Космический челнок Колумбия катастрофа
![]() STS-107 Миссионерский патч | |
Дата | 1 февраля 2003 г |
---|---|
Время | 8:59 EST (13:59 UTC ) |
Расположение | Над Техасом и Луизианой |
Причина | Повреждение края левого крыла от мусора от внешнего бака во время запуска |
Исход | Потеря Колумбии и семь астронавтов; Флот космического челнока обосновался в течение 29 месяцев, а затем вышел на пенсию после завершения международной космической станции . |
Летальные исходы |
|
Запросы | в Колумбии Совет по расследованию аварий |
В субботу, 1 февраля 2003 года, космический челнок Колумбия распалась, когда она вернулась в атмосферу над Техасом и Луизианой, убив всех семи астронавтов на борту. Это была вторая миссия космического челнока , которая закончилась катастрофой после потери Challenger и Crew в 1986 году.
Миссия, обозначенная STS-107 , была двадцать восьмым рейсом на орбитальный аппарат, 113-й рейс флота космического челнока и 88-й после катастрофы Challenger . Он был посвящен исследованиям в различных областях, в основном на борту модуля Spacehab в заливе полезной нагрузки челнока. Во время запуска кусок изоляционной пены отрывался от внешнего бака космического челнока и ударил по плиткам системы тепловой защиты на левом крыле орбитеров . Аналогичное выпадение пены произошло во время предыдущих запуска космического челнока, что нанесло ущерб, который варьировался от незначительного до почти катастрофического, но некоторые инженеры подозревали, что повреждение Колумбии было более серьезным. До возвращения менеджеры НАСА ограничили расследование, полагая, что экипаж не могла исправить проблему, если она была подтверждена. Когда Колумбия вернулась в атмосферу Земли , ущерб позволил горячим атмосферным газам проникнуть в тепловой щит и уничтожить внутреннюю структуру крыла, что заставило орбитальный оператор стать нестабильными и разрыва.
После стихийного бедствия полетные операции космического челнока были приостановлены на более двух лет, как и после катастрофы Challenger . Строительство Международной космической станции (МКС) было приостановлено до тех пор, пока рейсы не возобновились в июле 2005 года с STS-114 . НАСА внесло несколько технических и организационных изменений в последующих миссиях, в том числе добавление инспекции на орбите, чтобы определить, насколько хорошо система тепловой защиты орбитального отверстия (TPS) пережила восхождение, и поддержание назначенных спасательных миссий в случае невозвратного повреждения. За исключением одной миссии по ремонту космического телескопа Хаббла , последующие миссии космического челнока были доставлены только на МКС, чтобы позволить экипажу использовать его в качестве убежища, если ущерб орбитальному отверстию предотвращало безопасное возвращение; Оставшиеся орбитальные услуги были вышли на пенсию после того, как МКС было закончено.
Фон
[ редактировать ]Космический челнок
[ редактировать ]
Космический шаттл был частично повторно используемым космическим кораблем, управляемым Национальным управлением аэронавтики и космической промышленности США (НАСА). [1] : 5, 195 Он пролетел в космосе впервые в апреле 1981 года, [2] : Iii-24 и использовался для проведения исследований в орбите, [2] : III-188 и развернуть коммерческие, военные и научные полезные нагрузки. [2] : Iii-66, 68, 148 При запуске он состоял из орбитального аппарата , который содержал экипаж и полезную нагрузку, внешний бак (ET) и двух сплошных ракетных бустеров (SRBS). [3] : 363 Орбитр был многоразовым, крылатым транспортным средством, которое запускалось вертикально и приземлилось как планер. [2] : II-1 Пять оперативных орбитажей были построены во время программы космического челнока . [1] : 5 Колумбия была первым построенным орбитальным аппаратом, после атмосферного испытательного автомобиля . Орбитатор содержал отделение экипажа, где экипаж преимущественно жил и работал на протяжении всей миссии. [2] : II-5 Три основных двигателя космического челнока (SSME) были установлены на кормовой части орбитального аппарата и обеспечивали тягу во время запуска. [3] : II-170 Оказавшись в космосе, экипаж маневрировал с использованием двух меньших двигателей орбитальной системы маневрирования (OMS). [3] : II-79
Орбитатор был защищен от тепла во время повторного входа в систему тепловой защиты (TPS), термомещающий защитный слой вокруг орбитального отверстия. В отличие от предыдущих космических кораблей США, в котором использовались аблятивные тепловые экраны, повторное использование орбитального аппарата потребовало многоцелевого теплового экрана. [4] : 72–73 Во время повторного входа TPS испытывал температуру до 1600 ° C (3000 ° F), но должны были сохранить температуру алюминиевой кожи на орбитальном транспортном средстве ниже 180 ° C (350 ° F). TPS в основном состоял из четырех подсистем. Носовой конус и ведущие края крыльев испытывали температуры выше 1300 ° C (2300 ° F) и были защищены композитным материалом, усиленным углеродом -углеродом (RCC). Более толстый RCC был разработан и установлен в 1998 году, чтобы предотвратить повреждение микрометеороидов и орбитального мусора . [2] : II-112–113 Вся нижняя сторона транспортного средства орбитального отверстия, а также других самых горячих поверхностей была защищена черной высокотемпературной повторной изоляцией поверхностной изоляции. Области на верхних частях транспортного средства орбитального отверстия были покрыты белой низкотемпературной повторной изоляцией поверхностной изоляции, которая обеспечивала защиту при температуре ниже 650 ° C (1200 ° F). Двери и части верхних поверхностей верхнего крыла были покрыты многоразовой поверхностной изоляцией, так как температура там оставалась ниже 370 ° C (700 ° F). [3] : 395
Два сплошных ракетных усилителей (SRB) были подключены к ET и сгорели в течение первых двух минут полета. [3] : II-222 SRBS отделились от ET, как только они потратили свое топливо и упали в Атлантический океан под парашютом. [3] : II-289 Поиссудные команды НАСА восстановили SRB и вернули их в космический центр Кеннеди (KSC), где их разобрали, и их компоненты были повторно использованы на будущих рейсах. [3] : II-292
Когда запустился космический шаттл, орбиталь и SRB были подключены к ET, который удерживал топливо для SSME. [3] : II-222 ET состоял из резервуара для жидкого водорода (LH2), хранился при -253 ° C (-423 ° F) и меньший резервуар для жидкого кислорода (LOX), хранящийся при -183 ° C (-297 ° F). Он был покрыт изоляционной пеной, чтобы держать жидкости холодными и предотвратить образование льда на внешней стороне аквариума. Орбитр, соединенный с ET, через два пупок возле его дна и бипод вблизи его верхней части. [5] : 50–51 После того, как его топливо было потрачено, ET отделен от орбитального отверстия и вернулся в атмосферу, где он разорвался во время повторного входа, а его кусочки приземлялись в индийском или Тихом океане . [3] : II-238
Обломки забастоты
[ редактировать ]
Во время процесса проектирования космического челнока требованием ET заключалось в том, что оно не будет выпускать какой -либо мусор, который потенциально может повредить орбиталью и его TPS. Целостность компонентов TPS была необходима для выживания экипажа во время повторного введения, а плитки и панели были созданы только для выдержания относительно незначительных последствий. На STS-1, первом полете космического челнока, Orbiter Columbia была повреждена во время запуска от удара пены. Напыщенные удары регулярно происходили во время запуска космического челнока; Из 79 миссий с доступными изображениями во время запуска на 65 из них произошли удары пены. [5] : 121–122
