Yakovlev Yak-14
Yak-14 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Военно-транспортный планер |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 1948 |
Введение | 1950 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Советский Союз Чехословакия |
Количество построенных | 413 |
The Yakovlev Yak-14 ( Russian : Яковлев Як-14 ; NATO reporting name : "Crow" ) [ 1 ] был самым большим штурмовым планером , когда-либо поступавшим на вооружение советских ВВС . Он был представлен в 1949 году, в то время, когда другие ВВС отказывались от концепции планера. В 1950 году Як-14 стал первым планером, перелетевшим Северный полюс . [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Советский Союз эксплуатировал только легкие планеры, такие как Грибовский Г-11 , Антонов А-7 и Колесников-Цыбин КС-20, которые не могли перевозить транспортные средства, легкие танки или артиллерию. Лишь после войны советским конструкторам было поручено разработать средние планеры, способные перевозить тяжелые или громоздкие грузы. [ 3 ] В 1948 году советские ВВС выпустили спецификацию на большой штурмовой планер, необходимый для ВДВ ( Воздушнодесантные войска – воздушно-десантные войска), который должен был быть способен нести полезную нагрузку 3500 кг (7700 фунтов), включая такие нагрузки, как противотанковые или противотанковые орудия. полевая пушка с расчетом и связанной с ней буксирной машиной или до 35 военнослужащих. ОКБ Яковлева было поручено спроектировать самолет , отвечающий этому требованию, несмотря на его относительную неопытность в проектировании столь крупных самолетов. [ 4 ] [ 5 ]
Як-14 по конструкции Яковлева представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом . Он имел фюзеляж прямоугольного сечения со стальными трубами и дюралюминиевой конструкцией с полотняной обшивкой. Для облегчения погрузки и разгрузки груза нос самолета поворачивался вправо, а хвостовая часть - влево. Два пилота сидели бок о бок в закрытой кабине над левой частью фюзеляжа. Они были оснащены дисплеем, который использовал передатчик в самолете-буксировщике для отображения относительного положения двух самолетов во время полета в облаках. Крылья были изготовлены из дюралюминия и ткани и крепились к фюзеляжу по одной стойке с каждой стороны. На крыльях были установлены большие щелевые закрылки на задней кромке , а самолет был оснащен фиксированным шасси с носовым колесом , которое можно было поставить на колени, выпустив воздух из пневматических амортизаторов шасси, опустив фюзеляж для облегчения разгрузки или совершать короткие посадки на подбрюшные полозья. [ 5 ] [ 6 ]
Тестирование
[ редактировать ]Первый прототип совершил свой первый полет в июне 1948 года с Медвежьего озера под Омском . [ 7 ] Официальные испытания привели к ряду изменений в конструкции: был установлен большой спинной плавник и добавлены спойлеры для уменьшения пробега при посадке, а полезная нагрузка планера была увеличена, чтобы можно было АСУ-57 штурмовую пушку нести . Таким образом, Як-14 прошел приемочные испытания с августа по сентябрь 1949 года, а в том же году планер поступил в серийное производство. [ 8 ]
Хотя часть Як-14 была построена в Чкаловске , большая часть была произведена в Ростове-на-Дону . Всего было выпущено 413 планеров серии. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Як-14 играл важную роль в советской службе в 1950-х годах, будучи единственным средством доставки больших грузов по воздуху в отдаленные районы Советского Союза без необходимости их разборки. [ 9 ] Обычным буксиром был Ил-12 . [ 7 ]
Один Як-14 летал на Северный полюс в 1950 году. [ 7 ] другой пример универсальности планера имел место в марте 1954 года, когда четыре Як-14 совершили дальний перелет к ледовой станции на льдине, дрейфующей в Северном Ледовитом океане , с доставленным припасами, включая большой бульдозер. Планеры вылетели из Тулы 10 марта, сделав несколько остановок в Омске , Красноярске и на мысе Шмидта на острове Сахалин на Дальнем Востоке, а затем достигли СП-4 в начале апреля во время сильных морозов. [ 3 ] [ 9 ]
Некоторые из них были доставлены в Чехословакию в начале 1950-х годов, где они использовались под обозначением НК-14 . [ 9 ]
Транспортные планеры советских ВВС постепенно выводились из эксплуатации с появлением турбовинтовых транспортных самолетов, таких как Ан-24 и Ан-12 , которые поступили на вооружение в конце 1950-х годов.
Варианты
[ редактировать ]- Yak-14
- Базовый вариант производства.
- Yak-14M
- Версия с увеличенной грузоподъемностью, выпускаемая с 1951 года.
- НК-14 (Накладни клюзак - грузовой планер)
- Як-14 доставлен в Чехословакию
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Як-14)
[ редактировать ]
Data from Yakovlev Aircraft since 1924 [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 18,44 м (60 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 26,17 м (85 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 83,35 м 2 (897,2 кв. футов)
- Вес пустого: 3082 кг (6795 фунтов)
- Полная масса: 6750 кг (14 881 фунт)
Производительность
- Максимальная скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов) (максимальная скорость буксировки)
- Крейсерская скорость: 145 км/ч (90 миль в час, 78 узлов) (оптимальная скорость планирования)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Скорость полета Хорса
- Чейз XCG-20
- Генерал Эйркрафт Гамилькар
- Гота Го 242
- Мессершмитт Ме 321
- Вако CG-4
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- ↑ Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
- ^ Ганстон, Билл. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
- ^ Jump up to: а б "Як-14" , Уголок Неба . Retrieved 16 December 2011. (in Russian)
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 104.
- ^ Jump up to: а б Гордон и др. 2005, с. 243.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гордон 1997, с. 105.
- ^ Гордон и др. 2005, стр. 244–245.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и др. 2005, с. 245.
- Библиография
- Yak-14 at Ugolok Neba (in Russian)
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия российской авиации «Оспри» 1975–1995 годов . Лондон, Великобритания: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .