Jump to content

Kharkiv KhAI-1

ХАИ-1
Роль Авиалайнер
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Горки Авиация Плант , Завод 43 , Харкив Авиация Факторы
Дизайнер Харьковский авиационный институт
Первый полет 8 октября 1932 г. [ 1 ]
Основной пользователь Аэрофлот
Количество построенных 45

Харьков ХАИ-1 ( ХАІ-1 ) — авиалайнер, произведенный в Советском Союзе в начале 1930-х годов, необычный тем, что был спроектирован (и построен прототип) студентами. Имея исключительно чистую конструкцию, ХАИ-1 был первым европейским пассажирским транспортным самолетом с убирающимся шасси и имел максимальную скорость, превышающую показатели истребителей, стоявших на вооружении в то время. Около 40 ХАИ-1 эксплуатировались Аэрофлотом представлял собой специальную военную версию, которая , но хотя ХАИ-1ВВ была разработана и летала в виде прототипа, в производство она не пошла.

Разработка

[ редактировать ]

Проект был детищем Иосифа Григорьевича Немана , тогдашнего руководителя отдела авиастроения недавно созданного Харьковского авиационного института . Решив предоставить студентам практический опыт, он разделил студентов на две команды, каждой из которых было поручено спроектировать авиалайнер с использованием дешевых и легко доступных материалов. Одна группа под руководством Л.Д. Арсона должна была работать над конструкцией, включающей современные технологии и конструктивные особенности, получившей обозначение ХАИ-1, а другая под руководством А. Еременко — над более консервативной конструкцией, получившей обозначение ХАИ-2 . [ 2 ] Задача была поставлена ​​в мае 1931 года, и были указаны сроки, согласно которым лучший проект должен быть завершен и готов к строительству к февралю следующего года. Курировать всю затею должно было украинское отделение ОСОАВИАХИМа .

Вскоре Найман выбрал ХАИ-1 в качестве проекта для продолжения работы. Это был низкоплан свободнонесущий моноплан с обтекаемым фюзеляжем овального сечения и убирающимся шасси. Конструкция должна была быть полностью деревянной, с тканевым покрытием рулей. Студенты были реорганизованы в десять команд по пять-семь человек в каждой и приступили к детальному проектированию узлов и конструкций самолета. Планы были выполнены в срок, и в марте 1932 года работы начались на Харьковском авиационном заводе , где тогда располагалось конструкторское бюро старого наставника Наймана Константина Алексеевича Калинина . Строительство прототипа было предпринято самими студентами под руководством работников завода и было завершено за 180 дней. Самолет впервые поднялся в воздух 8 октября под руководством Бориса Кудрина , а Найман находился на борту в качестве пассажира. Высокая скорость и хорошая управляемость самолета быстро стали очевидны, и после заводских испытаний прототип ХАИ-1 17 февраля 1933 года был доставлен в Москву для государственных приемочных испытаний, совершив перелет из Харькова в рекордно короткие сроки. К июню эти испытания завершились, летчики-испытатели И.Ф.Петров и П.И.Стефановский подтвердили отличные летные характеристики самолета и рекомендовали его для эксплуатации. Сервис Аэрофлота , предлагающий увеличение скорости на 50% по сравнению со стандартным авиалайнером Калинин К-5 того времени. Найман был награжден орденом Красной Звезды За этот проект .

Когда ХАИ-1 был заказан в серийное производство, Найман первоначально просил, чтобы это было произведено на Харьковском авиационном заводе, но это предприятие готовилось к производству бомбардировщика Калинин К-7 и поэтому не имело мощностей. Вместо этого производство было передано Горьковскому авиационному заводу (Завод 21), который заканчивал производство Поликарпова И-5 . Серийные образцы отличались от прототипа более крупным рулем направления, увеличенным багажным отделением, переработанной ходовой частью с олео-стойками и более легкими колесными тормозами. Пассажирский салон также был переработан, с дополнительной звукоизоляцией и вентиляцией, а также добавлением туалета. Пересмотр общей конструкции привел к снижению веса на 125 кг (275 фунтов) и увеличению максимальной скорости с 292 км/ч до 319 км/ч (от 182 до 199 миль в час). Однако здесь было построено всего три самолета, прежде чем понадобился завод для постройки Поликарпова И-16 , а производство ХАИ-1 было перенесено на Завод 43 в Киеве , где были построены остальные самолеты. Первый из них совершил полет в ноябре 1934 года, а в апреле следующего года начались эксплуатационные испытания.

Советские ВВС вскоре проявили интерес к этой конструкции как альтернативе Поликарпову РЗ, который затем заменил Поликарпова Р-5 в роли разведчика-бомбардировщика. Был построен единственный прототип ХАИ-1ВВ (от «Военный вариант» - « Военный вариант»), вооруженный задним пулеметом и бомбами, перевозимыми во внутренних стойках. Хотя характеристики были впечатляющими, механизм сброса бомб оказался проблематичным, и по мере того, как разработка затягивалась, ВВС постепенно теряли интерес.

Операционная история

[ редактировать ]

После испытаний между Москвой и Киевом ХАИ-1 в начале 1936 года был введен в регулярный рейс Аэрофлота между Москвой и Севастополем . Два несчастных случая произошли во время ранней службы. У одного из них вскоре после взлета сломалась внешняя панель крыла, а у другого при приземлении разрушилась стойка шасси. Эти события привели к пересмотру конструкции ОКО , что привело к общему усилению, которое увеличило вес самолета настолько, что пришлось пожертвовать одним пассажирским сиденьем. На время проверки производство в Киеве было приостановлено, но вскоре возобновилось. Аэрофлот продолжал использовать этот тип на пассажирских и почтовых маршрутах до 1940 года между Москвой и Харьковом , Москвой и Минводами , а также между Ростовом и Краснодаром .

Варианты

[ редактировать ]
  • ХАИ-1 - Пассажирский транспорт
  • ХАИ-1Б — (он же ХАИ-1ВВ ), военный вариант учебного бомбардировщика, два из которых были переоборудованы из ХАИ-1, с бомбовой нагрузкой 200 кг, а также одним стационарным и одним подвижным пулеметом.

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Технические характеристики (ХАИ-1, серия 1934 г.)

[ редактировать ]

Данные из Ганстон, Билл (1995). Скопа Энциклопедия русской авиации 1875-1995 гг . Лондон: Оспри. стр. 148–149.

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Вместимость: 6 пассажиров
  • Длина: 10,41 м (34 фута 2 дюйма)
  • Размах крыльев: 14,85 м (48 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 33,2 м 2 (357 кв. футов)
  • Вес пустого: 1630 кг (3590 фунтов)
  • Полная масса: 2600 кг (5720 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × М-22 , 360 кВт (480 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 292 км/ч (181 миль в час, 157 узлов)
  • Дальность: 1130 км (700 миль, 610 миль)
  • Практический потолок: 7200 м (23620 футов)
  • Скорость набора высоты: 3,623 м/с (706,5 футов/мин).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "ХАИ-1" . Уголок неба (in Russian). 2004 . Retrieved 9 April 2018 . .
  2. ^ Это обозначение позже было повторно использовано для несвязанной конструкции реактивного истребителя.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55a88d4f8192f261d3a5e014496f1ef3__1701161940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/f3/55a88d4f8192f261d3a5e014496f1ef3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kharkiv KhAI-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)