Jump to content

Yakovlev Yak-3

(Перенаправлено с И-30 (самолет) )
Yak-3
Як-3 в Вадиме Задорожный Технический музей, Красногорск , Россия
Общая информация
Тип боец
Национальное происхождение Советский Союз
Дизайнер A.S. Yakovlev Design Bureau
Построено Plant No.292 ( Saratov ), Plant No.31 ( Tbilisi )
Основные пользователи Советские ВВС
Количество построенных 4,848 [ 1 ]
История
Изготовлено Март 1944 г. - август 1946 г.
Дата введения июнь 1944 г.
Первый полет 28 февраля 1943 (Yak-1M)
Ушедший на пенсию 1952 ( ВВС СССР )
Разработано на основе Yakovlev Yak-1
Варианты Yakovlev Yak-11
Yakovlev Yak-15

Яковлев Як-3 ( русский : Яковлев Як-3 ) — одномоторный одноместный времен Второй мировой войны советский истребитель . Прочный и простой в обслуживании, он очень понравился как пилотам, так и наземному персоналу. [ 2 ] Один из самых маленьких и легких боевых истребителей, использовавшихся во время войны, его высокое соотношение мощности и веса обеспечило ему отличные характеристики, и он оказался грозным истребителем. [ 3 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки Як-3 уходят в 1941 год, когда прототип И-30 был предложен наряду с И-26 ( Як-1 ) в качестве альтернативной конструкции. И-30 с двигателем Климов М-105 П имел цельнометаллическую конструкцию с двугранным крылом на внешних панелях. Как и ранний Як-1, он имел 20-мм (0,79 дюйма) пушку ШВАК, стрелявшую через носовую часть полого карданного вала в качестве моторной пушки (буквально: «Моторная пушка»), спаренную синхронизированную 7,62-мм (0,300 дюйма) пушку. Пулеметы ШКАС в подкапотных установках и по пушке ШВАК в каждом крыле.

В ходе Сталинградской битвы истребители Люфтваффе продемонстрировали значительные преимущества в скорости, скороподъемности и вооружении по сравнению с истребителями ВВС . Считалось, что Як-1, находившийся тогда на вооружении, срочно нуждался в модернизации, чтобы он мог на равных сражаться с новейшими моделями немецких истребителей, а также в лучшем сохранении энергии и более высокой огневой мощи.

Затем, в 1943 году, группа конструкторов во главе с Александром Сергеевичем Яковлевым спроектировала Як-3 - дальнейшее развитие проверенного Як-1, направленное на улучшение живучести, летных характеристик и огневой мощи, требовавшее меньшего веса, двигателя большей мощности. и, следовательно, более высокая скорость.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Первый из двух прототипов имел решетчатое крыло для улучшения управляемости и характеристик на ближнем поле, тогда как второй прототип имел деревянное крыло без предкрылков, чтобы упростить производство и сэкономить алюминий . Второй прототип разбился во время летных испытаний и был списан. Хотя планировалось запустить Як-3 в производство, нехватка авиационного алюминия и давление нацистского вторжения привели к тому, что работы над первым Як-3 были прекращены в конце 1941 года.

Между 1942 и 1943 годами Яковлев построил Як-1М, прототип, который в конечном итоге привел к созданию Як-3 в сочетании с ВК-105ПФ2 , последней версией семейства двигателей ВК-105, где буква «П» обозначала поддержку моторная пушка - автопушка, стреляющая между рядами двигателей, через полый карданный вал - монтаж. Он имел крыло аналогичной конструкции, но с меньшей площадью поверхности (от 17,15 до 14,85 м). 2 (от 184,6 до 159,8 кв. футов)), и имел дальнейшие аэродинамические усовершенствования, такие как новое размещение масляного радиатора, от подбородка до корней крыла (одно из визуальных отличий от Як-1, -7, -9). Позже в том же году был построен второй прототип Як-1М (первоначально задуманный как «резервный»), отличавшийся от первого самолета тем, что он имел фанерную вместо тканевой обшивки задней части фюзеляжа, безмачтовую радиоантенну, рефлекторный прицел и улучшенную броню и охлаждение двигателя .

