Василий Мишин
Василий Мишин | |
---|---|
Рожденный | Vasily Pavlovich Mishin 18 января 1917 г. |
Умер | 10 октября 2001 г. | (84 года)
Национальность | Русский |
Гражданство | Россия |
Образование | Московский авиационный институт |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Инженерное дело ( механика ) |
Работодатель(и) | Советская космическая программа |
Василий Павлович Мишин ( русский : Василий Павлович Мишин ; 18 января 1917 - 10 октября 2001) был российским инженером в бывшем Советском Союзе и выдающимся пионером ракетной техники, которого больше всего помнят за неудачи в советской космической программе , которые имели место под его руководством. .
Биография
[ редактировать ]Мишин родился в селе Бывалино Богородского уезда , изучал математику в Московском авиационном институте . [1]
Мишин был одним из первых советских специалистов, увидевших нацистской Германии объекты Фау-2 в конце Второй мировой войны , наряду с другими, такими как Сергей Королев , который предшествовал ему на посту руководителя конструкторского бюро ОКБ-1 , и Валентин Глушко , занявший его место. ему. [2]
Мишин работал у Королева его заместителем в ОКБ. [3] работаю над такими проектами, как разработка первой советской межконтинентальной баллистической ракеты , а также над спутником. [2] и программы Восток . Он стал руководителем конструкторского бюро ОКБ-1 Королева и был главным конструктором после смерти Королева в 1966 году, во время операции по удалению опухоли из толстой кишки Королева. [1] Он унаследовал ракетную программу Н1 , предназначенную для высадки человека на Луну, но которая оказалась фатально ошибочной (во многом из-за отсутствия надлежащего финансирования).
Разработка Н1 началась 14 сентября 1956 года, за десять лет до того, как Мишин взял на себя управление. Он был выбран для высадки на Луну. [4] для этого требовалась конструкция, способная вывести на орбиту девяносто пять тонн груза по сравнению с пятидесяти, а затем и семидесятипятитонными требованиями, ранее находившимися в разработке. [5] прецедент отказа от большей части обычных наземных испытаний При Королеве был создан . По словам Королева, это произошло потому, что не будет обеспечено финансирование соответствующих мощностей, а также это позволит провести испытательные полеты раньше. Некоторых неудач, с которыми Мишин столкнулся за время своего руководства, можно было бы избежать, если бы на этом этапе было проведено дальнейшее тестирование. [6] Для борьбы с отказами двигателей «КОРД» при Мишине была создана система . Чтобы предотвратить неравномерный полет ракеты из-за несбалансированной тяги, вызванной неисправным двигателем, неисправный двигатель и двигатель, расположенный напротив него в основании ракеты, будут отключены. КОРД также проведет расчеты, необходимые для компенсации отсутствующих двигателей, что позволит сохранить ту же траекторию полета. [7] [8]
N1, несмотря на его необходимость для запланированных миссий, ни разу не совершил успешных полетов. [9] В первом испытательном полете, состоявшемся 3 февраля 1969 года, возникли проблемы с внутренней сантехникой, которые через минуту привели к возгоранию. Однако он продемонстрировал успешную работу системы КОРД, а также правильное развертывание системы безопасности катапультирования. [10] Второй запуск, состоявшийся 3 июля, потерпел неудачу через несколько секунд после зажигания, в результате чего ракета упала на стартовую площадку и нанесла значительный ущерб. [11] Третий запуск Н1 произошел 22 июня 1971 года после усовершенствования КОРД, кабелей и топливных насосов, а также добавления системы пожаротушения и фильтров. Перед запуском были проведены дальнейшие испытания отдельных двигателей и ремонт стартовой площадки. Впервые все тридцать двигателей первой ступени сработали успешно, что и стало причиной неудачи полета. Когда все двигатели работали одновременно, создавался неожиданно высокий крен (вращение вдоль оси тяги), который был не по силам компенсирующим нониусным двигателям , предназначенным для поддержания устойчивого полета. Это была еще одна поломка, которую можно было бы предотвратить при надлежащих наземных испытаниях. [12]
Для четвертого и последнего полета N1 были внесены дальнейшие усовершенствования, в том числе четыре дополнительных нониусных двигателя, дополнительная теплозащита внутренних компонентов, новая цифровая система управления и дополнительные датчики в сочетании с высокоскоростной релейной системой. Советская космическая программа теперь рассматривала возможность создания базы на Луне, но сначала нужно было наконец добиться успеха в этом проекте. Запуск состоялся 23 ноября 1972 года по утвержденному Мишиным плану полета по орбите Луны сорок два раза с такими полетами, как фотографирование будущих посадочных площадок, а затем 4 декабря вернулась на Землю. Ракета продвинулась дальше, чем ее предшественники. , но незадолго до отделения первой ступени один двигатель загорелся, в результате чего вся конструкция взорвалась, но не раньше, чем сработала система эвакуации. [13]
Несмотря на свои навыки в ракетной технике, Мишин не слыл способным администратором. Его часто обвиняют в провале программы по высадке человека на Луну. [14] и столкнулся с критикой за употребление алкоголя. [15] описал его Советский премьер Никита Хрущев как «не [имеющего] ни малейшего представления, как справиться со многими тысячами людей, управление которыми было возложено на его плечи, и как заставить огромную необратимую правительственную машину работать на него». [1]
В мае 1967 года Юрий Гагарин и Алексей Леонов раскритиковали Мишина за «плохое знание корабля «Союз» и деталей его эксплуатации, отсутствие сотрудничества в работе с космонавтами в полете и учебной деятельности» и попросили Николая Каманина процитировать его в официальный отчет о катастрофе корабля «Союз-1» , в результате которой погиб Владимир Комаров . [16] Леонов охарактеризовал Мишина как «нерешительного, скучного, плохо принимающего решения, чрезмерно неохотного к риску и плохо умеющего управлять отрядом космонавтов». [17] Другими неудачами за время его правления стали гибель экипажа корабля «Союз-11» , потеря трех космических станций и компьютерные сбои в четырех зондах, отправленных на Марс. [17]
15 мая 1974 года, пока он находился в госпитале, Мишина сменил соперник, главный конструктор двигателей Валентин Глушко , после того как все четыре испытательных пуска Н1 провалились. [15]
Свою учебную и научную работу продолжил в должности заведующего ракетным факультетом Московского авиационного института.
