Программа геодезиста
Обзор программы | |
---|---|
Страна | Соединенные Штаты |
Организация | НАСА |
Цель | Демонстрация мягкой посадки на Луну. |
Статус | Завершенный |
История программы | |
Расходы | 469 миллионов долларов США |
Первый полет | 30 мая – 2 июня 1966 г. |
Последний рейс | 7–10 января 1968 г. |
Успехи | 5 |
Неудачи | 2 |
Сайт(ы) запуска | Мыс Канаверал LC-36 |
Информация об автомобиле | |
Ракета-носитель (и) | Атлас-Кентавр |
Программа Surveyor — программа НАСА , которая с июня 1966 года по январь 1968 года отправила автоматических космических кораблей на поверхность Луны семь . Его основной целью было продемонстрировать возможность мягкой посадки на Луну. Корабль Surveyor был первым американским космическим кораблем, совершившим мягкую посадку на внеземное тело . Миссии требовали, чтобы корабль направился прямо к Луне по ударной траектории, путешествие, которое длилось от 63 до 65 часов и закончилось замедлением чуть более трех минут до мягкой посадки. [1]
Программа была реализована Лабораторией реактивного движения НАСА (JPL) для подготовки к программе «Аполлон» и началась в 1960 году. В 1961 году JPL выбрала компанию Hughes Aircraft для разработки системы космического корабля. [1] Общая стоимость программы Surveyor официально составила 469 миллионов долларов.
Пять аппаратов Surveyor успешно приземлились на Луну, включая первый. Два других потерпели неудачу: Surveyor 2 разбился на высокой скорости после неудачной коррекции на середине курса, а Surveyor 4 потерял контакт (возможно, взорвался) за 2,5 минуты до запланированного приземления.
Все семь космических кораблей все еще находятся на Луне; ни одна из миссий не включала их возвращение на Землю. Некоторые части «Сервейера-3» были возвращены на Землю экипажем «Аполлона-12» , который приземлился рядом с ним в 1969 году. Камера с этого корабля выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. [2]
Цели [ править ]
Программа выполнила несколько других услуг, помимо своей основной цели - демонстрации мягкой посадки. Была продемонстрирована способность космических кораблей вносить коррективы на полпути, а спускаемые аппараты имели инструменты, помогающие оценить пригодность их посадочных площадок для посадки Аполлона с экипажем. На нескольких космических кораблях Surveyor были установлены роботизированные лопаты, предназначенные для проверки механики лунного грунта. До советской миссии «Луна-9» (приземлившейся за четыре месяца до «Сервейера-1») и проекта «Сервейер» было неизвестно, насколько глубока пыль на Луне. Если бы пыль была слишком глубокой, ни один астронавт не смог бы приземлиться. Программа Surveyor доказала, что посадка возможна. У некоторых геодезистов также были инструменты альфа-рассеяния и магниты, которые помогали определять химический состав почвы.
Простая и надежная архитектура миссии представляла собой прагматичный подход к решению наиболее важных проблем космической техники того времени, а именно, замкнутой системы наведения и контроля конечного спуска, дроссельных двигателей и радиолокационных систем, необходимых для определения высоты и скорости спускаемого аппарата. Миссии Surveyor были первым случаем, когда НАСА тестировало такие системы в сложных тепловых и радиационных условиях вблизи Луны.
Запуск и посадка на Луну [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Каждая миссия Surveyor состояла из одного беспилотного космического корабля, спроектированного и построенного компанией Hughes Aircraft Company . Ракетой-носителем был « Атлас-Кентавр» , который вывел корабль прямо на траекторию транслунного полета. Корабль не облетел Луну, достигнув ее, а сразу замедлился с траектории удара, со скорости 2,6 км / с относительно Луны, прежде чем запустить ретро-ракеты, и примерно через 3 минуты 10 секунд совершил мягкую посадку.
