Zveno project
Звено ( русский : Звено, воинская часть « Полет ») — самолёт-паразит, разработанный в Советском Союзе в 1930-е годы. Это было детище авиационного инженера Владимира Вахмистрова . В его состав входили базовый тяжелый бомбардировщик Туполев ТБ-1 или Туполев ТБ-3 и от двух до пяти истребителей. В зависимости от варианта истребители либо стартовали вместе с базовым кораблем, либо стыковались в полете, а дозаправляться могли с бомбардировщика. Окончательный вариант «Звено-СПБ» , оснащенный ТБ-3 и двумя И-16 Поликарпова , каждый из которых был вооружен двумя 250-килограммовыми (550 фунтами) бомбами, использовался в боевых действиях в качестве системы стратегического вооружения, показав хорошие результаты против целей в Румынии на начальных этапах операции. Немецко-советская война . Позднее эта же эскадрилья нанесла удар по мосту через реку Днепр , захваченному немецкими войсками. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]
В июне 1931 года Владимир Вахмистров из Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (НИИ ВВС) приступил к работам над комбинациями истребителей, жестко прикрепленных к тяжелым бомбардировщикам. Предполагалось, что система будет служить нескольким целям:
- Доставка истребителей за пределы их обычного радиуса действия
- Обеспечение бомбардировщиков истребителями сопровождения.
- Использование истребителей для бомбометания с пикирования более тяжелыми бомбами, чем они могли бы поднять самостоятельно.
- Использование дополнительной тяги самолетов-паразитов для поднятия в воздух тяжело нагруженного бомбардировщика. [ 2 ] [ нужна страница ]
Во всех конфигурациях «Звено» все самолеты были пилотируемыми и все двигатели работали — ожидалось, что комбинированная тяга более чем компенсирует вес и фактически улучшит характеристики базового корабля по сравнению с обычными бомбардировщиками. [ 3 ] Истребители жестко крепились с помощью металлических каркасов пирамидальной формы, обе защелки контролировались летчиками-истребителями. На «Звено-1» передние защелки управлялись экипажем бомбардировщика, а задние - летчиком-истребителем; в следующей версии это было изменено на управление полностью пилотом-истребителем. [ 3 ] Первоначальная конструкция включала в себя шлангокабели для подачи топлива, которые позволяли истребителям использовать топливо из прикрепленного бомбардировщика. [ 3 ] хотя на практике это не было полностью реализовано.
Первый успешный полет Звено-1 с использованием базового корабля Туполев ТБ-1 и двух истребителей Туполев И-4 , установленных на вершине крыла, состоялся 3 декабря 1931 года. Ошибка в последовательности открытия задвижек экипажем бомбардировщика. В результате один из истребителей преждевременно отделился, но ТБ-1 - с И-4, все еще прикрепленным к одному из крыльев - остался в управляемом полете, и вскоре второй истребитель был без происшествий. развернут. [ 3 ] После того, как управление защелкой было полностью перенесено на истребители, обычная процедура запуска заключалась в том, что пилоты истребителей открывали хвостовой замок, а затем тянули ручку управления, чтобы открыть передние замки и отделиться от бомбардировщика. [ 3 ] Как и предполагалось, наличие пристыкованных истребителей минимально повлияло на летные характеристики корабля-базы, а Звено-2 Туполев ТБ-3 с тремя истребителями Поликарпова И-5 управлялся так же, как обычный бомбардировщик. [ 3 ] Для установки самолета на крылья их поднимали по специальным аппарелям, но центральный самолет приходилось поднимать на верхнюю часть фюзеляжа вручную. Это было настолько громоздко, что центральный И-5 стал постоянным приспособлением к ТБ-3 «Звено-2» и никогда не поднимался в воздух. [ 3 ] В какой-то момент у центрального И-5, все еще с пилотом, управлявшим двигателем, были сняты крылья и хвостовое оперение, и он использовался исключительно в качестве пятой силовой установки для базового корабля бомбардировщика. [ 3 ]
