Пилатус Самолет
![]() | |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Основан | 10 декабря 1939 г. |
Штаб-квартира | Станс ( Нидвальден ) , Швейцария |
Ключевые люди | Маркус Бухер (генеральный директор) Хансуэли Лоосли (председатель) |
Продукты | Самолет с неподвижным крылом |
Доход | 1,07 миллиарда долларов в 2018 году [ 1 ] |
154,5 миллиона долларов 2018 год [ 1 ] | |
Количество сотрудников | 1905 г. (июнь 2016 г.) |
Родитель | Эрликон-Бюрле (1939–2000) |
Веб-сайт | www |
Pilatus Aircraft Ltd. — производитель аэрокосмической продукции , расположенный в Штансе , Швейцария. В июне 2016 года в компании работало 1905 человек. [ 2 ]
Компания в основном производит самолеты для нишевых рынков, в частности самолеты с коротким взлетом и посадкой (STOL), а также военные учебные самолеты . [ 3 ] В 1950-х и 1960-х годах компания Pilatus разработала легкий гражданский транспортный самолет с коротким взлетом и посадкой (STOL) PC-6 Porter. В 1973 году было решено возобновить работы над турбинным вариантом тренировочного поршневого двигателя П-3 , который поступил в производство как РС-7 Turbo Trainer . В 1979 году компания Pilatus приобрела компанию Britten-Norman , производителя самолетов Britten-Norman Islander и Britten-Norman Defender . В 1980-е годы компания разработала PC-9 , улучшенную версию PC-7.
В 1990-е годы Pilatus открыла более широкий гражданский рынок, выпустив PC-12 , одномоторный турбовинтовой самолет, и по состоянию на апрель 2021 года поставила 1800 самолетов. [ 4 ] В 2000-х годах компания также представила новое семейство своих военно-учебных самолетов — PC-21 с турбовинтовым двигателем . В 2010-х годах компания разработала PC-24 , двухмоторный реактивный самолет короткого взлета и посадки, способный работать с грунтовых взлетно-посадочных полос.
История
[ редактировать ]

1939–1949
[ редактировать ]В августе 1938 года компания Vickers предложила самолеты Spitfire Швейцарскому департаменту военных технологий (KTA). Антуан Газда, работавший менеджером по продажам на Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon , заключил лицензионное соглашение с Vickers и предложил Flugwehr построенные в Швейцарии Spitfires . 21 октября 1938 года было основано общество под названием «Исследовательское общество по основанию авиационного завода AG», которое определило, что будущая компания будет расположена в Штансе . [ 5 ] Однако власти решили закупить весь самолет у Мессершмитта в Германии. Без ныне устаревшего «Studiengesellschaft» Эмиль Бюрле с помощью Электробанка основали Pilatus Flugzeugwerke AG. и Газда продолжили проект и 16 декабря 1939 года [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Строительство производственного корпуса началось в марте 1940 года. После образования компания получила контракты на техническое обслуживание и ремонт для ВВС Швейцарии . Первым предприятием новой компании стала сборка разведывательных бипланов EKW C-35 из запчастей, а также капитальный ремонт других типов. [ 9 ]
Первым предложением компании ВВС Швейцарии был одноместный учебно-тренировочный самолет, получивший обозначение P-1, хотя никаких записей о проделанной работе над ним не сохранилось, и даже название проекта не упоминалось. [ 10 ] на двух рисунках, обнаруженных в федеральных архивах. [ 11 ] Следующим проектом стала детальная конструкция самолета SB-2 «Пеликан» , разработанного Швейцарским федеральным технологическим институтом. [ 12 ] Пятиместный экспериментальный самолет впервые поднялся в воздух 30 мая 1944 года, и был построен только один самолет этого типа, что привело к финансовым потерям для компании, которые превысили те, за которые она когда-либо заплатила. [ 13 ]
В 1942 году компания выиграла у швейцарских военных контракт на модификацию 33 EKW C-36 03. [ 9 ] Вслед за отказом от конструкции P-1 компания снова приступила к разработке двухместного учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение P-2. [ 9 ] P-2 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1945 года, и компания получила заказ для ВВС Швейцарии . [ 9 ]
В 1945 году компания выпустила прототип одномоторного легкого транспорта, получившего обозначение Р-4. Свой первый полет он совершил 22 марта 1948 года, но в конечном итоге был построен только один P-4. [ 9 ] В конце 1940-х годов компания выпустила ряд конструкций деревянных планеров, а также занималась производством фюзеляжей и хвостовых балок для лицензионных самолетов De Havilland Vampire и Venom . [ 9 ]
