Jump to content

ОК-GLI

ОК-GLI
БТС-02
Испытательный стенд «Буран» в настоящее время выставлен в Техническом музее Шпейера.
Строительный номер ОК-0,02
Страна Советский Союз
Статус В Техническом музее Шпейера , Германия.
Первый полет Рейс 1
10 ноября 1985 г.
Последний рейс Рейс 25
15 апреля 1988 г.
Количество миссий 25 тестовых полетов

The OK-GLI ( Russian : Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний, ОК-ГЛИ , romanized Orbital'nyy korabl' dlya gorizontal'nykh lotnykh ispytaniy , lit. 'Orbital ship for horizontal flight tests'), also known as Buran Analog BTS-02 ( Russian : БТС-02, Большой транспортный самолёт второй , romanized bolshoi transportny samolyot vtoroi , lit. 'big transport aircraft, the second'), was a Soviet atmospheric test vehicle ("Buran aerodynamic analogue") of the orbital Buran spacecraft . It was constructed for the Buran programme in 1984, and was used for 25 test flights between 1985 and 1988 before being retired.

Впоследствии самолет был выставлен на выставке в Австралии (2000 г.), Бахрейне (2002 г.), а с 2008 года выставлен в Техническом музее Шпейера в Германии.

Строительство

[ редактировать ]

Разработка кораблей «Буран» в Советском Союзе началась в конце 1970-х годов как ответ на «Спейс Шаттл» программу США . Строительство орбитальных аппаратов началось в 1980 году, а к 1984 году был выпущен первый полномасштабный «Буран». Первый суборбитальный испытательный полет масштабной модели состоялся еще в июле 1983 года. По мере реализации проекта было выполнено еще пять полетов масштабной модели.

Опытная машина ОК-ГЛИ (Буран Аналог БСТ-02) («аэродинамический аналог Бурана») была построена в 1984 году. На ней устанавливались четыре реактивных двигателя АЛ-31, расположенные сзади (топливный бак для двигателей занимал четверть площади). грузовой отсек). Этот «Буран» мог взлетать своим ходом для летных испытаний, в отличие от испытательной машины American Enterprise , которая была полностью лишена двигателя и полагалась на воздушный старт.

Реактивные двигатели использовались для взлета с обычной взлетно-посадочной полосы, и как только он достиг назначенной точки, двигатели выключились, и OK-GLI снова полетел на посадку. Это позволило получить ценные данные испытаний об управляемости конструкции «Бурана». Подход с использованием двигателя значительно отличался от метода сбрасывания с самолета-носителя, используемого в США и на испытательном корабле «Энтерпрайз» .

Тестовые полеты

[ редактировать ]
Летные испытания Бурана Орбитальный аппарат ОК-ГЛИ

До распада Советского Союза в 1991 году семь космонавтов к программе «Буран» было привлечено . Все имели опыт работы летчиками-испытателями и летали на испытательном автомобиле OK-GLI. Это были: Иван Бачурин , Алексей Бородай , Анатолий Левченко , Александр Щукин , Римантас Станкявичюс , Игорь Волк и Виктор Заболоцкий . [ нужна ссылка ]

Всего было выполнено девять рулежных испытаний и двадцать пять испытательных полетов ОК-ГЛИ. [ 1 ] после чего автомобиль был «изношен». Все испытания и полеты проводились на подмосковной авиабазе Жуковский.

Дата Описание Максимальная скорость Максимальная высота Время Экипаж/примечания [ 2 ]
29 декабря 1984 г. Тест такси 1 45 км/ч 5 минут Римантас Станкявичюс , Игорь Волк
2 августа 1985 г. Такси тест 2 200 км/ч 14 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
5 октября 1985 г. Такси тест 3 270 км/ч 12 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
15 октября 1985 г. Такси тест 4 300 км/ч Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
10 ноября 1985 г. Рейс 1 480 км/ч 1500 м 12 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
15 ноября 1985 г. Такси тест 5 170 км/ч 12 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
3 января 1986 г. Рейс 2 520 км/ч 3000 м 36 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
26 апреля 1986 г. Такси тест 6 14 минут Анатоли Левченко , Александр Шчукин
27 мая 1986 г. Рейс 3 540 км/ч 4000 м 23 минуты Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
11 июня 1986 г. Рейс 4 530 км/ч 4000 м 22 минуты Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
20 июня 1986 г. Рейс 5 600 км/ч 4500 м 25 минут Анатоли Левченко, Александр Шчукин
28 июня 1986 г. Рейс 6 650 км/ч 5000 м 23 минуты Анатоли Левченко, Александр Шчукин
10 декабря 1986 г. Рейс 7 700 км/ч 4000 м 24 минуты Первая автоматическая посадка Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
23 декабря 1986 г. Рейс 8 750 км/ч 6000 м 17 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
29 декабря 1986 г. Рейс 9 17 минут Анатоли Левченко, Александр Шчукин
16 февраля 1987 г. Рейс 10 28 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
25 февраля 1987 г. Рейс 11 19 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
29 марта 1987 г. Такси тест 7 2 минуты Анатоли Левченко, Александр Шчукин
30 марта 1987 г. Такси тест 8 25 минут Анатоли Левченко, Александр Шчукин
21 мая 1987 г. Рейс 12 20 минут Анатоли Левченко, Александр Шчукин
25 июня 1987 г. Рейс 13 19 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
5 октября 1987 г. Рейс 14 21 минута Автоматическая посадка Щукин, Игорь Волк
15 октября 1987 г. Рейс 15 19 минут Иван Бачурин , Алексей Бородай
16 января 1988 г. Рейс 16 Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
24 января 1988 г. Рейс 17 Иван Бачурин, Алексей Бородай
23 февраля 1988 г. Рейс 18 22 минуты Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
4 марта 1988 г. Рейс 19 32 минуты Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
12 марта 1988 г. Рейс 20 Иван Бачурин, Алексей Бородай
23 марта 1988 г. Рейс 21 Иван Бачурин, Алексей Бородай
28 марта 1988 г. Рейс 22 Иван Бачурин, Алексей Бородай
2 апреля 1988 г. Рейс 23 20 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
8 апреля 1988 г. Рейс 24 Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
15 апреля 1988 г. Рейс 25 19 минут Римантас Станкявичюс, Игорь Волк
29 декабря 1989 г. Такси тест 9 Римантас Станкявичюс, Виктор Заболоцкий

После выхода на пенсию

[ редактировать ]

Авиабаза Жуковский

[ редактировать ]
ОК-ГЛИ на МАКС-1997
OK-GLI в Сиднее

После отмены программы ОК-ГЛИ хранился в Громова подмосковном Летно-исследовательском институте имени , где демонстрировался во время ежегодного авиасалона МАКС .

Сидней, Австралия

[ редактировать ]

В 2000 году OK-GLI был продан австралийской компании Buran Space Corporation , принадлежащей австралийскому астронавту Полу Скалли-Пауэру . Его разобрали и перевезли на корабле в Сидней , Австралия, через Гетеборг , Швеция; [ 3 ] выглядел как статичная туристическая достопримечательность под большой временной постройкой в ​​Дарлинг-Харборе . прибыл 9 февраля 2000 года и на несколько лет [ 4 ] [ 5 ]

После повторной сборки OK-GLI был выставлен во временном помещении для летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Посетители могли прогуляться вокруг и внутри автомобиля (вдоль грузового отсека был построен переход), а также планировалось совершить экскурсию по различным городам Австралии и Азии. Владельцы обанкротились после Олимпийских игр, а автомобиль был вынесен на открытый воздух и хранился в течение года на огороженной стоянке, защищенной не чем иным, как большим брезентом, где он подвергался износу и неоднократному вандализму. [ 6 ]

