Сатурн V
Функция |
|
---|---|
Производитель | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость проекта | 6,417 миллиарда долларов в долларах 1964–1973 годов. [1] (~ 49,9 млрд долларов в долларах 2020 года) |
Стоимость за запуск | 185 миллионов долларов в долларах 1969–1971 годов. [2] ($1,23 млрд в стоимостном выражении 2019 года). |
Размер | |
Высота | 110,6 м (363,0 футов) |
Диаметр | 10,1 м (33,0 фута) |
Масса | От 2 822 000 кг (6 221 000 фунтов) до 2 965 000 кг (6 537 000 фунтов) [3] |
Этапы | 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Высота | 170 км (90 миль) |
Наклонение орбиты | 30° |
Масса | 141 136 кг (311 152 фунта) [4] [5] [примечание 1] |
Полезная нагрузка для TLI | |
Масса | 52759 кг (116314 фунтов) [6] |
Связанные ракеты | |
Семья | Сатурн |
Производная работа | Сатурн ИНТ-21 |
Сопоставимый | |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | LC-39 , Космический центр Кеннеди |
Всего запусков | 13 |
Успех(а) | 12 |
Неудачи | 0 |
Частичный отказ(ы) | 1 ( Аполлон 6 ) |
Первый полет | 9 ноября 1967 г. (АС-501 [примечание 2] Аполлон 4 ) [7] |
Последний рейс | 14 мая 1973 г. (AS-513 Skylab ) [8] |
Первый этап – S-IC | |
Высота | 42,1 м (138,0 футов) |
Диаметр | 10,1 м (33,0 фута) |
Пустая масса | 137 000 кг (303 000 фунтов) [9] |
Полная масса | 2 214 000 кг (4 881 000 фунтов) [9] |
Питаться от | 5 Рокетдайн F-1 |
Максимальная тяга | 34 500 кН (7 750 000 фунтов силы) на уровне моря [10] |
Удельный импульс | 263 секунды (2,58 км/с) на уровне моря |
Время горения | 168 секунд |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Второй этап – S-II | |
Высота | 24,8 м (81,5 футов) |
Диаметр | 10,1 м (33,0 фута) |
Пустая масса | 40 100 кг (88 400 фунтов) [примечание 3] |
Полная масса | 496 200 кг (1 093 900 фунтов) [примечание 3] |
Питаться от | 5 Рокетдайн J-2 |
Максимальная тяга | 5141 кН (1155800 фунтов силы) вакуум |
Удельный импульс | 421 секунда (4,13 км/с) вакуума |
Время горения | 360 секунд |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Третья ступень – S-IVB (нет в конфигурации Skylab) | |
Высота | 18,8 м (61,6 футов) |
Диаметр | 6,6 м (21,7 футов) |
Пустая масса | 15 200 кг (33 600 фунтов) [11] [примечание 4] |
Полная масса | 123000 кг (271000 фунтов) [примечание 4] |
Питаться от | 1 Рокетдайн J-2 |
Максимальная тяга | 1033,1 кН (232250 фунтов силы) вакуум |
Удельный импульс | 421 секунда (4,13 км/с) вакуума |
Время горения | 165 + 335 секунд (2 ожога) |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Сатурн V [а] — бывшая американская сверхтяжелая ракета-носитель, разработанная НАСА в рамках программы «Аполлон» человеком по исследованию Луны . Ракета была рассчитана на человека , имела три ступени и работала на жидком топливе . С 1967 по 1973 год он использовался для девяти пилотируемых полетов на Луну и для запуска Скайлэб , первой американской космической станции .
По состоянию на 2024 год [update] «Сатурн-5» остается единственной ракетой-носителем, которая доставила людей за пределы низкой околоземной орбиты (НОО). «Сатурн-5» является рекордсменом по наибольшей грузоподъемности на низкой околоземной орбите - 311 152 фунта (141 136 кг), включая несгоревшее топливо, необходимое для отправки командно-служебного модуля «Аполлон» и лунного модуля на Луну.
Самая крупная серийная модель ракет семейства Сатурн , Сатурн V, была разработана под руководством Вернера фон Брауна в Центре космических полетов Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама ; Ведущими подрядчиками строительства ракеты были Boeing , North American Aviation , Douglas Aircraft Company и IBM . Было построено пятнадцать летных машин, не считая трех, использовавшихся для наземных испытаний. Всего из Космического центра Кеннеди было запущено тринадцать миссий , девять из которых доставили 24 астронавта на Луну от «Аполлона-8» (декабрь 1968 года) до «Аполлона-17» (декабрь 1972 года).
История [ править ]
Предыстория [ править ]
В сентябре 1945 года [12] Правительство США доставило немецкого ракетного технолога Вернера фон Брауна и более 1500 немецких ракетных инженеров и техников в Соединенные Штаты в рамках операции «Скрепка» . [13] [14] программа, санкционированная президентом Трумэном . [15] Фон Браун, который участвовал в создании немецкой ракеты Фау-2 , был назначен в армейский ракетный конструкторский отдел. [16] Между 1945 и 1958 годами его работа ограничивалась передачей идей и методов, лежащих в основе Фау-2, американским инженерам. [12] хотя он писал книги и статьи в популярных журналах. [17]
Этот подход изменился в 1957 году, когда Советы запустили Спутник-1 на межконтинентальной баллистической ракете Р-7 , которая могла доставить термоядерную боеголовку в США. [18] [19] [20] Армия и правительство начали прилагать больше усилий для отправки американцев в космос раньше Советов. Они обратились к команде фон Брауна, создавшей серию ракет «Юпитер» . [21] Ракета «Юнона-1» запустила первый американский спутник в январе 1958 года. [22] Фон Браун считал серию ракет «Юпитер» прототипом будущей серии ракет «Сатурн » и называл ее «младенцем Сатурна». [23]
Развитие Сатурна [ править ]
Названные в честь шестой планеты от Солнца , конструкция различных ракет Сатурн произошла от ракет Юпитера. [24]
Между 1960 и 1962 годами Центр космических полетов Маршалла (MSFC) разработал серию ракет «Сатурн», которые можно было бы использовать для вывода на околоземную орбиту и для полетов на Луну. [25]
НАСА планировало использовать Сатурн C-3 как часть метода сближения на околоземной орбите (EOR) для лунной миссии, при этом для одной посадки на Луну потребуется как минимум два или три запуска. [26] Однако MSFC планировала еще большую ракету, C-4, которая будет использовать четыре двигателя F-1 на первой ступени, увеличенную вторую ступень C-3 и S-IVB , ступень с одним двигателем J-2. двигатель, как его третья ступень. Для выполнения лунной миссии C-4 потребуется всего два запуска. [27]
10 января 1962 года НАСА объявило о планах построить C-5. Трехступенчатая ракета будет состоять из первой ступени S-IC с пятью двигателями F-1; вторая ступень S-II с пятью двигателями J-2; и третья ступень S-IVB с одним двигателем J-2. [28]
C-5 должен был пройти испытания компонентов еще до того, как была построена первая модель. Третья ступень S-IVB будет использоваться в качестве второй ступени для C-1B, которая послужит как для демонстрации концепции и осуществимости C-5, так и для предоставления полетных данных, имеющих решающее значение для разработки C-5. 5. [29] Вместо того, чтобы проходить испытания каждого основного компонента, C-5 будет тестироваться по принципу «все включено», а это означает, что первый испытательный полет ракеты будет включать в себя полные версии всех трех ступеней. При одновременном тестировании всех компонентов перед запуском с экипажем потребуется гораздо меньше испытательных полетов. [30] В начале 1962 года НАСА подтвердило, что C-5 выбран для программы «Аполлон» и получил название «Сатурн V». [31] [32] C-1 стал Saturn I, а C-1B стал Saturn IB. [32] Фон Браун возглавлял команду MSFC по созданию корабля, способного доставить на Луну пилотируемый космический корабль. [33] Во время этих доработок команда отказалась от одного двигателя в конструкции Фау-2 и перешла к конструкции с несколькими двигателями. [34]