После того как двигатель ВК-105ПФ2 получил наддув от давления в коллекторе с 1050 мм рт.ст. до 1100 мм рт.ст., потребовались дополнительные испытания, чтобы определить, как это отразилось на летных характеристиках Як-3. Государственные испытания показали, что этот наддув сократил время, необходимое для достижения высоты 5000 м (16 000 футов) на 0,1 секунды, разбег на 15 м (49 футов), набор высоты в боевом контуре на 50 м (160 футов), а скорость ниже 2400 м (7900 футов) на скорости 5–6 км/ч (3–4 миль в час).

Главный летчик-испытатель проекта Петр Михайлович Стефановский был настолько впечатлен новым самолетом, что рекомендовал полностью заменить им Як-1 и Як-7 , оставив в производстве только Як-9 для дальнейшей работы с Климовым ВК- 107 двигатель. Новый истребитель, получивший обозначение Як-3, поступил на вооружение в 1944 году, позже Як-9, несмотря на меньшее обозначение, и к середине 1946 года было построено 4848 самолетов. [ 4 ]

Обозначение Як-3 также использовалось для других проектов Яковлева – предложенного, но так и не построенного тяжелого двухмоторного истребителя и Як-7 А.

Первые 197 Як-3 были легко вооружены одной моторной пушкой 20-мм (0,79 дюйма) пушкой ШВАК и одним 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС синхронным пулеметом , а последующие самолеты получили второй УБС с огневой массой 12,7 мм (0,50 дюйма). 2,72 кг (6,0 фунта) в секунду с использованием осколочно-фугасных боеприпасов. Все вооружение устанавливалось близко к оси самолета: пушка, установленная в «V-образном» двигателе, стреляла через бобышку винта, синхронизированные пулеметы в фюзеляже, повышающие точность и оставляющие крылья незагруженными.

Операционная история

[ редактировать ]
Як-3, изображенный на почтовой марке России 2011 года, «Оружие Победы» . серия марок

Легче и меньше Як-9 , но оснащенный тем же двигателем, Як-3 был неприхотливым и простым в управлении самолетом, который любили как новички, так и опытные пилоты. Он был прочным, простым в обслуживании и очень успешным бойцом собак. [ 2 ] Он использовался в основном как тактический истребитель, летая низко над полями сражений и участвуя в воздушных боях на высоте менее 4000 м (13 000 футов). [ 4 ]

В строевые части новый самолет начал поступать летом 1944 года. В июне-июле 1944 года полк ставил задачу завоевания превосходства в воздухе в 91-м ИАП 2-й воздушной армии под командованием подполковника Ковалева. Войсковые испытания Як-3 проводил 91-й ИАП 2-й воздушной армии. За 431 боевой вылет 20 истребителей Люфтваффе и три Юнкерса Ju 87 , советские потери составили два сбитых Як-3. было сбито [ 5 ] Крупный воздушный бой разгорелся 16 июня 1944 года, когда 18 Як-3 столкнулись с 24 немецкими самолетами. Советские истребители Як-3 сбили 15 немецких самолетов, при этом один Як был уничтожен и один поврежден. На следующий день активность люфтваффе на этом участке фронта практически прекратилась. [ 6 ] 17 июля 1944 года восемь «Яков» атаковали группу из 60 немецких самолетов, включая истребители сопровождения. В завязавшемся воздушном бою Люфтваффе потеряли три Ju 87 и четыре Bf 109 G. без потерь [ 7 ] Люфтваффе отдал приказ «избегать боя на высотах ниже пяти тысяч метров с истребителями Яковлева, у которых нет воздухозаборника маслорадиатора под носом!» [ 8 ] Истребители Люфтваффе в бою с Як-3 старались использовать тактику внезапности, атакуя сверху. [ 9 ]

Нерешенные проблемы военного времени с Як-3 включали фанерных поверхностей расслоение при выходе самолета из высокоскоростного пикирования, [ 2 ] ближний радиус действия и низкая надежность двигателя. Пневматическая система привода шасси , закрылков и тормозов, типичная для всех истребителей Яковлева того времени, была хлопотной. Хотя пневматическая система менее надежна, чем гидравлические или электрические альтернативы, предпочтение было отдано из-за экономии веса.

