Пилатус ПК-7
ПК-7 | |
---|---|
![]() | |
PC-7 Команда ВВС Швейцарии | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Пилатус Самолет |
Первый полет | ПК-7 : 12 апреля 1966 г (прототип) [ 1 ] 18 августа 1978 г (производство) [ 1 ] ПК-7 Мк.II М : 28 сентября 1992 г [ 1 ] |
Введение | ПК-7 : 1978 г. [ 1 ] ПК-7 Мк.II М : 1994 г. [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Мексиканские ВВС Индийские ВВС Южноафриканские ВВС Королевские ВВС Малайзии |
Произведено | 1966 – настоящее время |
Количество построенных | >618 |
Разработано на основе | Пилатус П-3 |
Варианты | Пилатус ПК-9 |
Pilatus PC-7 Turbo Trainer с низкорасположенным крылом — тандемный учебно - тренировочный самолет , разработанный и изготовленный в Швейцарии компанией Pilatus Aircraft . Самолет способен выполнять все основные функции обучения, включая пилотаж , приборный , тактический и ночной полет . [ 1 ]
PC-7 был разработан на основе предыдущего с поршневым двигателем Pilatus P-3 . [ 1 ] во многом отличался применением турбовинтового двигателя , купольного фонаря и нового цельного крыла . Представленный в 1970-х годах, он с тех пор завоевал значительное присутствие на мировом рынке тренажеров. [ 2 ] Этот тип был принят на вооружение более двадцати военно-воздушных сил в качестве учебных инструкторов для начинающих , а также несколькими гражданскими эксплуатантами. Сообщается, что по всему миру на PC-7 налетано более миллиона часов. [ нужна ссылка ] Помимо учебных операций, некоторые самолеты находятся на вооружении и использовались для выполнения боевых задач несколькими заказчиками, включая Чад , Иран и Мексику , зачастую в нарушение соответствующего экспортного соглашения между заказчиком и правительством Швейцарии .
Усовершенствованная модель самолета PC-7 Mk.II M была разработана в 1990-х годах путем объединения нового планера и авионики PC -9 с меньшим газотурбинным двигателем PC-7. Сообщается, что более 600 [ нужно обновить ] ПК-7 проданы различным операторам, большинство из которых находятся в эксплуатации. В линейке самолетов Pilatus на смену PC-7 пришли более новые учебно-тренировочные самолеты PC-9 и PC-21 . [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Работа над тем, что впоследствии стало PC-7, началась в 1960-х годах. Он был основан на более раннем поршневым двигателем с Pilatus P-3 , первоначальный прототип был создан на основе существующего прототипа P-3, принципиально отличавшегося заменой двигателя Lycoming O-435 на Pratt & Whitney PT6A-20. турбовинтовой двигатель растение. [ 1 ] [ 4 ] 12 апреля 1966 г модифицированный прототип совершил свой первый полет . [ 1 ] Однако программа PC-7 была внезапно свернута из-за аварии с самолетом. [ 5 ] Сообщается, что прекращение работ было вызвано отсутствием интереса со стороны рынка. [ 4 ]

В 1973 году было решено возобновить работу над программой; Факторами его возрождения стали нефтяной кризис 1973 года , запуск конкурирующего самолета Beechcraft T-34C Turbo-Mentor и увеличение возраста существующих учебно-тренировочных самолетов. [ 4 ] Для поддержки перезапуска от ВВС Швейцарии был получен еще один P-3 . После доработок этот самолет впервые поднялся в воздух 12 мая 1975 года . Дальнейшие обширные модификации последовали позже в программе, включая принятие нового цельного крыла со встроенными топливными баками , а также измененного хвостового киля и купольного фонаря . [ нужна ссылка ] Программа летных испытаний завершилась осенью 1977 года. [ 4 ]
18 августа 1978 г [ 1 ] Швейцарии 5 декабря того же года Федеральное управление гражданской авиации (FOCA) выдало гражданский сертификат для PC-7; [ 4 ] Сразу после этого начались первые поставки серийных самолетов заказчикам в Бирму и Боливию . [ 6 ] Со временем продажи PC-7 принесли значительную прибыль, что позволило компании профинансировать разработку дальнейших типов самолетов. [ 7 ]
первый серийный самолет совершил свой первый полет.Дальнейшее развитие