Окончательный проект Saturn V имел несколько ключевых особенностей. Для первого этапа были выбраны двигатели Ф-1. [9] а новая двигательная установка на жидком водороде под названием J-2 для второй и третьей ступени. [35] [11] НАСА завершило разработку своих планов по продолжению разработки Сатурна фон Брауном, и космическая программа «Аполлон» набрала обороты. [36]
Ступени были спроектированы Центром космических полетов имени Маршалла фон Брауна в Хантсвилле, а для строительства были выбраны сторонние подрядчики: Boeing ( S-IC ), North American Aviation ( S-II ), Douglas Aircraft ( S-IVB ) и IBM ( приборный блок ). [36]
высадки Аполлона на Выбор Луну для
На ранних этапах процесса планирования НАСА рассматривало три метода миссии на Луну: сближение на околоземной орбите (EOR), прямое восхождение и сближение на лунной орбите (LOR). Конфигурация прямого подъема потребует чрезвычайно большой ракеты, чтобы отправить космический корабль из трех человек на посадку прямо на поверхность Луны. EOR запустит космический корабль прямой посадки на две меньшие части, которые объединятся на околоземной орбите. Миссия LOR будет включать в себя запуск одной ракетой двух космических кораблей: базового корабля и меньшего по размеру посадочного модуля для двух человек , который должен будет встретиться с основным космическим кораблем на лунной орбите. Посадочный модуль будет выброшен, а материнский корабль вернется домой. [37]
Сначала НАСА отклонило LOR как более рискованный вариант, поскольку космическое сближение еще предстояло провести на околоземной орбите, а тем более на лунной орбите. Несколько представителей НАСА, в том числе инженер Исследовательского центра Лэнгли Джон Хуболт и администратор НАСА Джордж Лоу , утверждали, что встреча на лунной орбите обеспечивает простейшую посадку на Луну с использованием наиболее экономичной ракеты-носителя и лучший шанс совершить посадку на Луну в пределах космического пространства. десятилетие. [38] Другие официальные лица НАСА убедились в этом, и LOR был официально выбран в качестве конфигурации миссии для программы «Аполлон», о чем объявил администратор НАСА Джеймс Э. Уэбб 7 ноября 1962 года. [39] Артур Рудольф стал директором проекта ракетной программы «Сатурн-5» в августе 1963 года. Он разработал требования к ракетной системе и план полета по программе «Аполлон». Первый запуск Сатурна-5 стартовал с космодрома Кеннеди и прошел безупречно 9 ноября 1967 года, в день рождения Рудольфа. [40] Затем в мае 1968 года он был назначен специальным помощником директора MSFC, а 1 января 1969 года ушел из НАСА. [41] 16 июля 1969 года «Сатурн-5» запустил «Аполлон-11» , доставив первых людей на Луну. [42]
История запусков [ править ]
Серийный число [примечание 2] | Миссия | Запуск дата (УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ) | Подушка | Примечания |
---|---|---|---|---|
СА-500Ф | Интеграция объектов | Используется для проверки точности посадки и работы испытательного оборудования на площадке 39А до того, как будет готова летная модель. Первая ступень списана, вторая ступень преобразована в S-II -F/D, третья ступень выставлена в Космическом центре Кеннеди . [43] | ||
СА-500Д | Динамическое тестирование | Используется для оценки реакции автомобиля на вибрацию. На выставке в Космическом и ракетном центре США, Хантсвилл, Алабама . [43] | ||
С-ИК-Т | Тестирование всех систем | Первая ступень использовалась для статических испытательных стрельб в Центре космических полетов Маршалла. На выставке в Космическом центре Кеннеди . [43] | ||
СА-501 | Аполлон-4 | 9 ноября 1967 г. 12:00:01 | 39А | Первый беспилотный испытательный полет с поднятым верхом; полный успех. |
СА-502 | Аполлон-6 | 4 апреля 1968 г. 12:00:01 | 39А | Второй беспилотный испытательный полет; Проблемы с двигателем J-2 привели к досрочному останову двух двигателей на второй ступени и не позволили перезапустить третью ступень. |
СА-503 | Аполлон-8 | 21 декабря 1968 г. 12:51:00 | 39А | Первый полет с экипажем; первая транслунная высадка » командно-служебного модуля «Аполлон . |
СА-504 | Аполлон-9 | 3 марта 1969 г. 16:00:00 | 39А | Испытание на низкой околоземной орбите полного космического корабля «Аполлон» с лунным модулем (ЛМ). |
СА-505 | Аполлон-10 | 18 мая 1969 г. 16:49:00 | 39Б | Вторая транслунная высадка с экипажем полного космического корабля «Аполлон» с LM; Только «Сатурн-5» стартовал с площадки 39B. |
СА-506 | Аполлон-11 | 16 июля 1969 г. 13:32:00 | 39А | Первая пилотируемая высадка на Луну в Море Спокойствия . |
СА-507 | Аполлон-12 | 14 ноября 1969 г. 16:22:00 | 39А | Вскоре после взлета в автомобиль дважды ударила молния, но это не причинило серьезных повреждений. Точная посадка на Луну с экипажем рядом с аппаратом Surveyor 3 в Океане Штормов . |
СА-508 | Аполлон-13 | 11 апреля 1970 г. 19:13:03 | 39А | Сильные продольные колебания на второй ступени привели к преждевременному останову центрального двигателя; наведение компенсируется за счет более продолжительного горения оставшихся двигателей. Третий пилотируемый полет на Луну был прерван из-за отказа служебного модуля. |
СА-509 | Аполлон-14 | 31 января 1971 г. 21:03:02 | 39А | Третья высадка экипажа на Луну недалеко от Фра Мауро , предполагаемого места посадки Аполлона-13. |
СА-510 | Аполлон-15 | 26 июля 1971 г. 13:34:00 | 39А | Четвертая посадка на Луну с экипажем в Хэдли-Апеннинах . Первая расширенная миссия «Аполлон» с лунным орбитальным модулем научных приборов и лунным вездеходом . |
СА-511 | Аполлон-16 | 16 апреля 1972 г. 17:54:00 | 39А | Пятая пилотируемая высадка на Луну в Декарт-Хайлендс . |
СА-512 | Аполлон-17 | 7 декабря 1972 г. 05:33:00 | 39А | Только ночной запуск. Шестая и последняя посадка на Луну с экипажем в Таурус-Литтроу . |
СА-513 | Скайлэб 1 | 14 мая 1973 г. 17:30:00 | 39А | Беспилотный запуск орбитальной мастерской Skylab, пришедшей на смену третьей ступени S-IVB-513, выставлен на выставке в Космическом центре Джонсона . [43] Первоначально предназначался для отмененного Аполлона-18 . |
СА-514 | Неиспользованный | Первоначально предназначался для отмененного Аполлона-18 или 19; [44] никогда не использовался. Было предложено запустить International Skylab . Эту станцию должны были обслуживать «Аполлон», «Союз» , а затем и « Спейс Шаттл» . [45] Первая ступень (S-IC-14) выставлена в Космическом центре Джонсона , вторая и третья ступени (S-II-14, S-IV-14) выставлены в Космическом центре Кеннеди . [43] S-II Развязка расположена в Парке де лас Сьенсиас в Пуэрто-Рико . [46] | ||
СА-515 | Неиспользованный | Первоначально предназначался для Аполлона-20, никогда не использовался. Позже было предложено вывести на орбиту резервную станцию «Скайлэб» где-то между январем 1975 года и апрелем 1976 года. [45] Таким образом, миссия «Аполлон-Союз» может быть продлена на 56–90 дней. Первая ступень демонстрировалась на сборочном заводе Мишуда до июня 2016 года, затем была перенесена в Научный центр INFINITY в Миссисипи. Вторая ступень (S-II-15) выставлена в Космическом центре Джонсона. Третья ступень была переоборудована в резервную орбитальную мастерскую Skylab и выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики . [43] |
Описание [ править ]
