ОК-GLI
Строительный номер | ОК-0,02 |
---|---|
Страна | Советский Союз |
Статус | В Техническом музее Шпейера , Германия. |
Первый полет | Рейс 1 10 ноября 1985 г. |
Последний рейс | Рейс 25 15 апреля 1988 г. |
Количество миссий | 25 тестовых полетов |
The OK-GLI ( Russian : Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний, ОК-ГЛИ , romanized : Orbital'nyy korabl' dlya gorizontal'nykh lotnykh ispytaniy , lit. 'Orbital ship for horizontal flight tests'), also known as Buran Analog BTS-02 ( Russian : БТС-02, Большой транспортный самолёт второй , romanized : bolshoi transportny samolyot vtoroi , lit. 'big transport aircraft, the second'), was a Soviet atmospheric test vehicle ("Buran aerodynamic analogue") of the orbital Buran spacecraft . It was constructed for the Buran programme in 1984, and was used for 25 test flights between 1985 and 1988 before being retired.
Впоследствии самолет был выставлен на выставке в Австралии (2000 г.), Бахрейне (2002 г.), а с 2008 года выставлен в Техническом музее Шпейера в Германии.
Строительство
[ редактировать ]Разработка кораблей «Буран» в Советском Союзе началась в конце 1970-х годов как ответ на «Спейс Шаттл» программу США . Строительство орбитальных аппаратов началось в 1980 году, а к 1984 году был выпущен первый полномасштабный «Буран». Первый суборбитальный испытательный полет масштабной модели состоялся еще в июле 1983 года. По мере реализации проекта было выполнено еще пять полетов масштабной модели.
Опытная машина ОК-ГЛИ (Буран Аналог БСТ-02) («аэродинамический аналог Бурана») была построена в 1984 году. На ней устанавливались четыре реактивных двигателя АЛ-31, расположенные сзади (топливный бак для двигателей занимал четверть площади). грузовой отсек). Этот «Буран» мог взлетать своим ходом для летных испытаний, в отличие от испытательной машины American Enterprise , которая была полностью лишена двигателя и полагалась на воздушный старт.
Реактивные двигатели использовались для взлета с обычной взлетно-посадочной полосы, и как только он достиг назначенной точки, двигатели выключились, и OK-GLI снова полетел на посадку. Это позволило получить ценные данные испытаний об управляемости конструкции «Бурана». Подход с использованием двигателя значительно отличался от метода сбрасывания с самолета-носителя, используемого в США и на испытательном корабле «Энтерпрайз» .
Тестовые полеты
[ редактировать ]До распада Советского Союза в 1991 году семь космонавтов к программе «Буран» было привлечено . Все имели опыт работы летчиками-испытателями и летали на испытательном автомобиле OK-GLI. Это были: Иван Бачурин , Алексей Бородай , Анатолий Левченко , Александр Щукин , Римантас Станкявичюс , Игорь Волк и Виктор Заболоцкий . [ нужна ссылка ]
Всего было выполнено девять рулежных испытаний и двадцать пять испытательных полетов ОК-ГЛИ. [ 1 ] после чего автомобиль был «изношен». Все испытания и полеты проводились на подмосковной авиабазе Жуковский.
