Jump to content

Ариана 4

Ариана 4
52-й корабль Ariane 4 со спутником TOPEX/Poseidon .
Функция Одноразовая ракета-носитель
Производитель АрианГрупп
Страна происхождения Европа
Размер
Высота 58,72 м (192,7 футов)
Диаметр 3,8 м (12 футов)
Масса 240 000–470 000 кг (530 000–1 040 000 фунтов)
Этапы 3 [1]
Емкость
Полезная нагрузка на LEO [ необходима высота и наклон ]
Масса 5000–7600 кг (11000–16800 фунтов)
Полезная нагрузка для GTO
Масса 2000–4300 кг (4400–9500 фунтов)
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов Куру , ELA-2
Всего запусков 116
( 40: 7, 42П: 15, 42Л: 13)
( 44П: 15, 44ЛП: 26, 44Л: 40)
Успех(а) 113
( 40: 7, 42П: 14, 42Л: 13)
( 44П: 15, 44ЛП: 25, 44Л: 39)
Неисправность(и) 3 ( 42П: 1, 44Л: 1, 44ЛП: 1)
Первый полет
  • 40: 22 января 1990 г.
  • 42П: 20 ноября 1990 г.
  • 42Л: 12 мая 1993 г.
  • 44П: 4 апреля 1991 г.
  • 44LP: 15 июня 1988 г.
  • 44Л: 5 июня 1989 г.
Последний рейс
  • 40: 3 декабря 1999 г.
  • 42П: 4 мая 2002 г.
  • 42Л: 23 января 2002 г.
  • 44П: 25 сентября 2001 г.
  • 44LP: 27 ноября 2001 г.
  • 44Л: 15 февраля 2003 г.
Бустеры (Ariane 42L, 44LP или 44L) – PAL
Нет бустеров 0, 2 или 4
Питаться от Викинг 6
Максимальная тяга 752,003 кН (169 057 фунтов силы)
Удельный импульс 278 секунд
Время горения 142 секунды
Порох N 2 O 4 / НДМГ
Бустеры (Ariane 42P, 44LP или 44P) – PAP
Нет бустеров 0, 2 или 4
Максимальная тяга 650 кН (150 000 фунтов силы)
Время горения 33 секунды
Порох КТПБ 1613
Первая ступень – L220
Питаться от 4 Викинг 5С
Максимальная тяга 3034,1 кН (682100 фунтов силы)
Удельный импульс 278 секунд
Время горения 205 секунд
Порох N 2 O 4 / НДМГ
Вторая ступень – L33
Питаться от 1 Викинг 4Б
Максимальная тяга 720,965 кН (162 079 фунтов силы)
Удельный импульс 296 секунд
Время горения 132 секунды
Порох N 2 O 4 / НДМГ
Третий этап – H10
Питаться от 1 ХМ7-Б
Максимальная тяга 62,703 кН (14 096 фунтов силы)
Удельный импульс 446 секунд
Время горения 759 секунд
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Ariane 4 — европейская одноразовая ракета-носитель , разработанная Национальным центром космических исследований (CNES) французского космического агентства для Европейского космического агентства (ESA). Он был произведен ArianeGroup и продан Arianespace . С момента своего первого полета 15 июня 1988 года и до последнего полета 15 февраля 2003 года на нем было совершено 113 успешных пусков из 116.

В 1982 году программа «Ариан-4» была одобрена ЕКА. Во многом опираясь на предыдущий Ariane 3 , он был разработан как пусковая установка, способная доставлять более тяжелые полезные нагрузки и с более низкой стоимостью за килограмм, чем предыдущие члены семейства Ariane. Ariane 4 был, по сути, развитием существующих существующих технологий, а не революционным по своему дизайну; этот подход быстро получил поддержку большинства членов ЕКА, которые финансировали и участвовали в его разработке и эксплуатации. Благодаря возможности оснащения разнообразными навесными ускорителями , Ariane 4 завоевала репутацию чрезвычайно универсальной пусковой установки.

