СТС-3хх
Тип миссии | Спасение экипажа |
---|---|
Продолжительность миссии | 4 дня |
Свойства космического корабля | |
Тип космического корабля | Космический шаттл |
Экипаж | |
Размер экипажа | 4 |
Члены | Ничего не назначено |
Начало миссии | |
Дата запуска | День полета 45 Относительно исходной миссии |
Запуск сайта | Кеннеди LC-39 |
Конец миссии | |
Дата посадки | День полета 49 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Наклон | 51,6 градусов |
Стыковка с МКС | |
Дата стыковки | День полета 47 |
Дата расстыковки | День полета 48 |
Время состыковано | < 1 день |
Миссии космического корабля "Шаттл", получившие обозначение STS-3xx (официально называемые миссиями "Запуск по необходимости" (LON)), представляли собой спасательные миссии, которые должны были быть организованы для спасения экипажа космического корабля "Шаттл" , если бы его корабль был поврежден и признан неспособным совершить успешный вход в атмосферу. Такая миссия была бы проведена, если бы Центр управления полетами определил, что теплозащитные плитки и усиленные углеродно-углеродные панели летающего в настоящее время орбитального корабля были повреждены, за пределами возможностей ремонта доступных методов ремонта на орбите. Эти миссии также назывались «Запуск по требованию» (LOD) и «Поддержка экипажа шаттла на случай непредвиденных обстоятельств» . Программа была начата после гибели космического корабля "Колумбия" в 2003 году. Во время программы "Спейс шаттл" ни одна миссия этого типа не запускалась.
Процедура
[ редактировать ]Орбитальный аппарат и четверо членов экипажа, которые должны были совершить следующую запланированную миссию, будут переведены на спасательную миссию. Процессы планирования и подготовки спасательного полета позволят НАСА запустить миссию в течение 40 дней с момента ее вызова. В это время экипаж поврежденного (или вышедшего из строя) шаттла должен будет укрыться на Международной космической станции (МКС). МКС способна поддерживать оба экипажа в течение примерно 80 дней, при этом ограничивающим фактором является подача кислорода. [1] В НАСА этот план по поддержанию экипажа шаттла на МКС известен как операции поддержки экипажа шаттла в чрезвычайных ситуациях (CSCS). [2] До СТС-121 все спасательные операции должны были иметь обозначение СТС-300 .
В случае прерывания вывода на орбиту, когда шаттл мог не выйти на орбиту МКС, а проверки системы тепловой защиты показали, что шаттл не мог безопасно вернуться на Землю, МКС могла бы спуститься вниз, чтобы встретиться с ним. шаттл. Такая процедура была известна как совместное восстановление пониженной скорости. [3]
Полет | Спасательный полет [2] [4] [5] [6] |
---|---|
СТС-114 ( Дискавери ) | СТС-300 ( Атлантис ) |
СТС-121 ( Дискавери ) | СТС-300 ( Атлантис ) |
СТС-115 ( Атлантида ) | СТС-301 ( Дискавери ) |
СТС-116 ( Дискавери ) | СТС-317 ( Атлантида ) |
СТС-117 ( Атлантида ) | STS-318 ( Индевор [ нужна ссылка ] ) |
СТС-118 ( Индевор ) | СТС-322 ( Дискавери ) |
СТС-120 ( Дискавери ) | СТС-320 ( Атлантис ) |
СТС-122 ( «Атлантида ») | СТС-323 ( Дискавери *) [7] |
СТС-123 ( Индевор ) | СТС-324 ( Дискавери ) |
СТС-124 ( Дискавери ) | СТС-326 ( Индевор ) |
СТС-125 ( Атлантида ) | СТС-400 ( Индевор ) |
СТС-134 ( Индевор ) | СТС-335 ( Атлантис ) |
* – изначально планировалось, что это Endeavour , изменено на Discovery из-за проблем с загрязнением. [7]
Чтобы сэкономить вес и позволить объединенным экипажам обоих шаттлов безопасно вернуться на Землю, необходимо будет сделать множество сокращений, и риски запуска другого орбитального корабля без устранения неисправности, которая привела к выводу из строя предыдущего орбитального корабля, должны быть уменьшены. столкнулся.
Летное оборудование
[ редактировать ]В рамках подготовки к спасательной операции был построен ряд частей летного оборудования Launch on Need, в том числе:
- Дополнительные три лежачих сиденья будут расположены в кормовой части средней палубы (в районе канавы).