Бипод подключил ЭТ вверху к верхней части нижней части орбитального отверстия через две стойки с рампой на конце бака каждой стойки; Рампы были покрыты пеной, чтобы предотвратить формирование льда, что могло повредить орбиталью. Пена на каждой рампе бипод составляла приблизительно 30 на 14 на 12 дюймов (76 на 36 на 30 см) и была вырезана вручную из исходного нанесения пены. [6] Наблюдалась пена рампы из левой стойки, падающую с ET на шести рейсах до STS-107 , и создала некоторые из крупнейших ударов пены, которые испытал орбиталь. Первый удар пены из бипода произошел во время STS-7 ; TPS Orbiter был отремонтирован после миссии, но никаких изменений не было сделано для решения причины потери пены Bipod. [5] : 123 После потери пены на бипод на STS-32 инженеры НАСА, предполагая, что потеря пены была вызвана подготовкой давления в изоляции, добавили отверстия в вентиляционные отверстия в пену, чтобы газ вырвался. После того, как удар пеной бипода повредил TPS на STS-50 , внутренние расследования НАСА пришли к выводу, что это «принятый риск полета» и что его не следует рассматривать как проблема безопасности полета. Потеря пены бипода произошла на STS-52 и STS-62 , но ни одно событие не было замечено до расследования после разрушения Колумбии . [5] : 124
Во время STS-112 , который пролетел в октябре 2002 года, кусок пены из бипод рампы с 4 на 5 дюймов (10 на 13 на 30 см) оторвался от рампы ET Bipod и нажмите на прикрепление SRB-ET Кольцо в нижней части левого SRB, создавая вмятину 4 дюйма (10 см) шириной и 3 дюйма (8 см) глубиной. [5] : 124 Следуя миссии, Совет по контролю за требованиями программы отказался классифицировать потерю пены рампы бипод как аномалия в полете. Потеря пены была проинформирована в кратком изложении готовности к полету STS-113 , но Совет по контролю за требованиями программы решил, что ET безопасен для летания. [5] : 125
Удар мусора от аблятивного материала на правом SRB нанес значительный ущерб Atlantis во время запуска STS-27 2 декабря 1988 года. Во второй день полета экипаж осмотрел урон, используя камеру в системе дистанционного манипулятора . Удар мусора снял плитку; Экспонированная кожа орбитального аппарата была усиленной секцией, и мог бы произойти скромная сжигание, если бы ущерб был в другом месте. После миссии Совет по контролю за требованиями программы НАСА назначил проблему как аномалию в полете, которая была исправлена с запланированным улучшением для ARB Ablator. [5] : 127
Полет
[ редактировать ]Космический шаттл миссия
[ редактировать ]
Для STS-107 Колумбия провела двойной модуль Spacehab Research, эксперимент по орбитальному исследованию ускорения и продленную продолжительную орбитальную поддон. [5] : 30 Миссия передала свои сертификаты и отзывы перед заходом и началась с запуска. Первоначально миссия была запланирована 11 января 2001 года, но она была отложена тринадцать раз, до ее запуска 16 января 2003 года. [5] : 28
Экипаж STS-107 из семи человек была выбрана в июле 2000 года. [5] : 28 Миссии командовал Риком муж , который был полковником в ВВС США и пилотом -испытанием . Ранее он летал на STS-96 . [7] Пилотом миссии был Уильям МакКул , ВМС США командир , который был в своем первом космическом полете. [8] Командиром полезной нагрузки был Майкл Андерсон ВВС США , подполковник , который ранее летал на STS-89 . [9] Калпана Чавла служила летным инженером; Ранее она летала на STS-87 . [10] Дэвид Браун и Лорел Кларк , оба капитаны военно -морского флота , вылетели в качестве специалистов по миссии на своих первых космических полетах. [11] [12] Илан Рамон , полковник из Израильских ВВС и первого израильского астронавта , вылетел в качестве специалиста по полезной нагрузке в своем первом космическом полете. [13] [5] : 29
Запуск и удары мусора
[ редактировать ]
Колумбия запущена из комплекса запуска космического центра Кеннеди 39A (LC-39A) в 10:39:00 . За T+81,7 секунды кусок пены от приблизительно от 21 до 27 дюймов (от 53 до 69 см) длиной от 12 до 18 дюймов (от 30 до 46 см) разорвались от левого бипода на ET. В T+81,9 секунды пена ударила на армированных панелях углерода -углерода (RCC) на крыле Колумбии левом с относительной скоростью от 625 до 840 футов в секунду (от 426 до 573 миль в час; от 686 до 922 км/ч). [5] : 34 пены Низкий баллистический коэффициент заставил его потерять скорость сразу после отделения от ET, а орбитаж врезался в более медленную пену. [5] : 60 Ни миссия, ни наземная команда не заметили удара мусора в то время. [5] : 140 SRBS отделялся от ET за T+2 минуты и 7 секунд, а затем отделение ET от орбитального отверстия через T+8 минут 30 секунд. [5] : 35 Разделение ET было сфотографировано Андерсоном и записано Брауном, но они не записывали бипод с отсутствующей пеной. [5] : 148 За T+43 минуты Колумбия завершила свою орбитальную вставку в соответствии с планированием. [5] : 35
Управление рисками полета
[ редактировать ]
После того, как Колумбия вошла в орбиту, рабочая группа по фотоцентрам НАСА провела обычный обзор видео запуска. Аналитики группы не заметили удара мусора до второго дня миссии. Ни одна из камер, которые записали запуск Председатель группы связался с Уэйном Хейлом , менеджером программы шаттла для интеграции запуска, для запроса на орбита с фотографиями Колумбии крыла оценить его ущерб. После получения уведомления о ударе мусора инженеры в НАСА, Объединенном Космическом Альянсе и Боинг создали группу по оценке мусора и начали работать над определением ущерба орбитажу. [5] : 140, 143 Рабочая группа Intercenter Photo считала, что плитки RCC Orbit, возможно, были повреждены; Менеджеры программ НАСА были менее обеспокоены опасностью, вызванной ударом мусора. [5] : 141
Аналитики Boeing попытались смоделировать ущерб, нанесенный TPS Orbiter, от удара пены. Программные модели предсказывали повреждение, которое было глубже, чем толщина плиток TPS, что указывает на то, что алюминиевая кожа орбитала была бы незащищенной в этой области. Команда оценки мусора отклонила этот вывод как неточный из -за предыдущих случаев предсказаний ущерба, превышающего фактический ущерб. Дальнейшее моделирование, специфичное для панелей RCC, использовалось программное обеспечение, откалиброванное для прогнозирования повреждения, вызванного падением льда. Программное обеспечение предсказало только один из 15 сценариев, который будет нанести ущерб, что привело бы к тому, что группа по оценке мусора заключила, что произошел минимальный ущерб из -за более низкой плотности пены до льда. [5] : 143–145

Чтобы оценить возможный ущерб крылу Колумбии , члены команды по оценке мусора сделали несколько запросов , чтобы получить образы орбитаря от Министерства обороны (DOD). Запросы на изображения были направлены как через Управление поддержки космических полетов DOD, так и в Управление инженерного центра Johnson Space Center . [5] : 150–151 Хейл координировал запрос через представителя DOD в KSC. Запрос был передан в стратегическую команду США (USStratcom), которая начала выявлять активы визуализации, которые могли бы наблюдать орбитаж. Запрос изображений был вскоре отменен председателем команды по управлению миссиями НАСА Линдой Хэм после того, как она исследовала его происхождение. Она консультировалась с директором по полету Филом Энгелауф и членами команды по управлению миссиями, которые заявили, что у них не было требований к изображениям Колумбии . Хэм не проконсультировался с группой по оценке мусора и отменил запрос изображений на том основании, что он не был сделан по официальным каналам. [5] : 152–153 Маневрирование орбитальногором, чтобы позволить его левому крылу визуализации, было бы прервало бы текущие научные операции, и Хэм отклонил возможности визуализации DOD как недостаточные для оценки ущерба орбитальному отверстию. [5] : 153–154 После отклонения их запроса на образы, команда по оценке мусора не предпринимала дополнительных запросов на визуализацию орбитажа. [5] : 157
На протяжении всего полета члены команды по управлению миссиями были менее обеспокоены, чем группа по оценке мусора о потенциальном риске удара мусора. Потеря пены Bipod на STS-107 сравнивалась с предыдущими событиями удара пены, ни одно из которых не вызвало потерю орбитального оператора или экипажа. Хэм, планируемый работать в качестве менеджера по интеграции для STS-114 , была связана с потенциальными задержками от события потери пены. [5] : 147–148 Управление миссией также преуменьшало риск удара мусора в связи с экипажем. [5] : 161 23 января директор по полету Стив Стич отправил электронную почту мужу и МакКулу, чтобы рассказать им о ударе пены и сообщили им, что не было причин заботы о повреждении TPS, так как удары пены на предыдущие рейсы произошли. [5] : 159
Во время подъема примерно за 80 секунд анализ фото показывает, что некоторые мусоры из области прикрепления -я -точки -дают бипод, и впоследствии повлияли на левое крыло орбита частицы. Похоже, что удар полностью на нижней поверхности, и не видно, что частицы не проходят над верхней поверхностью крыла. Эксперты рассмотрели высокоскоростную фотографию, и нет никакого заботы о RCC или повреждении плитки. Мы видели это же явление на нескольких других рейсах, и вступит абсолютно никакой заботы о входе. [5] : 159
Экипажу также было отправлено пятнадцатидцать второго видео забастовки мусора при подготовке к пресс-конференции, но были уверены, что не было проблем с безопасностью. [5] : 161
26 января группа по оценке мусора пришла к выводу, что не было никаких проблем с безопасностью от удара мусора. Отчет команды критиковал команду по управлению миссиями за утверждение, что не было никаких проблем с безопасностью до того, как расследование команды по оценке мусора было завершено. [5] : 164 29 января Уильям Ридди, заместитель администратора космического полета, согласился DOD визуализации орбитального оператора, но при условии, что он не будет мешать полетам; В конечном счете, орбиталь не был изображен Министерством оборочения во время полета. В команде по управлению миссиями 31 января, за день до того, как Колумбия вернулась в атмосферу, офис интеграции запуска выразил намерение Хэма рассмотреть на борту, чтобы просмотреть пропавшую пену, но озабоченность безопасности экипажа не обсуждались. [5] : 166
Возвращение
[ редактировать ]Колумбия должна была вернуться в атмосферу и землю 1 февраля 2003 года. В 3:30 утра команда управления въездом начала смену в Центре управления миссией . [5] : 38 На борту орбитального аппарата экипаж выбил свободные предметы и подготовила свое оборудование для повторного входа. [14] : 1.5
За 45 минут до ожога Deorbit, муж и МакКул начали работать через контрольный список входа. [14] : 1.6 В 8:10 утра капсульный коммуникатор (Capcom) , Чарли Хобо , [15] сообщили команде, что они были одобрены для проведения ожога деорбита. В 8:15:30 экипаж успешно выполнил ожог деорбита, который длился 2 минуты и 38 секунд. В 8:44:09 Колумбия вернулась в атмосферу на высоте 400 000 футов (120 км), точку, названную интерфейсом входа. Ущерб TPS на левом крыле орбиты позволил въезжать в горячий воздух и начать таять алюминиевую структуру. [5] : 9 Через четыре с половиной минуты после въезда, датчик начал регистрировать больше, чем нормальное количество деформации на левом крыле; Данные датчика были записаны на внутреннее хранилище и не переданы экипажу или контроллерам заземления. [5] : 38 Орбитр начал поворачивать ( рыять ) влево в результате увеличения перетаскивания на левом крыле, но это не было замечено экипажем или управлением миссией из -за исправлений из системы управления полетом орбитатора. [14] : 1.8 За этим последовали датчики в левом колесах, сообщающих о повышении температуры. [14] : 1.10

В 8:53:46 Колумбия пересекла побережье Калифорнии ; Он путешествовал на 23 на высоте 231 600 футов (70,6 км), и температура ведущих краев его крыльев оценивалась в 2800 ° F (1540 ° C). [5] : 38 Вскоре после того, как он вошел в калифорнийское воздушное пространство, орбитальный оператор пролил несколько кусочков мусора, события, наблюдаемые на земле, как внезапное увеличение яркости воздуха вокруг орбитального отверстия. Сотрудник MMACS сообщил, что гидравлические датчики в левом крыле имели показания ниже минимальных порогов обнаружения датчиков в 8:54:24 . Колумбия продолжила возвращение и путешествовала по Юте , Аризоне , Нью -Мексико и Техасу , где наблюдатели сообщали о том, чтобы увидеть признаки мусора. [5] : 39
В 8:58:03 отделка элерона орбитального отверстия изменилась от прогнозируемых значений из -за увеличения сопротивления, вызванного повреждением левого крыла. В 8:58:21 орбитарь пролил плитку TPS, которая позже приземлится в Литтлфилде, штат Техас ; Это станет самым западным кусочком вызванного мусора. [14] : 1.12 Экипаж сначала получил указание о проблеме в 8:58:39, когда монитор программного обеспечения для резервного полета начал отображать сообщения о неисправностях для потери давления в шинах левой шасси. Затем пилот и командир получили признаки того, что статус левого шасси был неизвестен, так как разные датчики сообщили, что передача была внизу и заблокирована или в положении в усаженном месте. [14] : 1.13 Перетаскивание левого крыла продолжало зевать на орбите влево, пока его больше нельзя не исправить, используя отделку Aileron. орбитера Прожиры системы управления реакцией (RCS) начали постоянно стрелять, чтобы исправить его ориентацию. [14] : 1.14
Потеря сигнала (LOS) из Колумбии произошла в 8:59:32. В настоящее время управление миссией прекратила получать информацию с орбитального аппарата, а последний радио-звонок мужа «Роджер, э-э ...» был отрезан в середине трансмиссии. [5] : 39 [14] : 1.14 Один из каналов в системе управления полетом был обойден в результате неудачного провода, и на летной палубе начал звучать мастер -сигнал тревоги. [14] : 1.15 По оценкам, потеря контроля над орбитажем началась через несколько секунд с потерей гидравлического давления и неконтролируемым маневром тона . [14] : 1.16 Орбитатор начал летать по баллистической траектории , которая была значительно круче и имела больше перетаскивания, чем предыдущая траектория скольжения. [14] : 1.17 Орбитатор, все еще движущийся быстрее, чем Маха 15, вступил в плоский вращение от 30 ° до 40 ° в секунду. Ускорение, которое испытывает экипаж, увеличилось с приблизительно 0,8 г до 3 г, что, вероятно, вызвало бы головокружение и дезориентацию, но не выясняется. [14] : 1.18 Автопилот был переключен на ручное управление и сброс в автоматический режим в 9:00:03; Это потребовало бы ввода мужа или МакКула, что указывает на то, что они все еще были осознанными и способными выполнять функции в то время. Все гидравлическое давление было потеряно, и окончательные конфигурации МакКула указывают на то, что он пытался восстановить гидравлические системы в какое -то время после 9:00:05. [14] : 1.20

В 9:00:18 орбитарь начал катастрофический разрыв, и все встроенные данные вскоре прекратились. [14] : 1.20 Наблюдатели наземные наблюдатели отметили внезапное увеличение сброса мусора, и все встроенные системы потеряли мощность. К 9:00:25 передние и кормовые секции орбиты отделились друг от друга. [14] : 1.21 Внезапный придурок заставил отделение экипажа столкнуться с внутренней стеной фюзеляжа, что привело к снижению отделения экипажа к 9:00:35. [14] : 1.22 Кусочки орбитального отверстия продолжали разлагаться на более мелкие кусочки, и через минуту после разрыва были слишком маленькие, чтобы их можно было обнаружить на наземных видео. К 9:35 все остатки и остатки экипажа, по оценкам, упали на землю. [14] : 1.77
Потеря сигнала произошла в то время, когда команда управления полетом ожидала кратких отключений связи, когда орбитальный аппарат прекратил общение с помощью спутника отслеживания и реле данных Запада (TDRS). Персонал в контроле миссии не знал о распаде в полете и продолжал пытаться восстановить контакт с орбитальным оператором. [5] : 43 Примерно в 9:06, когда Колумбия проводила бы свои последние маневры на землю, участник управления миссией получил телефонный звонок, касающийся освещения новостей о распаде орбитажей. Эта информация была передана директору полет въезда Леруа Кейну , который инициировал процедуры непредвиденных обстоятельств. [5] : 44 В KSC, где, в Колумбии как ожидалось, приземлится в 9:16, ассоциированный администратор НАСА и бывший астронавт Уильям Ридди также начал процедуры на случай непредвиденных обстоятельств после того, как орбитальный оператор не приземлился в соответствии с запланированием. [16] : 5
Выживаемость экипажа