После ввода в эксплуатацию ракета-носитель вскоре получила признание как идеальная для запуска спутников связи и наблюдения Земли , а также спутников, используемых для научных исследований. За время своего существования Ariane 4 сумел захватить 50% рынка запуска коммерческих спутников, убедительно продемонстрировав способность Европы конкурировать в секторе коммерческих запусков. [2] В феврале 2003 года был запущен последний «Ариан-4»; Arianespace решила отказаться от этого типа в пользу более нового и более крупного Ariane 5 , который фактически заменил его в эксплуатации.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1973 году одиннадцать стран решили продолжить совместное сотрудничество в области исследования космоса и сформировали новую общенациональную организацию для выполнения этой миссии — Европейское космическое агентство (ЕКА). [3] : 161–162  Шесть лет спустя, в декабре 1979 года, появление работоспособной европейской одноразовой пусковой системы первой ракеты-носителя Ariane 1 было отмечено успешным запуском из Центра пространственных гайанцев (CSG) в Куру , Французская Гвиана . [3] : 169  Ariane 1 вскоре стала считаться способной и конкурентоспособной пусковой установкой по сравнению с конкурирующими платформами, предлагаемыми Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки , и за ней быстро последовали улучшенные варианты в виде Ariane 2 и Ariane 3 . К началу 1986 года «Ариан-1», наряду с «Ариан-2» и «Ариан-3», стала доминирующей ракетой-носителем на мировом рынке. [3] : 172 

В январе 1982 года ЕКА выдало разрешение на разработку и строительство Ariane 4; В программе разработки была заявлена ​​цель увеличения полезной нагрузки на 90%. [4] Ariane 4 будет значительно более крупной и гибкой ракетой-носителем, чем предыдущие члены ее семейства, и будет конкурировать с ракетами-носителями верхнего класса по всему миру. Для сравнения, в то время как Ariane 1 имел типичный вес 207 тонн (456 000 фунтов) и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 1,7 тонны (3700 фунтов); более крупный Ariane 4 имел типичную массу 470 тонн (1 040 000 фунтов) и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 4,2 тонны (9 300 фунтов). [3] : 178  Работа над Ariane 4 была существенно облегчена благодаря широкому использованию как технологий, так и опыта, полученного при производстве и эксплуатации более ранних моделей ракеты Ariane . Общая стоимость разработки Ariane 4 в 1986 году оценивалась в 476 миллионов европейских валютных единиц (ЭКЮ). [4]

В связи с необходимостью создать ракету с существенно большей тягой команда разработчиков рассмотрела различные подходы для достижения этой цели. [3] : 179  Одна из изученных концепций включала добавление пятого двигателя к увеличенной первой ступени Ariane 3, но было обнаружено, что для достижения этой цели потребовался очень высокий уровень работ по модернизации; вместо этого первая ступень была удлинена, чтобы вмещать 210 тонн (460 000 фунтов) топлива вместо 145 тонн (320 000 фунтов), присутствующих на Ariane 3. Хотя вторая и третья ступени остались идентичными Ariane 3, ряд ремней-3 на ускорителях были разработаны для применения в типе, предназначенном для постепенного увеличения грузоподъемности ракеты. [3] : 179  В целом Ariane 4 был на 15% меньше Ariane 3. [3] : 180 

По сути, Ariane 4 представлял собой улучшенную и развитую производную от более раннего Ariane 3, в первую очередь отличавшуюся применением различных твердотопливных и жидкостных ускорителей, причем последний был единственной совершенно новой конструктивной особенностью Ariane 4; На тот момент практика использования жидкостных ускорителей была редкостью, поскольку ранее она использовалась только в китайской космической программе . [3] : 179  Еще одним новшеством Ariane 4 стал обтекатель двойного старта SPELDA (Structure Porteuse Externe de Lancement Double Ariane). [3] : 180  Это позволяло разместить пару спутников, один над другим; Можно было установить несколько различных носовых обтекателей SPELDA, включая обычные и удлиненные модели. SPELDA был значительно легче своего предшественника; в системе наведения также использовались гораздо более точные кольцевые лазерные гироскопы . [3] : 180  По словам авиационного автора Брайана Харви, достижения, заложенные в конструкцию Ariane 4, представляют собой консервативную и эволюционную, а не революционную философию. [3] : 180 

