Jump to content

Н1 (ракета)

Н1/Л3
Макет на космодроме Байконур в конце 1967 года.
Функция Пилотируемая лунная ракета-носитель / Сверхтяжелая ракета-носитель
Производитель ООН 1
Страна происхождения СССР
Размер
Высота 105,3 метра (345 футов) [1]
Диаметр 17,0 метров (55,8 футов) [2]
Масса 2750 тонн (6 060 000 фунтов)
Этапы 5
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 95 т (209 000 фунтов) [2]
Полезная нагрузка для TLI
Масса 23,5 т (52000 фунтов)
История запуска
Статус Отменено
Запуск сайтов ЛК-110, Байконур
Всего запусков 4
Успех(а) 0
Неудачи 4
Первый полет 21 февраля 1969 г.
Последний рейс 23 ноября 1972 г.
Первый этап – Блок А
Диаметр 17,0 м (55,8 футов)
Питаться от 30 НК-15
Максимальная тяга 45 400 кН (10 200 000 фунтов силы)
Удельный импульс 330 секунд (3,2 км/с)
Время горения 125 с
Порох РП-1 / ЛОКС
Второй этап – Блок Б
Питаться от 8 НК-15 В
Максимальная тяга 14 040 кН (3 160 000 фунтов силы)
Удельный импульс 346 секунд (3,39 км/с)
Время горения 120 с
Порох РП-1 / ЛОКС
Третий этап – Блок V
Питаться от 4 НК-21
Максимальная тяга 1610 кН (360 000 фунтов силы)
Удельный импульс 353 секунды (3,46 км/с)
Время горения 370 с
Порох РП-1 / ЛОКС
Четвертая ступень (N1/L3) – Блок G (отход от Земли)
Питаться от 1 НК-19
Максимальная тяга 446 кН (100 000 фунтов силы)
Удельный импульс 353 секунды (3,46 км/с)
Время горения 443 с
Порох РП-1 / ЛОКС
Пятая ступень (N1/L3) – Блок D (Помощь при спуске на Луну) [а]
Питаться от 1 РД-58
Максимальная тяга 83,36 кН (18740 фунтов силы)
Удельный импульс 349 секунд (3,42 км/с)
Время горения 600 с
Порох РП-1 / ЛОКС

The N1/L3 (from Ракета-носитель Raketa-nositel' , "Carrier Rocket"; Cyrillic: Н 1 ) [3] сверхтяжелая ракета-носитель, предназначенная для доставки полезных грузов за пределы околоземной орбиты . Н1 был советским аналогом американского «Сатурна-5» и предназначался для обеспечения возможности полетов экипажа на Луну и за ее пределы. [4] исследования начались еще в 1959 году. [5] Ее первая ступень, Блок А, была самой мощной ступенью ракеты, когда-либо летавшей за более чем 50 лет, и рекорд сохранялся до Starship первых комплексных летных испытаний . [6] Однако каждая из четырех попыток запустить N1 в полете потерпела неудачу, а вторая попытка привела к тому, что корабль снова упал на стартовую площадку вскоре после взлета. Неблагоприятные характеристики большой группы из тридцати двигателей и ее сложных систем подачи топлива и окислителя не были выявлены ранее при разработке, поскольку статические испытательные стрельбы не проводились. [7]

Версия N1-L3 США была разработана, чтобы конкурировать с программой «Аполлон» по высадке человека на Луну с использованием аналогичного метода встречи на лунной орбите . Базовая ракета-носитель Н1 имела три ступени, которые должны были доставить на околоземную орбиту лунную полезную нагрузку L3 с двумя космонавтами. L3 содержал одну ступень для транслунной инъекции ; еще одна ступень, используемая для коррекции середины курса, вывода на лунную орбиту и первой части спуска на лунную поверхность; однопилотный космический корабль ЛК Лендер ; и двухпилотный «Союз 7К-ЛОК» лунно-орбитальный корабль для возвращения на Землю.

Разработка N1-L3 началась в октябре 1965 года, почти через четыре года после Saturn V, в течение которого ее недостаточно финансировали и торопили. Проект был серьезно сорван из-за смерти его главного конструктора Сергея Королева в 1966 году. Программа Н1 была приостановлена ​​в 1974 году и официально отменена в 1976 году. Все детали советских пилотируемых лунных программ держались в секрете до тех пор, пока СССР не оказался на грани распада в 1989 году. . [8]

В 1967 году Соединенные Штаты и Советский Союз боролись за право первыми высадить человека на Луну . Программа N1/L3 получила официальное одобрение в 1964 году, что потребовало разработки ракеты-носителя N1 , сравнимой по размерам с американским Saturn V. [9]

25 ноября 1967 года, менее чем через три недели после первого полета Сатурна-5 во время миссии «Аполлон-4» , Советы выкатили макет Н1 на недавно построенную стартовую площадку 110R на космодроме Байконур в советском Казахстане . Эта машина для испытаний и обучения логистическим системам объектов, получившая обозначение 1M1, была разработана для того, чтобы дать инженерам ценный опыт в развертывании, интеграции стартовой площадки и откатах, аналогично тестированию машины SA-500F для интеграции объектов Saturn V в Космическом центре Кеннеди во Флориде. в середине 1966 года. В то время как гусеничный аппарат доставлял Сатурн-5 на площадку вертикально, Н1 совершал полет горизонтально, а затем поднимался на площадке в вертикальное положение – стандартная практика в советской космической программе . 11 декабря после завершения различных испытаний ракету Н1 спустили и откатили обратно в сборочный корпус. В последующие годы макет 1М1 неоднократно использовался для дополнительных интеграционных испытаний стартовой площадки.

Хотя это испытание проводилось тайно, американский спутник-разведчик сфотографировал Н1 на площадке незадолго до его отката в сборочный корпус. Администратор НАСА Джеймс Уэбб имел доступ к этой и другим подобным данным, которые показали, что русские серьезно планировали пилотируемые полеты на Луну . Эти знания повлияли на несколько ключевых решений США в ближайшие месяцы. Спутниковые снимки показали, что СССР был близок к летным испытаниям Н1, но не показали, что эта конкретная ракета была всего лишь макетом и что СССР на много месяцев отставал от США в гонке по высадке человека на Луну. (хотя, по крайней мере, ЦРУ , НРО и президент Линдон Джонсон знали , что ракета была макетом, на ежедневном президентском брифинге от 27 декабря 1967 года). [10] ). Советы надеялись, что смогут провести испытательный полет Н-1 в первой половине 1968 года, но по ряду технических причин эта попытка не состоялась более года.

Ранние советские лунные концепции

[ редактировать ]
Статическая 3D модель ракеты.

В мае 1961 года США объявили о цели высадить человека на Луну к 1970 году. В том же месяце в докладе « О пересмотре планов космических аппаратов в оборонном направлении» был намечен первый испытательный запуск ракеты Н1 для 1965. В июне Королеву была предоставлена ​​небольшая сумма финансирования для начала разработки Н1 в период с 1961 по 1963 год. В то же время Королев предложил лунную миссию на основе нового космического корабля «Союз» с использованием профиля сближения на околоземной орбите . Несколько запусков ракет «Союз» будут использоваться для создания полного пакета миссии на Луну, в том числе один для космического корабля «Союз», другой для лунного корабля и несколько с окололунными двигателями и топливом. Такой подход, обусловленный ограниченной мощностью ракеты «Союз», означал, что для сборки комплекса потребуется высокая скорость запуска до того, как на орбите у любого из компонентов закончатся расходные материалы. Впоследствии Королев предложил расширить Н1, чтобы обеспечить возможность выполнения лунной миссии с одним запуском. В ноябре-декабре 1961 года Королев и другие пытались доказать, что сверхтяжелая ракета может доставлять сверхтяжелое ядерное оружие, такое как только что испытанное Царь-бомба или множество боеголовок (до 17) как дальнейшее обоснование конструкции Н1. [11] [12] Королев не был склонен использовать ракету в военных целях, но хотел реализовать свои космические амбиции и считал военную поддержку жизненно важной. Реакция военных была вялой: они считали, что N1 мало полезен в военных целях, и опасались, что это отвлечет средства от чисто военных программ. Переписка Королева с военачальниками продолжалась до февраля 1962 года без особого прогресса.

Тем временем Челомея ОКБ -52 предложило альтернативную миссию с гораздо меньшим риском. Вместо высадки экипажа Челомей предложил серию облетов Луны, чтобы опередить США в окрестностях Луны. Он также предложил новый ускоритель для миссии, объединив четыре существующих у него UR-200 (известных на западе как SS-10 ) для создания одного более крупного ускорителя — UR-500. [13] От этих планов отказались, когда Глушко предложил Челомею РД-270, что позволило построить УР -500 в гораздо более простой «моноблочной» конструкции. Он также предложил адаптировать для окололунной миссии существующую конструкцию космического корабля-одиночного космонавта ЛК-1 . Челомей считал, что усовершенствования ранних миссий УР-500/ЛК-1 позволят адаптировать космический корабль для размещения двух космонавтов.

Ракетные войска стратегического назначения советских вооруженных сил не хотели поддерживать политически мотивированный проект с небольшой военной пользой, но и Королев, и Челомей настаивали на миссии на Луну. Между 1961 и 1964 годами менее агрессивное предложение Челомея было принято, и разработка его УР-500 и ЛК-1 получила относительно высокий приоритет.

Начало разработки Lunar N1

[ редактировать ]

Валентин Глушко , который в то время был почти монополистом в проектировании ракетных двигателей в Советском Союзе, предложил двигатель РД-270, использующий несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и тетраоксид азота (N 2 O 4 ) для питания недавно увеличенной конструкции N1. Эти гиперголические топлива воспламеняются при контакте, уменьшая сложность двигателя, и широко использовались в существующих двигателях Глушко на различных межконтинентальных баллистических ракетах . Полнопоточный ступенчатый цикл сгорания РД-270 проходил испытания до отмены программы, достигнув более высокого удельного импульса, чем газогенераторный цикл Rocketdyne F-1, несмотря на использование порохов НДМГ/N 2 O 4 с более низким потенциальным импульсом. В то время разработка двигателя F-1 продолжалась пять лет, но все еще испытывал проблемы со стабильностью сгорания. Rocketdyne в конечном итоге решила проблемы нестабильности F-1, добавив медные перегородки в качестве перегородок. [14] но у РД-270 все еще были нерешенные проблемы нестабильности на момент закрытия программы N1 в 1974 году, спустя много времени после того, как проблемы F-1 были решены. [15]

Глушко отметил, что американский Titan II GLV успешно управлял экипажем с аналогичным гиперголическим топливом. Королев считал, что токсичность топлива и его выхлопов представляет угрозу для безопасности пилотируемых космических полетов и что керосин/LOX является лучшим решением. Разногласия между Королевым и Глушко по вопросу топлива в конечном итоге стали серьезной проблемой, тормозившей прогресс. [16] [17]

Личные разногласия между ними сыграли свою роль: Королев считал Глушко ответственным за его заключение в Колымском ГУЛАГе в 1930-х годах, а Глушко считал Королева бесцеремонным и самодержавным по отношению к вещам, выходящим за пределы его компетенции. Разность мнений привела к ссоре между Королевым и Глушко. В 1962 году для разрешения спора была назначена комиссия, согласившаяся с Королевым. Глушко наотрез отказался работать над локс/керосиновыми двигателями и с Королевым вообще. Королев в конце концов сдался и решил заручиться помощью Николая Кузнецова , ОКБ-276 конструктора реактивных двигателей , в то время как Глушко объединился с другими конструкторами ракет для создания очень успешных ракет «Протон» , «Зенит» , а позже «Энергия» .

Кузнецов, имевший ограниченный опыт в проектировании ракет, ответил НК -15 , довольно небольшим двигателем, который будет поставляться в нескольких версиях, настроенных на разные высоты. Для достижения необходимой тяги предлагалось использовать 30 НК-15 в кластерной конфигурации. Внешнее кольцо из 24 двигателей и внутреннее кольцо из шести двигателей будут разделены воздушным зазором, при этом поток воздуха будет поступать через воздухозаборники в верхней части ускорителя. Воздух будет смешиваться с выхлопными газами, чтобы обеспечить некоторое увеличение тяги , а также охлаждение двигателя. Расположение 30 сопел ракетного двигателя на первой ступени Н1 могло быть попыткой создания грубой версии тороидальной системы аэродинамических двигателей ; Также изучались более традиционные аэроспайковые двигатели.

Лунный комплекс Н1-Л3

[ редактировать ]
Профиль лунной миссии N-1/L3

Королев предложил более крупный Н1 в сочетании с новым лунным пакетом Л3 на базе корабля «Союз 7К-Л3» . Комбинированные ступени ракеты Л3, модифицированный «Союз» и новый лунный посадочный модуль ЛК должны были быть запущены с помощью одного Н1 для проведения посадки на Луну. Челомей ответил созданием кластерной ракеты на базе УР-500, увенчанной уже разрабатываемым космическим кораблем ЛК-1 , а также спускаемым аппаратом, разработанным его конструкторским бюро. Предложение Королева было выбрано победителем в августе 1964 года, но Челомею было приказано продолжить работу по облету Луны УР-500/ЛК-1.

Когда позже в 1964 году Хрущев был свергнут, борьба между двумя командами возобновилась. В октябре 1965 года советское правительство потребовало компромисса; Королева Окололунная миссия будет запущена на УР-500 Челомея с использованием космического корабля «Союз 7К-Л1» , также известного как «Зонд» (буквально «зонд»), с целью запуска в 1967 году, к 50-летию большевистской революции . Тем временем Королев продолжит свое первоначальное предложение N1-L3. Королев явно выиграл спор, но работы над ЛК-1 все равно продолжались, как и над «Зондом».

В 1964 году Королев лоббировал идею полета вокруг Луны с экипажем, которая сначала была отклонена, но была принята постановлением ЦК от 3 августа 1964 года «О работах по исследованию Луны и космического пространства» с целью высадки космонавта на Луну. Луна в 1967 или 1968 году. [17]

В январе 1966 года Королев скончался из-за осложнений операции по удалению полипов кишечника, в ходе которой также обнаружилась крупная опухоль. [18] Его работу по Н1-Л3 взял на себя его заместитель Василий Мишин , не обладавший политической проницательностью и влиянием Королева и слывший сильно пьющим. После нескольких лет неудач и четырех неудачных запусков в мае 1974 года Мишин был уволен и заменен Глушко, который немедленно приказал отменить программу Н-1 и пилотируемую лунную миссию в целом, несмотря на утверждения Мишина о том, что ракета будет полностью работоспособна в менее двух лет. [19]

Серийные номера автомобилей N1

[ редактировать ]
N1, снимок американского разведывательного спутника KH-8 Gambit , 19 сентября 1968 года.
  • Н1 1Л – полномасштабная модель динамических испытаний, каждая ступень подвергалась динамическим испытаниям индивидуально; Полный стек N1 был протестирован только в масштабе 1/4. [20]
  • Н1 2Л (1М1) - Машина для испытаний и обучения логистических систем объектов (FSLT и TV); две первые ступени окрашены в серый цвет, третья ступень — серо-белая, а L3 — в белый. [21]
  • Н1 3Л — первый пуск , возгорание двигателя, взорвался на 12 км. [22]
  • N1 4L – резервуар LOX блока A имеет трещины; никогда не запускался, части блока А использовались для других пусковых установок; Остальная часть конструкции планера списана. [20]
  • Н1 5Л — второй пуск , частично окрашен в серый цвет; первый ночной запуск, неудачный запуск разрушил площадку 110 East . [22]
  • N1 6L - третий запуск , вылет со второй площадки 110 West, плохой контроль по крену, уничтожен через 51 с. [22]
  • N1 7L — четвёртый запуск топливопровода , полностью белый, остановка двигателя на высоте 40 километров (22 морских миль) привела к забиванию , что привело к разрыву топливной системы. [22]
  • Н1 8Л и 9Л - готовые к полетам Н1Ф с усовершенствованными двигателями НК-33 в блоке А, списанные при отмене программы. [22] [20]
  • Н1 10Л – незавершенный, сдан на слом вместе с 8Л и 9Л. [20]

Мишин продолжил проект N1F после отмены планов по высадке экипажа на Луну в надежде, что ракета-носитель будет использована для строительства лунной базы «Звезда» . Программа была прекращена в 1974 году, когда Мишина сменил Глушко. В то время к запуску готовились два N1F, но эти планы были отменены.

Два готовых к полету N1F были списаны, и годы спустя их останки все еще можно было найти вокруг Байконура и использовать в качестве укрытий и складских помещений. Ракеты-носители были намеренно разбиты, чтобы скрыть неудачные попытки СССР на Луне, которые были публично объявлены бумажным проектом, чтобы обмануть США, заставив их думать, что идет гонка. Эта легенда длилась до гласности , когда оставшееся оборудование было выставлено на всеобщее обозрение.

Последствия и двигатели

[ редактировать ]

За программой последовала концепция «Вулкан» огромной ракеты-носителя с использованием топлива Syntin / LOX , позже замененного на LH2 / LOX на 2-й и 3-й ступенях. «Вулкан» был заменен программой «Энергия / Буран» в 1976 году. [23] [24]

Около 150 модернизированных двигателей для N1F избежали разрушения. Хотя ракета в целом была ненадежной, двигатели НК-33 и НК-43 при использовании в качестве самостоятельного агрегата оказались прочными и надежными. В середине 1990-х годов Россия продала 36 двигателей по $ 1,1 млн каждый и лицензию на производство новых двигателей американской компании Aerojet General . [25]

Американская компания Kistler Aerospace работала над включением этих двигателей в новую конструкцию ракеты с намерением предлагать услуги по коммерческим запускам, но в конечном итоге компания обанкротилась, не успев провести ни одного запуска. Aerojet также модифицировала НК-33, включив в него возможность управления вектором тяги для Orbital Science компании ракеты-носителя Antares . «Антарес» использовал два таких модифицированных двигателя AJ-26 в качестве силовой установки первой ступени. Первые четыре запуска «Антареса» прошли успешно, но при пятом запуске ракета взорвалась вскоре после запуска. Предварительный анализ неисправностей, проведенный Orbital, указал на возможную неисправность турбонасоса в одном НК-33/AJ-26. Учитывая предыдущие проблемы Aerojet с двигателем НК-33/AJ-26 во время программы модификации и испытаний (два отказа двигателя при статических испытательных стрельбах, один из которых привел к серьезному повреждению испытательного стенда) и последующий отказ в полете, компания Orbital решила что НК-33/AJ-26 недостаточно надежен для дальнейшего использования. [26]

В России двигатели Н1 больше не использовались до 2004 года, когда оставшиеся около 70 двигателей были включены в новую конструкцию ракеты «Союз-3». [27] [28] По состоянию на 2005 год , проект был заморожен из-за отсутствия финансирования. Вместо этого НК-33 был включен в первую ступень легкого варианта ракеты «Союз» , первый запуск которой состоялся 28 декабря 2013 года. [29]

Описание

[ редактировать ]
Схема ступеней ракеты (на русском языке)

Высота N1 с полезной нагрузкой L3 составляла 105 метров (344 фута). Всего N1-L3 состоял из пяти ступеней: первые три (N1) для вывода на низкую околоземную парковочную орбиту и еще две (L3) для транслунной высадки и вывода на лунную орбиту. Полностью загруженный и заправленный, N1-L3 весил 2750 тонн (6 060 000 фунтов). Три нижние ступени имели форму усеченного конуса шириной 17 метров (56 футов) у основания. [2] в то время как секция L3 была в основном цилиндрической и находилась внутри кожуха шириной примерно 3,5 метра (11 футов). [30] Коническая форма нижних ступеней была обусловлена ​​расположением баков внутри: сферического бака с керосином меньшего размера поверх большего бака с жидким кислородом внизу.

За время существования N1 была представлена ​​серия улучшенных двигателей, заменивших те, которые использовались в оригинальной конструкции. Получившийся модифицированный N1 был известен как N1F, но не летал до отмены проекта.

Блок А, первая ступень

[ редактировать ]

Первая ступень, блок А , была оснащена 30 двигателями НК-15, расположенными в два кольца, главным кольцом из 24 на внешней кромке ракеты-носителя и основной двигательной установкой, состоящей из шести внутренних двигателей примерно половины диаметра. [31] Система управления в первую очередь основывалась на дифференциальном дросселировании двигателей внешнего кольца по тангажу и рысканию. Основная двигательная установка для управления не использовалась. [32] Блок А также включал в себя четыре решетчатых оперения , которые позже использовались в советских конструкциях ракет класса «воздух-воздух» .

В общей сложности Блок А производил тягу 45 400 кН (10 200 000 фунтов силы) - это была самая мощная ступень ракеты, летавшая на сегодняшний день. [33] : 199  [34] [35] Это превышало тягу Сатурна V в 33 700 кН (7 600 000 фунтов силы). [36] и рекорд продержался более полувека, пока SpaceX Super Heavy не превзошел его в 2023 году. [37]

Система управления двигателем

[ редактировать ]

The KORD (Russian acronym for Kontrol Raketnykh Dvigateley  – literally "Control (of) Rocket Engines" – Контроль ракетных двигателей ) [38] — это система автоматического управления двигателем, предназначенная для дросселирования, остановки и контроля большого кластера из 30 двигателей в блоке А (первая ступень). Система КОРД контролировала дифференциальную тягу внешнего кольца 24 двигателей для управления тангажем и рысканьем , соответствующим образом дросселируя их, а также отключала неисправные двигатели, расположенные друг напротив друга. тангажа или рыскания Это должно было свести на нет момент , создаваемый диаметрально противоположными двигателями на внешнем кольце, тем самым сохраняя симметричную тягу. Блок А мог работать штатно при выключенных двух парах оппозитных двигателей (двигатели 26/30). К сожалению, система КОРД не смогла отреагировать на быстро протекающие процессы, такие как взрыв турбонасоса во время второго запуска. [33] : 294 

Из-за недостатков системы КОРД для четвертого и последнего запуска была разработана новая вычислительная система. С -530 была первой советской цифровой системой наведения и управления. [39] и в отличие от КОРД, который по сути представлял собой просто аналоговую систему управления двигателем, С-530 контролировал все задачи управления ракетой-носителем и космическим кораблем, из которых Н1 нес две, одна из которых находилась в третьей ступени блока V и управляла двигателями для первые три этапа. Второй С-530 размещался в командном модуле «Союз ЛОК» и обеспечивал управление остальной частью миссии от TLI до облета Луны и возвращения на Землю. [40] [41]

Блок Б второй очереди

[ редактировать ]

Вторая ступень, блок Б , оснащалась восемью двигателями НК-15В, расположенными в единое кольцо. Единственным существенным отличием НК-15 от -15В был колокол двигателя и различные настройки для воздушного запуска и высотных характеристик. Н1Ф Блок Б заменил двигатели НК-15 на модернизированные двигатели НК-43 .

Блок Б выдерживал остановку одной пары оппозитных двигателей (6/8 двигателей). [33] : 294 

Блок V третья ступень

[ редактировать ]

На верхней ступени, Блоке V ( В / В — третья буква русского алфавита ), были установлены четыре двигателя НК-21 меньшего размера, расположенные в квадрате. Н1Ф Блок V заменил двигатели НК-21 на двигатели НК-31.

Блок V мог функционировать при выключенном одном двигателе и исправной работе трех. [33] : 294 

Монтаж, транспортировка, монтаж, обслуживание на площадке

[ редактировать ]

Н-1 собрали горизонтально, затем на транспортере перевезли на стартовую площадку и установили. На площадке располагалась сервисная вышка/портал со шлангокабелями для заправки жидким топливом. [42]

Проблемы развития

[ редактировать ]

Сложная система трубопроводов, необходимая для подачи топлива и окислителя в сгруппированную систему ракетных двигателей, была хрупкой и стала основной причиной двух из четырех неудачных запусков. В отличие от стартового комплекса Космического центра Кеннеди 39 Н1 , до космодрома Байконур нельзя было добраться на тяжелой барже. Чтобы обеспечить транспортировку по железной дороге, все ступени пришлось доставить по частям и собрать на стартовой площадке. Это привело к трудностям в тестировании, которые способствовали неудаче N1.

Двигатели НК-15 имели ряд клапанов, которые приводились в действие пиротехникой, а не гидравлическими или механическими средствами, в целях экономии веса. После закрытия клапаны нельзя было снова открыть. [33] : 304  Это означало, что двигатели блока А испытывались только по отдельности, а вся группа из 30 двигателей никогда не подвергалась статическим испытаниям как единое целое. Сергей Хрущев заявил, что из каждой партии из шести двигателей испытывались только два, а не те агрегаты, которые реально предназначались для использования в ракете-носителе. В результате в блоке А не были обнаружены и проработаны сложные и разрушительные вибрационные режимы (которые разрывали топливные магистрали и турбины), а также проблемы выхлопного шлейфа и гидродинамики (вызывающие крен автомобиля, вакуумную кавитацию и другие проблемы). перед полетом. [43] Блоки B и V прошли статические испытания как целые блоки.

Пытаясь найти способы повышения производительности, были проведены исследования возможности использования аэроспайкового двигателя на первой ступени. Для этого они опустили первоначальные 30 двигателей НК15-Ф до 24 двигателей по ободу, оставив центр свободным. Их целью было добиться лучших результатов на уровне моря. Дальнейшие идеи заключались в том, чтобы вообще отказаться от НК-15Ф и заменить их радикальной кольцевой камерой сгорания. Эта камера будет полностью окружать аэроспайк. Однако обе идеи были отвергнуты, поскольку расчетный прирост производительности не перевешивал дополнительную массу и сложность различных двигателей. [22]

Из-за технических трудностей и отсутствия финансирования комплексных испытаний N1 так и не совершил испытательный полет. Было запланировано двенадцать испытательных полетов, из них выполнено всего четыре. Все четыре беспилотных запуска закончились неудачей еще до отделения первой ступени. Самый продолжительный полет длился 107 секунд, непосредственно перед отделением первой ступени. Два испытательных запуска произошли в 1969 году, один в 1971 году и последний в 1972 году.

Сравнение с Сатурном V

[ редактировать ]
Сравнение американской ракеты Сатурн V (слева) с советской N1/L3. Примечание: человек внизу иллюстрирует масштаб.

При длине 105 метров (344 фута) N1-L3 был немного короче американского «Аполлона Сатурна V» (111 метров, 363 фута). У Н-1 был меньший общий диаметр, но больший максимальный диаметр (17 м/56 футов против 10 м/33 футов). N1 производил большую тягу на каждой из первых трех ступеней, чем соответствующие ступени Сатурна V. N1-L3 производил больший общий импульс на первых четырех ступенях, чем Сатурн V на трех (см. таблицу ниже).

N1 предназначался для вывода полезной нагрузки L3 массой около 95 т (209 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту . [33] : 271  четвертая ступень, входящая в состав комплекса L3, предназначена для вывода 23,5 т (52 000 фунтов) на транслунную орбиту. Для сравнения: «Сатурн-5» разместил космический корабль «Аполлон» массой примерно 45 т (100 000 фунтов) плюс около 74,4 т (164 100 фунтов) топлива, оставшегося в третьей ступени S-IVB для транслунной выработки , на аналогичную парковочную орбиту Земли.

В N1 использовалось ракетное топливо на основе керосина на всех трех основных ступенях , а в Сатурне V в качестве топлива для второй и третьей ступеней использовался жидкий водород , что давало общее преимущество в производительности за счет более высокого удельного импульса . N1 также тратил впустую доступный объем топлива из-за использования сферических топливных баков под примерно конической внешней обшивкой, в то время как Saturn V использовал большую часть доступного объема цилиндрической обшивки для размещения капсульных баков с водородом и кислородом с обычными переборками между баками во втором. [44] и третий этапы. [45]

N1-L3 смог бы преобразовать только 9,3% своего трехступенчатого общего импульса в импульс полезной нагрузки околоземной орбиты (по сравнению с 12,14% для Сатурна V) и только 3,1% своего четырехступенчатого общего импульса в транслунную полезную нагрузку. импульс по сравнению с 6,2% у Saturn V.

Saturn V также ни разу не потерял полезную нагрузку в двух опытно-конструкторских и одиннадцати эксплуатационных запусках, в то время как все четыре попытки запуска N1 закончились катастрофическим отказом с двумя потерями полезной нагрузки.

Apollo-Saturn V [46] Н1-Л3
Диаметр, максимальный 10 м (33 фута) 17 м (56 футов)
Высота с полезной нагрузкой 111 м (363 фута) 105 м (344 фута)
Вес брутто 2938 т (6 478 000 фунтов) 2750 т (6 060 000 фунтов) [33] : 199 
Первый этап С-ИК Блок А
Траст, СЛ 33000 кН (7500000 фунтов силы) 45 400 кН (10 200 000 фунтов силы) [33] : 199  [34]
Время горения 168 секунд 125 секунд
Второй этап С-II Блок Б
Тяга, вакуум 5141 кН (1155800 фунтов силы) 14 040 кН (3 160 000 фунтов силы)
Время горения 384 секунды 120 секунд
Этап орбитального внедрения S-IVB (запись 1) Блок V
Тяга, вакуум 901 кН (202 600 фунтов силы) 1610 кН (360 000 фунтов силы)
Время горения 147 секунд 370 секунд
Общий импульс [Примечание 1] 7 711 000 килоньютон·секунд (1 733 600 000 фунтов·секунд) 7 956 000 килоньютон·секунд (1 789 000 000 фунтов·секунд)
Орбитальная полезная нагрузка 120 200 кг (264 900 фунтов) [Примечание 2] 95000 кг (209000 фунтов)
Скорость впрыска 7793 м/с (25568 футов/с) 7793 м / с (25 570 футов / с) [Примечание 3]
Импульс полезной нагрузки 936 300 000 килограмм·метров в секунду (210 500 000 пуленепробиваемых футов в секунду) 740 300 000 килограмм·метров в секунду (166 440 000 пуленепробиваемых футов в секунду)
Пропульсивная эффективность 12.14% 9.31%
Этап отлета Земли S-IVB (запись 2) Блок G
Тяга, вакуум 895 кН (201 100 фунтов силы) 446 кН (100 000 фунтов силы)
Время горения 347 секунд 443 секунды
Общий импульс [Примечание 1] 8 022 000 килоньютон·секунд (1 803 400 000 фунтов·секунд) 8 153 000 килоньютон·секунд (1 833 000 000 фунтов·секунд)
Транслунная полезная нагрузка 45 690 кг (100 740 фунтов) 23 500 кг (51 800 фунтов)
Скорость впрыска 10834 м/с (35545 футов/с) 10834 м/с (35540 футов/с) [Примечание 3]
Импульс полезной нагрузки 495 000 000 килограмм·метров в секунду (111 290 000 пуленепробиваемых футов в секунду) 254 600 000 килограмм·метров в секунду (57 240 000 слизняков·футов в секунду)
Пропульсивная эффективность 6.17% 3.12%

История запуска

[ редактировать ]
Номер рейса Дата (UTC) Запуск сайта Серийный номер. Полезная нагрузка Исход Примечания
1 21 февраля 1969 г.
09:18:07
Байконур Площадка 110/38 Отправить L1S-1 Отказ
2 3 июля 1969 г.
20:18:32
Байконур Площадка 110/38 Отправить L1S-2 Отказ Разрушенная стартовая площадка 110 Восток

Один из крупнейших случайных искусственных неядерных взрывов в истории.

3 26 июня 1971 г.
23:15:08
Байконур, участок 110/37 Soyuz 7K-L1E No.1 Отказ
4 23 ноября 1972 г.
06:11:55
Байконур, участок 110/37 Soyuz 7K-LOK No.1 Отказ

Первая поломка, серийный 3L

[ редактировать ]

21 февраля 1969 г.: заводской номер 3Л - Зонд Л1С-1 (Союз 7К-Л1С (Зонд-М) модификация космического корабля Союз 7К-Л1 «Зонд» ) для облета Луны.

Через несколько секунд после запуска из-за переходного остановил двигатель напряжения КОРД №12. После этого КОРД отключил двигатель №24 для сохранения симметричной тяги. На момент Т+6 секунд продольные колебания в двигателе №2 оторвали несколько компонентов от опор и вызвали утечку топлива. [ нужна ссылка ] В момент Т+25 секунд дальнейшая вибрация привела к разрыву топливопровода, в результате чего РП-1 вылился в кормовую часть ускорителя. Когда он вступил в контакт с вытекшим газом, начался пожар. Затем возгорание охватило проводку источника питания, вызвав электрическую дугу, которая была обнаружена датчиками и интерпретирована КОРД как проблема с давлением в турбонасосах. В ответ КОРД отдал общую команду отключить всю первую ступень через Т+68 секунд после запуска. Этот сигнал также передавался на вторую и третью ступени, «запирая» их и предотвращая подачу ручной команды с земли на запуск их двигателей. Телеметрия также показала, что электрогенераторы Н-1 продолжали работать до момента столкновения с землей в Т+183 секунды.

Следователи обнаружили останки ракеты в 52 километрах (32 милях) от стартовой площадки. Василий Мишин изначально обвинил в отказе генераторы, так как не мог придумать другой причины, по которой все 30 двигателей одновременно отключились, но это было быстро опровергнуто данными телеметрии и извлечением генераторов с места крушения. Они сохранились в хорошем состоянии и были отправлены обратно на Истринский завод, где были отремонтированы и без проблем отработали при стендовых испытаниях. Следственная группа не размышляла о том, могла ли горящая первая ступень продолжить полет, если бы система КОРД не отключила ее.

Было обнаружено, что КОРД имеет ряд серьезных конструктивных недостатков и плохо запрограммированную логику. Непредвиденным недостатком было то, что его рабочая частота, 1000 Гц, идеально совпадала с вибрацией, создаваемой двигательной установкой, а остановка двигателя № 12 при взлете, как предполагалось, была вызвана пиротехническими устройствами, открывающими клапан, что создавало высокий взрыв. -колебания частоты, которые попали в соседнюю проводку и были восприняты КОРД как состояние превышения скорости турбонасоса двигателя. Считалось, что проводка двигателя № 12 особенно уязвима для этого эффекта из-за ее длины; однако другие двигатели имели аналогичную проводку и не пострадали. Также рабочее напряжение системы увеличилось до 25 В вместо номинальных 15 В. Проводка управления была перенесена и покрыта асбестом для противопожарной защиты, а также изменена рабочая частота. [47] [48] Система эвакуации при запуске сработала и исправно выполнила свою работу, спасая макет космического корабля. На всех последующих рейсах фреоновые огнетушители устанавливались рядом с каждым двигателем. [49] [50] По мнению Сергея Афанасьева , логика команды на остановку всей группы из 30 двигателей блока "А" в данном случае была неверной, как показало последующее расследование. [33] : 294  [51]

Вторая поломка, серийный 5Л

[ редактировать ]

Серийный номер 5L - Зонд L1S-2 для орбиты Луны и облета Луны, а также предполагаемой фотографии возможных мест посадки экипажа.