Затем OK-GLI был выставлен на продажу, в том числе на радиоаукционе American News 980 KFWB-AM со стартовой ценой в 6 миллионов долларов США . [ 7 ] однако он не получил ни одного настоящего предложения. [ 8 ]

ОК-ГЛИ на Рейне
OK-GLI в Техническом музее Шпейера

В сентябре 2004 года группа немецких журналистов обнаружила OK-GLI в Бахрейне, заброшенную после того, как она была выставлена ​​​​в качестве аттракциона на фестивале «Лето в Бахрейне» 2002 года. [ 9 ] [ 10 ]

Затем его купил Музей автомобилей и техники Зинсхайма для перевозки в Германию в 2005 году. [ 11 ] Из-за юридических проблем он оставался в Бахрейне в течение нескольких лет до урегулирования международного судебного дела по поводу гонораров. [ 12 ]

Технологический музей Шпейера, Германия

[ редактировать ]

4 марта 2008 года OK-GLI отправился по морю в Технический музей Шпейера , где он был отремонтирован и стал открытой выставкой. [ 13 ]

Путешествие началось неудачно, когда во время перегрузки с баржи-хранилища на корабль произошел отказ кормового спредера (часть подъемного механизма), и хвост транспортного средства упал с высоты чуть выше палубы до уровня нижняя часть трюма . Никто не пострадал, и судно и транспортное средство, похоже, получили лишь незначительные повреждения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «История временной шкалы Буран Энергия» . Кшис Котвицкий. Архивировано из оригинала 31 октября 2006 года . Проверено 4 августа 2006 г.
  2. ^ «Хронология аналогов Бурана» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 апреля 2002 года . Проверено 5 августа 2006 г.
  3. ^ «Транспортировка российского космического корабля «Буран» . ПроКарго. Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 года . Проверено 2 июля 2006 г.
  4. ^ «Аналог Бурана/002 в Сиднее» . Suburbia.com.au . Проверено 2 июля 2006 г.
  5. ^ Перлман, Роберт З. (10 февраля 2000 г.). «Российский шаттл приземлился» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 2 июля 2006 г.
  6. ^ «Аналоговая испытательная машина Буран» . Aerospaceweb.org . Проверено 15 июня 2009 г.
  7. ^ Банке, Джим (9 мая 2002 г.). «Российский шаттл «Буран», мало бывший в употреблении, сегодня выставлен на аукцион» . Space.com . Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 года . Проверено 3 июля 2006 г.
  8. ^ Банке, Джим (23 мая 2002 г.). «Аукцион не смог продать «Буран», российский шаттл остаётся доступным» . Space.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2008 года . Проверено 3 июля 2006 г.
  9. ^ «Аналоговый шаттл, ок — GLI» . Buran-energia.com . Проверено 28 февраля 2016 г. .
  10. ^ Беккер, Маркус (22 сентября 2004 г.). Странная находка: советский шаттл найден в Персидском заливе . Зеркало . Проверено 5 августа 2006 г.
  11. ^ Беккер, Маркус (23 сентября 2004 г.). «Удивительная сделка: музей Зинсхаймера покупает советский шаттл » . Зеркало . Проверено 5 августа 2006 г.
  12. ^ «Приземление в Техническом музее: российский космический челнок движется по реке Рейн» . Дер Шпигель . Рейтер. 7 апреля 2008 года . Проверено 7 апреля 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эльзер, Хайнц; Эльзер-Хафт, Маргрит; Лукашевич, Владим (2008). История и транспортировка российского космического корабля "ОК-ГЛИ" в Технический музей Шпейера . Технический музей Шпейера. ISBN  978-3-9809437-7-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1dcc687077c2aebaac51929358e55d4__1716226440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/d4/b1dcc687077c2aebaac51929358e55d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
OK-GLI - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)