В 1944 году группа «Нормандия-Неман» перевооружилась на Як-3, одержав последние 99 из 273 воздушных побед над Люфтваффе . [ 9 ]

Общие боевые потери Як-3 составили 210, 60 в 1944 году и 150 в 1945 году. [ 10 ]

Варианты

[ редактировать ]
Yakovlev Yak-3 (replica), with opposite rotation propeller.
Яковлев Як-3УПВ выпуска 2002 года с Pratt & Whitney R-1830. звездообразным двигателем
Yak-3
основная производственная версия
Yak-3 (VK-107A)
Климов ВК-107 Двигатель мощностью 1230 кВт (1649 л.с.) и 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с боезапасом 120 выстрелов. После нескольких прототипов смешанной конструкции в 1945–1946 годах во время и после Второй мировой войны было построено 48 серийных цельнометаллических самолетов. Несмотря на отличные характеристики (720 км/ч (450 миль в час) на высоте 5750 м (18 860 футов)), в составе 897-го ИАП он использовался лишь в ограниченной эскадрилье. Хотя проблемы с перегревом ВК-107 в конечном итоге были смягчены, двигатель было решено оставить для более подходящего Як-9 .
Yak-3 (VK-108)
Як-3 (ВК-107А) модифицирован двигателем ВК-108 мощностью 1380 кВт (1851 л.с.) и вооружен одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов. Во время испытаний самолет достиг скорости 745 км/ч (463 миль в час) на высоте 6290 м (20 636 футов), но пострадал от значительного перегрева двигателя. Другой Як-3 с двумя 20-мм (0,79 дюйма) пушками Березин Б-20 также был оснащен этим двигателем с аналогичными результатами.
Як-3К
Вооружен 45-мм (1,8 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-45 , построено всего несколько штук, потому что Як-9К лучше подходил для этого оружия.
Yak-3P
Производство началось после войны. [ 11 ] вооружен 3 × 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Березин Б-20 с боезапасом 120 снарядов для средней пушки и 130 снарядов для бортового вооружения. Всего построено 596 самолетов, ни один из них в боевых действиях не участвовал. [ 12 ] Трехпушечное вооружение с полным боекомплектом было фактически на 11 кг (24 фунта) легче, чем у стандартного Як-3, а масса секундного выстрела 3,52 кг (7,8 фунта) была больше, чем у большинства современных истребителей.
Yak-3PD
высотный перехватчик с двигателем Климов ВК-105 ПД и одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов, на испытаниях достиг дальности 13 300 м (43 635 футов), но в производство не поступил из-за ненадежности двигателя.
Yak-3RD (Yak-3D)
Опытный самолет со вспомогательным двигателем Глушко РД-1 жидкостным ракетным с тягой 2,9 кН (650 фунт-сила) в модифицированном хвостовом оперении, вооруженным одной 23-мм (0,91 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом 60 снарядов. . 11 мая 1945 года самолет достиг скорости 782 км/ч (486 миль в час) на высоте 7800 м (25600 футов). Во время испытательного полета 16 августа самолет по неизвестным причинам разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель В. Л. Расторгуев . Как и все самолеты со смешанной силовой установкой того времени, от проекта отказались в пользу турбореактивных двигателей.
Yak-3T
Версия истребителя танков, вооруженная 1 × 37-мм (1,5 дюйма) пушкой Нудельмана Н-37 с 25 снарядами и 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушками Березин Б-20 С с боезапасом 100 выстрелов. Кабина была перенесена на 0,4 м (16 дюймов) назад, чтобы компенсировать более тяжелый нос. Модификации двигателя, необходимые для установки оружия, привели к серьезным проблемам с перегревом, которые так и не были устранены, и самолет не вышел за рамки стадии прототипа.
Yak-3T-57
одноместный Як-3Т с 57-мм (2,2 дюйма) пушкой ОКБ-16-57
Yak-3TK
с двигателем ВК-107А и турбонагнетателем.
Yak-3U
Як-3 оснащен радиальным двигателем Швецова АШ-82 ФН мощностью 1380 кВт (1851 л.с.) в попытке повысить производительность и избежать проблем с перегревом, как ВК-107 и ВК-108. Размах крыльев увеличился на 20 см (7,9 дюйма), крылья переместились на 22 см (8,7 дюйма) вперед, кабина приподнялась на 8 см (3,1 дюйма). Вооружение: 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с боезапасом 120 выстрелов. Прототип достиг скорости 682 км/ч (424 миль в час) на высоте 6000 м (20 000 футов) и, хотя и был успешным, не был запущен в производство, поскольку был завершен после войны.
Yak-3UTI
двухместный переоборудованный учебно-тренировочный самолет на базе Як-3У с радиально-поршневым двигателем Швецова АШ-21 . Самолет стал прототипом Як-11 .

Операторы

[ редактировать ]
 Франция
Нормандия-Неман Эскадра
 Польша
ВВС Войска Польского
 Советский Союз
Советские ВВС
 Югославия
СФР Югославских ВВС

Современные серийные истребители Як

[ редактировать ]
Як-3М ZK-YYY на авиасалоне Classic Fighters 2015 , Бленхейм, Новая Зеландия.

был произведен 21 самолет С 1991 по 2002 год в бывшем Советском Союзе с использованием оригинальных чертежей и штампов Як-3, Як-7 и Як-9 . [ 13 ] Эти самолеты оснащены американским двигателем Allison V-1710 или Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp вместо использовавшихся во время войны Климовских V-12. Некоторые из этих самолетов годны к полетам, в основном они базируются в Соединенных Штатах, а другие - в Германии , Австралии и Новой Зеландии . Остальные были преобразованы в статус «Як-3У» из оригинальных учебно-тренировочных самолетов Як-11 для частных владельцев и музеев.

Управляя модифицированным современным серийным Як-3UPW с двигателем Pratt & Whitney R-2000 , Уильям Уайтсайд 10 октября 2011 года установил официальный международный рекорд скорости для самолетов с поршневыми двигателями в категории до 3000 кг (6600 фунтов), достигнув 655. км/ч (407 миль в час) на дистанции 3 км (1,864 мили) на солончаках Бонневиль в штате Юта. в США , что значительно превышает предыдущий рекорд в 491 км/ч (305 миль в час), установленный в 2002 году Джимом Райтом . На следующий день Уайтсайд использовал тот же самолет, чтобы установить неофициальный рекорд скорости для самолетов в категории 670 км/ч (416 миль в час) на той же дистанции длиной 3 км (1,863 мили). [ 14 ]

Технические характеристики (Як-3)

[ редактировать ]
Силуэт самолета Як-3 в трех видах.
3-view silhouette drawing of the Yakovlev Yak-3

Данные из [ 15 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,2 м (30 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 14,85 м 2 (159,8 кв. футов)
  • Профиль : корень: Clark YH (14%); совет: Кларк Ю.Х. (10%) [ 16 ]
  • Вес пустого: 2105 кг (4641 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 2697 кг (5946 фунтов)
  • Powerplant: 1 × Klimov VK-105PF2 V-12 liquid-cooled piston engine, 960 kW (1,290 hp)
  • Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.

Производительность

  • Максимальная скорость: 646 км/ч (401 миль в час, 349 узлов) на высоте 4100 м (13 500 футов).
  • Боевая дальность: 550 км (340 миль, 300 миль)
  • Практический потолок: 10 400 м (34 100 футов)
  • Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 4 минуты 30 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 162 кг/м 2 (33 фунта/кв. фут)
  • Мощность/масса : 0,35 кВт/кг (0,21 л.с./фунт)
  • Разбег: 345 м (1132 фута)
  • Посадочная длина: 580 м (1900 футов)
  • Поворот на 360°: 17 секунд

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Якубович 2011, с. 59.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Гланси 2006, с. 180.
  3. ^ Як-поршневые истребители , вектор .
  4. ^ Перейти обратно: а б Гланси 2006, с. 179.
  5. ^ Гордон 2008, с. 188.
  6. ^ Гордон 2008, с. 189.
  7. ^ Морган 1999, с. 52.
  8. ^ Грин, Уильям (1957). Знаменитые бойцы Второй мировой войны . Том. 2. Макдональд. п. 103.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1980, с. 203.
  10. ^ Бергстрем 2008, с. 132.
  11. ^ Гордон, Ефим (2002). Поршневые истребители Яковлева . п. 120. ИСБН  1-85780-140-7 .
  12. ^ Гордон, Ефим (2002). Поршневые истребители Яковлева . п. 121. ИСБН  1-85780-140-7 .
  13. ^ "Цифры производства истребителей Як-Поршнев | Сайт Яковлева" . .
  14. ^ Уилкинсон, Стефан, «Як устанавливает рекорд скорости», « История авиации » , март 2012 г., стр. 10.
  15. ^ «Як-3» . www.airpages.ru . Проверено 5 сентября 2019 г.
  16. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Кристер. Багратион до Берлина: последний воздушный бой на Востоке 1944–45 . Хершам Великобритания, Classic Publications, 2008. ISBN   978-1-903223-91-8 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • Глэнси, Джонатан. Спитфайр: Иллюстрированная биография . Лондон: Atlantic Books, 2006. ISBN   978-1-84354-528-6 .
  • Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли Великобритания: Midland / Ian Allan Publishing, 2008. ISBN   978-1-85780-304-4 .
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том I: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN   1-85780-083-4 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том III: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN   0-356-01447-9 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители советских ВВС, Часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN   0-354-01088-3 .
  • Ганстон, Билл. Самолеты Второй мировой войны . Лондон: Octopus Books Limited, 1980. ISBN   0-7064-1287-7 .
  • Копенгаген, В., изд. Книга по типам больших самолетов (на немецком языке). Штуггарт, Германия: Транспресс, 1987. ISBN   3-344-00162-0 .
  • Лисс, Витольд. Серия Як 9 (Самолет в профиле № 185) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
  • Матрикарди, Паоло. Военная авиация: истребители и самолеты-разведчики . (на итальянском языке) Милан: Mondadori Electa SpA, 2006. ISBN НЕТ.
  • Mellinger, George. Yakovlev Aces of World War 2 . Botley, UK: Osprey Publishing Ltd., 2005. ISBN   1-84176-845-6 .
  • Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны . Prado/Osprey Aviation Editions, 1999. ISBN   84-8372-203-8 .
  • Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны . Лондон: Reed International Books Ltd., 1997. ISBN   1-85532-632-9 .
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. (3 изд.) . Kniga: Машиностроение, 1994 (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938-1950 gg.,3rd ed. (History of Aircraft Design in USSR: 1938-1950) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1994. ISBN   5-217-00477-0 .
  • Стапфер, Ханс-Хейри. Истребители Як в действии (Самолет № 78) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1986. ISBN   0-89747-187-3 .
  • Степанец А.Т. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны . Kniga: Машиностроение, 1992. (Stepanets, A.T. Istrebiteli Yak perioda Velikoi Otechestvennoi voiny (Yak Fighters of the Great Patriotic War) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1992. ISBN   5-217-01192-0 .
  • Якубович, Н.В. Як-3. Истребитель «Победа» . Москва: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011. Yakubovich, N.V. Yak-3. Istrebitel’ “Pobeda” ( Yak-3. Fighter “Victory” ). Moscow, Russia: VERO Press, Yauza, EKSMO, 2011. ISBN   978-5-699-50907-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93eca4366b54436a1e2254bd8d8d8a78__1726185000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/78/93eca4366b54436a1e2254bd8d8d8a78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-3 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)