Соката ТБ 30 Эпсилон
ТБ 30 Эпсилон | |
---|---|
Соката ТБ 30 Эпсилон | |
Роль | Легкий военно-учебный самолет |
Производитель | СОКАТА ( Аэрокосмическая промышленность ) |
Первый полет | 22 декабря 1979 г. |
Введение | 1983 |
Статус | Активный сервис |
Основные пользователи | Французские ВВС (исторический) Португальские ВВС Тоголезские ВВС Сенегальские ВВС |
Произведено | 1979-1989 |
Socata TB 30 Epsilon — легкий военный учебно-тренировочный самолет производства компании SOCATA (тогда входившей в состав Aérospatiale ). Это тандемный двухместный самолет с металлическим планером. Первый прототип поднялся в воздух 22 декабря 1979 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1978 году ВВС Франции ( Armée de l'Air ) опубликовали требования к новому базовому учебно-тренировочному самолету, который частично заменит Fouga Magister на ранних этапах программы подготовки пилотов. Ожидалось, что новый самолет будет иметь тандемные сиденья, будет оснащен поршневым двигателем мощностью 224 кВт (300 л.с.) и прослужит три часа. Аналогичные конструкции были предложены дочерней компанией SOCATA компании Aérospatiale (на базе легкого самолета TB 10 Tobago ) и GEPAL ( GEPAL Mk II ). Предложение SOCATA, TB 30B, было выбрано в феврале 1979 года. [1]
Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1979 года. [2] но испытания показали, что у Epsilon была плохая управляемость, и он был переработан с новым стреловидным задним килем, дополненным подфюзеляжным килем и увеличенным хвостовым оперением , а крыло было оснащено эллиптическими законцовками, увеличившими размах крыла с 7,40 м (24 фута 3 дюйма). От 3 ⁄ 8 дюймов) до 7,59 м (24 фута 11 3/4 дюйма . ) Первый прототип с этими изменениями снова поднялся в воздух 31 октября 1980 года, и вскоре было обнаружено, что проблемы с управлением были устранены. [3]
Эпсилон — свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции. Он оснащен Lycoming O-540 шестилопастным плоскопоршневым двигателем , приводящим в движение двухлопастной воздушный винт, и оснащен убирающейся ходовой частью с носовым колесом . Пилот и инструктор сидят в тандеме под раздвижным фонарем из плексигласа , а планировка кабины спроектирована таким образом, чтобы облегчить переход на самолет Dassault/Dornier Alpha Jet , на который французские студенты переходят после завершения части программы обучения Epsilon. [2] [4]
Первый прототип был модифицирован в испытательный стенд для двигателя Turbomeca TP 319 Arrius турбовинтового , который поднялся в воздух 9 ноября 1985 года. [2] Затем испытательный стенд был преобразован в специальный турбовинтовой учебно-тренировочный самолет TB 31 Oméga с двигателем Arrius 1A2 мощностью 360 кВт (483 л.с.) и катапультным креслом , который вернулся в полет 30 апреля 1989 года. [5] было предложено ВВС США и ВМС США Хотя на конкурсе Объединенной системы первичной подготовки самолетов заменить Beechcraft T-34 Mentor и Cessna T-37 , оно было отклонено, без каких-либо продаж. [6]
Операционная история
[ редактировать ]Armée de l'Air разместила первоначальный заказ на 30 Epsilon в 1981 году, после чего последовали дополнительные контракты, в общей сложности заказано 150 самолетов. [7] Первые поставки начались в 1983 году, а первые курсы обучения на базе Epsilon начались в сентябре 1984 года. [8]
Экспортные заказы были получены из Того на три вооруженных «Эпсилона» в 1984 году, поставленных в 1986 году (четвертый был поставлен позже для замены разбившегося самолета) и из Португалии в 1987 году на 18 самолетов, которые должны были быть собраны в Португалии компанией OGMA . [2]
Варианты
[ редактировать ]- TB 30 Epsilon : Военный учебно-тренировочный самолет.
- TB 31 Oméga : предлагаемая версия TB 30 Epsilon с турбовинтовым двигателем. Построен только один самолет
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]Технические характеристики
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии мировой авиации , [11] Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 гг. [2]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,59 м (24 фута 11 дюймов)
- Размах крыльев: 7,92 м (26 футов 0 дюймов)
- Высота: 2,66 м (8 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 9 м 2 (97 кв. футов)
- Соотношение сторон : 7
- Профиль : корень: RA 1643 (16%); совет: RA 1243 (12%) [12]
- Вес пустого: 932 кг (2055 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1250 кг (2756 фунтов)
- Силовая установка: × Lycoming AEIO-540-L1B5D 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, 220 кВт (300 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 378 км/ч (235 миль в час, 204 узла)
- Крейсерская скорость: 358 км/ч (222 миль в час, 193 узла)
- Скорость сваливания: 115 км/ч (71 миль в час, 62 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 520 км/ч (320 миль в час, 280 узлов).
- Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль)
- Практический потолок: 7010 м (23000 футов)
- Скорость набора высоты: 9,4 м/с (1850 футов/мин)
Вооружение
- До 480 кг (1100 фунтов) на четырех подкрыльевых точках подвески (экспортные версии)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джексон 1987, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 1988, с. 56.
- ^ Джексон 1987, стр. 9–10.
- ^ Джексон 1987, стр. 10–11.
- ^ Ламберт 1990, с. 88.
- ^ Ламберт 1993, стр. 92–93.
- ^ Джексон 1987, с. 9.
- ^ Джексон 1987, стр. 11–15.
- ^ Jump up to: а б с «ВВС мира 2023» . Полет Глобал . Flightglobal Insight. 2022 . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Hoyle Flight International 2012, стр. 50.
- ^ Дональд 1997, стр. 19–20.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Справочник: ВВС мира». Flight International, 11–17 ноября 2008 г., стр. 52–76.
- Дональд, Дэвид. Энциклопедия мировых самолетов . Этобико, Онтарио: Prospero Books, 1997, стр. 19–20. ISBN 1-85605-375-X .
- Хойл, Крейг. «Справочник: ВВС мира». Flight International , Том. 178, № 5257, 14–20 сентября 2010 г., стр. 26–53.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64.
- Джексон, Пол. «Эпсилон... Сговорчивый тренер из Тарба». Air International, том 32, № 1, январь 1987 г., стр. 7–15. ISSN 0306-5634.
- Ламберт, Марк. Jane's All The World's Aircraft 1990–91 . Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 1990. ISBN 0-7106-0908-6 .
- Ламберт, Марк. Самолеты всего мира Джейн, 1993–94. Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Ланжеард, Оливье (май 2019 г.). « Зебулон сквозь пилоны: француз в Рино на Эпсилоне ». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (594): 42–47. ISSN 0757-4169 .
- Меал, Ксавье (май 2019 г.). «Socata TB 30: une nouvelle vie pour l'"Epsilon" » [Socata TB 30: Новая жизнь для Epsilon]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (594): 39–41. ISSN 0757-4169 .
- Меал, Ксавье (май 2019 г.). «TB 30 Epsilon: Высший пилотаж с Patrouille sur la Bourgogne». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (594): 49–51. ISSN 0757-4169 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89. Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 1988. ISBN 0-71060-867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Socata TB-30 Epsilon , на Викискладе?