- Два поручня, расположенные на правой стенке рва.
- Условия монтажа индивидуальных холодильных агрегатов
- Модификация сиденья 5 для правильной фиксации в лежачем положении.
- Условия для монтажа четырех дополнительных выходных устройств Sky Genie (см. рисунок)
- Предусмотрены крепления на аварийной стойке для трех дополнительных страховочных ремней. [8]
Орбитальный аппарат с дистанционным управлением
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2013 г. ) |
Орбитальный аппарат с дистанционным управлением (RCO), также известный как быстрый прототип автономного орбитального аппарата (AORP), был термином, используемым НАСА для описания шаттла, который мог выполнять вход и посадку без человеческого экипажа на борту с помощью дистанционного управления. НАСА разработало кабель RCO для обслуживания в полете (IFM), чтобы расширить существующие возможности автоматической посадки шаттла и позволить выполнять оставшиеся задачи с земли. Целью кабеля RCO IFM было обеспечение электрического соединения между логикой наземного командного интерфейса (GCIL) и переключателями на панели кабины экипажа. Кабель имеет длину примерно 28 футов (8,5 м), весит более 5 фунтов (2,3 кг) и имеет 16 разъемов. [9] [10] С помощью этой системы сигналы могут передаваться из Центра управления полетами на беспилотный шаттл для управления следующими системами:
- Вспомогательная силовая установка (ВСУ) запускается и работает
- Развертывание Air Data Probe (ADP)
- Постановка и развертывание основного шасси (MLG)
- парашюта Взведение и раскрытие
- топливного элемента Закрытие клапана реагента
Кабель РКО IFM впервые полетел на борту STS-121 и был передан на МКС для хранения во время полета. Кабель оставался на борту МКС до окончания программы «Шаттл». До STS-121 планировалось оставить поврежденный шаттл и позволить ему сгореть при входе в атмосферу. Основной площадкой для посадки орбитального аппарата RCO станет база ВВС Ванденберг в Калифорнии. [11] База ВВС Эдвардс , площадка, уже использовавшаяся для поддержки приземления шаттлов, была основной посадочной площадкой RCO для первых миссий с оборудованием; однако позже Ванденберг был выбран в качестве основного места, поскольку он находится ближе к побережью, и шаттл можно бросить в Тихом океане, если возникнет проблема, которая сделает посадку опасной. ракетный полигон Уайт-Сэндс в Нью-Мексико . Альтернативным местом, вероятно, является [12] Основным соображением при выборе места приземления будет желание выполнить рискованный возврат в атмосферу вдали от населенных пунктов. Книга полетных ресурсов и правила полетов, действовавшие во время STS-121, предполагают, что поврежденный шаттл вернется на такую траекторию, что в случае его разрушения это произойдет с приземлением обломков в южной части Тихого океана. [2]
Советский шаттл «Буран» также управлялся дистанционно на протяжении всего своего первого полета без экипажа на борту. Посадка осуществлялась бортовой автоматической системой. [13]
По состоянию на март 2011 года роботизированный космический самолет увеличенной продолжительности полета Boeing X-37 продемонстрировал автономный орбитальный полет, вход в атмосферу и приземление. [14] [15] X-37 изначально предназначался для запуска из отсека полезной нагрузки «Шаттла», но после Колумбии катастрофы » он был запущен в закрытой конфигурации на Атласе V. «
Пример графика
[ редактировать ]Если бы потребовалась миссия LON, график был бы примерно следующий:
- FD-10 Решение о необходимости поддержки экипажа шаттла на случай непредвиденных обстоятельств (CSCS) ожидается к 10-му дню полета номинальной миссии.
- FD-10 Вскоре после необходимости операций CSCS произойдет отключение шаттла по группе C.
- FD-11→21 В течение 11–21 дней полета шаттл будет оставаться пристыкованным к международной космической станции (МКС) с открытым люком. Между шаттлом и МКС будут передаваться различные предметы.
- Закрытие люка ФД-21 будет производиться со стороны МКС. Экипаж шаттла остается на МКС, оставляя шаттл беспилотным
- Горение FD-21 при сходе с орбиты - возгорание происходит через четыре часа после отделения. Орбитальный аппарат приземляется на базе ВВС Ванденберг под дистанционным управлением из Хьюстона. (До STS-121 двери отсека полезной нагрузки оставляли открытыми, чтобы способствовать разрушению транспортного средства.)
