Пилатус ПК-12
ПК-12 | |
---|---|
PC-12/45 Королевской службы летающих врачей , стартовый заказчик и основной пользователь. | |
Роль | Пассажирские и грузовые самолеты |
Национальное происхождение | Швейцария |
Производитель | Пилатус Самолет |
Первый полет | 31 мая 1991 г. |
Введение | 1994 |
Статус | В производстве |
Основные пользователи | PlaneSense Королевская служба летающих врачей ВВС США Пассатная авиация |
Произведено | 1991 – настоящее время |
Количество построенных | 2000 (по состоянию на май 2023 г. [update]) [1] |
Pilatus PC-12 — герметичный одномоторный турбовинтовой самолет, производимый компанией Pilatus Aircraft из Штанса, Швейцария, с 1991 года. Он был спроектирован как высокопроизводительный многоцелевой самолет , который помимо основной пассажирской двери имеет большую кормовую грузовую дверь. . Благодаря своей эффективной и практичной конструкции PC-12 используется самыми разными операторами. В основном самолет используется для корпоративных перевозок , но он также используется дробными и небольшими региональными авиакомпаниями, операторами санитарной авиации и многими правительственными учреждениями, такими как полицейские управления и вооруженные силы. 2000-й ПК-12 был доставлен в мае 2023 года.
Разработка
[ редактировать ]В октябре 1989 года компания Pilatus объявила о разработке PC-12 на ежегодном съезде Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA). [2] [3] : 80 До объявления в 1989 году проект PC-12 некоторое время работал в условиях высокой степени секретности; К моменту анонса сборка первого прототипа уже началась. [3] : 81–82 Пилатус считал, что PC-12 подойдет новому рынку, не обслуживаемому существующими самолетами, и что этот тип станет первым одномоторным самолетом с большой кабиной, способным летать на высоких скоростях на большие расстояния. [3] : 82 Два прототипа были построены 1 мая 1991 года, а первый полет состоялся 31 мая 1991 года. [4] Швейцарская сертификация этого типа изначально планировалась на середину 1991 года. [3] : 81 но изменение конструкции крыльев (чтобы увеличить размах крыльев и добавить винглеты для обеспечения гарантий производительности) задержало прогресс. 30 марта 1994 года Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало сертификат типа на PC-12; [5] Одобрение Федерального управления гражданской авиации США последовало 15 июля 1994 года. [6]
С момента поступления на вооружение Pilatus разработала большое количество улучшений и опций оригинальной модели PC-12; Изменения включают увеличение максимальной взлетной массы, использование более мощных двигателей, внедрение новой авионики, принятие мер по снижению шума, добавление новых винтов, увеличение скорости и дальности полета, дополнительные интерьеры и новые бортовые развлекательные системы. [7] [8] [9] [10] Другие авиационные фирмы, такие как Finoff Aviation Products, также выпустили свои собственные независимые продукты и пакеты усовершенствований послепродажного обслуживания для PC-12. [11] [12] [13]
ПК-12НГ
[ редактировать ]Компания Pilatus анонсировала PC-12NG (следующее поколение) на встрече NBAA 2006 года в Орландо и официально представила его во время NBAA 2007 года в Атланте. [14] На NG установлен более мощный двигатель Pratt & Whitney PT6A-67P с лучшими скороподъемными характеристиками и увеличенной максимальной крейсерской скоростью до 280 узлов истинной воздушной скорости (TAS). Модель NG также оснащена Honeywell Primus Apex стеклянной кабиной ; До этого PC-12 был одной из немногих моделей высокого класса, у которых не было плоской авионики. [7] [15] Переработанная кабина включает в себя автоматическое управление наддувом, а также управление курсором в навигационной системе. PC-12 NG Винглеты также были модифицированы по сравнению с исходной версией. [13] Сообщается, что в течение двух лет после запуска на PC-12 NG было размещено более 200 заказов. [15] В мае 2008 года был поставлен первый ПК-12 НГ. [16]
ПК-12М (Многоцелевой) создан на базе ПК-12 НГ, но оснащен более мощной системой генерации электроэнергии, позволяющей устанавливать дополнительное энергоемкое оборудование. Это позволяет ПК-12М выполнять такие задачи, как летная инспекция, санитарная авиация, аэрофотосъемка и воздушное наблюдение. Дополнительная служебная дверь позволяет десантировать людей и груз с парашютом. Эта версия продается в США как военизированная платформа специального назначения PC-12 Spectre. [17]
18 декабря 2012 года Pilatus официально открыла свою китайскую штаб-квартиру в Чунцине Лянцзяне и объявила о будущем производстве PC-12 для клиентов из Азиатско-Тихоокеанского региона на производственной линии на этой площадке. [18] В сентябре 2014 года было объявлено, что с 2016 года производство различных авиационных конструкций для PC-12 NG будет осуществляться компанией Tata Aircraft Systems в Индии, причем эти детали ранее производились компанией PZL-Świdnik в Польше. [19] [20]
ПК-12NGX
[ редактировать ]На съезде NBAA в октябре 2019 года компания Pilatus анонсировала уже сертифицированный PC-12NGX. Его PT6E-67XP включает в себя полное цифровое управление двигателем и режим низкой скорости гребного винта для снижения шума в кабине. Он достигает крейсерской скорости TAS 290 узлов (537 км/ч). Обновленная авионика Honeywell с автоматом тяги включает в себя как устройство управления курсором , так и сенсорный экран . Окна кабины , заимствованные из PC-24 , увеличены на 10%, а обновленная кабина включает новые сиденья. Плановое техническое обслуживание увеличено до 600 летных часов, а межремонтный период увеличивается с 4000 до 5000 часов. Поставки должны начаться во втором квартале 2020 года по базовой цене в 4,39 миллиона долларов США, или до 5,369 миллиона, обычно оборудованных как представительские самолеты. [21] В 2023 году его оборудованная цена составила 6,028 миллиона долларов. [22]
Дизайн
[ редактировать ]PC-12 — это одномоторный турбовинтовой , предназначенный для выполнения нескольких задач и обеспечивающий производительность и безопасность , самолет бизнес-класса равные двухмоторным самолетам. Он оснащен одним двигателем Pratt & Whitney PT6A-67 ; Ранние модели оснащены двигателем PT6A-67B, а более поздний вариант PC-12 NG использует более мощный PT6A-67P, номинальная мощность которого составляет всего 70% от максимальной мощности. [23] [11] По словам Пилатуса, PC-12 NG обладает исключительной универсальностью и способен работать в самых суровых условиях, таких как австралийская глубинка ; это один из немногих самолетов с газотурбинным двигателем, способных взлетать с неровных взлетно-посадочных полос. [23] [7]
В салоне могут разместиться до девяти пассажиров, есть буфет, закрытый туалет и заднее багажное отделение. Другие конфигурации салона включают представительскую компоновку, вмещающую от шести до восьми пассажиров; четырехместная грузопассажирская комбинированная компоновка; и санитарная воздушная установка, в которой размещаются два носилка и трое дежурных медиков. [23] [7] [24] Интерьер был разработан совместно с подразделением BMW Designworks , , в котором широко использовались кожа , шпон ценных пород дерева и различные ткани чтобы создать атмосферу, похожую на роскошный дорожный автомобиль. [15] , установлена нетипично большая грузовая дверь Для размещения крупногабаритных предметов, в том числе на паллетах . [23] [7]
PC-12 включает в себя множество мер безопасности. Двигатель ПТ6А-67 имеет репутацию весьма надежного двигателя, и этот фактор, как сообщается, стал решающим для некоторых потенциальных эксплуатантов. [7] Чтобы противодействовать срыву и вращению, двойные датчики угла атаки возле законцовок крыла заставляют ручку управления двигаться вперед перед возможным сваливанием. Для большей резервности PC-12 NG имеет полную двойную электрическую систему с разделенной шиной, аналогичную современным реактивным самолетам, в дополнение к двум отдельным батареям и третьей аварийной батарее. [7] [15] Тип сертифицирован для полетов в известных ледовых условиях; В стандартной комплектации пневматические противообледенительные установлены в крыльях и хвостовом оперении системы , в лобовое стекло встроены электрические противообледенительные системы, а тепло выхлопных газов используется для противообледенения воздухозаборника двигателя. [3] : 84 В 2014 году журнал Aviation Week описал PC-12 как обладающий «... сравнительно низкой скоростью взлета и посадки, отличными характеристиками на коротких дистанциях и легкими характеристиками управления». [11]
Помимо использования в качестве пассажирского транспорта и частного самолета, PC-12 может быть сконфигурирован как многоцелевая платформа, например, санитарная авиация или для выполнения задач самолета наблюдения . В последней роли в хвостовой части самолета может быть установлен выдвижной электрооптический / инфракрасный датчик, а консоль оператора, содержащая два монитора, цифровой видеомагнитофон, панель связи и отсеки расширения для размещения различных радиостанций и каналов передачи данных . установлен в основной зоне каюты; Самолет может быть индивидуально настроен в соответствии с конкретными требованиями заказчика. [17] [25] В многоцелевом исполнении этот тип использовался различными заказчиками, в том числе Красным Крестом , Королевской службой летающих врачей Австралии , Королевской канадской конной полицией и ВВС США . [23]
Этот тип в стандартной комплектации оснащен трехосным автопилотом, а метеорологический радар , системы дальней навигации и радиовысотомер являются дополнительными. [3] : 84 Кабина экипажа PC-12 NG оборудована системой авионики Primus Apex от Honeywell экранов высокого разрешения , состоящей из четырех 10-дюймовых жидкокристаллических , два из которых служат основными индикаторами полета непосредственно перед каждым пилотом. , два других представляют собой многофункциональные дисплеи, расположенные в центре между двумя пилотами. [23] Система Apex имеет много общего с кабинами экипажа других бизнес-джетов и была разработана для минимизации рабочей нагрузки экипажа и обеспечения повышенной безопасности во время полетов с одним пилотом. [15] усовершенствованная система синтетического зрения, обеспечивающая большую ситуационную осведомленность и безопасность во время полета по правилам визуального полета (VFR). Также имеется [23] Компоновка кабины оптимизирована с точки зрения эргономики и эстетики, обеспечивая одинаковый уровень комфорта для летного экипажа и пассажиров. [23] [13] На PC-12 NG имеется система контроля состояния двигателя, которая автоматически контролирует параметры двигателя и выдает соответствующие предупреждения, что упрощает профилактическое обслуживание. [13]
В октябре 2021 года Blackhawk Aerospace объявила о планах предложить обновление XP67P+, которое будет доступно для многих устаревших компьютеров PC-12. В результате модернизации стандартный двигатель Pratt and Whitney PTA-67B будет заменен на новый заводской двигатель PTA-67P, что позволит увеличить пределы ITT, увеличить мощность на валу на 142 л.с. и максимальный крутящий момент до FL230. Все факторы, которые улучшат характеристики самолета: скороподъемность на 25% выше, более высокая крейсерская скорость и ряд других эксплуатационных преимуществ. [26] Blackhawk объявила о нескольких взносах на модернизацию на NBAA -BACE 2022 и о завершении базовых летных испытаний. Одобрение STC для FAA должно произойти во втором квартале 2023 года, а сертификация EASA вскоре после этого. [27]
Операционная история
[ редактировать ]Коммерческое, корпоративное и частное использование
