Космический автобус
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Март 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Eutelsat 28A , космический автобус 3000 | |
Производитель | Талес Аления Спейс |
---|---|
Страна происхождения | ![]() |
Приложения | Коммуникации |
Технические характеристики | |
Власть | 16 кВт |
Режим | Геостационарный |
Дизайн жизни | 15 лет |
Производство | |
Статус | В производстве |
Под заказ | 7 |
Построен | 74 |
Запущен | 74 |
Неуспешный | 1 |
Потерянный | 4 |
Первый запуск | 1985 |
Последний запуск | 20 августа 2015 г. |
Spacebus — спутниковый автобус , производимый в Каннском космическом центре Манделье во Франции компанией Thales Alenia Space . Космические автобусы обычно используются для геостационарных спутников связи , и с момента начала разработки в 1980-х годах было запущено семьдесят четыре таких спутника. Первоначально Spacebus производился компанией Aérospatiale , а затем перешел к Alcatel Alenia Space . В 2006 году она была продана Thales Group как Thales Alenia Space. [1]
Первый спутник Spacebus Arabsat-1A был запущен в 1985 году. С тех пор было запущено семьдесят четыре спутника, еще один завершен и шесть заказов еще не выполнены. Запуск 50-го спутника Spacebus Star One C1 произошел в ноябре 2007 года. [2] Это был Spacebus 3000B3, запущенный ракетой Ariane 5 , летевшей из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана.
Было построено несколько вариантов: ранние Spacebus 100 и Spacebus 300 ; за ним следует Spacebus 2000 , оптимизированный для запуска на ракете-носителе Ariane 4 ; и последующие модульные серии Spacebus 3000 и 4000 , предназначенные для использования с ракетой Ariane 5.
История
[ редактировать ]произвела ряд спутников, в том числе Symphonie Aérospatiale совместно с немецкой компанией Messerschmitt . 9 декабря 1983 г. [3] обе компании подписали франко-германское соглашение о космических автобусах . Обозначение Spacebus впервые было применено к спутникам, которые строились Aérospatiale на момент запуска программы. В их число входили три спутника для Arabsat , которые стали серией Spacebus 100 , и еще пять спутников: два для Deutsche Bundespost , два для TéléDiffusion de France и Шведской космической корпорации , Tele-X которые стали серией Spacebus 300 . За названиями более поздних серий следовала цифра, указывающая примерную массу автобуса в килограммах. [4] Обозначения Spacebus не применялись задним числом к ранее запущенным спутникам.
Архитектура
[ редактировать ]Спутники Spacebus состоят из спутниковой шины, обеспечивающей энергетические, двигательные и другие подсистемы, необходимые для работы спутника, и полезной нагрузки, настраиваемой в соответствии с требованиями заказчика. Автобус был спроектирован так, чтобы его можно было адаптировать для выполнения различных задач; однако по состоянию на 2009 год заказаны только спутники связи. Он также был разработан с учетом возможности адаптации при увеличении мощности пусковых систем.
Автобус изготовлен из углеродного волокна с композитной сотовой структурой. [ когда? ] Он содержит топливные баки, оборудование для взаимодействия с ракетой-носителем и другие критически важные системы. На внешних панелях находится такое оборудование, как солнечные панели, полезная нагрузка и двигатель. Полезная нагрузка, разработанная отдельно от автобуса, занимает три панели. После оснащения транспондерами или другим оборудованием его транспортируют в Канны-Манделье, где он интегрируется в автобус.
