Yakovlev Yak-3
Yak-3 | |
---|---|
![]() Як-3 в Вадиме Задорожный Технический музей, Красногорск , Россия | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнер | A.S. Yakovlev Design Bureau |
Построено | Plant No.292 ( Saratov ), Plant No.31 ( Tbilisi ) |
Основные пользователи | Советские ВВС |
Количество построенных | 4,848 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | Март 1944 г. - август 1946 г. |
Дата введения | июнь 1944 г. |
Первый полет | 28 февраля 1943 (Yak-1M) |
Ушедший на пенсию | 1952 ( ВВС СССР ) |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-1 |
Варианты | Yakovlev Yak-11 Yakovlev Yak-15 |
Яковлев Як-3 ( русский : Яковлев Як-3 ) — одномоторный одноместный времен Второй мировой войны советский истребитель . Прочный и простой в обслуживании, он очень понравился как пилотам, так и наземному персоналу. [ 2 ] Один из самых маленьких и легких боевых истребителей, использовавшихся во время войны, его высокое соотношение мощности и веса обеспечило ему отличные характеристики, и он оказался грозным истребителем. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Истоки Як-3 уходят в 1941 год, когда прототип И-30 был предложен наряду с И-26 ( Як-1 ) в качестве альтернативной конструкции. И-30 с двигателем Климов М-105 П имел цельнометаллическую конструкцию с двугранным крылом на внешних панелях. Как и ранний Як-1, он имел 20-мм (0,79 дюйма) пушку ШВАК, стрелявшую через носовую часть полого карданного вала в качестве моторной пушки (буквально: «Моторная пушка»), спаренную синхронизированную 7,62-мм (0,300 дюйма) пушку. Пулеметы ШКАС в подкапотных установках и по пушке ШВАК в каждом крыле.
В ходе Сталинградской битвы истребители Люфтваффе продемонстрировали значительные преимущества в скорости, скороподъемности и вооружении по сравнению с истребителями ВВС . Считалось, что Як-1, находившийся тогда на вооружении, срочно нуждался в модернизации, чтобы он мог на равных сражаться с новейшими моделями немецких истребителей, а также в лучшем сохранении энергии и более высокой огневой мощи.
Затем, в 1943 году, группа конструкторов во главе с Александром Сергеевичем Яковлевым спроектировала Як-3 - дальнейшее развитие проверенного Як-1, направленное на улучшение живучести, летных характеристик и огневой мощи, требовавшее меньшего веса, двигателя большей мощности. и, следовательно, более высокая скорость.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первый из двух прототипов имел решетчатое крыло для улучшения управляемости и характеристик на ближнем поле, тогда как второй прототип имел деревянное крыло без предкрылков, чтобы упростить производство и сэкономить алюминий . Второй прототип разбился во время летных испытаний и был списан. Хотя планировалось запустить Як-3 в производство, нехватка авиационного алюминия и давление нацистского вторжения привели к тому, что работы над первым Як-3 были прекращены в конце 1941 года.
Между 1942 и 1943 годами Яковлев построил Як-1М, прототип, который в конечном итоге привел к созданию Як-3 в сочетании с ВК-105ПФ2 , последней версией семейства двигателей ВК-105, где буква «П» обозначала поддержку моторная пушка - автопушка, стреляющая между рядами двигателей, через полый карданный вал - монтаж. Он имел крыло аналогичной конструкции, но с меньшей площадью поверхности (от 17,15 до 14,85 м). 2 (от 184,6 до 159,8 кв. футов)), и имел дальнейшие аэродинамические усовершенствования, такие как новое размещение масляного радиатора, от подбородка до корней крыла (одно из визуальных отличий от Як-1, -7, -9). Позже в том же году был построен второй прототип Як-1М (первоначально задуманный как «резервный»), отличавшийся от первого самолета тем, что он имел фанерную вместо тканевой обшивки задней части фюзеляжа, безмачтовую радиоантенну, рефлекторный прицел и улучшенную броню и охлаждение двигателя .
После того как двигатель ВК-105ПФ2 получил наддув от давления в коллекторе с 1050 мм рт.ст. до 1100 мм рт.ст., потребовались дополнительные испытания, чтобы определить, как это отразилось на летных характеристиках Як-3. Государственные испытания показали, что этот наддув сократил время, необходимое для достижения высоты 5000 м (16 000 футов) на 0,1 секунды, разбег на 15 м (49 футов), набор высоты в боевом контуре на 50 м (160 футов), а скорость ниже 2400 м (7900 футов) на скорости 5–6 км/ч (3–4 миль в час).
Главный летчик-испытатель проекта Петр Михайлович Стефановский был настолько впечатлен новым самолетом, что рекомендовал полностью заменить им Як-1 и Як-7 , оставив в производстве только Як-9 для дальнейшей работы с Климовым ВК- 107 двигатель. Новый истребитель, получивший обозначение Як-3, поступил на вооружение в 1944 году, позже Як-9, несмотря на меньшее обозначение, и к середине 1946 года было построено 4848 самолетов. [ 4 ]
Обозначение Як-3 также использовалось для других проектов Яковлева – предложенного, но так и не построенного тяжелого двухмоторного истребителя и Як-7 А.
Первые 197 Як-3 были легко вооружены одной моторной пушкой 20-мм (0,79 дюйма) пушкой ШВАК и одним 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС синхронным пулеметом , а последующие самолеты получили второй УБС с огневой массой 12,7 мм (0,50 дюйма). 2,72 кг (6,0 фунта) в секунду с использованием осколочно-фугасных боеприпасов. Все вооружение устанавливалось близко к оси самолета: пушка, установленная в «V-образном» двигателе, стреляла через бобышку винта, синхронизированные пулеметы в фюзеляже, повышающие точность и оставляющие крылья незагруженными.
Операционная история
[ редактировать ]
Легче и меньше Як-9 , но оснащенный тем же двигателем, Як-3 был неприхотливым и простым в управлении самолетом, который любили как новички, так и опытные пилоты. Он был прочным, простым в обслуживании и очень успешным бойцом собак. [ 2 ] Он использовался в основном как тактический истребитель, летая низко над полями сражений и участвуя в воздушных боях на высоте менее 4000 м (13 000 футов). [ 4 ]
В строевые части новый самолет начал поступать летом 1944 года. В июне-июле 1944 года полк ставил задачу завоевания превосходства в воздухе в 91-м ИАП 2-й воздушной армии под командованием подполковника Ковалева. Войсковые испытания Як-3 проводил 91-й ИАП 2-й воздушной армии. За 431 боевой вылет 20 истребителей Люфтваффе и три Юнкерса Ju 87 , советские потери составили два сбитых Як-3. было сбито [ 5 ] Крупный воздушный бой разгорелся 16 июня 1944 года, когда 18 Як-3 столкнулись с 24 немецкими самолетами. Советские истребители Як-3 сбили 15 немецких самолетов, при этом один Як был уничтожен и один поврежден. На следующий день активность люфтваффе на этом участке фронта практически прекратилась. [ 6 ] 17 июля 1944 года восемь «Яков» атаковали группу из 60 немецких самолетов, включая истребители сопровождения. В завязавшемся воздушном бою Люфтваффе потеряли три Ju 87 и четыре Bf 109 G. без потерь [ 7 ] Люфтваффе отдал приказ «избегать боя на высотах ниже пяти тысяч метров с истребителями Яковлева, у которых нет воздухозаборника маслорадиатора под носом!» [ 8 ] Истребители Люфтваффе в бою с Як-3 старались использовать тактику внезапности, атакуя сверху. [ 9 ]
Нерешенные проблемы военного времени с Як-3 включали фанерных поверхностей расслоение при выходе самолета из высокоскоростного пикирования, [ 2 ] ближний радиус действия и низкая надежность двигателя. Пневматическая система привода шасси , закрылков и тормозов, типичная для всех истребителей Яковлева того времени, была хлопотной. Хотя пневматическая система менее надежна, чем гидравлические или электрические альтернативы, предпочтение было отдано из-за экономии веса.
В 1944 году группа «Нормандия-Неман» перевооружилась на Як-3, одержав последние 99 из 273 воздушных побед над Люфтваффе . [ 9 ]
Общие боевые потери Як-3 составили 210, 60 в 1944 году и 150 в 1945 году. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]

- Yak-3
- основная производственная версия
- Yak-3 (VK-107A)
- Климов ВК-107 Двигатель мощностью 1230 кВт (1649 л.с.) и 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с боезапасом 120 выстрелов. После нескольких прототипов смешанной конструкции в 1945–1946 годах во время и после Второй мировой войны было построено 48 серийных цельнометаллических самолетов. Несмотря на отличные характеристики (720 км/ч (450 миль в час) на высоте 5750 м (18 860 футов)), в составе 897-го ИАП он использовался лишь в ограниченной эскадрилье. Хотя проблемы с перегревом ВК-107 в конечном итоге были смягчены, двигатель было решено оставить для более подходящего Як-9 .
- Yak-3 (VK-108)
- Як-3 (ВК-107А) модифицирован двигателем ВК-108 мощностью 1380 кВт (1851 л.с.) и вооружен одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов. Во время испытаний самолет достиг скорости 745 км/ч (463 миль в час) на высоте 6290 м (20 636 футов), но пострадал от значительного перегрева двигателя. Другой Як-3 с двумя 20-мм (0,79 дюйма) пушками Березин Б-20 также был оснащен этим двигателем с аналогичными результатами.
- Як-3К
- Вооружен 45-мм (1,8 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-45 , построено всего несколько штук, потому что Як-9К лучше подходил для этого оружия.
- Yak-3P
- Производство началось после войны. [ 11 ] вооружен 3 × 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Березин Б-20 с боезапасом 120 снарядов для средней пушки и 130 снарядов для бортового вооружения. Всего построено 596 самолетов, ни один из них в боевых действиях не участвовал. [ 12 ] Трехпушечное вооружение с полным боекомплектом было фактически на 11 кг (24 фунта) легче, чем у стандартного Як-3, а масса секундного выстрела 3,52 кг (7,8 фунта) была больше, чем у большинства современных истребителей.
- Yak-3PD
- высотный перехватчик с двигателем Климов ВК-105 ПД и одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов, на испытаниях достиг дальности 13 300 м (43 635 футов), но в производство не поступил из-за ненадежности двигателя.
- Yak-3RD (Yak-3D)
- Опытный самолет со вспомогательным двигателем Глушко РД-1 жидкостным ракетным с тягой 2,9 кН (650 фунт-сила) в модифицированном хвостовом оперении, вооруженным одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов. . 11 мая 1945 года самолет достиг скорости 782 км/ч (486 миль в час) на высоте 7800 м (25600 футов). Во время испытательного полета 16 августа самолет по неизвестным причинам разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель В. Л. Расторгуев . Как и все самолеты со смешанной силовой установкой того времени, от проекта отказались в пользу турбореактивных двигателей.
- Yak-3T
- Версия истребителя танков, вооруженная 1 × 37-мм (1,5 дюйма) пушкой Нудельмана Н-37 с 25 снарядами и 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушками Березин Б-20 С с боезапасом 100 выстрелов. Кабина была перенесена на 0,4 м (16 дюймов) назад, чтобы компенсировать более тяжелый нос. Модификации двигателя, необходимые для установки оружия, привели к серьезным проблемам с перегревом, которые так и не были устранены, и самолет не вышел за рамки стадии прототипа.