Размер и грузоподъемность «Сатурна V» затмевали размеры всех других предыдущих ракет, успешно летавших в то время. С космическим кораблем «Аполлон» наверху он имел высоту 363 фута (111 м) и, если не учитывать плавники, диаметр 33 фута (10 м). Полностью заправленный Сатурн V весил 6,5 миллиона фунтов (2 900 000 кг). [3] и имел грузоподъемность на низкой околоземной орбите (НОО), первоначально оценивавшуюся в 261 000 фунтов (118 000 кг), но был спроектирован для отправки на Луну не менее 90 000 фунтов (41 000 кг). [47] Более поздние обновления увеличили эту емкость; в последних трех лунных миссиях Аполлона он отправил на Луну до 95 901 фунта (43 500 кг). [6]
При высоте 363 футов (111 м) Сатурн V был на 58 футов (18 м) выше Статуи Свободы от земли до факела. [48] и на 48 футов (15 м) выше Башни Елизаветы , в которой находится Биг-Бен Вестминстерского дворца . [49] Напротив, ракета-носитель «Меркурий-Редстоун», использованная на «Фридом-7» , первом американском космическом полете с экипажем, была примерно на 11 футов (3,4 м) длиннее, чем ступень S-IVB , и обеспечивала меньшую тягу на уровне моря (78 000 фунтов силы (350 кН). ) [50] чем ракета Launch Escape System (тяга 150 000 фунтов силы (667 кН) на уровне моря), установленная на вершине командного модуля Apollo. [51] Аполлон LES стрелял гораздо быстрее, чем Меркурий-Редстоун (3,2 секунды против 143,5 секунды). [50] [51]
Сатурн-5 был в основном разработан Центром космических полетов Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама , хотя многие основные системы, включая двигательные установки, были разработаны субподрядчиками. На ракете использовались мощные F-1 и J-2 ракетные двигатели ; во время испытаний в Космическом центре Стенниса сила, развиваемая двигателями, разбила окна близлежащих домов. [52] Конструкторы сразу же решили попытаться использовать как можно больше технологий из программы «Сатурн I» для «Сатурн V». Следовательно, третья ступень S-IVB -500 «Сатурна V» была основана на второй ступени S-IVB-200. Сатурн ИБ . Приборный блок , управлявший Сатурном V, имел общие характеристики с блоком Сатурна IB. [53]
Saturn V в основном был построен из алюминия . Его также изготавливали из титана , полиуретана , пробки и асбеста . [54] Чертежи и другие планы ракеты доступны на микрофильмах в Центре космических полетов Маршалла. [55]
Сатурн V состоял из трех ступеней — первой ступени S-IC , второй ступени S-II и S-IVB третьей ступени — и приборного блока . На всех трех стадиях использовался жидкий кислород (LOX) в качестве окислителя . На первой ступени в качестве топлива использовался РП-1 , а на второй и третьей — жидкий водород (LH2). LH2 имеет более высокую удельную энергию (энергию на единицу массы), чем RP-1, что делает его более подходящим для орбит с более высокой энергией, таких как транслунная инъекция, необходимая для миссий Аполлона. И наоборот, РП-1 предлагает более высокую плотность энергии (энергию на единицу объема) и более высокую тягу, чем LH2, что делает его более подходящим для снижения аэродинамического сопротивления и гравитационных потерь на ранних этапах запуска. Если бы на первой ступени использовался LH2, требуемый объем был бы более чем в три раза больше, что в то время было бы аэродинамически неосуществимо. [56] На верхних ступенях также использовались небольшие твердотопливные двигатели , которые помогали разделить ступени во время запуска и обеспечивать правильное положение жидкого топлива для всасывания в насосы. [57]
S-IC первая ступень [ править ]
S-IC был построен компанией Boeing на сборочном заводе Мишуд , в Новом Орлеане где внешние баки космического корабля "Шаттл будет строить позже компания Lockheed Martin " . Большую часть его массы при запуске составляло топливо: топливо РП-1 с жидким кислородом в качестве окислителя . [58] Сцена имела высоту 138 футов (42 м) и диаметр 33 фута (10 м). Он обеспечивал 7 750 000 фунтов силы (34 500 кН). [10] тяги на уровне моря. Ступень S-IC имела сухую массу около 303 000 фунтов (137 000 кг); при полной заправке при запуске его общая масса составляла 4 881 000 фунтов (2 214 000 кг). S-IC был оснащен пятью двигателями Rocketdyne F-1, расположенными в форме квинконса . Центральный двигатель удерживался в фиксированном положении, а четыре внешних двигателя могли гидравлически поворачиваться с помощью подвесов для управления ракетой. [9] В полете центральный двигатель выключался примерно на 26 секунд раньше, чем подвесные двигатели, чтобы ограничить ускорение. Во время запуска S-IC запускал двигатели в течение 168 секунд (возгорание произошло примерно за 8,9 секунды до старта), а при выключении двигателя аппарат находился на высоте около 42 миль (67 км) и находился на дальности полета около 58 миль (93 км). ) и двигался со скоростью около 7500 футов в секунду (2300 м/с). [59]
Хотя он и не был запущен в производство, предложенной заменой первой ступени стал AJ-260x . Этот твердотопливный ракетный двигатель упростил бы конструкцию за счет отказа от пятидвигательной схемы и, в свою очередь, снизил бы затраты на запуск. [60]
-II ступень вторая S
S-II был построен компанией North American Aviation в Сил-Бич, Калифорния . Используя жидкий водород и жидкий кислород, он имел пять двигателей Rocketdyne J-2 , расположенных аналогично S-IC, а также четыре внешних двигателя для управления. S-II имел высоту 81,6 фута (24,87 м) и диаметр 33 фута (10 м), что было идентично S-IC. [61] [62] и, таким образом, это была самая большая криогенная ступень до запуска космического корабля "Шаттл" в 1981 году. S-II имел сухую массу около 80 000 фунтов (36 000 кг); при полной заправке он весил 1 060 000 фунтов (480 000 кг). Вторая ступень разогнала Сатурн V через верхние слои атмосферы с тягой в 1 100 000 фунтов силы (4900 кН) в вакууме. [35]
При загрузке топлива более 90 процентов массы ступени составляло топливо; однако сверхлегкая конструкция привела к двум неудачам при структурных испытаниях. Вместо межбаковой конструкции для разделения двух топливных баков, как это было в S-IC, в S-II использовалась общая переборка , которая была построена как из верхней части бака LOX, так и из нижней части бака LH2. Он состоял из двух алюминиевых листов, разделенных сотовой структурой из фенольной смолы . [62] [35] Эта переборка должна была изолировать от разницы температур в 126 ° F (70 ° C) между двумя резервуарами. Использование общей переборки сэкономило 7900 фунтов (3,6 т) за счет исключения одной переборки и уменьшения длины ступени. [35] Как и S-IC, S-II был доставлен с завода-изготовителя на мыс Кеннеди морским путем. [63]
S-IVB третья ступень [ править ]
Ступень S-IVB была построена компанией Douglas Aircraft Company в Хантингтон-Бич, Калифорния . Он имел один двигатель Rocketdyne J-2 и использовал то же топливо, что и S-II. [11] В S-IVB для разделения двух баков использовалась общая переборка. Он имел высоту 58,6 футов (17,86 м) и диаметр 21,7 футов (6,604 м), а также был спроектирован с высокой массовой эффективностью, хотя и не так агрессивно, как S-II. S-IVB имел сухую массу около 23 000 фунтов (10 000 кг) и при полной заправке весил около 262 000 фунтов (119 000 кг). [64]
S-IVB была единственной ракетной ступенью Сатурна V, достаточно маленькой, чтобы ее мог транспортировать грузовой самолет Aero Spacelines Pregnant Guppy . [63]
Во время лунных миссий его запускали дважды: первый раз для вывода на околоземную орбиту после отключения второй ступени, а второй раз для транслунного выведения (TLI).