[ редактировать ]Первые продажи PC-12 в основном поступали коммунальным операторам, поскольку компания Pilatus, как сообщается, не была уверена в потенциале продаж для коммерческих и пассажирских операторов. [7] В 1994 году стартовым заказчиком PC-12 стала Королевская служба летающих врачей Австралии. Он использует 32 компьютера PC-12 по всей Австралии для оказания медицинских услуг в отдаленных районах. [28]
В 2006 году Флайинг назвал PC-12 «...более экономичным в эксплуатации, чем любой газотурбинный самолет аналогичного размера». [13] В 2007 году Флайинг охарактеризовал высокий уровень сохранения стоимости бывших в употреблении PC-12 как «невероятный», объяснив это популярным спросом на этот тип. [29] Высокие цены на нефть являются важным фактором увеличения продаж турбовинтовых двигателей, в том числе PC-12. [30] [31]
Основная часть спроса приходится на Северную Америку, и три четверти продаж PC-12NG приходится на представительские конфигурации. [32] Хотя его цена выросла с 3,3 миллиона долларов в 2005 году до 4,7 миллиона долларов в 2015 году, он сохраняет 80-85% своей продажной цены через 10 лет при среднем использовании, что лучше, чем у сопоставимых турбовинтовых самолетов или бизнес-джетов, и продается на 40% быстрее. [33]
Pilatus также использует ряд зарубежных дистрибьюторов для продвижения и продажи PC-12 в определенных регионах. AMAC Aerospace является эксклюзивным агентом по продажам этого типа на Ближнем Востоке. [34] [35]
В августе 2014 года калифорнийская авиакомпания Surf Air разместила заказ на 15 самолетов PC-12 NG и 50 опционов, что стало одним из крупнейших контрактов для этого типа. [36] PlaneSense , Нью-Гемпшире базирующаяся в компания с долевым владением , управляет крупнейшим парком самолетов такого типа. [37] по состоянию на 2015 год в эксплуатации 34 ПК-12. [38]
В июне 2010 года компания Pilatus объявила о доставке тысячного ПК-12. [39] К августу 2013 года мировой парк PC-12 налетал в общей сложности 4 миллиона часов, и клиентам было поставлено 1200 PC-12. [40] Спустя чуть более года после 1300-го, в июле 2016 года был поставлен 1400-й ПК-12. По состоянию на июль 2016 года общий налет парка составил 5,6 миллиона часов с момента сертификации и 1 миллион летных часов для 630 ПК-12 NG с момента его ввода в эксплуатацию. в 2008 году. [41] В мае 2018 года, когда парк наработал более 6,8 миллиона часов, интервал технического обслуживания был увеличен со 100/150 часов до 300, а новый план технического обслуживания сократил трудозатраты на 20–40 %, чтобы снизить прямые эксплуатационные расходы. [42]
К 2017 году девятилетний PC-12 стоил 2,5–2,8 миллиона долларов, а модели 15–16-летней давности стоили 1,8 миллиона долларов. [43] На долю владельцев-операторов приходится от 20% до 30% продаж PC-12, при этом они эксплуатируют 90% всех ТБМ SOCATA . [44]
К октябрю 2019 года парк ПК-12 превысил 1700 самолетов с общим налетом более семи миллионов часов. [21] К маю 2021 года было доставлено 1800 самолетов, в том числе 82 в 2020 году, налетав восемь миллионов часов. [45] В мае 2023 года парк достиг десяти миллионов часов налета, включая 9,3 миллиона посадок. В общей сложности 71 PC-12 налетал более 20 000 часов каждый, при этом максимальный налет самолета превысил 35 000 часов. [46] 12 мая был доставлен 2000-й самолет, поскольку в 2022 году было построено 80 самолетов, а у Pilatus было отставание на 63 единицы, в то время как 1889 экземпляров находились в эксплуатации и 31 самолет находился на хранении. [1]
В 2022 году компания Tradewind Aviation ознаменовала крупную программу обновления и расширения парка самолетов, закупив 20 новых самолетов Pilatus PC-12 NGX в рамках сделки на сумму более 100 миллионов долларов США, при этом поставки будут осуществляться по 3-4 самолета в год до 2027 года. Программа укрепляет позиции Tradewind. статус оператора одного из крупнейших в мире флотов Pilatus PC-12 и крупнейшего флота, доступного для чартера. Компания Tradewind эксплуатировала все варианты вариантов ПК-12, начиная с 2003 года.
Военные операции
[ редактировать ]PC-12 — первый самолет Pilatus, ориентированный преимущественно на гражданский рынок. Несмотря на то, что компания исторически была поставщиком, ориентированным на военные нужды, военные продажи этого типа считались второстепенными на ранних этапах разработки. [3] : 82
U-28A Draco — это вариант PC-12 ВВС США для поддержки сил специальных операций на театре военных действий, выполняющих функции разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). [47] U-28A эксплуатируется 319-й эскадрильей специальных операций , дислоцированной в Херлберт-Филд , Флорида , в штаб-квартире Командования специальных операций ВВС . 34-я эскадрилья специальных операций была задействована 9 апреля 2010 года в качестве второго подразделения U-28A на аэродроме Херлберт-Филд. Обе эскадрильи действуют в составе 1-го крыла специальных операций / 1-й группы специальных операций на Херлберт-Филд. U-28A также эксплуатируется 318-й эскадрильей специальных операций и 310-й эскадрильей специальных операций в составе операций на авиабазе Кэннон 27-го крыла специальных в Нью-Мексико . [48] В мае 2019 года ВВС официально одобрили использование для самолета названия «Драко». [49]
В августе 2022 года Командование специальных операций США объявило, что выбрало AT-802U Sky Warden для своей программы Armed Overwatch. Цель состоит в том, чтобы они выполняли разведывательную разведку и наносили удары в неоспоримом воздушном пространстве, действуя с суровых аэродромов. Sky Warden возьмет на себя боевые задачи от U-28A, поскольку это устаревший и дорогой самолет, для обслуживания которого требуется специализированное оборудование и подготовка; однако он продолжит обеспечивать ISR для таких операций, как поисково-спасательные операции и гуманитарную помощь после доставки Sky Warden. [50]
В 2009 году ВВС Финляндии выбрали PC-12 NG для замены Piper Chieftains и Valmet L-90 Redigos в качестве связного. Самолеты были переданы ВВС в 2010 году. На вооружении ВВС Финляндии находятся шесть PC-12. [51]
Варианты
[ редактировать ]- ПК-12/41
- Первоначальный серийный вариант, сертифицированный в Швейцарии в 1994 году, оснащен двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67B, максимальной взлетной массой 4100 кг (9039 фунтов), обычной кабиной с круглым циферблатом. [52]
- ПК-12/45
- Сертифицирован в 1996 году, оснащен двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67B, максимальная взлетная масса увеличена до 4500 кг (9921 фунт). Любой серийный самолет может быть переоборудован в ПК-12/45. Подварианты, называемые Серией 1-10, состоят из дополнительных модернизаций самолета. Почти все самолеты были преобразованы в спецификацию Series 10.
- ПК-12/47
- Сертифицирован в 2005 году, оснащен двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67B, максимальная взлетная масса увеличена до 4740 кг (10 450 фунтов). Была обновлена верхняя панель и расположение переключателей в кабине, а также некоторые другие незначительные изменения, такие как законцовки крыла и системы отопления кабины.
- ПК-12/47Э
- Вариант сертифицирован в 2008 году, имеет модернизированную авионику Honeywell и двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-67P. Иногда известен под торговым названием PC-12 NG (Next Generation).
- ПК-12NGX
- в октябре 2019 года Объявлено на съезде NBAA , маркетинговое название PC-12/47E с двигателем PT6E-67XP с FADEC и автоматом тяги , крейсерская скорость 290 узлов TAS (537 км/ч), окна увеличенного на 10% размера, обновленный интерьер, расширенное техническое обслуживание, обновленная авионика Honeywell . [21]
- ПК-12М Спектр
- Платформа военизированных специальных миссий, продаваемая в США и первоначально называвшаяся «Орел».
- U-28А Драко
- Обозначение ВВС США для PC-12/45.
