Yakovlev Yak-25 (1947)
Yak-25 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Производитель | ОКБ Яковлева |
Первый полет | 2 ноября 1947 г |
Статус | Проект отменен в 1948 году |
Количество построенных | 1 |
Варианты | Yakovlev Yak-30 |
Як -25 — советский военный самолёт, первый истребитель с турбореактивным двигателем, разработанный Яковлева ОКБ . Позднее это обозначение было повторно использовано для другой конструкции перехватчика . По поручению Совета Министров от 11 марта 1947 года создать истребитель с прямым крылом, аналогичный более раннему Як-19 , но с двигателем Rolls-Royce Derwent V , ОКБ-115 быстро произвело Як-25, который проложил несколько путей как первый советский истребитель с полностью герметизированной кабиной, кондиционером, съемным фонарем и гидравлическими воздушными тормозами на фюзеляже, среди других инноваций. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Як-25 во многом повторял Як-19 по компоновке, если не в деталях. Прямые крылья, хотя и схожи по форме в плане, были немного больше и намного тоньше (9% t/c по всей длине), используя секции с ламинарным потоком. Закрылки CAHI также имели гидравлический привод. Вертикальное оперение отличалось от Як-19 стреловидностью назад под углом 40° по передней кромке, а горизонтальное оперение - под углом 35°. [ 1 ]
Двигатель Derwent V крепился к задней части центрального фюзеляжа аналогично Як-19. Хотя фюзеляж имел некруглое поперечное сечение, отличное от Як-19, аналогичная двойная переборка непосредственно за крылом позволяла полностью снять заднюю часть фюзеляжа, открывая доступ к двигателю для снятия или обслуживания. Ходовая часть была очень похожа на Як-19. [ 1 ]
Кабина была очень похожа на более ранние самолеты Яковлева, хотя в Як-25 наддув осуществлялся с использованием системы воздушного цикла, основанной на отборе воздуха из двигателя. Единственный кормовой сдвижной фонарь имел электропривод. Пуленепробиваемое лобовое стекло имело толщину 57 мм, сзади пилота защищала броня толщиной 8 мм. Катапультное кресло было усовершенствованием по сравнению с Як-19, с более длинным ходом пушки и ограничителями для ног. Вооружение также было улучшено: три пушки НР-23 боекомплектом по 75 снарядов каждая. [ 1 ]
Тестирование
[ редактировать ]Як-25-И получил позывной «Желтый 15», а на руле направления воздушного тормоза был нарисован номер «2». На заводских испытаниях Анохин летал с 31 октября 1947 г. по 3 июля 1948 г. [ 1 ]
Летные испытания последовали быстро и показали, что Як-25 прост в управлении и обладает исключительными характеристиками и маневренностью для самолета с прямым крылом. К сожалению, вскоре стало ясно, что секция ламинарного потока, используемая для хвостового оперения, была совершенно непригодна, поскольку на скорости 500 км/ч (310 миль в час) возникала чрезвычайно сильная тряска. Летчик-испытатель Л. Л. Селяков докладывает, что тряска была настолько сильной, что его швырнуло в кабине, он ударился головой о фонарь, а иглы посыпались со всех пилотажных приборов. Секция хвостового оперения была изменена со значительно улучшенными результатами. Хуже того, оба его конкурента, Лавочкин Ла-15 со стреловидным крылом и конкурирующий МиГ-15 , имели превосходные характеристики: МиГ-15 был выбран для массового производства, а Ла-15 произведен в относительно небольшом количестве (235). Яковлеву больше никогда не удавалось построить одномоторный истребитель, превосходящий самолет-конкурент, созданный ОКБ Микояна-Гуревича, как и ОКБ Лавочкина. Разработка была остановлена, но два прототипа использовались для испытаний и разработки. [ 1 ]
Як-25 так и не получил отчетного названия ASCC или номера типа ВВС США, несмотря на то, что в то время он был известен на Западе. [ 1 ]
Экспериментальная работа
[ редактировать ]Дальнейшее развитие, заменяющее прямое крыло на крыло со стреловидностью 35°, было предпринято как Як-30 . [ 1 ]
Yak-25E
[ редактировать ]Як-25Э («Экспериментальный») — Як-25-II, специально модифицированный для буксировки стратегическим бомбардировщиком Ту-4 . Это произошло в ответ на предложение штаба Дальней авиации, призывающее к разработке метода буксировки реактивных истребителей ближнего действия под кодовым названием « Бурлаки» (бурлак). [ 1 ]
Серийный самолет должен был использовать двигатели Климов РД-500 .
В то же время ВВС США экспериментировали с аналогичной системой, известной как Project Tom-Tom . [ 2 ] В американской системе использовался бы либо специально модифицированный F-84 , либо самолет-паразит XF-85 Goblin . [ 2 ] Ранние попытки отличались тем, что к законцовкам крыла бомбардировщика прикреплялись два истребителя. Более поздние планы предусматривали размещение самолета-паразита внутри брюха B-36 . [ 3 ]
Технические характеристики (Як-25 б/н 115001)
[ редактировать ]Данные ранних советских реактивных истребителей, [ 4 ] и ОКБ Яковлева [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,66 м (28 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 8,88 м (29 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 14 м 2 (150 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,64
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-9С-9 (9%); совет: ЦАГИ КВ-4-9 (9%) [ 6 ]
- Вес пустого: 2285 кг (5038 фунтов)
- Полная масса: 3185 кг (7022 фунта) в чистом виде.
- 3535 кг (7793 фунта) с наконечниками-баками
- Запас топлива: внутренний топливный бак + 2 дополнительных бака по 380 л (100 галлонов США; 84 имп галлона) под законцовками крыла.
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Derwent V с центробежным потоком турбореактивный , тягой 15,6 кН (3500 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 982 км/ч (610 миль в час, 530 узлов) на уровне моря.
- 953 км / ч (592 миль в час; 515 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Посадочная скорость: 172 км/ч (107 миль в час; 93 узла)
- Боевая дальность: 1100 км (680 миль, 590 миль) в чистом виде.
- 1600 км (990 миль) с наконечниками-танками
- Практический потолок: 14 000 м (46 000 футов)
- Скорость набора высоты: 37 м/с (7300 футов/мин)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 2 минуты 30 секунд.
- 10 000 м (33 000 футов) за 6 минут 18 секунд
- Нагрузка на крыло: 163 кг/м 2 (33 фунта/кв. фута)
- Тяга/вес : 0,45
- Разбег: 510 м (1670 футов)
- Посадочная длина: 825 м (2700 футов)
Вооружение
- Орудия: 3 × 23-мм (0,906 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23 пушки , 75 выстрелов.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ганстон, 1997 год.
- ^ Jump up to: а б Бауэрс, Питер М. (1 июня 1989 г.). Самолеты Боинг с 1916 года . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 338–339. ISBN 978-0870210372 .
- ^ Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники (1-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 97. ИСБН 0-87021-233-8 .
- ^ Гордон, Ефим (2002). Ранние советские реактивные истребители . Хинкли: Мидленд. стр. 89–100. ISBN 978-1-85780-139-2 .
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp. 174–179. ISBN 1-85780-203-9 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Гордон, Ефим. «Ранние советские реактивные истребители». Хинкли: Мидленд. 2002. ISBN 1-85780-139-3
- Гордон, Ефим (2005). ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли: Мидленд.
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. «Полная книга бойцов». Лондон: Книги Саламандры. 1994. ISBN 1-85833-777-1
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .