Jump to content

Космический автобус

Космический автобус
Eutelsat 28A , космический автобус 3000
Производитель Талес Аления Спейс
Страна происхождения  Франция
Приложения Коммуникации
Технические характеристики
Власть 16 кВт
Режим Геостационарный
Дизайн жизни 15 лет
Производство
Статус В производстве
Под заказ 7
Построен 74
Запущен 74
Неуспешный 1
Потерянный 4
Первый запуск 1985
Последний запуск 20 августа 2015 г.

Spacebus спутниковый автобус , производимый в Каннском космическом центре Манделье во Франции компанией Thales Alenia Space . Космические автобусы обычно используются для геостационарных спутников связи , и с момента начала разработки в 1980-х годах было запущено семьдесят четыре таких спутника. Первоначально Spacebus производился компанией Aérospatiale , а затем перешел к Alcatel Alenia Space . В 2006 году она была продана Thales Group как Thales Alenia Space. [1]

Первый спутник Spacebus Arabsat-1A был запущен в 1985 году. С тех пор было запущено семьдесят четыре спутника, еще один завершен и шесть заказов еще не выполнены. Запуск 50-го спутника Spacebus Star One C1 произошел в ноябре 2007 года. [2] Это был Spacebus 3000B3, запущенный ракетой Ariane 5 , летевшей из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана.

Было построено несколько вариантов: ранние Spacebus 100 и Spacebus 300 ; за ним следует Spacebus 2000 , оптимизированный для запуска на ракете-носителе Ariane 4 ; и последующие модульные серии Spacebus 3000 и 4000 , предназначенные для использования с ракетой Ariane 5.

произвела ряд спутников, в том числе Symphonie Aérospatiale совместно с немецкой компанией Messerschmitt . 9 декабря 1983 г. [3] обе компании подписали франко-германское соглашение о космических автобусах . Обозначение Spacebus впервые было применено к спутникам, которые строились Aérospatiale на момент запуска программы. В их число входили три спутника для Arabsat , которые стали серией Spacebus 100 , и еще пять спутников: два для Deutsche Bundespost , два для TéléDiffusion de France и Шведской космической корпорации , Tele-X которые стали серией Spacebus 300 . За названиями более поздних серий следовала цифра, указывающая примерную массу автобуса в килограммах. [4] Обозначения Spacebus не применялись задним числом к ​​ранее запущенным спутникам.

Архитектура

[ редактировать ]

Спутники Spacebus состоят из спутниковой шины, обеспечивающей энергетические, двигательные и другие подсистемы, необходимые для работы спутника, и полезной нагрузки, настраиваемой в соответствии с требованиями заказчика. Автобус был спроектирован так, чтобы его можно было адаптировать для выполнения различных задач; однако по состоянию на 2009 год заказаны только спутники связи. Он также был разработан с учетом возможности адаптации при увеличении мощности пусковых систем.

Автобус изготовлен из углеродного волокна с композитной сотовой структурой. [ когда? ] Он содержит топливные баки, оборудование для взаимодействия с ракетой-носителем и другие критически важные системы. На внешних панелях находится такое оборудование, как солнечные панели, полезная нагрузка и двигатель. Полезная нагрузка, разработанная отдельно от автобуса, занимает три панели. После оснащения транспондерами или другим оборудованием его транспортируют в Канны-Манделье, где он интегрируется в автобус.

Спутники питаются от жестких солнечных батарей . В зависимости от количества энергии, требуемой спутнику, используются несколько конфигураций. Батареи для хранения этой энергии производит бельгийская компания ETCA . [ который? ] Первые спутники использовали никель-водородные батареи , а более поздние космические корабли использовали литий-ионные батареи . [ нужна ссылка ]

Спутники Spacebus используют двухтопливные химические двигатели на жидком топливе для выхода на орбиту и последующего удержания на станции . Электрическая двигательная установка использовалась на спутниках Stentor и Astra 1K , оба из которых впоследствии потерпели неудачные запуски. Spacebus Neo будет спутником на электрической тяге. стабилизации . Для ориентации используется трехосная система [ нужна ссылка ]

