уровне моря.
- Перегоночная дальность: 2300 км (1400 миль, 1200 морских миль)
- Практический потолок: 13 700 м (44 900 футов)
- Скорость набора высоты: 70 м/с (14 000 футов/мин)
Вооружение
- Узлы подвески: 6 точек подвески, ЗРК, ПКР, гондолы, бомбы, ракеты.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- BAC Джет Провост
- Canadair CT-114 Репетитор
- Цессна А-37 Стрекоза
- Цессна Т-37 Твит
- Фолландский комар
- Реформа CM.170 Магистр
- ХЭЛ Киран
- Темко ТТ Пинто
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хьюсон 1995, с. 42.
- ^ «Стойкий летчик Saab близок к концу» .
- ^ Jump up to: а б с д и «Saab 105 в ВВС Австрии». Голландская авиационная поддержка , получено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Saab 105: учебно-тренировочный двухмоторный самолет и легкий штурмовик». Flight International , 21 мая 1964 г. с. 5.
- ^ Филлипс, Филлипс и Филлипс, с. 57.
- ^ Фрикер, Джон. «Строительный бум иностранных самолетов Bizjet». Журнал Flying Magazine , июнь 1964 г. Том. 74, № 6. ISSN 0015-4806. стр. 39, 100–3.
- ^ Элиассон 2010, с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Филлипс, Филлипс и Филлипс, с. 56.
- ^ «Швеция принимает Saab». Flight International , 1 января 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мировые новости: ВВС Швеции принимают на вооружение Saab 105». Рейс Интернэшнл , 4 января 1962 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чант 2014, с. 457.
- ^ Индийская авиация, тома 38–39 . 1965, с. 153.
- ^ «Saab 105 во Франции». Flight International , 15 апреля 1965 г. с. 612.
- ^ Jump up to: а б Хультгрен, Олле и Моберг, Терье. «Программа модернизации двигателя Saab 105 «SK60». Управление испытаний оборонных материалов , 1998 г.
- ^ "1960-е". Saab , получено 9 апреля 2016 года.
- ^ «40-летие SK60 в Австрии». Saab Group , 13 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Saab готовит поставку модернизированного Sk60W». Рейс Интернэшнл , 26 июня 1996 г.
- ^ "Шведский оборонный отряд". Рейс Интернэшнл , 18 сентября 1996 г.
- ^ «Новое соглашение укрепляет отношения между Saab и австрийскими вооруженными силами». Сааб , 18 июня 2007 г.
- ^ Олпорт 2021, с. 11.
- ^ Хойл, Крейг. «ВВС Швеции расширят использование учебно-тренировочных самолетов Saab 105». Flight International , 20 декабря 2008 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Модернизация Saab 105 для повышения совместимости со шведским парком Gripen». Flight International , 21 сентября 2009 г.
- ^ «Расширенное предложение Gripen для Бразилии». Сааб , 2 октября 2009 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Шведские ВВС изучают варианты воздушных перевозок и обновления инструкторов». Flight International , 18 марта 2014 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Saab и Pilatus поставят тренажер PC-21 в Швецию». Flight International , 31 марта 2014 г.
- ^ «Швеция запускает конкурс по подготовке будущих военных пилотов». Flight International , 20 мая 2015 г.
- ^ «Saab подписывает соглашение о поддержке SK60» .
- ^ «Маленький шведский самолет сошел на пенсию спустя 57 лет» .
- ^ «Новый учебный самолет для ВВС» .
- ^ Jump up to: а б Хьюсон 1995, с. 43.
- ^ Хьюсон 1995, с. 44.
- ^ Jump up to: а б Хьюсон 1995, с. 45.
- ^ Хьюсон 1995, стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Хьюсон 1995, с. 47.
- ^ Хьюсон 1995, с. 46.
- ^ Jump up to: а б Ньюдик, Томас (19 июня 2024 г.). «Уникальный шведский маленький Saab 105 Jet списан спустя 57 лет» . Зона боевых действий . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Георг Мадер (29 декабря 2020 г.). «ВС Австрии принимают на вооружение учебно-тренировочный самолет Saab-105OE» . www.cockpit.aero.
- ^ Мичелл 1994, стр. 191–192.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Олпорт, Дэйв. «Австрия снимает с производства Saab 105» . Air International , февраль 2021 г., том. 100, № 2. с. 11. ISSN 0306-5634
- Чант, Кристофер. Сборник вооружений и военной техники. Лондон: Рутледж, 2014. ISBN 1-134-64668-2 .
- Элиассон, Гуннар. Передовые государственные закупки как промышленная политика: авиационная промышленность как технический университет. Springer Science & Business Media, 2010. ISBN 1-4419-5849-5 .
- Хьюсон, Роберт. «Брифинг по варианту Saab 105/Sk60». World Air Power Journal , том 23, зима 1995 г. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN 1-874023-64-6 . ISSN 0959-7050. стр. 40–49.
- Филлипс, Алмарин и А. Пол Филлипс, Томас Р. Филлипс. Biz Jets: технологии и структура рынка в индустрии корпоративных реактивных самолетов . Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 94-011-0812-9 .
- Мичелл, Саймон (редактор) Гражданская и военная модернизация Джейн, 1994–95 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Рендалл, Дэвид. Руководство Джейн по распознаванию самолетов . Харпер Коллинз, Глазго, 1996 год. ISBN 0-00-470980-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]