Jump to content

Zveno project

Звено ( русский : Звено, воинская часть « Полет ») — самолёт-паразит, разработанный в Советском Союзе в 1930-е годы. Это было детище авиационного инженера Владимира Вахмистрова . В его состав входили базовый тяжелый бомбардировщик Туполев ТБ-1 или Туполев ТБ-3 и от двух до пяти истребителей. В зависимости от варианта истребители либо стартовали вместе с базовым кораблем, либо стыковались в полете, а дозаправляться могли с бомбардировщика. Окончательный вариант «Звено-СПБ» , оснащенный ТБ-3 и двумя И-16 Поликарпова , каждый из которых был вооружен двумя 250-килограммовыми (550 фунтами) бомбами, использовался в боевых действиях в качестве системы стратегического вооружения, показав хорошие результаты против целей в Румынии на начальных этапах операции. Немецко-советская война . Позднее эта же эскадрилья нанесла удар по мосту через реку Днепр , захваченному немецкими войсками. [ 1 ]

Разработка

[ редактировать ]
Звено-2: Туполев ТБ-3 и три Поликарпова И-5 . Также видна рампа для погрузки истребителей. Центральный самолет поднимался на верхнюю часть фюзеляжа вручную.

В июне 1931 года Владимир Вахмистров из Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (НИИ ВВС) приступил к работам над комбинациями истребителей, жестко прикрепленных к тяжелым бомбардировщикам. Предполагалось, что система будет служить нескольким целям:

  1. Доставка истребителей за пределы их обычного радиуса действия
  2. Обеспечение бомбардировщиков истребителями сопровождения.
  3. Использование истребителей для бомбометания с пикирования более тяжелыми бомбами, чем они могли бы поднять самостоятельно.
  4. Использование дополнительной тяги самолетов-паразитов для поднятия в воздух тяжело нагруженного бомбардировщика. [ 2 ] [ нужна страница ]

Во всех конфигурациях «Звено» все самолеты были пилотируемыми и все двигатели работали — ожидалось, что комбинированная тяга более чем компенсирует вес и фактически улучшит характеристики базового корабля по сравнению с обычными бомбардировщиками. [ 3 ] Истребители жестко крепились с помощью металлических каркасов пирамидальной формы, обе защелки контролировались летчиками-истребителями. На «Звено-1» передние защелки управлялись экипажем бомбардировщика, а задние - летчиком-истребителем; в следующей версии это было изменено на управление полностью пилотом-истребителем. [ 3 ] Первоначальная конструкция включала в себя шлангокабели для подачи топлива, которые позволяли истребителям использовать топливо из прикрепленного бомбардировщика. [ 3 ] хотя на практике это не было полностью реализовано.

Первый успешный полет Звено-1 с использованием базового корабля Туполев ТБ-1 и двух истребителей Туполев И-4 , установленных на вершине крыла, состоялся 3 декабря 1931 года. Ошибка в последовательности открытия задвижек экипажем бомбардировщика. В результате один из истребителей преждевременно отделился, но ТБ-1 - с И-4, все еще прикрепленным к одному из крыльев - остался в управляемом полете, и вскоре второй истребитель был без происшествий. развернут. [ 3 ] После того, как управление защелкой было полностью перенесено на истребители, обычная процедура запуска заключалась в том, что пилоты истребителей открывали хвостовой замок, а затем тянули ручку управления, чтобы открыть передние замки и отделиться от бомбардировщика. [ 3 ] Как и предполагалось, наличие пристыкованных истребителей минимально повлияло на летные характеристики корабля-базы, а Звено-2 Туполев ТБ-3 с тремя истребителями Поликарпова И-5 управлялся так же, как обычный бомбардировщик. [ 3 ] Для установки самолета на крылья их поднимали по специальным аппарелям, но центральный самолет приходилось поднимать на верхнюю часть фюзеляжа вручную. Это было настолько громоздко, что центральный И-5 стал постоянным приспособлением к ТБ-3 «Звено-2» и никогда не поднимался в воздух. [ 3 ] В какой-то момент у центрального И-5, все еще с пилотом, управлявшим двигателем, были сняты крылья и хвостовое оперение, и он использовался исключительно в качестве пятой силовой установки для базового корабля бомбардировщика. [ 3 ]

Звено -3 , в котором ТБ-3 нес под крыльями два истребителя Григоровича ИЗ, представлял собой иную задачу: ИЗ представлял собой моноплан с неубирающимся шасси, которое касалось земли, когда он был подвешен под базовым кораблем. Для преодоления неровностей местности при взлете истребители крепились с помощью плавающей рамы, допускавшей вертикальное перемещение относительно ТБ-3. Однако сразу после взлета пилотам ИЦ приходилось нажимать вперед ручки управления, чтобы зафиксировать раму в фиксированном нижнем положении — если истребитель-бомбардировщик не удерживался жестко в полете, управлять бомбардировщиком становилось крайне трудно. [ 3 ] Во время одного из испытательных полетов один из пилотов ИЖ Коротков неправильно рассчитал маневр захвата, и создаваемая его истребителем подъемная сила сломала стыковочный шпангоут и врезался им в нижнюю часть крыла базового корабля. Затем бомбардировщик предпринял попытку аварийной посадки, при этом оба истребителя все еще были прикреплены. При относительно низкой посадочной скорости ТБ-3 произошла потеря подъемной силы ИЖ, который упал, в результате чего Коротков погиб. [ 3 ] Это была самая серьезная авария за всю программу «Звено», несмотря на сложность перевозки до пяти самолетов, выполнение пусков и стыковок в воздухе, а также повреждение базовых кораблей винтами и шасси истребителей. Испытания с различными комбинациями самолетов показали, что конфигурации с верхним расположением представляют наибольшие трудности при стыковке из-за турбулентного потока воздуха, исходящего от крыльев базового корабля. [ 2 ] Проблема безопасного подкрыльевого крепления была решена с внедрением истребителя Поликарпова И-16 с убирающимся шасси, позволяющим использовать те же жесткие шпангоуты крепления, что и для самолета верхнего расположения. [ 3 ]

Базу и ее истребители неофициально прозвали «Цирком Вахмистрова». [ 4 ]

Военные приказали разделить 40 авианосцев между флотом и армией, но Советы были обеспокоены вторжением немцев, и производство было переориентировано на проверенное оружие. Всего было поставлено только пять авианосцев. [ 5 ]

Конфигурации

[ редактировать ]
Стыковка ТБ-3 с ИЗ Григоровича под фюзеляжем.
Zveno-1
Туполев ТБ-1 и два Туполева И-4 на вершине крыла. У обычных полуторапланных самолетов И-4 нижние крылья были удалены (без ущерба для летных характеристик) из-за проблем с зазором у винтов ТБ-1. [ 3 ] Первый полет 3 декабря 1931 г. ТБ-1 пилотировали А.И. Залевский и А.Р. Шарапов, И-4 - Валерий Чкалов и А.Ф. Анисимов. Сам Вахмистров летал в передней наводочной башне. [ 6 ]
Zveno-1a
ТБ-1 и два Поликарпова И-5 на крыльях, первый полет сентябрь 1933 года. ТБ-1 пилотировал Стефановский , И-5 пилотировали Коккинаки и Грозд. [ 2 ]
Zveno-2
Туполев ТБ-3 и три И-5, третий самолет крепился над фюзеляжем. Первый полет август 1934 года. ТБ-3 пилотировал Залевский, И-5 - Алтынов, Супрун и Сюзи. [ 2 ]
Zveno-3
ТБ-3 и два Григоровича ИЗ под крыльями. [ 2 ]
Zveno-5
ТБ-3 и одиночный ИЖ под фюзеляжем, который крепился и отсоединялся в воздухе из-за недостаточного дорожного просвета для истребителя. 23 марта 1935 года ТБ-3, пилотируемый Стефановским и И.З. под управлением Степанченко, совершил первую в мире стыковку в воздухе двух самолетов. [ 2 ]
Zveno-6
ТБ-3 и два Поликарпова И-16 , которые крепились на земле с убранным шасси. Первый полет, август 1935 года, ТБ-3 пилотировал Стефановский, И-16 пилотировали Будаков и Никашин. И-16 могли отсоединяться, а не прикрепляться только в полете. [ 2 ]
Zveno-7
ТБ-3 и два И-16, все состыкованы в воздухе. Первый полет ноябрь 1939 года, летчики Стефановский, Нюхтиков и Супрун. Истребители могли повторно прикрепляться в полете за счет двух выдвижных трапеций, по одной под каждым крылом. Стыковка, хотя и была возможной, была сочтена слишком сложной, чтобы быть практичной. [ 2 ]
Авиаматка («Воздушный базовый корабль»)
ТБ-3 с двумя И-16 под крыльями, двумя И-5 над крыльями и одним ИЗ, прикрепленным под фюзеляжем в воздухе. Первый полет 20 ноября 1935 года. ТБ-3 пилотировал Залевский, истребители - Стефановский, Никашин, Алтынов, Супрун и Степанченок. Вахмистров также работал над более крупной «Авиаматкой» с восемью И-16. В этой схеме ТБ-3 поднимался в воздух с двумя И-16 под крыльями, а остальные шесть закреплялись в воздухе. Не все восемь прикреплялись одновременно, а вращались во время полета, отсоединяясь и снова прикрепляясь по мере необходимости. Эти шесть самолетов также могли дозаправляться с корабля-носителя. Хотя в 1938 году было выполнено несколько успешных стыковок в воздухе и перекачки топлива (Звено 6 и 7), конфигурация из восьми истребителей так и не была завершена. [ 4 ] [ нужна страница ]
SPB ( Sostavnoi Pikiruyuschiy Bombardirovschik - "Combined Dive Bomber")
ТБ-3-4АМ-34ФРН и два И-16 под крыльями, каждый из которых вооружен парой 250-кг (550 фунтов) бомб ФАБ-250. Успешно использовался во время Второй мировой войны. [ 2 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Звено-СПБ: ТБ-3-4М-34ФРН с двумя И-16 Поликарпова, вооруженными бомбами ФАБ-250.

В 1938 году Вахмистров разработал « Звено -СПБ» ( «Комбинированный пикирующий бомбардировщик »), который состоял из базового корабля Ту-3-4АМ-34ФРН и двух истребителей Поликарпова И-16 Тип 5 . Каждый из истребителей был вооружен парой 250-кг (550 фунтов)) фугасных бомб ФАБ-250. [ 2 ] Хотя И-16 Тип 5 мог подняться в воздух самостоятельно, имея не более 100 кг (220 фунтов) бомб, [ 2 ] после подъема в воздух на ТБ-3 он мог развивать скорость 410 км/ч (220 узлов, 255 миль в час) на высоте 2500 м (8200 футов), имел практический потолок 6800 м (22300 футов) и мог погружаться на высоту до 650 км/ч (350 узлов, 405 миль/ч). [ 4 ] [ нужна страница ] После сброса бомб И-16, запущенные СПБ, вели себя как обычные Тип 5. Трехсамолётный самолёт «Звено-СПБ» имел полную взлётную массу 22 000 кг (49 000 фунтов), максимальную скорость 268 км/ч (145 узлов, 165 миль в час), [ 2 ] и дальность действия 2500 км (1350 морских миль, 1550 миль). [ 4 ] [ нужна страница ] Использование базового корабля увеличило дальность действия И-16 на 80%. [ 4 ] [ нужна страница ]

СПБ совершил первый полет в июле 1937 года. [ 2 ] После успешной программы испытаний в 1938 году «Звено-СПБ» был принят на вооружение. К 1 февраля 1940 года советские ВВС должны были получить 20 ТБ-3 и 40 И-16, столько же поступило в советский ВМФ . [ 4 ] [ нужна страница ] Вахмистрову также было поручено изучить возможность использования Туполев ТБ-7 , Туполев МТБ-2 и ГСТ (транспортная версия американской летающей лодки Consolidated PBY Catalina ) в качестве базовых кораблей, а также вооружения И-16 массой 500 кг. (1100 фунтов) бомбы. [ 4 ] [ нужна страница ] К 1939 году государственная поддержка проекта ослабла, ВМФ отменил все свои заказы, а ВВС сократили количество истребителей с 40 до 12. [ 4 ] [ нужна страница ] Однако советские военные наблюдатели отметили успехи немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka на начальных этапах Второй мировой войны . Поскольку в Советском Союзе не было пикирующих бомбардировщиков, было решено возобновить мелкосерийные работы по Звено-СПБ. [ 4 ] [ нужна страница ] Испытания первого серийного «Звено» начались в июне 1940 года. От прототипа он отличался использованием гораздо более мощных истребителей И-16 Тип 24. [ 4 ] [ нужна страница ] Было построено шесть комбинаций баз-истребителей (шесть ТБ-3 и двенадцать модифицированных И-16 Тип 24). Все они были приданы 2-й специальной эскадрилье 32-го истребительного полка 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота , дислоцированной в Евпатории на западе Крыма . [ 4 ] [ нужна страница ] Отражая прозвище экспериментов «Звено», эскадрилья получила название «Цирк Шубикова» (Цирк Шубикова) в честь ее командира Арсения Шубикова. [ 4 ] [ нужна страница ]