[ редактировать ]Во время возвращения все семь членов экипажа STS-107 были убиты, но точное время их смерти не было определена. Уровень ускорения, который они испытали во время разрыва модуля экипажа, не был смертельным. [5] : 77 Первым смертельным событием, которое испытала экипаж, было разрушение модуля экипажа. Скорость и точное время снижения не могли быть определены, но произошли не позднее 9:00:59. Остатки членов экипажа указали, что все они испытывали снижение У шлемов астронавтов есть козырь, который, когда он закрыт, может временно защитить члена экипажа от разрушения. Некоторые из членов экипажа не закрыли свои козырьки, и один не был одет в шлем; Это указывало бы на то, что депрессоризация произошла быстро, прежде чем они могли принять защитные меры. [14] : 1.24 [17] : 103
Во время и после распада модуля экипажа экипаж, либо бессознательный, либо мертвый, испытывал вращение на всех трех топорах. На плечевых жгутах астронавтов не смогли предотвратить травму их верхних тела, так как система инерционной катушки не смогла в достаточной степени отказаться, чтобы закрепить их, оставив их только сдерживаемыми своими коленями. Руководители не были конформны с головами членов экипажа, что позволило получить травмы головы внутри шлема. Кольцо шеи шлема, возможно, также действовало как якобка, вызвавшая повреждения позвоночника и шеи. Физическая травма космонавтов, которые не могли применить, чтобы предотвратить такие травмы, также могла привести к их смерти. [14] : 1.25 [17] : 103–105
Астронавты также, вероятно, пострадали от значительной тепловой травмы. Горячий газ вошел в дезинтегрирующий модуль экипажа, сжигая членов экипажа, тела которого все еще были несколько защищены их костюмами туза. После того, как модуль экипажа развалился, астронавты подвергались жестокому воздействию ветряной бласти и возможной ударной волны, которая лишала их костюмов из их тел. Останки экипажа были подвержены воздействию горячего газа и расплавленного металла, когда они отпадали от орбитального отверстия. [17] : 106–108
После отделения от модуля экипажа тела членов экипажа вошли в окружающую среду почти без кислорода, очень низкое атмосферное давление и как высокие температуры, вызванные замедлением, так и чрезвычайно низкие температуры окружающей среды. [17] : 93 Их тела попали на землю смертельной силой. [14] : 1.29
Президентский ответ
[ редактировать ]В 14:04 EST (19:04 UTC) президент Джордж Буш сказал в телевизионном обращении к нации: «Мои сограждане, этот день принесли ужасные новости и большую грусть для нашей страны. В 9:00 утра. Этим утром контроль над миссией в Хьюстоне потерял контакт с нашим Колумбии . челноком космическим [18]
Восстановление мусора
[ редактировать ]

После того, как орбитальный оператор расстался, вступили в правоохранительные органы Восточного Техаса в правоохранительных органах Восточного Техаса взрыва и падающего мусора. [16] : 59 Астронавты Марк Келли и Грегори Джонсон отправились на вертолете береговой охраны США из Хьюстона в Накогдоч , [16] : 61 И Джим Уэтерби отвез команду астронавтов в Луфкин, чтобы помочь с усилиями по восстановлению. [16] : 61 Обломки сообщали из Восточного Техаса через южную Луизиану. [16] : 96 Экипажи по восстановлению и местные добровольцы работали над поиском и выявлением мусора. [16] : 93
В первый день поисковиков бедствий начали находить остатки астронавтов. [16] : 98 В течение трех дней после аварии некоторые останки от каждого члена экипажа были восстановлены. [16] : 117 Эти извлечения произошли вдоль линии к югу от Хемфилла, штат Техас и к западу от водохранилища Толедо . [16] : 123 Последний орган члена экипажа был восстановлен 11 февраля. [16] : 131 Остатки экипажа были доставлены в Институт патологии вооруженных сил на базе ВВС Дувры . [16] : 117
Сразу после катастрофы Национальная гвардия Армии Техаса развернула 300 членов для оказания помощи в безопасности и восстановлении, а команда забастовок Береговой охраны залива была назначена для помощи в восстановлении опасного мусора. [16] : 104 В последующие дни в поисках рос сотни людей из Агентства по охране окружающей среды , лесной службы США , а также организаций по общественной безопасности Техаса и Луизианы, а также местных добровольцев. [16] : 119 В течение нескольких месяцев после катастрофы произошли крупнейшие в истории организованный поиск земли. [19] Чиновники НАСА предупредили об опасностях обработки мусора, так как это могло быть загрязнено пропеллентами. [17] : 145 [20]
Вскоре после аварии некоторые люди пытались продать мусор в Колумбии в Интернете, в том числе на веб -сайте онлайн -аукциона eBay . Чиновники в НАСА критиковали эти усилия, так как мусор был собственностью НАСА и был необходим для расследования. [21] Трехдневный период амнистии был предложен для восстановленного мусора орбитального оператора. [22] В течение этого времени около 20 человек связались с НАСА, чтобы вернуть мусор, который включал мусор из -за катастрофы Challenger . [17] : 118–119 [16] : 156 После окончания периода амнистии несколько человек были арестованы за незаконное разграбление и хранение мусора. [23]
Колумбии 19 марта 2003 года, штат Техас в , в 75 милях (121 км) был обнаружен , в 75 милях (121 км) к юго -востоку от Накогдоха. [24] Колумбия была первым орбитальным оператором, и у него был уникальный рекордер OEX (Orbiter Experiments) для записи данных о производительности транспортных средств во время тестовых рейсов. Регистратор был оставлен в Колумбии после того, как были завершены первоначальные тестовые полеты, и начали записывать информацию за 15 минут до повторного входа. Лента, которую он записал, была сломана во время сбоя, но информация от датчиков орбитатора могла быть записана заранее. [16] : 187–189 [25] Несколько дней спустя лента была отправлена в корпорацию Imation для ее проверки и очищения. 25 марта лента OEX была отправлена в KSC, где она была скопирована и проанализирована. [16] : 190
27 марта вертолет колокола 407 , который использовался в поиске мусора, разбился из -за механического сбоя в Национальном лесу Анджелины . В результате крушения убили пилота Жюля Ф. Мира -младшего и специалиста по авиации Техасской лесной службы Чарльза Кенека, и ранил трех других членов экипажа. [5] : 46 [26]
Группа червей Caenorhabditis elegans , заключенной в алюминиевые канистры, пережила возвращение и воздействие с землей и была извлечена через несколько недель после катастрофы. [27] Было обнаружено, что культура, которая была частью эксперимента по изучению их роста при потреблении синтетических питательных веществ, была жива 28 апреля 2003 года. [28]
NASA Management выбрало многоразовый ангар ракурса в KSC для восстановления извлеченного колумбийского мусора. НАСА Директор по запуску Майкл Лейнбах возглавил команду по реконструкции, которая была укомплектована Колумбии инженерами и техниками . Обломки были выложены на полу ангара в форме орбитального аппарата, чтобы позволить исследователям искать закономерности в ущербе, который указывал на причину катастрофы. [16] : 206–207 Астронавт Памела Мелрой была назначена для наблюдения за командой из шести человек, реконструирующей отделение экипажа, в которую вошли другие астронавты Марша Айвинс . [16] : 210–211
Извлеченный мусор был отправлен с поля в KSC, где он был выгружен и проверен, чтобы увидеть, загрязнена ли он токсичными гиперголическими пропеллентами . Каждый кусок мусора имел идентифицирующий номер и тег, указывающий координаты, где он был найден. Персонал прикреплял фотографии и каталогизировал каждый кусок мусора. [16] : 217 Извлеченный мусор изнутри орбитального аппарата был помещен в отдельную область, так как он не считался участником аварии. [16] : 209–210 НАСА провело анализ дерева неисправности, чтобы определить вероятные причины аварии, и сосредоточило свои исследования на частях орбитального отверстия, скорее всего, отвечали за разрыв в полете. [16] : 215 Инженеры в ангаре проанализировали обломки, чтобы определить, как отделяется орбитаж. Несмотря на то, что отделение экипажа не рассматривалось как вероятная причина аварии, Мелрой успешно выступил за анализ, чтобы узнать больше о том, как его системы безопасности помогли или не смог помочь, экипаж выжил. [16] : 224–225 Плитки на левом крыле были изучены, чтобы определить природу сжигания и таяния, которые произошли. Ущерб от мусора указывал на то, что нарушение началось на переднем крае крыла, что позволило горячим газе пройти мимо системы тепловой защиты орбита. [16] : 232