- Yak-3T-57
- одноместный Як-3Т с 57-мм (2,2 дюйма) пушкой ОКБ-16-57
- Yak-3TK
- с двигателем ВК-107А и турбонагнетателем.
- Yak-3U
- Як-3 оснащен радиальным двигателем Швецова АШ-82 ФН мощностью 1380 кВт (1851 л.с.) в попытке повысить производительность и избежать проблем с перегревом, как ВК-107 и ВК-108. Размах крыльев увеличился на 20 см (7,9 дюйма), крылья переместились на 22 см (8,7 дюйма) вперед, кабина приподнялась на 8 см (3,1 дюйма). Вооружение: 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с боезапасом 120 выстрелов. Прототип достиг скорости 682 км/ч (424 миль в час) на высоте 6000 м (20 000 футов) и, хотя и был успешным, не был запущен в производство, поскольку был завершен после войны.
- Yak-3UTI
- двухместный переоборудованный учебно-тренировочный самолет на базе Як-3У с радиально-поршневым двигателем Швецова АШ-21 . Самолет стал прототипом Як-11 .
Операторы
[ редактировать ]Франция
- Нормандия-Неман Эскадра
Польша
- ВВС Войска Польского
Советский Союз
- Советские ВВС
Югославия
- СФР Югославских ВВС
- 111-й истребительный авиационный полк (1944–48).
- 113-й истребительный авиационный полк (1945–48).
- 112-й истребительный авиационный полк (1945–48).
- 254-й истребительный авиационный полк (1944–48).
- 83-й истребительный авиационный полк (1948–52).
- 116-й истребительный авиационный полк (1948–52).
- 185-й смешанный авиационный полк (1949–52).
- 198-й истребительный авиационный полк (1949–52).
- 204-й истребительный авиационный полк (1949–50).
Современные серийные истребители Як
[ редактировать ]
был произведен 21 самолет С 1991 по 2002 год в бывшем Советском Союзе с использованием оригинальных чертежей и штампов Як-3, Як-7 и Як-9 . [ 13 ] Эти самолеты оснащены американским двигателем Allison V-1710 или Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp вместо использовавшихся во время войны Климовских V-12. Некоторые из этих самолетов годны к полетам, в основном они базируются в Соединенных Штатах, а другие - в Германии , Австралии и Новой Зеландии . Остальные были преобразованы в статус «Як-3У» из оригинальных учебно-тренировочных самолетов Як-11 для частных владельцев и музеев.
Управляя модифицированным современным серийным Як-3UPW с двигателем Pratt & Whitney R-2000 , Уильям Уайтсайд 10 октября 2011 года установил официальный международный рекорд скорости для самолетов с поршневыми двигателями в категории до 3000 кг (6600 фунтов), достигнув 655. км/ч (407 миль в час) на дистанции 3 км (1,864 мили) на солончаках Бонневиль в штате Юта. в США , что значительно превышает предыдущий рекорд в 491 км/ч (305 миль в час), установленный в 2002 году Джимом Райтом . На следующий день Уайтсайд использовал тот же самолет, чтобы установить неофициальный рекорд скорости для самолетов в категории 670 км/ч (416 миль в час) на той же дистанции длиной 3 км (1,863 мили). [ 14 ]
Технические характеристики (Як-3)
[ редактировать ]
Данные из [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 9,2 м (30 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 14,85 м 2 (159,8 кв. футов)
- Профиль : корень: Clark YH (14%); совет: Кларк Ю.Х. (10%) [ 16 ]
- Вес пустого: 2105 кг (4641 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 2697 кг (5946 фунтов)
- Powerplant: 1 × Klimov VK-105PF2 V-12 liquid-cooled piston engine, 960 kW (1,290 hp)
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 646 км/ч (401 миль в час, 349 узлов) на высоте 4100 м (13 500 футов).
- Боевая дальность: 550 км (340 миль, 300 миль)
- Практический потолок: 10 400 м (34 100 футов)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 4 минуты 30 секунд.
