Kalinin K-5
К-5 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | ![]() |
Производитель | Харьковский авиационный завод |
Дизайнер | Konstantin Alekseevich Kalinin |
Первый полет | 18 октября 1929 г. |
Основной пользователь | Аэрофлот |
Количество построенных | 260 |
Калинин К-5 — авиалайнер, произведенный в Советском Союзе в 1930-х годах, построенный в больших количествах, чем любой другой советский авиалайнер того времени, всего было построено около 260 самолетов. Это был обычный моноплан с высоким крылом и подкосами, с полностью закрытой кабиной и кабиной, повторявший общую схему, разработанную Калининым в его более ранних проектах, хотя и в большем масштабе.
Разработка
[ редактировать ]Калинин впервые задумался о авиалайнере на 10-12 пассажиров еще в 1926 году, но только когда в конце следующего года «Укрвоздухпуть» проявил интерес к такой машине, работа над проектом началась всерьез. Прототип был готов к середине осени 1929 года и совершил первый полет 18 октября Михаила Артемьевича Снегирева под управлением . Испытания безопасности Государственной комиссии начались 30 мая 1930 года и прошли успешно.
Постоянные проблемы с Gnome et Rhône, , построенным двигателем Bristol Jupiter привели к тому, что второй прототип вместо этого был оснащен двигателем Pratt & Whitney Hornet . Эта машина прошла дальнейшие испытания и ряд рекламных полетов, прежде чем началось серийное производство К-5. Первые образцы продукции использовались на пробных рейсах между Харьковом и Москвой , Минеральными Водами и Баку . Проблемы с двигателями Бессонова М-15 стали очевидными быстро, с частыми отказами, а срок службы измерялся всего десятками часов. Эксплуатация К-5 была приостановлена Инспекцией гражданской авиации до решения проблем.
Калинин обратился к Швецова М-22 в качестве альтернативной силовой установки. Хотя надежность повысилась, эта двигательная установка также создавала большее лобовое сопротивление, чем у М-15, и соответственно снизились характеристики. Государственные приемочные испытания, проведенные в мае-июне 1932 года, подтвердили надежность двигателя при 550 взлетах и посадках и 2000 крутых виражах, но обнаружили, что грузоподъемность теперь недопустимо мала. Однако к этому времени М-15 стал достаточно надежным, чтобы можно было снять ограничения и возобновить производство К-5, и в конечном итоге этим двигателем было оснащено около 100 К-5. Надежность доработанной конструкции М-15 была подтверждена изнурительным перелетом через Кавказ 25 июня 1933 года.
В конце концов, Микулин М-17 Ф стал идеальной силовой установкой для К-5, предлагая увеличение мощности и характеристик по сравнению с М-15, но уменьшая полезную нагрузку и дальность полета самолета из-за его большего веса. Новый двигатель также потребовал усиления конструкции крыла; первый К-5 с этим двигателем получил структурные повреждения во время летных испытаний из-за увеличения мощности двигателя.
Операционная история
[ редактировать ]К-5 широко использовался Аэрофлотом немецкие Юнкерс F 13 и Дорнье Комет , вытеснив из регулярной эксплуатации . Первым регулярным маршрутом К-5 был Москва-Харьков, затем последовали рейсы между Москвой и Свердловском , Ташкентом и Архангельском . Они оставались в эксплуатации до 1940 года, став основой внутренней деятельности Аэрофлота.
К-5 также использовался советскими ВВС в качестве транспортного самолета, действуя в этом качестве до 1943 года.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 2 пилота
- Вместимость: 8 пассажиров или 690 кг (1520 фунтов) груза.
- Длина: 15,87 м (52 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 20,50 м (67 футов 3 дюйма)
- Высота: 2,89 м (9 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 66,0 м 2 (710 кв. футов)
- Вес пустого: 2710 кг (5975 фунтов)
- Полная масса: 4000 кг (8820 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Микулин М-17 Ф, 540 кВт (730 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 206 км/ч (128 миль в час, 111 узлов)
- Дальность действия: 1020 км (635 миль, 552 миль)
- Практический потолок: 5560 м (18 240 футов)
- Скорость набора высоты: 1,0 м/с (200 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 547.
- Музей российской авиации из архива Wayback Machine
- Уголок неба
- Авиалайнеры мира