- FD-45 Начало спасательного полета. 35 дней от вызова до запуска спасательного полета — это наилучшая оценка минимального времени, которое пройдет до начала спасательного полета. [16]
- ФД-45→47 Спасательный рейс догоняет МКС, проводя по пути проверку теплозащиты.
- FD-47 Спасательный рейс стыкуется со станцией на третий день своей миссии.
- Экипаж шаттла FD-48 входит в спасательный орбитальный корабль. Корабль с экипажем из 11 человек отстыковался от МКС.
- Спасательный орбитальный аппарат FD-49 возвращается в атмосферу над Индийским или Тихим океаном для приземления либо в Космическом центре Кеннеди, либо на базе ВВС Эдвардс. российский космический корабль «Прогресс» Позже будет запущен для пополнения запасов экипажа МКС. Начинается предупредительная подготовка к выводу экипажа МКС.
- FD-58 Вывел экипаж МКС из-за исчерпания ECLSS O 2 в случае, если Прогресс не может выполнять функцию пополнения запасов.
План спасения СТС-125
[ редактировать ]Тип миссии | Спасение экипажа |
---|---|
Продолжительность миссии | 7 дней |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Индевор |
Экипаж | |
Размер экипажа |
|
Члены | |
Посадка | |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Наклон | 28,5 градусов |
STS-400 — это полет космического корабля «Шаттл» на случай непредвиденных обстоятельств (запуск по необходимости), который был бы запущен с помощью космического корабля « Индевор возникла серьезная проблема », если бы на космическом корабле «Атлантис» во время STS-125 , последней миссии по обслуживанию космического телескопа «Хаббл» (HST SM-4). ). [17] [18] [19] [20]
Из-за гораздо меньшего наклона орбиты HST по сравнению с МКС экипаж шаттла не смог бы использовать Международную космическую станцию в качестве «убежища», а НАСА не смогло бы следовать обычному плану восстановления космического корабля. экипаж с другим шаттлом позже. [19] Вместо этого НАСА разработало план проведения спасательной миссии между шаттлами, аналогичной предлагаемым спасательным миссиям для полетов перед МКС . [19] [21] [22] Спасательная миссия должна была быть начата всего через три дня после вызова и уже через семь дней после запуска STS-125, поскольку у экипажа « Атлантиса» после запуска будет всего около трех недель расходных материалов. [18]
Впервые миссия была развернута в сентябре 2008 года на стартовом комплексе 39B, через две недели после того, как шаттл STS-125 был вывезен на стартовый комплекс 39A , что создало редкий сценарий, при котором два шаттла находились на стартовых площадках одновременно. [19] Однако в октябре 2008 года STS-125 был отложен и откатился на VAB .
Первоначально STS-125 был переориентирован не ранее февраля 2009 года. Это изменило машину STS-400 с Endeavour на Discovery . Миссия была переименована в STS-401 в связи с переходом с Endeavour на Discovery . Затем STS-125 был отложен еще больше, что позволило Discovery миссии STS-119 вылететь заранее. Это привело к тому, что спасательная миссия была возвращена к «Индевору» , а обозначение STS-400 было восстановлено. [20] В январе 2009 года было объявлено, что НАСА рассматривает возможность проведения обоих запусков с Комплекса 39А, чтобы избежать дальнейших задержек с Аресом IX , запуск которого с LC-39B на тот момент был запланирован на сентябрь 2009 года. [20] Планировалось, что после миссии STS-125 в октябре 2008 года стартовый комплекс 39B будет переоборудован для использования в проекте Constellation для ракеты Ares IX . [20] Несколько членов группы управления миссией НАСА тогда (2009 г.) заявили, что операции с одной площадки возможны, но было принято решение использовать обе площадки. [18] [19]
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж, назначенный для этой миссии, представлял собой часть экипажа STS-126 : [18] [23]
Позиция | Запуск космонавта | Посадка космонавта |
---|---|---|
Командир | Кристофер Фергюсон | |
Пилот | Эрик А. Бо | |
Специалист миссии 1 | Роберт С. Кимбро | |
Специалист миссии 2 | Стивен Дж. Боуэн | |
СТС-125 Командир | Никто | Скотт Д. Альтман |
СТС-125 Пилот | Никто | Грегори К. Джонсон |
СТС-125 Специалист миссии 1 | Никто | Майкл Т. Гуд |
СТС-125 Специалист миссии 2 | Никто | Меган МакАртур |
СТС-125 Специалист миссии 3 | Никто | Джон М. Грансфельд |
СТС-125 Специалист миссии 4 | Никто | Майкл Дж. Массимино |
СТС-125 Специалист миссии 5 | Никто | Эндрю Дж. Фойстел |
Ранние планы миссии
[ редактировать ]Были оценены три различных концептуальных плана миссии: первый предполагал использование стыковки шаттла к шаттлу, при котором спасательный шаттл стыкуется с поврежденным шаттлом, летая вверх ногами и назад относительно поврежденного шаттла. [22] Было неясно, будет ли это практично, поскольку передняя конструкция любого орбитального аппарата могла столкнуться с отсеком полезной нагрузки другого, что привело к повреждению обоих орбитальных аппаратов. Второй вариант, который оценивался, заключался в том, чтобы спасательный орбитальный корабль встретился с поврежденным орбитальным кораблем и удерживал станцию , используя свою систему дистанционного манипулятора (RMS) для перевода экипажа с поврежденного орбитального корабля. Этот план миссии приведет к большому расходу топлива. Третья концепция заключается в том, чтобы поврежденный орбитальный аппарат схватил спасательный орбитальный аппарат с помощью своей RMS, что устраняет необходимость удержания на станции. [23] Затем спасательный орбитальный корабль будет перебрасывать экипаж с использованием своей RMS, как во втором варианте, и будет более экономичен по топливу, чем вариант с сохранением станции. [22]
Концепция, по которой в конечном итоге было принято решение, представляла собой модифицированную версию третьей концепции. Спасательный орбитальный аппарат будет использовать свою RMS, чтобы схватиться за конец RMS поврежденного орбитального корабля. [17] [24]
Препараты
[ редактировать ]После своей последней миссии ( STS-123 ) «Индевор» был доставлен в Центр обработки орбитального корабля для текущего обслуживания. После технического обслуживания «Индевор» находился в режиме ожидания для STS-326 , который должен был быть отправлен в полет в случае, если STS-124 не смог бы безопасно вернуться на Землю. Укладка твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) началась 11 июля 2008 года. Месяц спустя внешний бак прибыл на KSC и был соединен с SRB 29 августа 2008 года. Endeavour присоединился к штабелю 12 сентября 2008 года и был вывезен на площадку. 39Б неделю спустя.
Поскольку STS-126 был запущен раньше STS-125, 20 октября «Атлантис» был возвращен на VAB, а 23 октября «Индевор» вернулся на стартовую площадку 39А. Когда пришло время запуска STS-125, «Атлантис» выкатился на площадку 39А. [20]
План миссии
[ редактировать ]Миссия не включала бы расширенную проверку теплозащитного экрана, обычно проводимую во второй день полета. [17] [19] Вместо этого проверка должна была быть проведена после спасения экипажа. [17] [19] Во второй день полета «Индевор» должен был встретиться и сразиться с Атлантидой . [17] [23] первый выход в открытый космос . На третий день полета должен был быть выполнен [17] [19] [23] Во время первого выхода в открытый космос Меган Макартур, Эндрю Фойстел и Джон Грансфелд должны были установить трос между шлюзами. [18] [19] Они также перебросили бы крупногабаритное подразделение внекорабельной мобильности (EMU) и, после того как Макартур восстановил давление, перебросили бы EMU Макартура обратно в Атлантиду . После этого они восстановили бы давление на «Индеворе» , завершив работу второго дня полета. [17]
Последние два выхода в открытый космос были запланированы на третий день полета. [17] [19] Во время первого Грюнсфельд сбросил бы давление на «Индеворе» , чтобы помочь Грегори Джонсону и Майклу Массимино перебросить электропоезд на Атлантиду . Затем он и Джонсон снова надавят на «Индевор» , и Массимино вернется в Атлантиду . [17] Он вместе со Скоттом Альтманом и Майклом Гудом должен был взять с собой остальную часть оборудования и себя на «Индевор» во время финального выхода в открытый космос. Они должны были быть наготове на случай, если система RMS выйдет из строя. [24] Повреждённому орбитальному аппарату с земли было приказано сойти с орбиты и совершить процедуру посадки над Тихим океаном, причем зона падения находилась к северу от Гавайских островов. [18] [19] В пятый день полета Endeavour должен был пройти полную проверку теплозащиты и приземлиться на восьмой день полета. [17] [18] [19]
