Суд Авиация
![]() | |
Тип компании | Государственная корпорация |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
Предшественник | СНКАСО СНКЕЙС |
Основан | 1 марта 1957 г. |
Несуществующий | 10 июля 1970 г. |
Судьба | Объединено |
Преемник | Аэрокосмическая промышленность Аэробус |
Штаб-квартира | Тулуза , Франция |
Ключевые люди | Морис Папон (президент, 1967–68) |
Продукты | Самолет |
Количество сотрудников | 24 500 (1967) [ 1 ] |
Дочерние компании | шокирован |

Суд Авиация ( Французское произношение: [syd avjasjɔ̃] , «Южная авиация») — французская государственная авиастроительная компания , возникшая в результате слияния компаний Sud-Est ( SNCASE , или Société nationale des Constructions aéronautiques du sud-est ) и Sud-Ouest ( SNCASO). или Société nationale des Constructions aéronautiques du sud-ouest ) 1 марта 1957 года. Обе компании были образованы из небольших частных корпораций, которые незадолго до Второй мировой войны национализировали шесть региональных проектно-производственных объединений .
Компания стала крупным производителем вертолетов, спроектировав и производя несколько типов вертолетов, которые впоследствии были построены в больших количествах, в том числе Alouette II (первый серийный вертолет с газотурбинным двигателем; первый полет в 1955 году), Puma (1965 год ). ) и Газель (1967). В 1967 году соглашение между британским и французским правительствами предусматривало совместное производство и закупку Puma и Gazelle совместно с британским Westland Lynx . [ 2 ] [ 3 ] Sud Aviation также разработала Caravelle , первый пассажирский авиалайнер с реактивным двигателем для рынка ближне-среднемагистральных рейсов.
В 1970 году Sud Aviation объединилась с Nord Aviation и Société d'études et de réalisation d'engins balistiques (SÉREB), чтобы сформировать компанию Aérospatiale . Aérospatiale сформировала несколько крупных международных консорциумов, например, с British Aerospace и Messerschmitt-Bölkow-Blohm , чтобы сформировать Airbus ; В конечном итоге в 2000 году компания объединилась с европейским аэрокосмическим конгломератом EADS. В январе 2014 года EADS была реорганизована в Airbus Group.
История
[ редактировать ]Компания Sud Aviation стала одним из первых новаторов в области коммерческих реактивных лайнеров. Почти за два года до его создания, 27 мая 1955 года, первый прототип Sud Aviation Caravelle совершил свой первый полет . [ 4 ] Компания продолжила программу летных испытаний Caravelle, который получил сертификат летной годности в мае 1959 года, и вскоре после этого начала полеты с французским флагманским авиаперевозчиком Air France . Дальнейшие заказы на этот тип будут получены от различных авиакомпаний, и за четыре года было продано 172 Caravelle. [ 4 ] [ 5 ] Положительные результаты ранних продаж Caravelle объяснялись тем, что у него фактически не было конкурентов с реактивными двигателями, и он был единственным ближнемагистральным реактивным лайнером в течение нескольких лет после его появления. [ 5 ]
Было разработано несколько моделей Caravelle, как правило, в ответ на увеличение мощности доступных двигателей, что позволяло постепенно увеличивать взлетную массу. [ 4 ] К 1963 году в производстве находилось шесть версий Caravelle, получивших обозначения III , VI-N , VI-R , 10A , 10B и X-BIR . [ 6 ] Конечная линия сборки Caravelle находилась на заводе Sud Aviation в аэропорту Бланьяк недалеко от Тулузы . Части самолета также производились на других предприятиях Франции и других стран. [ 7 ] Производство прекратилось после того, как было изготовлено 282 «Каравеллы» всех типов, в том числе 2 прототипа или предсерийных самолета и 280 серийных самолетов. Sud Aviation По прогнозам, точка безубыточности будет около отметки в 200 единиц. [ 4 ]
Несмотря на коммерческий успех, Caravelle не была в центре внимания разработок Sud Aviation в начале 1960-х годов, поскольку большинство инженеров-конструкторов компании были переведены на преемника Caravelle. [ 4 ] Проект амбициозно был направлен на создание сверхзвукового транспортного средства такого же размера и дальности полета, что и «Каравелла». Было решено назвать его в честь недавнего успеха фирмы, поэтому Super-Caravelle . к дизайну было применено название [ 4 ] Французское правительство запросило проекты сверхзвуковых транспортных средств у Sud Aviation, а также у французских конкурирующих фирм Nord Aviation и Dassault в конце 1950-х годов, и из трех заявок Super-Caravelle выиграла конкурс с конструкцией средней дальности, размер которой был намеренно выбран. чтобы избежать конкуренции с трансатлантическими проектами, которые, как предполагается, уже находятся на стадии разработки. [ 8 ]
Однако отчасти из-за высокой прогнозируемой стоимости проекта в ноябре 1962 года по указанию правительств Франции и Великобритании было решено сформировать консорциум с Британской авиастроительной корпорацией (BAC), объединив их разработку и производство. усилия по созданию сверхзвукового транспорта. В результате этих совместных усилий Конкорд . возник [ 4 ] Сначала новый консорциум намеревался производить дальнемагистральные и ближнемагистральные версии, однако к ближнемагистральной версии интереса не было, и от него отказались, сосредоточившись на дальнемагистральном авиалайнере. [ 9 ] Консорциум получил необязательные опционы на более чем 100 дальнемагистральных версий от крупнейших авиакомпаний того времени, а Pan Am , BOAC стартовыми заказчиками должны были стать и Air France, по шесть Concords каждая. Другие авиакомпании в книге заказов включали Panair do Brasil , Continental Airlines , Japan Airlines , Lufthansa , American Airlines , United Airlines , Air India , Air Canada , Braniff , Singapore Airlines , Iran Air , Olympic Airways , Qantas , CAAC Airlines , Middle East Airlines. и TWA . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Concorde продавался очень плохо по нескольким причинам. Затраты выросли более чем в шесть раз по сравнению с первоначальными прогнозами, достигнув в 1977 году себестоимости единицы продукции в 23 миллиона фунтов стерлингов (что эквивалентно 180,49 миллионам фунтов стерлингов в 2023 году). [ 12 ] Его звуковой удар также сделал нереальным сверхзвуковое путешествие по суше. [ 13 ] Мировые события, такие как крах фондового рынка 1973–74 годов и нефтяной кризис 1973 года , заставили авиакомпании с осторожностью относиться к самолетам с высоким уровнем расхода топлива; а новые широкофюзеляжные самолеты , такие как Боинг 747 , сделали дозвуковые самолеты более эффективными, предоставив авиакомпаниям вариант с низким уровнем риска. [ 14 ] Только Air France и British Airways (компания-преемница BOAC) в конечном итоге приняли заказы на Concorde. [ 15 ]
В начале 1960-х годов компания Sud Aviation вышла на гражданской авиации рынок легких самолетов , представив GY-80 Horizon , разработанный Ивом Гарданом. Первый прототип GY-80 поднялся в воздух 21 июля 1960 года, всего было построено 267 экземпляров этого типа. [ 16 ]
Super Frelon был разработан компанией Sud Aviation на основе оригинального SE.3200 Frelon . За время разработки этого типа компания Sud Aviation приобрела известность как крупный производитель вертолетов, экспортировав больше винтокрылых машин, чем любой другой европейский конкурент. [ 17 ] Уже разработав популярные серии Alouette II и Alouette III, фирма стремилась создать линейку вертолетов, отвечающих различным ролям, функциям и требованиям к размеру; двумя наиболее крупными моделями, находившимися в разработке к началу 1960-х годов, были Super Frelon и Aérospatiale SA 330 Puma . Super Frelon был самым большим вертолетом, разрабатываемым фирмой, он был существенно увеличен по сравнению с более ранним Frelon и в то время считался амбициозной конструкцией. [ 17 ] Более ранний Frelon был разработан для удовлетворения требований как ВМС Франции , так и ВМС Германии , которые обнародовали подробности своих ожидаемых потребностей в тяжелом вертолете; однако эти требования были пересмотрены заказчиком в сторону повышения, что привело к изменению конструкции и появлению Super Frelon. [ 17 ]
23 июля 1963 года модифицированный прототип вертолета Super Frelon был использован для побития абсолютного мирового рекорда скорости вертолета FAI, достигнув во время полета максимальной скорости 217,7 миль в час (350,4 км/ч). [ 18 ] Под управлением Жана Буле и Ролана Коффиньо было побито в общей сложности три международных рекорда: скорость более 3 км на малой высоте, 212,03 миль в час; скорость на любой высоте свыше 15 и 25 км — 217,77 миль в час; и 100 км по замкнутому кругу — 207,71 миль в час. [ 19 ] К июлю 1964 года французское правительство разместило первоначальный заказ на Super Frelon, предназначенный для выполнения задач логистической поддержки в Экспериментальном центре Тихого океана; уже велись переговоры о дальнейшем заказе на военно-морскую версию, которая должна была быть оборудована для противолодочных задач. Однако к этому моменту поддержка западногерманской программы Super Frelon уже снизилась, отчасти из-за интереса к конкуренту Sikorsky SH-3 Sea King , который оценивался по этому типу. [ 19 ] Были построены как гражданские, так и военные версии Super Frelon, причем военные варианты являются наиболее многочисленными на сегодняшний день, они поступают на вооружение французской армии, а также экспортируются в Израиль , Южную Африку , Ливию , Китай и Ирак . Выпускалось три военных варианта: военно-транспортный, противолодочный и противокорабельный. Транспортная версия способна перевозить 38 экипированных военнослужащих или, альтернативно, 15 носилок для задач по эвакуации раненых.