Спутники Spacebus совместимы с большим количеством ракет-носителей, особенно с семейством Ariane . По мере увеличения производительности Ariane соответственно увеличивались и мощности спутников. [5]

Космический автобус 100

[ редактировать ]
Развертывание Arabsat-1B с Discovery

Три спутника Spacebus 100 были изготовлены для Arabsat для обслуживания 22 членов Лиги арабских государств . [6]

Одна из солнечных панелей на первом спутнике Arabsat-1A не развернулась, что привело к снижению мощности. Это, в сочетании с проблемами гироскопа, привело к тому, что большую часть своего срока службы он провел в качестве резервного спутника. [7]

Космический автобус 300

[ редактировать ]

Пять спутников прямого телевидения были построены с использованием автобуса Spacebus 300, который обеспечивал мощность 4,3 киловатта (5,8 л.с.). [8]

Космический автобус 2000

[ редактировать ]
Hotbird -1, космический автобус 2000 г.

Серия Spacebus 2000 была разработана с учетом дополнительной мощности, обеспечиваемой Ariane 4. Его солнечные панели вырабатывали 3,5 киловатта (4,7 л.с.). [9]

Космический автобус 3000

[ редактировать ]

Spacebus 3000 был представлен примерно в то время, когда Ariane 5 поступил на вооружение. Спутники Spacebus 3000 имеют массу от 2 до 6 тонн (от 2,0 до 5,9 длинных тонн; от 2,2 до 6,6 коротких тонн) и производят от 5 до 16 кВт. Все более крупные обтекатели полезной нагрузки позволяли производить более крупные космические корабли. В 1991 году компании Aérospatiale , Alenia и Space Systems/Loral объединились, чтобы сформировать спутниковый альянс. [5]

Первой версией Spacebus 3000 был Spacebus 3000A, первоначально разработанный для Arabsat. [10] Их также заказали Shin Satellite таиландская компания и китайская компания Sino Satellite Communications . [11]

Было заказано двенадцать спутников 3000B2, пять из них — компанией Eutelsat для своей серии W , один из которых позже стал Eutelsat 28A . Шестой заказ от Eutelsat был на Eutelsat 8 West A. Nordic Satellite AB , скандинавская компания, которая позже стала SES Sirius , заказала Sirius 2 , замену спутника TeleX на базе Spacebus 300. Испанский спутниковый оператор Hispasat заказал два спутника, а Arabsat заказал один спутник Arabsat-3A . Последние два были заказаны немецким Бундесвером и были спущены на воду 1 октября 2009 года. [12] и в мае 2010 г. соответственно. [13]

Было заказано девять спутников B3: три для Eutelsat, два для Star One из Бразилии, GE-12 для GE Americom, Turksat 2A для Turksat и экспериментальный спутник связи Stentor для CNES . Стентор погиб в результате неудачного запуска во время первого полета Ariane 5ECA . Galaxy 17 был успешно запущен в 2007 году для Intelsat. [11]

Космический автобус 4000

[ редактировать ]
Спутник Apstar VI , космический автобус 4000C2

Серия Spacebus 4000 была создана на основе серии 3000. [14] но имел модернизированную авионику . Напряжение . электрической системы было увеличено с 50 до 100 вольт, а также был добавлен встроенный бортовой компьютер, более гибкий, чем предыдущие версии Это также был первый спутниковый автобус, оснащенный системой ориентации и управления орбитой со звездными трекерами, предназначенными для использования на геостационарной орбите. [14]

В серии B использовалась та же базовая структура, что и в серии 3000. Версия C имела основание размером 2,2 на 2,0 метра (7,2 × 6,6 футов). [ нужна ссылка ]

Заказано восемь спутников Spacebus 4000B2: Bangabandhu-1 для Bangabandhu-1 из Бангладеш , Turksat 3A для Turksat, Thor 6 для Telenor из Норвегии, Nilesat 201 для Nilesat из Египта , [15] Афина-Фидус для французского и итальянского космических агентств CNES и ASI , [16] и Sicral-2 для Министерства обороны Италии и Агентства оборонных закупок Франции (DGA), общая стоимость контракта около 295 миллионов евро, [17] Koreasat-5A и Koreasat-7 для KTSAT и Telkom-3S для PT Telkom Indonesia. [18]

Спутники Spacebus 4000B3 имеют высоту 3,7 метра (12 футов) и генерируют 8,5 киловатт энергии. На данный момент заказано пять таких машин, в том числе два для Французской генеральной делегации по вооружению и два для RascomStar-QAF . [19]

Пятый, Palapa D1 для Indosat , использует конфигурацию без ITAR и был запущен с помощью Long March 3B в сентябре 2009 года, но первоначально был размещен на низкой орбите. [20] Thales Alenia Space внесла исправления, позволившие спутнику выйти на запланированную геостационарную переходную орбиту 3 сентября. [21] он достиг геостационарной орбиты . Наконец, 9 сентября [22] В настоящее время он проходит орбитальные испытания по прибытии на 113° восточной долготы примерно в середине сентября, где он будет использоваться для обеспечения связи с Азией и Австралией. президента Thales Alenia Space, топлива у него хватит на 10 лет службы По словам вместо запланированных 15 лет из-за маневров по выводу на орбиту. [23] [24]

Первый спутник Rascom, Rascom-QAF1 , потерпел неудачу в двигательной системе во время своего первого маневра в апогее 21 декабря 2007 года. Было подтверждено, что он достиг своей последней геостационарной орбиты на долготе 2,85° восточной долготы 4 февраля 2008 года, но только с двумя лет ожидаемого эксплуатационного срока по сравнению с пятнадцатью, ожидаемыми до запуска. [25] 9 сентября 2008 года на его замену был заказан спутник Rascom-QAF1R , также на базе шины 4000B3. [26]

Spacebus 4000C1 имеет высоту 4 метра (13 футов) и способен генерировать 8,5 киловатт электроэнергии. Единственным заказанным на данный момент спутником C1 является Koreasat 5 для компании Korea Telecom из Южной Кореи . Он был запущен ракетой "Морской старт "Зенит-3SL" с платформы "Океанская Одиссея" на экваторе в 03:27 по Гринвичу 22 августа 2006 года. [14]

Spacebus 4000C2 высотой 4,5 метра (15 футов) генерирует мощность 10,5 киловатт. Пять из них были заказаны компаниями из Китайской Народной Республики , все с использованием опции без ITAR . Chinasat Государственная компания заказала два спутника, а APT Satellite — три. [27] Все они были запущены ракетами Long March 3B из стартовой зоны 2 космодрома Сичан . [14]

Заказаны восемь спутников Spacebus 4000C3, каждый из которых имеет высоту 5,1 метра (17 футов) и генерирует мощность 13 киловатт. SES Americom и Eutelsat заказали по два космических корабля. [28] [29] Космический корабль Eutelsat строится с использованием деталей, не содержащих ITAR, а один из спутников, Eutelsat W3B, был запущен на Ariane 5 28 октября 2010 г. и был объявлен потерянным 30 октября 2010 г. из-за утечки топлива. [30] Eutelsat 21B был заказан 9 июня 2010 г.; [31] и запущен 10 ноября 2012 г.; [32] Eutelsat W3D заказан 3 декабря 2010 г.;, [33] запущен 14 мая 2013 г.; [34] Российский спутниковый оператор «Газпром» также заказал два спутника для своей «Ямал» (спутниковая группировка). программы [35] — впервые закупила космические корабли «Ямал», не производимые в России. Только один будет Spacebus, второй — на платформе «Экспресс-2000». [36]