Дата | Описание | Максимальная скорость | Максимальная высота | Время | Экипаж/примечания [ 2 ] |
---|---|---|---|---|---|
29 декабря 1984 г. | Тест такси 1 | 45 км/ч | 5 минут | Римантас Станкявичюс , Игорь Волк | |
2 августа 1985 г. | Такси тест 2 | 200 км/ч | 14 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | |
5 октября 1985 г. | Такси тест 3 | 270 км/ч | 12 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | |
15 октября 1985 г. | Такси тест 4 | 300 км/ч | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
10 ноября 1985 г. | Рейс 1 | 480 км/ч | 1500 м | 12 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
15 ноября 1985 г. | Такси тест 5 | 170 км/ч | 12 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | |
3 января 1986 г. | Рейс 2 | 520 км/ч | 3000 м | 36 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
26 апреля 1986 г. | Такси тест 6 | 14 минут | Анатоли Левченко , Александр Шчукин | ||
27 мая 1986 г. | Рейс 3 | 540 км/ч | 4000 м | 23 минуты | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
11 июня 1986 г. | Рейс 4 | 530 км/ч | 4000 м | 22 минуты | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
20 июня 1986 г. | Рейс 5 | 600 км/ч | 4500 м | 25 минут | Анатоли Левченко, Александр Шчукин |
28 июня 1986 г. | Рейс 6 | 650 км/ч | 5000 м | 23 минуты | Анатоли Левченко, Александр Шчукин |
10 декабря 1986 г. | Рейс 7 | 700 км/ч | 4000 м | 24 минуты | Первая автоматическая посадка Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
23 декабря 1986 г. | Рейс 8 | 750 км/ч | 6000 м | 17 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк |
29 декабря 1986 г. | Рейс 9 | 17 минут | Анатоли Левченко, Александр Шчукин | ||
16 февраля 1987 г. | Рейс 10 | 28 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
25 февраля 1987 г. | Рейс 11 | 19 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
29 марта 1987 г. | Такси тест 7 | 2 минуты | Анатоли Левченко, Александр Шчукин | ||
30 марта 1987 г. | Такси тест 8 | 25 минут | Анатоли Левченко, Александр Шчукин | ||
21 мая 1987 г. | Рейс 12 | 20 минут | Анатоли Левченко, Александр Шчукин | ||
25 июня 1987 г. | Рейс 13 | 19 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
5 октября 1987 г. | Рейс 14 | 21 минута | Автоматическая посадка Щукин, Игорь Волк | ||
15 октября 1987 г. | Рейс 15 | 19 минут | Иван Бачурин , Алексей Бородай | ||
16 января 1988 г. | Рейс 16 | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | |||
24 января 1988 г. | Рейс 17 | Иван Бачурин, Алексей Бородай | |||
23 февраля 1988 г. | Рейс 18 | 22 минуты | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
4 марта 1988 г. | Рейс 19 | 32 минуты | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
12 марта 1988 г. | Рейс 20 | Иван Бачурин, Алексей Бородай | |||
23 марта 1988 г. | Рейс 21 | Иван Бачурин, Алексей Бородай | |||
28 марта 1988 г. | Рейс 22 | Иван Бачурин, Алексей Бородай | |||
2 апреля 1988 г. | Рейс 23 | 20 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
8 апреля 1988 г. | Рейс 24 | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | |||
15 апреля 1988 г. | Рейс 25 | 19 минут | Римантас Станкявичюс, Игорь Волк | ||
29 декабря 1989 г. | Такси тест 9 | Римантас Станкявичюс, Виктор Заболоцкий |
После выхода на пенсию
[ редактировать ]Авиабаза Жуковский
[ редактировать ]После отмены программы ОК-ГЛИ хранился в Громова подмосковном Летно-исследовательском институте имени , где демонстрировался во время ежегодного авиасалона МАКС .
Сидней, Австралия
[ редактировать ]В 2000 году OK-GLI был продан австралийской компании Buran Space Corporation , принадлежащей австралийскому астронавту Полу Скалли-Пауэру . Его разобрали и перевезли на корабле в Сидней , Австралия, через Гетеборг , Швеция; [ 3 ] выглядел как статичная туристическая достопримечательность под большой временной постройкой в Дарлинг-Харборе . прибыл 9 февраля 2000 года и на несколько лет [ 4 ] [ 5 ]
После повторной сборки OK-GLI был выставлен во временном помещении для летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Посетители могли прогуляться вокруг и внутри автомобиля (вдоль грузового отсека был построен переход), а также планировалось совершить экскурсию по различным городам Австралии и Азии. Владельцы обанкротились после Олимпийских игр, а автомобиль был вынесен на открытый воздух и хранился в течение года на огороженной стоянке, защищенной не чем иным, как большим брезентом, где он подвергался износу и неоднократному вандализму. [ 6 ]
Затем OK-GLI был выставлен на продажу, в том числе на радиоаукционе American News 980 KFWB-AM со стартовой ценой в 6 миллионов долларов США . [ 7 ] однако он не получил ни одного настоящего предложения. [ 8 ]
Бахрейн
[ редактировать ]В сентябре 2004 года группа немецких журналистов обнаружила OK-GLI в Бахрейне, заброшенную после того, как она была выставлена в качестве аттракциона на фестивале «Лето в Бахрейне» 2002 года. [ 9 ] [ 10 ]
Затем его купил Музей автомобилей и техники Зинсхайма для перевозки в Германию в 2005 году. [ 11 ] Из-за юридических проблем он оставался в Бахрейне в течение нескольких лет до урегулирования международного судебного дела по поводу гонораров. [ 12 ]
Технологический музей Шпейера, Германия
[ редактировать ]4 марта 2008 года OK-GLI отправился по морю в Технический музей Шпейера , где он был отремонтирован и стал открытой выставкой. [ 13 ]
Путешествие началось неудачно, когда во время перегрузки с баржи-хранилища на корабль произошел отказ кормового спредера (часть подъемного механизма), и хвост транспортного средства упал с высоты чуть выше палубы до уровня нижняя часть трюма . Никто не пострадал, и судно и транспортное средство, похоже, получили лишь незначительные повреждения.
