Яковлев УТ-2
УТ-2 | |
---|---|
![]() | |
Советская марка с изображением УТ-2 | |
Роль | Тренер |
Национальное происхождение | СССР |
Производитель | Yakovlev |
Дизайнер | Aleksandr Sergeyevich Yakovlev |
Первый полет | 1935 |
Статус | ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Произведено | 1936-1948 гг. |
Количество построенных | 7,243 |
Разработано на основе | АИР-10, Я-20 |
Варианты | Yakovlev Yak-5 |
Яковлев УТ-2 ( русский : Яковлев УТ-2 ; обозначение НАТО « Норка ») — одномоторный тандемный двухместный низкоплан , который был стандартным советским учебно-тренировочным самолетом во время Второй мировой войны . Он использовался советскими ВВС с 1937 года , пока не был заменен Яковлевом Як-18 в 1950-х годах.
Разработка
[ редактировать ]Предыдущий биплан У-2 (По-2) больше не был подходящим учебно-тренировочным самолетом для более быстрых современных самолетов, поступающих на вооружение, и для выполнения этой роли УТ-2 был спроектирован как учебно-тренировочный.
Новый самолет разработал коллектив Александра Сергеевича Яковлева в ОКБ-115. Первоначально обозначенный АИР-10 , он был основан на АИР-9, но был проще, с тандемными открытыми кабинами, а также без предкрылков и закрылков . Первый полет он совершил 11 июля 1935 года. АИР-10 выиграл конкурс в 1935 году и после небольших изменений был принят в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета советских ВВС. К позору Алексея Ивановича Рыкова, под руководством которого работал Яковлев, инициалы АИР были заменены на Я, превратив то, что должно было стать АИР-20, в Я-20 (Я-20).
Смешанная конструкция из дерева и металла АИР-10 была упрощена и для облегчения производства использовалась только древесина, а рядный двигатель Renault АИР-10 мощностью 120 л.с. был заменен двигателем Швецова М-11 Е радиальным мощностью 112 кВт (150 л.с.) на прототип и М-11G мощностью 82 кВт (110 л.с.) в ранних серийных самолетах. Серийное производство началось в сентябре 1937 года. Советские ВВС присвоили самолету обозначение УТ-2 ( учебно- тренировочный).
УТ-2 был непрост в управлении и легко входил в штопор. Модель УТ-2 1940 года отличалась удлиненной носовой частью фюзеляжа и заменой радиального двигателя М-11Д мощностью 93 кВт (125 л.с.), чтобы попытаться решить эту проблему. Несмотря на улучшения, управляемость и летные характеристики оставались сложными.
Для дальнейшего улучшения управляемости и устойчивости в 1941 году был разработан новый (модернизированный) вариант УТ-2М , который заменил исходный УТ-2 в производстве. Была изменена форма крыла в плане: стреловидная передняя кромка и прямая задняя кромка, вертикальный стабилизатор увеличен .
С 1937 по 1946 год на пяти заводах было выпущено 7243 УТ-2 всех типов. В 1950-е годы на смену УТ-2 пришли основной учебно-тренировочный Як-18 и усовершенствованный учебно-тренировочный Як-11 .
До и после Второй мировой войны УТ-2 использовался гражданскими организациями, а после войны УТ-2 также эксплуатировались ВВС и Венгрии Польши .
Варианты
[ редактировать ]
- АИР-10
- предшественник
- 20-е
- прототип
- УТ-2
- первоначальный вариант производства
- УТ-2 (образец 1940 г.)
- улучшенные характеристики отжима.
- УТ-2 (образец 1944 г.)
- УТ-2Л
- УТ-2 с МВ-4
- встроенный двигатель для тестов.
- УТ-2Л
- улучшенный образец 1940 года с фонарем и капотом двигателя, фюзеляж аналогичен раннему Як-18, но имел фиксированное шасси.
- УТ-2М
- производство с 1941 года, новые крылья и оперение
- УТ-2МВ
- временный легкий бомбардировщик
- УТ-2Н (СЭН)
- стенд для испытаний шасси на воздушной подушке [ 1 ]
- ВЫХОД-2В
- учебно-тренировочный бомбардировщик
- ВТ-2
- гидросамолетный вариант базового УТ-2
- Yak-5
- одноместный учебно-тренировочный истребитель УТ-2Л
Операторы
[ редактировать ]
- Нормандия-Неман Блок
- СФР Югославских ВВС
- 1-й учебный авиационный полк (1945-1948).
- 104-й учебный авиационный полк (1948-1956).
- Эскадрилья связи 5-го военного округа (1952-1956).
- Эскадрилья связи 3-го авиационного корпуса (1950-1956).
- Авиационный центр Марибор
Выживший самолет
[ редактировать ]Техническом музее Вадима Задорогого Образец выставлен в Центральном музее ВВС в Монино, в возле Архангельского дворца и в Техническом музее Николы Теслы в Загребе , Хорватия .
Технические характеристики (УТ-2, образец 1940 г.)
[ редактировать ]
Данные ОКБ Яковлева: История ОКБ и его самолетов. [ 2 ] Скопа Энциклопедия русской авиации 1875-1995 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,15 м (23 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 10,2 м (33 фута 6 дюймов)
- Высота: 2,99 м (9 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 17,12 м 2 (184,3 кв. фута)
- Профиль : Геттинген 387. [ 4 ]
- Вес пустого: 628 кг (1385 фунтов)
- Полная масса: 940 кг (2072 фунта)
- Силовая установка: 1 × Швецов М-11Д 5-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 93,2 кВт (125,0 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 узлов)
- Крейсерская скорость: 99 км/ч (62 мили в час, 53 узла)
- Дальность: 1130 км (700 миль, 610 миль)
- Практический потолок: 5000 м (16000 футов)
- Скорость набора высоты: 3,3 м/с (650 футов/мин)
Вооружение
- Ракеты: 8 ракет РС-82 . ( УТ-2МВ )
- Бомбы: 2-4 бомбы по 50 кг (110 фунтов) ( УТ-2МВ ).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В.Б. Шавров. История самолетостроения в СССР (1938-1950). Архивировано 13 июля 2010 г. в Wayback Machine , [1]
- ^ Гордон, Ефим (2005). ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Лондон: Ян Аллан. стр. 36–45. ISBN 978-1857802030 .
- ^ Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. ISBN 978-1855324053 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1997). Самолет Яковлева с 1924 года . Книги Патнэма по аэронавигации. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1557509789 .
- Печерский, Е.А. (1940). Установка Рейса-2 (Самолет УТ-2) . Москва: Военное издательство Наркомата обороны СССР.