Спутники питаются от жестких солнечных батарей . В зависимости от количества энергии, требуемой спутнику, используются несколько конфигураций. Батареи для хранения этой энергии производит бельгийская компания ETCA . [ который? ] Первые спутники использовали никель-водородные батареи , а более поздние космические корабли использовали литий-ионные батареи . [ нужна ссылка ]
Спутники Spacebus используют двухтопливные химические двигатели на жидком топливе для выхода на орбиту и последующего удержания на станции . Электрическая двигательная установка использовалась на спутниках Stentor и Astra 1K , оба из которых впоследствии потерпели неудачные запуски. Spacebus Neo будет спутником на электрической тяге. стабилизации . Для ориентации используется трехосная система [ нужна ссылка ]
Модели
[ редактировать ]Спутники Spacebus совместимы с большим количеством ракет-носителей, особенно с семейством Ariane . По мере увеличения производительности Ariane соответственно увеличивались и мощности спутников. [5]
Космический автобус 100
[ редактировать ]
Три спутника Spacebus 100 были изготовлены для Arabsat для обслуживания 22 членов Лиги арабских государств . [6]
Одна из солнечных панелей на первом спутнике Arabsat-1A не развернулась, что привело к снижению мощности. Это, в сочетании с проблемами гироскопа, привело к тому, что большую часть своего срока службы он провел в качестве резервного спутника. [7]
Космический автобус 300
[ редактировать ]Пять спутников прямого телевидения были построены с использованием автобуса Spacebus 300, который обеспечивал мощность 4,3 киловатта (5,8 л.с.). [8]
Космический автобус 2000
[ редактировать ]Серия Spacebus 2000 была разработана с учетом дополнительной мощности, обеспечиваемой Ariane 4. Его солнечные панели вырабатывали 3,5 киловатта (4,7 л.с.). [9]
Космический автобус 3000
[ редактировать ]Spacebus 3000 был представлен примерно в то время, когда Ariane 5 поступил на вооружение. Спутники Spacebus 3000 имеют массу от 2 до 6 тонн (от 2,0 до 5,9 длинных тонн; от 2,2 до 6,6 коротких тонн) и производят от 5 до 16 кВт. Все более крупные обтекатели полезной нагрузки позволяли производить более крупные космические корабли. В 1991 году компании Aérospatiale , Alenia и Space Systems/Loral объединились, чтобы сформировать спутниковый альянс. [5]
Первой версией Spacebus 3000 был Spacebus 3000A, первоначально разработанный для Arabsat. [10] Их также заказали Shin Satellite таиландская компания и китайская компания Sino Satellite Communications . [11]
Было заказано двенадцать спутников 3000B2, пять из них — компанией Eutelsat для своей серии W , один из которых позже стал Eutelsat 28A . Шестой заказ от Eutelsat был на Eutelsat 8 West A. Nordic Satellite AB , скандинавская компания, которая позже стала SES Sirius , заказала Sirius 2 , замену спутника TeleX на базе Spacebus 300. Испанский спутниковый оператор Hispasat заказал два спутника, а Arabsat заказал один спутник Arabsat-3A . Последние два были заказаны немецким Бундесвером и были спущены на воду 1 октября 2009 года. [12] и в мае 2010 г. соответственно. [13]
Было заказано девять спутников B3: три для Eutelsat, два для Star One из Бразилии, GE-12 для GE Americom, Turksat 2A для Turksat и экспериментальный спутник связи Stentor для CNES . Стентор погиб в результате неудачного запуска во время первого полета Ariane 5ECA . Galaxy 17 был успешно запущен в 2007 году для Intelsat. [11]
Космический автобус 4000
[ редактировать ]Серия Spacebus 4000 была создана на основе серии 3000. [14] но имел модернизированную авионику . Напряжение . электрической системы было увеличено с 50 до 100 вольт, а также был добавлен встроенный бортовой компьютер, более гибкий, чем предыдущие версии Это также был первый спутниковый автобус, оснащенный системой ориентации и управления орбитой со звездными трекерами, предназначенными для использования на геостационарной орбите. [14]
В серии B использовалась та же базовая структура, что и в серии 3000. Версия C имела основание размером 2,2 на 2,0 метра (7,2 × 6,6 футов). [ нужна ссылка ]
Заказано восемь спутников Spacebus 4000B2: Bangabandhu-1 для Bangabandhu-1 из Бангладеш , Turksat 3A для Turksat, Thor 6 для Telenor из Норвегии, Nilesat 201 для Nilesat из Египта , [15] Афина-Фидус для французского и итальянского космических агентств CNES и ASI , [16] и Sicral-2 для Министерства обороны Италии и Агентства оборонных закупок Франции (DGA), общая стоимость контракта около 295 миллионов евро, [17] Koreasat-5A и Koreasat-7 для KTSAT и Telkom-3S для PT Telkom Indonesia. [18]
Спутники Spacebus 4000B3 имеют высоту 3,7 метра (12 футов) и генерируют 8,5 киловатт энергии. На данный момент заказано пять таких машин, в том числе два для Французской генеральной делегации по вооружению и два для RascomStar-QAF . [19]
Пятый, Palapa D1 для Indosat , использует конфигурацию без ITAR и был запущен с помощью Long March 3B в сентябре 2009 года, но первоначально был размещен на низкой орбите. [20] Thales Alenia Space внесла исправления, позволившие спутнику выйти на запланированную геостационарную переходную орбиту 3 сентября. [21] он достиг геостационарной орбиты . Наконец, 9 сентября [22] В настоящее время он проходит орбитальные испытания по прибытии на 113° восточной долготы примерно в середине сентября, где он будет использоваться для обеспечения связи с Азией и Австралией. президента Thales Alenia Space, топлива у него хватит на 10 лет службы По словам вместо запланированных 15 лет из-за маневров по выводу на орбиту. [23] [24]
Первый спутник Rascom, Rascom-QAF1 , потерпел неудачу в двигательной системе во время своего первого маневра в апогее 21 декабря 2007 года. Было подтверждено, что он достиг своей последней геостационарной орбиты на долготе 2,85° восточной долготы 4 февраля 2008 года, но только с двумя лет ожидаемого эксплуатационного срока по сравнению с пятнадцатью, ожидаемыми до запуска. [25] 9 сентября 2008 года на его замену был заказан спутник Rascom-QAF1R , также на базе шины 4000B3. [26]
Spacebus 4000C1 имеет высоту 4 метра (13 футов) и способен генерировать 8,5 киловатт электроэнергии. Единственным заказанным на данный момент спутником C1 является Koreasat 5 для компании Korea Telecom из Южной Кореи . Он был запущен ракетой "Морской старт "Зенит-3SL" с платформы "Океанская Одиссея" на экваторе в 03:27 по Гринвичу 22 августа 2006 года. [14]
Spacebus 4000C2 высотой 4,5 метра (15 футов) генерирует мощность 10,5 киловатт. Пять из них были заказаны компаниями из Китайской Народной Республики , все с использованием опции без ITAR . Chinasat Государственная компания заказала два спутника, а APT Satellite — три. [27] Все они были запущены ракетами Long March 3B из стартовой зоны 2 космодрома Сичан . [14]
Заказаны восемь спутников Spacebus 4000C3, каждый из которых имеет высоту 5,1 метра (17 футов) и генерирует мощность 13 киловатт. SES Americom и Eutelsat заказали по два космических корабля. [28] [29] Космический корабль Eutelsat строится с использованием деталей, не содержащих ITAR, а один из спутников, Eutelsat W3B, был запущен на Ariane 5 28 октября 2010 г. и был объявлен потерянным 30 октября 2010 г. из-за утечки топлива. [30] Eutelsat 21B был заказан 9 июня 2010 г.; [31] и запущен 10 ноября 2012 г.; [32] Eutelsat W3D заказан 3 декабря 2010 г.;, [33] запущен 14 мая 2013 г.; [34] Российский спутниковый оператор «Газпром» также заказал два спутника для своей «Ямал» (спутниковая группировка). программы [35] — впервые закупила космические корабли «Ямал», не производимые в России. Только один будет Spacebus, второй — на платформе «Экспресс-2000». [36]
Автобус Spacebus 4000C4 имеет высоту 5,5 метров (18 футов) и может генерировать 16 киловатт энергии с помощью солнечных панелей. На данный момент заказано четыре: Ciel 2 для канадского спутника Ciel , запущенного 10 декабря 2008 года, [37] и три космических аппарата для Eutelsat, W2A , [38] W7 , запущенный компанией Proton 23 ноября 2009 года. [14] и Eutelsat-8 West B, заказаны 11 октября 2012 г. [39]
Ekspress-4000
[ редактировать ]6 декабря 2007 года компания Thales Alenia Space подписала соглашение с НПО «ПМ России» о совместной разработке автобуса «Экспресс-4000» на базе Spacebus 4000. [40] «Экспресс-4000» предназначен для непосредственного выведения на геостационарную орбиту ракетой «Протон-М» .