Второй корабль Н-1 был запущен 3 июля 1969 года и нес на борту модифицированный космический корабль L1 Zond и спасательную вышку. Борис Черток утверждал, что на борту также была массовая модель лунного модуля; однако в большинстве источников указывается, что на борту Н-1 5Л находились только Л1С-2 и наддувные ступени. Запуск состоялся в 23:18 по московскому времени со стартовой площадки 110 Восток . Полет длился всего несколько мгновений; как только он покинул башню, произошла вспышка света, и можно было увидеть, как со дна первой ступени падают обломки. Все двигатели мгновенно выключились, кроме двигателя №18. Это заставило Н-1 наклониться под углом 45 градусов и упасть обратно на площадку. [52] Почти 2300 тонн топлива на борту вызвали мощную взрывную и ударную волну, которая разбила окна стартового комплекса и разбросала обломки на расстояние до 10 километров (6 миль) от центра взрыва. Стартовые экипажи были допущены на улицу через полчаса после аварии и столкнулись с каплями несгоревшего топлива, все еще падающими с неба. Большая часть топливной загрузки Н-1 не была израсходована в результате аварии, и большая часть того, что сгорело, находилась в первой ступени ракеты. Однако наихудшего сценария — смешивания топлива и LOX с образованием взрывчатого геля — не произошло. Последующее расследование показало, что до 85% топлива на борту ракеты не взорвалось, что снизило силу взрыва. [53] Система аварийно-спасательного запуска сработала в момент остановки двигателя (Т+15 секунд) и оттащила капсулу L1S-2 в безопасное место на расстояние 2,0 километра (1,2 мили). Удар о площадку произошел в Т+23 секунды. Стартовый комплекс 110 «Восток» был полностью сровнен взрывной волной, бетонная площадка обвалилась, а одна из осветительных башен опрокинулась и перевернулась вокруг себя. Несмотря на разрушения, большая часть телеметрических лент была найдена неповрежденной среди обломков и исследована.

Выяснилось, что турбонасос LOX в двигателе №8 взорвался непосредственно перед взлетом. (Насос был извлечен из-под обломков и обнаружил следы возгорания и плавления). Возникшая в результате ударная волна разорвала окружающие топливные магистрали и вызвала пожар из-за утечки топлива. Огонь повредил различные компоненты опорной секции. [33] : 295  что приводит к постепенному останову двигателей между Т+10 и Т+12 секундами. КОРД ​​остановил двигатели №7, №19, №20 и №21 после обнаружения аномального давления и скорости вращения насосов. Телеметрия не дала никаких объяснений, почему остановились другие двигатели. Двигатель №18, из-за которого ускоритель наклонился более чем на 45 градусов, продолжал работать до удара, чего инженеры так и не смогли удовлетворительно объяснить.

Почему взорвался турбонасос №8, точно установить не удалось. Рабочие теории заключались в том, что либо часть датчика давления отломилась и застряла в насосе, либо лопасти его крыльчатки потерлись о металлический корпус, создав искру от трения, которая воспламенила LOX. Двигатель №8 до остановки работал с перебоями, и датчик давления обнаружил «невероятную силу» в насосе. Василий Мишин считал, что ротор насоса распался, но Кузнецов утверждал, что двигатели НК-15 совершенно безупречны, и Мишин, который двумя годами ранее защищал использование двигателей Кузнецова, не мог публично выступить и бросить ему вызов. Кузнецову удалось добиться от послеполетной следственной комиссии признания причины отказа двигателя "заглатыванием посторонних обломков".После этого полета на более поздних моделях были установлены топливные фильтры. [50] Владимир Бармин, главный директор стартовых комплексов Байконура, также утверждал, что КОРД следует блокировать в течение первых 15–20 секунд полета, чтобы предотвратить подачу команды на выключение до тех пор, пока ракета-носитель не покинет зону стартовой площадки. [54] [55] Разрушенный комплекс был сфотографирован американскими спутниками, открыв западному миру, что Советский Союз строил лунную ракету. [50] На восстановление стартовой площадки и отложенные запуски ушло 18 месяцев. Взрыв был виден в тот вечер в 35 километрах (22 милях) от Ленинска (см. Тюратам ). [56]

Третья поломка, серийный 6Л

[ редактировать ]

26 июня 1971 г.: заводской номер 6Л — макет корабля «Союз 7К-ЛОК» ( Союз 7К-Л1Э №1) и макет ЛК корабля-модуля .

Вскоре после старта из-за неожиданных вихрей и противотоков у основания блока А (первая ступень) Н-1 испытал неконтролируемый крен, который система управления не могла компенсировать. Компьютер «КОРД» почувствовал нештатную ситуацию и отправил команду на отключение первой ступени, но, как отмечалось выше, с тех пор программа наведения была изменена, чтобы предотвратить это до 50 секунд после запуска. Крен, первоначально составлявший 6° в секунду, начал быстро ускоряться. В Т+39 секунд ускоритель катился со скоростью почти 40° в секунду, в результате чего инерционная система наведения заблокировалась , а в Т+48 секунд машина развалилась под действием структурных нагрузок. Межступенчатая ферма между второй и третьей ступенями раздвинулась, последняя отделилась от штабеля, и в Т+50 секунд команда на отключение первой ступени была разблокирована и двигатели немедленно заглохли. Разгонные ступени упали примерно в 7 километрах (4 милях) от стартового комплекса. Несмотря на выключение двигателя, первая и вторая ступени все еще имели достаточно импульса, чтобы пролететь некоторое расстояние, прежде чем упасть на землю примерно в 15 километрах (9 милях) от стартового комплекса и взорвать кратер глубиной 15 метров (50 футов) в степь. [33] : 298  У этого N1 были макеты верхних ступеней без спасательной системы. [50] [57]

Следующая, последняя машина будет иметь гораздо более мощную систему стабилизации с выделенными двигателями (в предыдущих версиях стабилизация осуществлялась за счет направления выхлопа от главных двигателей). Систему управления двигателем также переработают, увеличив количество датчиков с 700 до 13 000. [50] [57]

Четвертая поломка, серийный 7Л

[ редактировать ]

23 ноября 1972 г.: заводской номер 7Л - штатный Союз 7К-ЛОК (Союз 7К-ЛОК №1) и макет космического корабля-модуля ЛК для облета Луны. [58]

Дебют цифровой системы управления С-530 (на третьем этапе), пришедшей на смену аналоговой системе КОРД. [39] [40] [41]

Старт и старт прошли хорошо. В Т+90 секунд было выполнено программное отключение основной двигательной установки (шести центральных двигателей) для снижения структурных напряжений ракеты-носителя. Из-за чрезмерных динамических нагрузок, вызванных гидравлической ударной волной , при резкой остановке шести двигателей произошел разрыв магистралей подачи топлива и окислителя в активную двигательную установку и возник пожар в хвостовой части ракеты-носителя; кроме того, взорвался двигатель №4. Первая ступень прервалась, начиная с Т+107 секунд, а все данные телеметрии прекратились в Т+110 секунд. Сработала система эвакуации при запуске и вытащила «Союз 7К-ЛОК» в безопасное место. Верхние ступени вылетели из штабеля и рухнули в степь. Расследование показало, что резкая остановка двигателей привела к колебаниям столбов жидкости в питающих трубах, которые разорвались и вылили топливо и окислитель на остановленные, но еще горячие двигатели. Также предполагался отказ турбонасоса двигателя №4. Считалось, что запуск можно было бы спасти, если бы наземные диспетчеры послали ручную команду на сброс первой ступени и начало горения второй ступени раньше, поскольку ступень вышла из строя всего за 15 секунд до того, как она должна была отделиться в Т + 125 секунд и достигла номинальное время горения 110 секунд по циклограмме. [59] [33] : 300  [41]

