Kharkiv KhAI-1
ХАИ-1 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Горки Авиация Плант , Завод 43 , Харкив Авиация Факторы |
Дизайнер | Харьковский авиационный институт |
Первый полет | 8 октября 1932 г. [ 1 ] |
Основной пользователь | Аэрофлот |
Количество построенных | 45 |
Харьков ХАИ-1 ( ХАІ-1 ) — авиалайнер, произведенный в Советском Союзе в начале 1930-х годов, необычный тем, что был спроектирован (и построен прототип) студентами. Имея исключительно чистую конструкцию, ХАИ-1 был первым европейским пассажирским транспортным самолетом с убирающимся шасси и имел максимальную скорость, превышающую показатели истребителей, стоявших на вооружении в то время. Около 40 ХАИ-1 эксплуатировались Аэрофлотом представлял собой специальную военную версию, которая , но хотя ХАИ-1ВВ была разработана и летала в виде прототипа, в производство она не пошла.
Разработка
[ редактировать ]Проект был детищем Иосифа Григорьевича Немана , тогдашнего руководителя отдела авиастроения недавно созданного Харьковского авиационного института . Решив предоставить студентам практический опыт, он разделил студентов на две команды, каждой из которых было поручено спроектировать авиалайнер с использованием дешевых и легко доступных материалов. Одна группа под руководством Л.Д. Арсона должна была работать над конструкцией, включающей современные технологии и конструктивные особенности, получившей обозначение ХАИ-1, а другая под руководством А. Еременко — над более консервативной конструкцией, получившей обозначение ХАИ-2 . [ 2 ] Задача была поставлена в мае 1931 года, и были указаны сроки, согласно которым лучший проект должен быть завершен и готов к строительству к февралю следующего года. Курировать всю затею должно было украинское отделение ОСОАВИАХИМа .
Вскоре Найман выбрал ХАИ-1 в качестве проекта для продолжения работы. Это был низкоплан свободнонесущий моноплан с обтекаемым фюзеляжем овального сечения и убирающимся шасси. Конструкция должна была быть полностью деревянной, с тканевым покрытием рулей. Студенты были реорганизованы в десять команд по пять-семь человек в каждой и приступили к детальному проектированию узлов и конструкций самолета. Планы были выполнены в срок, и в марте 1932 года работы начались на Харьковском авиационном заводе , где тогда располагалось конструкторское бюро старого наставника Наймана Константина Алексеевича Калинина . Строительство прототипа было предпринято самими студентами под руководством работников завода и было завершено за 180 дней. Самолет впервые поднялся в воздух 8 октября под руководством Бориса Кудрина , а Найман находился на борту в качестве пассажира. Высокая скорость и хорошая управляемость самолета быстро стали очевидны, и после заводских испытаний прототип ХАИ-1 17 февраля 1933 года был доставлен в Москву для государственных приемочных испытаний, совершив перелет из Харькова в рекордно короткие сроки. К июню эти испытания завершились, летчики-испытатели И.Ф.Петров и П.И.Стефановский подтвердили отличные летные характеристики самолета и рекомендовали его для эксплуатации. Сервис Аэрофлота , предлагающий увеличение скорости на 50% по сравнению со стандартным авиалайнером Калинин К-5 того времени. Найман был награжден орденом Красной Звезды За этот проект .
Когда ХАИ-1 был заказан в серийное производство, Найман первоначально просил, чтобы это было произведено на Харьковском авиационном заводе, но это предприятие готовилось к производству бомбардировщика Калинин К-7 и поэтому не имело мощностей. Вместо этого производство было передано Горьковскому авиационному заводу (Завод 21), который заканчивал производство Поликарпова И-5 . Серийные образцы отличались от прототипа более крупным рулем направления, увеличенным багажным отделением, переработанной ходовой частью с олео-стойками и более легкими колесными тормозами. Пассажирский салон также был переработан, с дополнительной звукоизоляцией и вентиляцией, а также добавлением туалета. Пересмотр общей конструкции привел к снижению веса на 125 кг (275 фунтов) и увеличению максимальной скорости с 292 км/ч до 319 км/ч (от 182 до 199 миль в час). Однако здесь было построено всего три самолета, прежде чем понадобился завод для постройки Поликарпова И-16 , а производство ХАИ-1 было перенесено на Завод 43 в Киеве , где были построены остальные самолеты. Первый из них совершил полет в ноябре 1934 года, а в апреле следующего года начались эксплуатационные испытания.
Советские ВВС вскоре проявили интерес к этой конструкции как альтернативе Поликарпову РЗ, который затем заменил Поликарпова Р-5 в роли разведчика-бомбардировщика. Был построен единственный прототип ХАИ-1ВВ (от «Военный вариант» - « Военный вариант»), вооруженный задним пулеметом и бомбами, перевозимыми во внутренних стойках. Хотя характеристики были впечатляющими, механизм сброса бомб оказался проблематичным, и по мере того, как разработка затягивалась, ВВС постепенно теряли интерес.
Операционная история
[ редактировать ]После испытаний между Москвой и Киевом ХАИ-1 в начале 1936 года был введен в регулярный рейс Аэрофлота между Москвой и Севастополем . Два несчастных случая произошли во время ранней службы. У одного из них вскоре после взлета сломалась внешняя панель крыла, а у другого при приземлении разрушилась стойка шасси. Эти события привели к пересмотру конструкции ОКО , что привело к общему усилению, которое увеличило вес самолета настолько, что пришлось пожертвовать одним пассажирским сиденьем. На время проверки производство в Киеве было приостановлено, но вскоре возобновилось. Аэрофлот продолжал использовать этот тип на пассажирских и почтовых маршрутах до 1940 года между Москвой и Харьковом , Москвой и Минводами , а также между Ростовом и Краснодаром .
Варианты
[ редактировать ]- ХАИ-1 - Пассажирский транспорт
- ХАИ-1Б — (он же ХАИ-1ВВ ), военный вариант учебного бомбардировщика, два из которых были переоборудованы из ХАИ-1, с бомбовой нагрузкой 200 кг, а также одним стационарным и одним подвижным пулеметом.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (ХАИ-1, серия 1934 г.)
[ редактировать ]Данные из Ганстон, Билл (1995). Скопа Энциклопедия русской авиации 1875-1995 гг . Лондон: Оспри. стр. 148–149.
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Вместимость: 6 пассажиров
- Длина: 10,41 м (34 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 14,85 м (48 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 33,2 м 2 (357 кв. футов)
- Вес пустого: 1630 кг (3590 фунтов)
- Полная масса: 2600 кг (5720 фунтов)
- Силовая установка: 1 × М-22 , 360 кВт (480 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 292 км/ч (181 миль в час, 157 узлов)
- Дальность: 1130 км (700 миль, 610 миль)
- Практический потолок: 7200 м (23620 футов)
- Скорость набора высоты: 3,623 м/с (706,5 футов/мин).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Посланник воздушной скорости
- Хейнкель Хе 70
- Юнкерс Ю 60
- Локхид Модель 9 Орион
- Маншу Хаябуса
- Дельта Нортропа
- Polikarpov/Rafaelyants PR-12
- Tairov OKO-1
- Вульти V-1
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 560.
- Ганстон, Билл (1995). Скопа Энциклопедия русской авиации 1875-1995 гг . Лондон: Оспри. стр. 148–149.
- Музей российской авиации. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Уголок неба