СТС-51-Ф
Имена | Космическая транспортная система -19 Космическая лаборатория 2 |
---|---|
Тип миссии | Астрономические наблюдения |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1985-063А |
САТКАТ нет. | 15925 |
Продолжительность миссии | 7 дней, 22 часа, 45 минут, 26 секунд |
Пройденное расстояние | 5 284 350 км (3 283 540 миль) |
Орбиты завершены | 127 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Челленджер |
Стартовая масса | 114 693 кг (252 855 фунтов) |
Посадочная масса | 98 309 кг (216 734 фунта) |
Масса полезной нагрузки | 16 309 кг (35 955 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 7 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 29 июля 1985 г., 21:00:00 UTC (17:00 по восточному времени ) |
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Подрядчик | Роквелл Интернэшнл |
Конец миссии | |
Дата посадки | 6 августа 1985 г., 19:45:26 UTC (12:45:26 по тихоокеанскому времени ) |
Посадочная площадка | Эдвардс , взлетно-посадочная полоса 23 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 312 км (194 миль) |
Высота апогея | 320 км (200 миль) |
Наклон | 49.49° |
Период | 90,90 минут |
Инструменты | |
| |
Нашивка миссии СТС-51-Ф В первом ряду (сидят): К. Гордон Фуллертон , Рой Д. Бриджес-младший. Задний ряд (стоя): Энтони В. Ингланд , Карл Г. Хениз , Ф. Стори Масгрейв , Лорен В. Эктон , Джон-Дэвид Ф. Барто. |
STS-51-F (также известный как Spacelab 2 ) был 19-м полетом НАСА « программы космического корабля Шаттл» и восьмым полетом космического корабля « Челленджер» . Он стартовал из Космического центра Кеннеди , штат Флорида , 29 июля 1985 года и приземлился восемь дней спустя, 6 августа 1985 года.
В то время как основной полезной нагрузкой STS-51-F был лабораторный модуль Spacelab 2, наибольшую огласку получила полезная нагрузка, получившая наибольшую известность, — «Оценка диспенсера для газированных напитков» — эксперимент, в ходе которого и Coca-Cola , и Pepsi пытались сделать свои газированные напитки доступными для астронавтов. . [1] с гелиевым охлаждением В рамках этой миссии также использовался инфракрасный телескоп (IRT), и, хотя у него были некоторые проблемы, он наблюдал 60% галактической плоскости в инфракрасном свете. [2] [3]
Во время запуска у «Челленджера» произошли множественные отказы датчиков в двигателе Engine 1 Center SSME , что привело к его остановке, и шаттлу пришлось выполнить аварийную процедуру « Прерывание выхода на орбиту » (ATO). Это единственная миссия Шаттла, которая была прервана после запуска. В результате АТО миссия была выполнена на несколько меньшей орбитальной высоте.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | К. Гордон Фуллертон Второй и последний космический полет | |
Пилот | Рой Д. Бриджес мл. Только космический полет | |
Специалист миссии 1 | Карл Г. Хенизе Только космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Ф. Стори Масгрейв Второй космический полет | |
Специалист миссии 3 | Энтони В. Англия Только космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 1 | Лорен В. Эктон Только космический полет Локхид | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Джон-Дэвид Ф. Барто Только космический полет ВМС США | |
Член Синей команды Член Красной команды |
Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Специалист по полезной нагрузке 1 | Джордж В. Саймон Локхид | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Дайан К. Принц ВМС США |
Как и в предыдущих миссиях Spacelab, экипаж был разделен на две 12-часовые смены. Эктон, Бриджес и Хениз составили «Красную команду», а Барто, Англия и Масгрейв - «Синюю команду»; Командир Фуллертон мог работать в любой смене, когда это было необходимо. [4] «Челленджер» нес два подразделения внекорабельной подвижности (EMU) на случай экстренного выхода в открытый космос, который должны были совершить Англия и Масгрейв. [4]
Назначение мест экипажа
[ редактировать ]Сиденье [5] | Запуск | Посадка | Места 1–4 находятся в кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе. |
---|---|---|---|
1 | Фуллертон | ||
2 | Мосты | ||
3 | Хенизе | ||
4 | Масгрейв | ||
5 | Англия | ||
6 | Актон | ||
7 | Бартоу |
Запуск
[ редактировать ]Первая попытка запуска STS-51-F 12 июля 1985 года была остановлена с обратным отсчетом на Т-3 секунде после зажигания главного двигателя, когда неисправность второго клапана охлаждающей жидкости RS-25 привела к автоматическому прерыванию запуска. Challenger успешно запустился со второй попытки 29 июля 1985 года в 17:00 по восточному времени после задержки в 1 час 37 минут из-за проблемы с восходящим каналом обновления блока обслуживания таблицы.
На 3 минуте 31 секунде подъема вышел из строя один из двух датчиков температуры нагнетания турбины турбонасоса топлива высокого давления центрального двигателя. Через две минуты и двенадцать секунд второй датчик вышел из строя, что привело к остановке центрального двигателя. Это был единственный отказ РС-25 в полете программы «Спейс Шаттл» . Примерно на 8-й минуте полета один из тех же датчиков температуры в правом двигателе вышел из строя, а оставшийся датчик температуры правого двигателя показывал показания около красной линии, указывающей на остановку двигателя. Инженер ракетных систем Дженни М. Ховард быстро порекомендовала экипажу запретить любые дальнейшие автоматические отключения RS-25 на основе показаний оставшихся датчиков. [6] предотвращение потенциального отключения второго двигателя и возможного режима прерывания, который мог привести к потере экипажа и машины (LOCV). [7]
Неисправный RS-25 привел к прерыванию вывода на орбиту (ATO), в результате чего шаттл достиг орбитальной высоты ниже запланированной. План предусматривал орбиту размером 385 км (239 миль) на 382 км (237 миль). [8] но миссия была выполнена на расстоянии 265 км (165 миль) на 262 км (163 мили). [9]
Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 12 июля 1985 г., 15:30:00. | Вычищенный | — | Технический | 12 июля 1985 г., 15:29 (T-0:03) | Прерывание площадки: неисправность в SSME №2, отключение клапана охлаждающей жидкости всех трех главных двигателей. [10] [11] | |
2 | 29 июля 1985 г., 17:00:00. | Успех | 17 дней 1 час 30 минут | 29 июля 1985 г., 17:00. | Запущено с задержкой в 1 час 37 минут для устранения проблемы с восходящим каналом обновления блока обслуживания таблиц. В Т+343 секунды SSME №1 отключился, что привело к ATO (прерывание вывода на орбиту). [9] |
Краткое описание миссии
[ редактировать ]Основной полезной нагрузкой STS-51-F был лабораторный модуль Spacelab 2. Особая часть модульной системы Spacelab - « иглу », располагавшаяся в головной части поезда из трех поддонов, обеспечивала на месте поддержку приборов, установленных на поддоны. Основная цель миссии заключалась в проверке работоспособности систем Spacelab, определении возможностей интерфейса орбитального аппарата и измерении среды, создаваемой космическим кораблем. Эксперименты охватывали науки о жизни , физику плазмы , астрономию высоких энергий , астрофизику , физику Солнца , физику атмосферы и технологические исследования . Несмотря на необходимость перепланирования миссии, вызванную выходом «Челленджера » на орбитальную траекторию, миссия «Спейслэб» была объявлена успешной.
Этот полет стал первым испытанием на орбите системы наведения приборов Европейского космического агентства (ЕКА). Этот уникальный указательный инструмент был разработан с точностью до одной угловой секунды . Первоначально возникли некоторые проблемы, когда ему было приказано отслеживать Солнце , но был внесен ряд программных исправлений, и проблема была устранена. Кроме того, Энтони У. Англия стал вторым радистом-любителем, который вел передачу из космоса во время миссии.
Инфракрасный телескоп Spacelab
[ редактировать ]В миссии также участвовал инфракрасный телескоп Spacelab (IRT). [3] IRT представлял собой инфракрасный телескоп с апертурой 15,2 см (6,0 дюйма) и гелиевым охлаждением , наблюдавший свет с длинами волн от 1,7 до 118 мкм . [3] Считалось, что тепловые выбросы Шаттла исказят длинноволновые данные, однако он все равно возвращал полезные астрономические данные. [3] Другая проблема заключалась в том, что кусок майларовой изоляции оторвался и поплыл в поле зрения телескопа. [3] IRT собрал инфракрасные данные на 60% галактической плоскости. [2] (см. также Список крупнейших инфракрасных телескопов ). Более поздняя космическая миссия, которая столкнулась с проблемой рассеянного света от мусора, была запуском космического корабля Gaia астрометрического корабля в 2013 году ЕКА - источник рассеянного света позже был идентифицирован как волокна солнечного экрана, выступающие за пределы края щита. [12]
Другие полезные нагрузки
[ редактировать ]Пакет диагностики плазмы (PDP), который ранее использовался на STS-3 , вернулся в миссию и был частью серии экспериментов по физике плазмы, предназначенных для изучения ионосферы Земли . На третий день миссии он был вытащен из отсека полезной нагрузки с помощью системы дистанционного манипулятора ( Canadarm ) и освобожден на шесть часов. [13] В это время «Челленджер» маневрировал вокруг НДП в рамках целенаправленных учений по бесконтактным операциям. PDP был успешно схвачен Canadarm и вернулся в отсек полезной нагрузки в начале четвертого дня миссии. [13]
В ходе широко разрекламированного маркетингового эксперимента астронавты на борту STS-51-F пили газированные напитки из специально разработанных банок от , конкурентов Cola Wars конкурентов Coca-Cola и Pepsi . [14] По словам Эктона, после того, как компания Coke разработала свой экспериментальный диспенсер для более раннего полета шаттла, Pepsi настояла на американском президенте Рональде Рейгане , чтобы Coca-Cola не была первой колой в космосе. Эксперимент был отложен до тех пор, пока Pepsi не сможет разработать собственную систему, а продукция двух компаний получила название STS-51-F. [15]
Синяя команда тестировала кока-колу, а красная команда тестировала пепси. В рамках эксперимента каждую команду фотографировали с логотипом колы. Эктон сказал, что в то время как сложная система кока-колы «выдавала газировку, подобную той, которую мы привыкли пить на Земле», банка Pepsi представляла собой банку из-под крема для бритья с логотипом Pepsi на бумажной обертке, которая «выдавала газировку, наполненную пузырьками». это было «не очень пригодно для питья». [15] Эктон сказал, что, когда он выступает с речами в школах, аудитории гораздо больше интересно услышать об эксперименте с колой, чем о физике Солнца . [15] После полета астронавты заявили, что предпочитают Тан , отчасти потому, что его можно было смешивать на орбите с существующими запасами охлажденной воды, тогда как на борту не было специального холодильного оборудования для охлаждения банок, которые также шипели сильно в условиях микрогравитации .
В ходе эксперимента во время миссии ракеты-двигатели были запущены в точку над Тасманией , а также над Бостоном, чтобы создать две «дыры» – области истощения плазмы – в ионосфере. Всемирная группа геофизиков сотрудничала с наблюдениями, сделанными с помощью Spacelab 2. [16]
Посадка
[ редактировать ]Челленджер приземлился на ВВС Эдвардс базе в Калифорнии 6 августа 1985 года в 12:45:26 по тихоокеанскому времени . Дальность выката составила 2612 м (8570 футов). Миссия была продлена на 17 витков для дополнительных операций с полезной нагрузкой в связи с прерыванием вывода на орбиту. Орбитальный аппарат вернулся в Космический центр Кеннеди 11 августа 1985 года.