Операторы
[ редактировать ]По состоянию на май 2023 г. [update]Поставлено 2000 ПК-12. [1] [53]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Викибаза Aviation Safety Network сообщает о 136 авиационных происшествиях и инцидентах в период с 3 февраля 1998 г. по 15 декабря 2023 г. Сюда входит 106 погибших, что дает в среднем 0,79 погибших на одно происшествие. [54] [ ненадежный источник? ]
Технические характеристики (ПК-12НГ)
[ редактировать ]Данные Пилатуса [55]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: от 6 до 9 пассажирских мест.
- Длина: 14,4 м (47 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 16,28 м (53 фута 5 дюймов)
- Высота: 4,26 м (14 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 25,81 м 2 (277,8 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA LS(1)-0417MOD ; совет: NACA LS(1)-0313 [56]
- Вес пустого: 2810 кг (6195 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4740 кг (10 450 фунтов)
- Максимальный посадочный вес: 4500 кг (9921 фунт)
- Максимальный вес без топлива: 4100 кг (9039 фунтов)
- Запас топлива: 1226 кг (2703 фунта) / 1521 л (402 галлона США; 335 имп галлонов)
- Кабина: длина 5,16 метра (16,9 футов), высота 1,47 метра (4,8 фута), ширина до 1,52 метра (5,0 фута).
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-67P мощностью турбовинтовой 890 кВт (1200 л.с.)
- Гребные винты: 5-лопастной композитный гребной винт Hartzell , композитный реверсивный гребной винт с постоянной скоростью и полным флюгированием диаметром 2,67 м (8 футов 9 дюймов).
Производительность
- Крейсерская скорость: 528 км/ч (328 миль в час, 285 узлов)
- Скорость сваливания: 124 км/ч (77 миль в час, 67 узлов)
- Дальность: 3417 км (2123 миль, 1845 миль) (HSC, резервы по ПВП)
- Практический потолок: 9144 м (30 000 футов)
- Скорость набора высоты: 9,75 м/с (1919 футов/мин)
- Разбег до 15 м (49 футов): 793 м (2602 фута)
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 661 м (2169 футов)
- Расход топлива: 250 л/ч (66 галлонов в час; 55 имп гал/ч) (поездка на 915 км (569 миль; 494 миль), включая набор высоты, крейсерский режим и спуск, средняя скорость 491 км/ч (305 миль в час; 265 узлов) скорость блока)
Авионика
- Ханивелл Прайм Апекс
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Доминик Перри (15 мая 2023 г.). «Pilatus отмечает 2000-ю поставку ПК-12» . Флайтглобал .
- ^ «Процветающий бизнес». Рейс Интернэшнл , 23 сентября 1989 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Молл, Найджел (ноябрь 1989 г.). «Швейцарец, за которым стоит следить» . Функции. Летающий . Том. 116, нет. 11. Диамандис Коммуникейшнс. стр. 80–84. ISSN 0015-4806 . Проверено 21 февраля 2016 г. - через Google Книги .
- ^ «PC-12 совершает первый полет» . Отчетные моменты. Летающий . Том. 118, нет. 8. Hachette Filipacchi Media, США , август 1991 г., с. 20. ISSN 0015-4806 . Проверено 30 июня 2016 г. - через Google Книги .
- ^ «Pilatus PC-12 сертифицирован в Швейцарии» . Отчетные моменты. Летающий . Том. 121, нет. 7. Hachette Filipacchi Media, США, июль 1994 г., с. 28. ISSN 0015-4806 . Проверено 21 февраля 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Федеральное управление гражданской авиации (10 ноября 2015 г.). «Паспорт типа сертификата № A78EU» (PDF) . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Макклеллан, Дж. Мак (10 августа 2010 г.). «Pilatus PC-12: ценность только одного двигателя» . Летающий . Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Грейди, Мэри. «Pilatus предлагает новые обновления для своего PC-12 NG». Отчет Робба , 19 марта 2014 г.