В 1963 году Sud Aviation начала работу над тем, что впоследствии стало Puma , вертолетом среднего размера, чтобы удовлетворить потребность французской армии в всепогодном вертолете среднего размера, способном перевозить до 20 солдат, а также различные грузы. несущие обязанности. Было решено разработать совершенно новую конструкцию вертолета при поддержке правительства Франции. [ 20 ] Первый из двух прототипов Puma поднялся в воздух 15 апреля 1965 года; Поставки французской армии начались в начале 1969 года. [ 21 ] Puma имела мгновенный успех на экспортном рынке, многие страны закупили военные варианты для службы в своих вооруженных силах; этот тип также получил широкое распространение на гражданском рынке, найдя широкое применение операторами для перевозки грузов на морские нефтяные платформы . [ 22 ] На протяжении большей части 1970-х годов SA 330 Puma был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. [ 23 ] К июлю 1978 года гражданским заказчикам уже было поставлено более 50 «Пум», а мировой парк машин наработал более 500 000 часов. [ 24 ]
Многие страны заключили сделки по производству Puma за рубежом. Румыния произвела его по лицензии как IAR 330 , изготовив не менее 163 экземпляров этого типа для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких экспортных клиентов. [ 25 ] Индонезия также наладила производство Puma внутри страны. [ 26 ] Южная Африка также стала плодовитым оператором Puma, выполнила собственную программу крупных модификаций и производства, проводимую государственной компанией Atlas Aircraft для модернизации своих собственных Puma; получившийся винтокрылый аппарат получил название Oryx . [ 25 ]
20 мая 1965 года Sud Aviation приобрела обанкротившуюся Morane-Saulnier авиастроительную компанию у Potez и учредила новую дочернюю компанию Gerance de Etablissements Morane-Saulnier (GEMS) для управления ее активами. [ 27 ] В начале 1966 года компания Sud Aviation создала новую дочернюю компанию SOCATA для продолжения разработки и производства семейства Rallye, легких самолетов унаследованного от Morane-Saulnier. Вскоре компания Sud Aviation также передала производство GY-80 компании SOCATA. [ 28 ]
В 1966 году компания Sud Aviation начала работу над легким вертолетом наблюдения в качестве преемника своего Alouette II. [ 29 ] Первый прототип «Газели» совершил свой первый полет 7 апреля 1967 года, первоначально он летал с обычным рулевым винтом. он был заменен характерным хвостовым оперением фенестрона . Однако в начале 1968 года на втором прототипе [ 29 ] [ 25 ] Совершили полеты четыре прототипа «Газели», в том числе один для британской фирмы Westland Helicopters . 13 мая 1967 года «Газель» продемонстрировала свои скоростные возможности, побив два отдельных мировых рекорда скорости на замкнутой трассе, достигнув скорости 307 км/ч на дистанции 3 км и 292 км/ч на дистанции 100 км. [ 30 ] Вначале «Газель» привлекла внимание Великобритании, кульминацией которого стало заключение крупного соглашения о совместной разработке и производстве между Aerospatiale и Westland. Соглашение, подписанное в феврале 1967 года, облегчило лицензионное производство в Великобритании 292 «Газелей» и 48 «Пум» для британских вооруженных сил; Кроме того, Westland получила 65% доли в производстве «Газели», став совместным партнером по дальнейшим доработкам и модернизации этого типа. Хотя в основном они продавались военным операторам, было также продано несколько «Газелей» для гражданского рынка. [ 31 ] [ 32 ]
В рамках англо-французского соглашения о вертолетах, подписанного в феврале 1967 года, компания Sud Aviation получила 30 процентов производственных работ по производству Westland Lynx , а Westland Helicopters выполнила остальную часть работ. [ 33 ] [ 34 ] Предполагалось, что Франция закупит Lynx для своего военно-морского флота, а также сильно модифицированный вариант вооруженной разведки для французской армии. [ 35 ] Однако в октябре 1969 года французская армия отменила свои требования к Lynx. [ 33 ] таким образом, разработка специализированного армейского варианта была прекращена на ранней стадии. [ 36 ]
Продукты
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]- Каравелла
- GY-80 Горизонт
- Супер-Каравелла
- Стервятник
- Вольтижер
- Конкорд (в партнерстве с Британской авиастроительной корпорацией )
Вертолеты
[ редактировать ]- Алуэтт II
- Алуэтт III
- Супер Хорнет
- Пума
- Газель
- Lynx (в партнерстве с Westland Helicopters )
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хартманн, Жерар. «Snecma: трудное начало международного сотрудничества (1965-1972)» (PDF) .
- ^ «Письменные ответы: Вертолеты (англо-французское соглашение)» . Хансард . 23 января 1967 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Вращение WG.13» . ФЛАЙТ Интернешнл . 15 августа 1968 г., стр. 262–263 . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лопес Ортега, Антонио (1999). Коммерческие реакторы: Рисунки автора (на испанском языке). Мадрид: Агуаларга. ISBN 978-8495088871 . ОСЛК 47809267 .
- ^ Перейти обратно: а б Дугал 1963, с. 456.
- ^ Дугал 1963, с. 457.
- ^ Дугал 1963, стр. 456–457.
- ^ Конвей 2005 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б «Ранняя история». concordesst.com. Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ «Аэрокосмическая промышленность: отступление Pan Am Concorde» . Время . 12 февраля 1973 года. Архивировано из оригинала 16 января 2005 года.
- ^ «Контракт с Хэтчами» . Зеркало . Том 12. 13 марта 1967 г. Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Марстон, Пол (16 августа 2000 г.). «Это конец мечты о Конкорде?» . «Дейли телеграф» . Лондон.
- ^ «Конкорды ограничены 16». Ежедневные новости Виргинских островов . 5 июня 1976 года.
- ^ Росс 1978 , стр. 47–49.
- ^ «Платежи за Конкорд» . Британские авиалинии . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Симпсон 1991 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивенс 1964, с. 55.
- ^ Тейлор 1966, с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенс 1964, с. 56.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 123.
- ^ Тейлор 1976, с. 41.
- ^ Грин 1978, с. 70.
- ^ Лейшман 2006, с. 43.
- ^ Ламберт, Марк. «Aerospatiale гонится за продажами гражданских вертолетов». Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine Flight International , 8 июля 1978 г., с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с Макгоуэн 2005, с. 124.
- ^ «1965: SA330 Puma». Архивировано 5 марта 2013 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 7 апреля 2013 года.
- ^ Симпсон 1991 , с. 215.
- ^ Симпсон 1991 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б Джорджио 1984, с. 98.
- ^ «1967: Газель SA340». Архивировано 19 февраля 2013 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 25 июня 2013 года.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 125.
- ^ Филд 1973, с. 585.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс 1991, с. 401.
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Вестлендская рысь». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ "Вращение WG.13." Архивировано 9 ноября 2014 г. в Wayback Machine Flight International , 15 августа 1968 г., стр. 262–263.
- ^ Гиббингс 2009, с. 140.
Библиография
[ редактировать ]- Конвей, Эрик (2005). Высокоскоростные мечты: НАСА и технополитика сверхзвукового транспорта, 1945–1999 гг . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8067-4 .
- Дугал, М.Г. (12 сентября 1963 г.), «Каравелла: прошлое, настоящее и будущее» (pdf) , Flight International : 456–458.
- Филд, Хью. «Англо-французское ротационное сотрудничество становится гражданским». Flight International , 8 февраля 1973 г., стр. 193–194.
- Гиббингс, Дэвид. «Эволюция британской винтокрылой промышленности». Журнал истории авиации , сентябрь 2009 г. № 2012/07. стр. 112–146.
- Джорджио, Апостоло (1984). «СА.341 Газель» . Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- Грин, Уильям. Иллюстрированная энциклопедия гражданской авиации мира . Книги Полумесяца, 1978. ISBN 0-51726-287-8 .
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991, ISBN 0-85177-847-X .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Росс, Дуглас (март 1978 г.). Компромисс «Конкорд»: политика принятия решений . Бюллетень ученых-атомщиков.
- Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-194-Х .
- Стивенс, Джеймс Хэй. « Супер Фрелон: самый мощный вертолет Западной Европы ». Flight International , 9 июля 1964 г., стр. 55–59.
- Тейлор, JWR Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 . Лондон: Макдональдс и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Суд Авиация
- Несуществующие авиапроизводители Франции
- Несуществующие производители вертолетов
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1957 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1970 году.
- Слияния и поглощения 1970 г.
- Вертолетостроительные компании Франции
- Французские компании, основанные в 1957 году.
- Закрытие 1970 года во Франции