Звено -3 , в котором ТБ-3 нес под крыльями два истребителя Григоровича ИЗ, представлял собой иную задачу: ИЗ представлял собой моноплан с неубирающимся шасси, которое касалось земли, когда он был подвешен под базовым кораблем. Для преодоления неровностей местности при взлете истребители крепились с помощью плавающей рамы, допускавшей вертикальное перемещение относительно ТБ-3. Однако сразу после взлета пилотам ИЦ приходилось нажимать вперед ручки управления, чтобы зафиксировать раму в фиксированном нижнем положении — если истребитель-бомбардировщик не удерживался жестко в полете, управлять бомбардировщиком становилось крайне трудно. [ 3 ] Во время одного из испытательных полетов один из пилотов ИЖ Коротков неправильно рассчитал маневр захвата, и создаваемая его истребителем подъемная сила сломала стыковочный шпангоут и врезался им в нижнюю часть крыла базового корабля. Затем бомбардировщик предпринял попытку аварийной посадки, при этом оба истребителя все еще были прикреплены. При относительно низкой посадочной скорости ТБ-3 произошла потеря подъемной силы ИЖ, который упал, в результате чего Коротков погиб. [ 3 ] Это была самая серьезная авария за всю программу «Звено», несмотря на сложность перевозки до пяти самолетов, выполнение пусков и стыковок в воздухе, а также повреждение базовых кораблей винтами и шасси истребителей. Испытания с различными комбинациями самолетов показали, что конфигурации с верхним расположением представляют наибольшие трудности при стыковке из-за турбулентного потока воздуха, исходящего от крыльев базового корабля. [ 2 ] Проблема безопасного подкрыльевого крепления была решена с внедрением истребителя Поликарпова И-16 с убирающимся шасси, позволяющим использовать те же жесткие шпангоуты крепления, что и для самолета верхнего расположения. [ 3 ]
Базу и ее истребители неофициально прозвали «Цирком Вахмистрова». [ 4 ]
Военные приказали разделить 40 авианосцев между флотом и армией, но Советы были обеспокоены вторжением немцев, и производство было переориентировано на проверенное оружие. Всего было поставлено только пять авианосцев. [ 5 ]
Конфигурации
[ редактировать ]
- Zveno-1
- Туполев ТБ-1 и два Туполева И-4 на вершине крыла. У обычных полуторапланных самолетов И-4 нижние крылья были удалены (без ущерба для летных характеристик) из-за проблем с зазором у винтов ТБ-1. [ 3 ] Первый полет 3 декабря 1931 г. ТБ-1 пилотировали А.И. Залевский и А.Р. Шарапов, И-4 - Валерий Чкалов и А.Ф. Анисимов. Сам Вахмистров летал в передней наводочной башне. [ 6 ]
- Zveno-1a
- ТБ-1 и два Поликарпова И-5 на крыльях, первый полет сентябрь 1933 года. ТБ-1 пилотировал Стефановский , И-5 пилотировали Коккинаки и Грозд. [ 2 ]
- Zveno-2
- Туполев ТБ-3 и три И-5, третий самолет крепился над фюзеляжем. Первый полет август 1934 года. ТБ-3 пилотировал Залевский, И-5 - Алтынов, Супрун и Сюзи. [ 2 ]
- Zveno-3
- ТБ-3 и два Григоровича ИЗ под крыльями. [ 2 ]
- Zveno-5
- ТБ-3 и одиночный ИЖ под фюзеляжем, который крепился и отсоединялся в воздухе из-за недостаточного дорожного просвета для истребителя. 23 марта 1935 года ТБ-3, пилотируемый Стефановским и И.З. под управлением Степанченко, совершил первую в мире стыковку в воздухе двух самолетов. [ 2 ]
- Zveno-6
- ТБ-3 и два Поликарпова И-16 , которые крепились на земле с убранным шасси. Первый полет, август 1935 года, ТБ-3 пилотировал Стефановский, И-16 пилотировали Будаков и Никашин. И-16 могли отсоединяться, а не прикрепляться только в полете. [ 2 ]
- Zveno-7
- ТБ-3 и два И-16, все состыкованы в воздухе. Первый полет ноябрь 1939 года, летчики Стефановский, Нюхтиков и Супрун. Истребители могли повторно прикрепляться в полете за счет двух выдвижных трапеций, по одной под каждым крылом. Стыковка, хотя и была возможной, была сочтена слишком сложной, чтобы быть практичной. [ 2 ]
- Авиаматка («Воздушный базовый корабль»)
- ТБ-3 с двумя И-16 под крыльями, двумя И-5 над крыльями и одним ИЗ, прикрепленным под фюзеляжем в воздухе. Первый полет 20 ноября 1935 года. ТБ-3 пилотировал Залевский, истребители - Стефановский, Никашин, Алтынов, Супрун и Степанченок. Вахмистров также работал над более крупной «Авиаматкой» с восемью И-16. В этой схеме ТБ-3 поднимался в воздух с двумя И-16 под крыльями, а остальные шесть закреплялись в воздухе. Не все восемь прикреплялись одновременно, а вращались во время полета, отсоединяясь и снова прикрепляясь по мере необходимости. Эти шесть самолетов также могли дозаправляться с корабля-носителя. Хотя в 1938 году было выполнено несколько успешных стыковок в воздухе и перекачки топлива (Звено 6 и 7), конфигурация из восьми истребителей так и не была завершена. [ 4 ] [ нужна страница ]
- SPB ( Sostavnoi Pikiruyuschiy Bombardirovschik - "Combined Dive Bomber")
- ТБ-3-4АМ-34ФРН и два И-16 под крыльями, каждый из которых вооружен парой 250-кг (550 фунтов) бомб ФАБ-250. Успешно использовался во время Второй мировой войны. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]
В 1938 году Вахмистров разработал « Звено -СПБ» ( «Комбинированный пикирующий бомбардировщик »), который состоял из базового корабля Ту-3-4АМ-34ФРН и двух истребителей Поликарпова И-16 Тип 5 . Каждый из истребителей был вооружен парой 250-кг (550 фунтов)) фугасных бомб ФАБ-250. [ 2 ] Хотя И-16 Тип 5 мог подняться в воздух самостоятельно, имея не более 100 кг (220 фунтов) бомб, [ 2 ] после подъема в воздух на ТБ-3 он мог развивать скорость 410 км/ч (220 узлов, 255 миль в час) на высоте 2500 м (8200 футов), имел практический потолок 6800 м (22300 футов) и мог погружаться на высоту до 650 км/ч (350 узлов, 405 миль/ч). [ 4 ] [ нужна страница ] После сброса бомб И-16, запущенные СПБ, вели себя как обычные Тип 5. Трехсамолётный самолёт «Звено-СПБ» имел полную взлётную массу 22 000 кг (49 000 фунтов), максимальную скорость 268 км/ч (145 узлов, 165 миль в час), [ 2 ] и дальность действия 2500 км (1350 морских миль, 1550 миль). [ 4 ] [ нужна страница ] Использование базового корабля увеличило дальность действия И-16 на 80%. [ 4 ] [ нужна страница ]
СПБ совершил первый полет в июле 1937 года. [ 2 ] После успешной программы испытаний в 1938 году «Звено-СПБ» был принят на вооружение. К 1 февраля 1940 года советские ВВС должны были получить 20 ТБ-3 и 40 И-16, столько же поступило в советский ВМФ . [ 4 ] [ нужна страница ] Вахмистрову также было поручено изучить возможность использования Туполев ТБ-7 , Туполев МТБ-2 и ГСТ (транспортная версия американской летающей лодки Consolidated PBY Catalina ) в качестве базовых кораблей, а также вооружения И-16 массой 500 кг. (1100 фунтов) бомбы. [ 4 ] [ нужна страница ] К 1939 году государственная поддержка проекта ослабла, ВМФ отменил все свои заказы, а ВВС сократили количество истребителей с 40 до 12. [ 4 ] [ нужна страница ] Однако советские военные наблюдатели отметили успехи немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka на начальных этапах Второй мировой войны . Поскольку в Советском Союзе не было пикирующих бомбардировщиков, было решено возобновить мелкосерийные работы по Звено-СПБ. [ 4 ] [ нужна страница ] Испытания первого серийного «Звено» начались в июне 1940 года. От прототипа он отличался использованием гораздо более мощных истребителей И-16 Тип 24. [ 4 ] [ нужна страница ] Было построено шесть комбинаций баз-истребителей (шесть ТБ-3 и двенадцать модифицированных И-16 Тип 24). Все они были приданы 2-й специальной эскадрилье 32-го истребительного полка 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота , дислоцированной в Евпатории на западе Крыма . [ 4 ] [ нужна страница ] Отражая прозвище экспериментов «Звено», эскадрилья получила название «Цирк Шубикова» (Цирк Шубикова) в честь ее командира Арсения Шубикова. [ 4 ] [ нужна страница ]
Звено-СПБ имел ограниченное, но успешное боевое применение на Восточном фронте Второй мировой войны. На первых этапах перед ВВС Черноморского флота была поставлена задача уничтожить промышленные объекты в нацистской Германии , союзнице Румынии . Самым важным из них был мост короля Карола I через Дунай по которому проходил Плоешти - Констанца нефтепровод , . После нескольких неудачных попыток уничтожить хорошо защищённый мост обычными бомбардировщиками задание было передано эскадрилье «Звено». В качестве боевого испытания было решено сначала атаковать нефтебазу Констанца . 26 июля 1941 года два самолета «Звено-СПБ» средь бела дня без потерь совершили успешную атаку на склад. Истребители оторвались от цели на расстоянии 40 км (22 морских миль, 25 миль) и своим ходом вернулись на аэродром базирования. [ 4 ] [ нужна страница ]
Первый из двух рейдов на мостик состоялся 10 августа 1941 года. Для этой миссии И-16 были оснащены дополнительными 95-литровыми (25 галлонов США) подкрыльевыми топливными баками на дополнительные 35 минут полета. [ 4 ] [ нужна страница ] Из трех «Звено-СПБ» одному пришлось повернуть назад из-за механических неполадок. Два других запустили свои истребители в 15 км (9,3 мили) от побережья Румынии. Истребители успешно совершили пикирование с высоты 1800 м (5900 футов) и вернулись домой без потерь, несмотря на сильный зенитный огонь. [ 4 ] [ нужна страница ] Второй налет состоялся 13 августа 1941 года. На этот раз все три Звено-СПБ достигли цели. Шесть истребителей нанесли пять прямых попаданий в мост и полностью разрушили один из пролетов . [ 4 ] [ нужна страница ] На обратном пути бойцы обстреляли румынскую пехоту возле Сулины и вернулись в Евпаторию без потерь . После успешных боевых вылетов еще два «Звено-СПБ» были приведены в боевое состояние, в результате чего их общее количество достигло пяти. Основным ограничивающим фактором было отсутствие мощных двигателей Микулина АМ-34 ФРН, поскольку другие версии не были достаточно мощными для поднятия самолета в воздух. [ 4 ] [ нужна страница ] 16 августа 1941 года адмирал Николай Кузнецов обратился к Иосифу Сталину с просьбой предоставить ВВС дополнительные ТБ-3 с двигателями АМ-34ФРН, чтобы их можно было переоборудовать в авианосцы «Звено-СПБ», но просьба была отклонена, поскольку ВВС понесли тяжелые потери в Первые дни войны. [ 4 ] [ нужна страница ] Тем временем пять самолетов продолжали совершать боевые вылеты, разрушив сухой док в Констанце 17 августа и мост через реку Днепр 28 августа, потеряв при этом один И-16. [ 4 ] [ нужна страница ] Во время повторной атаки на следующий день четыре И-16, запущенных Звено, вступили в бой с несколькими Мессершмиттами Bf 109 , сбив два. [ 4 ] [ нужна страница ] Несмотря на высокую успешность, миссии Звено завершились к 1942 году из-за высокой уязвимости устаревших ТБ-3 и И-16 перед лицом превосходства в воздухе противника. Подсчитано, что «Звено-СПБ» совершил не менее 30 боевых вылетов. [ 4 ] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]- Воздушно-десантный авианосец
- Short Mayo Composite - комбинация двух гидросамолетов дальнего действия, эксплуатируемая Imperial Airways в конце 1930-х годов.
- Мистель — различные комбинации истребителей-бомбардировщиков, использовавшиеся Люфтваффе во время Второй мировой войны для атаки крупных хорошо защищенных целей.
- Проект FICON — комбинация Convair B-36 — F-84F Thunderstreak для сопровождения истребителей и дальней разведки, использовавшаяся ВВС США во время Холодной войны .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лесниченко, с. 15–20
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Shavrov, V.B. (1985). История конструкции самолетов в СССР до 1938 г. [ История самолетостроения в СССР до 1938 г. ] (3-е изд.). Машиностроение. ISBN 5-217-03112-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Stefanovskiy, P.M. (1968). Триста неизвестных (на русском языке). Воениздат.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ivanov, S.V. (2001). Боевой ишак Сталинских Соколов, часть 3 [ Battle donkey of Stalin's Falcons, part 3 ]. Война в воздухе 43 (in Russian).
- ^ Советские летающие авианосцы были гениальны , 10 сентября 2023 г. , получено 11 ноября 2023 г. - через YouTube.
- ^ «АКЛ-201611 АвиаКоллекция 11 2016: Советский истребитель Туполев И-4 1920-х годов» . modelgrad.com . Проверено 20 октября 2017 г.