[ редактировать ]PC -7 Mk.II M представляет собой развитие планера и авионики PC-9 , оснащенного меньшим газотурбинным двигателем PC-7, что, как сообщается, позволило добиться более низких затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание. [ нужна ссылка ] Этот вариант был разработан по заказу ВВС ЮАР (SAAF), которые позже приняли этот тип на вооружение. [ 8 ] Партия из 60 PC-7 Mk.II M была собрана на месте в Южной Африке с использованием комплектов, поставленных Pilatus для SAAF; По политическим соображениям эти самолеты не были оснащены узлами подвески вооружения . Поставки в SAAF осуществлялись в период с конца 1994 по 1996 год . [ 4 ]
В дополнение к собственным программам усовершенствований Pilatus, несколько сторонних компаний независимо разработали свои собственные обновления для ПК-7 заказчика. В конце 1990-х годов израильская инженерная фирма «Радом» начала предлагать комплект новой авионики для этого типа, который включал новый компьютер миссии, широкоугольный проекционный дисплей , а также различные сменные системы связи и доставки оружия. [ 9 ]
В июле 1998 года Pilatus объявила, что достигла соглашения с американской компанией Western Aircraft , согласно которой последняя будет выступать в качестве дистрибьютора PC-7 на североамериканском рынке гражданской авиации. [ 10 ] В то время в Северной Америке уже эксплуатировалось пять зарегистрированных гражданских самолетов PC-7; Пилатус считал, что этот регион может стать жизнеспособным рынком как для восстановленных, так и для новых экземпляров этого типа, цена которых будет составлять от . 1 до 2 миллионов долларов соответственно Было признано, что этот рынок ограничен: Western Aircraft рассчитывала продавать лишь несколько самолетов в год. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]Общее использование
[ редактировать ]Все экспортные продажи PC-7 подлежат одобрению правительства Швейцарии , разрешение которого требуется до начала любой поставки. [ 11 ] Продажа боеспособных самолетов временами вызывала споры, и оказывалось политическое давление, чтобы заставить PC-7 поставляться без установки оборудования для вооружения. Швейцарское правительство время от времени задерживало или полностью отказывалось выдавать экспортные лицензии некоторым странам, что, как сообщается, привело к потере нескольких потенциальных продаж, например, в Южную Корею и Мексику . [ 11 ]

Помимо того, что PC-7 был принят на вооружение многочисленными военными заказчиками, он также использовался частными заказчиками. Он сертифицирован для гражданского использования Федеральным управлением гражданской авиации (FOCA) и Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) как соответствующий правилам, касающимся полетов авиации общего назначения (GA) как в Европе , так и в США . [ 4 ] Среди его применений в гражданском секторе были показы высшего пилотажа . [ 4 ]
В 1990-е годы PC-7 Mk.II M был принят на вооружение в качестве базового учебно-тренировочного самолета Королевских ВВС Брунея (RBAirF) наряду с учебно-тренировочным самолетом BAE Systems Hawk ; это приобретение рассматривалось как ключ к расширению операций с самолетами . [ 12 ] [ 13 ]
В июне 2011 года ВВС Индии (IAF) выбрали PC-7 Mk.II M в качестве своего нового базового учебно-тренировочного самолета, подписав контракт на первоначальную партию из 75 самолетов с возможностью покупки дополнительных 38 PC-7 Mk. II г-жа; Всего индийским вооруженным силам требовался 181 инструктор. [ 14 ] Поспешное решение о закупке иностранного самолета вместо отечественной альтернативы, предложенное Hindustan Aeronautics Limited (HAL), вызвало споры; в отставке Маршал авиации Анил Чопра утверждал, что у HAL не было жизнеспособной конструкции для этой роли и что IAF не могли разумно допустить задержку, связанную с разработкой такого самолета. [ 15 ] Закупка еще 106 тренажеров по категории «Сделай и купи» (индийская) неоднократно откладывалась. В 2017 году срок действия соглашения о техническом обслуживании с Pilatus истек, в результате чего единоличную ответственность за выполнение этой деятельности взяла на себя IAF. [ 16 ] В 2018 году Индия объявила, что решила воспользоваться возможностью покупки партии из 38 тренажеров. [ 17 ]
Боевое применение
[ редактировать ]Некоторое количество PC-7 использовалось ВВС Гватемалы для нанесения ударов с воздуха и для непосредственной воздушной поддержки (CAS) во время гражданской войны в Гватемале , начиная с 1982 года , до окончания конфликта в 1996 году . PC-7 обычно перебрасывались с аэродрома в Ла-Авроре и были вооружены как артиллерийскими, так и ракетными установками . [ 18 ]
во время длительной ирано-иракской войны 1980-х годов, на фоне напряженности между Ираном и Соединенными Штатами Утверждается, что , иранские официальные лица угрожали вооружить свой парк PC-7 взрывчаткой и использовать ее для совершения атак смертников на ВМС США (USN). суда, находящиеся в Персидском заливе . [ 19 ] Сообщается, что Иран подготовил ряд пилотов-смертников и выполнил несколько боевых вылетов. Обучение проводилось на авиабазе Бушер в Иране и за границей в Северной Корее . [ 20 ] [ 21 ] В начале 1984 года иранский ударный вертолёт AH-1J Sea Cobra был сбит иракским PC-7 в ходе операции «Хайбер» (спасались иранские пилоты Реза Могадам и Мохаммад Йезди). [ 22 ]
В 1994 году мексиканские ВВС использовали несколько вооруженных PC-7 для атак на подразделения Сапатистской армии национального освобождения во время конфликта в штате Чьяпас в Мексике . Правительство Швейцарии сочло это действие незаконным, поскольку самолеты были проданы только для учебных целей, в результате чего Швейцария ввела запрет на продажу дополнительных единиц в Мексику. [ 23 ] В то время ВВС Мексики были крупнейшим экспортным оператором этого типа и стремились приобрести дополнительные PC-7, поэтому запрет на продажу рассматривался как экономический удар по Pilatus. [ 11 ]
В середине-конце 1990-х годов компания Executive Outcomes , частный военный подрядчик , возглавляемый Ибеном Барлоу, использовала три вооруженных PC-7 (бывшие Бопутатсваны самолеты ВВС ) для обеспечения непосредственной воздушной поддержки (CAS) во время своих операций в Сьерра-Леоне . [ 24 ] [ 25 ]
Сообщается, что в конце 2000-х годов ВВС Чада использовали свой небольшой парк PC-7 для бомбардировки позиций повстанцев как на своей территории, так и в соседнем Судане . [ 26 ] Швейцарское правительство вызвало посла Чада с просьбой объяснить эти сообщения, поскольку эти действия нарушили ранее заключенные экспортные соглашения о продаже этого типа в Чад. [ 27 ]
Варианты
[ редактировать ]- ПК-7 : двухместный базовый учебно-тренировочный самолет с двигателем ПТ6А-25А мощностью 410 киловатт (550 л.с. на валу ). [ 28 ]
- PC-7 Mk.II M : развитие планера и авионики PC-9 с сохранением крыла от PC-7 для установки внешних магазинов. Оснащен ПТ6А-25С мощностью 522 кВт (700 л.с. на валу), а не более мощным ПТ6А-62 ПК-9. [ 29 ] Разработан для ВВС ЮАР (SAAF) и известен как Astra; Самолет представляет собой гибрид PC-7 и PC-9, либо PC-7 «Heavy», либо PC-9 «Lite», в зависимости от конфигурации. [ 1 ]
- NCPC-7 : модернизированная версия стандартного PC-7 с авионикой полностью по IFR стеклянной кабины , разработанной для ВВС Швейцарии. Обозначение NCPC-7 временно использовалось в ВВС Швейцарии для отличия модернизированных PC-7 (NC от New Cockpit) от тех, которые еще не были созданы. Его сняли после усовершенствования последнего из 28 самолетов в 2009 году. Следовательно, все Турбо-Тренеры снова получили обозначение ПК-7. [ 30 ]
Операторы
[ редактировать ]
Военные операторы
[ редактировать ]


Неполный список пользователей ПК-7: [ 1 ]
- Национальные ВВС Анголы : 12 самолетов PC-7 заказаны в 1981 году, поставки начались в 1982 году, всего 25 самолетов к октябрю 2008 года. [ 1 ] [ 31 ]
- ВВС Австрии : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 16 самолетов PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остается 13 самолетов. [ 32 ]
- Боливийские ВВС : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 24 самолета PC-7. [ 1 ] 2 остаются в эксплуатации по состоянию на декабрь 2021 года. [ 33 ]
- Воздушное крыло Сил обороны Ботсваны : семь самолетов PC-7 (поставлены с 1990 г.), находящихся на вооружении по состоянию на октябрь 2008 г., [ 1 ] будут заменены пятью PC-7 Mk.II M в 2013 г.; [ 34 ] пять самолетов PC-7 Mk.II M официально приняты на вооружение 8 февраля 2013 года, шесть оригинальных PC-7 сняты с вооружения. [ 35 ]
- Королевские ВВС Брунея : четыре самолета PC-7 Mk.II M находятся на вооружении по состоянию на октябрь 2008 г., [ 1 ] в настоящее время эксплуатируются 73-й эскадрильей, а также используются группой RBAirF Alap-Alap Formation пилотажной .
- ВВС Чада : два PC-7 [ 1 ] самолеты, оставшиеся в эксплуатации по состоянию на декабрь 2021 года. [ 36 ]
- ВМС Чили : десять самолетов PC-7 на вооружении по состоянию на октябрь 2008 г. [ 1 ] по состоянию на декабрь 2021 года семь самолетов остаются в эксплуатации. [ 37 ]
- Главное управление вооружений : шесть самолетов PC-7 на вооружении по состоянию на октябрь 2008 г. [ 1 ]
- ВВС Гватемалы : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 12 самолетов PC-7. [ 1 ] по состоянию на декабрь 2021 года один самолет остается в эксплуатации. [ 38 ]
- ВВС Индии : 74-77 PC-7 Mk.II M, [ 39 ] Индия отменила заказ еще 38 [ 40 ] и разместил заказы на HAL HTT-40 . [ 41 ] Один погиб в результате крушения в декабре 2023 года. [ 42 ]
- ВВС Исламской Республики Иран : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 35 самолетов PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остается 34 самолета. [ 43 ]
- Королевские ВВС Малайзии : 30 турбо-тренажеров PC-7 из первого заказа из 44 (поставлены с 1983 г.), 45 самолетов PC-7 находятся в эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 г.; [ 1 ] 17 PC-7 Mk.II M из второго заказа из 19 (поставлены двумя партиями: девять 2001 г. и десять 2007 г.); всего в настоящее время в эксплуатации находится 47; этот тип также используется группой Taming Sari пилотажной .
- ВВС Мексики : 88 самолетов PC-7 (первая поставка в мае 1979 г.), находятся в эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 г. [ 1 ] [ 44 ]
- ВВС Мьянмы : первый заказчик PC-7, поставки в начале 1979 г., по состоянию на октябрь 2008 г. в эксплуатации находится 17 самолетов PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остается 16 самолетов. [ 45 ]
- Королевские ВВС Нидерландов : по состоянию на октябрь 2008 г. в эксплуатации находится 13 самолетов PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остается 13 самолетов. [ 46 ]
- ВВС Южной Африки : первый заказчик PC-7 Mk.II M поставлен 30 ноября 1994 г., по состоянию на октябрь 2008 г. в эксплуатации находится 60 самолетов PC-7 Mk.II M. [ 1 ] этот тип также используется группой Silver Falcons пилотажной .
- ВВС Швейцарии : 40 (поставлены с 1979 г.) самолетов PC-7 на вооружении по состоянию на октябрь 2008 г., [ 1 ] 28 ПК-7 модернизированы с новой кабиной, приняты на вооружение в 2011 году; [ 47 ] этот тип также используется их пилотажной группой PC-7 Team .
- ВВС Объединенных Арабских Эмиратов : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 31 самолет PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остается 31 самолет. [ 48 ]
- ВВС Уругвая : по состоянию на октябрь 2008 г. на вооружении находится 6 самолетов PC-7. [ 1 ] По состоянию на декабрь 2021 года в эксплуатации остаются 5 самолетов. [ 49 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]По состоянию на октябрь 2008 года не менее семи самолетов PC-7 находятся в эксплуатации у различных неустановленных гражданских операторов. [ 1 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Бопутатсваны : два PC-7 (поставлены с 1989 г.), позже переданы ВВС ЮАР. [ 1 ] и впоследствии участвовал в гражданской войне в Сьерра-Леоне и Чаде) [ нужна ссылка ]
- ВВС Нигерии имели на вооружении два самолета.
- По состоянию на октябрь 2008 года ВВС Суринама имели на вооружении два самолета PC-7 (один передан в гражданские операции). [ 1 ]
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]
- ВВС ЮАР (SAAF) остановили свой парк самолетов PC-7 Mk.II M после крушения 15 января 2008 года. Самолет разбился вскоре после взлета с базы ВВС Оверберг в Западно-Капской провинции . Подполковник СААФ Крис Мейринг, 58 лет, скончался вскоре после крушения. Самолет направлялся на базу ВВС Лангебанвег для проведения технического обслуживания, но вскоре после взлета перевернулся и врезался в землю. Считается, что причина [ кем? ] это была структурная проблема.
- В марте 2010 года пилот погиб, когда его самолет Королевских ВВС Малайзии (RMAF) взорвался и загорелся в воздухе во время одиночного авиашоу. Это пятая авария с участием самолета PC-7 Королевских ВВС Малайзии. [ 50 ]
- В июне 2010 года два мексиканских пилота погибли, когда их самолет PC-7 мексиканских ВВС разбился после взлета из Пи-де-ла-Куэста, района курортного города Акапулько , Мексика. PC-7 упал в море недалеко от Акапулько. [ 51 ] [ 52 ]
- 20 октября 2011 года два PC-7 Сил обороны Ботсваны столкнулись в воздухе над Летлхакенгом в 100 километрах (62 милях ) к западу от Габороне. В результате катастрофы погибли двое из четырех членов экипажа. [ 53 ]
- 12 сентября 2017 года пилот погиб, когда его PC-7 швейцарских ВВС разбился в Шрекхорне в кантоне Берн по пути с воздушной базы Пайерн на авиационную базу Локарно . [ 54 ]
- 4 декабря 2023 года самолет PC-7 ВВС Индии разбился в Медаке , Телангана , Индия. Оба пилота погибли в результате крушения. Самолет вылетел в тренировочный полет из Хайдарабада. В настоящее время авария расследуется. [ 55 ]
Технические характеристики (ПК-7)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое, пилот-инструктор и пилот-курсант.
- Вместимость: два
- Длина: 9,78 м (32 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 10,40 м (34 фута 1 дюйм)
- Высота: 3,21 м (10 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 16,60 м 2 (178,7 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,5:1
- Профиль крыла : NACA 64 2 A-415 у основания, 64 1 A-612 на кончике.
- Вес пустого: 1330 кг (2932 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 2700 кг (5952 фунта)
- Запас топлива: 474 л (104 имп галлона; 125 галлонов США) полезного внутреннего топлива,
по 240 л (53 имп галлона; 63 галлона США) 2 внешних топливных бака
• Максимальный посадочный вес: 2565 кг. - Силовая установка: 1 Pratt & Whitney Canada PT6A -25A турбовинтовой двигатель , 410 кВт (550 л.с.) (снижена мощность с 485 кВт (650 л.с.))
- Гребные винты: Hartzell HC-B3TN-2 / T10173C-8 3-лопастной гребной винт с постоянной скоростью , диаметр 2,36 м (7 футов 9 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 412 км/ч (256 миль в час, 222 узла) (максимальный крейсерский уровень на высоте 6095 м (19 997 футов))
- Крейсерская скорость: 316 км/ч (196 миль в час, 171 узел) (экономичный крейсерский режим на высоте 6095 м (19 997 футов))
- Скорость сваливания: 119 км/ч (74 миль в час, 64 узла) (закрылки и шасси опущены, двигатель выключен)
- Никогда не превышайте скорость : 500 км/ч (310 миль в час, 270 узлов) EAS.