Объединение и строительство

[ редактировать ]

По мере формирования программы Ariane 4 она получила поддержку Бельгии , Дании , Испании , Ирландии , Италии , Нидерландов , Германии , Великобритании , Франции , Швеции и Швейцарии . [3] : 180  Основными подрядчиками были Aérospatiale (ответственный за первую и вторую ступени), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) (производитель жидкостных ускорителей), Société Européenne de Propulsion (SEP) (производитель двигателей), Matra (сборка отсека оборудования). , Air Liquide (производство баков и изоляции третьей ступени), BPD Snia (производитель твердотопливных ускорителей) и British Aerospace / Contraves Space AG (производители обтекателя). [3] : 180  Премией за достижения в космосе За свою работу над «Арианом-4» команда запуска впоследствии была награждена Космическим фондом в 2004 году. [5]

В связи с разработкой самого Ariane 4 новая специально построенная зона подготовки к запуску и стартовая площадка для ракеты, получившие общее обозначение ELA-2 были построены в Пространственном центре Гайаны , для обслуживания Ariane 4 и обеспечения скорости запуска. 8 запусков в год (этот подвиг был почти беспрецедентным для одной большой ракеты, за исключением Советского Союза). [3] : 178–179  В отличие от более раннего ELA-1 , который использовался для предыдущих членов семейства Ariane и других ракет, подготовка ракеты будет осуществляться в специально построенном зале высотой 80 метров (260 футов), а не на самой площадке. ; Затем готовую ракету перевезли по специально спроектированной железной дороге, чтобы медленно добраться из зала до стартовой площадки, что заняло один час. Эта железная дорога давала дополнительное преимущество, позволяя относительно быстро снимать неисправные ракеты с площадки и заменять их. [3] : 179 

15 июня 1988 года состоялся первый успешный запуск Ariane 4. [3] : 180  Для этого первого испытательного полета было решено запустить вторую по мощности версию ракеты, получившую обозначение 44LP , оснащенную четырьмя маршевыми двигателями, двумя твердотопливными ускорителями и двумя жидкостными ускорителями; он также был оснащен многоспутниковым обтекателем SPELDA. Через 50 секунд после взлета твердотопливные ускорители будут израсходованы и отсоединены, чтобы уменьшить вес ракеты. [3] : 180  Через 143 секунды после взлета отсоединились жидкостные ускорители, что еще больше облегчило машину. Первый полет был признан успешным: на орбиту было выведено несколько спутников. [3] : 180 

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

улучшенная третья ступень, известная как H10+ . Для запуска V50 и далее для Ariane 4 была принята [3] : 183  Третья ступень H10+ имела новый бак, который был на 26 кг (57 фунтов) легче, на 32 см (13 дюймов) длиннее и содержал на 340 кг (750 фунтов) больше топлива, что увеличило общую полезную нагрузку ракеты на 110 кг (240 фунтов). фунтов) и увеличил время горения на 20 секунд. [3] : 183 

разработка преемника, получившего обозначение Ariane 5 . Еще до первого полета Ariane 4 уже началась [3] : 184–185  В январе 1985 года «Ариан-5» был официально принят в программу ЕКА. Ему не хватало высокого уровня унификации, который был у Ariane 4 со своими предшественниками, и он был разработан не только для запуска более тяжелых грузов массой до 5,2 тонны (11 000 фунтов) и с 20-процентным снижением стоимости по сравнению с Ariane 4, но и для более высокий запас прочности обусловлен тем, что «Ариан-5» разрабатывался и для проведения пилотируемых космических запусков, предназначаясь для перевозки астронавтов с помощью предлагаемого космического корабля «Гермес» . [3] : 185  Разработка Ariane 5 не обошлась без разногласий, поскольку некоторые члены ЕКА считали, что более зрелый Ariane 4 больше подходит для удовлетворения установленных потребностей в таких пусковых установках; именно по этой причине Великобритания предпочла не участвовать в программе «Ариан-5». [3] : 186  В течение нескольких лет ракеты-носители «Ариан-4» и «Ариан-5» эксплуатировались как взаимозаменяемые; однако в конечном итоге было решено прекратить все операции Ariane 4 в пользу более нового Ariane 5. [3] : 193 

Ariane 4 была последней разработкой предыдущих членов семейства ракет Ariane . По сравнению с Ariane 2 и Ariane 3 , Ariane 4 отличался удлиненной первой (на 61%) и третьей ступенями, усиленной конструкцией, новой компоновкой двигательного отсека, новой авионикой и системой SPELDA ( Structure Porteuse Externe de Lancement Double Ariane двойной ). -носитель полезной нагрузки. В базовой версии 40 не использовались какие-либо навесные двигатели, в то время как в вариантах Ariane 42L, 44L, 42P, 44P и 44LP использовались различные комбинации твердотельных и жидкостных ускорителей . Первоначально предназначенные для размещения полезной нагрузки от 2000 до 4200 кг (от 4400 до 9300 фунтов) на геостационарной орбите , шесть вариантов Ariane 4 с помощью навесных ускорителей позволили несколько раз запускать полезную нагрузку, превышающую 4900 кг (10 800 фунтов). Ракета-носитель Ariane 4 снизила затраты на запуск на килограмм на 55% по сравнению с исходной ракетой Ariane 1 . [3] : 180 

Ракета использовалась в нескольких вариантах — она могла быть оснащена двумя или четырьмя дополнительными твердотопливными (PAP для Propulseurs d'Appoint à Poudre ) или жидкостными ракетами-носителями (PAL для Propulseurs d'Appoint à Liquide ). В состав ракеты-носителя входила система носителя полезной нагрузки спутника под названием SPELDA ( Structure porteuse externe de lancement double Ariane , по-французски « внешняя несущая структура для двойных запусков Ariane» ) для запуска более одного спутника одновременно. Ракета захватила почти 60% мирового рынка услуг коммерческого запуска, обслуживая как европейских, так и международных клиентов. [6] На третьем этапе находился этап оборудования транспортного средства, на котором находился компьютер, выполнявший различные функции, включая определение последовательности, наведение, контроль, отслеживание, телеметрию и самоуничтожение с помощью взрывчатки. [3] : 180 

Ariane 4 AR 40 был базовой версией с тремя ступенями: высотой 58,4 м (192 фута), диаметром 3,8 м (12 футов), взлетной массой 245 000 кг (540 000 фунтов) и максимальной полезной нагрузкой 2100 кг ( 4600 фунтов) на GTO или 5000 кг (11000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО). Основная мощность обеспечивалась четырьмя двигателями Viking 2B , каждый из которых развивал тягу 667 кН (150 000 фунтов силы). Вторая ступень была оснащена одним двигателем Viking 4B, а третья ступень была оснащена двигателем на HM7-B жидком кислороде/жидком водороде . Ariane 4 AR 44L, оснащенная максимальным дополнительным наддувом из четырех жидкотопливных ракетных подвесок, представляла собой четырехступенчатую ракету весом 470 000 кг (1 040 000 фунтов) и способную переносить полезную нагрузку 4730 кг (10 430 фунтов). до GTO или, альтернативно, 7600 кг (16 800 фунтов) до LEO.

5 из 6 версий Ariane 4
Модель PAL ПАП Полезная нагрузка до ГТО (кг) Запускает Успехи Дата отказа
АР 40 0 0 2100 7 7
АР 42П 0 2 2930 15 14 1 декабря 1994 г.
АР 42Л 2 0 3480 13 13
АР 44П 0 4 3460 15 15
АР 44ЛП 2 2 4220 26 25 24 января 1994 г.
АР 44Л 4 0 4720 40 39 22 февраля 1990 г.

