А-90 Иглс
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
А-90 «Орленок» | |
---|---|
А-90 «Орленок» в Москве. | |
Роль | Экраноплан |
Производитель | Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях |
Дизайнер | Rostislav Evgenievich Alexeyev |
Первый полет | 1972 |
Введение | 1979 |
Ушедший на пенсию | 1993 |
Основной пользователь | Советский ВМФ |
Количество построенных | 4 (из которых один представлял собой планер для статических испытаний) |
А -90 «Орлёнок» (русский: Орлёнок, английский: «Орленок») — советский экраноплан , разработанный Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым из Центрального конструкторского бюро судов на подводных крыльях .
А-90 использует эффект земли , чтобы летать на высоте нескольких метров над поверхностью. Русские классифицируют его как экраноплан класса B – он может достигать высоты 3000 м (9800 футов), помещая его между классом A – который ограничен влиянием земли, и классом C, который использует эффект земли только во время взлета и полета. приземляется и в остальном функционирует как типичный самолет.
История
[ редактировать ]Командование ВМФ СССР в 1960-е годы было очень заинтересовано в быстром военном транспорте, способном перевозить большую полезную нагрузку. Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях было одной из организаций, работавших над этим сверхсекретным проектом, о котором до распада Советского Союза было мало что известно.
Главный конструктор Р. Е. Алексеев в 1960-е годы спроектировал несколько опытных образцов. В начале 1970-х годов Алексеев разработал средний экраноплан для использования в качестве военного транспорта. Новая машина получила название «Орленок». Первый летный аппарат (С-21) первоначально прошел испытания на Волге осенью 1972 года, а в следующем году был демонтирован и перевезен на Каспийское море для дальнейших испытаний. В 1975 году С-21 разбился во время испытаний, как позже выяснилось, из-за дефекта сплава, использованного для изготовления корпуса. Во всех последующих построенных агрегатах использовался другой сплав.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]«Орлёнок» проектировался как транспортно-пляжный десантный автомобиль. В отличие от других советских экранопланов, «Орленок» был амфибией и оснащался колесами для высадки на берег и взлета с земли.
Разработке «Орленка» предшествовал СМ-6; прототип экраноплана, имевший ту же модульную компоновку, что и «Орлёнок». Опыт, полученный от СМ-6, был использован при разработке «Орлёнка». СМ-6 экспонировался в Каспийске неустановленный период. Позже его вернули на Каспийскую военно-морскую базу и предположительно сдали на слом где-то между 2006 и 2008 годами.
Расположение двигателей на «Орленке» было необычным и свидетельствовало об особых потребностях столь нетрадиционного самолета. В верхней части хвоста был установлен массивный турбовинтовой двигатель Кузнецов НК-12 , самый мощный из когда-либо созданных турбовинтовых двигателей, обеспечивающий крейсерскую мощность. В носовой части самолета были установлены два турбовентиляторных двигателя с воздухозаборниками наверху носовой части и выхлопом вдоль боковой части фюзеляжа, тяга этих двигателей была направлена под крылья для создания тяги PAR (увеличенная подъемная сила и дополнительная тяга) при взлете. . В крейсерских условиях и при эффекте земли передние двигатели можно было отключить, поскольку их мощность не требовалась для удержания самолета в воздухе; это также свело к минимуму потребление воды, соли и низколетящих птиц.
И взлет, и посадка осуществлялись закрылками с большим размахом, которые значительно увеличивали подъемную силу и могли улавливать тягу PAR для увеличения давления воздуха. Приземлению на воду способствовали гидролыжи, которые выступали из брюха корабля под основными крыльями.
Передняя часть «Орленка» шарнирно крепилась за обтекателем , и вся конструкция могла открываться вбок для ускорения высадки находящейся на нем пехоты или БТР бронетранспортера . «Орленок» имел встроенную откидную аппарель, позволяющую загружать и разгружать автомобили без внешней поддержки.
Планировалось возобновить производство «Орлёнок». Судно должно было быть построено в Петрозаводске. [ нужна ссылка ]
Производство
[ редактировать ]Всего было построено всего четыре единицы:
- 1 нелетный агрегат для статических испытаний, списан.
- С-21 построен в 1972 году, поврежден в 1975 году, перестроен в С-23 в 1977 году, затем снова потерян в 1992 году (судно было взорвано, поскольку ВМФ России не мог позволить себе цену, запрашиваемую за его возвращение спасательными компаниями). [ 1 ]
- С-25 построен в 1979 году, списан в 1993 году, списан примерно в 2000 году.
- С-26 построен в 1980 году, списан в 1993 году, экспонируется в Музее Военно-морского флота в Москве.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (А-90)
[ редактировать ]
Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6 человек
- Вместимость: 150 человек / 28 000 кг (61 729 фунтов)
- Длина: 58,1 м (190 футов 7 дюймов)
- Размах крыла: 31,5 м (103 фута 4 дюйма)
- Высота: 16,3 м (53 фута 6 дюймов)
- Площадь крыла: 304 м 2 (3270 кв. футов)
- Максимальный взлетный вес: 140 000 кг (308 647 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Кузнецов НК-12МК турбовинтовой мощностью 11 033 кВт (14 795 л.с.), установленный на стыке киля и хвостового оперения.
- Силовая установка: 2 Кузнецова НК-8-4К ТРДД с тягой 103 кН (23000 фунтов силы) каждый в носовой части.
- Гребные винты: 8-лопастной гребной винт встречного вращения с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов)
- Дальность: 1500 км (930 миль, 810 миль)
- Практический потолок: 3000 м (9800 футов)
Вооружение
- Орудия: 2 х 12,7-мм пулемета в спаренных спинных турелях.
См. также
[ редактировать ]- Экраноплан класса «Лунь»
- Боинг Пеликан (концепт; никогда не создавался прототип и не строился)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- FAS.org. Архивировано 16 августа 2016 г. на Wayback Machine.
- Short summary on Soviet Ekranoplans
- Страница Бюро Алексеева (ныне публичной компании) на английском языке с цветной фотографией Экраноплана А-90.
- Статья на русском языке об экранопланах «Лун» и «Орлёнок».
- Зарегистрировать статью
- А-90 Орленок на Google Maps
- (на английском языке) Все экранопланы класса «Орлан» - полный список кораблей
- Тил, Джордж «Пример крыла на эффекте земли с XFLR5: Экраноплан А-90 Орленок (Орлёнок)» - MAE 6226 (5 мая 2015 г.) Университет Джорджа Вашингтона
- Внутренние фотографии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Komissarov, Sergey (2002). Russia's Ekranoplans . Midland Publishing.
- Самолеты производства Советского Союза
- Самолет с винтами встречного вращения
- Ekranoplans
- Самолет смешанной мощности
- Советский военно-транспортный самолет 1970-х годов.
- Низкоплановый самолет
- Т-образное хвостовое оперение самолета
- Самолет совершил первый полет в 1972 году.
- Alekseyev Central Hydrofoil Design Bureau
- Твинджеты
- Одномоторный турбовинтовой самолет