- ^ Марш, Элтон К. (16 ноября 2015 г.). «Pilatus повышает производительность PC-12 NG» . АОПА . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт (16 ноября 2015 г.). «NBAA: Pilatus отмечает полет второго PC-24 и модернизирует PC-12NG» . Лас-Вегас: Flightglobal . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Джордж, Фред (1 февраля 2014 г.). «Обновление Finnoff PC-12» . Авиационная неделя . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ «Hartzell представляет 5-лопастные гребные винты из углеродного волокна для флота PC-12» (пресс-релиз). Лас-Вегас: Hartzell Propeller . 17 ноября 2015 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Макклеллан, Дж. Мак (15 октября 2006 г.). «Размер салона действительно имеет значение» . Отчеты пилотов. Летающий . Hachette Filipacchi Media США
- ^ «Pilatus получает отличные отзывы от пользователей Honeywell Apex» (PDF) (пресс-релиз). Стэнс: Самолет Pilatus . 6 октября 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2011 г. . Проверено 14 июня 2010 г. - через Pilatusowners.com.
- ^ Jump up to: а б с д и Гойер, Роберт (8 сентября 2008 г.). «Следующая большая вещь: Pilatus PC-12 NG» . Отчеты пилотов. Летающий . Hachette Filipacchi Media США
- ^ О'Киф, Найл (24 апреля 2009 г.). «ВВС Финляндии выбирают флот связи PC-12» . Лондон: Flightglobal . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Пилатус ПК-12 Спектр». Архивировано 26 февраля 2015 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 февраля 2016 г.
- ^ «Pilatus Aircraft откроет производственную базу в Чунцине Лянцзян» (пресс-релиз). Чунцин, Китай. Пиар-новости . 24 декабря 2012 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Траутветтер, Чад. « Pilatus использует индийскую компанию Tata для производства аэроструктур PC-12 » AIN Online , 26 августа 2014 г. Доступ: 4 сентября 2014 г.
- ^ Роа, Нитин. «Бит для защиты». Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine Tata Group , октябрь 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лучший в мире турбовинтовой двигатель – лучше, чем когда-либо: Pilatus представляет PC-12 NGX» (пресс-релиз). Пилатус. 22 октября 2019 г.
- ^ «Справочник по планированию закупок – таблица турбовинтовых двигателей» . Деловая и коммерческая авиация . Второй квартал 2023 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Брошюра PC-12 NG» (PDF) . Пилатус. 15 июля 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2016 г.
- ^ «Сервисный бюллетень Pilatus PC-12 № 25-014, см. раздел 1C (3)». Архивировано 3 апреля 2012 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 6 октября 2011 г.
- ^ Моррисон, Мердо. «NBAA: Pilatus показывает специальную миссию Spectre PC-12». Flight International , 11 октября 2011 г.
- ^ «Pilatus PC-12—XP67P — Blackhawk Aerospace» . www.blackhawk.aero . 23 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ О'Коннор, Кейт (18 октября 2022 г.). «Blackhawk завершает базовые летные испытания программы модернизации двигателя PC-12» . AVweb . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ «Наш флот» . Королевская служба летающих врачей Австралии .
- ^ Макклеллан, Дж. Мак (5 сентября 2007 г.). «Лучшие турбовинтовые двигатели» . Отчеты пилотов. Летающий . Hachette Filipacchi Media США
- ^ Соби, Брендан (9 октября 2008 г.). «Высокие цены на нефть приводят к росту спроса на турбовинтовые двигатели бизнес-класса» . Рейс Интернешнл .
- ^ Сарсфилд, Кейт (4 мая 2009 г.). «Синглы продолжают набирать обороты» . Рейс Интернешнл .
- ^ Сарсфилд, Кейт (8 мая 2012 г.). «Производители бизнес-джетов поворачивают за угол» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Pilatus PC-12: непреходящая ценность» (PDF) . Роллан Винсент Ассошиэйтс. Январь 2016.
- ^ Мэтьюз, Нилам (15 мая 2012 г.). «Amac открывает завод в Стамбуле и готовится к продажам ПК-12» . Международные авиационные новости .
