Орбитальный аппарат космического корабля "Шаттл"
Производитель | Rockwell International (Североамериканские авиационные операции) |
---|---|
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Оператор | НАСА |
Приложения | Экипаж и грузовой космический самолет |
Технические характеристики | |
Тип космического корабля | Экипаж, многоразовый |
Стартовая масса | 110 000 кг (240 000 фунтов) |
Сухая масса | 78000 кг (172000 фунтов) |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Размеры | |
Длина | 37,237 м (122,17 футов) |
Высота | 17,86 м (58,6 футов) |
Размах крыльев | 23,79 м (78,1 футов) |
Емкость | |
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту | |
Масса | 24 310 кг (53 590 фунтов) |
Производство | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Построен | 6 |
Запущен | 5 орбитальных аппаратов 135 миссий |
Потерянный | 2 орбитальных аппарата |
Первый запуск | Космический шаттл Колумбия СТС-1 (12 апреля 1981 г.) |
Последний запуск | Космический шаттл Атлантис СТС-135 (8 июля 2011 г.) |
Последний выход на пенсию | Космический шаттл Атлантис СТС-135 (21 июля 2011 г.) |
Орбитальный аппарат «Спейс Шаттл» — это космический компонент « Спейс Шаттл» , частично многоразовой системы орбитальных космических кораблей , которая была частью прекращенной программы «Спейс Шаттл» . Эксплуатировался с 1981 по 2011 год НАСА . [1] По данным космического агентства США, этот корабль мог бы доставлять астронавтов и полезные грузы на низкую околоземную орбиту , выполнять космические операции, затем снова входить в атмосферу и приземляться в качестве планера , возвращая на Землю свой экипаж и всю находящуюся на борту полезную нагрузку.
Для полета было построено шесть орбитальных аппаратов: «Энтерпрайз» , «Колумбия» , «Челленджер» , «Дискавери» , «Атлантис » и «Индевор» . Все они были построены в Палмдейле, Калифорния , Питтсбурге , штат Пенсильвания в Rockwell International североамериканским отделением Aircraft Operations компании . Первый орбитальный аппарат, «Энтерпрайз» , совершил свой первый полет в 1977 году. Это планер без двигателя, он был доставлен на модифицированном авиалайнере Boeing 747 под названием Shuttle Carrier Aircraft и выпущен для серии испытательных полетов и посадок в атмосфере. Предприятие было частично разобрано и выведено из эксплуатации после завершения критических испытаний. Остальные орбитальные аппараты были полностью работоспособными космическими кораблями и были запущены вертикально как часть комплекса космического корабля "Шаттл" .
Колумбия была первым орбитальным аппаратом, достойным выхода в космос; свой первый полет он совершил в 1981 году. За ним последовали «Челленджер» , «Дискавери » и «Атлантис» в 1983, 1984 и 1985 годах соответственно. В 1986 году «Челленджер» потерпел катастрофу вскоре после своего 10-го запуска, в результате чего погибли все семь членов экипажа. «Индевор» был построен как преемник «Челленджера » и впервые был запущен в 1992 году. В 2003 году «Колумбия» была уничтожена при входе в атмосферу , в результате чего осталось всего три орбитальных аппарата. Discovery завершил свой последний полет 9 марта 2011 года, а Endeavour завершил свой последний полет 1 июня 2011 года. Atlantis завершила последний полет шаттла STS-135 21 июля 2011 года.
Помимо экипажа и полезной нагрузки, многоразовый орбитальный аппарат нес на борту большую часть корабля "Шаттл" системы космического жидкостной ракетной , но и жидкое водородное топливо , и кислорода жидкий окислитель для трех основных ракетных двигателей питались от внешнего криогенного топлива. танк . Кроме того, два многоразовых твердотопливных ускорителя (ТРД) обеспечивали дополнительную тягу примерно в течение первых двух минут запуска. Сами орбитальные аппараты имели гиперголическое топливо для системы управления реакцией (RCS) двигателей и двигателей системы орбитального маневрирования (OMS).
Описание
[ редактировать ]Примерно размером с McDonnell Douglas DC-9 , [2] Орбитальный аппарат «Спейс Шаттл» по своей конструкции напоминал самолет , со стандартным фюзеляжем и двумя двойными треугольными крыльями, стреловидными крыльями под углом 81 градус на внутренней передней кромке и 45 градусов на внешней передней кромке. Вертикальный стабилизатор орбитального аппарата имел переднюю кромку , отведенную назад под углом 45 градусов. устанавливались четыре элевона На задних кромках треугольного крыла комбинированный руль направления и тормозной тормоз крепился , а на задней кромке вертикального стабилизатора . Они, а также подвижный щиток корпуса, расположенный под главными двигателями, управляли орбитальным аппаратом на более поздних этапах входа в атмосферу .
Генеральным подрядчиком орбитального корабля была компания Rockwell International, которая построила герметичную кабину, тепловую защиту, переднюю систему ориентации, а также переднюю и заднюю часть фюзеляжа на своем заводе в Дауни, Калифорния , двери отсека полезной нагрузки на своем заводе в Талсе, Оклахома , а также корпус заслонка на заводе в Колумбусе, штат Огайо . В число субподрядчиков входили Convair в Сан-Диего для средней части, Fairchild Aircraft в Фармингдейле, штат Нью-Йорк, для вертикального стабилизатора, Grumman в Бетпейдже, штат Нью-Йорк, для крыльев. [3] [4] Marquardt Corporation в Ван-Найс, Калифорния, для двигательной установки с управлением ориентацией, [5] Aerojet в Ранчо Кордова, Калифорния, для вывода на орбиту и вывода с орбиты, McDonnell Douglas для окружающих капсул и Rocketdyne в Канога-парке, Лос-Анджелес, для запуска и подъема. [4] [6] Окончательная сборка осуществлялась на заводе 42 ВВС США недалеко от Палмдейла, Калифорния . [3]
Система контроля ориентации
[ редактировать ]Система управления реакцией (RCS) состояла из 44 небольших жидкостных ракетных двигателей и их очень сложной электродистанционной системы управления полетом , в которой использовалась цифровая фильтрация Калмана с интенсивными вычислениями . Эта система управления осуществляла обычное управление ориентацией по осям тангажа, крена и рыскания на всех этапах полета: запуска, выхода на орбиту и входа в атмосферу. Эта система также выполняла все необходимые орбитальные маневры, включая все изменения высоты орбиты, плоскости орбиты и эксцентриситета . Все эти операции требовали большей тяги и импульса , чем простое управление ориентацией.
Передние ракеты системы управления реакцией, расположенные в носовой части орбитального корабля «Спейс шаттл», включали 14 основных и две нониусные ракеты RCS. Кормовые двигатели RCS были расположены в двух отсеках орбитальной системы маневрирования (OMS) в задней части орбитального корабля, и они включали 12 основных (PRCS) и два нониусных двигателя (VRCS) в каждом отсеке. Система PRCS обеспечивала управление наведением орбитального аппарата, а VRCS использовалась для точного маневрирования во время маневров сближения, стыковки и расстыковки с Международной космической станцией или ранее с российской космической станцией «Мир» . RCS также контролировала положение орбитального аппарата на протяжении большей части его входа в атмосферу Земли – до тех пор, пока воздух не стал достаточно плотным, чтобы руль направления, элевоны и закрылки корпуса стали эффективными. [7]
Топливом OMS и RCS орбитального аппарата является монометилгидразин (CH 3 NHNH 2 ), а окислителем – тетроксид динитрогена (N 2 O 4 ). Эта конкретная комбинация пороха чрезвычайно реактивна и самопроизвольно воспламеняется при контакте (гиперголическом) друг с другом. Эта химическая реакция (4CH 3 NHNH 2 + 5N 2 O 4 → 9N 2 + 4CO 2 + 12H 2 O) происходит внутри камеры сгорания двигателя. Продукты реакции затем расширяются и ускоряются в колпаке двигателя, создавая тягу. Благодаря своим гипергольным характеристикам эти два химиката легко запускаются и перезапускаются без источника воспламенения, что делает их идеальными для систем маневрирования космических кораблей.
На раннем этапе проектирования орбитального корабля передние двигатели RCS должны были быть спрятаны под выдвижными дверями, которые открывались бы, как только орбитальный корабль достигнет космоса. От них отказались в пользу двигателей, установленных заподлицо, из-за опасений, что двери RCS останутся открытыми и подвергнут опасности экипаж и орбитальный аппарат во время входа в атмосферу. [8]
Гермокабина
[ редактировать ]В кабине экипажа орбитального корабля изначально было 2214 органов управления и дисплеев, что примерно в три раза больше, чем в командном модуле «Аполлона» . [2] Кабина экипажа состояла из кабины экипажа, средней палубы и служебного помещения. Самым верхним из них была кабина экипажа, в которой сидели командир и пилот космического челнока на стационарно закрепленных сиденьях, а за ними на убирающихся сиденьях сидели до двух специалистов миссии. [9] Специалист миссии на четвертом месте (расположенном позади и между командиром и пилотом) выполнял функции бортинженера во время подъема и посадки, отслеживая информацию от CAPCOM и объявляя основные этапы.
Средняя палуба, которая находилась под кабиной экипажа, обычно оборудовалась тремя дополнительными убирающимися сиденьями, в зависимости от требований экипажа для выполнения миссии. [10] Одна миссия имела четыре места ( STS-61-A ), и НАСА разработало планы, которые никогда не использовались для перевозки до семи мест в случае экстренного спасения ( STS-400 ).
Камбуз, туалет, спальные места, шкафчики для хранения вещей и боковой люк для входа и выхода из орбитального корабля также располагались на средней палубе, как и шлюзовая камера . Шлюзовая камера имела дополнительный люк в отсек полезной нагрузки. Этот шлюз позволял двум или трем астронавтам в скафандрах для выхода в открытый космос (EMU) сбросить давление перед выходом в открытый космос ( EVA ), а также повторно повысить давление и повторно войти в орбитальный корабль по завершении выхода в открытый космос.
Хозяйственное помещение располагалось под полом средней палубы и содержало резервуары для воздуха и воды, а также систему очистки углекислого газа .
Движение
[ редактировать ]Три главных двигателя космического корабля шаттла (SSME) были установлены на хвостовой части фюзеляжа орбитального корабля в форме равностороннего треугольника . Эти три жидкостных двигателя могли поворачиваться на 10,5 градусов по вертикали и на 8,5 градусов по горизонтали во время подъема орбитального аппарата с ракетным двигателем, чтобы изменить направление их тяги. Таким образом, они управляли всем космическим шаттлом, а также обеспечивали тягу ракеты к орбите. В хвостовой части фюзеляжа также размещались три вспомогательные силовые установки (ВСУ). ВСУ химически преобразовывали гидразиновое топливо из жидкого состояния в газообразное , приводя в действие гидравлический насос , который подавал давление во всю гидравлическую систему, включая гидравлическую подсистему, которая направляла три основных жидкостных ракетных двигателя под компьютеризированным управлением полетом. . Создаваемое гидравлическое давление также использовалось для управления всеми поверхностями управления полетом орбитального корабля (элевоны, руль направления, тормозной тормоз и т. д.), для выпуска шасси орбитального корабля и для втягивания дверец подключения шлангокабеля, расположенных рядом с задней частью. шасси, снабжавшее СМП орбитального корабля жидким водородом и кислородом из внешнего бака.
