Jump to content

Yakovlev Yak-14

Yak-14
Роль Военно-транспортный планер
Производитель Yakovlev
Первый полет 1948
Введение 1950
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Советский Союз
Чехословакия
Количество построенных 413

The Yakovlev Yak-14 ( Russian : Яковлев Як-14 ; NATO reporting name : "Crow" ) [ 1 ] был самым большим штурмовым планером , когда-либо поступавшим на вооружение советских ВВС . Он был представлен в 1949 году, в то время, когда другие ВВС отказывались от концепции планера. В 1950 году Як-14 стал первым планером, перелетевшим Северный полюс . [ 2 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны Советский Союз эксплуатировал только легкие планеры, такие как Грибовский Г-11 , Антонов А-7 и Колесников-Цыбин КС-20, которые не могли перевозить транспортные средства, легкие танки или артиллерию. Лишь после войны советским конструкторам было поручено разработать средние планеры, способные перевозить тяжелые или громоздкие грузы. [ 3 ] В 1948 году советские ВВС выпустили спецификацию на большой штурмовой планер, необходимый для ВДВ ( Воздушнодесантные войска – воздушно-десантные войска), который должен был быть способен нести полезную нагрузку 3500 кг (7700 фунтов), включая такие нагрузки, как противотанковые или противотанковые орудия. полевая пушка с расчетом и связанной с ней буксирной машиной или до 35 военнослужащих. ОКБ Яковлева было поручено спроектировать самолет , отвечающий этому требованию, несмотря на его относительную неопытность в проектировании столь крупных самолетов. [ 4 ] [ 5 ]

Як-14 по конструкции Яковлева представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом . Он имел фюзеляж прямоугольного сечения со стальными трубами и дюралюминиевой конструкцией с полотняной обшивкой. Для облегчения погрузки и разгрузки груза нос самолета поворачивался вправо, а хвостовая часть - влево. Два пилота сидели бок о бок в закрытой кабине над левой частью фюзеляжа. Они были оснащены дисплеем, который использовал передатчик в самолете-буксировщике для отображения относительного положения двух самолетов во время полета в облаках. Крылья были изготовлены из дюралюминия и ткани и крепились к фюзеляжу по одной стойке с каждой стороны. На крыльях были установлены большие щелевые закрылки на задней кромке , а самолет был оснащен фиксированным шасси с носовым колесом , которое можно было поставить на колени, выпустив воздух из пневматических амортизаторов шасси, опустив фюзеляж для облегчения разгрузки или совершать короткие посадки на подбрюшные полозья. [ 5 ] [ 6 ]

Тестирование

[ редактировать ]

Первый прототип совершил свой первый полет в июне 1948 года с Медвежьего озера под Омском . [ 7 ] Официальные испытания привели к ряду изменений в конструкции: был установлен большой спинной плавник и добавлены спойлеры для уменьшения пробега при посадке, а полезная нагрузка планера была увеличена, чтобы можно было АСУ-57 штурмовую пушку нести . Таким образом, Як-14 прошел приемочные испытания с августа по сентябрь 1949 года, а в том же году планер поступил в серийное производство. [ 8 ]

Хотя часть Як-14 была построена в Чкаловске , большая часть была произведена в Ростове-на-Дону . Всего было выпущено 413 планеров серии. [ 7 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Як-14 играл важную роль в советской службе в 1950-х годах, будучи единственным средством доставки больших грузов по воздуху в отдаленные районы Советского Союза без необходимости их разборки. [ 9 ] Обычным буксиром был Ил-12 . [ 7 ]

Один Як-14 летал на Северный полюс в 1950 году. [ 7 ] другой пример универсальности планера имел место в марте 1954 года, когда четыре Як-14 совершили дальний перелет к ледовой станции на льдине, дрейфующей в Северном Ледовитом океане , с доставленным припасами, включая большой бульдозер. Планеры вылетели из Тулы 10 марта, сделав несколько остановок в Омске , Красноярске и на мысе Шмидта на острове Сахалин на Дальнем Востоке, а затем достигли СП-4 в начале апреля во время сильных морозов. [ 3 ] [ 9 ]

Некоторые из них были доставлены в Чехословакию в начале 1950-х годов, где они использовались под обозначением НК-14 . [ 9 ]

Транспортные планеры советских ВВС постепенно выводились из эксплуатации с появлением турбовинтовых транспортных самолетов, таких как Ан-24 и Ан-12 , которые поступили на вооружение в конце 1950-х годов.

Варианты

[ редактировать ]
Yak-14
Базовый вариант производства.
Yak-14M
Версия с увеличенной грузоподъемностью, выпускаемая с 1951 года.
НК-14 (Накладни клюзак - грузовой планер)
Як-14 доставлен в Чехословакию

Операторы

[ редактировать ]
 Чехословакия
 Советский Союз

Технические характеристики (Як-14)

[ редактировать ]

Data from Yakovlev Aircraft since 1924 [ 7 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: два
  • Длина: 18,44 м (60 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 26,17 м (85 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 83,35 м 2 (897,2 кв. футов)
  • Вес пустого: 3082 кг (6795 фунтов)
  • Полная масса: 6750 кг (14 881 фунт)

Производительность

  • Максимальная скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов) (максимальная скорость буксировки)
  • Крейсерская скорость: 145 км/ч (90 миль в час, 78 узлов) (оптимальная скорость планирования)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
  2. ^ Ганстон, Билл. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN   1-55750-978-6 .
  3. ^ Jump up to: а б "Як-14" , Уголок Неба . Retrieved 16 December 2011. (in Russian)
  4. ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 104.
  5. ^ Jump up to: а б Гордон и др. 2005, с. 243.
  6. ^ Ганстон и Гордон 1997, стр. 104–105.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гордон 1997, с. 105.
  8. ^ Гордон и др. 2005, стр. 244–245.
  9. ^ Jump up to: а б с Гордон и др. 2005, с. 245.
Библиография
  • Yak-14 at Ugolok Neba (in Russian)
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN   1-85780-203-9 .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия российской авиации «Оспри» 1975–1995 годов . Лондон, Великобритания: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN   1-55750-978-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 663e6ae29d7ef2a5c62e7c6825e62406__1703738880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/06/663e6ae29d7ef2a5c62e7c6825e62406.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-14 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)