- ^ Сарсфилд, Кейт (11 декабря 2012 г.). «MEBA: AMAC и Pilatus объединяют усилия для продвижения PC-12 на Ближнем Востоке» . Дубай: Flightglobal .
- ^ Сарсфилд, Кейт (18 августа 2014 г.). «Surf Air приобретает до 65 самолетов PC-12NG только для авиакомпаний-членов» . Лондон: Flightglobal .
- ^ «Дробное владение самолетами имеет смысл» . СамолетСенс.
- ^ Патики, Марк (15 августа 2015 г.). «Дробный профиль: PlaneSense имеет уникальный заголовок» . Международные авиационные новости .
- ^ «Pilatus поставляет тысячный ПК-12» (PDF) (пресс-релиз). Самолет Пилатус . 15 июля 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2011 г.
- ^ «Pilatus поставил 1200-й ПК-12» . Журнал «Небо» . 13 августа 2013 г.
- ^ «Pilatus поставил 1400-й PC-12 и достиг важной вехи в полете» (пресс-релиз). Пилатус. 5 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2016 года . Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ Ян Шеппард (29 мая 2018 г.). «Увеличены интервалы Pilatus PC-12 Mx» . Международные авиационные новости .
- ^ «Затраты на владение и эксплуатацию Pilatus PC12» . Отчет шерпы . 29 сентября 2017 г.
- ^ Майк Гержанич (15 октября 2019 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Daher TBM 940» . Флайтглобал .
- ^ «Pilatus поставил 1800-й ПК-12» (пресс-релиз). Пилатус. 4 мая 2021 г.
- ^ О'Коннор, Кейт (1 мая 2023 г.). «Флот PC-12 преодолел отметку в десять миллионов летных часов» . AVweb . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Информационный бюллетень по U-28A» . ВВС США. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ «Новое подразделение специального назначения PC-12». AirForces Monthly, выпуск 269, сентябрь 2010 г., стр. 21.
- ^ Ролен, штаб-сержант. Линетт (19 июня 2019 г.). «AFSOC приветствует «Драко» в составе флота» . Командование специальных операций ВВС . ВВС США . Проверено 22 июня 2019 г.
- ↑ Командование специальных операций США выбирает Небесного стража L3Харриса для участия в вооруженном надзоре . Новости обороны . 1 августа 2022 г.
- ^ Информационный бюллетень о самолетах ВВС Финляндии: Pilatus PC-12 NG . 31 октября 2022 г.
- ^ Гержанич, Майк (6 июня 2016 г.). «Впереди модернизированный Pilatus PC-12» . Денвер: Flightglobal . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ О'Коннор, Кейт (15 мая 2023 г.). «Pilatus поставил 2000-й ПК-12» . AVweb . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ «Сеть авиационной безопасности > WikiBase ASN Aviation Safety > Результаты базы данных ASN Aviation Safety» . Aviation-safety.net . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «PC-12 NG Только факты» (PDF) . Пилатус. 20 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрес, Гюнтер. Иллюстрированный справочник современных коммерческих самолетов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1125-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Летные испытания: Pilatus PC-12NG» . Полет Глобал . 12 мая 2008 г.
- «Паспорт типа сертификата A.089, выпуск 04» (PDF) . Европейское агентство авиационной безопасности. 4 ноября 2009 г.
- «Пилатус идет вперед» . Рейс Интернешнл . 19 апреля 2011 г.
- Гойер, Роберт (25 июня 2013 г.). «ПК-12 против всего мира» . Летающий . Компания Бонньер .
- Сарсфилд, Кейт (11 февраля 2014 г.). «Pilatus представляет усовершенствования PC-12 NG» . Флайтглобал . Лондон.
- Фред Джордж (27 апреля 2016 г.). «Отчет пилота: Pilatus PC-12 NG Быстрее и дальше, эффективнее и комфортнее» . Деловая и коммерческая авиация .