Два двигателя орбитальной системы маневрирования (OMS) были установлены в двух отдельных съемных блоках в хвостовой части фюзеляжа орбитального корабля, расположенных между SSME и вертикальным стабилизатором. Двигатели OMS обеспечивали значительную тягу для курсовых орбитальных маневров , включая выведение, разворот, перевод, сближение, сход с орбиты, выход на орбиту и прерывание один раз . [11] При взлете использовались два твердотопливных ракетных ускорителя (SRB), чтобы поднять корабль на высоту примерно 140 000 футов. [12]
Электроэнергия
[ редактировать ]Электроэнергия для подсистем орбитального корабля обеспечивалась набором из трех водородно-кислородных топливных элементов 28 В , которые производили мощность постоянного тока , а также преобразовывались в трехфазную электроэнергию переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц (для систем, использующих переменный ток ). [13] Они обеспечивали электропитанием всю систему шаттлов (включая SRB и ET) с Т-минус 3 минуты 30 секунд до конца миссии. Водород и кислород для топливных элементов хранились в паре криогенных баков-хранилищ в средней части фюзеляжа под облицовкой отсека полезной нагрузки, причем в зависимости от требований самолета можно было установить переменное количество таких комплектов баков (до пяти пар). миссия. Три топливных элемента были способны непрерывно генерировать 21 киловатт энергии (или 15-минутный пик в 36 киловатт), при этом орбитальный аппарат потреблял в среднем около 14 киловатт этой мощности (оставляя 7 киловатт на полезную нагрузку).
Кроме того, топливные элементы обеспечивали питьевой водой экипаж во время миссии.
Компьютерные системы
[ редактировать ]Компьютерная система орбитального корабля состояла из пяти идентичных IBM AP-101 компьютеров авионики , которые дублировали управление бортовыми системами корабля. специализированный язык программирования HAL/S . Для орбитальных систем использовался [14] [15]
Тепловая защита
[ редактировать ]Орбитальные аппараты были защищены материалами системы тепловой защиты (TPS) (разработанными Rockwell Space Systems ) внутри и снаружи, от внешней поверхности орбитального аппарата до отсека полезной нагрузки. [16] [17] TPS защищал его от холода при температуре -121 ° C (-186 ° F) в космосе до температуры 1649 ° C (3000 ° F) при входе в атмосферу. Плиточные материалы, составляющие большую часть внешнего слоя орбитального аппарата, в основном состояли из воздуха, удерживаемого внутри почти чистых кварцевых волокон, что делало их эффективными в качестве огнеупорной изоляции , которая поглощала и перенаправляла тепло обратно в воздух, и были покрыты боридами кремния и боросиликатным стеклом с более черным плитка, покрывающая нижнюю поверхность, и более белая плитка, покрывающая хвостовое оперение, части поверхностей верхнего крыла и кабины экипажа, а также внешние двери отсека полезной нагрузки. Носовой колпак, створки носового шасси и передние кромки были изготовлены из армированного углерод-углерода , который представляет собой вискозное волокно, пропитанное графитонаполненными смолами и покрытое карбидом кремния . [18] Верхние белые материалы, которых не было в плитках, в основном были сделаны либо из войлока Nomex , покрытого кремния с высоким содержанием эластомером , либо из бета-ткани , тканых волокон кремнезема, покрытых тефлоном . Особенно это касалось внутренней части отсека полезной нагрузки. [19] [20] [21] [17]
Структура
[ редактировать ]Конструкция орбитального корабля была изготовлена в основном из алюминиевого сплава , хотя конструкция тяги двигателя была изготовлена из титанового сплава . Более поздние орбитальные аппараты ( «Дискавери» , «Атлантис» и «Индевор» ) заменили алюминий на графитовую эпоксидную смолу в некоторых элементах конструкции, чтобы уменьшить вес. Окна были изготовлены из алюмосиликатного стекла и плавленого кварцевого стекла и состояли из внутреннего герметичного стекла, оптического стекла толщиной 1,3 дюйма (33 мм) и внешнего теплового стекла. [22] Окна были тонированы теми же чернилами, которые используются для изготовления американских банкнот . [23]
Шасси
[ редактировать ]Орбитальный корабль «Спейс Шаттл» имел три комплекта шасси , которые выходили вниз через двери в теплозащитном экране. В целях экономии веса механизм нельзя было убирать после развертывания. Поскольку любое преждевременное выпуск шасси, скорее всего, имело бы катастрофические последствия (поскольку оно открылось бы через слои теплозащитного экрана), шасси можно было опустить только с помощью ручного управления, а не с помощью какой-либо автоматической системы.
Точно так же, поскольку «Шаттл» приземлился на высокой скорости и не мог прервать попытку приземления, механизм каждый раз должен был надежно раскрываться с первой попытки. Шестерня разблокировалась и приводилась в действие с помощью гидравлики с тройным резервированием, при этом дверцы шестерни приводились в действие механическими связями со стойкой шестерни. Если все три гидравлические системы не смогли освободить фиксаторы шасси в течение одной секунды после подачи команды на выпуск, пиротехнические заряды автоматически перерезали запирающие крючки, и комплект пружин развернул шасси.
При посадке носовым колесом шаттла можно было управлять с помощью педалей руля направления в кабине. Во время постройки космического корабля «Индевор» была разработана улучшенная система управления носовым колесом, которая позволила более легко и эффективно управлять носовым колесом. После Индевора внедрения « » система была установлена на других шаттлах во время их капитального ремонта в начале 1990-х годов.
Отсутствие навигационных огней
[ редактировать ]Орбитальный корабль «Спейс Шаттл» не имел огней предотвращения столкновений , навигационных огней или посадочных огней , поскольку орбитальный корабль всегда приземлялся в зонах, которые были специально очищены как Федеральным управлением гражданской авиации (ФАУ), так и ВВС США . Орбитальный аппарат всегда приземлялся либо на базе ВВС Эдвардс , в Калифорнии Космического центра Кеннеди либо на посадочной площадке шаттла во Флориде, за исключением STS-3 в космической гавани Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Подобные специальные разрешения (бесполетные зоны) также действовали на потенциальных площадках аварийной посадки, например, в Испании и в Западной Африке во время всех запусков.
Когда посадка орбитального корабля осуществлялась в ночное время, взлетно-посадочная полоса всегда была сильно освещена светом прожекторов и прожекторов на земле, что делало посадочные огни на орбитальном корабле ненужными, а также ненужной весовой нагрузкой космического полета. Всего ночью произошло 26 посадок, первая из которых — STS-8 в сентябре 1983 года. [24]
Маркировка и знаки отличия
[ редактировать ]шрифт На орбитальном аппарате космического корабля «Шаттл» использовался Helvetica . [25]
Прототип орбитального корабля « Энтерпрайз» изначально имел флаг США на верхней поверхности левого крыла и буквы «США» черного цвета на правом крыле. Название «Энтерпрайз» черным цветом было написано на дверях отсека полезной нагрузки чуть выше передней петли и за модулем экипажа; на кормовой части дверей отсека полезной нагрузки располагался логотип НАСА «червь» серый . Под задней частью дверей отсека для полезной нагрузки на боковой стороне фюзеляжа, прямо над крылом, находился черный текст «Соединенные Штаты» с флагом Соединенных Штатов перед ним.
Первый действующий орбитальный аппарат «Колумбия » изначально имел ту же маркировку, что и «Энтерпрайз », хотя буквы «США» на правом крыле были немного крупнее и располагались дальше друг от друга. У Columbia также была черная плитка, которой не хватало Enterprise на переднем модуле RCS, вокруг окон кабины и на вертикальном стабилизаторе. У «Колумбии» также были характерные черные скулы на передней части верхних поверхностей крыла, которых не было ни у одного из других орбитальных аппаратов.
«Челленджер» установил модифицированную схему маркировки для флота шаттлов, которая будет соответствовать «Дискавери» , «Атлантис» и «Индевор» . Буквы «США» черного цвета над американским флагом были отображены на левом крыле, а логотип НАСА «червь» серого цвета по центру над названием орбитального аппарата черного цвета на правом крыле. Кроме того, название орбитального корабля было написано не на дверях отсека полезной нагрузки, а на носовой части фюзеляжа чуть ниже и за окнами кабины. Это сделает название видимым, когда орбитальный аппарат будет сфотографирован на орбите с открытыми дверями. У «Челленджера» также была черная плитка на кончике вертикального стабилизатора, как и у «Колумбии» , которой не было у других орбитальных аппаратов.
В 1983 году «Энтерпрайза» маркировка крыльев была изменена, чтобы соответствовать «Челленджеру» , а логотип НАСА «червь» на кормовой части дверей отсека полезной нагрузки был изменен с серого на черный. На носу, окнах кабины и вертикальном оперении были добавлены черные маркировки, чтобы больше напоминать летательные аппараты, но название «Энтерпрайз» осталось на дверях отсека полезной нагрузки, поскольку необходимости их открывать никогда не было. Columbia Название было перенесено на переднюю часть фюзеляжа, чтобы соответствовать другим летательным аппаратам после STS-61-C , во время перерыва в 1986–1988 годах, когда парк шаттлов был остановлен после потери Challenger , но сохраняла свою первоначальную маркировку на крыле до последнего капитального ремонта. (после СТС-93 ) и уникальные черные скулы на оставшуюся часть срока службы.
Начиная с STS-95 (1998 г.), маркировка летательных аппаратов была изменена и теперь включает в себя эмблему НАСА в виде «фрикадельки» . Логотип «червяк», от которого агентство постепенно отказалось, был удален с дверей отсека полезной нагрузки, а знак «фрикадельки» был добавлен позади текста «Соединенные Штаты» в нижней части кормовой части фюзеляжа. Знак отличия «фрикадельки» также был размещен на левом крыле, а американский флаг над названием орбитального корабля был выровнен по левому краю, а не по центру, на правом крыле. Три сохранившихся летательных аппарата, «Дискавери» , «Атлантис» и «Индевор» , до сих пор несут эти маркировки в качестве музейных экспонатов. «Энтерпрайз» стал собственностью Смитсоновского института в 1985 году и больше не находился под контролем НАСА, когда были внесены эти изменения, поэтому прототип орбитального корабля до сих пор имеет маркировку 1983 года и до сих пор имеет свое название на дверях отсека полезной нагрузки.
Выход на пенсию
[ редактировать ]После завершения программы «Шаттл» планировалось разместить три оставшихся орбитальных корабля «Шаттл» на постоянной экспозиции. Администратор НАСА Чарльз Ф. Болден-младший объявил о местонахождении орбитальных аппаратов 12 апреля 2011 года, в 50-летие первого полета человека в космос и 30-летие первого полета « Колумбии » .
«Дискавери» отправился в Смитсоновский институт Стивена Ф. Удвар-Хейзи , заменив «Энтерпрайз» , который был перенесен в Музей «Бесстрашный» в Нью-Йорке . «Индевор» отправился в Калифорнийский научный центр в Лос-Анджелесе, прибыв туда 14 октября 2012 года. «Атлантис» отправился в комплекс для посетителей Космического центра Кеннеди на Мерритт-Айленде 2 ноября 2012 года. Сотни других артефактов шаттла будут выставлены в различных других музеях и музеях. учебные заведения по всему США [26]
Одно из тренажеров кабины экипажа и учебное оборудование средней палубы выставлено в Национальном музее ВВС США . [27] а другой выставлен в АО. [28] Тренажер с полным фюзеляжем, включающий отсек полезной нагрузки и кормовую часть, но без крыльев, выставлен в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [29] Центра моделирования и обучения Симулятор фиксированной базы симулятора миссии шаттла первоначально находился в планетарии Адлера в Чикаго, штат Иллинойс. [30] но позже был передан Стаффордскому музею авиации и космонавтики в Уэтерфорде, Оклахома . [31] Симулятор Motion Base был передан A&M Техасскому отделу аэрокосмической техники в Колледж-Стейшн, штат Техас . [32] а симулятор наведения и навигации отправился в музей авиации Wings of Dreams в Старке, Флорида . [33] НАСА также предоставило школам и университетам около 7000 плиток TPS. [34]
Технические характеристики орбитального корабля шаттла (ОВ-105)
[ редактировать ]Данные из [35]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 человека (командир и пилот)
- Вместимость: 6 пассажиров (до трех специалистов миссии и до трех специалистов по полезной нагрузке) или 25 060 кг (55 250 фунтов)
- Длина: 122 фута 2,0 дюйма (37,237 м)
- Размах крыльев: 78 футов 1 дюйм (23,79 м)
- Рост: 58 футов 7 дюймов (17,86 м)
- Площадь крыла: 2690 кв. футов (249,9 м ). 2 ) [36]
- Пустой вес: 171 961 фунт (78 000 кг)
- Максимальный взлетный вес: 242 508 фунтов (110 000 кг)
- Полезная нагрузка на НОО : 24 310 кг (53 590 фунтов)
- Размеры грузового отсека : 60 × 15 футов (18,3 × 4,6 м).