Отменён пятый запуск

[ редактировать ]

Корабль с серийным номером 8Л был подготовлен к августу 1974 года. В его состав входили штатный 7К-ЛОК Союз 7К-ЛОК и штатный модуль-космический корабль ЛК комплекса лунной экспедиции Л3. Он предназначался для облета Луны и беспилотной посадки в рамках подготовки к будущей миссии с экипажем. Поскольку программа N1-L3 была отменена в мае 1974 года, этот запуск так и не состоялся. [60] [61]

Путаница с обозначением L3

[ редактировать ]

В российских интернет-источниках существует путаница относительно того, предназначался ли N1-L3 (русский: Н1-Л3) или N1-LZ (русский: Н1-ЛЗ), из-за сходства кириллической . буквы Ze для «Z» и цифры «3». Иногда обе формы используются на одном российском сайте (или даже в одной статье). [47] Английские источники относятся только к N1-L3. Правильное обозначение — L3, обозначающее одно из пяти направлений советских исследований Луны. 1-й этап (Л1) планировался как пилотируемый облет Луны (частично реализован в программе «Зонд» ); 2 ступень (Л2) — беспилотный луноход (реализован на Луноходе ); третий этап (Л3) должен был представлять собой пилотируемую посадку на Луну; ступень 4 (Л4) задумывалась как пилотируемый космический корабль на лунной орбите; а ступень 5 (Л5) была задумана как тяжелый пилотируемый луноход для поддержки экипажа из 3–5 человек. [62] [63]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Пятая ступень», аналогичная силовой установке на командно-служебном модуле «Аполлон» , но рассматриваемая как часть ракеты-носителя.
  1. ^ Перейти обратно: а б Не учитывается увеличение тяги первой ступени с высотой.
  2. ^ Включает массу топлива для отлета Земли.
  3. ^ Перейти обратно: а б Предполагается, что оно идентично значению Сатурна V.
  1. ^ «Комплексные компоненты N1-L3» . Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева . Королева РКК "Энергия" 141070, Московская область, г. Королев, ул. Ленина, 4А. Архивировано из оригинала 4 августа 2019 года . Проверено 13 июня 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Зак, Анатолий. Зак, Анатолий (ред.). «Советская лунная ракета-носитель Н1» . russianspaceweb.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2024 года . Проверено 24 января 2015 г.
  3. ^ Лардье, Кристиан; Баренский, Стефан (12 марта 2013 г.) [2010]. Ракета-носитель «Союз» — две жизни инженерного триумфа . Перевод Боулера, Тима. Нью-Йорк: Спрингер. п. 82. дои : 10.1007/978-1-4614-5459-5 . ISBN  978-1-4614-5459-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 года.
  4. ^ «Н1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 12 июня 2002 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
  5. ^ «Лунная ракета Н1 – краткая история» . Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 1 января 2013 г.
  6. ^ «Официальные характеристики супертяжелых самолетов SpaceX» . СпейсИкс . Проверено 22 апреля 2023 г.
  7. ^ Вик, Чарльз П. «Дневники Мишина – западный взгляд» (PDF) . www.mishindiaries.com . Фонд Перо и Московский авиационный институт. Архивировано (PDF) из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 23 октября 2019 г. Поскольку первая ступень была очень большой, было принято решение отказаться от строительства для нее отдельной испытательной установки и вместо этого попытаться обнаружить любые проблемы с помощью серии полноценных запусков. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было ошибкой, поскольку каждая из четырех попыток запуска Н-1 заканчивалась неудачей из-за различных проблем с первой ступенью.
  8. ^ Литтл, Бекки (11 июля 2019 г.). «Советский ответ на высадку на Луну? Отрицание существования лунной гонки вообще» . Канал «История» . Архивировано из оригинала 18 января 2024 года.
  9. ^ Ури, Джон (17 ноября 2017 г.). «50 лет назад: запуск советской лунной ракеты на площадку влияет на планы Аполлона» . НАСА . Архивировано из оригинала 18 января 2024 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  10. ^ «Ежедневный обзор президента от 27 декабря 1967 года» (PDF) . Центральное разведывательное управление. 27 декабря 1967 года.
  11. ^ Зак, Анатолий (3 ноября 2018 г.). «Советы обдумывали возможность нанесения колоссального ядерного удара на будущую лунную ракету» . Российская космическая паутина . Архивировано из оригинала 15 февраля 2024 года . Проверено 2 марта 2021 г.
  12. ^ Utkin, V. F. (1999). Otechestvennue Strategicheskie Raketnue Kompleksu [ National Strategic Missile Systems ] (in Russian). St. Petersburg: Nevskiy Bastion.
  13. ^ http://www.astronautix.com/p/proton.html.
  14. ^ Андерсон, Коллин Э. (2 ноября 2022 г.). «Новый взгляд на двигатель Rocketdyne F-1» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 30 мая 2024 г.
  15. ^ Уэйд, Марк. «РД-270» . Астронавтикс . © Марк Уэйд . Проверено 30 мая 2024 г.
  16. ^ Уэйд, Марк. «Королев, Сергей Павлович» . астронавтик . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года . Проверено 19 января 2019 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Линдроос, Маркус, изд. (2007). «Советская пилотируемая лунная программа» (PDF) . MIT OpenCourseWare . Массачусетский технологический институт . Архивировано (PDF) оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 19 января 2019 г.
  18. ^ «Сергей Королев: отец успехов Советского Союза в космосе» . Европейское космическое агентство . 9 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  19. ^ Лардье, Кристиан (1 января 2018 г.). «Советская пилотируемая лунная программа Н1-Л3» . Акта Астронавтика . 142 : 184–192. Бибкод : 2018AcAau.142..184L . дои : 10.1016/j.actaastro.2017.10.007 . ISSN   0094-5765 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Авилла, Айрин (21 февраля 2020 г.). «N1: Взлет и падение лунной ракеты СССР» . Истории космических полетов . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  21. ^ «SL-X-15, N1-L3 (1М1) на стартовой площадке» . Федерация американских ученых . Проверено 30 апреля 2023 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уэйд, Марк. «Н1 (ракета)» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  23. ^ Петрович, Василий. «Описание Вулкана» . Буран-Энергия.com . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 31 января 2015 г.
  24. ^ Уэйд, Марк. «Вулкан» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 14 февраля 2024 года . Проверено 31 января 2015 г.
  25. ^ Доусон, Линда (22 ноября 2016 г.). Политика и опасности освоения космоса . Спрингер . п. 14. дои : 10.1007/978-3-319-38813-7 . ISBN  978-3-319-38813-7 . LCCN   2016948726 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 года.
  26. ^ Райан, Джейсон (24 ноября 2014 г.). «Cygnus от Orbital – на SpaceX Falcon 9? – SpaceFlight Insider» . Космический полет Инсайдер . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
  27. ^ Харви, Брайан (25 ноября 2007 г.). Возрождение российской космической программы . Книги Springer Praxis (1-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер . п. 201. дои : 10.1007/978-0-387-71356-4 . ISBN  978-0-387-71356-4 . LCCN   2007922812 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 года.
  28. ^ Зак, Анатолий. «История ракеты-носителя Союз-3» . russianspaceweb.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2024 года . Проверено 27 января 2015 г.
  29. ^ «Союз 2-1в» . Космический полет 101 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
  30. ^ Портри, Дэвид С.Ф. (март 1995 г.). «Часть 1 — Союз» . Мир Аппаратное Наследие   . Справочная публикация НАСА 1357. Том. 95. Хьюстон, Техас: НАСА. п. 23249 — через Wikisource .
  31. ^ Капдевила, Дидье. «Н1 Блок А Моторс» . CapcomEspace.com . Capcom espace, l'encyclopédie de l' espace - 2000–2012 Дидье Капдевила. Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  32. ^ Черток, Борис Евгеньевич (2011). Сиддики, Асиф А. (ред.). Ракеты и люди (PDF) . Серия историй НАСА. Том. IV. Вашингтон, округ Колумбия: НАСА . п. 199. ИСБН  978-0-16-089559-3 . LCCN   2004020825 . СП-2011-4110. Архивировано (PDF) оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 21 января 2015 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Харфорд, Джеймс (1997). Королев: как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне . Нью-Йорк; Чичестер: Уайли. ISBN  978-0-471-32721-9 . LCCN   96035311 . ОСЛК   35567023 . ОЛ   7612528М .
  34. ^ Перейти обратно: а б Симанс, Роберт С. младший (2007). Проект «Аполлон: трудные решения» (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической промышленности. Вашингтон, округ Колумбия: НАСА . п. 120. ИСБН  978-0-16-086710-1 . LCCN   2005003682 . СП-2007-4537. Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2024 года.
  35. ^ Уэйд, Марк (1997–2008). «Н1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 12 июня 2002 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
  36. ^ Уэйд, Марк. «Сатурн В» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
  37. ^ Бейл, Адриан (22 февраля 2023 г.). «Погружение глубже: сверхтяжелая тяга и обратный отсчет до полета» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
  38. ^ Контроль ракетных двигателей Мониторинг функционирования элементов ракетных двигателей. radian-spb.ru (на русском языке). 2014 РАДИАН. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Гейнор, Крис (2001). Стрелы на Луну . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея. стр. 155–156 . ISBN  978-1-896522-83-8 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Герович, Слава. «Компьютеры в советской космической программе: Введение» . Отделение математики Массачусетского технологического института . Массачусетский технологический институт . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Уэйд, Марк (1997–2017). «Государственная комиссия N1 7Л» . астронуатикс . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  42. ^ «Определение различных вариантов N-1» . Ник Стивенс Графика . 14 сентября 2016 г.
  43. ^ «Комплекс Н1-Л3 – Испытания» . Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Корлева - История . РКК "Энергия" . Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 30 января 2015 г.
  44. ^ Черкеттини, К. Тони (1967). «Общая переборка корабля Сатурн S-II» (PDF) . Североамериканская авиация . Архивировано (PDF) оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
  45. ^ Робертсон, AC; Браун, Эл. (март 1966 г.). Разработка шпангоутной общей переборки для Сатурна (PDF) . Конференция по структурному клеевому соединению. Хантсвилл, Алабама: НАСА и Douglas Aircraft Company . п. 1 (279). Архивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2024 года.
  46. ^ Орлофф, Ричард В. (2001). Аполлон в цифрах: статистический справочник. НАСА. Также формат PDF . Доступ 19 февраля 2008 г. Опубликовано Government Reprints Press, 2001 г., ISBN   1-931641-00-5 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Raketno-kosmicheskii kompleks N1-L3, book: Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. ( Слабкий Л.И. ) (Gudilin V., Slabkiy L.) "Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)", М., 1996
  48. ^ Уэйд, Марк. «21.02.1969 – пуск Н1 3Л» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 5 февраля 2015 г.
  49. ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Берлин: Шпрингер. п. 222. ИСБН  978-0387739762 .
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и «Русская лунная ракета Н-1 (на немецком языке)» .
  51. ^ Зак, Анатолий. «Запуск Н1 №3Л» . RussianSpaceWeb.com . Анатолий Зак . Проверено 5 февраля 2015 г.
  52. ^ «Испытание лунной ракеты Н1 (аппарат 5Л) – активирована система прерывания запуска» . YouTube.com . 2015 Ютуб, ООО . Проверено 12 января 2015 г.
  53. ^ Зак, Анатолий (6 ноября 2014 г.). «Второй запуск ракеты Н1 (крупнейший взрыв в истории космоса потряс Тюратам) – Последствия» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 24 мая 2015 г.
  54. ^ Уильямс, Дэвид (6 января 2005 г.), Предварительно определенные миссии и неудачные запуски , Центр космических полетов имени Годдарда НАСА , получено 17 мая 2013 г.
  55. ^ Рейнольдс, Дэвид Уэст (2002). Аполлон: эпическое путешествие на Луну . Сан-Диего, Калифорния: Tahabi Books. п. 162 . ISBN  0-15-100964-3 .
  56. ^ Уэйд, Марк. «1969.07.03 – пуск Н1 5Л» . astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Комплекс Н1-Л3 – Запуски» . Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева . 2000–2013 Официальный сайт РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
  58. ^ «Бюллетень Центральной разведки: СССР, 12 сентября 72, 7» (PDF) . ЦРУ. 1972.
  59. ^ «Ракета-носитель Носитель Н-1» . myspacemuseum.com/n1.htm . [электронная почта защищена] . Архивировано из оригинала 24 мая 2012 года . Проверено 20 ноября 2019 г.
  60. ^ Уэйд, Марк. «Л3М-1972» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2023 года . Проверено 18 октября 2019 г.
  61. ^ Уэйд, Марк. «Н1Ф» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2023 года . Проверено 18 октября 2019 г.
  62. ^ Baturin, I︠U︡. M.; Afanasʹev, I. B. (2005). Mirovaya pilotiruemaya kosmonavtika: istoriya, tekhnika, lyudi Мировая пилотируемая космонавтика: история, техника, люди [ Мировая пилотируемая космонавтика: история, технологии, люди ] (на русском языке). РТСофт [RTSoft]. стр. 169, 178. ISBN.  5-9900271-2-5 . LCCN   2010419839 . OCLC   1256536142 . ОЛ   30460496М .
  63. ^ "K 35-letiyu posadki na Lunu pervogo samokhodnogo apparata "Lunokhod 1" " К 35-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1" [К 35-летию высадки на Луну первого вездехода «Луноход-1»] (на русском языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 года . Проверено 24 декабря 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Л3» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 7 мая 2019 г.
  • Мэтью Джонсон (2014). Н-1: Для Луны и Марса. Путеводитель по советскому суперускорителю . АРА Пресс; Первое издание. ISBN  9780989991407 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fec8a7c281a69fed6952c41c2a7df98c__1722531060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/8c/fec8a7c281a69fed6952c41c2a7df98c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
N1 (rocket) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)