Kharkiv KhAI-3
Kharkiv KhAI-3 | |
---|---|
![]() | |
Роль | мотопланерный транспорт |
Национальное происхождение | СССР |
Производитель | Харьковский авиационный институт |
Дизайнер | Alexandr Alekseyevich Lazerev |
Первый полет | 14 сентября 1936 г. |
Количество построенных | 1 |
Харьковский ХАИ-3 или Авиавнито-3 был одним из нескольких советских середины 1930-х годов, мотопланеристов предназначенных для снижения транспортных расходов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Александр Алексеевич Лазарев, возглавлявший харьковский конструкторский коллектив ХАИ-3 «Авианвито», уже знал некоторые проблемы, с которыми сталкиваются бесхвостые самолеты . Он был в команде, которая два года назад спроектировала практически неуправляемый ХАИ-4 (проекты института не всегда располагались в нумерованном порядке). Этот самолет совершил всего три полета, прежде чем был остановлен как опасный. [ 1 ]
Гораздо более крупный ХАИ-3 был призван показать, что маломощный самолет может нести полезную нагрузку из одиннадцати пассажиров с двигателем мощностью чуть более 100 л.с. (75 кВт). [ 1 ]
Это был бесхвостый самолет с крылом с широкой хордой и тягачным двигателем , киль и руль направления располагались по центральной линии. Хотя первоначально были мысли установить Швецов М-11 пятицилиндровый радиальный двигатель ХАИ-3 на пилоне над крылом, в конечном итоге он был размещен перед передней кромкой на стальных трубах от переднего лонжерона крыла и питался от четырех баков в центральное крыло. По обе стороны от центральной линии располагалась длинная шестиместная кабина с пилотом на переднем левом сиденье. На большом треугольном киле располагался широкий руль направления с закругленной вершиной. [ 1 ]
Центральная панель крыла имела прямоугольную в плане конструкцию из стальных труб, включающую четыре лонжерона и дюралюминиевую обшивку. Его хорда составляла 5,0 м (16 футов 5 дюймов) и соотношение хорды к толщине 14%. Внешние панели, составляющие 82% пролета, представляли собой цельнодеревянные конструкции с двугранной формой и стреловидностью только по передней кромке , что давало общую стреловидность 16° на четверти хорды. Их толщина уменьшилась кнаружи с 14% до 7% при размыве 8° . Каждое крыло имело по три руля. Возле каждой оконечности, позади и параллельно передней кромке, находился большой перехватчик прямоугольного плана . Они управлялись дифференциально с помощью педалей, которые также управляли рулем направления и использовались для выполнения плоских поворотов. Внутри перехватчиков на задней кромке каждой внешней панели имелись две поверхности управления с широкой хордой, которые действовали одновременно как элероны и рули высоты . [ 1 ]
Харьковский ХАИ-3 имел фиксированную ходовую часть с хвостовым колесом . Его передний двигатель и воздушный винт позволили короткому хвостовому колесу обеспечить угол атаки на земле 15 °, что позволило избежать одной из проблем, возникших у ХАИ-4. [ 1 ]
Ему присвоено имя Сергея Кирова . [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет совершил 14 сентября 1936 года. На этот раз передние сиденья обеих кабин были оборудованы двойным управлением; пилоты - В. А. Бородин и Е. И. Шварц. Во время этого и последующих полетов управляемые развороты оказались затруднительными, однако различные поверхности управления были объединены. Длительная программа развития привела к значительным улучшениям. [ 1 ]
1937 года Авиавнито-8 представлял собой предложенную, но не летавшую разработку с той же пассажировместимостью, размерами и двигателем. [ 1 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные российских самолетов 1875-1995 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: одиннадцать пассажиров
- Длина: 6,8 м (22 фута 4 дюйма)
- Размах крыла: 22,4 м (73 фута 6 дюймов)
- Площадь крыла: 78,6 м 2 (846 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,4
- Профиль : V-106, утонченный наружу с 14% до 7%.
- Пустой вес: 1440 кг (3175 фунтов)
- Полная масса: 2200 кг (4850 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Швецов М-11 воздушного охлаждения 5-цилиндровый радиального , мощностью 93 кВт (125 л.с.). Подтип неизвестен, поэтому мощность неизвестна.
Производительность
- Максимальная скорость: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла)
- Крейсерская скорость: 115 км/ч (71 миль в час, 62 узла)
- Дальность: 850 км (530 миль, 460 миль)
- Практический потолок: 2000 м (6600 футов)
- Время набора высоты: от 25 минут до 1000 м (3300 футов).
- взлетная дистанция: 210 м (690 футов)
- посадочная скорость: 60 км/ч (37 миль в час; 32 узла)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри (Reed Consumer Books Ltd). п. 148-9. ISBN 1-85532-405-9 .