1950–1959
[ редактировать ]В 1951 году компания работала над проектом самолета артиллерийского наблюдения П-5, но он не был построен. [ 9 ] P-3 был запущен в серийное производство для ВВС Швейцарии, и компания также добилась своего первого экспортного успеха с этим типом: заказ на шесть P-3 для ВМС Бразилии. [ 9 ]
В 1958 году компания Pilatus начала проектирование легкого гражданского транспортного самолета с коротким взлетом и посадкой (STOL), который получил название PC-6 Porter; этот самолет впервые поднялся в воздух 4 мая 1959 года. [ 9 ] [ 14 ] Porter также производился по лицензии компанией Fairchild Hiller в США. Будет построено около 100 самолетов лицензионного производства, которые в основном будут закуплены гражданскими эксплуатантами в США. [ 15 ] [ 16 ]
1960–1969
[ редактировать ]Первоначальные газотурбинные модели ПК-6 оснащались силовой установкой Astazou II, однако высказывались претензии к надежности этого двигателя. Еще одной ранней турбовинтовой силовой установкой, которая стала доступна для PC-6, был Garrett Air Research TPE 331 . Некоторые операторы, такие как Air America, решили модернизировать свои PC-6 с двигателем Astazou II, установив вместо него двигатель TPE 331. [ 15 ] Версии PC-6 с поршневым и газотурбинным двигателем быстро стали известны благодаря своим возможностям короткого взлета и посадки (STOL), требующим лишь очень короткого разбега, прежде чем он будет готов к вращению перед взлетом. [ 17 ]
Кроме того, в 1965 году был построен двухмоторный вариант PC-6 под названием PC-8 Twin Porter, хотя первый полет он совершил 15 ноября 1967 года, самолет оставался экспериментальным и единичным типом, и разработка была остановлена в 1965 году. 1972. [ 9 ] Компания также запустила еще один проект - 16-местный двухмоторный транспортный самолет ПК-10; однако в конечном итоге он не был запущен в производство. [ 9 ]
В 1966 году поднялся в воздух вариант Р-3 с турбовинтовым двигателем, получивший обозначение PC-7. [ 9 ] Этот самолет погиб в результате крушения, в результате чего разработка этого типа была приостановлена до 1970-х годов. [ 9 ] [ 18 ] Сообщается, что прекращение работ было вызвано отсутствием интереса со стороны рынка на тот момент. [ 19 ]
1970–1979
[ редактировать ]Отходя от производства учебно-тренировочных и портеров, компания выкупила права на цельнометаллический планер Б-4 ; Pilatus перепроектировал B-4 для упрощения производства и переименовал его в B-4/PC-11 . [ 9 ] PC-11 совершил первый полет 5 мая 1972 года, а затем компания построила 322 самолета. [ нужна ссылка ]
В 1973 году было решено возобновить работу по программе ПК-7; Факторами его возрождения стали нефтяной кризис 1973 года , запуск конкурирующего самолета Beechcraft T-34C Turbo-Mentor и увеличение возраста существующих учебно-тренировочных самолетов. [ 19 ] В 1975 году поднялся в воздух еще один прототип ПК-7; После дальнейшей разработки он был запущен в производство как PC-7 Turbo Trainer . [ 9 ] 12 августа 1978 года первый серийный самолет совершил свой первый полет; Швейцарии 5 декабря того же года Федеральное управление гражданской авиации (FOCA) выдало гражданский сертификат для PC-7. [ 19 ] Со временем продажи PC-7 принесли значительную прибыль, что позволило компании профинансировать разработку дальнейших типов самолетов. [ 20 ]
В 1979 году Pilatus приобрела Britten-Norman , конструктора самолетов Britten-Norman Islander и Britten-Norman Defender ; [ 9 ] этот шаг привел к реструктуризации бизнеса в компанию Pilatus Britten-Norman . Вскоре после этого производство семейства Islander/Defender было переведено в компанию Bembridge. [ 21 ] [ 22 ] Под руководством новой компании на протяжении многих лет на Islander были установлены новые функции, такие как установка глушителей как на двигатель самолета, так и на пропеллеры, чтобы лучше облегчить работу в условиях, чувствительных к шуму. [ 23 ]
1980–1989
[ редактировать ]В 1982 году началась разработка улучшенного варианта PC-7, который в 1984 году появился как Pilatus PC-9 . [ 9 ] Он сохранил общую компоновку своего предшественника, однако конструктивно общего с ним самолета было очень мало. Помимо других улучшений, PC-9 имеет увеличенную кабину со ступенчатыми катапультируемыми сиденьями , а также подфюзеляжный воздушный тормоз. Сертификация была получена в сентябре 1985 года.
, ставшего самым продаваемым типом самолета В 1987 году началась разработка самолета Pilatus PC-12 , одномоторного турбовинтового транспортного средства, способного перевозить до двенадцати пассажиров или грузов. [ 9 ] В октябре 1989 года компания Pilatus объявила о разработке PC-12 на ежегодном съезде Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA). [ 24 ] [ 25 ] : 80
1990–1999
[ редактировать ]Прототип PC-12 совершил полет 31 мая 1991 года. [ 9 ] 30 марта 1994 года Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало сертификат типа на PC-12; [ 26 ] Первый самолет-разведчик PC-12 Eagle был построен в 1995 году, дальнейшие разработки привели к созданию PC-12 Spectre ; среди других заказчиков он был принят на вооружение ВВС США как U-28A . С момента поступления на вооружение Pilatus разработала большое количество улучшений и опций оригинальной модели PC-12; Изменения включают увеличение максимальной взлетной массы, использование более мощных двигателей, внедрение новой авионики, меры по снижению шума, новые пропеллеры, увеличение скорости и дальности полета, дополнительные интерьеры и новые бортовые развлекательные системы. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
В 1997 году TSA Transairco SA женевская компания была приобретена компанией Pilatus. В 1998 году была основана компания Pilatus Australia Pty Ltd , а компания Britten-Norman была продана. [ нужна ссылка ]
2000–2009
[ редактировать ]Для дальнейшего развития семейства военно-учебных самолетов был разработан турбовинтовой PC-21, который впервые поднялся в воздух в 2002 году. [ 9 ] Основная цель PC-21 заключалась в том, чтобы позволить пилотам реактивных самолетов выполнять большую часть своего обучения, используя этот тип, прежде чем переходить на самолеты с реактивным двигателем, что позволило операторам существенно сэкономить. Для достижения этой цели новый учебно-тренировочный самолет должен был иметь расширенные характеристики с точки зрения аэродинамики , оборудования кабины, гибкости и простоты обслуживания. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В мае 2002 года компания Pilatus объявила, что планирует захватить PC-21 50% мирового рынка учебно-тренировочных самолетов в период с 2005 по 2030 год. [ 34 ] [ 35 ]
В декабре 2000 года владельцы Unaxis (ранее называвшиеся Oerlikon-Bührle) продали Pilatus консорциуму швейцарских инвесторов. В июле 2010 года компания поставила 1000 ПК-12. [ 9 ]
2010–2019
[ редактировать ]В 2013 году компания Pilatus создала новое зарубежное предприятие Pilatus Aircraft Industry (China) Co., Ltd для производства самолетов PC-6 и PC-12 в Чунцине , Китай; эта компания управлялась как совместное партнерство Pilatus и Beijing Tian Xing Jian Yu Science Co., Ltd. [ 36 ] В 2014 году большая часть PC-6 была поставлена китайским покупателям. [ 37 ] К апрелю 2016 года на китайском рынке эксплуатировалось около 20 ПК-6; этот тип часто использовался для замены Антонова Ан-2 , поскольку, как сообщается, он дешевле в эксплуатации. [ 38 ]
PC -24 был разработан на основе отзывов клиентов PC-12 , которые хотели увеличить дальность полета и скорость, но хотели сохранить способность PC-12 использовать очень короткие взлетно-посадочные полосы. [ 39 ] Программа проектирования была впервые упомянута Pilatus в годовом отчете за май 2011 года. [ 40 ] 21 мая 2013 года PC-24 был представлен публике на Европейской конференции и выставке деловой авиации (EBACE) в Женеве. На мероприятии тогдашний председатель Pilatus Оскар Швенк заявил, что PC-24 не вписывается ни в одну из существующих категорий бизнес-джетов, и заявил, что этот самолет был единственным, который сочетал в себе «...универсальность турбовинтового двигателя с размером салона средний легкий реактивный самолет и характеристики легкого реактивного самолета». [ 41 ] [ 42 ] Выпуск первого PC-24, HB-VXA , состоялся 1 августа 2014 года, в национальный день Швейцарии; Первый полет самолета состоялся 11 мая 2015 года. [ 43 ]
В 2018 году подразделение гражданской авиации Pilatus поставило 128 самолетов: 80 PC-12, 27 PC-21, 3 PC-6 и 18 PC-24, а его выручка составила 1,1 миллиарда швейцарских франков (SFr.) (1,0 миллиарда долларов США) при приеме заказов. за год составил 980 миллионов долларов, в результате чего отставание компании составило 2,07 миллиарда долларов. [ 1 ] В том же году компания объявила о закрытии книги заказов на ПК-6 летом 2018 года; последний экземпляр этого типа был построен в начале 2019 года, а производство деталей будет продолжаться как минимум 20 лет. [ 44 ]
По состоянию на конец 2019 года выручка Pilatus составила 1,2 млрд шв. франков, которая в основном была получена за счет поставки 134 самолетов: 40 PC-24, 83 PC-12NG и 11 PC-21. Это по сравнению с доходом в 1,1 миллиарда швейцарских франков в 2018 году от поставок 128 самолетов: 18 PC-24, 80 PC-12NG, 27 PC-21 и трех PC-6. [ 45 ] По состоянию на май 2020 года задолженность компании составляла 2,1 миллиарда долларов. [ 45 ]
Самолет
[ редактировать ]Имя | Описание | |
---|---|---|
![]() |
Пилатус СБ-2 | 1941 STOL transporter, only 1 aircraft |
![]() |
Пилатус П-1 | 1941 Одноместный тренажер, только проект |
Пилатус П-2 | 1945 Тренер | |
![]() |
Пилатус П-3 | 1953 Тренер |
Пилатус П-4 | 1948 STOL transporter, 1 prototype only | |
![]() |
Пилатус П-5 | 1951 самолет артиллерийского наблюдения, только проект |
![]() |
Пилатус ПК-6 | 1959 СТУЛ транспортный |
![]() |
Пилатус ПК-7 | 1966 Турбовинтовой учебно-тренировочный самолет |
![]() |
Пилатус ПК-8Д | 1967 STOL transporter, only 1 prototype |
Пилатус ПК-9 | 1984 Турбовинтовой учебно-тренировочный самолет | |
![]() |
Пилатус ПК-10 | 1970 Двухмоторный транспортер, только проект |
![]() |
Пилатус Б-4 | 1972 Планеру присвоен номер проекта Pilatus PC-11. |
![]() |
Пилатус ПК-12 | 1991 Одномоторный транспортно-деловой турбовинтовой двигатель |
Пилатус ПК-21 | 2001 Турбовинтовой учебно-тренировочный самолет | |
![]() |
Пилатус ПК-24 | 2014 Двухмоторный транспортный/бизнес-джет |
Локации
[ редактировать ]Штаб-квартира Pilatus Aircraft и производственный завод расположены в аэропорту Буокс в швейцарском кантоне Нидвальден . Штаб-квартира и завод находятся в муниципалитете Штанс .
Основание компании во время войны требовало расположения вдали от границ Швейцарии, прямо на хребте горы Пилатус . Первоначальные планы предполагали построить завод внутри горы. [ 46 ]
Помимо своей повседневной роли авиационного завода, завод в Штансе, пожалуй, наиболее известен тем, что использовался в качестве места для съемок фильма «Голдфингер» , особенно внешними кадрами, в которых Джеймс Бонд разбивает свой DB5 и попадает в плен. [ 47 ] [ 48 ]
Помимо завода в Стэнсе, Pilatus Group имеет предприятия в Аделаиде , Южная Австралия , и в Брумфилде, Колорадо . [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хубер, Марк (9 мая 2019 г.). «Годовой доход Pilatus в 2018 году превысил 1 миллиард долларов» . АЙН онлайн.
- ^ «Кадровые показатели» . Самолет Пилатус . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 212. ИСБН 9780850451634 .
- ^ «Pilatus поставляет 1800-й PC-12 | Pilatus Aircraft Ltd» . www.pilatus-aircraft.com . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Швейцарский солдат : Военные всякие, том (год): 14 (1938-1939), вып. 5, с.
- ↑ Якоб Таннер: Какое отношение неудавшаяся закупка Spitfire имеет к основанию Pilatus-Flugzeugwerke , Новая Зеландия , 20 октября 2020 г.
- ↑ Письмо Антуана Газды Банди, в: Питер Хуг: Швейцарская оружейная промышленность и торговля военными материалами во времена национал-социализма . Хронос, Цюрих, 2002, стр. 874–876.
- ^ Военные дела, капитал и арт-хаус , Научно-исследовательский центр социальной и экономической истории на кафедре проф. Матье Леймгрубер , Университет Цюриха, от имени Президентского департамента города Цюрих и Управления юстиции и внутренних дел кантона Цюрих, Цюрих, ноябрь 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Pilatus Aircraft Ltd - Хроника» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2016 года.
- ^ Роланд Эйхенбергер: Самолеты Pilatus: 1939–1989 , юбилейное издание Pilatus Flugzeugwerke, Stans 1989.
- ^ Куно Гросс: Отделение специальных исследований самолетов - Pilatus SB-2 Pelican: Швейцарский горный самолет, ISBN 978-3-7494-3640-8, стр. 56
- ^ Куно Гросс: Учебное бюро специальных самолетов - Pilatus SB-2 Pelican: онлайн-превью швейцарского горного самолета с подробностями истории, которая привела к созданию SB-2, со страницы 13.
- ^ Куно Гросс: Учебное бюро специальных самолетов - Pilatus SB-2 Pelican: Швейцарский горный самолет, стр. 176
- ^ Тейлор 1965, стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б Ликер, Джо Ф. «Air America: Pilatus / Fairchild PC-6 Turbo Porters». Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine Техасском университете в Далласе , 24 августа 2015 г.
- ^ Молл 1993, с. 64.
- ^ Фрикер 1962, стр. 102.
- ^ Air International , сентябрь 1979 г., стр. 112.
- ^ Jump up to: а б с «Турботренажер Pilatus PC-7». Прогноз Интернэшнл , сентябрь 1999 г.
- ^ Вастнейдж, Джастин. «Pilatus обдумывает расширение предложения гражданских самолетов». Архивировано 16 июня 2019 года в Wayback Machine Flight International , 26 февраля 2002 года.
- ^ Симпсон 1991, с. 77.
- ^ Гулд, Ян. «Житель Бриттен-Норманских островов празднует 40-летие». Архивировано 15 сентября 2017 года в Wayback Machine AIN Online , 16 октября 2006 года.
- ^ «Pilatus Britten-Norman примет на вооружение глушитель Islander». Архивировано 7 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 7 января 1998 года.
- ^ «Процветающий бизнес». Рейс Интернэшнл , 23 сентября 1989 года.
- ^ Молл, Найджел (ноябрь 1989 г.). «Швейцарец, за которым стоит следить» . Функции. Летающий . Том. 116, нет. 11. Диамандис Коммуникейшнс. стр. 80–84. ISSN 0015-4806 . Проверено 21 февраля 2016 г. - через Google Книги .
- ^ «Pilatus PC-12 сертифицирован в Швейцарии» . Отчетные моменты. Летающий . Том. 121, нет. 7. Hachette Filipacchi Media, США, июль 1994 г., с. 28. ISSN 0015-4806 . Проверено 21 февраля 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Макклеллан, Дж. Мак (10 августа 2010 г.). «Pilatus PC-12: ценность только одного двигателя» . Летающий .
- ^ Грейди, Мэри. «Pilatus предлагает новые обновления для своего PC-12 NG». Отчет Робба , 19 марта 2014 г.
- ^ Марш, Элтон К. (16 ноября 2015 г.). «Pilatus повышает производительность PC-12 NG» . АОПА . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт (16 ноября 2015 г.). «NBAA: Pilatus отмечает полет второго PC-24 и модернизирует PC-12NG» . Лас-Вегас: Flightglobal . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Специальный выпуск для Швейцарии: история успеха Pilatus». Архивировано 6 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 17 марта 2008 г.
- ^ "Тренер NextGen". Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 22 марта 2016 г.
- ^ «PC-21 произведёт революцию в подготовке военно-воздушных сил». Архивировано 6 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 22 июля 2002 г.
- ^ «ВВС Швейцарии готовы приобрести шесть PC-21». Архивировано 6 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 13 сентября 2005 г.
- ^ Вастнейдж, Джастин. «Pilatus стремится получить половину продаж тренажеров с PC-21». Архивировано 6 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 7 мая 2002 г.
- ^ «Неделя авиации и космических технологий 2013, 23 октября, стр. 60». Неделя авиации и космических технологий : 60. 23 октября 2013 г.
- ^ Траутветтер, Чад. «Выручка Pilatus превышает $1 млрд второй год подряд». Архивировано 7 августа 2015 г. в Wayback Machine AIN Online , 9 апреля 2015 г.
- ^ Тербер, Мэтт. «Pilatus PC-6 пользуется популярностью в Китае». AIN Online , 13 апреля 2016 г.
- ^ Грейди, Мэри (21 мая 2013 г.). «Pilatus представляет PC-24 TwinJet» . AVweb . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Ян Шеппард и Марк Хубер (8 декабря 2017 г.). «Pilatus PC-24 получил сертификаты EASA и FAA» . АЙН онлайн .
- ^ Сарсфилд, Кейт (21 мая 2013 г.). «EBACE: Pilatus присоединяется к Jet Set с PC-24» . Флайтглобал .
- ^ Уайт, Аласдер (22 мая 2013 г.). «Pilatus PC-24 против Cessna Citation CJ4 и Embraer Phenom 300» . Корпоративный инвестор в реактивные самолеты . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Траутветтер, Чад (11 мая 2015 г.). «Pilatus Jets в будущее с первым полетом PC-24» . Международные авиационные новости . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Уильям Гарви (25 апреля 2018 г.). «Конец линии для Pilatus PC-6 Porter» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Сарсфилд, Кейт (15 мая 2020 г.). «Pilatus предсказывает ухабистый 2020 год, но видит впереди «чистую посадку»» . Полет Глобал .
- ^ Уоллес, Лейн. «Пилатус в совершенно новом свете». Полет , 9 октября 2004 г. Дата обращения: 14 сентября 2013 г.
- ^ "О нас" . Группа Пилатус . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ «Путеводитель по локациям — Голдфингер» . mi6-hq.com. Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Группа Pilatus: ассоциированные компании www.pilatus-aircraft.com
Библиография
[ редактировать ]- Фрикер, Джон. «Пилотный отчет: Пилатус». Летающий журнал , Vol. 70, № 4. Апрель 1962 г. ISSN 0015-4806. стр. 38, 100–103.
- Женева, Ален (декабрь 1989 г.). «50 ans d'aviation au pied du Mont Pilatus (1)» [50 лет самолетов у подножия горы Пилатус, Часть 1]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (241): 5–12. ISSN 0757-4169 .
- Молл, Найджел. «Уродливо только на первый взгляд». Летающий журнал , Vol. 120, № 2. Февраль 1993 г. ISSN 0015-4806. стр. 62–68.
- Симпсон, авиация общего назначения RW Airlife . Лондон: Издательство Airlife, 1991, стр. 190. ISBN 1-85310-194-X .
- «Svelte Switzer ... Турбо-тренажер Pilatus». Эйр Интернэшнл , Vol. 16, № 3, сентябрь 1979 г., стр. 111–118.
- Тейлор, Мировой справочник по самолетам и системам Майкла Дж. Х. Брасси, издание 1999/2000 гг . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Pilatus Aircraft Ltd., на Викискладе?
- Веб-сайт компании