- Дальность: 1200 км (750 миль, 650 морских миль) стандартная дальность без внешних подвесных баков, перегоночная дальность с внешними подвесными баками (крейсерская мощность, на высоте 5000 м (16000 футов) - запас хода 20 минут)
- Перегоночная дальность: 2630 км (1630 миль, 1420 морских миль)
- Выносливость: 4 часа 22 минуты
- Практический потолок: 10 060 м (33 010 футов)
- Пределы g: -3 / +6
- Скорость набора высоты: 10,9 м/с (2150 футов/мин), набор высоты 5000 м за 9 минут 0 секунд.
разбег 780 м при максимальном взлетном весе, посадочный пробег 505 м при максимальном посадочном весе
Вооружение
- Узлы подвески: 6 подкрыльевых узлов подвески для бомб и ракет грузоподъемностью 1040 кг (2294 фунта). [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Атлас АСЕ
- Бичкрафт Т-34 Наставник
- Эмбраер EMB 312 Тукано
- Grob G 120TP
- ПЗЛ-130 Орлик
- Соката ТБ 30 Эпсилон
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть "Pilatus PC-7 (вкл. список пользователей)" . MilitaryAviation.eu . Военная авиация. 3 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2016 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Обучение – преодоление разрыва» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 10 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ «Роль элементарного обучения для ПК-21?» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 14 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Турботренажер Pilatus PC-7» . ForecastInternational.com . Прогноз Интернешнл . Сентябрь 1999 года.
- ^ Air International , сентябрь 1979 г., стр. 112.
- ^ Air International , сентябрь 1979 г., стр. 114.
- ^ Вастнейдж, Джастин (26 февраля 2002 г.). «Pilatus обдумывает расширение предложения гражданских самолетов» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года.
- ^ Вастнейдж, Джастин (30 апреля 2002 г.). «Дивиденд мира» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 года.
- ^ «Радом предлагает модернизацию ПК-9 для обучения и боя» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 25 ноября 1998 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Pilatus назначает Western на рынок тренажеров ПК-7» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 22 июля 1998 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Правительство вето блокирует продажу PC-9 Мексике» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 8 февраля 1998 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ «Бруней завершает настройку MPA» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 18 октября 1996 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ «Султан Брунея подтверждает сделку «Ястреб»» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 12 марта 1997 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ «Индия выбирает базового тренера Pilatus» . LiveFistDefence.com (пресс-релиз). Пилатус. 24 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2015 г. Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Чопра, Анил (7 октября 2013 г.). «Застрял в основах авиастроения» . TheHinduBusinessLine.com . Индуистское бизнес-направление .
- ^ Рагуванши, Вивек (20 июля 2017 г.). «Швейцарская фирма не продлевает контракт на техническое обслуживание индийских тренажеров PC-7» . DefenseNews.com .
- ^ «ВВС получили 75-й учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-7 MkII» . EconomicTimes.IndiaTimes.com . «Экономик таймс», «Индия таймс» . 14 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Купер, Том. «Гватемала с 1954 года» . ACIG.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Разу, 2015, стр. 421–422.
- ^ Боданский 1993, с. 14.
- ^ Кордесман и Вагнер 1991, с. 285.
- ^ "Потери ВВС Ирана" [Losses of IRIAF]. SkyWar.ru (in Russian).
- ^ Аранда, Хесус (13 ноября 2009 г.). «Теперь, когда FAM намерена обновить свой парк, она не может приобретать самолеты Pilatus C-9» . Jornada.unam.mx (на испанском языке). День. Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Барлоу, Ибен. «Исполнительные результаты: вопреки всему» . Галаго.co.za . Галаго. Архивировано из оригинала 29 декабря 2007 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Боевые корабли в аренду» . Flightglobal.com . Рейс Интернешнл . 21 августа 1996 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ Веземан, Питер Д. (август 2009 г.). «Потоки оружия для конфликта в Чаде» (PDF) . СИПРИ.org . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2013 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Чад, вероятно, вооружил самолеты швейцарского производства» . SwissInfo.ch . 17 января 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г.
- ^ Air International , сентябрь 1979 г., стр. 115.
- ^ Тейлор 1999, стр. 96–97.
- ^ Турбо-тренажер Pilatus PC-7 , vtg.admin.ch.
- ^ Фонтанеллаз, Купер и Матос 2020 , с. 26
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 13
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 14
- ^ «Оборона Ботсваны выбирает турбовинтовой учебно-тренировочный самолет PC-7 MkII стоимостью SF 40 Mil» . FrontierIndia.net . Пограничная Индия. 20 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Хойл, Крейг (11 февраля 2013 г.). «Ботсвана представляет новые учебно-тренировочные самолеты PC-7 MkII» . Flightglobal.com . Flight International , Рид Эльзевир. Архивировано из оригинала 14 февраля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 15
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 15
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 19
- ^ «ВВС получили 75-й учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-7 MkII» . EconomicTimes.IndiaTimes.com . Нью-Дели , Индия: The Economic Times , Bennett, Coleman & Co. Ltd., 14 июля 2018 г. [10 ноября 2015 г.]. Архивировано из оригинала 13 ноября 2015 года . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «IAF откладывает три крупных проекта по приобретению компании Make in India, другие причины» . ANInews.in . Нью-Дели , Индия: ANI — Asian News International . 19 мая 2020 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Пери, Динакар (20 октября 2022 г.). «IAF-HAL заключила контракт на сумму 6800 крор фунтов стерлингов на поставку 70 учебно-тренировочных самолетов HTT-40» . TheHindu.com . Гандинагар , Индия: The Hindu , THG Publishing Pvt Ltd. ISSN 0971-751X . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Два пилота погибли в результате крушения учебно-тренировочного самолета индийских ВВС в Медаке в Телангане» . 4 декабря 2023 г. Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 21
- ^ Джексон 2003, с. 454.
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 25
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 25
- ^ «Pilatus NCPC-7 (Турбо-тренажер ПК-7)» . LW.admin.ch . Швейцарские ВВС ; Федеральное министерство обороны, гражданской защиты и спорта. Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 32
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 34
- ^ «Национальный карнавал УУМ превращается в трагедию» . Bharian.com.my . Бхариан. 26 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «В Акапулько разбился военный самолет» . Debate.com.mx (на испанском языке). Дебаты. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 6 мая 2013 г.
- ^ «Двое погибли в результате крушения военного самолета в Мексике» . ЛАХТ.com . Латиноамериканская газета Herald Tribune . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 6 мая 2013 г.
- ^ «Столкнулись два самолета BDF, погибли два пилота» . Mmegi.bw . Ммеги онлайн. Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Крушение PC-7 на Шрекхорне» . 20мин.ч . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ «Два пилота погибли в результате крушения учебно-тренировочного самолета индийских ВВС в Медаке в Телангане» . 4 декабря 2023 г. Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Ламберт 1993, стр. 359–360.
- ^ Air International , сентябрь 1979 г., стр. 113.
Библиография
[ редактировать ]- Боданский, Йосеф. «Нацельтесь на Америку и Запад: терроризм сегодня». СП Книги , 1993. ISBN 1-5617-1269-8 .
- Кордесман, Энтони Х. и Авраам Р. Вагнер. «Уроки современной войны: Ирано-иракская война». Вествью Пресс , 1991. ISBN 0-8133-1330-9 .
- Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том; Матос, Хосе Аугусто (2020). Война за вмешательство в Анголе, Том 3: ВВС Анголы и Кубы, 1975–1985 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Женева, Ален (апрель 1990 г.). «50 ans d'aviation au pied Mont Pilatus (3): Les Pilatus PC-7 и PC-9» [50 лет у подножия горы Пилатус (3): Pilatus PC-7 и PC-9]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (245): 16–19. ISSN 0757-4169 .
- Хойл, Крейг (2021). «ВВС мира 2022» . Рейс Интернешнл . Проверено 12 декабря 2021 г.
- Джексон, Пол. «Самолеты всего мира Джейн, 2003–2004 гг.». Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн , 2003. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Ламберт, Марк. «Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 годы». Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн , 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Разу, Пьер. «Ирано-иракская война». Издательство Гарвардского университета , 2015. ISBN 0-6740-8863-8 .
- «Svelte Switzer ... Турбо-тренажер Pilatus». Эйр Интернэшнл , Vol. 16, № 3, сентябрь 1979 г., стр. 111–118.
Внешние ссылки
[ редактировать ]