Jump to content

Транспортное средство на базе шаттла

Сравнение Сатурна V, Шаттла, Ареса I, Ареса V, Ареса IV и SLS Block 1

Транспортные средства на основе шаттлов ( SDV ) — это космические ракеты-носители и космические корабли , в которых используются компоненты, технологии и инфраструктура, первоначально разработанные для программы «Спейс шаттл» . [1]

В конце 1980-х и начале 1990-х годов НАСА официально изучало грузовой корабль «Шаттл-С» , который мог бы дополнить пилотируемый «Спейс шаттл». В 2005 году НАСА разрабатывало ракеты-носители «Арес I» и «Арес V» , частично основанные на сильно модифицированных компонентах «Шаттла», для исследования Луны и Марса . [2] [3] Агентство также изучило третью такую ​​машину — Ares IV . [4]

Артемиды-1 Запуск

После отмены предыдущих программ НАСА начало разработку системы космического запуска (SLS) в 2011 году. SLS — это сверхтяжелая одноразовая ракета-носитель . Его основная ступень конструктивно и визуально похожа на внешний бак космического корабля "Шаттл" . При каждом запуске SLS повторно используются и расходуются четыре предварительно запущенных двигателя RS-25D, снятые с космических шаттлов. SLS также использует пару твердотопливных ракетных ускорителей, заимствованных из твердотопливного ракетного ускорителя космического корабля "Шаттл" . Первый SLS был доставлен в Космический центр Кеннеди в 2021 году для миссии Artemis 1 . По состоянию на ноябрь 2022 г. Этот SLS был доставлен на стартовый комплекс 39B Космического центра Кеннеди для нескольких попыток запуска и, наконец, был запущен 16 ноября 2022 года. [5]

Концепции

[ редактировать ]

Концепции SDV были предложены еще до того, как сам «Спейс Шаттл» начал летать. [6]

«Шаттл-С» представлял собой исследование НАСА по превращению стартовой установки космического корабля «Шаттл» в специальную беспилотную грузовую пусковую установку. и Внешний бак космического корабля "Шаттл" твердотопливные ракетные ускорители (SRB) космического корабля "Шаттл" будут объединены с грузовым модулем вместо орбитального корабля "Шаттл", включая двигатели РС-25 . В период с 1984 по 1995 год исследовались различные концепции Shuttle-C. [7] [8]

Национальная стартовая система

[ редактировать ]

Национальная система запуска (или Новая система запуска) представляла собой исследование, санкционированное в 1991 году президентом Джорджем Бушем-старшим для определения альтернатив космическому шаттлу для доступа на околоземную орбиту. [9] Вскоре после этого НАСА попросило Lockheed Missiles and Space , McDonnell Douglas и TRW провести десятимесячное исследование. [10]

Была предложена серия ракет-носителей, основанная на предлагаемом жидкотопливном ракетном двигателе Space Transportation Main Engine (STME) . STME должен был стать упрощенной одноразовой версией главного двигателя космического корабля "Шаттл" (SSME). [11] [12] NLS-1 был самым большим из трех предложенных аппаратов, и он должен был использовать модифицированный внешний бак космического корабля "Шаттл" в качестве основной ступени . Резервуар должен был подавать жидкий кислород и жидкий водород в четыре STME, прикрепленных к нижней части резервуара. Полезная нагрузка или вторая ступень помещались бы на основной ступени, а два съемных твердотопливных ракетных ускорителя космического корабля "Шаттл" были бы установлены по бокам основной ступени, как на "Шаттле". [11] Иллюстрации того периода показывают, что рассматривались ракеты гораздо большего размера, чем NLS-1, с использованием нескольких основных ступеней NLS-1. [13] [14]

Программа Созвездие

[ редактировать ]
Сравнение ракет «Арес I», «Арес IV» и «Арес V».

Одной из основных целей программы «Созвездие» была разработка космических кораблей и ракет-носителей для замены космических кораблей «Шаттл» . НАСА уже приступило к проектированию двух ускорителей, « Арес I» и «Арес V» , когда программа была создана. [15] «Арес I» был разработан с единственной целью — вывести экипажи миссий на орбиту, в то время как «Арес V» должен был использоваться для запуска другого оборудования, которое требовало большей грузоподъемности, чем обеспечивала ракета-носитель «Арес I». [16]

Ares I — ракета-носитель для экипажа , которая разрабатывалась НАСА в рамках программы Constellation . [17] Имя «Арес» относится к греческому божеству Аресу , которое отождествляется с римским богом Марсом . [18] Первоначально Ares I был известен как «Экипажная ракета-носитель» (CLV). [19]

НАСА планировало использовать «Арес I» для запуска «Ориона» , космического корабля , предназначенного для пилотируемых космических полетов НАСА после вывода из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в 2011 году. «Арес I» должен был дополнить более крупный беспилотный «Арес V» , который был грузовой ракетой-носителем для «Созвездия». НАСА выбрало проекты Ares из-за их ожидаемой общей безопасности, надежности и экономической эффективности. [20] Однако программа «Созвездие», включая «Арес I», была отменена президентом США Бараком Обамой в октябре 2010 года после принятия им в 2010 году законопроекта о разрешении НАСА. [21]

«Арес V» (ранее известный как грузовая ракета-носитель или CaLV) был запланированным компонентом грузового запуска отмененной программы НАСА «Созвездие » , которая должна была заменить космический шаттл после его выхода на пенсию в 2011 году. Планировалось, что «Арес V» также будет перевозить припасы для присутствие человека на Марсе . [4] Арес V и меньший Арес I были названы в честь Ареса , греческого бога войны. [18]

«Арес-5» должен был запустить этап отправления с Земли и лунный посадочный модуль «Альтаир» для возвращения НАСА на Луну , которое было запланировано на 2019 год. [22] Он также мог бы служить основной пусковой установкой для миссий за пределами системы Земля-Луна, включая конечную цель программы - полет экипажа на Марс. Беспилотный «Арес V» будет дополнять меньшую по размеру , рассчитанную на человека, ракету «Арес I» для запуска космического корабля «Орион» на 4–6 человек . Обе ракеты, считавшиеся более безопасными, чем нынешний «Спейс Шаттл», должны были использовать технологии, разработанные для программы «Аполлон» , программы «Шаттл» и программы Delta IV EELV . [20] Однако программа «Созвездие», включая «Арес V», была отменена президентом США Бараком Обамой в октябре 2010 года после принятия им в 2010 году законопроекта о разрешении НАСА.

Концепция Ares IV сочетает в себе верхнюю ступень Ares I поверх Ares V. [23] В частности, аппарат будет состоять из жидкостной основной ступени конструкции Ares V, двух пятисегментных твердотопливных ракетных ускорителей и жидкостной верхней ступени от Ares I, как описано НАСА в январе 2007 года. Ares IV будет иметь общую высоту 367 футов (112 м) и может быть использован для достижения Луны. Общая грузоподъемность составит от 90 420 фунтов (41 000 кг) до 240 миль (390 км) для прямого транслунного впрыска. [24]

НАСА рассматривало возможность использования Ares IV для оценки профилей высокоскоростного входа капсулы Орион в атмосферу в 2007 году. [25] НАСА запланировало летные демонстрации оборудования Ares I и Ares V в конфигурациях «Heavy Lift», начиная с 2013 года. Испытательные полеты «Heavy Lift» должны были проверить первую ступень Ares V одновременно с верхней ступенью Ares I, прикрепленной сверху к сэкономить и время, и деньги. Более поздние конфигурации испытательной машины Heavy Lift аналогичны машине Ares IV. [26]

Ares V Lite был альтернативной ракетой-носителем для программы НАСА «Созвездие», предложенной Комиссией Августина . Ares V Lite представлял собой уменьшенную версию Ares V. [27] [28] Он должен был использовать пять двигателей RS-68 и два пятисегментных SRB и иметь полезную нагрузку на околоземной орбите примерно 140 тонн (310 000 фунтов). [29] В случае выбора Ares V Lite заменил бы Ares V и Ares I. ракеты-носители Одна версия Ares V Lite должна была представлять собой грузовой подъемник, такой как Ares V, а вторая версия должна была перевозить астронавтов на космическом корабле Орион. [29]

Транспортное средство НАСА с боковой установкой

[ редактировать ]

Тяжелая ракета-носитель на базе шаттла (HLV) представляла собой альтернативную сверхтяжелую ракету-носитель для программы NASA Constellation . Впервые он был представлен Комиссии Августина 17 июня 2009 года. [30]

Основанный на концепции «Шаттл-С» , которая была предметом различных исследований с 1980-х годов, HLV представлял собой SDLV, который предлагал заменить крылатый орбитальный аппарат из пакета космического корабля «Шаттл» боковым носителем полезной нагрузки. ( Внешний бак космического корабля ET) и твердотопливные ракетные ускорители космического корабля (SRB) остались бы прежними.

Семейство сверхтяжелых ракет-носителей «Юпитер» было частью предложенной DIRECT архитектуры ракеты-носителя Shuttle. Он должен был стать альтернативой Ares I и Ares V. ракетам [31]

Основные выгоды прогнозировались от повторного использования как можно большего количества оборудования и средств программы «Спейс Шаттл» , включая экономию средств, опыт работы с существующим оборудованием и сохранение рабочей силы. [31]

Система космического запуска

[ редактировать ]

Space Launch System (SLS) — американская сверхтяжёлая ракета-носитель одноразового использования , которая используется в программе «Артемида» . По конструкции он очень похож на концепт NLS-1. Это основная ракета-носитель планов НАСА по исследованию дальнего космоса. [32] [33] включая запланированные пилотируемые полеты на Луну в рамках программы «Артемида» и возможную последующую миссию человека на Марс . [34] [35] [36] Его первый запуск, «Артемида-1» , состоялся 16 ноября 2022 года. [37]

Liberty — это концепция ракеты-носителя, предложенная Alliant Techsystems (ATK) и Astrium в 2011 году для фазы 2 программы NASA Commercial Crew Development (CCDev), призванной стимулировать разработку частных для вывода экипажа транспортных средств на низкую околоземную орбиту .

Подобно несуществующему проекту Ares I , который состоял из пятисегментного твердотопливного ракетного ускорителя (SRB) космического корабля "Шаттл" и новой криогенной второй ступени, Liberty будет сочетать пятисегментный SRB с основной ступенью европейского Ariane 5 в качестве второй ступени. . [38] [39]

  1. ^ «Презентация СДВ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2004 г. Проверено 29 января 2023 г.
  2. ^ «Арес: новые ракеты НАСА получили имена» . НАСА. 30 июня 2006 года . Проверено 22 ноября 2006 г.
  3. ^ Малик, Тарик (30 июня 2006 г.). «НАСА называет ракеты для миссий на Луну и Марс» . Space.com . Проверено 22 ноября 2006 г.
  4. ^ Jump up to: а б Рех, Ким; Спилкер, Том; Эллиотт, Джон; Балинт, Тибор; Донахью, Бен; Маккормик, Дэйв; Смит, Дэвид Б.; Тандон, Сунил; Вудкок, Гордон. «Арес V: Применение к научным исследованиям Солнечной системы» . Публикация JPL 08-3 . Лаборатория реактивного движения. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
  5. ^ «НАСА готовит ракету и космический корабль перед тропическим штормом «Николь», перенацеливает запуск – «Артемида» . Блоги НАСА . 8 ноября 2022 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
  6. ^ «Шаттл (Эволюция)» . Astronautix.com . Проверено 19 ноября 2022 г.
  7. ^ «Шаттл-С» . GlobalSecurity.org . Проверено 20 января 2009 г.
  8. ^ «Шаттл-С» . Astronautix.com . Проверено 19 ноября 2022 г.
  9. ^ Буш 1991 .
  10. ^ Flight International (28 августа – 3 сентября 1991 г.). «НАСА проводит 10-месячное исследование NLS» . Рейс Интернешнл . 4 (4282): 12 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  11. ^ Jump up to: а б Лайонс 1992 , с. 19.
  12. ^ Федерация американских ученых 1996 .
  13. ^ Лионс 1992 , с. 15.
  14. ^ Даффи, Дж. Б.; Ленер, Дж.В.; Паннелл, Б. (1993). «Оценка отечественной стартовой системы как разгонного блока HL-20» . Журнал космических кораблей и ракет . 30 (5): 622. Бибкод : 1993JSpRo..30..622D . дои : 10.2514/3.25574 .
  15. ^ Малик, Тарик (30 июня 2006 г.). «НАСА называет ракеты для миссий на Луну и Марс» . space.com . Проверено 29 ноября 2022 г.
  16. ^ «Исследование архитектуры геологоразведочных систем – итоговый отчет» (PDF) . НАСА . Ноябрь 2005 г. NASA-TM-2005-214062. Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2006 г. Проверено 6 июля 2009 г.
  17. ^ Боэн, Брук (24 июля 2009 г.). «Ракеты-носители НАСА – Арес» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года . Проверено 5 августа 2009 г.
  18. ^ Jump up to: а б Эллиотт, Дебби (1 июля 2006 г.). «НАСА знает важность имени» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 29 января 2023 г.
  19. ^ Данбар, Брайан; Уилсон, Джим (23 ноября 2007 г.). «Строительство нового космического корабля НАСА: рабочие задания по созвездию» . НАСА . Проверено 15 августа 2009 г.
  20. ^ Jump up to: а б «НАСА – Пилотируемая ракета-носитель «Арес I»» . НАСА . 29 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 13 мая 2009 г.
  21. ^ Малик, Тарик (2 февраля 2010 г.). «НАСА скорбит по поводу отмены программы» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 29 января 2023 г.
  22. ^ Хэндлин, Дэниел (11 октября 2006 г.). «НАСА запускает Орион-13 для возвращения на Луну» . НАСА SpaceFlight.com . Проверено 19 октября 2016 г.
  23. ^ Бергер, Брайан (26 января 2007 г.). «НАСА изучает ранний выстрел на Луну для новой космической капсулы» . Space.com . Проверено 11 февраля 2008 г.
  24. ^ Роб Коппингер (2 января 2007 г.). «НАСА незаметно формирует бюджет для лунной ракеты-носителя «Арес IV» с целью испытательного полета в 2017 году» . Рейс Интернешнл .
  25. ^ Бергер, Брайан (26 января 2007 г.). «НАСА изучает ранний выстрел на Луну для новой космической капсулы» . Space.com . Проверено 26 января 2007 г.
  26. ^ Бергин, Крис. «Предложен амбициозный план испытательного полета Ares для демонстрации HLV» . Nasaspaceflight.com, 10 мая 2010 г.
  27. ^ Коппингер, Роб. «Будет ли Созвездие жить дальше?» . Flight International, 11 августа 2009 г.
  28. ^ Мадригал, Алексис. «Бал пилотируемых космических полетов при дворе Обамы» . Wired, 22 октября 2009 г.
  29. ^ Jump up to: а б Комитет Августина 2009, стр. 38, 64–67, 80.
  30. ^ «Тяжелые ракеты-носители СДВ» . GlobalSecurity.org . Проверено 29 января 2023 г.
  31. ^ Jump up to: а б «ПРЯМОЕ – безопаснее, проще и быстрее. Презентация перед рассмотрением Комитета США по планам пилотируемых космических полетов» (PDF) . НАСА . Вашингтон, округ Колумбия. 17 июня 2009 года . Проверено 29 января 2023 г.
  32. ^ Сицелов, Стивен (12 апреля 2015 г.). «SLS несет в себе потенциал дальнего космоса» . НАСА.gov . Проверено 2 января 2018 г.
  33. ^ «Самая мощная в мире ракета для дальнего космоса будет запущена в 2018 году» . Iflscience.com . Проверено 2 января 2018 г.
  34. ^ Чайлз, Джеймс Р. «Больше, чем Сатурн, направляется в глубокий космос» . Airspacemag.com . Проверено 2 января 2018 г.
  35. ^ «Наконец, некоторые подробности о том, как НАСА на самом деле планирует добраться до Марса» . Arstechnica.com . 28 марта 2017 г. Проверено 2 января 2018 г.
  36. ^ Гебхардт, Крис (6 апреля 2017 г.). «НАСА наконец определило цели и миссии для SLS – рассматривает многоэтапный план полета на Марс» . NASASpaceFlight.com . Проверено 21 августа 2017 г.
  37. ^ «Артемида I Взлет – Артемида» . blogs.nasa.gov . Проверено 17 декабря 2022 г.
  38. ^ Отмененная ракета НАСА может вернуться как часть недорогого космического такси
  39. ^ «ATK и Astrium представляют инициативу по созданию ракеты-носителя Liberty™» . АТК. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Отдел истории НАСА (23 сентября 1998 г.), «Истоки политики X-33, часть II: доступ НАСА к космическим исследованиям», исторический проект X-33 , Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства , получено 25 апреля 2010 г.
  • Вуд, Б.К. (2002), «Движение 21 века — RS-68» , 38-я совместная конференция по жидкостным двигателям, Индианаполис, Индиана. Июль 2002 г. Рестон, Вирджиния, США. , Американский институт аэронавтики и астронавтики, заархивировано из оригинала 19 марта 2009 г. , получено 25 апреля 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f26a8f1dbc915185ada412eb5e24b6b6__1698315480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/b6/f26a8f1dbc915185ada412eb5e24b6b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shuttle-derived vehicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)