СТС-36
Имена | Космическая транспортная система -36 СТС-36 |
---|---|
Тип миссии | Министерства обороны Развертывание спутников |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1990-019А |
САТКАТ нет. | 20512 |
Продолжительность миссии | 4 дня, 10 часов, 18 минут, 22 секунды |
Пройденное расстояние | 2 957 913 км (1 837 962 миль) |
Орбиты завершены | 72 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Атлантис |
Стартовая масса | 2044469 кг (4507283 фунта) |
Посадочная масса | 84 912 кг (187 199 фунтов) |
Масса полезной нагрузки | 19 600 кг (43 200 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 5 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 28 февраля 1990 г., 07:50:22 UTC (2:50:22 по восточному стандартному времени ) |
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Подрядчик | Роквелл Интернэшнл |
Конец миссии | |
Дата посадки | 4 марта 1990 г., 18:08:44 UTC (10:08:44 по тихоокеанскому стандартному времени ) |
Посадочная площадка | Эдвардс , взлетно-посадочная полоса 23 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 198 км (123 миль) |
Высота апогея | 204 км (127 миль) |
Наклон | 62° |
Период | 88,5 минут |
Инструменты | |
Распределение дозы радиации в полете (IDRD) | |
Нашивка миссии STS-36 Слева направо: Туот , Каспер , Крейтон , Муллейн и Хилмерс. |
STS-36 — это НАСА миссия космического корабля , во время которой космический корабль «Атлантис» доставил на орбиту секретный полезный груз для Министерства обороны США (DoD) (предположительно, это был «Мисти» разведывательный спутник ). STS-36 стал 34-м полетом шаттла в целом, шестым полетом Атлантиды и четвертым ночным запуском программы шаттла. Он стартовал из Космического центра Кеннеди 28 во Флориде февраля 1990 года и приземлился 4 марта 1990 года.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Джон Оливер Крейтон Второй космический полет | |
Пилот | Джон Каспер Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Пьер Ж. Туо Первый космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Дэвид С. Хилмерс Третий космический полет | |
Специалист миссии 3 | Майк Муллейн Третий и последний космический полет |
Назначение мест экипажа
[ редактировать ]Сиденье [1] | Запуск | Посадка | Места 1–4 находятся в кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе. |
---|---|---|---|
1 | Крейтон | ||
2 | Каспер | ||
3 | Туот | Муллейн | |
4 | Хилмерс | ||
5 | Муллейн | Туот | |
6 | Неиспользованный | ||
7 | Неиспользованный |
Краткое описание миссии
[ редактировать ]Атлантида стартовала с миссией STS-36 28 февраля 1990 года в 07:50:22 UTC (2:50:22 по восточному стандартному времени , местное время на стартовой площадке). Первоначально запуск был назначен на 22 февраля 1990 года, но неоднократно переносился из-за болезни командира экипажа и плохих погодных условий. Это был первый случай после Аполлона-13 в 1970 году, когда пилотируемая космическая миссия пострадала из-за болезни члена экипажа. Первая перенесенная попытка запуска, назначенная на 25 февраля 1990 года, была отменена из-за неисправности компьютера безопасности дальности. Еще одна попытка, назначенная на 26 февраля 1990 года, была отменена из-за погодных условий. Успешный запуск 28 февраля 1990 года был запланирован на засекреченное окно запуска, охватывающее период запуска с 00:00 до 04:00 по восточному стандартному времени. Стартовая масса для этой миссии была засекречена.
Траектория запуска была уникальной для этого полета и позволяла миссии достичь наклонения орбиты 62°, орбиты развертывания ее полезной нагрузки — нормальное максимальное наклонение для полета шаттла составляло 57°. По этой так называемой « изгнутой » траектории «Атлантис» летел вниз по нормальному азимуту запуска , а затем маневрировал на более высокий азимут запуска, оказавшись над водой. Хотя маневр привел к снижению характеристик корабля, это был единственный способ выйти на необходимую орбиту развертывания с Космического центра Кеннеди (первоначально полет планировалось запустить с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии , пока там не завершилась программа запуска шаттла). был отменен). Полезная нагрузка считалась важной для национальной безопасности, что привело к приостановлению обычных правил полетов, что позволило шаттлу пролетать над мысом Хаттерас , Кейп-Код и некоторыми частями Канады или вблизи них .
