Jump to content

Советские пилотируемые лунные программы

Советские пилотируемые лунные программы представляли собой серию программ, проводимых Советским Союзом по высадке людей на Луну , конкурируя с американской программой «Аполлон» . Советское правительство публично отрицало участие в таком соревновании, но в 1960-х годах тайно реализовало две программы: пилотируемые полеты к Луне с использованием космического корабля «Союз 7К-Л1» («Зонд»), запускаемого с ракетой «Протон-К» , и пилотируемую посадку на Луну с использованием корабля «Союз 7К-1». Космические корабли ЛОК и ЛК, запущенные с помощью ракеты Н1 . После двойного успеха Америки — первого вывода экипажа на лунную орбиту 24–25 декабря 1968 года ( «Аполлон-8» ) и первой высадки на Луну 20 июля 1969 года ( «Аполлон-11» ), а также серии катастрофических неудач Н1, обе советские программы в конечном итоге были реализованы. до конца. Программа «Зонд» на базе «Протона» была отменена в 1970 году, а программа Н1-Л3 была де-факто прекращена в 1974 году и официально отменена в 1976 году. Подробности обеих советских программ держались в секрете до 1990 года, когда правительство разрешило их публикацию в соответствии с политикой. из объем .

Советские космонавты не выходили на орбиту Луны и не приземлялись на нее.

Ранние концепции

[ редактировать ]
Художественное изображение ТМК-МАВР на Венеры . пролете

Еще в 1961 году советское руководство сделало публичные заявления о высадке человека на Луну и создании лунной базы ; однако серьезные планы были построены лишь несколько лет спустя. Сергея Королева , старшего советского инженера-ракетчика, больше интересовали запуск тяжелой орбитальной станции и пилотируемые полеты на Марс и Венеру . [1] Учитывая это, Королев приступил к разработке сверхтяжелой ракеты Н-1 с полезной нагрузкой 75 тонн.

Союз-АВС и Н1

[ редактировать ]
Концепция окололунного полета корабля «Союз 7К-9К-11К». На рисунке изображены «Союз 7К» (справа), ракета-носитель «Союз-Б» / «Союз 9К» и танкер «Союз-В» / «Союз 11К» со сдвоенными штыревыми антеннами (слева).

В своих предварительных планах на Луну конструкторское бюро Королева изначально продвигало концепцию окололунного комплекса «Союз -А-ВС» (АБВ), согласно которой космический корабль с двумя экипажами будет сближаться с другими компонентами на околоземной орбите для сборки экскурсионного корабля для облета Луны. Затем компоненты будут доставляться с помощью проверенной ракеты среднего размера Р-7 . Разрабатывая Н1, с 1963 года Королев начал планировать высадку на Луну с использованием двух запусков и стыковки. Позднее Королеву удалось увеличить полезную нагрузку Н1 до 92-93 тонн (за счет перехода на жидкий водород в разгонной ступени и увеличения количества двигателей на первой ступени с 24 до 30), обеспечив достаточную мощность для выполнения задачи. миссия с одним запуском.

УР-500К/ЛК-1 и УР-700/ЛК-3

[ редактировать ]

Другое главное космическое конструкторское бюро, возглавляемое Владимиром Челомеем , предложило конкурирующий окололунный орбитальный полет с использованием тяжелой ракеты УР-500К (позже переименованной в ракету «Протон» ) и двухэкипажного космического корабля ЛК-1 . Позже Челомей также предложил программу высадки на Луну с использованием сверхтяжелой ракеты УР-700 , лунного корабля ЛК-700 и космического корабля ЛК-3 . [2]

Р -56 , разрабатывавшаяся в период с апреля 1962 года по июнь 1964 года, рассматривалась для участия в лунной программе. [3] [4]

Реакция на Аполлона

[ редактировать ]

На раннем этапе советской и американской пилотируемой лунной программы президент США Джон Ф. Кеннеди предложил Организации Объединенных Наций совместную лунную программу. [5] предложение, которое рассматривал Никита Хрущев . Однако это предложение исчезло после убийства Кеннеди два месяца спустя. [6] но тем не менее предвещал миссию «Аполлон-Союз» , позволившую впоследствии реализовать программу «Шаттл-Мир» и МКС .

Через три года советское правительство опубликовало ответ на вызов американского «Аполлона». Согласно первому постановлению правительства о советских пилотируемых лунных программах (Постановление 655-268 « О работах по исследованию Луны и освоению космоса »), принятому в августе 1964 года, Челомею было поручено разработать программу облета Луны с планировалось совершить первый полет к концу 1966 года, а Королеву было поручено разработать программу высадки на Луну с первым полетом к концу 1967 года. [7]

После смены советского руководства от Хрущева к Леониду Брежневу в 1964 году советское правительство в сентябре 1965 года поручило программу облета Королеву, который перепроектировал окололунную миссию, чтобы использовать свой собственный космический корабль «Союз 7К-Л1» и ракету Челомея «Протон».

Королев организовал полномасштабную разработку обеих программ, но умер после операции в январе 1966 года. [8] По постановлению правительства от февраля 1967 года первый облёт экипажа был запланирован на середину 1967 года, а первую пилотируемую посадку — на конец 1968 года.

Moon flyby UR-500K(Proton)/L1(Zond) program

[ редактировать ]
«Зонд» («Союз 7К-Л1») Окололунный космический корабль

Запускаемый трехступенчатой ​​ракетой «Протон», Л1 («Зонд») представлял собой космический корабль семейства «Союз» и состоял из двух или трех модифицированных модулей основного корабля «Союз 7К-ОК» общей массой 5,5 тонны. Орбитальный корабль «Аполлон» (командный корабль) для облёта Луны также имел два модуля (командный и служебный), но был в пять раз тяжелее, нес экипаж из трёх человек и выходил на лунную орбиту, тогда как L1 («Зонд») совершал облёт Луны и вернулся на обратную траекторию. В сентябре 1968 года «Зонд-5» доставил на борт первых земных форм жизни, в том числе двух черепах, которые обогнули Луну и благополучно вернулись. Запланированный на 8 декабря 1968 года в приоритете над США первый пилотируемый полет L1 («Зонд») был отменен из-за недостаточной готовности капсулы и ракеты. После того, как «Аполлон-8» выиграл первый (луноорбитальный) этап лунной гонки в конце 1968 года, советское руководство потеряло политический интерес к программе L1 («Зонд»). Несколько резервных подразделений L1 («Зонд») совершали беспилотные полеты, но к концу 1970 года эта программа была отменена.

высадки на Луну N1/L3 Программа

[ редактировать ]
корабля Союз 7К-ЛОК Рендеринг
ЛК (Лунный корабль – «лунный корабль» или лунный корабль )

План посадки с экипажем аналогичен методу одиночного запуска и встречи на лунной орбите проекта «Аполлон».

беспилотный комплекс ЛК-Р и два автоматических лунохода . В целях безопасности миссии за несколько недель до пилотируемой миссии на Луну будут отправлены [ нужна ссылка ] для работы в качестве радиомаяков для ЛК с экипажем, а ЛК-Р используется в качестве резервного спасательного судна. Луноходы также были оснащены ручным управлением космонавтов как для перехода на ЛК-Р в случае необходимости, так и для регулярных исследований.

Ракета N1 затем будет нести лунный экспедиционный комплекс L3 с двумя космическими кораблями (LOK и LK) и двумя ускорителями ( блок G и блок D ).Вариант корабля «Союз», командный модуль «Лунный орбитальный корабль» (ЛОК) , мог перевозить двух человек с тремя модулями, как обычный Союз 7К-ОК , но был тяжелее на несколько тонн. 7К-ОК был в два раза легче трехчленного орбитального командного корабля «Аполлон». На «Лунном Корабле» (ЛК) размещался только один космонавт, поэтому по советскому плану на Луну должен был приземлиться только один космонавт. Масса ЛК составляла 40% массы лунного корабля «Аполлон».

Комплекс L3, который должен был быть размещен на НОО Н1, имел массу 93 тонны (по сравнению со Сатурна V 137 тоннами у ). Масса ЛОК и ЛК составляла 40% от комплекса «Аполлон», но была эквивалентна комплексу Л3 без Блока G.

Разгон для вывода на НОО к Луне корабля «Аполлон» обеспечивала последняя ступень «Сатурна V», а для блоков D, ЛОК и ЛК — блок G того же комплекса L3.

В ходе путешествия комплекса Л3 к Луне не будет необходимости расстыковывать и перестыковывать орбитально-десантные корабли, как это было сделано в «Аполлоне», поскольку космонавт будет переходить с ЛОК на ЛК «выходом в открытый космос». В миссиях «Аполлон» передача осуществлялась по внутреннему переходу.

Блок D должен был замедлить LOK и LK на лунную орбиту, в то время как в случае с «Аполлоном» этот этап осуществлялся путем запуска двигателя служебного модуля для замедления комплекса и выхода на лунную орбиту, поскольку комплекс «Аполлон» путешествовал с командным модулем и модулем лунной экскурсии ( ЛЕМ) спиной к Земле.

Оказавшись на орбите, ЛК с Блоком D отделится от ЛОК и спустится к поверхности Луны с помощью двигателя Блока D. После того, как Блок Д израсходовал топливо, ЛК должен был отделиться и совершить посадку, используя собственный Блока Э. двигатель

На Луне космонавт совершал лунные прогулки, пользовался луноходами, собирал камни и водружал советский флаг .

Через несколько часов на поверхности Луны двигатель ЛК снова запустится, используя посадочную конструкцию в качестве стартовой площадки, как и в случае с Аполлоном. Чтобы сэкономить вес, двигатель, используемый для посадки, должен был вернуть ЛК на лунную орбиту для автоматической стыковки с ЛОК. Затем космонавт выйдет в открытый космос обратно на ЛОК с образцами горных пород.

Затем ЛК будет сброшен, после чего ЛОК запустит ракету для возвращения на Землю.

График запуска

[ редактировать ]

По состоянию на 1967 год графики запуска L1/L3 были:

UR-500K(Proton)/L1(Zond) program

2P: этап разработки блока D (февраль или март 1967 г.)
3P: Этап разработки блока D (март 1967 г.)
4L: Облет Луны без экипажа (май 1967 г.)
5L: Облет Луны без экипажа (июнь 1967 г.)
6L: Облет Луны с экипажем (июнь или июль 1967 г.)
7L: Облет Луны с экипажем (август 1967 г.)
8L: Облет Луны с экипажем (август 1967 г.)
9L: Облет Луны с экипажем (сентябрь 1967 г.)
10L: Облет Луны с экипажем (сентябрь 1967 г.)
11L: Облет Луны с экипажем (октябрь 1967 г.)
12L: Облет Луны с экипажем (октябрь 1967 г.)
13L: Резервный космический корабль

Программа N1/L3

Профиль лунной миссии N-1/L3
3L: Разработка РН и блоков G&D (сентябрь 1967 г.)
4L: Резерв
5Л: ЛОК/ЛК без экипажа (декабрь 1967 г.)
6L: ЛОК/ЛК без экипажа (февраль 1968 г.)
7L: пилотируемый ЛОК/беспилотный ЛК (апрель 1968 г.)
8L: пилотируемый ЛОК/беспилотный ЛК (июнь 1968 г.)
9Л: Пилотируемый ЛОК/беспилотный ЛК с посадкой ЛК на Луну (август 1968 г.)
10L: Первая пилотируемая посадка на Луну (сентябрь 1968 г.)
11L: Резерв
12L: Резерв