Приборный блок [ править ]
Приборный блок Saturn V был построен компанией IBM и размещен на вершине третьей ступени ракеты. Он был построен в Центре космических систем в Хантсвилле, штат Алабама . Этот компьютер контролировал работу ракеты с самого начала до момента списания S-IVB. В его состав входили системы наведения и телеметрии ракеты. Измеряя ускорение и положение транспортного средства , он мог рассчитать положение и скорость ракеты и скорректировать любые отклонения. [65]
Сборка [ править ]
После завершения строительства и наземных испытаний каждой ступени каждую из них отправили в Космический центр Кеннеди. Первые две ступени были настолько массивными, что единственным способом их транспортировки была баржа. S-IC, построенный в Новом Орлеане, был перевезен по реке Миссисипи в Мексиканский залив . [66]
После обхода Флориды сцены были перевезены по внутрибережному водному пути в здание сборки транспортных средств (первоначально называвшееся зданием вертикальной сборки). По сути, это был тот же маршрут, который позже будет использоваться для доставки внешних баков космического корабля "Шаттл" . S-II был построен в Калифорнии и отправился во Флориду через Панамский канал . Третья ступень и приборный блок перевозились на самолетах Aero Spacelines Pregnant Guppy и Super Guppy , но при необходимости их можно было перевозить и на барже. [66]
По прибытии в здание вертикальной сборки каждая ступень была проверена в горизонтальном положении, а затем ориентирована вертикально. НАСА также построило большие конструкции в форме катушек, которые можно было использовать вместо ступеней, если конкретная ступень задерживалась. Эти катушки имели ту же высоту и массу и содержали те же электрические соединения, что и настоящие ступени. [66]
НАСА сложило (собрало) Сатурн V на мобильную пусковую установку , которая состояла из стартовой пуповины с девятью поворотными рычагами (включая рычаг доступа к экипажу), краном-молотом и системой подавления воды, которая активировалась перед зажиганием двигателя. во время запуска. После завершения сборки весь штабель был перемещен из здания сборки транспортных средств (VAB) на стартовую площадку с помощью гусеничного транспортера (CT). Построенный компанией Marion Power Shovel Company (и позже использовавшийся для транспортировки меньшего и более легкого космического корабля «Шаттл», а также системы космического запуска ), CT работал на четырех двухгусеничных гусеницах, каждая из которых имела 57 «башмаков». Каждый ботинок весил 2000 фунтов (910 кг). Этот транспортер также должен был поддерживать уровень ракеты на протяжении 3 миль (4,8 км) до стартовой площадки, особенно при уклоне в 3 процента , встречающемся на стартовой площадке. На CT также была установлена мобильная сервисная структура (MSS), которая позволяла техническим специалистам иметь доступ к ракете за восемь часов до запуска, когда она была перемещена в «половинную» точку Гусеничного пути (соединение между VAB и двумя стартовыми площадками). . [66]
Стоимость [ править ]
С 1964 по 1973 год — 6,417 миллиарда долларов (что эквивалентно 40,9 миллиарда долларов в 2023 году). [67] было выделено на исследования и разработки, а также на полеты «Сатурна-5», при этом максимальный объем составил 1,2 миллиарда долларов в 1966 году (что эквивалентно 8,61 миллиарду долларов в 2023 году). [1] В том же году НАСА получило свой самый большой общий бюджет в размере 4,5 миллиардов долларов, что составляло около 0,5 процента валового внутреннего продукта (ВВП) Соединенных Штатов на тот момент. [67]
Двумя основными причинами отмены последних трех миссий «Аполлон» были крупные инвестиции в «Сатурн-5» и постоянно растущие затраты на войну во Вьетнаме США в деньгах и ресурсах. В период с 1969 по 1971 год стоимость запуска миссии «Сатурн-5 Аполлон» составляла от 185 000 000 до 189 000 000 долларов. [1] [2] из них на производство автомобиля было потрачено $110 млн. [68] (эквивалент 1,18–1,2 млрд долларов США в 2023 году). [67]
миссии Последовательность запуска лунной
Сатурн-5 выполнял все лунные миссии Аполлона. [69] которые были запущены со стартового комплекса 39 Космического центра Джона Ф. Кеннеди во Флориде . [70] После того, как ракета покинула стартовую башню, управление полетом перешло в управления полетами Центр Космического центра Джонсона в Хьюстоне, штат Техас . [71] В среднем миссия использовала ракету всего 20 минут. Хотя на «Аполлоне-6» трижды отказали двигатели, [72] и у Аполлона-13 произошел один останов двигателя, [73] бортовые компьютеры смогли компенсировать это, дольше прожигая оставшиеся двигатели для достижения парковочной орбиты. [72]
Безопасность стрельбы [ править ]
В случае прерывания, требующего уничтожения ракеты, офицер безопасности полигона дистанционно выключит двигатели и через несколько секунд подаст еще одну команду на взрыв кумулятивных зарядов взрывчатого вещества, прикрепленных к внешним поверхностям ракеты. Это приведет к сокращению баков с топливом и окислителем, чтобы быстро распределить топливо и свести к минимуму смешивание. Пауза между этими двумя действиями даст экипажу время для эвакуации через стартовую аварийную башню или (на более поздних этапах полета) двигательную установку служебного модуля. Третья команда, «безопасно», использовалась после того, как ступень S-IVB достигла орбиты, чтобы необратимо деактивировать систему самоуничтожения. Система также оставалась бездействующей, пока ракета находилась на стартовой площадке. [74]
Последовательность запуска [ править ]
Первая ступень горела примерно 2 минуты 41 секунду, подняв ракету на высоту 42 мили (68 км) и скорость 6 164 мили в час (2 756 м/с) и сжег 4 700 000 фунтов (2 100 000 кг) топлива. [75]
За 8,9 секунды до запуска началась последовательность зажигания первой ступени. Первым загорелся центральный двигатель, а затем с интервалом в 300 миллисекунд - противоположные внешние пары, чтобы уменьшить структурные нагрузки на ракету. Когда бортовые компьютеры подтвердили тягу, ракету «мягко выпустили» в два этапа: во-первых, прижимные рычаги освободили ракету, а во-вторых, когда ракета начала ускоряться вверх, ее замедлили конические металлические детали. штифты протягивались через отверстия за полсекунды. [9]
После того, как ракета взлетела, она не могла безопасно опуститься обратно на площадку, если двигатели отказали. Астронавты считали это одним из самых напряженных моментов в полете на «Сатурне-5», поскольку, если ракета не взлетела после запуска, у них были низкие шансы на выживание, учитывая большое количество топлива. Для повышения безопасности система аварийного обнаружения Сатурна (EDS) запретила выключение двигателя в течение первых 30 секунд полета. Если бы все три ступени взорвались одновременно на стартовой площадке, что маловероятно, общая взрывная мощность «Сатурна-5» составила бы 543 тонны в тротиловом эквиваленте или 0,543 килотонны (2 271 912 000 000 Дж или 155 143 фунта потери веса), что составляет 0,222 кт для первый этап, 0,263 уз для второго этапа и 0,068 уз для третьего этапа. [76] (См. Приборный блок Saturn V ) [9] Вопреки распространенному мифу , производимый шум не мог расплавить бетон . [77] [78]
Ракете потребовалось около 12 секунд, чтобы преодолеть башню. За это время он отклонился на 1,25 градуса от башни, чтобы обеспечить достаточный зазор, несмотря на встречный ветер; это отклонение, хотя и небольшое, можно увидеть на фотографиях запуска, сделанных с востока или запада. На высоте 430 футов (130 м) ракета выкатилась на правильный азимут полета , а затем постепенно снизилась до 38 секунд после зажигания второй ступени. Эта программа питча была составлена с учетом преобладающих ветров в течение месяца запуска. [9]
Четыре подвесных двигателя также были наклонены наружу, чтобы в случае преждевременного выключения подвесного двигателя оставшиеся двигатели прошли через центр масс ракеты . Сатурн V достиг скорости 400 футов в секунду (120 м/с) на высоте более 1 мили (1600 м). Большая часть начала полета была потрачена на набор высоты, а требуемая скорость пришла позже. «Сатурн-5» преодолел звуковой барьер чуть более чем за 1 минуту на высоте от 3,45 до 4,6 миль (от 5,55 до 7,40 км). В этот момент вокруг нижней части командного модуля и верхней части второй ступени сформируются ударные воротники или конденсатные облака. [9]
Последовательность Max Q [ править ]
Примерно на 80 секунде ракета испытала максимальное динамическое давление (max q). Динамическое давление на ракету зависит от плотности воздуха и квадрата относительной скорости . Хотя скорость продолжает увеличиваться, плотность воздуха с высотой уменьшается так быстро, что динамическое давление падает ниже максимального q. [9]
Топливо только в S-IC составляло около трех четвертей всей стартовой массы Сатурна V и расходовалось со скоростью 13 000 килограммов в секунду (1 700 000 фунтов в минуту). Второй закон движения Ньютона гласит, что сила равна массе, умноженной на ускорение, или, что эквивалентно, ускорение равно силе, деленной на массу, поэтому, когда масса уменьшалась (а сила несколько увеличивалась), ускорение возрастало. С учетом гравитации стартовое ускорение составило всего 1 + 1/4 чувствовали г , т . е. космонавты 1 + 1 ⁄ 4 g при вертикальном ускорении ракеты при 1 ⁄ 4 г. Поскольку ракета быстро теряла массу, общее ускорение, включая гравитацию, увеличилось почти до 4 g за Т+135 секунд. В этот момент внутренний (центральный) двигатель был выключен, чтобы ускорение не превышало 4 g . [9]