Автобус Spacebus 4000C4 имеет высоту 5,5 метров (18 футов) и может генерировать 16 киловатт энергии с помощью солнечных панелей. На данный момент заказано четыре: Ciel 2 для канадского спутника Ciel , запущенного 10 декабря 2008 года, [37] и три космических аппарата для Eutelsat, W2A , [38] W7 , запущенный компанией Proton 23 ноября 2009 года. [14] и Eutelsat-8 West B, заказаны 11 октября 2012 г. [39]

6 декабря 2007 года компания Thales Alenia Space подписала соглашение с НПО «ПМ России» о совместной разработке автобуса «Экспресс-4000» на базе Spacebus 4000. [40] «Экспресс-4000» предназначен для непосредственного выведения на геостационарную орбиту ракетой «Протон-М» .

Космический автобус НЕО

[ редактировать ]
Спутник Konnect, первый Spacebus Neo

В 2014 году компания Thales Alenia Space приступила к разработке нового семейства — Spacebus NEO. Эти новые платформы будут доступны в различных вариантах силовой установки, включая полностью электрическую. Полностью электрический Spacebus NEO, способный перевозить полезную нагрузку массой более 1400 кг и мощностью более 16 кВт, будет доступен с середины 2015 года. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Thales участвует в сделке по спутниковой связи Alcatel» . Новости Би-би-си. 5 апреля 2006 г. Проверено 5 июля 2009 г.
  2. Кристиан Лардье, «Ариан-5: кадр из европейской промышленности – 50-й космический автобус», в журнале Air & Cosmos , № 2100, 16 ноября 2007 г.
  3. ^ Пьер Мадон, «Телекоммуникационные спутники: завтра Spacebus – подписание франко-германского соглашения», в Revue aerospatiale , № 6, февраль 1984 г.
  4. ^ Например, Spacebus 2000 означает около 2000 кг.
  5. ^ Jump up to: а б (на французском и английском языках) Ги Лебег (трад. Роберт Дж. Амрал), «Spacebus 3000: Платформа для «Спутникового альянса»», в Revue aerospatiale , № 99, июнь 1993 г.
  6. ^ Хронология Spacebus 100
  7. ^ Харланд, Дэвид М; Лоренц, Ральф Д. (2005). Отказы космических систем (изд. 2006 г.). Чичестер: Springer-Praxis. п. 221. ИСБН  0-387-21519-0 .
  8. ^ Космический автобус 300
  9. ^ Космический автобус 2000
  10. ^ (на французском и английском языках) Ги Лебег (трад. Роберт Дж. Амрал), « Arabasat 2A : новое поколение Spacebus 3000», в Revue aerospatiale , № 130, июль 1996 г.
  11. ^ Jump up to: а б Хронология Spacebus 3000. Архивировано 23 марта 2010 года в Wayback Machine.
  12. ^ Ariane 5 готовится к запуску со смешанной полезной нагрузкой гражданского и военного телекоммуникационного спутника.
  13. Смотрите запуск в прямом эфире на видеоуголке Arianespace. Архивировано 4 октября 2010 г. на Wayback Machine.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Космический автобус 4000
  15. ^ Thales Alenia Space выигрывает контракт на спутник Nilesat-201, 3 июня 2008 г., онлайн www.thalesgroup.com [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ ПРОСТРАНСТВО THALES ALENIA ВЫБРАНО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ATHENA-FIDUS, ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЙ ДВОЙНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine.
  17. THALES ALENIA SPACE И TELESPAZIO ПОДПИСЫВАЮТ КОНТРАКТ НА SICRAL 2. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
  18. ^ «THALES ALENIA SPACE СОЗДАЕТ СПУТНИКИ KOREASAT-7 И KOREASAT-5A» . Группа компаний «Талес» . 12 мая 2014 г.
  19. ^ «Шестая успешная миссия Arianespace в 2007 году: RASCOM-QAF1 и Horizons-2 на орбите» . Арианспейс. Архивировано из оригинала 25 января 2008 года.
  20. ^ У Чанг Чжэн-3B возникла проблема с третьей ступенью во время запуска Палапа-Д во время космического полета НАСА, 2 сентября 2009 г., на сайте www.nasaspaceflight.com