Смерть Королева в 1966 году, а также различные технические и административные причины, а также отсутствие финансовой поддержки привели к задержке обеих программ. [9]

Космонавты

[ редактировать ]

В 1966 году были сформированы две группы подготовки космонавтов. Одна группа под командованием Владимира Комарова и в составе Юрия Гагарина должна была готовиться к квалификационным полетам корабля «Союз» на околоземную орбиту и окололунной миссии «Протона» (Гагарин, Николаев , Комаров , Быковский , Хрунов ; инженер-космонавт: Горбатко , Гречко , Севастьянов , Кубасов , Волков ). Позже Комаров погиб во время космического полета «Союза-1» , когда его парашют вышел из строя, в результате чего его капсула на высокой скорости врезалась в землю. Вторая группа под руководством Алексея Леонова сосредоточилась на десантировании (командиры: Леонов, Попович , Беляев , Волынов , Климук ; инженеры-космонавты: Макаров, Воронов, Рукавишников, Артюхин). В результате Леонов имеет самые веские основания утверждать, что он был первым выбором Советского Союза в качестве первого человека на Луне.

После гибели Комарова на корабле «Союз-1» в 1967 году Гагарин был снят с тренировок и группы были реорганизованы. Несмотря на неудачу «Союза-1», Советы успешно отрепетировали автоматическую стыковку двух беспилотных кораблей «Союз» на околоземной орбите в 1968 году, а в начале 1969 года вместе с пилотируемыми кораблями «Союз-4» и «Союз-5» проверили другие ключевые элементы миссии.

Всего с проектом N1-L3 было связано 18 миссий.

Более поздние события

[ редактировать ]

После высадки США на Луну в 1969 году обоснование советской программы высадки на Луну в значительной степени испарилось, хотя разработки и испытания продолжались до начала 1970-х годов. В 1970–1971 годах ЛК был готов после трёх беспилотных испытательных полётов на НОО ( «Космос-379» , «Космос-398» , «Космос-434» ). ЛОК запускался один раз ( Космос 382 7К-Л1Э , макет 7К-ЛОК ). Были испытаны лунный скафандр «Кречет» и системы обеспечения .

Четыре испытательных запуска N1 в 1969 (дважды), 1971 и 1972 годах оказались неудачными, несмотря на улучшения после каждой аварии. Второй запуск 3 июля 1969 года (попытка отодвинуть «Аполлон-11» на 13 дней) привел к разрушению ракеты и всего стартового комплекса, что задержало реализацию программы Н1-Л3 на два года.

В ходе автоматического облёта Луны эти первые два запуска Н1 осуществляли космический корабль 7К-Л1С (модифицированный 7К-Л1 ). В третьем и четвертом пусках использовался макет 7К-ЛОК (7К-Л1Э) и штатный 7К-ЛОК с макетами ЛК.

Полный комплекс лунной экспедиции Л3 с 7К-ЛОК и ЛК для облета и высадки Луны был подготовлен к пятому пуску с использованием модифицированной ракеты Н1 в августе 1974 года. Если бы эта и последующие миссии прошли успешно, это привело бы к решение о запуске до пяти советских экспедиций Н1-Л3 с экипажем в 1976–1980 гг. Чтобы вызвать технический и научный интерес к программе, планировалось, что модифицированные многопусковые миссии N1F-L3M будут проводить на поверхности Луны значительно больше времени, чем «Аполлон».

Однако программа N1-L3 (как и N1F-L3M) была отменена в мае 1974 года, и советские пилотируемые космические усилия впоследствии сосредоточились на разработке космических станций, а также на нескольких проектах и ​​наземных подготовительных процессах для миссии на Марс, которая продолжается до сих пор. в настоящее время, но имеет неясные цели. [10]

Лунная база «Звезда» , предложенная позже, разработала макеты экспедиционных аппаратов. [11] и поверхностные модули, [12] и проект «Вулкан-ЛЭК» не были приняты по экономическим причинам. В качестве компенсации и в качестве замены программы высадки экипажа Советы выполнили программу автоматической доставки лунного грунта и «Луноход» автоматических луноходов .

Стартовая площадка и МИК Н1 были перепроектированы для программы шаттла «Энергия-Буран» . Осталось как минимум пять ЛК и три ЛОК, некоторые из которых хранятся в музеях компаний дизайнера и производителя. Около 150 двигателей, произведенных для первых ступеней Н1Ф, остались у производителя ( КБ Кузнецова ), а затем, начиная примерно с 2000 года, были проданы для использования на других пусковых установках.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брайан Харви; Ольга Закутняя (2011). Российские космические зонды: научные открытия и будущие миссии . Springer Science & Business Media. стр. 211–. ISBN  978-1-4419-8150-9 .
  2. ^ JBIS: Журнал Британского межпланетного общества . Британское межпланетное общество. 1998.
  3. ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Спрингер-Праксис. стр. 61–62. ISBN  978-0387218960 .
  4. ^ Хендрикс, Барт (2011). «Тяжелые ракеты-носители ОКБ Янгеля – Часть 1» (PDF) . Журнал Британского межпланетного общества . 64 : 2–24. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2015 года . Проверено 9 июля 2020 г.
  5. ^ «Обращение к 18-й Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 20 сентября 1963 года» . Библиотека имени Джона Кеннеди . 20 сентября 1963 года . Проверено 16 ноября 2021 г. Наконец, в той области, где Соединенные Штаты и Советский Союз обладают особым потенциалом – в области космоса – есть место для нового сотрудничества, для дальнейших совместных усилий в регулировании и исследовании космоса. К числу этих возможностей я отношу совместную экспедицию на Луну. Космос не предлагает проблем суверенитета; резолюцией этой Ассамблеи члены Организации Объединенных Наций отказались от любых претензий на территориальные права в космическом пространстве или на небесные тела и заявили, что будут применяться международное право и Устав Организации Объединенных Наций. Почему же тогда первый полет человека на Луну должен стать вопросом национального соревнования? Почему Соединенным Штатам и Советскому Союзу при подготовке к таким экспедициям приходится прибегать к огромному дублированию исследований, строительства и расходов? Конечно, нам следует выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран – да и всего мира – работать вместе в завоевании космоса, отправив когда-нибудь в этом десятилетии на Луну не представителей одной нации, а представителей всех стран. наших стран.
  6. ^ Лауниус, Роджер Д. (10 июля 2019 г.). «Первая высадка на Луну была почти советско-американской миссией» . Природа . 571 (7764): 167–168. Бибкод : 2019Natur.571..167L . дои : 10.1038/d41586-019-02088-4 . ПМИД   31292553 .
  7. ^ Оддбьёрн Энгволд; Божена Черни; Джон Латтанцио; Рольф Стабелл (2012). Астрономия и астрофизика – Том I. Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). стр. 228–. ISBN  978-1-78021-000-1 .
  8. ^ Образовательное издательство Британника (2009). Пилотируемый космический полет . Образовательное издательство Британника. стр. 40–. ISBN  978-1-61530-039-6 .
  9. ^ Пол Б. Кейси (2012). Аполлон: Десятилетие достижений . Издательство JS Blume (TM). стр. 68–. ISBN  978-0-9847163-0-2 .
  10. ^ Франкетти, Марк (3 июля 2005 г.). «Россия планирует высадить первых людей на Марсе» . Санди Таймс . Проверено 7 февраля 2008 г.
  11. ^ Лунный экспедиционный комплекс LEK. Архивировано 8 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Модуль DLB. Архивировано 7 января 2014 г. на Wayback Machine.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33fe10c850b24baf916fc2f653c63cd0__1716631860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/d0/33fe10c850b24baf916fc2f653c63cd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet crewed lunar programs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)