Jump to content

проект ФИКОН

GRB-36 с YRF-84F

Программа FICON ( Fighter Conveyor) проводилась ВВС США в 1950-х годах для проверки возможности создания бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker, несущего Republic F-84 Thunderflash истребитель-паразит в бомбовом отсеке . Более ранние эксперименты по соединению законцовок крыла включали Tip Tow , которые представляли собой попытки нести истребители, соединенные с законцовками крыла бомбардировщиков. Впоследствии Том-Том следил за проектом FICON.

Эксперименты по соединению законцовок крыла

[ редактировать ]

Эксперименты по соединению законцовок крыла были основаны на концепции добавления дополнительных плавающих панелей для увеличения эффективного размаха крыльев самолета в надежде, что это увеличит дальность полета самолета. Теоретически это будет действовать так же, как длинные узкие крылья планера. Сообщается, что немцы экспериментировали с этой идеей в 1944 и 1945 годах, соединяя вместе два легких самолета одинакового размера, затем идею развил Ричард Фогт , приехавший в США из Германии после Второй мировой войны. Идея была опробована на полигоне Райт в конце 1940-х годов с использованием самолетов Douglas C-47A Skytrain и Culver Q-14B Cadet . Эти испытания показали, что идея перспективна, и компания Republic Aviation получила контракт на дальнейшее исследование. Так начался проект Tip Tow.

Проект МХ-1016 (Tip Tow)

[ редактировать ]
EB-29A состыковался по законцовке крыла с двумя EF-84D в проекте Tip-Tow.
Крупный план B-29 с EF-84D-1-RE 48-641 на законцовке крыла.

Программа MX-1016 (под кодовым названием «Tip Tow») была направлена ​​на расширение дальности действия реактивных самолетов для защиты бомбардировщиков с поршневыми двигателями с возможностью прикрепления / отсоединения истребителя к бомбардировщику через соединения законцовок крыла. [ 1 ] [ 2 ] Самолет Tip Tow состоял из специально модифицированного ETB-29A (серийный номер 44-62093 ) и двух EF-84D (серийные номера 48-641 и 48-661 ). Был предпринят ряд полетов с несколькими успешными циклами прикрепления и отсоединения сначала с использованием одного самолета, затем двух. Пилоты F-84 сохраняли ручное управление при прикреплении, при этом ось крена поддерживалась за счет движения руля высоты, а не движения элеронов. Двигатели F-84 были выключены для экономии топлива во время «буксировки» базовым кораблем, и перезапуск двигателей в полете был успешно выполнен.

Гибкость крыла B-29, а также вихри на законцовках крыла вызывали беспокойство, а механизмы крепления требовали доработок. Первое соединение обоих F-84 с B-29 произошло в 10-м полете 15 сентября 1950 года. Самый продолжительный полет со всеми связями состоялся 20 октября 1950 года и длился 2 часа 40 минут. Все эти полеты выполнялись с ручным управлением самолетом F-84. Республика получила дополнительный контракт на продолжение экспериментов по внедрению автоматической системы управления полетом. Тем временем по мере доработок проводились дополнительные испытательные полеты, в том числе ночные. Модификации автоматического управления полетом были готовы к испытаниям в марте 1953 года, и было произведено несколько подключений только к одному или другому F-84 при попытке решить сохраняющиеся проблемы с электричеством. 24 апреля 1953 года над Пеконик-Бэй , штат Нью-Йорк, к нему подключился левый F-84, и сработала автоматическая система. F-84 тут же перевернулся на крыло B-29 и оба разбились, потеряв всех пятерых членов экипажа и пилота F-84. [ 3 ]

Пилот правого F-84D майор Кларенс Э. «Бад» Андерсон написал об экспериментах с наклоном-буксировкой в ​​статье под названием « Эксперименты по соединению законцовок крыла самолета», опубликованной Обществом летчиков-экспериментаторов . [ 4 ]

Проект Том-Том

[ редактировать ]

Параллельно разрабатывалась аналогичная конфигурация, получившая название Tom-Tom, с использованием JRB-36F 49-2707, ранее использовавшегося в ранних испытаниях FICON, и двух RF-84F (серийные номера 51-1848 и 51-1849 ). Самолеты крепились законцовки крыла к законцовкам с помощью шарнирных рычагов и зажимов. Хотя в 1956 году пилоты Convair Док Уитчелл, Берил Эриксон и Рэймонд Фицджеральд выполнили несколько успешных подключений, турбулентность и вихри продолжали представлять собой серьезную проблему. 23 сентября 1956 года RF-84F 51-1849 , пилотируемый Берил Эриксон, фактически оторвался от законцовки правого крыла JRB-36F. [ 5 ] [ нужна страница ] Все самолеты благополучно приземлились, но эту концепцию сочли слишком опасной. Разработки в области дозаправки в воздухе в то время обещали гораздо более безопасный способ увеличения дальности полета истребителей, и проект Том-Том был отменен.

Концепция ФИКОН

[ редактировать ]

Хотя экспериментальный McDonnell XF-85 Goblin истребитель сопровождения оказался неудачным, ВВС США считали, что концепция истребителя-бомбардировщика все еще жизнеспособна. Вместо сопровождения акцент сместился на ударную роль: Convair B-36 Peacemaker нес на борту республиканский истребитель F-84 Thunderjet . План заключался в том, чтобы тяжелый бомбардировщик с большей дальностью полета прибыл в непосредственной близости от цели и развернул более быстрый и маневренный F-84 для доставки тактической ядерной бомбы . Затем F-84 вернется на «базовый корабль» и будет доставлен домой.

FICON тестирование

[ редактировать ]

Серийный RB-36F-1-CF Peacemaker (серийный номер 49-2707 ) был модифицирован специальным трапециевидным механизмом в бомбовом отсеке и получил обозначение GRB-36F, а также серийный F-84E Thunderjet (серийный номер 49-2115 был установлен ). с выдвижным крюком в носу перед кабиной. Крюк должен был связать истребитель с трапецией, которая удерживала самолет в бомбоотсеке во время полета, опускала его для развертывания и поднимала обратно после миссии. Из-за размеров истребителя внутри GRB-36 фактически помещались только кабина, хребтовая часть фюзеляжа и хвостовое оперение, что значительно увеличивало лобовое сопротивление и уменьшало дальность полета большого бомбардировщика на 5–10%. Положительным моментом является то, что летчик-истребитель смог покинуть свой самолет, будучи прикрепленным к авианосцу, что сделало 10-часовые полеты туда и обратно гораздо более терпимыми.

Первые испытания FICON были проведены в 1952 году. Первое подключение произошло 9 января 1952 года, первый подъем в бомбоотсек - 23 апреля, а первый полет всей системы от взлета до посадки - 14 мая. В 1953 году GRB-36/F-84E был отправлен на базу ВВС Эглин , где впоследствии было выполнено 170 пусков и подъемов с воздуха. В мае 1953 года F-84E был заменен более быстрым Republic F-84F Thunderstreak с оригинальным прототипом YRF-84F (кратко называемым YF-96A ) (серийный номер 49-2430 ), модифицированным для этой роли и кратко обозначенным GRF-84F. . Когда тактический разведывательный истребитель RF-84F Thunderflash начал поступать на вооружение, роль FICON была изменена с атакующей на разведывательную. Как и F-84, RF-84 должен был использовать свой меньший размер и превосходную маневренность для пролета над хорошо защищенными целями и сбора разведывательных данных, в то время как бомбардировщик слонялся вне зоны действия обороны противника. Схема была признана «тактически обоснованной», и ВВС США заказали переоборудование 10 серийных RB-36D в Авианосцы GRB-36D в составе 25 RF-84K тактических истребителей-разведчиков . RF -84K отличался от RF-84F наличием убирающегося соединительного оборудования и угловых хвостовых оперений, которые лучше помещались внутри GRB-36. Поскольку он сохранил вооружение из четырех пулеметов калибра 0,50 дюйма, он также мог действовать в качестве истребителя сопровождения. RF-84K мог быть развернут на высоте до 25 000 футов (7550 м) и добавлял 1180 миль (1900 км) к боевой дальности GRB-36D в 2800 миль (4500 км).

GRB-36 запускает YRF-84F с трапеции
F-84E на трапеции FICON.
RF-84K Thunderflash 407-го стратегического истребительного авиаполка, 1955 г.

ФИКОН в эксплуатации

[ редактировать ]

Система FICON ограниченно использовалась Стратегическим авиационным командованием в 1955–56 годах. Авианосцы GRB-36D из 99-го стратегического разведывательного крыла ( авиабаза Фэйрчайлд ) действовали совместно с RF-84K из 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ( авиабаза Ларсон ).