- Нагрузка на крыло: 162 кг/м 2 (33 фунта/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,35 кВт/кг (0,21 л.с./фунт)
- Разбег: 345 м (1132 фута)
- Посадочная длина: 580 м (1900 футов)
- Поворот на 360°: 17 секунд
Вооружение
- Орудия: ** 1 × 20-мм пушка ШВАК , боекомплект 150 снарядов.
- 2 × 12.7 mm Berezin UBS machine guns with 170 rpg
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Якубович 2011, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Гланси 2006, с. 180.
- ^ Як-поршневые истребители , вектор .
- ^ Перейти обратно: а б Гланси 2006, с. 179.
- ^ Гордон 2008, с. 188.
- ^ Гордон 2008, с. 189.
- ^ Морган 1999, с. 52.
- ^ Грин, Уильям (1957). Знаменитые бойцы Второй мировой войны . Том. 2. Макдональд. п. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1980, с. 203.
- ^ Бергстрем 2008, с. 132.
- ^ Гордон, Ефим (2002). Поршневые истребители Яковлева . п. 120. ИСБН 1-85780-140-7 .
- ^ Гордон, Ефим (2002). Поршневые истребители Яковлева . п. 121. ИСБН 1-85780-140-7 .
- ^ "Цифры производства истребителей Як-Поршнев | Сайт Яковлева" . .
- ^ Уилкинсон, Стефан, «Як устанавливает рекорд скорости», « История авиации » , март 2012 г., стр. 10.
- ^ «Як-3» . www.airpages.ru . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер. Багратион до Берлина: последний воздушный бой на Востоке 1944–45 . Хершам Великобритания, Classic Publications, 2008. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Глэнси, Джонатан. Спитфайр: Иллюстрированная биография . Лондон: Atlantic Books, 2006. ISBN 978-1-84354-528-6 .
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли Великобритания: Midland / Ian Allan Publishing, 2008. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том I: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том III: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители советских ВВС, Часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN 0-354-01088-3 .
- Ганстон, Билл. Самолеты Второй мировой войны . Лондон: Octopus Books Limited, 1980. ISBN 0-7064-1287-7 .
- Копенгаген, В., изд. Книга по типам больших самолетов (на немецком языке). Штуггарт, Германия: Транспресс, 1987. ISBN 3-344-00162-0 .
- Лисс, Витольд. Серия Як 9 (Самолет в профиле № 185) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Матрикарди, Паоло. Военная авиация: истребители и самолеты-разведчики . (на итальянском языке) Милан: Mondadori Electa SpA, 2006. ISBN НЕТ.
- Mellinger, George. Yakovlev Aces of World War 2 . Botley, UK: Osprey Publishing Ltd., 2005. ISBN 1-84176-845-6 .
- Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны . Prado/Osprey Aviation Editions, 1999. ISBN 84-8372-203-8 .
- Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны . Лондон: Reed International Books Ltd., 1997. ISBN 1-85532-632-9 .
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. (3 изд.) . Kniga: Машиностроение, 1994 (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938-1950 gg.,3rd ed. (History of Aircraft Design in USSR: 1938-1950) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1994. ISBN 5-217-00477-0 .
- Стапфер, Ханс-Хейри. Истребители Як в действии (Самолет № 78) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1986. ISBN 0-89747-187-3 .
- Степанец А.Т. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны . Kniga: Машиностроение, 1992. (Stepanets, A.T. Istrebiteli Yak perioda Velikoi Otechestvennoi voiny (Yak Fighters of the Great Patriotic War) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1992. ISBN 5-217-01192-0 .
- Якубович, Н.В. Як-3. Истребитель «Победа» . Москва: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011. Yakubovich, N.V. Yak-3. Istrebitel’ “Pobeda” ( Yak-3. Fighter “Victory” ). Moscow, Russia: VERO Press, Yauza, EKSMO, 2011. ISBN 978-5-699-50907-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]