Jump to content

Космический шаттл Атлантис

Атлантида
Вид сверху на космический самолет в космосе.
Атлантида на орбите в 2010 году, во время STS-132.
Тип Космический самолет
Сорт Орбитальный аппарат космического корабля "Шаттл"
Эпоним РВ Атлантис
Серийный номер. ОВ-104
Владелец НАСА
Производитель Роквелл Интернэшнл
Технические характеристики
Сухая масса 78000 кг (172000 фунтов)
Ракета Космический шаттл
История
Первый полет
Последний рейс
Рейсы 33
Время полета 7358 часов
Путешествовал 202 673 974 км (125 935 769 миль) вокруг Земли
Орбиты 4848 вокруг Земли
Судьба Ушедший на пенсию
Расположение
Орбитальные аппараты космического корабля "Шаттл"

Спейс шаттл «Атлантис» (обозначение орбитального аппарата: OV-104 ) — вышедший на пенсию орбитальный аппарат «Спейс шаттл» , принадлежащий НАСА , агентству космических полетов и исследования космического пространства США. [1] «Атлантис» был произведен компанией Rockwell International в Южной Калифорнии и доставлен в Космический центр Кеннеди в Восточной Флориде в апреле 1985 года. «Атлантис» также является четвертым действующим и предпоследним построенным космическим кораблем. [2] [3] Его первый полет STS-51-J совершил с 3 по 7 октября 1985 года.

Атлантида приступила к своей 33-й и последней миссии, а также последней миссии космического челнока STS-135 , 8 июля 2011 года STS-134 компании Endeavour . Ожидалось, что станет последним полетом перед тем, как STS-135 был одобрен в октябре 2010 года. STS-135 воспользовался преимуществами обработки миссии STS-335 «Запуск по необходимости» , которая была бы необходима, если бы экипаж STS-134 оказался на орбите. [4] Атлантида в последний раз приземлилась в Космическом центре Кеннеди 21 июля 2011 года.

К концу своей последней миссии Атлантида облетела Землю в общей сложности 4848 раз, преодолев почти 126 000 000 миль (203 000 000 км), что более чем в 525 раз превышает расстояние от Земли до Луны .

Атлантис назван в честь RV Atlantis , двухмачтового парусного корабля, который работал в качестве основного исследовательского судна Океанографического института Вудс-Хоул с 1930 по 1966 год. [5]

Космический челнок сейчас выставлен в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди .

Этапы строительства

[ редактировать ]
Дата Веха [6]
29 января 1979 г. Присуждение контракта с Rockwell International подразделением космических транспортных систем
30 марта 1980 г. Начало конструктивной сборки модуля экипажа.
23 ноября 1981 г. Начало конструктивной сборки хвостовой части фюзеляжа.
13 июня 1983 г. Wings прибывают в Палмдейл , Калифорния , из Груммана.
2 декабря 1983 г. Начало окончательной сборки
10 апреля 1984 г. Окончательная сборка завершена
6 марта 1985 г. Внедрение из Палмдейла
3 апреля 1985 г. Сухопутный транспорт из Палмдейла на базу ВВС Эдвардс.
13 апреля 1985 г. Доставка в Космический центр Кеннеди .
12 сентября 1985 г. Готовность к полету. Стрельба.
3 октября 1985 г. Первый запуск ( STS-51-J )

Технические характеристики

[ редактировать ]
Космический челнок «Атлантис» время прохождения мимо Солнца во
  • Вес (с тремя главными двигателями шаттла): 68 635 кг (151 314 фунтов)
  • Длина: 37,2 м (122 фута)
  • Высота: 17,2 м (56 футов)
  • Размах крыла: 23,7 м (78 футов)
  • «Атлантида» была построена примерно вдвое быстрее, чем постройка космического корабля «Колумбия» . [7]
  • Когда он выкатился со сборочного завода в Палмдейле и весил 68 635 кг (151 314 фунтов), Atlantis был почти на 3,5 коротких тонны (3,2 т) легче, чем Columbia .

Космический шаттл «Атлантис» стартовал в свой первый полет STS-51-J 3 октября 1985 года. Это был второй полет шаттла, который был поручен Министерству обороны. [8] Он выполнил еще один полет, STS-61-B (второй ночной запуск шаттла), прежде чем «Челленджер» катастрофа временно остановила флот шаттлов в 1986 году. Среди пяти космических кораблей, отправленных в космос, «Атлантис» выполнил последующий полет в кратчайшие сроки после запуска. предыдущая миссия (время выполнения заказа), когда она была запущена в ноябре 1985 года на STS-61-B, всего через 50 дней после предыдущей миссии STS-51-J в октябре 1985 года. Затем «Атлантис» использовался для десяти полетов с 1988 по 1992 год. Два из оба они совершили полет в 1989 году и отправили планетарные зонды «Магеллан» к Венере (на STS-30 ) и «Галилео» к Юпитеру (на STS-34 ). STS-30 «Атлантис» стал первым космическим кораблем, запустившим межпланетный зонд. [9]

Плавленая алюминиевая обшивка на Атлантиса нижней стороне правого крыла ( STS-27 )
Атлантис пристыковался к Международной космической станции во время миссии STS-132.

Во время запуска СТС-27 в 1988 году кусок изоляционного навеса правого твердотопливного ракетного ускорителя ударился о нижнюю часть корабля, серьезно повредив более 700 плиток и полностью удалив одну плитку. [10] Экипажу было приказано использовать систему дистанционного манипулятора для обследования состояния нижней части правого крыла, в результате чего были обнаружены значительные повреждения плитки. Из-за секретного характера миссии единственные изображения, переданные в центр управления полетом, были зашифрованы и имели крайне низкое качество. Персонал управления полетом счел повреждения «светами и тенями» и приказал экипажу продолжать миссию в обычном режиме, что привело в ярость многих членов экипажа. После приземления «Атлантида» стала единственным шаттлом, который успешно приземлился с наибольшими повреждениями. Спасение экипажа объясняется стальной антенной пластиной L-диапазона , которая была расположена прямо под отсутствующей плиткой. [11] Подобная ситуация в конечном итоге привела бы к потере шаттла «Колумбия» в 2003 году , хотя и на более критичном армированном углерод-углероде. [12]

Во время STS-37 в 1991 году «Атлантида» развернула Комптонскую гамма-обсерваторию . Начиная с 1995 года с STS-71 , «Атлантис» совершил семь полетов подряд на бывшую российскую космическую станцию ​​«Мир» в рамках «Шаттл - Мир» программы . STS-71 ознаменовал ряд новинок в пилотируемом космосе: 100-й пилотируемый космический полет США; первая стыковка американского шаттла и российской космической станции «Мир» и совместные операции на орбите; и первая смена экипажа шаттла на орбите. [13] Соединившись, «Атлантида» и «Мир» вместе образовали самый большой космический корабль на орбите того времени.

Атлантида направляется к околоземной орбите в начале STS-132.

«Атлантис» доставил несколько жизненно важных компонентов для строительства Международной космической станции (МКС). Во время миссии STS-98 на МКС в феврале 2001 года компания «Атлантис» доставила на борт МКС модуль «Дестини» , основной операционный комплекс для американских исследовательских грузов. [14] Пятичасовой и 25-минутный третий выход в открытый космос астронавтов Роберта Кербима и Томаса Джонса во время STS-98 ознаменовал 100-й выход НАСА в открытый космос. [15] Шлюзовая камера Quest Joint Airlock была доставлена ​​и установлена ​​на МКС компанией «Атлантис» во время миссии STS-104 в июле 2001 года. [16] Успешная установка шлюзовой камеры дала экипажам космической станции возможность осуществлять ремонт и техническое обслуживание выходов в открытый космос за пределы МКС с использованием американских электропоездов или российских скафандров «Орлан» . Первой миссией «Атлантиды» после космического корабля «Колумбия» катастрофы был STS-115 , выполненный в сентябре 2006 года. [17] Миссия доставила фермы P3/P4 на МКС сегменты сборочным рейсом STS-122 и солнечные батареи. В феврале 2008 года «Атлантис» доставил лабораторию «Колумбус» . на МКС [18] Лаборатория «Колумбус» — крупнейший вклад Европейского космического агентства (ЕКА) в МКС. [19]

Запуск космического корабля STS-132.
Шаттл «Атлантис» пристыковался к МКС в последний раз

В мае 2009 года «Атлантида» отправила экипаж из семи человек на космический телескоп «Хаббл» для выполнения четвертой миссии обслуживания STS-125 . [20] Миссия прошла успешно: экипаж совершил пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 37 часов для установки в телескоп новых камер, батарей, гироскопа и других компонентов. Это была последняя миссия без сближения с МКС .

Самой продолжительной миссией, выполненной с использованием «Атлантиса», была STS-117 , которая длилась почти 14 дней в июне 2007 года. [21] Во время STS-117 экипаж « Атлантиды » добавил новый сегмент фермы правого борта и пару солнечных батарей ( ферма S3/S4 ), сложил батарею P6 для подготовки к ее перемещению и совершил четыре выхода в открытый космос. «Атлантида» не была оборудована для использования преимуществ системы передачи энергии от станции к шаттлу, поэтому миссии не могли быть расширены за счет использования энергии, обеспечиваемой МКС. [22]

Во время STS-129 послеполетного интервью 16 ноября 2009 года директор по запуску шаттла Майк Лейнбах сказал, что «Атлантида» официально превзошла » « Дискавери по рекордно низкому количеству промежуточных отчетов о проблемах: всего с момента возвращения из STS было зарегистрировано всего 54. 125. Лейнбах добавил: «Это заслуга команды и аппаратной обработки. Они просто проделали отличную работу. Рекорд, вероятно, никогда больше не будет побит в истории программы космических шаттлов, так что поздравляю их». [ нужна ссылка ] Лейнбах сделал аналогичный отчет во время интервью после запуска 14 мая 2010 года, заявив, что всего в списке от STS-129 до STS-132 было 46 самолетов.

Периоды простоя для технического обслуживания орбитального аппарата

[ редактировать ]

«Атлантис» претерпел два капитальных ремонта в периоды планового технического обслуживания орбитального аппарата За время своей эксплуатации (OMDP).

Атлантида прибыла в Палмдейл, Калифорния, в октябре 1992 года для участия в OMDP-1. Во время этого визита в течение следующих 20 месяцев было внесено 165 модификаций. Они включали установку тормозного парашюта, новые водопроводные линии для настройки орбитального корабля на длительный срок, улучшенное управление носовым колесом, более 800 новых тепловых плиток и одеял, новую изоляцию основных стоек шасси и структурные модификации планера. [23]

5 ноября 1997 года «Атлантис» снова прибыл в Палмдейл для участия в OMDP-2, который завершился 24 сентября 1998 года. 130 модификаций, выполненных во время OMDP-2, включали дисплеи в стеклянной кабине, замену навигации TACAN на GPS и шлюзовую камеру МКС, а также установку стыковки. . На орбитальном аппарате было выполнено несколько модификаций по снижению веса, включая замену изоляционных полотен Advanced Flexible Reusable Surface Insulation (AFRSI). [24] на верхних поверхностях с FRSI. Были установлены легкие сиденья экипажа, а пакет Extended Duration Orbiter (EDO), установленный на OMDP-1, был удален, чтобы облегчить Атлантиду и лучше выполнять свою основную задачу по обслуживанию МКС.

За период простоя после на «Колумбии» аварии «Атлантида» претерпела более 75 модификаций орбитального аппарата, начиная от очень незначительных замен болтов до замены окон и различных жидкостных систем. [25]

Атлантида была известна среди сотрудников шаттла как более подверженная, чем другие во флоте, проблемам, которые необходимо было решить при подготовке корабля к запуску, из-за чего некоторые прозвали ее « Бритни ». [26]

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]
Администратор НАСА Чарли Болден объявляет, что Атлантида останется в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди на постоянной экспозиции.

Первоначально НАСА планировало вывести «Атлантис» из эксплуатации в 2008 году, поскольку орбитальный аппарат должен был пройти третий запланированный OMDP; Сроки окончательного вывода из эксплуатации флота шаттлов были таковы, что проведение этой работы на орбитальном корабле было сочтено неэкономичным. Планировалось, что «Атлантис» будет поддерживаться в околополетном состоянии и использоваться в качестве источника запасных частей для «Дискавери» и «Индевор» . Однако, учитывая значительный запланированный график полетов до 2010 года, было принято решение продлить время между OMDP, что позволило Атлантис сохранить для работы. Впоследствии «Атлантис» был заменен на один полет каждого «Дискавери» и «Индевора» в полетном манифесте. «Атлантис» завершил свой последний полет STS-132 перед завершением программы шаттлов. [27] но продление программы «Шаттл» на 2011 год привело к тому, что «Атлантида» была выбрана для STS-135 , последней миссии космического корабля «Шаттл» в июле 2011 года.

Экспозиция Атлантиды в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди

Атлантида в настоящее время выставлена ​​в Комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди . [28] Администратор НАСА Чарльз Болден объявил об этом решении на мероприятии для сотрудников, состоявшемся 12 апреля 2011 года в ознаменование 30-летия первого полета шаттла : «Во-первых, здесь, в Космическом центре Кеннеди, где проводятся все миссии шаттлов и многие другие исторические полеты человека в космос. возникли, мы покажем моего старого друга, Атлантиду ». [29] [30]

В комплексе для посетителей изображена Атлантида с открытыми дверцами отсека полезной нагрузки, установленная под углом 43,21 °, чтобы создать впечатление, что она находится на орбите вокруг Земли. [31] Угол установки отдает дань уважения обратному отсчету, который предшествовал каждому запуску шаттла в KSC. [32] Многоэтажная цифровая проекция Земли вращается за орбитальным аппаратом на высоте 5900 м. 2 Крытый объект (64 000 кв. футов). [33] [34] Закладка объекта состоялась в 2012 году. [35]

Выставка открылась 29 июня 2013 года. [36]

Члены экипажа последней миссии по обслуживанию Хаббла, STS-125 позируют для фотографии на кабине экипажа Атлантиды.

В общей сложности 207 человек совершили полеты на космическом корабле «Атлантис» в ходе его 33 миссий. [37] Поскольку на шаттле иногда летали члены экипажа, прилетающие и улетающие с «Мира» и МКС, не все из них запускались и приземлялись на «Атлантиде» .

Астронавт Клейтон Андерсон , астронавт ЕКА Леопольд Эйхартс и российские космонавты Николай Бударин и Анатолий Соловьев стартовали только на Атлантиде . Точно так же астронавты Дэниел Тани и Сунита Уильямс , а также космонавты Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов приземлились только с «Атлантидой» . Всего 146 мужчин и женщин спустились на борт Атлантиды и приземлились на ней . [37]

Некоторые из этих людей летали с Атлантидой неоднократно . С их учетом на 33 миссии « Атлантиды » было заполнено всего 203 места . Астронавт Джерри Росс является рекордсменом по количеству полетов на борту «Атлантиды» — пять. [37]

Астронавт Родольфо Нери Вела , летавший на борту «Атлантиды» в рамках миссии STS-61-B в 1985 году, является единственным мексиканцем, побывавшим в космосе. Астронавт ЕКА Дирк Фримут , летавший на STS-45 в качестве специалиста по полезной нагрузке, был первым бельгийцем, побывавшим в космосе. Специалист миссии STS-46 Клод Николье был первым астронавтом из Швейцарии. В этом же полете астронавт Франко Малерба стал первым гражданином Италии, побывавшим в космосе.

Астронавт Майк Массимино, участвовавший в миссии STS-125, стал первым человеком, использовавшим Twitter в космосе в мае 2009 года. [38]

Совершив полеты на борту «Атлантиса» в составе экипажа STS-132 в мае 2010 года и «Дискавери» в составе экипажа STS-133 в феврале/марте 2011 года, Стивен Боуэн стал первым астронавтом НАСА, которого запускали в последовательные миссии. [39]

Список рейсов

[ редактировать ]
# Дата Обозначение Стартовая площадка Место посадки Продолжительность Пройденное расстояние [40] Примечания
1 3 октября 1985 г. СТС-51-Д 39А Авиабаза Эдвардс 4 дня, 1 час, 44 минуты, 38 секунд 1 682 641 миль (2 707 948 км) Первая миссия Атлантиды ; миссия, посвященная Министерству обороны. Вывел на стационарную орбиту два спутника DSCS-III ( Система оборонной спутниковой связи ). [41]
2 26 ноября 1985 г. СТС-61-Б 39А Авиабаза Эдвардс 6 дней, 21 час, 4 минуты, 49 секунд 2 466 956 миль (3 970 181 км) Развернуты три спутника связи: MORELOS-B , AUSSAT-2 и SATCOM KU-2.
3 2 декабря 1988 г. СТС-27 39Б Авиабаза Эдвардс 4 дня, 9 часов, 5 минут, 37 секунд 1 812 075 миль (2 916 252 км) Миссия посвящена Министерству обороны. Развернул спутник «Лакросс-1» США для Национального разведывательного управления (NRO) и Центрального разведывательного управления (ЦРУ). получили Атлантиды Плитки системы термозащиты необычно серьезные повреждения во время полета; Было отмечено более 700 поврежденных плиток, одна из которых отсутствовала. [42]
4 4 мая 1989 г. СТС-30 39Б Авиабаза Эдвардс 4 дня, 0 часов, 56 минут, 28 секунд 1 477 500 миль (2 377 800 км) Развернул «Магеллан» зонд , направляющийся к Венере .
5 18 октября 1989 г. СТС-34 39Б Авиабаза Эдвардс 4 дня, 23 часа, 39 минут, 20 секунд 1 800 000 миль (2 900 000 км) Запустил «Галилео», зонд направляющийся к Юпитеру .
6 28 февраля 1990 г. СТС-36 39А Авиабаза Эдвардс 4 дня, 10 часов, 18 минут, 22 секунды 1 837 962 миль (2 957 913 км) Миссия посвящена Министерству обороны. STS-36 запустил единственный спутник, предположительно, «Мисти» разведывательный спутник .
7 15 ноября 1990 г. СТС-38 39А КСК 4 дня, 21 час, 54 минуты, 31 секунда 2 045 056 миль (3 291 199 км) Миссия посвящена Министерству обороны. Развернутый USA-67, предположительно, был секретным спутником сбора данных Magnum ELINT (ELectronic INTtelligence).
8 5 апреля 1991 г. СТС-37 39Б Авиабаза Эдвардс 5 дней, 23 часа, 32 минуты, 44 секунды 2 487 075 миль (4 002 559 км) Развернута Комптоновская гамма-обсерватория (GRO), вторая в программе Великих обсерваторий после первого успешного незапланированного выхода в открытый космос в программе «Шаттл» для развертывания антенны передачи данных GRO.
9 2 августа 1991 г. СТС-43 39А КСК 8 дней, 21 час, 21 минута, 25 секунд 3700400 миль (5955200 км) Развернута TDRS-5 (TDRS-E).
10 24 ноября 1991 г. СТС-44 39А Авиабаза Эдвардс 6 дней, 22 часа, 50 минут, 44 секунды 2 890 067 миль (4 651 112 км) Миссия посвящена Министерству обороны. Несекретная полезная нагрузка включала спутник Программы поддержки обороны (DSP), развернутый в первый день полета.
11 24 марта 1992 г. СТС-45 39А КСК 8 дней, 22 часа, 9 минут 28 секунд 3 274 946 миль (5 270 515 км) Создана первая атмосферная лаборатория приложений и науки (ATLAS-1). ATLAS-1, оснащенный 12 приборами, проводил исследования в области химии атмосферы, солнечной радиации, физики космической плазмы и ультрафиолетовой астрономии.
12 31 июля 1992 г. СТС-46 39А КСК 7 дней, 23 часа, 15 минут, 3 секунды 3 321 007 миль (5 344 643 км) Развернута привязанная спутниковая система (TSS) — совместный эксперимент НАСА и Итальянского космического агентства . Спутник достиг максимальной высоты только 860 футов (260 м) вместо 12,5 миль (20,1 км) из-за заклинивания троса. Спутник European Retrivable Carrier (EURECA) был развернут для Европейского космического агентства (ESA).
13 3 ноября 1994 г. СТС-66 39Б Авиабаза Эдвардс 10 дней, 22 часа, 34 минуты, 2 секунды 4 554 791 миль (7 330 226 км) Создана Атмосферная лаборатория прикладных и научных исследований – 3 (ATLAS-03) для изучения энергии Солнца и того, как она влияет на климат и окружающую среду Земли. Кроме того, STS-66 включал в себя развертывание и возврат криогенного инфракрасного спектрометрического телескопа для атмосферы (CRISTA) для изучения изменчивости атмосферы и проведения измерений.
14 27 июня 1995 г. СТС-71 39А КСК 9 дней, 19 часов, 22 минуты, 17 секунд 4 100 000 миль (6 600 000 км) Первая стыковка шаттла с орбитальной станцией "Мир" . 100-й пилотируемый космический полет США. «Атлантида» доставила на «Мир» двух космонавтов Анатолия Соловьева и Николая Бударина и вернула астронавта Нормана Тагарда и космонавтов Владимира Дежурова и Геннадия Стрекалова . Совместный американо-российский экипаж проводил биологические исследования на борту СПАСЕЛАБ /Мир.
15 12 ноября 1995 г. СТС-74 39А КСК 8 дней, 4 часа, 31 минута, 42 секунды 3 400 000 миль (5 500 000 км) Перенес стыковочный модуль на "Мир" и пристыковал к модулю "Кристалл". В течение трех дней совместных операций «Шаттла» и «Мира» «Атлантиса » экипаж переправил воду, припасы, оборудование и две новые солнечные батареи для модернизации «Мира».
16 22 марта 1996 г. СТС-76 39Б Авиабаза Эдвардс 9 дней, 5 часов, 16 минут, 48 секунд 3 800 000 миль (6 100 000 км) Встреча с Миром, включая перевод экипажа Шеннон Люсид . STS-76 ознаменовал первый полет гермомодуля SPACEHAB для обеспечения стыковки Шаттла-Мир. Выходцы в открытый космос Линда Годвин и Майкл Клиффорд провели первый в США выход в открытый космос (EVA) вокруг двух спаренных космических кораблей.
17 16 сентября 1996 г. СТС-79 39А КСК 10 дней, 3 часа, 19 минут, 28 секунд 3 900 000 миль (6 300 000 км) Встреча с Миром, включая перевод экипажа Шеннон Люсид и Джона Блахи . Первый полет шаттла к полностью завершенному «Миру» в его окончательной конфигурации. STS-79 ознаменовал второй полет модуля SPACEHAB в поддержку деятельности Шаттла-Мир и первый полет конфигурации двойного модуля SPACEHAB.
18 12 января 1997 г. СТС-81 39Б КСК 10 дней, 4 часа, 56 минут, 30 секунд 3 900 000 миль (6 300 000 км) Встреча с Миром, включая перевод экипажа Джона Блахи и Джерри Линенджера . Перевез двойной модуль SPACEHAB и в течение пяти дней стыковки с «Миром» экипажи перебрасывали воду и припасы.
19 15 мая 1997 г. СТС-84 39А КСК 9 дней, 5 часов, 20 минут, 47 секунд 3600000 миль (5800000 км) Встреча с Миром, включая перевод экипажа Джерри Линенджера и Майкла Фоула . Несёт двойной модуль SPACEHAB.
20 25 сентября 1997 г. СТС-86 39А КСК 10 дней, 19 часов, 22 минуты, 12 секунд 4 225 000 миль (6 799 000 км) Встреча с Миром, включая перевод экипажа Майкла Фоула и Дэвида А. Вольфа . Среди ярких событий STS-86 - пять дней работы в стыковке и первый совместный американо-российский выход в открытый космос во время полета шаттла, проведенного космонавтом Владимиром Титовым и астронавтом Скоттом Паразински .
21 19 мая 2000 г. СТС-101 39А КСК 9 дней, 21 час, 10 минут, 10 секунд 5 076 281 миль (8 169 482 км) Миссия по пополнению запасов Международной космической станции с использованием двойного модуля SPACEHAB и поддона интегрированного грузового носителя SPACEHAB. Астронавты Джеймс Восс и Джеффри Уильямс совершили выход в открытый космос, а «Атлантида» перезагрузила МКС.
22 8 сентября 2000 г. СТС-106 39Б КСК 11 дней, 19 часов, 12 минут, 15 секунд 4 919 243 мили (7 916 754 км) Миссия по снабжению Международной космической станции. STS-106 использовал двойной модуль SPACEHAB и интегрированный грузовой корабль (ICC) для доставки грузов на МКС. Миссия включала два выхода в открытый космос.
23 7 февраля 2001 г. СТС-98 39А Авиабаза Эдвардс 12 дней, 21 час, 21 минута 5 369 576 миль (8 641 495 км) Миссия по сборке Международной космической станции (перенесла и собрала лабораторный модуль Destiny ). Для завершения его сборки было проведено три выхода в открытый космос, в том числе 100-й в программе пилотируемых космических полетов США.
24 12 июля 2001 г. СТС-104 39Б КСК 12 дней, 18 часов, 36 минут, 39 секунд 5 309 429 миль (8 544 698 км) Миссия по сборке Международной космической станции (перенесла и собрала шлюзовой шлюз Quest Joint ). Астронавты Майкл Гернхардт и Джеймс Рейли совершили три выхода в открытый космос, пока Атлантида была пристыкована к МКС. STS-104 был первым шаттлом, летавшим на SSME «Блок II» . [43]
25 8 апреля 2002 г. СТС-110 39Б КСК 10 дней, 19 часов, 43 минуты, 48 секунд 4 525 299 миль (7 282 763 км) Миссия по сборке Международной космической станции (перенесла и собрала сегмент фермы S0 ), который составляет основу ферменной конструкции на МКС. СТС-110 доставил Мобильный Транспортер (МТ). Состоялись четыре выхода в открытый космос в поддержку строительства МКС.
26 7 октября 2002 г. СТС-112 39Б КСК 10 дней, 19 часов, 58 минут, 44 секунды 4 513 015 миль (7 262 994 км) Миссия по сборке Международной космической станции (перенесла и собрала сегмент фермы S1 ). Atlantis доставила средство перевода оборудования экипажа (CETA). Астронавты Дэвид Вольф и Пирс Селлерс совершили три выхода в открытый космос. Камера, установленная на внешнем баке шаттла, зафиксировала подъем на орбиту. Подобные кадры были записаны впервые. [44] [45]
27 9 сентября 2006 г. СТС-115 39Б КСК 11 дней, 19 часов, 6 минут, 35 секунд 4 910 288 миль (7 902 343 км) Пополнение запасов и строительство Международной космической станции ( сегменты ферм P3 и P4 , солнечные батареи 2А и 4А и батареи). STS-115 стал первой сборочной миссией на МКС после «Колумбии» катастрофы . Всего было совершено три выхода в открытый космос, в ходе которых экипаж подключил системы на установленных фермах, подготовил их к развертыванию и выполнил другие работы по техническому обслуживанию на МКС.
28 8 июня 2007 г. СТС-117 39А Авиабаза Эдвардс 13 дней, 20 часов, 12 минут, 44 секунды 5 809 363 миль (9 349 263 км) Пополнение запасов и строительство Международной космической станции ( ферма S3 и S4 и набор сегментов солнечных батарей) [46] Запуск STS-117 ознаменовал 250-й орбитальный полет человека в космос . [47] STS-117 доставил 15-й экспедиции члена экипажа Клейтона Андерсона на МКС и вернулся с Сунитой Уильямс .
29 7 февраля 2008 г. СТС-122 39А КСК 12 дней, 18 часов, 21 минута, 50 секунд 5 296 842 миль (8 524 441 км) Строительство Международной космической станции ( лаборатория Колумбус ). STS-122 доставил на МКС астронавта ЕКА Леопольда Эйхарта , французского бортинженера, представляющего ЕКА, и вернул 16-й экспедиции на Землю бортинженера Дэниела М. Тани . Три выхода в открытый космос совершили специалисты миссии Рекс Уолхайм и Стэнли Лав .
30 11 мая 2009 г. СТС-125 39А Авиабаза Эдвардс 12 дней, 21 час, 37 минут, 9 секунд 5 276 000 миль (8 491 000 км) Последняя космического телескопа «Хаббл» миссия по обслуживанию 4. Атлантида доставила на космический телескоп «Хаббл» два новых инструмента: спектрограф космического происхождения и широкоугольную камеру 3 . Миссия заменила датчик точного наведения , шесть гироскопов и два аккумуляторных батарей модуля . Миссия включала пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 37 часов. STS-125 имел камеру IMAX для документирования хода миссии.
31 16 ноября 2009 г. СТС-129 39А КСК 10 дней, 19 часов, 16 минут, 13 секунд 4 490 138 миль (7 226 177 км) Пополнение запасов и строительство Международной космической станции ( ELC-1/ELC-2 ). STS-129 был первым полетом логистического авиаперевозчика ExPRESS , направленным на размещение запасных компонентов за пределами космической станции. [48] Миссия включала три выхода в открытый космос.
32 14 мая 2010 г. СТС-132 39А КСК 11 дней, 18 часов, 29 минут, 09 секунд 4 879 978 миль (7 853 563 км) Строительство Международной космической станции ( мини-исследовательский модуль 1 и грузовой поддон, интегрированный грузовой носитель вертикального развертывания (ICC-VLD)). [49] Миссия включала три выхода в открытый космос.
33 8 июля 2011 г. СТС-135 39А КСК 12 дней, 18 часов, 28 минут, 50 секунд 5 284 862 миль (8 505 161 км) Пополнение запасов Международной космической станции с использованием многоцелевого логистического модуля «Рафаэлло» и легкого многоцелевого носителя (LMC). Вышедший из строя модуль аммиачного насоса, который был заменен в августе 2010 года, вернулся в Атлантиса отсек полезной нагрузки « » . Это была последняя миссия космического корабля «Атлантис» и последняя миссия программы космических шаттлов. STS-135 летал с экипажем из четырех космонавтов; Уменьшенный размер экипажа позволял при необходимости спасать корабли с помощью регулярных миссий «Союз» . [50]

Проблемы

[ редактировать ]

Сосуды высокого давления с композитной оберткой

[ редактировать ]

В 2007 году НАСА объявило, что 24 резервуара с гелием и азотом в Атлантиде старше расчетного срока службы. Эти композитные сосуды под давлением (COPV) были рассчитаны на 10-летний срок службы, а затем прошли очистку еще на 10 лет; они превысили этот срок в 2005 году. НАСА заявило, что больше не может гарантировать, что сосуды на Атлантиде не лопнут или не взорвутся под полным давлением . Выход из строя этих баков мог привести к повреждению частей орбитального корабля и даже к ранениям или гибели наземного персонала. Отказ сосуда под давлением в полете мог даже привести к гибели орбитального корабля и его экипажа. Анализы НАСА первоначально предполагали, что сосуды протечь прежде, чем лопнут , но новые испытания показали, что на самом деле они могут лопнуть до того, как дадут течь.

Поскольку первоначальный поставщик больше не занимался бизнесом, а новый производитель не мог пройти квалификацию до 2010 года, когда шаттлы должны были быть сняты с эксплуатации, НАСА решило продолжить работу с существующими резервуарами. Поэтому, чтобы снизить риск отказа и совокупное воздействие нагрузки, на судах поддерживалось давление 80 процентов от рабочего давления как можно позже во время обратного отсчета запуска, а при повышении давления стартовая площадка была очищена от всего персонала, кроме основного персонала. до 100 процентов. Новая процедура запуска применялась во время некоторых оставшихся запусков « Атлантиды» . [51] но была решена, когда были заменены два COPV, которые, как считалось, имели самый высокий риск отказа. [52]

Повреждение окна

[ редактировать ]

После миссии STS-125 ручка рабочего освещения была обнаружена застрявшей в пространстве между одним из внутренних окон Атлантиса передних и конструкцией приборной панели Орбитального корабля. Считалось, что ручка вошла в космос во время полета, когда орбитальный аппарат под давлением расширился до максимального размера. Затем, вернувшись на Землю, Орбитальный аппарат сжался, заклинив ручку на месте. Оставлять «как есть» считалось небезопасным для полета, а некоторые варианты удаления (включая замену окон) включали бы шестимесячную задержку следующей миссии «Атлантиды » (запланированной STS-129 ). Если бы снятие ручки оказалось неудачным, в худшем случае «Атлантис» мог бы быть выведен из состава флота, оставив «Дискавери» и «Индевор» в одиночку завершить манифест. 29 июня 2009 года давление в Атлантиде достигло 17 фунтов на квадратный дюйм (120 кПа) (на 3 фунта на квадратный дюйм выше атмосферного), что заставило Орбитальный аппарат немного расшириться. Затем ручку заморозили сухим льдом и успешно удалили. [53] Были обнаружены небольшие участки повреждения окна там, где края ручки врезались в стекло. [54] Последующее расследование повреждения окна выявило, что максимальная глубина дефекта составляет примерно 0,0003 дюйма (7,6 мкм ), что меньше порогового значения глубины 0,0015 дюйма (38 мкм ), и оно недостаточно серьезно, чтобы оправдать замену стекла. [55]

Старт первого полета Атлантиды и STS-51-J миссия Отправление космического корабля «Магеллан» к Венере на STS-30. Вид снизу на Атлантиду во время STS-117 , когда она приближалась к Международной космической станции и выполняла маневр тангажа сближения. Атлантида приземляется в Космическом центре Кеннеди вслед за STS-122.
Атлантис несет сегмент фермы S1 в миссии STS-112. «Атлантида» и ее экипаж STS-125 направляются на околоземную орбиту и встречаются с космическим телескопом «Хаббл». Космический челнок «Атлантис» после отстыковки от Международной космической станции 17 сентября 2006 г. Приземление космического корабля "Атлантис" в 1997 году, в конце STS-86.
Атлантида на вершине самолета -челнока в 1998 году. Вид сверху на Атлантиду , расположенную на мобильной пусковой платформе перед STS-79. Изображение Атлантиды во время полета STS-115 , сделанное членом экипажа 13-й экспедиции на борту Международной космической станции. Космический телескоп Хаббл на борту Атлантиды во время STS-125. миссии
Последний запуск Атлантиды в начале STS-135 миссии Последняя посадка Атлантиды в конце STS-135 миссии проводится Церемония возвращения домой для Атлантиды в Центре подготовки орбитального корабля после миссии STS-135. Атлантида на своей последней выставке в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди.

Знаки дани и миссии

[ редактировать ]
Орбитальный аппарат НАСА дань уважения космическому шаттлу Атлантис
Знаки отличия Атлантиды полетов
СТС-51-Д СТС-61-Б СТС-61-Г * СТС-61-Д * СТС-27 СТС-30 СТС-34
СТС-36 СТС-38 СТС-37 СТС-43 СТС-44 СТС-45 СТС-46
СТС-66 СТС-71 СТС-74 СТС-76 СТС-79 СТС-81 СТС-84
СТС-86 СТС-101 СТС-106 СТС-98 СТС-104 СТС-110 СТС-112
СТС-115 СТС-117 СТС-122 СТС-125 СТС-129 СТС-132 СТС-135

* Миссия отменена после Челленджера катастрофы .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Обзор космического корабля: Атлантида (ОВ-104)» . НАСА. 2007. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 6 ноября 2007 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Джастин Рэй (11 мая 2010 г.). «Уважение к Атлантиде, поскольку шаттлу грозит отставка» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 13 мая 2010 г.
  3. ^ Питер В. Мерлин (20 мая 2010 г.). «Космический челнок «Атлантис» завершает 25-летнюю карьеру» . НАСА. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 июля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Свитак, Эми (19 ноября 2010 г.). «Болден говорит, что необходим дополнительный полет шаттла в качестве страховки от дополнительных задержек COTS» . Космические новости Интернэшнл. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 16 марта 2011 г.
  5. ^ «Орбитальный флот космического корабля «Атлантис»» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 23 сентября 2008 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  6. ^ «Атлантида (ОВ‑103)» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 17 февраля 2012 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  7. ^ «Атлантида отправляется на последнюю миссию» . Новости Си-Би-Си. 14 мая 2010 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
  8. ^ «Космический челнок «Атлантис» движется к стартовой площадке для последнего запланированного полета» . Соберите ПРОСТРАНСТВО. 22 апреля 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  9. ^ Карен Роуэн (12 мая 2010 г.). «7 интересных фактов о космическом корабле «Атлантис», которые вы не знали» . SPACE.com. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 13 мая 2010 г.
  10. ^ Хартсфилд, Том (12 августа 2022 г.). «Как программа «Спейс Шаттл» едва не закончилась катастрофой» . Большое Думай . Проверено 19 августа 2022 г.
  11. ^ Томас, Джон (1 февраля 1989 г.). «Группа по рассмотрению повреждений ТПС орбитального аппарата СТС-27Р ОВ-104, том 1» . Серверы технических отчетов NTRS NASA . НАСА. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  12. ^ KSC, Линда Уорнок. «НАСА – STS-107» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 17 июня 2019 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  13. ^ «СТС-71» . НАСА . Проверено 25 июля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  14. ^ Халворсон, Тодд. «Судьба исполнена: Атлантида завершает миссию безопасным приземлением» . Space.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2009 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  15. ^ Тодд Халворсон (14 февраля 2010 г.). «Астронавты завершили 100-й выход в открытый космос успешными учениями по ликвидации последствий стихийных бедствий» . Space.com . Проверено 25 июля 2010 г.
  16. ^ Харвуд, Уильям (15 июля 2001 г.). «Воздушный шлюз знаменует собой веху в поисках Альфа» . Космический полет сейчас . Проверено 25 июля 2010 г.
  17. ^ «STS-115: Миссия, которую нужно развивать» . НАСА. 28 сентября 2006. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 25 июля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Мошер, Дэйв (7 февраля 2008 г.). «Европейцы празднуют успешный запуск научной лаборатории» . Space.com . Проверено 25 июля 2010 г.
  19. ^ Европейское космическое агентство. «Лаборатория Колумба» . Проверено 25 июля 2010 г.
  20. ^ «Миссия выполнена: оставить Хаббл лучше, чем когда-либо» . НАСА . 29 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  21. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-117 №30» . НАСА. 22 июня 2007 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 25 июля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  22. ^ «Предполетное интервью: Стэн Лав, специалист миссии» . НАСА. 19 ноября 2007 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  23. ^ «Атлантида (ОВ-104)» . НАСА. 10 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2011 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  24. ^ «Усовершенствованные гибкие многоразовые изоляционные покрытия для поверхности» . НАСА. 10 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2009 года . Проверено 10 октября 2009 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  25. ^ «Майк Лейнбах, директор по запуску STS-115» . НАСА. 22 августа 2006 года . Проверено 25 июля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  26. ^ «STS-135: Инженеры проводят повторные испытания MFV – завершены проверки стрингера ET-138» . NASASpaceFlight.com. 25 июня 2011 г.
  27. ^ Бергин, Крис (23 июня 2007 г.). «Атлантис» избегает досрочного выхода на пенсию – продолжит летать до 2010 года» . NASASpaceFlight.com.
  28. ^ «Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Космический центр Кеннеди, Смитсоновский институт получат четыре списанных космических корабля» . США сегодня . 12 апреля 2011 г.
  29. ^ Уильям Харвуд (12 апреля 2011 г.). «Объявлены музеи выхода на пенсию космических кораблей» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
  30. ^ Мэтью Трэвис (12 апреля 2011 г.). «Дома вышедших на пенсию орбитальных кораблей космических шаттлов. Объявление администратора НАСА Чарли Болдена» . SpaceflightNews.net. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 23 июня 2011 г.
  31. ^ «Космический шаттл НАСА Атлантис | Космический центр Кеннеди» . www.kennedyspacecenter.com . Проверено 19 августа 2022 г.
  32. ^ Роберт З. Перлман. «Рыбалка Атлантиды: космический шаттл поднят и наклонен для всеобщего обозрения» . Собери пространство.
  33. ^ Роберт З. Перлман (12 апреля 2011 г.). «НАСА предоставляет космические шаттлы Смитсоновскому институту и ​​музеям Калифорнии, Флориды и Нью-Йорка» . CollectSPACE.com . Проверено 13 апреля 2011 г.
  34. ^ «НАСА расширит историю шаттла в Кеннеди с помощью Атлантиды» . НАСА. 12 апреля 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  35. ^ «Нет места лучше дома. Добро пожаловать домой, Атлантида!» . КСК. Архивировано из оригинала 14 апреля 2011 года . Проверено 14 апреля 2010 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  36. ^ «Выставка космического корабля «Атлантис» откроется 29 июня» . CFN13. Архивировано из оригинала 23 февраля 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Наследие шаттла Атлантис» . Соберите ПРОСТРАНСТВО. 2 июня 2010 г. Проверено 4 июня 2010 г.
  38. ^ «Майк Массимино становится первым, кто написал твит из космоса» . НАСА. 13 мая 2009 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
  39. ^ «Шаттл НАСА «Дискавери» направляется на космическую станцию ​​для выполнения своей последней миссии» . НАСА. 24 февраля 2011 года . Проверено 10 марта 2011 г.
  40. ^ НАСА (май 2010 г.). Пресс-кит миссии космического корабля "Шаттл STS-132" . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2018 года . Проверено 8 мая 2010 г.
  41. ^ Дэй, Дуэйн (4 января 2010 г.). «Светлый оттенок черного: (не)загадка STS-51J» . Космическое обозрение . Проверено 21 июля 2011 г.
  42. ^ Уильям Харвуд (27 марта 2009 г.). «Легендарный командир рассказывает историю близкого вызова шаттла» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 30 мая 2009 года . Проверено 25 июля 2010 г. .
  43. ^ Г. Д. Хопсон (28 июня 2001 г.). «Обзор готовности к полету SSME программы космических кораблей Atlantis STS 104» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  44. ^ Стивен Кларк (12 сентября 2002 г.). «Взгляните на камеру шаттла » . Космический полет сейчас . Проверено 25 июля 2010 г.
  45. ^ НАСА. «Ежедневные видеоролики STS 112: первый день полета» . Архивировано из оригинала 20 октября 2002 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  46. ^ Харвуд, Уильям (2007). «Освещение миссии STS-117» . Новости CBS . Spaceflightnow.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 7 декабря 2007 г.
  47. ^ «STS-117 отмечает 250-й орбитальный пилотируемый полет» . собирать ПРОСТРАНСТВО.
  48. ^ Элейн М. Маркони (4 декабря 2009 г.). «Миссия STS-129: Доставка грузов» . NASA.gov. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  49. ^ Уильям Харвуд (12 мая 2010 г.). «Предварительный просмотр миссии: «Атлантида» запустит российский мини-модуль» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 18 июля 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
  50. ^ Бергин, Крис (20 августа 2010 г.). «Руководство НАСА утвердило план миссии STS-135 на запуск 28 июня 2011 года» . NASASpaceflight.com . Проверено 16 марта 2011 г.
  51. ^ Халворсон, Тодд; Келли, Джон (2007). «Орбитальные спутники чувствуют боль старения» . Флорида сегодня . Space.com . Проверено 6 ноября 2007 г.
  52. ^ Гебхардт, Крис (18 июля 2010 г.). «НАСА рассматривает проблемы надежности COPV для полетов финальной программы» . NASASpaceflight.com . Проверено 19 июля 2010 г.
  53. ^ Бергин, Крис (2009). «Ручка снята, начинается осмотр окна Атлантиса – лонжероны попали в тележку» . NASASpaceflight.com . Проверено 30 июня 2009 г.
  54. ^ Бергин, Крис (2009). «Повреждение окна на Атлантиде грозит шестимесячной задержкой запуска STS-129» . NASASpaceflight.com . Проверено 25 июня 2009 г.
  55. ^ Бергин, Крис (2009). «Индевор переходит в обратный отсчет – повреждение окна Атлантиды устранено» . NASASpaceflight.com . Проверено 31 июля 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a78d8e5c99bcebf9768c712f62b0722__1720944120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/22/3a78d8e5c99bcebf9768c712f62b0722.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space Shuttle Atlantis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)