Когда во всасывающих агрегатах обнаруживалось исчерпание окислителя или топлива, оставшиеся четыре подвесных двигателя отключались. Отделение первой ступени произошло чуть менее чем через секунду после этого, чтобы обеспечить прекращение тяги F-1. Восемь небольших двигателей с разделением твердого топлива поддерживали S-IC от остальной части машины на высоте около 42 миль (67 км). Первая ступень продолжила движение по баллистической траектории на высоту около 68 миль (109 км), а затем упала в Атлантический океан примерно на 350 миль (560 км) ниже по дальности. [9]
Для запуска Скайлэба была изменена процедура остановки двигателя, чтобы избежать повреждения телескопической установки Аполлона . Вместо того, чтобы выключать все четыре подвесных двигателя одновременно, они отключались по два одновременно с задержкой, чтобы еще больше снизить пиковое ускорение. [9]
Последовательность S-II [ править ]
После отделения S-IC вторая ступень S-II горела в течение 6 минут и развила корабль до скорости 109 миль (175 км) и 15 647 миль в час (25 181 км/ч), что близко к орбитальной скорости . [35]
При первых двух беспилотных запусках на четыре секунды зажигались восемь твердотопливных двигателей незаполненного объема для разгона ступени S-II, после чего следовало зажигание пяти двигателей J-2. В первых семи миссиях «Аполлон» с экипажем на S-II использовались только четыре двигателя с незаполненным запасом энергии, и в последних четырех запусках они были исключены. Примерно через 30 секунд после отделения первой ступени межкаскадное кольцо упало со второй ступени. Это было сделано с инерционно фиксированным положением - ориентацией вокруг центра тяжести - так, чтобы промежуточная ступень, находившаяся всего в 3 футах 3 дюймах (1 м) от подвесных двигателей J-2, падала чисто, не задев их, как могла бы сделать промежуточная ступень. потенциально повредил два двигателя J-2, если бы он был прикреплен к S-IC. Вскоре после разделения ступеней была списана и система аварийного спасения . [35]
Примерно через 38 секунд после зажигания второй ступени Saturn V переключился с заранее запрограммированной траектории на «замкнутый контур» или режим итеративного наведения. Приборный блок теперь в реальном времени рассчитывал наиболее экономичную траекторию движения к целевой орбите. В случае выхода из строя приборного блока экипаж мог переключить управление «Сатурном» на компьютер командного модуля, взять на себя ручное управление или прервать полет. [35]
Примерно за 90 секунд до отключения второй ступени центральный двигатель выключился, чтобы уменьшить продольные продольные колебания. Примерно в это же время скорость потока LOX уменьшилась, изменив соотношение смеси двух видов топлива и гарантируя, что в конце полета второй ступени в баках останется как можно меньше топлива. Это было сделано при заранее определенном delta-v . [35]
Пять датчиков уровня в нижней части каждого топливного бака S-II были активированы во время полета S-II, что позволяло любым двум запускать отключение и постановку S-II, когда они были обнаружены. Через секунду после отключения второй ступени она отделилась, а через несколько секунд загорелась третья ступень. Твердотопливные ретро-ракеты, установленные на промежуточной ступени в верхней части S-II, стреляли, чтобы отодвинуть его от S-IVB. S -II упал примерно в 2600 милях (4200 км) от места запуска. [35]
Во время миссии «Аполлон-13» внутренний двигатель испытал сильные продольные колебания, что привело к преждевременному автоматическому отключению. Чтобы обеспечить достижение достаточной скорости, оставшиеся четыре двигателя оставались включенными дольше, чем планировалось. Чтобы избежать этого, на более поздних миссиях Аполлона был установлен подвесной глушитель, хотя отключение первого пятого двигателя оставалось для уменьшения перегрузок . [73]
Последовательность S-IVB [ править ]
В отличие от двухплоскостного разделения S-IC и S-II, ступени S-II и S-IVB разделяются за один шаг. Хотя он был построен как часть третьей очереди, промежуточная ступень осталась прикрепленной ко второй ступени. Третья ступень не использовала много топлива, чтобы выйти на НОО (низкую околоземную орбиту), потому что вторая ступень выполнила большую часть работы. [11]
Во время «Аполлона-11» типичной лунной миссии третья ступень горела около 2,5 минут до первого отключения на 11 минуте 40 секундах. В этот момент он находился на расстоянии 1645,61 мили (2648,35 км) по дальности полета и на парковочной орбите на высоте 118 миль (190 км) и скорости 17 432 миль в час (28 054 км / ч). Третья ступень оставалась прикрепленной к космическому кораблю, пока он оборачивался вокруг Земли полтора раза, пока астронавты и диспетчеры миссии готовились к транслунной инъекции (TLI). [11]
Для последних трех полетов «Аполлона» орбита временной стоянки была еще ниже (приблизительно 107 миль или 172 километра), чтобы увеличить полезную нагрузку для этих миссий. Миссия « Аполлон -9 » была запущена на номинальную орбиту, соответствующую орбите «Аполлона-11», но космический корабль смог использовать свои собственные двигатели, чтобы поднять перигей достаточно высоко, чтобы выдержать 10-дневную миссию. «Скайлэб» был выведен на совершенно другую орбиту с перигеем в 270 миль (434 км), который поддерживал его в течение шести лет, а также с более высоким наклоном к экватору (50 градусов против 32,5 градусов у «Аполлона»). [11]
Лунного Последовательность модуля
На «Аполлоне-11» TLI появился через 2 часа 44 минуты после запуска. S-IVB горел почти шесть минут, придав космическому кораблю скорость, близкую к скорости убегания Земли, составляющую 25 053 миль в час (40 319 км/ч). Это обеспечило энергоэффективный переход на лунную орбиту, при этом Луна помогла захватить космический корабль с минимальным расходом топлива CSM. [11]
Примерно через 40 минут после TLI командно-служебный модуль (CSM) Аполлона отделился от третьей ступени, развернулся на 180 градусов и состыковался с лунным модулем (LM), который находился под CSM во время запуска. CSM и LM отделились от отработавшей третьей ступени через 50 минут в ходе маневра, известного как перемещение, стыковка и извлечение . [11]
Если бы он оставался на той же траектории, что и космический корабль, S-IVB мог бы представлять опасность столкновения, поэтому его оставшееся топливо было выпущено, а вспомогательная двигательная установка сработала, чтобы отодвинуть его. В ходе лунных миссий до «Аполлона-13» S-IVB был направлен к заднему краю Луны на ее орбите, чтобы Луна вывела его за пределы скорости отрыва от Земли и на солнечную орбиту. Начиная с «Аполлона-13», диспетчеры направляли S-IVB на полет на Луну. [79] Сейсмометры, оставленные предыдущими миссиями, обнаружили столкновения, и эта информация помогла составить карту внутренней структуры Луны . [80]
Последовательность Скайлэба [ править ]
В 1965 году была создана Программа приложений Apollo (AAP) для изучения научных миссий, которые можно было бы выполнить с использованием оборудования Apollo. Большая часть планирования была сосредоточена на идее космической станции. В более ранних планах Вернера фон Брауна (1964 г.) использовалась концепция « мокрой мастерской », при которой отработанная вторая ступень S-II Saturn V выводилась на орбиту и оснащалась в космосе. В следующем году AAP изучила станцию меньшего размера, используя вторую ступень Saturn IB . К 1969 году сокращение финансирования «Аполлона» устранило возможность закупки большего количества оборудования «Аполлона» и привело к отмене некоторых более поздних полетов по высадке на Луну. Это высвободило по крайней мере один Сатурн-5, что позволило заменить мокрый цех концепцией «сухого цеха»: станция (теперь известная как Скайлэб) будет построена на земле из избыточной второй ступени Сатурна IB и запущена на вершине первой. две живые ступени Сатурна V. [81] Резервная станция, построенная на базе третьей ступени Сатурна V, была построена и сейчас выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики . [82]
«Скайлэб» был единственным запуском, не связанным напрямую с программой высадки на Луну «Аполлона». Единственные существенные изменения в Сатурне V по сравнению с конфигурациями Аполлона включали некоторую модификацию S-II, чтобы он действовал в качестве конечной ступени для вывода полезной нагрузки Скайлэб на околоземную орбиту и стравливал излишки топлива после выключения двигателя, чтобы отработавшая ступень не разорвалась. на орбите. S-II оставался на орбите почти два года и совершил неконтролируемый вход в атмосферу 11 января 1975 года. [83]
С 25 мая 1973 года по 8 февраля 1974 года на борту «Скайлэба» жили три экипажа. [84] Скайлэб оставался на орбите до 11 июля 1979 года. [85]
после Предложение Аполлона
После «Аполлона» планировалось, что «Сатурн-5» станет основной ракетой-носителем «Проспектора», который будет запущен на Луну. «Проспектор» представлял собой предлагаемый 330-килограммовый (730 фунтов) роботизированный вездеход, похожий на два советских лунохода . [86] и марсианские зонды «Вояджер» увеличенная версия межпланетных зондов «Вояджер» . [87] Сатурн-5 также должен был стать ракетой-носителем для программы испытаний ядерной ракетной ступени RIFT и для некоторых версий предстоящего проекта NERVA . [88] Все запланированные варианты использования Saturn V были отменены, причем стоимость стала основным фактором. Эдгар Кортрайт , который был директором НАСА в Лэнгли , спустя десятилетия заявил, что «Лаборатории реактивного движения никогда не нравился масштабный подход. Они всегда выступали против него. Вероятно, я был ведущим сторонником использования Сатурна V, и я проиграл. Я потерял." [87]
Отмененная вторая серийная партия Saturn V, скорее всего, на первой стадии использовала бы двигатель F-1A , что обеспечило бы существенный прирост производительности. Другими вероятными изменениями могли бы стать удаление килей (что, как оказалось, принесло мало пользы по сравнению с их весом), удлиненная первая ступень S-IC для поддержки более мощных F-1A и модернизированные J-2 или M. -1 для верхних ступеней. [89]
На базе Saturn V был предложен ряд альтернативных транспортных средств Saturn, начиная от Saturn INT-20 со ступенью S-IVB и промежуточной ступенью, установленной непосредственно на ступени S-IC , до Saturn V-23(L), который не только пять двигателей F-1 на первой ступени, но и четыре навесных ускорителя по два двигателя F-1 каждый, что в общей сложности дает тринадцать двигателей F-1, работающих при запуске. [90]
Отсутствие второго производственного запуска Сатурна-5 положило конец этим планам и оставило Соединенные Штаты без сверхтяжелой ракеты-носителя. Некоторые представители космического сообщества США выразили сожаление по поводу этой ситуации. [91] поскольку продолжение производства могло бы позволить поднять Международную космическую станцию с использованием конфигурации «Скайлэб» или «Мир» со стыковочными портами как в США, так и в России, всего за несколько запусков. Концепция «Сатурн-Шаттл» также могла бы исключить твердотопливные ракетные ускорители космического корабля «Шаттл» , которые в конечном итоге спровоцировали «Челленджера» аварию в 1986 году. [92]
преемники Предлагаемые
Пост-Аполлон [ править ]
Предложения США по ракете большего размера, чем Сатурн-5, с конца 1950-х по начало 1980-х годов обычно назывались «Нова» . Более тридцати различных проектов крупных ракет носили название Nova, но ни один из них не был разработан. [93]
У Вернера фон Брауна и других также были планы по созданию ракеты, которая будет оснащена восемью двигателями F-1 на первой ступени, как Сатурн C-8 , что позволит совершить прямой полет на Луну. Другие планы относительно Saturn V предусматривали использование Centaur в качестве верхней ступени или установку накладных ускорителей . Эти усовершенствования позволили бы запускать большие автоматические космические корабли к внешним планетам или отправлять астронавтов на Марс . Другие проанализированные производные Saturn V включали семейство Saturn MLV «модифицированных ракет-носителей», которые почти удвоили грузоподъемность стандартного Saturn V и предназначались для использования в предполагаемой миссии на Марс к 1980 году . [94]
В 1968 году компания Boeing изучала еще одну модификацию Saturn-V, Saturn C-5N , которая включала ядерный тепловой ракетный двигатель для третьей ступени корабля. [95] Сатурн C-5N будет нести значительно большую полезную нагрузку для межпланетных космических полетов . Работы над ядерными двигателями, как и над всеми Saturn V ELV , закончились в 1973 году. [96]
Comet HLLV была массивной тяжелой ракетой-носителем, разработанной для программы First Lunar Outpost , которая находилась на этапе проектирования с 1992 по 1993 год в рамках Инициативы по исследованию космоса . Это была ракета-носитель на базе Сатурна V с вдвое большей полезной нагрузкой, которая полностью полагалась бы на существующие технологии. Все двигатели Comet HLLV представляли собой модернизированные версии своих аналогов Apollo, а топливные баки должны были быть удлинены. Его основной целью была поддержка программы «Первая лунная застава» и будущих миссий на Марс с экипажем. Он был разработан, чтобы быть максимально дешевым и простым в эксплуатации. [97]
Семья Ареса [ править ]
В 2006 году в рамках предлагаемой программы «Созвездие » НАСА обнародовало планы по созданию двух ракет-носителей на основе шаттлов, « Арес I» и «Арес V» , которые будут использовать часть существующего оборудования и инфраструктуры «Спейс Шаттл» и «Сатурн V». Две ракеты были предназначены для повышения безопасности за счет специализации каждой машины для различных задач: Ares I для запуска экипажа и Ares V для запуска грузов. [98] Первоначальная конструкция тяжеловесного корабля «Арес V», названного в честь «Сатурна V», имела высоту 360 футов (110 м) и имела основную ступень, созданную на основе внешнего бака космического корабля «Шаттл», диаметром 28 футов (8,4 м). ). Он должен был быть оснащен пятью двигателями РС-25 и двумя пятисегментными твердотопливными ракетными ускорителями (SRB) космического корабля "Шаттл" . По мере развития конструкции двигатели RS-25 были заменены пятью двигателями RS-68 , теми же двигателями, которые использовались на Delta IV . Переход с РС-25 на РС-68 был призван снизить стоимость, поскольку последний был дешевле, проще в изготовлении и мощнее, чем РС-25, хотя более низкий КПД РС-68 требовал увеличения мощности. диаметр активной ступени до 33 футов (10 м), такой же диаметр, как у ступеней S-IC и S-II корабля Saturn V. [98]
В 2008 году НАСА снова модернизировало конструкцию Ares V, удлинив основную ступень, добавив шестой двигатель RS-68 и увеличив количество SRB до 5,5 сегментов в каждом. [99] Этот аппарат имел высоту 381 фут (116 м) и производил общую тягу примерно 8 900 000 фунтов силы (40 МН ) при взлете, что больше, чем у Сатурна V или советской Энергии , но меньше, чем у советского Н-1 . По прогнозам, «Арес V» сможет вывести на орбиту около 400 000 фунтов (180 т) и превзойдет «Сатурн V» по грузоподъемности. Верхняя ступень, ступень отправления с Земли , должна была использовать более совершенную версию двигателя J-2, J-2X . «Арес V» должен был вывести лунный посадочный аппарат «Альтаир» на низкую околоземную орбиту. Транспортное средство с экипажем «Орион» , запущенное на «Аресе I», должно было состыковаться с «Альтаиром», а этап отправления с Земли затем отправил бы объединенный штаб на Луну. [100]
Система космического запуска [ править ]
После отмены программы «Созвездие» – а, следовательно, «Арес I» и «Арес V» – НАСА объявило о Space Launch System (SLS) для исследования космоса за пределами низкой околоземной орбиты. создании тяжелой ракеты-носителя [101] SLS, как и оригинальная концепция Ares V, оснащен четырьмя двигателями RS-25 и двумя пятисегментными двигателями SRB. Его конфигурация Блока 1 может поднять на НОО около 209 000 фунтов (95 т). В конфигурацию Block 1B будет добавлена верхняя ступень разведки , оснащенная четырьмя двигателями RL10 , для увеличения грузоподъемности. Возможный вариант Block 2 будет модернизирован до усовершенствованных ускорителей, что увеличит полезную нагрузку на НОО как минимум до 290 000 фунтов (130 т). [102]
Сатурна V Одно из предложений по усовершенствованным ускорителям предполагает использование производной от F-1 , F-1B, и увеличение полезной нагрузки SLS примерно до 330 000 фунтов (150 тонн) на НОО. [103] F-1B должен иметь лучший удельный импульс и быть дешевле, чем F-1, с упрощенной камерой сгорания и меньшим количеством деталей двигателя, при этом создавая тягу в 1 800 000 фунтов-силы (8,0 МН) на уровне моря, что больше примерно 1 550 000 фунтов-силы. (6,9 МН), достигнутая усовершенствованным двигателем Apollo 15 F-1, [104]
Сатурн V отображает [ править ]
- есть две экспозиции В Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле :
- SA-500D отображается на горизонтальном дисплее, состоящем из S-IC-D, S-II-F/D и S-IVB-D. Это все были этапы испытаний, не предназначенные для полета. Этот автомобиль выставлялся на открытом воздухе с 1969 по 2007 год, был отреставрирован и теперь выставлен в Центре космических исследований Дэвидсона.
- Вертикальная экспозиция (реплика) 1999 года постройки, расположенная на прилегающей территории. [105]
- есть одна ступень, В Космическом центре Джонсона состоящая из первой ступени от SA-514, второй ступени от SA-515 и третьей ступени от SA-513 (замененной для полета мастерской Skylab). Поскольку этапы прибыли в период с 1977 по 1979 год, он находился под открытым небом до реставрации 2005 года, когда вокруг него была построена структура для защиты. Это единственный дисплей «Сатурна», полностью состоящий из ступеней, предназначенных для запуска. [106]
- Еще один в Комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди , состоящий из S-IC-T (испытательная ступень), а также второй и третьей ступеней от SA-514. [107] На протяжении десятилетий он выставлялся под открытым небом, а затем в 1996 году был закрыт для защиты от непогоды в Центре Аполлона/Сатурна V. [108]
- Ступень S-IC от SA-515, первоначально находившаяся на сборочном заводе Мишо в Новом Орлеане, теперь выставлена в Научном центре «Бесконечность» в Миссисипи . [109]
- Ступень S-IVB из SA-515 была переоборудована для использования в качестве резервной для Skylab и выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. [110]
- Полная демонстрация ракеты Сатурн V. Временная экспозиция в Космическом центре Кеннеди .