Звено-СПБ имел ограниченное, но успешное боевое применение на Восточном фронте Второй мировой войны. На первых этапах перед ВВС Черноморского флота была поставлена ​​задача уничтожить промышленные объекты в нацистской Германии , союзнице Румынии . Самым важным из них был мост короля Карола I через Дунай по которому проходил Плоешти - Констанца нефтепровод , . После нескольких неудачных попыток уничтожить хорошо защищённый мост обычными бомбардировщиками задание было передано эскадрилье «Звено». В качестве боевого испытания было решено сначала атаковать нефтебазу Констанца . 26 июля 1941 года два самолета «Звено-СПБ» средь бела дня без потерь совершили успешную атаку на склад. Истребители оторвались от цели на расстоянии 40 км (22 морских миль, 25 миль) и своим ходом вернулись на аэродром базирования. [ 4 ] [ нужна страница ]

Первый из двух рейдов на мостик состоялся 10 августа 1941 года. Для этой миссии И-16 были оснащены дополнительными 95-литровыми (25 галлонов США) подкрыльевыми топливными баками на дополнительные 35 минут полета. [ 4 ] [ нужна страница ] Из трех «Звено-СПБ» одному пришлось повернуть назад из-за механических неполадок. Два других запустили свои истребители в 15 км (9,3 мили) от побережья Румынии. Истребители успешно совершили пикирование с высоты 1800 м (5900 футов) и вернулись домой без потерь, несмотря на сильный зенитный огонь. [ 4 ] [ нужна страница ] Второй налет состоялся 13 августа 1941 года. На этот раз все три Звено-СПБ достигли цели. Шесть истребителей нанесли пять прямых попаданий в мост и полностью разрушили один из пролетов . [ 4 ] [ нужна страница ] На обратном пути бойцы обстреляли румынскую пехоту возле Сулины и вернулись в Евпаторию без потерь . После успешных боевых вылетов еще два «Звено-СПБ» были приведены в боевое состояние, в результате чего их общее количество достигло пяти. Основным ограничивающим фактором было отсутствие мощных двигателей Микулина АМ-34 ФРН, поскольку другие версии не были достаточно мощными для поднятия самолета в воздух. [ 4 ] [ нужна страница ] 16 августа 1941 года адмирал Николай Кузнецов обратился к Иосифу Сталину с просьбой предоставить ВВС дополнительные ТБ-3 с двигателями АМ-34ФРН, чтобы их можно было переоборудовать в авианосцы «Звено-СПБ», но просьба была отклонена, поскольку ВВС понесли тяжелые потери в Первые дни войны. [ 4 ] [ нужна страница ] Тем временем пять самолетов продолжали совершать боевые вылеты, разрушив сухой док в Констанце 17 августа и мост через реку Днепр 28 августа, потеряв при этом один И-16. [ 4 ] [ нужна страница ] Во время повторной атаки на следующий день четыре И-16, запущенных Звено, вступили в бой с несколькими Мессершмиттами Bf 109 , сбив два. [ 4 ] [ нужна страница ] Несмотря на высокую успешность, миссии Звено завершились к 1942 году из-за высокой уязвимости устаревших ТБ-3 и И-16 перед лицом превосходства в воздухе противника. Подсчитано, что «Звено-СПБ» совершил не менее 30 боевых вылетов. [ 4 ] [ нужна страница ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лесниченко, с. 15–20
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Shavrov, V.B. (1985). История конструкции самолетов в СССР до 1938 г. [ История самолетостроения в СССР до 1938 г. ] (3-е изд.). Машиностроение. ISBN  5-217-03112-3 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Stefanovskiy, P.M. (1968). Триста неизвестных (на русском языке). Воениздат.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ivanov, S.V. (2001). Боевой ишак Сталинских Соколов, часть 3 [ Battle donkey of Stalin's Falcons, part 3 ]. Война в воздухе 43 (in Russian).
  5. ^ Советские летающие авианосцы были гениальны , 10 сентября 2023 г. , получено 11 ноября 2023 г. - через YouTube.
  6. ^ «АКЛ-201611 АвиаКоллекция 11 2016: Советский истребитель Туполев И-4 1920-х годов» . modelgrad.com . Проверено 20 октября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Лесниченко, Владимир (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Боевые составы: советское использование «базовых кораблей» для перевозки истребителей, 1939–1941». Энтузиаст авиации (84): 4–21. ISSN   0143-5450 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70e80b5bb6637c478935149b99fef40c__1718474040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/0c/70e80b5bb6637c478935149b99fef40c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zveno project - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)