Василию Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда . За работу в советской космической программе [18]
Он умер в Москве 10 октября 2001 года в возрасте 84 лет. [19]
Его дневники, содержащие информацию о программе с 1960 по 1974 год, были приобретены Фондом Перо в 1993 году. В 1997 году небольшая часть коллекции была передана в дар Национальному музею авиации и космонавтики для выставления на обозрение, а в 2004 году копии были выставлены в дар Национальному музею авиации и космонавтики. пожертвован НАСА. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 87. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Jump up to: а б Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 10. ISBN 978-0-387-21896-0 .
- ^ Коллинз, Мартин Дж. (1999). Космическая гонка: соревнование США и СССР за достижение Луны . Сан-Франциско: Гранат. п. 65. ИСБН 0-7649-0905-3 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 115. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. стр. 118–119. ISBN 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 121. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. стр. 122–123. ISBN 978-0-387-21896-0 .
- ^ "Дневники Василия Мишина В открытом доступе" . Archived from the original on 2021-01-28 . Retrieved 2017-09-01 .
- ^ В. П. Мишин — ракетчик и его эпоха
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 205. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 208. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 222. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. стр. 225–226. ISBN 978-0-387-21896-0 .
- ^ Jump up to: а б Сиддики, Асиф (2005). «Приватизация памяти: советская космическая программа через музеи и мемуары». В Коллинзе, Мартин; Миллард, Дуглас (ред.). Демонстрация пространства . Лондонский музей науки. стр. 107–109. ISBN 1-900747-61-8 .
- ^ Jump up to: а б Хендрикс, Барт; Вис, Берт (2007). Энергия-Буран Советский космический корабль . Чичестер: Спрингер. п. 51. ИСБН 978-0-387-69848-9 .
- ↑ Дневник Каманина, 5 мая 1967 г.
- ^ Jump up to: а б Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Чичестер: Спрингер. п. 88. ИСБН 978-0-387-21896-0 .
- ^ «Василий Мишин» . Экономист . 8 ноября 2001 г.
- ^ Нагурни, Эрик (29 октября 2001 г.). «Василий Мишин, 84 года; возглавил советскую гонку на Луну» . Нью-Йорк Таймс .
Литература
[ редактировать ]- «Ракеты и люди» – Б.Е. Черток , М: «Машиностроение», 1999. ISBN 5-217-02942-0 (на русском языке)
- «Испытания ракетно-космической техники — дело моей жизни» События и факты — А.И. Осташев , Королев , 2001. [1] ;
- А.И. Осташев , Сергей Павлович Королев - Гений ХХ века — 2010 М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
- «Мелуа, А.И.» «Ракетная техника, космонавтика и артиллерия. Биографии ученых и специалистов.- 2-е изд., приложение, СПб: «Гуманистика» [2] , 2005. С. 355. ISBN 5-86050-243- 5
- «Банк Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., Киев , 2014г., издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
- Василий Мишин //История семьи
- «С.П. Королев. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопоты, РКК «Энергия». Королев ИП , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
- «Россия прервала полет» - Иванченко Ю.В.,М., 2010 издательство «Перезагрузка», [3]
- «Мы вырастили сердца на Байконуре» - Автор: Елисеев В.И. М: издательство ОАО МПК в 2018 году, ISBN 978-5-8493-0415-1
- «Космический наукоград Королев» - Автор: Посаментир Р.Д. М: издательство СП Струченевский О.В., ISBN 978-5-905234-12-5
- «Оглядываюсь назад и не жалею». - Автор: Абрамов Анатолий Петрович: издательство «Новый формат» Барнаул, 2022. ISBN 978-5-00202-034-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Интервью с Василием Мишиным в одном документальном фильме BBC, в котором была показана его роль.
- 1917 рождений
- 2001 смертей
- Жители Павлово-Посадского района.
- People from Bogorodsky Uyezd
- Преподавательский состав Московского авиационного института
- Действительные члены Российской академии наук
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Выпускники Московского авиационного института
- Члены ЦК XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Члены ЦК XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Депутаты Верховного Совета РСФСР, 1967–1971 гг.
- Депутаты Верховного Совета РСФСР, 1971–1975 гг.
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры Ордена Октябрьской Революции.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Сотрудники РКК «Энергия»
- Советские изобретатели
- советские инженеры-механики
- Сотрудники советской космической программы
- Советские пионеры космонавтики
- Захоронения на Троекуровском кладбище.