- Дисплей Сатурна V, Космический центр Джонсона
- Первая ступень от SA-514, вторая ступень от SA-515 и третья ступень от SA-513, Космический центр Джонсона.
- Первая ступень SA-514, Космический центр Джонсона.
- SA-500D (S-IC-D, S-II-F/D и S-IVB-D), Космический и ракетный центр США , Хантсвилл
- Макет Сатурна V 1ː1, Космический и ракетный центр США, Хантсвилл
- S-IC-T (испытательный этап), а также вторая и третья ступени от SA-514, Комплекс посетителей Космического центра Кеннеди.
- Ступень S-IC из SA-515 на сборочном заводе Мишуд, Новый Орлеан, 2009 г.
- Ступень S-IVB от SA-515, переоборудованная для использования в качестве Skylab B , Национального музея авиации и космонавтики .
Отброшенные этапы [ править ]
3 сентября 2002 года астроном Билл Юнг обнаружил предполагаемый астероид , которому было присвоено обозначение открытия J002E3 . Судя по всему, он находился на орбите вокруг Земли, и вскоре с помощью спектрального анализа было обнаружено, что он покрыт белым диоксидом титана , который был основным компонентом краски, используемой на Сатурне-5. Расчет орбитальных параметров привел к предварительной идентификации как Ступень Аполлона-12 S-IVB. [111] Диспетчеры миссии планировали отправить S-IVB Аполлона-12 на солнечную орбиту после отделения от космического корабля Аполлон, но считается, что горение длилось слишком долго, и, следовательно, он не был отправлен достаточно близко к Луне, поэтому он оставался в едва стабильном состоянии. орбите вокруг Земли и Луны. в 1971 году в результате серии гравитационных возмущений Считается, что он вышел на солнечную орбиту, а затем 31 год спустя вернулся на слабо захваченную околоземную орбиту. В июне 2003 года он снова покинул околоземную орбиту. [112]
См. также [ править ]
- Сравнение семейств орбитальных ракет-носителей
- Сравнение орбитальных стартовых систем
- Сравнение снятых с вооружения орбитальных стартовых систем
- Исследование космоса
- Comet HLLV (конструкция ракеты-носителя на основе Сатурна, 1990-е годы)
Примечания [ править ]
- ^ Произносится как «Сатурн пять». «V» — римская цифра 5.
- ^ Включает массу командного модуля Аполлона , сервисного модуля Аполлона , лунного модуля Аполлона , адаптера космического корабля/LM , приборного блока Сатурна V , ступени S-IVB и топлива для транслунной инъекции.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Серийные номера изначально были присвоены Центром космических полетов Маршалла в формате «SA-5xx» (для Сатурна-Аполлона). К моменту полета ракет Центр пилотируемых космических кораблей начал использовать формат «АС-5хх» (для «Аполлон-Сатурн»).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Включает промежуточный блок S-II/S-IVB.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Включает приборный блок
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Бюджетные ассигнования по программе «Аполлон»» . НАСА . Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «SP-4221 Решение о космическом шаттле. Глава 6: Экономика и шаттл» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 15 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вес наземного зажигания» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ Альтернативы будущим возможностям США по космическим запускам (PDF) , Конгресс США. Бюджетное управление Конгресса, октябрь 2006 г., стр. 4 9, заархивировано из оригинала 1 октября 2021 г. , получено 13 августа 2015 г.
- ^ Стаффорд 1991 , с. 36
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонгат, Орландо (16 сентября 2011 г.). «НАСА – Сатурн-5» . www.nasa.gov . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 года . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Запуск Аполлона» . airandspace.si.edu . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Отчет об оценке запуска Сатурна V - SA-513 Skylab 1» (PDF) . НАСА.gov . НАСА. 1 августа 1973 г. с. 3. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2020 г. Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Информационный бюллетень первого этапа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2005 г. Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торн, Мюриэл, изд. (май 1983 г.). НАСА, Первые 25 лет: 1958–1983 (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. п. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Информационный бюллетень третьего этапа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2005 г. Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вернер фон Браун» . Earthobservatory.nasa.gov . 2 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 г. . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Якобсен 2014 , с. Пролог, ix
- ^ «Объединенное разведывательное управление» . США Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ "Меморандум". Письмо членам Консультативного комитета по радиационным экспериментам на человеке.
{{cite press release}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Нойфельд, Майкл Дж. (20 мая 2019 г.). «Вернер фон Браун и нацисты» . ПБС . Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Харбо, Дженнифер (18 февраля 2016 г.). «Жизнеописание Вернера фон Брауна» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Охотница и Маров 2011 , с. 36
- ^ «На заре космической эры» . cia.gov . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 18
- ^ «Достичь звезд» . Журнал «Тайм» . 17 февраля 1958 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года.
- ^ Бём, Дж.; Фихтнер, HJ; Хоберг, Отто А. «Спутники Explorer, запущенные кораблями Juno 1 и Juno 2» (PDF) . Отдел астрионики Центр космических полетов имени Джорджа К. Маршалла Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Хантсвилл, Алабама. п. 163. Архивировано (PDF) из оригинала 10 мая 2020 г. . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , стр. 28.
- ^ фон Браун, Вернер (1975). «Глава 3: Сатурн-гигант» . В Кортрайт, Эдгар (ред.). Экспедиции Аполлона на Луну . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . п. 41. ИСБН 978-99973-982-7-7 .
- ^ Дунар и Уоринг 1999 , с. 54
- ^ Бенсон и Фаэрти 1978 , с. 4–8
- ^ Космический полет: история, технологии и операции, Лэнс К. Эриксон, стр. 319
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 106
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 143
- ^ Кортрайт 1975 , стр. 50.
- ^ «SP-4402 Происхождение названий НАСА» . History.nasa.gov . НАСА . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Акенс, Дэвид С. (20 января 1971 г.). «Иллюстрированная хронология Сатурна» (PDF) . НАСА . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2005 г. Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 61
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 105–106
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Информационный бюллетень второго этапа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2015 года . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ракета Сатурн-5 на Луну» . Боинг. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 14 ноября 2010 г.
- ^ Эдгар М. Кортрайт , изд. (1975). «3,2» . Экспедиции Аполлона на Луну . Исследовательский центр НАСА в Лэнгли. ISBN 978-9997398277 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2008 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , стр. 63–65.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , стр. 68.
- ^ «Человек в новостях: координатор Сатурна-5» . Нью-Йорк Таймс . 11 ноября 1967 г.
- ^ "Покидающий пост начальника Сатурна" . Нью-Йорк Таймс . 15 мая 1968 г.
- ^ Лофф, Сара (17 апреля 2015 г.). «Обзор миссии Аполлона-11» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ «Сатурн V SA-514 S-IC Первая ступень» . www.johnweeks.com . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Скайлэб Б» . Архивировано из оригинала 1 октября 2016 года.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . Архивировано из оригинала 6 января 2020 года.
- ^ «Руководство по планированию полезной нагрузки ракеты Сатурн-5» . Авиационная компания Дуглас . 11 ноября 1965 г. с. 5.
- ^ «Ракета Сатурн-5: американская лунная ракета | Космический центр Кеннеди» . www.kennedyspacecenter.com . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Бонг! Биг-Бен отмечает свое 150-летие» . Ассошиэйтед Пресс. 29 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ракета-носитель Меркурий-Редстоун» . НАСА . 16 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 г. Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Запустить подсистему выхода» (PDF) . НАСА . Архивировано (PDF) оригинала 20 февраля 2021 г. Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Космический центр Стенниса отмечает 40-летие испытаний ракетных двигателей» . НАСА . 20 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ «SP-4206 Этапы к Сатурну» . History.nasa.gov . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Штрайгель, Мэри (1 июля 2015 г.). «Космическая эра в строительстве» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 19 июня 2020 года . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Пейн, Майкл (13 марта 2000 г.). «Чертежи Сатурна-5 безопасно хранятся» . Space.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 192
- ^ «Ракетный двигатель, твердотопливный, незаполненный, также обозначенный TX-280» . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Ленник 2006 , с. 46
- ^ НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА - Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2017 г. Проверено 28 марта 2015 г. § 4.