Поскольку полезная нагрузка STS-36 является операцией Министерства обороны, она остается официально засекреченной . СТС-36 запустил одиночный спутник, [2] также описан как AFP-731 . Сообщается, что другие объекты (1990-019C-G) появились на орбите после его развертывания.
Сообщалось, что USA-53 представлял собой KH-11 усовершенствованный спутник фоторазведки , использующий полностью цифровую систему формирования изображений для передачи изображений. Считается, что спутники KH-11 по размеру и форме напоминают космический телескоп «Хаббл» , поскольку спутники перевозились в аналогичных контейнерах и имели сопоставимые диаметры главного зеркала. [3] USA-53 по прозвищу «Туманный» некоторое время отслеживался спутниками-любителями в октябре и ноябре 1990 года. [4]
Миссия ознаменовала еще один полет человеческого черепа массой 5 кг (11 фунтов) , который послужил основным элементом «Подробной вторичной цели 469», также известной как «Эксперимент по распределению дозы радиации в полете» (IDRD). Этот совместный эксперимент НАСА и Министерства обороны был разработан для изучения проникновения радиации в череп человека во время космического полета. Женский череп поместили в пластиковую матрицу, представляющую собой ткань, и разрезали на десять слоев. Сотни термолюминесцентных дозиметров были установлены в слоях черепа для регистрации уровней радиации на разных глубинах. Этот эксперимент, который также проводился на STS-28 и STS-31 , проводился в шкафчиках средней палубы шаттла во всех трех полетах и регистрировал уровни радиации при различных наклонениях орбиты. [5]
«Атлантис» приземлился в 18:08:44 UTC (10:08:44 по тихоокеанскому времени , местное время в месте приземления) 4 марта 1990 года на базе ВВС Эдвардс , Калифорния , на взлетно-посадочной полосе 23, заканчивающейся STS-36. Расстояние вылета орбитального аппарата составляло 2,41 км (1,50 мили). [6] Атлантиду отбуксировали в Устройство Mate-Demate примерно к 15:00 по тихоокеанскому времени.
(TPS) шаттла системы тепловой защиты После миссии группа по обломкам насчитала около 62 ударов в плиты . Инженеры по плитке сообщили, что замены потребовала только одна плитка. Тормоза и шины работали штатно. Капли гидравлической жидкости наблюдались в нише правого колеса основного шасси, в полости разъединителя жидкого водорода 43 см (17 дюймов) и, возможно, вокруг двух главных двигателей.
Знаки отличия миссии
[ редактировать ]Тридцать шесть звезд на эмблеме символизируют числовое обозначение полета в Космической транспортной системы последовательности миссий ; звезды также являются частью стилизованного американского флага , образуя фон для изображения белоголового орлана Америки , национальной птицы .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «СТС-36» . Космические факты . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «АФП-675 (1990-019Б)» . НАСА. 7 января 2022 г. . Проверено 6 февраля 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Глава XII – Космический телескоп Хаббл» (PDF) . 12 июня 2003 г. с. 483. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2003 года . Проверено 6 февраля 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Сага о США 53 — Найден, потерян, снова найден и снова потерян» . ФАС.орг. Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Макнайт, Найджел, Космический год 1991, стр. 41 ISBN 0-87938-482-4
- ^ Дюмулен, Джим. «СТС-36» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 3 июля 2011 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основные моменты видео STS-36. Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine - NSS.org.
- Краткое изложение миссии STS-36. Архивировано 27 мая 2010 г. в Wayback Machine - NASA.gov.