Эта миссия могла бы ознаменовать конец программы «Спейс Шаттл», поскольку маловероятно, что программу можно было бы продолжить с использованием всего двух оставшихся орбитальных аппаратов : «Дискавери» и «Индевор» . [25]
В четверг, 21 мая 2009 года, НАСА официально освободило «Индевор» от спасательной миссии, освободив орбитальный аппарат для начала подготовки к STS-127 . Это также позволило НАСА продолжить подготовку LC-39B для предстоящего запуска Ares IX, поскольку во время периода простоя НАСА установило новую систему молниезащиты, аналогичную той, что установлена на площадках Atlas V и Delta IV , для защиты более новых Выше Ареса I ракета от ударов молний. [26] [27]
СТС-335
[ редактировать ]STS-134 стал последним регулярным рейсом программы «Шаттл». Поскольку после этого больше ничего не планировалось, была разработана специальная миссия STS-335, которая будет выполнять роль миссии LON для этого полета. Это могло бы объединить Атлантиду с ET-122 , который был отремонтирован после повреждений, нанесенных ураганом Катрина . [28] Поскольку следующей миссии не будет, STS-335 также будет нести многоцелевой логистический модуль , наполненный припасами для пополнения запасов станции. [29]
Сенат разрешил STS-135 выполнять регулярные рейсы 5 августа 2010 года. [30] за которым последовала Палата представителей 29 сентября 2010 г., [31] и позже подписан президентом Обамой 11 октября 2010 года. [32] Однако финансирование миссии по-прежнему зависело от последующего законопроекта об ассигнованиях.
Тем не менее 20 января 2011 года НАСА преобразовало STS-335, последнюю миссию «Запуск по необходимости», в оперативную миссию (STS-135). [33] 13 февраля 2011 года руководители программ сообщили своим сотрудникам, что STS-135 будет летать «независимо» от ситуации с финансированием согласно продолжающемуся постановлению. [34] Наконец, бюджет правительства США, утвержденный в середине апреля 2011 года, предусматривал выделение 5,5 миллиардов долларов на подразделение космических операций НАСА, включая программы космических кораблей и космических станций. По данным НАСА, бюджет, действующий до 30 сентября 2011 года, положил конец всем опасениям по поводу финансирования миссии STS-135. [35]
После успешного завершения STS-134 STS-335 стал ненужным, и подготовка к запуску STS-135 продолжалась, поскольку Атлантида приближалась к LC-39A во время ее развертывания, когда STS-134 приземлился на близлежащей посадочной площадке шаттла . [36]
У STS-135 не было шаттла для спасательной операции. Был разработан другой план спасения , в котором четыре члена экипажа, оставшиеся на борту Международной космической станции, возвращались на борт космического корабля «Союз» по одному в течение следующего года. В этом непредвиденном обстоятельстве не было необходимости.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Брифинг по обзору готовности к полету, стенограмма пресс-брифинга, проведенного по телевидению НАСА» (PDF) . НАСА. 17 июня 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с «Поддержка экипажа шаттла в чрезвычайных ситуациях (CSCS) / Справочник по спасательным полетам» (PDF) . НАСА. 12 июля 2005 г.
- ^ Инженерия для проекта сложных системных знаний для проекта безопасности и успеха [ мертвая ссылка ]
- ^ «Пресс-кит НАСА STS-121» (PDF) . НАСА. Май 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2006 г.
- ^ «Расписание запусков НАСА» (PDF) . НАСА через Hipstersunite.com. 2 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2007 г.
- ↑ Новостная статья Центра технологий обеспечения безопасности НАСА. Архивировано 2 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Бергин, Крис (7 февраля 2008 г.). «STS-122: запуск Атлантиды – сомнения в Endeavour LON» . NASAspaceflight.com.
- ^ «Презентация обзора готовности к полету STS-114» (PDF) . НАСА. 29 июня 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2006 г.
- ^ Кестенбаум, Дэвид (29 июня 2006 г.). «Планы экстренного спасения космонавтов» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 19 сентября 2006 г.