- ^ «АЖ-260Х» . www.astronautix.com . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Уокер, Джоэл. «Сатурн V Вторая ступень» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вторая ступень, S-II-F/D, ракета-носитель Сатурн V, версия для динамических испытаний» . airandspace.si.edu . Смитсоновский музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «SP-4206 Этапы к Сатурну» . History.nasa.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Сатурн С-IVБ» . аполлосатурн. Архивировано из оригинала 19 сентября 2011 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ «КРИТЕРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НАСА (НАВЕДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ)» (PDF) . ntrs.nasa.gov . НАСА. Март 1971 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2021 г. Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лори 2016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джонстон, Луи; Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
- ^ "sp4206" . Архивировано из оригинала 15 октября 2004 года . Проверено 12 июля 2017 г.
- ^ Данбар, Брайан (2 июня 2015 г.). «Что такое Сатурн V?» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Стартовый комплекс 39» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 28 мая 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «ОАО История» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Отчет об оценке ракеты-носителя Сатурн-5 — миссия AS-502 Аполлон-6» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Сервер технических отчетов НАСА (NTRS)» (PDF) . НАСА.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2020 г. Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Руководство по летной эксплуатации Skylab Saturn IB» (PDF) . НАСА Центр космических полетов имени Маршалла . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2007 г. Проверено 16 января 2008 г.
- ^ «История Boeing, лунная ракета Сатурн V » . boeing.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года.
- ^ «Космический обзор: ярость Сатурна: последствия взрыва на стартовой площадке Сатурна-5» . www.thespacereview.com . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Уэллетт, Дженнифер (31 декабря 2022 г.). «Разрушение мифа: ракета Сатурн-5 была недостаточно громкой, чтобы расплавить бетон» . Арс Техника . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «Действительно ли Сатурн-5 НАСА расплавил бетон звуком? — исследование» . «Джерузалем Пост» . 24 августа 2022 г. . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «NASA GSFC – Места ударов по Луне» . НАСА . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ «Сейсмический эксперимент Аполлона-11» . Moon.nasa.gov . 22 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Янг 2008 , с. 245
- ^ Шейлер 2001 , с. 301
- ^ «Обломки ракеты Скайлэб падают в Индийский океан» . Чикаго Трибьюн . 11 января 1975 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ «Скайлэб: Первая космическая станция США» . Space.com . 11 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2020 г. Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Долго, Тони. «11 июля 1979 года: Посмотрите вниз! А вот и Скайлэб!» . Проводной . Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Уливи 2004 , с. 40
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правильная устная история (стр. 31)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2012 года . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Нерва» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Генеалогия Сатурна» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 17 января 2008 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Сатурн В-23(Л)» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ «Освоение человеком космоса: следующие 50 лет» . Авиационная неделя. 14 марта 2007 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 18 июня 2009 г.
- ^ «Авария Челленджера STS 51-L 28 января 1986 года» . History.nasa.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Нова» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ NASA.gov. Архивировано 10 ноября 2020 г., на Wayback Machine «Сводный отчет об исследовании усовершенствований модифицированной ракеты-носителя (MLV) Saturn V», Центр космических полетов НАСА имени Маршалла (MSFC), июль 1965 г., стр. 76.
- ^ «Сатурн СН В-25(С)У» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Ядерный рубеж НАСА . Архивировано 25 декабря 2017 года в Wayback Machine , реакторный комплекс Плам-Брук , стр. 68, 73, 76, 101, 116, 129.
- ^ «Первая лунная застава» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 10 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон П. Самралл. Новая тяжелая грузоподъемная машина для исследования космоса: грузовая ракета-носитель НАСА «Арес V» . НАСА За годы триумфов и трагедий, непосредственный опыт и инженерный анализ рисков пришли к выводу, что отделение экипажа от груза во время запуска снижает риски безопасности и улучшает статистику безопасности.
- ^ Фил Самралл (15 августа 2008 г.). «Обзор Ареса V» (PDF) . п. 4 – Сравнение ракет-носителей. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2009 г.
- ^ «Проекты NASA Ares — грузовая ракета-носитель Ares V» (PDF) . НАСА.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2021 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Дэвид С. Уивер (14 сентября 2011 г.). «Объявление НАСА SLS» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Основная ступень системы космического запуска» (PDF) . НАСА.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 8 ноября 2020 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Крис Бергин (9 ноября 2012 г.). «Dynetics и PWR стремятся ликвидировать конкуренцию по ускорителю SLS с помощью мощности F-1» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Ли Хатчинсон (15 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . Арс Техника. Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Космический и ракетный центр США» . www.rockcenter.com . 3 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Сатурн-5 в Ракетном парке» . spacecenter.org . Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Бильштейн и Лукас 1980 , с. 439
- ^ «Ракета Сатурн V» . www.kennedyspacecenter.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «О С-ИК» . www.visitinfinity.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Этап динамических испытаний S-IVB-D, или третий этап, ракеты-носителя Сатурн V» . airandspace.si.edu . Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Чодас, Пол; Чесли, Стив (9 октября 2002 г.). «J002E3: Обновление» . НАСА . Архивировано из оригинала 3 мая 2003 года . Проверено 18 сентября 2013 г.
- ^ Йоргенсен и др. 2003 , с. 981
Источники [ править ]
Книги [ править ]
- Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Б. (1978). «Мунпорт: история стартовых комплексов и эксплуатации Аполлона» . НАСА . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 19 февраля 2008 г. Опубликовано издательством Университета Флориды в двух томах: «Ворота на Луну: строительство стартового комплекса космического центра Кеннеди» , 2001 г., ISBN 0-8130-2091-3 и Запуск на Луну!: История операций по запуску Сатурна-Аполлона , 2001 г. ISBN 0-8130-2094-8 .
- Бильштейн, Роджер Э.; Лукас, Уильям Р. (1980). Этапы пути к Сатурну: технологическая история ракеты-носителя Аполлон/Сатурн . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США. ISBN 0-16-048909-1 . ОСЛК 36332191 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кортрайт, Эдгар М. (1975). «3,4» . Экспедиции Аполлона на Луну . Исследовательский центр НАСА в Лэнгли. ISBN 978-9997398277 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2008 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
- Дунар, Эндрю Дж.; Уоринг, Стивен П. (1999). Возможность исследовать историю Центра космических полетов Маршалла, 1960–1990 гг . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. ISBN 9780160589928 . OCLC 42290367 .
- Якобсен, Энни (2014). Операция «Скрепка»: секретная разведывательная программа по доставке нацистских ученых в Америку . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-22105-4 . OCLC 867715781 .
- Лори, Алан; Годвин, Роберт (2005). Сатурн-5: полные записи о производстве и испытаниях: плюс дополнительные материалы . Берлингтон, Онтарио: Апогей. ISBN 978-1-894959-19-3 . OCLC 62313648 .
- Лори, Алан (2016). Ракета Сатурн V. Arcadia Publishing Inc. ISBN 978-1-4396-5862-8 . OCLC 962064723 .
- Ленник, Майкл (2006). Ракеты-носители: наследие космической гонки . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея . ISBN 1-894959-28-0 . ОСЛК 68621072 .
- Охотница, Уэсли Т.; Маров, Михаил Юрьевич (2011). Советские роботы в Солнечной системе: технологии и открытия миссий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Гарднера. ISBN 978-1-4419-7897-4 . OCLC 743306981 .
- Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Скайлэб: Американская космическая станция . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-85233-407-9 . OCLC 46394069 .
- Стаффорд, Томас П. (1991). Америка на пороге - Отчет Синтетической группы об американской инициативе по исследованию космоса . Бернан доц. ISBN 9780160317651 .
- Орлофф, Ричард В. (2001). Аполлон в цифрах: статистический справочник . Вашингтон, округ Колумбия: правительственная перепечатка прессы. ISBN 1-931641-00-5 . OCLC 55915696 .
- Уливи, Паоло (2004). Исследование Луны: люди-пионеры и роботы-геодезисты . Лондон: Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-85233-746-9 . OCLC 52830179 .
- Янг, Энтони (2008). Двигатель Saturn V F-1: включение Аполлона в историю . Нью-Йорк: Springer-Praxis. ISBN 978-0-387-09629-2 . OCLC 1088879682 .
Журнальные статьи [ править ]
- Йоргенсен, К.; Ривкин А.; Бинцель, Р.; Уайтли, Р.; Хергенротер, К.; Чодас, П.; Чесли, С.; Вилас, Ф. (2003). «Наблюдения J002E3: возможное открытие тела ракеты Аполлон». Бюллетень Американского астрономического общества . 35 : 981. Бибкод : 2003DPS....35.3602J .
- 1967 год в космическом полете
- 1968 год в космическом полете
- 1969 год в космическом полете
- 1970 год в космическом полете
- 1971 год в космическом полете
- 1972 год в космическом полете
- 1973 год в космическом полете
- Аппаратное обеспечение программы Аполлон
- Операция «Скрепка»
- Автомобили, представленные в 1967 году.
- Вернер фон Браун
- Сатурн V