Поиск мусора Колумбии закончился в мае. [16] : 203 Приблизительно 83 900 штук мусора были извлечены, весом 84 900 фунтов (38 500 кг), что составляло около 38 процентов от общего веса орбитального оператора. Когда был выпущен отчет CAIB, около 40 000 восстановленных кусочков мусора не были идентифицированы. [29] : 1 Все восстановленные нечеловеческие мусоры Колумбии хранились в неиспользованных офисных помещениях в здании сбора автомобиля , за исключением частей отделения экипажа, которые были отдельными. [30] К концу усилий по реконструкции только 720 пунктов оставались классифицированными как неизвестные. [16] : 218
В июле 2011 года более низкий уровень воды, вызванный засухой, выявил кусок мусора диаметром четыре фута (1,2 м) в озере Накогдоч . НАСА определило часть как резервуар для хранения и распределения питания. [31]

в Колумбии Совет по расследованию аварий
[ редактировать ]Примерно через девяносто минуты после стихийного бедствия администратор НАСА Шон О'Киф призвал к созданию в Колумбии Совета по расследованию несчастных случаев (CAIB), чтобы определить причину. [5] : 231 [32] Он был председателем отставного военно -морского флота США Адмирала Гарольда В. Гемана -младшего и включал военных и гражданских аналитиков. Первоначально он состоял из восьми членов, в том числе Gehman, но к марту расширился до 13 членов. Члены CAIB были уведомлены в полдень в день аварии и участвовали в телеконференции в тот вечер. На следующий день они отправились в Barksdale AFB, чтобы начать расследование. Члены CAIB сначала совершили поездку по полям мусора, а затем установили свою деятельность в JSC. CAIB создал четыре команды для изучения управления НАСА и безопасности программ, обучения НАСА и эксплуатации экипажа, технических аспектов катастрофы и того, как культура НАСА повлияла на программу космического челнока. Эти группы сотрудничали и наняли другой вспомогательный персонал для расследования. [5] : 231–232 CAIB работал вместе с усилиями по реконструкции, чтобы определить причину аварии, и опросили членов программы космического челнока, в том числе тех, кто был связан с STS-107. [5] : 234–235 CAIB проводил публичные слушания с марта по июнь, [5] : 237–238 и выпустил свой окончательный отчет в августе 2003 года. [5] : 2
Причина аварии
[ редактировать ]Посмотрев на данные датчиков, CAIB считал повреждение левому крылу как вероятным виновником Колумбии разрушения . Он исследовал, что восстановил обломки и отметил разницу в повреждении тепла между двумя крыльями. Панели RCC от левого крыла были обнаружены в западной части поля мусора, что указывает на то, что он был проброшен первым до того, как остальная часть орбитального отверстия распадалась. [5] : 73–74 Рентген и химический анализ проводился на панелях RCC, что выявило самые высокие уровни отложений шлака, чтобы находиться в плитках левого крыла. [5] : 75–76 Тестирование удара проводилось в Юго-западном исследовательском институте с использованием пистолета с азотом для выстрела в снаряд из того же материала, что и пена ET Bipod. Панели, взятые из предприятия , обнаружения и атлантиды, были использованы для определения эффекта снарядов на панели RCC. [5] : 79–80 Тест на панели RCC 8, взятый из Атлантиды , был наиболее согласованным с повреждением, наблюдаемым в Колумбии , что указывает на поврежденную панель, которая привела к разрыву в полете. [5] : 82–83
Организационная культура
[ редактировать ]CAIB критиковал организационную культуру НАСА и сравнила свою текущую состояние с НАСА, ведущим к катастрофе Challenger . [5] : 99 Он пришел к выводу, что у НАСА наблюдается бюджетные ограничения, в то же время ожидая, что он сохранит высокий уровень запусков и операций. [5] : 100 Операционные расходы программы были снижены на 21% с 1991 по 1994 год, [5] : 107 Несмотря на запланированное увеличение ежегодной скорости полета для сборки международной космической станции. [5] : 114 Несмотря на историю событий пенопласта, управление НАСА не рассматривало потенциальный риск для астронавтов как проблему безопасности. [5] : 126 CAIB обнаружил, что отсутствие программы безопасности привело к отсутствию беспокойства по поводу ударов пены. [5] : 177 Правление определило, что НАСА не имело соответствующих каналов связи и интеграции, позволяющих обсуждать и эффективно направлять и решать проблемы. [5] : 187 Этот риск дополнительно усугублялся давлением, чтобы придерживаться графика запуска для строительства МКС. [5] : 198
Возможные аварийные процедуры
[ редактировать ]В своем отчете CAIB обсудил потенциальные варианты, которые могли бы спасти Колумбии команду . [33] Они определили, что миссия могла быть изначально продлена на срок до 30 дней, после чего литий -гидроксидные канистры, которые использовались для удаления углекислого газа. кончились [5] : 173 На STS-107 Колумбия несла длительный орбитальный оператор, который увеличил его поставку кислорода и водорода. [34] : 398 Чтобы максимизировать продолжительность миссии, несущественные системы были бы оснащены, [34] : 399 и животные в модуле Космического Хаха были бы усыновлены. [34] : 397
Когда STS-107 был запущен, Atlantis проходил подготовку к запуску STS-114 1 марта 2003 года. Если бы Management NASA решило запустить спасательную миссию, ускоренный процесс мог бы начать запустить его в качестве спасательного автомобиля. Некоторые предварительные тесты были бы исключены, чтобы позволить ему запустить вовремя. Atlantis запустил бы дополнительное оборудование для EVAS и выпустила с минимальной требуемой командой. Это могло бы встретиться с Колумбией , и экипаж STS-107 провел бы Эвас для перехода в Атлантиду . Колумбия была бы отдаленно деорбирована; Поскольку контроль миссии не смог бы отдаленно посадить его, оно было бы утилизировано в Тихом океане. [34] : 400–404
CAIB также исследовал возможность ремонта левого крыла на орбите. не было никаких материалов или клеев Несмотря на то, что на бортовой Колумбии , которые могли бы пережить повторное введение, Правление исследовала эффективность начинки материалов с орбитального аппарата, кабины экипажа или воды в отверстие RCC. Они определили, что лучшим вариантом было бы собирать плитки из других мест на орбитальном отверстии, формировать их, а затем заполнить их в отверстие RCC. Учитывая сложность ремонта на орбите и риск дальнейшего нанесения повреждения плиток RCC, CAIB определил, что вероятность успешного ремонта на орбите была бы низкой. [34] : 405–406
Ответ НАСА
[ редактировать ]Обновления космического челнока
[ редактировать ]Программа космического челнока была приостановлена после потери Колумбии . [35] Дальнейшее строительство Международной космической станции (МКС) было отложено, так как космический челнок был назначен на семь миссий на МКС в 2003 и 2004 годах для завершения строительства. [36] Чтобы предотвратить будущие удары пены, ET был переработан для удаления пены из бипода. Вместо этого были установлены электрические обогреватели, чтобы предотвратить настройку льда в биподе из -за холодного жидкого кислорода в его фирменных линиях. [37] Дополнительные обогреватели также были установлены вдоль линии жидкого кислорода, которая проходила от основания резервуара до его межговой секции. [38] НАСА также улучшило свои возможности наземной визуализации в космическом центре Кеннеди, чтобы лучше наблюдать и контролировать потенциальные проблемы, возникающие во время запуска. Существующие камеры в LC-39A, LC-39B и вдоль побережья были модернизированы, и были добавлены девять новых сайтов камеры. Камеры были добавлены в «Беста о обнаружении» , «Атлантиде» и «Endeavour» (только в Колумбии и претендене были их ранее), чтобы позволить цифровым изображениям ET просматриваться на земле вскоре после запуска. Предыдущая система на Колумбии использовала пленку и могла быть вниз по линии связи только после того, как орбитаж вернулся на Землю. [37] Система датчиков бум -бума с орбитором, камера на конце канадма , была добавлена, чтобы позволить экипажу осмотреть орбитаж на наличие повреждения плитки, как только они достигли орбиты. [39] [40] Каждое из крыльев орбиты было оснащено 22 датчиками температуры для обнаружения любых нарушений во время повторного входа и 66 акселерометров для обнаружения воздействия. Процедуры проверки после посадки были обновлены, чтобы включить техники, которые изучали панели RCC с использованием термографии Flash. [39]