Знаки отличия миссии
[ редактировать ]Знак отличия миссии был разработан художником из Хьюстона, штат Техас, Скипом Брэдли. Спейс шаттл «Челленджер» изображен поднимающимся к небесам в поисках новых знаний в области солнечной и звездной астрономии со своей полезной нагрузкой Spacelab 2. Созвездия Льва и Ориона показаны в тех положениях, в которых они находились относительно Солнца во время полета. Девятнадцать звезд указывают на то, что миссия является 19-м полетом шаттла.
Наследие
[ редактировать ]Одной из целей миссии было проверить, насколько «Шаттл» пригоден для проведения инфракрасных наблюдений, и в этой миссии использовался IRT. [17] Однако было обнаружено, что у орбитального аппарата есть некоторые недостатки для инфракрасной астрономии, и это привело к тому, что более поздние инфракрасные телескопы стали свободно летать с орбитального корабля «Шаттл». [17]
См. также
[ редактировать ]- Список полетов человека в космос
- Список миссий космического корабля "Шаттл"
- Салют-7 (космическая станция Советского Союза, также находящаяся в это время на орбите)
- Союз Т-13 (миссия по спасению космической станции летом 1985 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «9 странных вещей, которые летали на космических шаттлах НАСА - последние миссии шаттлов и сувениры НАСА из космических шаттлов - программа НАСА Шаттлы» . Space.com. 7 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия книги «Инфракрасная астрономия с околоземной орбиты» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кент и др. - Структура галактики, полученная инфракрасным телескопом Spacelab (1992 г.).
- ^ Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Пресс-кит миссии космического челнока STS-51F» (PDF) . НАСА. 1985. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ «СТС-51Ф» . Космические факты . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Запуск космического корабля НАСА STS-51F, остановка SSME и прерывание вывода на орбиту (ATO) в середине подъема - 29 июля 1985 г. , получено 2 октября 2022 г.
- ^ В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Уэлч, Брайан (9 августа 1985 г.). «Пределы запрета» (PDF) . Обзор космических новостей . Хьюстон, Техас: Космический центр НАСА имени Линдона Б. Джонсона. стр. 1, 3. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2009 г. . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Пресс-кит СТС-51Ф» (Пресс-релиз). НАСА. Июль 1985 года.
- ^ Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Роберт Д. Леглер; Флойд В. Беннетт (сентябрь 2011 г.). «Краткое описание миссий космических кораблей» (PDF) . Офис программы научной и технической информации НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2021 года.
- ^ В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Попытка запуска СТС-51Ф №1» . НАСА. Архивировано из оригинала 27 апреля 2020 года.
- ^ «Радиосвещение первой попытки запуска STS-51F» . АП. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 года.
- ^ «СТАТУС АНАЛИЗА БЛУДНЫХ СВЕТОВ GAIA И МЕРЫ ПО ИХ СНИЖЕНИЮ» . ЕКА. 17 декабря 2014 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Отчет о миссии Национальной космической транспортной системы STS-51F» . Космический центр НАСА имени Линдона Б. Джонсона. Сентябрь 1985 г. с. 2 . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перлман, Роберт (31 мая 2001 г.). «Краткая история космического маркетинга» . Space.com. Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Лорен Эктон: полет кока-колы и пепси» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Смитсоновский институт . 18 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г.
- ^ «Документы Элизабет А. Эссекс-Коэн по физике ионосферы» . 2007 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Космический обзор: от Скайлэба до шаттла и Смитсоновского института» . thespacereview.com . 16 октября 2017 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое изложение миссии НАСА. Архивировано 14 мая 2011 года в Wayback Machine.
- Пресс-кит. Архивировано 21 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
- Основные моменты видео STS-51F. Архивировано 26 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- Банка Space Coke. Архивировано 22 июня 2012 года в Wayback Machine.
- Газированные напитки в космосе
- YouTube: запуск, остановка и посадка STS-51F
- 12 июля попытка запуска
- Краткое изложение миссий космических шаттлов. Архивировано 12 мая 2020 года в Wayback Machine.