Космический автобус НЕО
[ редактировать ]
В 2014 году компания Thales Alenia Space приступила к разработке нового семейства — Spacebus NEO. Эти новые платформы будут доступны в различных вариантах силовой установки, включая полностью электрическую. Полностью электрический Spacebus NEO, способный перевозить полезную нагрузку массой более 1400 кг и мощностью более 16 кВт, будет доступен с середины 2015 года. [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Thales участвует в сделке по спутниковой связи Alcatel» . Новости Би-би-си. 5 апреля 2006 г. Проверено 5 июля 2009 г.
- ↑ Кристиан Лардье, «Ариан-5: кадр из европейской промышленности – 50-й космический автобус», в журнале Air & Cosmos , № 2100, 16 ноября 2007 г.
- ^ Пьер Мадон, «Телекоммуникационные спутники: завтра Spacebus – подписание франко-германского соглашения», в Revue aerospatiale , № 6, февраль 1984 г.
- ^ Например, Spacebus 2000 означает около 2000 кг.
- ^ Jump up to: а б (на французском и английском языках) Ги Лебег (трад. Роберт Дж. Амрал), «Spacebus 3000: Платформа для «Спутникового альянса»», в Revue aerospatiale , № 99, июнь 1993 г.
- ^ Хронология Spacebus 100
- ^ Харланд, Дэвид М; Лоренц, Ральф Д. (2005). Отказы космических систем (изд. 2006 г.). Чичестер: Springer-Praxis. п. 221. ИСБН 0-387-21519-0 .
- ^ Космический автобус 300
- ^ Космический автобус 2000
- ^ (на французском и английском языках) Ги Лебег (трад. Роберт Дж. Амрал), « Arabasat 2A : новое поколение Spacebus 3000», в Revue aerospatiale , № 130, июль 1996 г.
- ^ Jump up to: а б Хронология Spacebus 3000. Архивировано 23 марта 2010 года в Wayback Machine.
- ^ Ariane 5 готовится к запуску со смешанной полезной нагрузкой гражданского и военного телекоммуникационного спутника.
- ↑ Смотрите запуск в прямом эфире на видеоуголке Arianespace. Архивировано 4 октября 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Космический автобус 4000
- ^ Thales Alenia Space выигрывает контракт на спутник Nilesat-201, 3 июня 2008 г., онлайн www.thalesgroup.com [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ ПРОСТРАНСТВО THALES ALENIA ВЫБРАНО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ATHENA-FIDUS, ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЙ ДВОЙНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine.
- ↑ THALES ALENIA SPACE И TELESPAZIO ПОДПИСЫВАЮТ КОНТРАКТ НА SICRAL 2. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «THALES ALENIA SPACE СОЗДАЕТ СПУТНИКИ KOREASAT-7 И KOREASAT-5A» . Группа компаний «Талес» . 12 мая 2014 г.
- ^ «Шестая успешная миссия Arianespace в 2007 году: RASCOM-QAF1 и Horizons-2 на орбите» . Арианспейс. Архивировано из оригинала 25 января 2008 года.