Операционная история

[ редактировать ]

В июне 1988 года состоялся первый полет Ariane 4, который прошел успешно. С тех пор Ariane 4 совершила 116 полетов, 113 из которых были успешными, что составляет 97,4%.

22 февраля 1990 года произошел первый сбой во время восьмого запуска Ariane 4, рейс V36. Ракета взорвалась в 9 км над Куру. [3] : 182–183  Авария произошла из-за того, что рабочий, собиравший ракетный двигатель «Викинг», забыл носовой платок в одной из трубок охлаждающей жидкости двигателя. Он сделал это как напоминание самому себе о необходимости сообщить своему начальнику, согласно процедуре, о незапланированной полировке, которую он произвел, чтобы подогнать трубку. Но он заболел, не успев это сделать, и его заменили другие рабочие, не заметившие платка. В полете платок заблокировал трубку охлаждающей жидкости, мотор перегрелся и вышел из строя, а «Ариан» самоуничтожился, отклонившись от траектории. Его полезная нагрузка, два спутника связи стоимостью 500 миллионов долларов США ( Superbird-B и BS-2X ), развалилась на болота недалеко от Куру. [7] Последовавшее расследование рекомендовало внести 44 модификации, включая нумерацию и проверку всех кусков ткани, использованных при сборке ракеты. [7] Следующие 26 пусков завершились успешно. [3] : 183 

Система стала основой для запусков европейских спутников : зафиксировано 113 успешных и три неудачных запуска. Ariane 4 обеспечил увеличение полезной нагрузки с 1700 кг (3700 фунтов) для Ariane 3 до максимума 4800 кг (10 600 фунтов) на геостационарной переходной орбите (GTO). Рекорд Ariane 4 для GTO составил 4946 кг (10 904 фунта). [8]

15 февраля 2003 года произошел последний запуск ракеты Ariane 4, выведшей Intelsat 907 на геостационарную орбиту . [9] Arianespace решила отказаться от ракеты-носителя Ariane 4 в пользу новой тяжелой ракеты Ariane 5 , которая уже находилась в эксплуатации несколько лет. средней грузоподъёмности В 2011 году корабль «Союз СТ» дополнил предложение ракет-носителей Центра Spatial Guyanais . Космический корабль, запущенный «Союзом», повторно использовал платформу и дозатор полезной нагрузки, которые изначально были разработаны для «Ариана». [10]

Сопоставимые ракеты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уэйд, Марк (ред.). «Ариан-4» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  2. ^ «Ариан-4» . Европейское космическое агентство . 14 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2023 г. . Проверено 13 июня 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами . Springer Science & Business Media. ISBN  1-8523-3722-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Уэйд, Марк (ред.). «Ариана» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 13 июня 2015 г.
  5. ^ «Награды» . Космический фонд . Архивировано из оригинала 19 мая 2024 года . Проверено 13 июня 2015 г.
  6. ^ «Ариан-4, un défi pour l'Europe spacee» [Ариан-4 - вызов европейской космической отрасли] (на французском языке). КНЕС . 9 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2023 г. Проверено 13 июня 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б Кастанос, Фрэнсис (7 декабря 2020 г.). «Космический обзор: ткань судьбы: странный, обреченный полет рейса 36 Арианы» . www.thespacereview.com . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
  8. ^ «Ариан-4» . Airbus Defense and Space. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 13 июня 2015 г.
  9. ^ «Рейс 159 Arianespace: миссия выполнена! 23-й запуск Intelsat» (пресс-релиз). Арианспейс . 15 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2023 г. . Проверено 28 мая 2024 г.
  10. ^ «Руководство пользователя корабля «Союз» (PDF) . Арианспейс . Март 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 г. . Проверено 13 июня 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e32cba016705fff06f0586342194874__1716913800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/74/4e32cba016705fff06f0586342194874.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariane 4 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)