- Силовая установка: 3 Rocketdyne Block 2-A RS-25 жидкостных ракетных двигателя с тягой 418 000 фунтов силы (1860 кН) каждый.
- Силовая установка: 2 Aerojet AJ10-190 жидкостных ракетных двигателя с тягой 6000 фунтов силы (26,7 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 17 320 миль в час (27 870 км/ч, 15 050 узлов)
- Диапазон: 120–600 миль (190–960 км, 100–520 миль)
- Практический потолок: 607 000–2 110 000 футов (185 000–643 000 м).
- Максимальное качество планирования: изменяется в зависимости от скорости: 1:1 на гиперзвуковой скорости , 2:1 на сверхзвуковой скорости , 4,5:1 на дозвуковой скорости. [37]
Грузовой отсек имеет размеры 60 футов (18 м) на 15 футов (4,6 м). [38] и мог транспортировать 24 400 кг (53 800 фунтов) на расстояние 204 км (127 миль) или 12 500 кг (27 600 фунтов) на МКС на расстоянии 407 км (253 мили). [39] Самой массивной полезной нагрузкой, запущенной космическим шаттлом, была рентгеновская обсерватория Чандра в 1999 году весом 50 162 фунта (22 753 кг), включая ее инерционную верхнюю ступень (IUS) и вспомогательное оборудование. [40] Шаттл был способен вернуть на Землю около 16 000 кг (35 000 фунтов) груза. [41]
орбитального аппарата Максимальное качество планирования / аэродинамическое качество значительно менялось в зависимости от скорости: от 1:1 на гиперзвуковых скоростях , 2:1 на сверхзвуковых скоростях и до 4,5:1 на дозвуковых скоростях во время захода на посадку и посадки. [37]
Флот
[ редактировать ]Отдельные орбитальные аппараты «Спейс Шаттл» были названы в честь старинных парусных кораблей военно-морских сил мира (хотя испытательный орбитальный корабль « Энтерпрайз » , первоначально называвшийся « Конституция », изменил свое название в честь космического «Звездный путь» корабля , названного в честь серии американских кораблей «Спейс Шаттл»). Корабли ВМФ ), а также они были пронумерованы с использованием системы обозначения NASA Orbiter Vehicle . Три названия также были даны космическому кораблю «Аполлон» в период с 1969 по 1972 год: Аполлона-11 командный модуль «Колумбия» , Аполлона-15 командный модуль « Индевор» и Аполлона-17 лунный модуль «Челленджер» .
Хотя внешне все орбитальные аппараты были практически идентичны, они имели небольшие различия внутри. Новое оборудование для орбитальных аппаратов было установлено в том же порядке, в котором они проходили работы по техническому обслуживанию, а новые орбитальные аппараты были построены компанией Rockwell International под наблюдением НАСА с некоторыми более совершенными и более легкими по весу конструктивными элементами. Таким образом, новые орбитальные аппараты ( «Дискавери» , «Атлантис» и «Индевор» ) имели немного большую грузоподъемность, чем «Колумбия» или «Челленджер» .
Орбитальные аппараты «Спейс Шаттл» собирались на сборочном предприятии Rockwell в Палмдейле, Калифорния . [4] на федеральном комплексе «Завод 42» .
Обозначение орбитального аппарата
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Каждое НАСА обозначение космического корабля состояло из префикса и суффикса, разделенных тире. Префикс действующих шаттлов — OV, что означает Orbiter Vehicle . Суффикс состоит из двух частей: серии и номера автомобиля; «0» использовался для орбитальных аппаратов, не готовых к полету, а «1» использовался для орбитальных аппаратов, готовых к полету. Номер транспортного средства присваивается внутри серии последовательно, начиная с 1. Следовательно, никогда не может быть OV-100, поскольку он будет читаться как «Орбитальный аппарат серии 1, автомобиль 0». Во многих предложениях по созданию орбитальных аппаратов второго поколения, внешне совместимых с нынешней системой, но новых внутри, они называются «OV-200» или «OV-2xx», чтобы отличить их от «первого поколения», OV- 100 с. Эта терминология носит неофициальный характер, и маловероятно, что какой-либо автомобиль на базе «Шаттла» получит такое обозначение. Изначально «Челленджер» предназначался для использования в качестве объекта для испытаний конструкции (STA), а не в качестве орбитального корабля, способного летать; Таким образом, нумерация была изменена при его перестройке. С другой стороны, «Энтерпрайз» планировалось перестроить в способный к полету орбитальный аппарат; Было обнаружено, что восстановить STA-099 дешевле, чем OV-101, поэтому он остался неиспользованным. Несмотря на эти изменения в планах, обозначения не были изменены. Обозначение «ОВ-106» было присвоено набору конструктивных элементов, изготовленных взамен тех, которые использовались при строительстве Endeavour ; однако вскоре после этого контракт на них был расторгнут, и они так и не были завершены. [42] Обозначения «096» и «097» были присвоены объектам структурных испытаний, которые были отменены, но, хотя они существуют в некоторых записях НАСА, Управление истории НАСА не имеет официальных записей о STA-096 и STA-097. [43]
Орбитальные аппараты | Тестовые статьи | ||
---|---|---|---|
Обозначение | Транспортное средство | Обозначение | Транспортное средство |
ОВ-099 [а] | Челленджер | ОВ-095 | Макет Лаборатории интеграции авионики шаттла (SAIL) |
ОВ-101 | Предприятие | СТА-096 | Статья о структурных испытаниях ECLSS |
ОВ-102 | Колумбия | СТА-097 | Статья о виброакустических структурных испытаниях |
ОВ-103 | Открытие | ОВ-098 [б] | Следопыт |
ОВ-104 | Атлантида | МПТА-098 | Основная статья об испытаниях силовой установки |
ОВ-105 | Стараться | ||
Оперативные орбитальные аппараты
[ редактировать ]Оперативные орбитальные аппараты | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Картина | OVD | Первый полет | Количество рейсов | Последний рейс | Статус [44] | Ссылка. |
Атлантида | ОВ-104 | СТС-51-Д 3–7 октября 1985 г. |
33 | СТС-135 8–21 июля 2011 г. |
Ушедший на пенсию. Выставлен в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди во Флориде. |
[45] | |
Челленджер | ОВ-099 | СТС-6 4–9 апреля 1983 г. |
10 | СТС-51-Л 28 января 1986 г. |
Разрушен. Распался из-за неисправности твердотопливного ракетного ускорителя 28 января 1986 года. Обломки захоронены на мысе Канаверал LC-31 . |
[46] | |
Колумбия | ОВ-102 | СТС-1 12–14 апреля 1981 г. |
28 | СТС-107 16 января - 1 февраля 2003 г. |
Разрушен. Разбился при входе в атмосферу из-за повреждения крыла во время запуска 1 февраля 2003 года. Остатки орбитального корабля хранятся в здании сборки транспортных средств . | ||
Открытие | ОВ-103 | СТС-41-Д 30 августа 1984 г. |
39 | СТС-133 24 февраля 2011 г. |
Ушедший на пенсию. Выставлено в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния . |
[47] | |
Стараться | ОВ-105 | СТС-49 7 мая 1992 г. |
25 | СТС-134 16 мая 2011 г. |
Ушедший на пенсию. Выставлено в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе , Калифорния. |
[48] |
- Впервые «Колумбия» была запущена 12 апреля 1981 года. 1 февраля 2003 года «Колумбия» распалась во время входа в атмосферу во время своего 28-го космического полета.
- «Челленджер» был впервые запущен 4 апреля 1983 года. 28 января 1986 года он распался через 73 секунды после запуска во время своего 10-го полета.
- «Дискавери» был впервые запущен 30 августа 1984 года. Он совершил 39 миссий и был аппаратом НАСА для «возвращения в полет» после случайного разрушения «Челленджера» и «Колумбии» . «Дискавери» завершил свою последнюю миссию, STS-133 , в марте 2011 года. В настоящее время он выставлен в Смитсоновского института Национальном музее авиации и космонавтики в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи, недалеко от международного аэропорта Даллеса .
- «Атлантис» был впервые запущен 3 октября 1985 года. Он совершил 33 космических полета, включая последний полет космического корабля «Шаттл» STS-135 в июле 2011 года.
- «Индевор» был впервые запущен 7 мая 1992 года. Он совершил 25 космических полетов, последним из которых стал STS-134 , запущенный 16 мая 2011 года.
Тестовые статьи
[ редактировать ]Тестовые статьи | |||
---|---|---|---|
Картина | OVD | Имя | Примечания |
ОВ-095 | - | Тренажер для реальных испытаний и тренировок летно-аппаратных и программных комплексов, расположенный в Лаборатории интеграции авионики Шаттла. | |
ОВ-098 [а] | Следопыт | Симулятор орбитального корабля для испытаний на перемещение и обработку. В настоящее время экспонируется в Космическом и ракетном центре США . | |
МПТА-098 | – | Стенд для двигательной установки и систем подачи топлива | |
СТА-099 | – | Изделие для структурных испытаний, использовавшееся для стрессовых и термических испытаний, позже стало Challenger. | |
ОВ-101 | Предприятие | Первый полет в свободном атмосфере 12 августа 1977 года. Использовался для испытаний на заход на посадку и посадку, для космических полетов не пригоден. Орбитальный аппарат, ранее находившийся в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи, в настоящее время находится на кабине экипажа авианосца USS Intrepid (CV-11) в Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке. [26] |
Мокапы
[ редактировать ]Помимо действующих орбитальных аппаратов и испытательных изделий, созданных для использования в программе «Шаттл», по всей территории Соединенных Штатов выставлены также различные макеты:
Мокапы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Картина | Реплики | Расположение | Статус | |||
Приключение | Передняя часть фюзеляжа | Космический центр Хьюстона | Удаленный | ||||
Америка | Большинство, кроме правых | Шесть флагов Великой Америки | Удаленный | ||||
Независимость | Полный | Космический центр Хьюстона | На дисплее | ||||
Вдохновение (Калифорния) [49] | Большинство, кроме левого крыла, вертикального стабилизатора и дверей отсека для полезной нагрузки. | Мемориальный космический центр Колумбии | На хранении | ||||
Вдохновение (Флорида) [50] | Полный | Посадочная площадка шаттла | На дисплее | ||||
Разрешение! [51] | Передняя часть фюзеляжа | Мемориальный космический центр Колумбии | Заброшенный |
Статистика полетов
[ редактировать ]Ключ | |
‡ | Тестовый автомобиль |
† | Потерянный |
Трансфер | Обозначение | Рейсы | Время полета | Орбиты | Самый длинный полет | Первый полет | Последний рейс | Мне доки |
с МКС Стыковки | Источники | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Полет | Дата | Полет | Дата | |||||||||
Предприятие ‡ | ОВ-101 | 5 | 00д 00ч 19м | — | 00д 00ч 05м | АЛТ-12 | 12 августа 1977 г. | АЛТ-16 | 26 октября 1977 г. | — | — | [52] [53] [54] [55] |
Колумбия † | ОВ-102 | 28 | 300д 17ч 47м 15с | 4,808 | 17д 15ч 53м 18с | СТС-1 | 12 апреля 1981 г. | СТС-107 | 16 января 2003 г. | 0 | 0 | [52] [53] [56] [57] [58] |
Челленджер † | ОВ-099 | 10 | 62д 07ч 56м 15с | 995 | 08д 05ч 23м 33с | СТС-6 | 4 апреля 1983 г. | СТС-51-Л | 28 января 1986 г. | 0 | 0 | [52] [53] [59] [60] |
Открытие | ОВ-103 | 39 | 364д 22ч 39м 29с | 5,830 | 15д 02ч 48м 08с | СТС-41-Д | 30 августа 1984 г. | СТС-133 | 24 февраля 2011 г. | 1 | 13 | [52] [53] [61] [62] |
Атлантида | ОВ-104 | 33 | 306д 14ч 12м 43с | 4,848 | 13д 20ч 12м 44с | СТС-51-Д | 3 октября 1985 г. | СТС-135 | 8 июля 2011 г. | 7 | 12 | [52] [53] [63] [64] |
Стараться | ОВ-105 | 25 | 296д 03ч 34м 02с | 4,677 | 16д 15ч 08м 48с | СТС-49 | 7 мая 1992 г. | СТС-134 | 16 мая 2011 г. | 1 | 12 | [52] [53] [65] [66] |
Общий | 135 | 1,330d 18h 9m 44s | 21,158 | 9 | 37 |
Хронология истории полетов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Space Shuttle для истории программы и описания операций.
- Программа «Буран» (программа многоразовых шаттлов СССР)
- Охотник за мечтой
- SpaceX Starship (космический корабль)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Неофициальное почетное звание
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Факты о космических кораблях» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Уильям К.; Times, специально для Нью-Йорка (6 апреля 1981 г.). «Новое поколение астронавтов на пороге эры шаттлов» . Нью-Йорк Таймс . п. А1. ISSN 0362-4331 . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Промо-фильм 68804 Международного космического подразделения Rockwell 1975 года» . Ютуб . ООО «ПерископФильм». 6 января 2020 г. Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Производство и сборка орбитальных аппаратов» . НАСА. Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Проверено 19 августа 2012 г.
На сборочном предприятии Rockwell в Палмдейле все отдельные детали, детали и системы (многие из которых были построены различными субподрядчиками) собирались вместе, собирались и тестировались.
- ^ «Сайт Марквардта Ван Найса» . Веб-сайт Марка Рейноса . 14 июня 2000 года . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «Завод Rocketdyne, на котором производились самые мощные ракетные двигатели в мире, сносят» . Совет района Канога-Парк . 8 августа 2016 г. Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «HSF – Шаттл» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 года . Проверено 17 июля 2009 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Янг, Джон В.; Хансен, Джеймс Р. (2012). «Часть IV. Эра шаттла». Вечно молодой: Жизнь, полная приключений в воздухе и космосе (электронная книга Kindle). Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-4281-7 . OCLC 1039310141 .
В чертежах мы видели, что у RCS будут большие двери, открывающиеся наружу. Проблема заключалась в том, что если бы эти двери не закрылись, орбитальный аппарат был бы потерян на обратном пути через атмосферу. Я написал «распоряжение о предмете проверки» (RID), в котором просил НАСА убрать двери, открывающиеся наружу.
- ^ «Место командира/пилота космического корабля» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Полет человека в космос (HSF) – космический челнок» . Архивировано из оригинала 31 августа 2000 года.
- ^ «Орбитальная система маневрирования» . НАСА. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Кулкарни, Нилеш; Кришнакумар, Калмадже (2005). Требования к наведению, навигации и управлению космическими аппаратами для архитектуры интеллектуальной авионики Plug-n-Play (PAPA) . AIAA Infotech@Aerospace. 26–29 сентября 2005 г. Арлингтон, Вирджиния. дои : 10.2514/6.2005-7123 . hdl : 2060/20060019188 . АИАА 2005-7123.
- ^ «Электроэнергетическая система» . Справочное руководство по шаттлу . Пилотируемый космический полет НАСА. Архивировано из оригинала 4 мая 2001 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ «Компьютеры общего назначения» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 июня 2001 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Лор, Стив (7 февраля 2003 г.). «Потеря шаттла: технологии; компьютеры, управляющие шаттлом, должны быть включены в расследование» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Автомобильный дизайн и производство» . Технические обзоры НАСА . 40 лет инноваций. 22 (9): 26 сентября 1998 г. hdl : 2060/20110003618 .
- ^ Jump up to: а б Оукс, Райан (2 июня 2003 г.). «Плитка космического корабля» . Веб-сервер факультетов UW . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Лайл, Карен Х.; Фасанелла, Эдвин Л. (2009). «Постоянный комплект системы термозащиты космического корабля «Шаттл» из армированного углеродно-углеродного материала». Композиты. Часть A: Прикладная наука и производство . 40 (6–7). Эльзевир Б.В.: 702–708. doi : 10.1016/j.compositesa.2009.02.016 . ISSN 1359-835X .
- ^ Финкенор, ММ; Дулинг, Д. (апрель 1999 г.). «Рекомендации по материалам многослойной изоляции» (PDF) . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Информация для прессы СТС-6» (PDF) . Rockwell International – Группа космического транспорта и систем. Март 1983 г. с. 7 . Проверено 16 марта 2023 г.
Низкотемпературные многоразовые поверхностные изоляционные плитки (LRSI) системы орбитального маневрирования / системы управления реакцией заменены усовершенствованной гибкой поверхностной изоляцией многоразового использования (AFRSI), состоящей из сшитого композитного стеганого тканевого покрытия с тем же материалом из кварцевой плитки, зажатого между внешним и внутренним покрытием.
- ^ «Система тепловой защиты орбитального корабля, тепловые материалы» (PDF) . НАСА . 2006. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Вопросы и ответы по обработке космического корабля STS-113 (NASA KSC)» . НАСА. 15 ноября 2002 года. Архивировано из оригинала 14 января 2010 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Фан, Линьджин (11 января 2008 г.). «Таинственные фальшивые 100-долларовые купюры появляются по всему миру» . Звезда Канзас-Сити . Архивировано из оригинала 17 января 2008 года.
- ^ «Ночная посадка космического корабля» . НАСА . Проверено 23 июля 2011 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Гельветика (документальный фильм). 12 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Уивер, Дэвид (12 апреля 2011 г.). «НАСА объявляет о строительстве новых домов для орбитальных кораблей после выхода на пенсию» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 12 апреля 2011 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Тренажер отсека экипажа космического корабля» . Национальный музей ВВС США. 14 марта 2016 г. Проверено 1 мая 2020 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Хатчинсон, Ли (26 июня 2015 г.). «Подробный фотоэкскурсия по учебно-тренировочной кабине шаттла НАСА» . Арс Техника . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Перлман, Роберт (1 июля 2012 г.). «Тренажер космического корабля НАСА приземляется в Музее полетов Сиэтла» . Space.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Маллен, В. (12 апреля 2011 г.). «Шаттла до Адлера не будет, но музей полетит на симуляторе» . Чикаго Трибьюн . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Перлман, Роберт (3 августа 2016 г.). « Шаттл «Раннее государство»: Стаффордский музей покажет симулятор НАСА в Оклахоме» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Перлман, Роберт (29 декабря 2011 г.). «Списанный симулятор космического корабля снова будет летать в Техасском A&M» . Space.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Уинстон, Ханна. «Часть истории НАСА приземляется в музее Кистоун-Хайтс» . Гейнсвилл Сан . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Перлман, Роберт (3 декабря 2010 г.). «НАСА предлагает школам плитки для космических кораблей» . Space.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Технические факты о шаттле» . Посвящение космическому челноку. Европейское космическое агентство . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Уилхайт, Алан В. (июнь 1977 г.). Анализ отделения орбитального корабля космического корабля "Шаттл" от большого транспортного самолета . НАСА/Исследовательский центр Лэнгли. п. 10. HDL : 2060/19770018245 . НАСА ТМ X-3492; 77Н-25189. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Чаффи, Норман, изд. (январь 1985 г.). Техническая конференция по космическим шаттлам, часть 1 . НАСА. hdl : 2060/19850008580 . НАСА CP-2342-Pt-1; N85-16889. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Хейл, Уэйн; Лейн, Хелен; Чаплин, Гейл; Лулла, Камлеш, ред. (2011). «Космический челнок и его операции» . Крылья на орбите: научное и инженерное наследие космического корабля «Шаттл», 1971–2010 гг . НАСА. п. 59. HDL : 2060/20110011792 . ISBN 978-0-16-086846-7 . НАСА СП-2010-3409. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Уэйд, Марк. «Космический шаттл» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «Краткая информация о рентгеновской обсерватории Чандра» . НАСА/Центр космических полетов Маршалла. Август 1999 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2022 года . Проверено 5 января 2019 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Китмахер, Гэри Х., изд. (август 2006 г.). «Транспорт/Логистика» (PDF) . Справочный путеводитель по Международной космической станции . НАСА. ISBN 0-9710327-2-6 . НАСА СП-2006-557. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА HAER № TX-116, стр. 59, примечание 205. Проверено 8 июня 2017 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА HAER № TX-116, стр. 55 Проверено 24 июня 2014 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Орбитальные аппараты» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 13 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Атлантида (ОВ-104)» . НАСА. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 года . Проверено 13 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Челленджер (СТА-099, ОВ-99)» . НАСА. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 13 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Дискавери (ОВ-103)» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 13 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Индевор (ОВ-105)» . НАСА. Архивировано из оригинала 1 мая 2011 года . Проверено 13 марта 2013 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Исторический макет космического корабля, хранящийся в Дауни, Калифорния» .
- ^ Перлман, Роберт З. (29 апреля 2016 г.). «Копия на взлетно-посадочной полосе: макет орбитального корабля приземляется на настоящую полосу космического корабля» . собирать ПРОСТРАНСТВО.
- ^ «Резолюция», которую невозможно было сохранить» . 18 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чен, Адам (2012). Уоллак, Уильям; Гонсалес, Джордж (ред.). Празднование 30-летия программы космических челноков . Вашингтон, округ Колумбия, США: НАСА. п. 280. ИСБН 978-0-16-090202-4 . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Факты НАСА: факты эпохи космических шаттлов» (PDF) . Космический центр Джона Ф. Кеннеди . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Предприятие (ОВ-101)» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ «Краткие факты о космическом корабле «Шаттл»» . Инсайдер Fox News . Фокс Ньюс . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Космос: космический корабль «Колумбия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ «Быстрые факты: космический шаттл Колумбия» . Фокс Ньюс . 2 февраля 2003. Архивировано из оригинала 19 ноября 2012 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Колумбия (ОВ-102)» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ «Челленджер (СТА-099, ОВ-99)» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ «Факты о космическом шаттле Челленджер» . Флорида сегодня . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Уолл, Майк (19 апреля 2012 г.). «Открытие космического корабля: 5 удивительных фактов о старейшем орбитальном аппарате НАСА» . Space.com . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Орбитальный корабль, Шаттл, ОВ-103, Дискавери» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Флетчер, Дэн (14 мая 2010 г.). «Старт космического корабля «Атлантис»: пять фактов» . Время . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Факты о запуске шаттла: 15 вещей, которые нужно знать о миссии шаттла «Атлантис»» . Флорида сегодня . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Информационный бюллетень о космическом корабле «Индевор»» . Новости CBS . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Факты о космическом шаттле Индевор» . Флорида сегодня . Проверено 15 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орбитальные аппараты. Архивировано 9 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- Документация Historic American Engineering Record (HAER), хранящаяся в Космическом центре Линдона Б. Джонсона, 2101 NASA Parkway, Хьюстон, округ Харрис, Техас:
- HAER № TX-116-A, « Космическая транспортная система, орбитальный аппарат Discovery (OV-103) », 121 фотография, 14 обмерных чертежей, 28 страниц с подписями к фотографиям
- HAER № TX-116-B, « Космическая транспортная система, орбитальный аппарат Атлантис (OV-104) », 24 фотографии, 5 страниц с подписями к фотографиям
- HAER № TX-116-C, « Космическая транспортная система, орбитальный аппарат Endeavour (OV-105) », 22 фотографии, 5 страниц с подписями к фотографиям
- HAER № TX-116-I, « Космическая транспортная система, главный двигатель космического корабля », 20 фотографий, 2 обмерных чертежа, 8 страниц с подписями к фотографиям