Yakovlev Yak-152
Yak-152 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Основной тренер |
Национальное происхождение | Российская Федерация |
Производитель | Корпорация Иркут |
Дизайнерская группа | Yakovlev |
Первый полет | 29 сентября 2016 г. [ 1 ] |
Статус | Летные испытания завершены |
Основной пользователь | Воздушно-космические силы России |
Количество построенных | 4 прототипа [ 2 ] |
Варианты | Hongdu Yakovlev CJ-7 |
Як -152 — российский учебно -тренировочный самолет ОКБ Яковлева , входящего в корпорацию «Иркут» . Прототип Як-152 совершил первый полет 29 сентября 2016 года и был оснащен RED A03 дизельным двигателем мощностью 500 л.с. (370 кВт). [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] Самолет заказан ВКС России для замены устаревших учебно-тренировочных самолетов Як-52 . [ 1 ] В настоящее время производится в Иркутске .
Разработка
[ редактировать ]Разработка началась в 1990-е годы одновременно с созданием более совершенного турбореактивного учебно-тренировочного самолета ЯК-130 , созданного на основе удачной конструкции ЯК-54. Оба должны были иметь одинаковые кабины , чтобы можно было легко переключаться с более легкого ЯК-152 на более крупный ЯК-130. К 2001 году новый тип был выбран в качестве будущего основного учебно-тренировочного самолета ВВС. В начале 2000-х годов продвижение проекта было ограничено из-за отсутствия финансирования. В 2006 году китайские инвесторы профинансировали дальнейшее развитие проекта, создав собственное детище Hongdu Яковлев CJ-7 , оснащенное российским Веденеева М14Х. радиально-поршневым двигателем
ОКБ Яковлева (оно же «Иркут») выбрало российско -германский дизель V-образного типа RED А03, созданный Владимиром Райхлиным, переехавшим в Германию из России, где он работал инженером-автомобилестроителем на ВАЗе . Производство двигателей в Аденау (Германия) финансировалось российским холдингом ФИНАМ . Однако, поскольку международные санкции против России ужесточились, что сделало импорт двигателей невозможным, российское бюро Яковлева обратилось к отечественным альтернативам, таким как поршневые двигатели ВМЗ М-9Ф или турбовальные двигатели Климов ВК-800 , хотя они потребуют серьезных адаптаций. [ 5 ] [ 6 ]
России В 2016 году Минобороны заявило о намерении закупить не менее 150 единиц после их запуска в серийное производство. В январе 2024 года завершились летные испытания для военных. [ 7 ]
Помимо военного применения самолет проектировался и для авиации общего назначения . Заказ 105 единиц планировался ДОСААФ России для подготовки гражданских пилотов, и белорусский ДОСААФ. заинтересованность в приобретении самолетов выразил [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВКС России – 150 под заказ. [ 9 ]
Технические характеристики (Як-152)
[ редактировать ]

Данные производителя и технологии ВВС [ 3 ] [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: один пассажир
- Длина: 7,72 м (25 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 8,82 м (28 футов 11 дюймов)
- Высота: 2,47 м (8 футов 1 дюйм)
- Полная масса: 1320 кг (2910 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1490 кг (3285 фунтов)
- Запас топлива: 200 кг (440 фунтов)
- Силовая установка: 1 × RED Aircraft A03 V-12 четырехтактный дизельный двигатель мощностью 370 кВт (500 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 500 км/ч (310 миль в час, 270 узлов)
- Скорость сваливания: 100 км/ч (62 мили в час, 54 узла)
- Дальность действия: 1500 км (930 миль, 810 миль)
- Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
- пределы g: +9/-7
- Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Первый полет учебно-тренировочного Як-152» . Flight Global, 5 октября 2016 г. По состоянию на 7 октября 2016 г.
- ^ "Глава "Иркута": Минобороны и ДОСААФ готовы закупить Як-152" . ria.ru . 24 March 2017 . Retrieved 7 July 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б «Новые проекты: ЯК-152» . Джейкоб . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Основной учебно-тренировочный самолет Як-152, Россия» . Технология ВВС . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ «Россия переосмысливает возможности тренеров» . ainonline.com . 2 октября 2018 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Новости, Р. И. А. (4 August 2023). "В ПАО "Яковлев" ищут замену немецкому двигателю на Як-152" . РИА Новости (in Russian) . Retrieved 22 January 2024 .
- ^ BFM.ru. "Учебно-тренировочный самолет Як-152 для ВКС успешно прошел испытания" . BFM.ru - деловой портал (in Russian) . Retrieved 22 January 2024 .
- ^ "Первый прототип Як-152 получил окраску - ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство" . 13 June 2017. Archived from the original on 13 June 2017 . Retrieved 22 January 2024 .
- ^ "Минобороны заказало 150 легких тренировочных самолетов Як-152" . ria.ru . 7 June 2016 . Retrieved 7 July 2019 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Як-152 (на английском языке)
- Первый полет Як-152.
- Презентация производителя