- ^ У Чанг Чжэн-3B возникла проблема с третьей ступенью во время запуска Палапа-Д во время космического полета НАСА, 2 сентября 2009 г., на сайте www.nasaspaceflight.com
- ^ Thales Alenia Space объявила сегодня, что спутник связи Palapa-D был выведен на геостационарную переходную орбиту (GTO), что позволит начать номинальный этап ранней эксплуатации запуска , пресс-релиз Thales Alenia Space, 3 сентября, на сайте www.thalesgroup. .com. Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ↑ Спутник связи Palapa-D сейчас на геостационарной орбите , Thales Alenia Space Press_Releases, 9 сентября 2009 г., на сайте www.thalesgroup.com. Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ де Сельдинг, Питер (11 сентября 2009 г.). «Палапа-Д будет спасена после запуска на неправильную орбиту» . Космические новости. Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Би Минсинь, индонезийский спутник достигает заданной орбиты, несмотря на перекошенный запуск , вид из Китая, 12 сентября 2009 г., на сайте news.xinhuanet.com. Архивировано 22 сентября 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Спутник RASCOM-QAF1 выведен на конечную геостационарную орбиту» . Thales Alenia Space. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
- ^ Thales Alenia Space поставит RASCOMSTAR-QAF новый телекоммуникационный спутник, Канны, 9 сентября 2008 г., www.thalesgroup.com. Архивировано 14 сентября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ APT заказывает резервный спутник у Thales Alenia Space, сделка на сумму 112,3 миллиона евро (148,7 миллиона долларов), включая центр управления спутником , SpaceNews, 30 апреля 2010 г.
- ↑ Eutelsat вручает телекоммуникационный спутник W3B компании Thales Alenia Space, Канны, 26 февраля 2008 г., на www.thalesonline.com. Архивировано 2 марта 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Заказ Eutelsat W3C, Париж, 12 марта 2009 г., на сайте www.satellites.co.uk. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Eutelsat терпит потерю космического корабля , BBC News, 30 октября 2010 г., Eutelsat терпит потерю космического корабля.
- ^ Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника W6A , Satellite Сегодня, 10 июня 2010 г., Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника W6A
- ^ Eutelsat 21B успешно запущен
- ^ Компании Thales Alenia Space было поручено построить спутник W3D, который заменит космический корабль W3B.
- ^ ILS Proton успешно запускает EUTELSAT 3D для Eutelsat
- ^ «Газпром» и Thales Alenia Space подписали контракт на изготовление двух комм. «Ямал-400». спутники, Канны, 5 февраля 2009 г., Thales Alenia Space Пресс-релиз, на сайте www.thalesgroup.com. Архивировано 27 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ THALES ALENIA SPACE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЧАЛЕ ПРОГРАММЫ ЯМАЛ-400. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Успешный запуск спутника Ciel II, построенного Thales Alenia Space, Пресс-релиз Thales Alenia Space, 10 декабря 2008 г., на сайте www.thhalesonline.com. Архивировано 25 ноября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Eutelsat-W2, онлайн space.skyrocket.de
- ^ Eutelsat выбирает Thales Alenia Space для строительства спутника EUTELSAT 8 West B, увеличивая ресурсы спутникового вещания на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
- ^ Thales Alenia Space и NPO-PM завершают заключение соглашения о промышленном сотрудничестве, Канны, 6 декабря 2007 г., www.thalesonline.com/space/Press-Room
- ^ Thales Alenia Space У этого космического автобуса потрясающие возможности... Разнообразие версий , в Satnews Daily, 9 сентября 2014 г., Thales Alenia Space У этого космического автобуса потрясающие возможности... Разнообразие версий
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия астронавтики [ постоянная мертвая ссылка ] , особенно постоянное отслеживание орбитальных позиций спутников
- Космическая страница Гюнтера и ее исчерпывающие списки платформ, спутников и хронологии для всех ракет-носителей.
- Энциклопедия космических аппаратов и хронологический список всех запущенных спутников с подробной информацией.
- Веб-сайт Thales Alenia Space Документация производителя и пресс-релизы
- Spacemart , пресс-релизы
- Лента новостей о космосе , пресс-релизы
- Посмотрите запуск Ariane 5