Помимо обновлений на орбитаре, НАСА подготовило планы на случай непредвиденных обстоятельств в случае, если миссия не сможет безопасно приземлиться. План включал в себя стыковку с МКС застрявшей миссии, на которой экипаж будет осматривать и попытаться починить поврежденный орбитальный оператор. Если бы они были неудачными, они остались бы на борту МКС и ждали спасения. [41] : 81 Активированная спасательная миссия, обозначенная STS-3XX , будет активировать и будет использовать оборудование для Orbiter, ET и SRBS. Ожидаемое время для запуска составит 35 дней, так как это было требованием подготовиться к стартовым объектам. [41] : 89–91 До появления спасательной миссии застрявшая экипаж усилила бы поврежденный орбитальный аппарат, который будет управлять дистанционно, поскольку он был незарегистрирован и деорбирован, и его мусор приземлится в Тихом океане. [41] : 62 Минимальная экипаж запустится, пристально сжимается с МКС, где она проведет день, передавая астронавтов и оборудование, прежде чем расставаться и посадить. [41] : 89–91
Сначала вернуться к полете (STS-114)
[ редактировать ]
Первое возвращение к полете, STS-114, началось с запуска Discovery 26 июля 2005 года, в 10:39 (EDT). [42] Шестнадцать кусочков пены из ET были смещены во время запуска, которые были достаточно большими, чтобы считаться значимыми исследователями НАСА, [43] : 7 в том числе один кусок, который составлял приблизительно 36 на 11 дюймов (91 на 28 см). [43] : 18 Исследования после запуска не обнаружили никаких признаков повреждения от потери пены, но ET Video показало, что небольшой кусок плитки TPS от шасси с носовой установкой выпал во время запуска. [44] После достижения орбиты экипаж осмотрел обнаружение с помощью системы датчиков орбитального бума. 29 июля обнаружение, которое встречалось с МКС, и до стыковки выполнило первый маневр первого полета , чтобы позволить экипажу на борту МКС наблюдать и сфотографировать живот орбитального оператора. [45] На следующий день астронавты Сойчи Ногучи и Стивен Робинсон исполнили первое из трех космос -прогулок . Они протестировали инструмент для ремонта плитки, аппликатор эмитта на преднамеренно поврежденном TPS -плитках, которые были принесены в отсеку полезной нагрузки . [46] : 62 3 августа те же астронавты исполнили третью Евию миссии, в ходе которой Робинсон стоял на канадском МКС и отправился в живот Дискавери , чтобы удалить два наполнителя разрыва между плитками, которые начали выступать. [46] : 63 [47] После задержки из -за плохой погоды в KSC решение было принято приземлиться в Edwards AFB . Discovery успешно приземлился в 8:11 (EDT) 9 августа. [42] [45] Если бы Discovery не смог безопасно приземлиться, экипаж оставался бы на МКС, пока Атлантида не будет уволен, чтобы спасти их. [48] В результате потери пены НАСА снова заземлило флот космического челнока. [35] [44]
Второе возвращение к полете миссии (STS-121)
[ редактировать ]Чтобы решить проблему потери пены для второго возвращения в полезную миссию ( STS-121 ), инженеры НАСА удалили рампу пены из воздушной нагрузки выпуклых (PAL) на ET, который был источником самого большого куска мусора на STS -114. [49] Запуск был отложен с запланированного запуска 1 июля 2006 года и снова 2 июля из -за ненастной погоды в KSC. [50] 3 июля кусок пены приблизительно 3 на 0,25 дюйма (7,62 на 0,64 см) и весом 0,0057 фунтов (2,6 г) отрывались от ET. [51] [52] Миссия по -прежнему запущена в соответствии с запланированием в 14:38 (EDT) 4 июля. [53] После достижения орбиты Discovery провела инспекции TPS после запуска и пришвартовало МКС 6 июля. [50] Орбитр нес 28 футов (8,5 м) пульт дистанционного управления в полете, который мог бы подключить системы летной палубы с системой авионики в середине палубы; Это позволило бы космическому космическому космическому космическому космическому этим пунктам удаленно приземлиться, включать в себя управление шасси и развертывание парашюта . [54] [55] 12 июля астронавты Пирс продавцы и Майкл Фоссум выполнили EVA, чтобы проверить эксперимент с нексидным клеем (NOAX), который применил защитный герметик к образцам поврежденных плиток TPS. [46] : 70 Discovery отключен из МКС 14 июля и безопасно приземлился в 9:14 утра 17 июля в KSC. [50] Если бы экипаж оказался на орбите, НАСА планировало запустить Atlantis , чтобы спасти их от МКС. [56] [57]
Отмена программы
[ редактировать ]В январе 2004 года Президент Буш объявил о видении для изучения космоса , призывая к тому, что флот космического челнока завершит МКС и уйдет в отставку к 2010 году, чтобы его заменили недавно разработанным транспортным средством для путешествий на Луну и Марс. [58] В 2004 году администратор НАСА Шон О'Киф отменил запланированное обслуживание космического телескопа Хаббла и решил, что будущие миссии будут встретиться с МКС, чтобы обеспечить безопасность экипажа. [59] В 2006 году его преемник, Майкл Гриффин , решил получить еще одну миссию по обслуживанию в телескоп, STS-125 , которая пролетала в мае 2009 года. [60] [61] У отставки космического челнока было отложено до 2011 года, [62] [63] После чего в Соединенных Штатах до 2020 года не было запущено никаких дополнительных космических кораблей, когда SpaceX в миссия «Дракона Demo-2» Demo-2 успешно перенесла астронавтов НАСА Дуга Херли и Роберта Бенкена на МКС. [64]
Наследие
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |

4 февраля 2003 года президент Буш и его жена Лора провели поминальную службу для семей астронавтов в космическом центре Джонсона . Два дня спустя вице -президент Дик Чейни и его жена Линн провели аналогичную службу в Национальном соборе Вашингтона . Патти Лабель пела "Путь туда" как часть службы. [65] Поминальная служба состоялась в KSC 7 февраля; Роберт Криппен , первый пилот Колумбии , отдал восхваление экипажа и дань уважения самой Колумбии , признавая ее достижения как первое орбитаж и флагман НАСА, ее роль в отчаянии пытаться спасти команду на STS-107 и ее многочисленные Миссии, посвященные научным исследованиям. [16] : 155 28 октября 2003 года имена экипажа были добавлены в Мемориал космического зеркала в комплексе для посетителей KSC на острове Мерритт, штат Флорида , наряду с именами 17 других астронавтов и космонавтов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. [66] 2 февраля 2004 года администратор НАСА О'Киф обнародовал мемориал команды STS-107 на национальном кладбище Арлингтона , и он расположен недалеко от Мемориала Челленджер . [67] Дерево для каждого астронавта было посажено в Мемориальной роще астронавта НАСА в Космическом центре Джонсона, а также деревья для каждого астронавта из бедствий Аполлона 1 и Челленджер . [68] На выставке навсегда запомнились в комплексе для посетителей KSC представлены оконные рамы кабины из Колумбии . [69] В 2004 году Буш дал посмертные космические медали почетного конгресса всем 14 членам экипажа, убитыми в авариях Челленджер и Колумбии . [70]
НАСА назвало несколько мест в честь Колумбии и команды. Семь астероидов , обнаруженных в июле 2001 года, были названы в честь астронавтов: 51823 Rickhusband , 51824 Mikeanderson , 51825 Davidbrown , 51826 Kalpanachawla , 51827 Laurelclark , 51828 Ilanramon , 51829 Williemccool . [71] На Марсе место посадки Rover Spirit была названа Мемориальной станцией в Колумбии и включала мемориальную табличку с экипажем Колумбии, установленной на задней части антенны с высоким усилением. [72] Комплекс из семи холмов к востоку от места посадки на дух был назван « Колумбийскими холмами» ; Каждый из семи холмов был индивидуально назван в честь члена экипажа, [73] и Ровер исследовал вершину мужа Хилла в 2005 году. [74] В 2006 году МАА одобрила именование семи лунных кратеров после астронавтов. [75]
В феврале 2006 года национальное научное воздушное баллонное учреждение НАСА было переименовано в учреждение в Колумбии . [76] Суперкомпьютер , построенный в 2004 году в подразделении Supercompancing NASA, был назван « Колумбия ». [77] Первая часть системы, названная « Калпана », была посвящена Чавле, который работал в исследовательском центре Эймса, прежде чем присоединиться к программе космического челнока. [78] Первый выделенный метеорологический спутник, запущенный Индийской организацией космических исследований (ISRO), Metsat-1, был переименован в Калпана-1 5 февраля 2003 года после Чавлы. [79] [80]
В 2003 году аэропорт в Амарилло, штат Техас , откуда был муж, был переименован в международный аэропорт мужа Рика Амарилло . [81] Горный пик в линейке Сангр -де -Кристо в Колорадо Скалистых горах был переименован в Колумбийский пункт в 2003 году. [82] В октябре 2004 года обе палаты Конгресса приняли резолюцию об изменении названия Дауни, Калифорнийского центра по изучению космических наук в Мемориальный центр Колумбии , который расположен в бывшем производственном месте космического шаттла орбитажей. [83] [84]
1 апреля 2003 года, в день открытия бейсбольного сезона, Хьюстон Астрос удостоился команды Колумбии , имея семь одновременных первых шагов, брошенных семьей и друзьями экипажа. Во время пения государственного гимна 107 сотрудников НАСА несли американский флаг на поле. [85] Астрос носил патч миссии на рукавах весь сезон . [86] 1 февраля 2004 года, первая годовщина катастрофы в Колумбии , Суперкубок XXXVIII, Хьюстона, состоявшаяся на Reliant Stadium началась с дань перед игрой экипажу Колумбии певцом Джошем Гробаном, исполняющим « You Raise Me Up », с экипажем STS -114 в посещаемости. [87] [88]
В 2004 году два космических журналиста, Майкл Капустра и Уильям Харвуд, выпустили свою книгу « Коммум чек: финальный рейс Шаттла Колумбии» . В нем обсуждается история программы космического челнока и документирует усилия по восстановлению и расследованию после дисастера. [89] Майкл Лейнбах, директор по запуску в отставке в KSC, который работал в день катастрофы, выпустив Columbia Home: невыразимая история о потерянном космическом шаттле и ее команде в 2018 году. Это документирует его личный опыт во время катастрофы и обломки и остается усилиями по восстановлению. [16] [90]
документальная Колумбия: трагическая потеря В 2004 году была опубликована ; Он рассказал о жизни Илана Рамона и сосредоточился на вопросах управления НАСА, которые привели к катастрофе. [91] PBS выпустил Nova документальный фильм «Космический шаттл" . В 2008 году [92]
Шотландская кельтская рок-группа Runrig включила песню под названием «Где-то» на их альбоме The Story , которая заканчивается записи радиосвязи от Лорел Кларк. Кларк, которая стала поклонником группы, когда она жила в Шотландии, была песня Runrig «Runge to the Light» в качестве ее пробуждения 27 января; Ее компакт -диск с музыкой Runrig был восстановлен в обломках и представлен группе мужем и сыном Кларка. [93] [94] [95]
Смотрите также
[ редактировать ]- Критика программы космического челнока
- Инженерные бедствия
- Экспедиция 6
- Список несчастных случаев и инцидентов, связанных с космическим полетом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Роджерс, Уильям П .; Армстронг, Нил А .; Ачесон, Дэвид С .; Covert, Eugene E .; Фейнман, Ричард П .; Хотц, Роберт Б.; Кутина, Дональд Дж .; Езда, Салли К ; Раммел, Роберт В.; Саттер, Джозеф Ф . ; Уокер, Артур Б.К .; Wheelon, Albert D.; Йегер, Чарльз Э. (6 июня 1986 г.). Отчет президентской комиссии по аварии «Космический трансфер» (PDF) (отчет). Тол. 1. НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2020 года . Получено 13 июля 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Дженкинс, Деннис Р. (2016). Космический челнок: Разработка иконы - 1972–2013 . Лесное озеро : Специальная пресса. ISBN 978-1580072496 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дженкинс, Деннис Р. (2001). Космический шаттл: история национальной космической транспортной системы . Stillwater : Voyageur Press. ISBN 978-0963397454 .
- ^ Бейкер, Дэвид (2011). Шаттл НАСА: Руководство владельцев . Сомерсет, Великобритания: Zenith Press . ISBN 978-1844258666 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но из в нравиться это к и ал являюсь анонца в доступа вод с как в В из W. топор Ай а нет б.Б. до н.э. бд быть бр б. Гехман, Гарольд ; Барри, Джон; Сделка, Дуэйн; Халлок, Джеймс ; Хесс, Кеннет; Хаббард, Г. Скотт ; Логсдон, Джон ; Oseroff, Douglas D . ; Езда, Салли ; Тетро, Роджер; Туркотт, Стивен ; Уоллес, Стивен; Видналл, Шейла (26 августа 2003 г.). Отчет по расследованию аварии в Колумбии (PDF) (отчет). Тол. 1. НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2021 года . Получено 15 августа 2022 года .
- ^ «Внешний танк возвращается в зону фокуса полета: подгонка Bipod Forward» (PDF) . НАСА. Август 2004 г. Архивировал (PDF) из оригинала 4 ноября 2021 года . Получено 19 января 2022 года .
- ^ "Рик Дуглас муж" . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 11 августа 2020 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ «Уильям С. МакКул» . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 14 июля 2019 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ "Майкл П. Андерсон" . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 14 июля 2019 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ "Калпана Чавла" (PDF) . НАСА. Май 2004 г. Архивировал (PDF) из оригинала 29 декабря 2021 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ "Дэвид М. Браун" . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 14 июля 2019 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ "Лорел Блэр Солтон Кларк" . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 14 июля 2019 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ "Илан Рамон" . НАСА. Февраль 2003 г. Архивировано с оригинала 14 июля 2019 года . Получено 25 января 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т «Отчет о расследовании выживания Колумбии» (PDF) . НАСА. 2008. SP-2008-565. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2021 года . Получено 11 февраля 2022 года .
- ^ Хотц, Роберт Ли (31 января 2013 г.). «Декодирование Колумбии: детективная история» . Лос -Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Получено 24 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Лейнбах, Майкл Д .; Уорд, Джонатан Х. (2018). Принесение Колумбии домой: невыразимая история о потерянном космическом шаттле и ее команде . Нью -Йорк: Arcade Publishing. ISBN 978-1628728514 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Stepaniak, Philip C.; Лейн, Хелен У.; Дэвис, Джеффри Р. (май 2014). Потеря сигнала: аэробные уроки, извлеченные из Mishap STS-107 Columbia Space Shuttle (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2022 года . Получено 10 марта 2022 года .
- ^ Буш, Джордж В. (1 февраля 2003 г.). «Президент обращается к нации на космическом челноке Колумбии» . Белый дом. Архивировано из оригинала 11 февраля 2014 года . Получено 10 мая 2022 года .
- ^ Робертс, Джим (2003). «В поисках ...» НАСА. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Получено 9 февраля 2009 г.
- ^ Харнден, Тоби (3 февраля 2003 г.). «Поискатели спотыкаются на человеческие останки» . Ежедневный телеграф . Архивировано с оригинала 11 сентября 2017 года . Получено 27 июля 2022 года .
- ^ «Шаттл -мусор предлагается онлайн» . BBC News . 3 февраля 2003 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2006 года . Получено 27 июля 2022 года .
- ^ «Амнистия, заканчивающаяся шаттл -мусором, марорители» . Вафб . 10 февраля 2003 года. Архивировано с оригинала 27 июля 2022 года . Получено 27 июля 2022 года .