- ^ Основной шаблон США - пересмотренный
- ^ Бергин, Крис (7 августа 2006 г.). «НАСА расширяет возможности беспилотных орбитальных аппаратов» . NASASpaceflight.com.
- ^ Малик, Тарик (29 июня 2006 г.). «Шаттл для перевозки инструментов для ремонта и дистанционного управления посадкой» . Space.com.
- ^ Каримов, АГ (1997). «Управление бортовым комплексом оборудования». В Лозино-Лозинском Г.Э.; Братухин., А.Г. (ред.). Аэрокосмические системы: Сборник технических документов (ZIP MSWORD) . Москва: Издательство Московского авиационного института. п. 206 . Проверено 3 августа 2011 г.
Конструкция построена с учетом трех возможных режимов управления орбитальным аппаратом: автоматического, ручного и по командам наземного комплекса управления (GBCC).
- ^ «Орбитальная испытательная машина Х-37Б» . Канцелярия министра ВВС (по связям с общественностью). Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «Демонстратор X-37 для тестирования будущих технологий запуска на орбите и в условиях входа в атмосферу» . Центр космических полетов имени Маршалла НАСА. Май 2003 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Поддержка экипажа шаттла на случай непредвиденных обстоятельств (CSCS) / Справочник по спасательным полетам. 12 июля 2005 г. с. 101
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж НАСА Управление операций миссии (2 июня 2008 г.). «План полета STS-400» (PDF) . НАСА . Проверено 19 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г НАСА (5 мая 2009 г.). «СТС-400: Готовность и ожидание» . НАСА . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Аткинсон, Нэнси (17 апреля 2009 г.). «Сценарий спасательной операции шаттла STS-400» . Вселенная сегодня . Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бергин, Крис (19 января 2009 г.). «Прогресс варианта STS-125/400 с одной панелью – цель защитить Ares IX» . NASASpaceflight.com . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ Бергин, Крис (9 мая 2006 г.). «Миссия по обслуживанию Хаббла продвигается» . NASASpaceflight.com . Проверено 16 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Копелла, Джон (31 июля 2007 г.). «НАСА оценивает варианты спасения миссии Хаббла» . NASASpaceflight.com . Проверено 16 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д НАСА (9 сентября 2008 г.). «Информационные материалы по обзору миссии STS-125» . НАСА . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Бергин, Крис (11 октября 2007 г.). «STS-400 – НАСА разрабатывает планы спасения Хаббла» . NASASpaceflight.com . Проверено 16 октября 2007 г.
- ^ Уотсон, Трейси (22 марта 2005 г.). «Миссия, которую НАСА надеется, не состоится» . США сегодня . Проверено 13 сентября 2006 г.
- ^ Харвуд, Уильям (21 мая 2009 г.). «Неопределенный прогноз погоды для приземления шаттла в пятницу» . Новости CBS, Spaceflightnow.com . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Бергин, Крис (22 мая 2009 г.). «Попытки в потоке STS-127» . НАСА Spaceflight.com . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Бергин, Крис (26 апреля 2009 г.). «Последующая обработка и планирование – подготовка парка к STS-135» . NASASpaceflight.com . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Бергин, Крис (13 октября 2009 г.). «НАСА оценивает прощание с STS-335 / STS-133 по пересеченной местности» . NASASpaceflight.com.
- ^ Кларк, Стивен (6 августа 2010 г.). «Сенат одобряет законопроект, добавляющий дополнительные полеты космических кораблей» . Spaceflight Now Inc.
- ^ Абрамс, Джим (30 сентября 2010 г.). «Законопроект НАСА, принятый Конгрессом, позволит провести еще один полет шаттла в 2011 году» . Новости действий ABC. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года.
- ^ Амос, Джонатан (11 октября 2010 г.). «Обама подписывает контракт с НАСА на новое будущее» . Новости Би-би-си.
- ^ «Дин, Джеймс: «Атлантида» официально названа последней миссией шаттла» (23 января 2010 г.) Florida Today » . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ Менеджеры НАСА настаивают на том, что STS-135 полетит - варианты полезной нагрузки находятся на стадии оценки NASASpaceFlight.com
- ^ Кларк, Стивен (21 апреля 2011 г.). «Федеральный бюджет оплатит летний челночный рейс» . Космический полет сейчас . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ Индевор возвращается домой в последний раз, чтобы завершить STS-134 | NASASpaceFlight.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Правила полетов CSCS» (PDF) . (34,2 КиБ )