Последующие испытательные полеты продемонстрировали, что концепция FICON действительно «тактически обоснована», но ее эксплуатационная реализация была затруднена. Всего было построено 10 GRB-36D и 25 RF-84K, которые в 1955–56 годах использовались ограниченно. Соединение с самолетом-носителем в идеальных условиях было сложной задачей для опытных летчиков-испытателей. В бою или в плохую погоду, а также для менее опытных пилотов они оказались трудными, и несколько RF-84K были повреждены при попытке это сделать. Кроме того, RF-84 резко уменьшил дорожный просвет бомбардировщика: с внешними баками на 450 галлонов (1700 литров) на истребителе комбинация FICON просветилась всего на шесть дюймов (15 см). Эти невзгоды в сочетании с появлением Lockheed U-2 и устареванием B-36 привели к отмене проекта в 1956 году, причем последний полет FICON состоялся 27 апреля.

После списания некоторые RF-84К были списаны, но другие эксплуатировались как самолеты-разведчики с выдвижным крюковым аппаратом, который все еще оставался на месте. Выживают только трое; один в Национальном музее ВВС США , один на «статическом участке» Самолетов славы в Чино, Калифорния, и один в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, Колорадо.

Республика РФ-84К Thunderflash в Национальном музее ВВС США

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Калли, Джордж и Андреас Парш. «Список от MX-1000 до MX-1499». Системы обозначений, 2005 г. Проверено 6 октября 2010 г.
  2. ^ Миллер 1977, с. 163.
  3. ^ «Авария при столкновении в воздухе Boeing ETB-29A Superfortress 44-62093, 24 апреля 1953 г.» .
  4. ^ Андерсон, CE (2010). Эксперименты по соединению законцовок крыла самолета . Материалы пятьдесят четвертого симпозиума Общества летчиков-испытателей. Ланкастер, Калифорния. стр. 225–242.
  5. ^ Локетт 2009.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, CE «Бад» (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Пойманный за кончик крыла». Любитель воздуха . № 17. С. 74–80. ISSN   0143-5450 .
  • Андерсон, майор Кларенс Э. «Бад». «Опыты с соединением законцовок крыла самолета». Общество летчиков-испытателей через web.archive.org. Проверено: 6 октября 2010 г.
  • Андерсон, полковник Кларенс «Бад» с Джозефом П. Хамеленом. Летать и сражаться: Мемуары тройного аса. Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона, 1999. ISBN   0-935553-34-7 .
  • Баугер, Джо. «ГРБ-36 ФИКОН». Американский военный самолет, 16 августа 2001 г.
  • Дэвис, Ларри и Дэвид Менар. F-84 Thunderjet в действии (Самолет № 61). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1983. ISBN   978-0-89747-147-3 .
  • Форд, Дэниел. «Б-36: Бомбардировщик на распутье». Air and Space/Смитсоновский институт , апрель 1996 г. Дата обращения: 3 февраля 2007 г.
  • Кивени, К. Republic F-84/варианты со стреловидным крылом (Aerofax Minigraph, № 15) . Лондон: Аэрофакс. 1987. ISBN   0-942548-20-5 .
  • Локетт, Брайан. Летающие авианосцы ВВС США: Проект Ficon. Скоттсдейл, Аризона: LockettBooks, 2008. ISBN   978-0-615-25276-6 .
  • Локетт, Брайан. Летающие авианосцы ВВС США: соединение законцовок крыла . Скоттсдейл, Аризона: LockettBooks, 2009. ISBN   978-0-578-03186-6 .
  • Макларен, Дэвид. Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak & Thunderflash: фотохроника . Атглен, Пенсильвания: Военная/авиационная история Шиффера, 1998. ISBN   0-7643-0444-5 .
  • Миллер, Джей. «Проект Том-Том». Аэрофил, том 1, номер 3, декабрь 1977 г.
  • Миллер, Джей. «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 13, август – ноябрь 1980 г., стр. 79–80. ISSN   0143-5450
  • Миллер, Джей. «Тип Тау и Том-Том». Air Enthusiast , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 40–42. ISSN   0143-5450 .
  • Паффер, Раймонд Л. (25 июля 2006 г.). «Два бойца в одном корпусе» . Управление истории летно-испытательного центра ВВС. Архивировано из оригинала 27 октября 2006 года . Проверено 12 июня 2016 г.
  • Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
  • Вагнер, Рэй. Американские боевые самолеты, третье расширенное издание . Нью-Йорк: Даблдей, 1982. ISBN   0-385-13120-8 .
  • Винчестер, Джим. «Конвайр Б-36». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Рочестер, Кент, Великобритания: The Grange plc.,
  • Йенн, Билл. «Конвайр Б-36 Миротворец». Международный обзор авиации , Vol. 13 лета 2004 г. Лондон: AirTime Publishing, 2004. ISBN   1-880588-84-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7564a6d9f842a74378d3bdfb17eee10__1722445620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/10/d7564a6d9f842a74378d3bdfb17eee10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
FICON project - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)