См. также
[ редактировать ]- Буран (космический корабль) – Космический корабль Буран 1.01
- МАКС (космический корабль) — концепция советского космического самолета воздушного базирования.
- Mikoyan-Gurevich MiG-105 – Soviet spaceplane test program
- Space Shuttle Enterprise - статья об атмосферных испытаниях американского космического корабля "Шаттл"
- Программа «Спейс шаттл» - программа американских космических самолетов.
- Туполев ООС - концепция советского космического самолета воздушного базирования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История временной шкалы Буран Энергия» . Кшис Котвицкий. Архивировано из оригинала 31 октября 2006 года . Проверено 4 августа 2006 г.
- ^ «Хронология аналогов Бурана» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 апреля 2002 года . Проверено 5 августа 2006 г.
- ^ «Транспортировка российского космического корабля «Буран» . ПроКарго. Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 года . Проверено 2 июля 2006 г.
- ^ «Аналог Бурана/002 в Сиднее» . Suburbia.com.au . Проверено 2 июля 2006 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (10 февраля 2000 г.). «Российский шаттл приземлился» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 2 июля 2006 г.
- ^ «Аналоговая испытательная машина Буран» . Aerospaceweb.org . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ Банке, Джим (9 мая 2002 г.). «Российский шаттл «Буран», мало бывший в употреблении, сегодня выставлен на аукцион» . Space.com . Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 года . Проверено 3 июля 2006 г.
- ^ Банке, Джим (23 мая 2002 г.). «Аукцион не смог продать «Буран», российский шаттл остаётся доступным» . Space.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2008 года . Проверено 3 июля 2006 г.
- ^ «Аналоговый шаттл, ок — GLI» . Buran-energia.com . Проверено 28 февраля 2016 г. .
- ^ Беккер, Маркус (22 сентября 2004 г.). Странная находка: советский шаттл найден в Персидском заливе . Зеркало . Проверено 5 августа 2006 г.
- ^ Беккер, Маркус (23 сентября 2004 г.). «Удивительная сделка: музей Зинсхаймера покупает советский шаттл » . Зеркало . Проверено 5 августа 2006 г.
- ^ «Комплект рассмотрения дела Бурана» . Галф Дейли Ньюс . 19 июня 2007 года . Проверено 16 ноября 2007 г.
- ^ «Приземление в Техническом музее: российский космический челнок движется по реке Рейн» . Дер Шпигель . Рейтер. 7 апреля 2008 года . Проверено 7 апреля 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльзер, Хайнц; Эльзер-Хафт, Маргрит; Лукашевич, Владим (2008). История и транспортировка российского космического корабля "ОК-ГЛИ" в Технический музей Шпейера . Технический музей Шпейера. ISBN 978-3-9809437-7-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ОК-ГЛИ на Buran-Energia.com
- Запись об аналоге Бурана в Энциклопедии Astronautica
- OK-GLI. Архивировано 20 июля 2012 г. в Wayback Machine на K26.com.
- OK-GLI в Техническом музее Шпейера