  21. ^ Thales Alenia Space объявила сегодня, что спутник связи Palapa-D был выведен на геостационарную переходную орбиту (GTO), что позволит начать номинальный этап ранней эксплуатации запуска , пресс-релиз Thales Alenia Space, 3 сентября, на сайте www.thalesgroup. .com. Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  22. Спутник связи Palapa-D сейчас на геостационарной орбите , Thales Alenia Space Press_Releases, 9 сентября 2009 г., на сайте www.thalesgroup.com. Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  23. ^ де Сельдинг, Питер (11 сентября 2009 г.). «Палапа-Д будет спасена после запуска на неправильную орбиту» . Космические новости. Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
  24. ^ Би Минсинь, индонезийский спутник достигает заданной орбиты, несмотря на перекошенный запуск , вид из Китая, 12 сентября 2009 г., на сайте news.xinhuanet.com. Архивировано 22 сентября 2009 г. на Wayback Machine.
  25. ^ «Спутник RASCOM-QAF1 выведен на конечную геостационарную орбиту» . Thales Alenia Space. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
  26. ^ Thales Alenia Space поставит RASCOMSTAR-QAF новый телекоммуникационный спутник, Канны, 9 сентября 2008 г., www.thalesgroup.com. Архивировано 14 сентября 2008 г. на Wayback Machine.
  27. ^ APT заказывает резервный спутник у Thales Alenia Space, сделка на сумму 112,3 миллиона евро (148,7 миллиона долларов), включая центр управления спутником , SpaceNews, 30 апреля 2010 г.
  28. Eutelsat вручает телекоммуникационный спутник W3B компании Thales Alenia Space, Канны, 26 февраля 2008 г., на www.thalesonline.com. Архивировано 2 марта 2008 г. на Wayback Machine.
  29. ^ Заказ Eutelsat W3C, Париж, 12 марта 2009 г., на сайте www.satellites.co.uk. [ постоянная мертвая ссылка ]
  30. Eutelsat терпит потерю космического корабля , BBC News, 30 октября 2010 г., Eutelsat терпит потерю космического корабля.
  31. ^ Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника W6A , Satellite Сегодня, 10 июня 2010 г., Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника W6A
  32. ^ Eutelsat 21B успешно запущен
  33. ^ Компании Thales Alenia Space было поручено построить спутник W3D, который заменит космический корабль W3B.
  34. ^ ILS Proton успешно запускает EUTELSAT 3D для Eutelsat
  35. ^ «Газпром» и Thales Alenia Space подписали контракт на изготовление двух комм. «Ямал-400». спутники, Канны, 5 февраля 2009 г., Thales Alenia Space Пресс-релиз, на сайте www.thalesgroup.com. Архивировано 27 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
  36. ^ THALES ALENIA SPACE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЧАЛЕ ПРОГРАММЫ ЯМАЛ-400. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
  37. ^ Успешный запуск спутника Ciel II, построенного Thales Alenia Space, Пресс-релиз Thales Alenia Space, 10 декабря 2008 г., на сайте www.thhalesonline.com. Архивировано 25 ноября 2008 г. на Wayback Machine.
  38. ^ Eutelsat-W2, онлайн space.skyrocket.de
  39. ^ Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника EUTELSAT 8 West B, увеличивая ресурсы спутникового вещания на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
  40. ^ Thales Alenia Space и NPO-PM завершают заключение соглашения о промышленном сотрудничестве, Канны, 6 декабря 2007 г., www.thalesonline.com/space/Press-Room
  41. ^ Thales Alenia Space У этого космического автобуса потрясающие возможности... Разнообразие версий , в Satnews Daily, 9 сентября 2014 г., Thales Alenia Space У этого космического автобуса потрясающие возможности... Разнообразие версий
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57fc39acb948798ddd2a4fb255743be2__1719046560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/e2/57fc39acb948798ddd2a4fb255743be2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spacebus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)