Планировалось, что каждый корабль замедлится примерно до 110 м/с (4% скорости до ретростарта) с помощью основной твердотопливной ретро-ракеты, которая выстреливала в течение 40 секунд, начиная с высоты 75,3 км над Луной, а затем сбрасывалась вместе с радиолокационная станция на высоте 11 км от поверхности. Оставшуюся часть пути на поверхность, продолжавшегося около 2,5 минут, выполняли меньшие по размеру доплеровские радиолокационные установки и три нониусных двигателя, работающих на жидком топливе, подаваемом к ним с использованием гелия под давлением. (Успешный профиль полета Surveyor 5 получил несколько сокращенную последовательность полета из-за утечки гелия). Последние 3,4 метра до поверхности были совершены в свободном падении с нулевой скорости на этой высоте после выключения нониусных двигателей. В результате скорость приземления составила около 3 м/с. Свободное падение на поверхность было попыткой избежать загрязнения поверхности взрывом ракеты.
«Сервейеру-1» потребовалось в общей сложности около 63 часов (2,6 дня), чтобы достичь Луны, а «Сервейеру-5» потребовалось 65 часов (2,7 дня). Стартовый вес (при лунном впрыске) семи Surveyors варьировался от 995,2 кг (2194 фунтов) до 1040 кг (2290 фунтов), а их посадочный вес (без топлива, сброшенной ретро-ракеты и радиолокационного блока) варьировался от 294,3 кг (649 фунтов). ) до 306 кг (675 фунтов).
Миссии [ править ]
Из семи миссий Surveyor пять оказались успешными.
Инспектор №. | Запущен с Земли | Прибыл на Луну | Расположение |
---|---|---|---|
1 | 30 мая 1966 г. | 2 июня 1966 г. | высадился в Океане Штормов |
2 | 20 сентября 1966 г. | 23 сентября 1966 г. | разбился возле кратера Коперника |
3 | 17 апреля 1967 г. | 20 апреля 1967 г. | высадился в Океане Штормов |
4 | 14 июля 1967 г. | 17 июля 1967 г. | разбился на Sinus Medii |
5 | 8 сентября 1967 г. | 11 сентября 1967 г. | высадился на Море Спокойствия |
6 | 7 ноября 1967 г. | 10 ноября 1967 г. | приземлился на Sinus Medii |
7 | 7 января 1968 г. | 10 января 1968 г. | приземлился возле кратера Тихо |
Surveyor 6 был первым космическим кораблем, который планировалось взлететь с поверхности Луны. «Сервейер-3» был первым космическим кораблем, который непреднамеренно оторвался от поверхности Луны, что он сделал дважды из-за аномалии в посадочном радаре «Сервейор», который не отключал нониусные двигатели, но продолжал работать на протяжении всего первого приземления и после него. Лунный модуль «Интрепид» Аполлона-12 приземлился в 600 футах от «Сервейера-3», как и планировалось. Было обнаружено, что телевизионные и телеметрические системы Surveyor 3 были повреждены в результате незапланированных приземлений и взлетов. [2]
Соревнования « гонка » Космическая
Во время миссий «Сервейер» Соединенные Штаты активно участвовали в космической гонке с Советским Союзом . Таким образом, приземление «Сервейера-1» в июне 1966 года, всего через четыре месяца после приземления советского зонда «Луна-9» в феврале, было показателем того, что программы находились на одинаковых стадиях. [3]
См. также [ править ]
- Атлас (семейство ракет)
- Лунная программа
- Программа Лунного Орбитального аппарата
- Программа Рейнджер
- Исследование Луны
- Список миссий на Луну
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кломан (1972). « Управление беспилотными космическими проектами НАСА — Surveyor и Lunar Orbiter » (PDF) . НАСА SP-4901.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б https://nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/spacecraft/display.action?id=1967-035A – 24 января 2020 г.
- ^ Ривз, Роберт (1994). «Исследование Луны». Космическая гонка сверхдержав: взрывное соперничество в Солнечной системе . Бостон, Массачусетс, США: Springer. стр. 101–130. дои : 10.1007/978-1-4899-5986-7_4 . ISBN 978-1-4899-5986-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Геодезист (1966–1968)
- Результаты геодезической программы (PDF) 1969 г.
- Результаты геодезической программы (цветной PDF-файл хорошего качества), 1969 г.
- Анализ материалов и фотографий Surveyor 3, возвращенных Аполлоном-12 (PDF) 1972 г.
- Исследование Луны: программа Surveyor
- Подробности запуска Surveyor 1, а также всей программы
- Оцифровка набора данных изображений посадочного модуля Surveyor | Лунная и планетарная лаборатория и отдел планетарных наук | Университет Аризоны