- ^ Макки, Робин (9 февраля 2003 г.). «Шаттл -мародеры, арестованные по мере продолжения поиска» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Получено 27 июля 2022 года .
- ^ «Рекордер данных Шаттла обнаружил нетронутым» . CNN . 20 марта 2003 года. Архивировано с оригинала 16 января 2022 года . Получено 25 июля 2022 года .
- ^ Харвуд, Уильям (19 марта 2003 г.). «Регистратор данных восстановлен; может иметь ключевые идеи» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Получено 1 февраля 2013 года .
- ^ «Вертолеты заземлены после аварии в охоте на мусор» . New York Times . Ассошиэйтед Пресс. 29 марта 2003 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано с оригинала 9 ноября 2020 года . Получено 25 июля 2022 года .
- ^ «Черви пережили катастрофу в Колумбии» . BBC News . 1 мая 2003 года. Архивировано с оригинала 6 ноября 2005 года . Получено 25 июля 2022 года .
- ^ Хаммонд, Рут (2003). «Черви переживают катастрофу для трансляции» . Университет Карнеги Меллона . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Получено 25 июля 2022 года .
- ^ Барри, младший; Дженкинс, доктор; Белый, диджей; Гудман, Пенсильвания; Рейнгольд, Ла; Саймон, ах; Кирххофф, CM (1 февраля 2003 г.). «Отчет Совета по расследованию аварий в Колумбии. Том второй» . Ntis . Архивировано из оригинала 31 января 2020 года . Получено 25 июля 2022 года .
- ^ «Шаттл Колумбийский мусор в заводе НАСА» . Los Angeles Times . 31 января 2004 года. Архивировано с оригинала 16 декабря 2022 года . Получено 16 декабря 2022 года .
- ^ «Космический челнок Колумбия, найденная в Восточном Техасе» . CNN . 2 августа 2011 г. Архивировано с оригинала 2 августа 2011 года . Получено 27 июля 2022 года .
- ^ О'Киф, Шон (18 февраля 2003 г.). "Правление Хартии" . НАСА. Архивировано из оригинала 15 марта 2022 года . Получено 15 августа 2022 года .
- ^ «Смелый план спасения, который мог бы сохранить космический челнок Колумбия » . Ars Technica . 1 февраля 2016 года. Архивировано с оригинала 29 сентября 2016 года . Получено 15 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гехман, Гарольд ; Барри, Джон; Сделка, Дуэйн; Халлок, Джеймс ; Хесс, Кеннет; Хаббард, Г. Скотт ; Логсдон, Джон ; Логсдон, Джон ; Езда, Салли ; Тетро, Роджер; Туркотт, Стивен ; Уоллес, Стивен; Видналл, Шейла (2003). «STS-107 Оценка вариантов полета» (PDF) . Отчет CAIB, том II, Приложение D.13. Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2012 года . Получено 15 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Хауэлл, Элизабет; Добриевич, Дейзи (11 октября 2021 г.). «Бедствие в Колумбии: что случилось, чему научилось НАСА» . Космос . Архивировано с оригинала 25 сентября 2016 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Моубрей, Скотт (17 марта 2003 г.). «После Колумбии: МКС в кризисе» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Армстронг, Деннис (8 марта 2005 г.). "Шаттл в Shipshape" . НАСА. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Дженсен, Мартин (13 июня 2005 г.). «Тепло включен! Новый обогреватель, добавленный в топливный бак Space Shuttle» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Армстронг, Деннис (5 марта 2006 г.). «Шаттл в Shipshape: часть II» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Гейни, Анна (28 января 2005 г.). «Дать руку, руку ... и бум» . НАСА. Архивировано с оригинала 15 апреля 2019 года . Получено 19 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Поддержка экипажа на случай непредвиденных обстоятельств (CSCS)/Rescue Flight Resource Book» (PDF) . НАСА. 12 июля 2005 г. JSC-62900. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2022 года . Получено 16 декабря 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Армстронг, Деннис (5 марта 2006 г.). «Запуск и посадка» . НАСА. Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «STS-114 Внешний танк-тигр отчет» (PDF) . НАСА. Октябрь 2005 г. Архивировал (PDF) с оригинала 29 ноября 2021 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Малик, Тарик (27 июля 2005 г.). «Многочисленные кусочки пены летают при запуске шаттла, заставляя флот заземлить» . Космос . Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Армстронг, Деннис (23 августа 2005 г.). «Эффективный испытательный полет» . НАСА. Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в для, Джули Б.; Тревиньо, Роберт С. (2016). Прогулка в Олимп Хронология Ева, 1997–2011 (PDF ) Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. ISBN 978-1626830318 Полем НАСА SP-2016-4550. Архивировано (PDF) из оригинала 10 марта 2022 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ «Плитка заполнителя, шаттл, STS-114» . Национальный музей воздуха и космоса . 2022. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Уотсон, Трачи (22 марта 2005 г.). «Миссия НАСА надеется, что не произойдет» . USA сегодня . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Малик, Тарик (15 декабря 2005 г.). «Пыт -рамп NASA Nixes для следующего космического трансфера» . Космос . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Маркони, Элейн М. (26 июля 2006 г.). "Миссия выполнена!" Полем НАСА. Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Малик, Тарик (3 июля 2006 г.). «Влияние пены на запуск шаттла все еще неопределенность» . Космос . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Риба, Жанна (3 июля 2006 г.). «Космический челнок Discovery: et foam» . НАСА. Архивировано из оригинала 28 июня 2017 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (24 ноября 2007 г.). "Обзор" . НАСА. Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Кестенбаум, Дэвид (29 июня 2006 г.). «Планы экстренного спасения для астронавтов» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Малик, Тарик (29 июня 2006 г.). «Шаттл, чтобы носить инструменты для ремонта и посадки на дистанционное управление» . Космос . Архивировано с оригинала 22 ноября 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Космический челнок миссия STS-121: второй шаг» (PDF) . НАСА. Май 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2006 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Данбар, Брайан (2 апреля 2008 г.). "STS-115" . НАСА. Архивировано из оригинала 3 апреля 2022 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (14 января 2004 г.). «Президент Буш предлагает новое видение НАСА» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 года . Получено 20 августа 2022 года .
- ^ Лири, Уоррен Э. (29 января 2004 г.). «Начальник НАСА подтверждает отмену миссии Хаббла» . New York Times . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Лоулер, Эндрю (31 октября 2006 г.). «НАСА, чтобы починить телескоп Хаббла» . Наука . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Kauderer, Amiko (30 сентября 2009 г.). «Информация о миссии STS-125» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Гроссман, Лиза (1 июля 2010 г.). «НАСА отталкивает эпоху Шаттла до 2011 года» . Проводной . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Хауэлл, Элизабет (9 июля 2021 г.). «Последнее путешествие космического шаттла НАСА: Оглядываясь назад на финальную миссию Атлантиды через 10 лет» . Космос . Архивировано с оригинала 9 апреля 2022 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Брумфиль, Джефф; Нейман, Скотт (30 мая 2020 года). «NASA и SpaceX запускают первые астронавты на орбиту с нас с 2011 года» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Вудрафф, Джуди (6 февраля 2003 г.). «Вспоминая Колумбию 7: Мемориал национального собора в Вашингтоне для астронавтов» . CNN . Архивировано с оригинала 13 января 2012 года . Получено 15 сентября 2011 года .
- ^ Армстронг, Деннис (28 октября 2003 г.). «Члены экипажа STS-107 будут постоянно сиять на космическом зеркале» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 мая 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (2 февраля 2004 г.). «НАСА посвящает космический шаттл Мемориал Колумбии» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Микати, Массара (7 мая 2019 г.). «Мемориальная роща в космическом центре Johnson предлагает дань покойным астронавтам» . Хьюстон Хроника . Архивировано из оригинала 19 июля 2021 года . Получено 19 июля 2021 года .
- ^ «Навсегда запомнился» . НАСА. 2022. Архивировано из оригинала 15 мая 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Космическая медаль Конгресса» . Офис программы истории НАСА. Архивировано из оригинала 20 февраля 2011 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (6 августа 2003 г.). «Астероиды, посвященные экипажу космического челнока Колумбия» . НАСА. Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Получено 16 декабря 2022 года .
- ^ Армстронг, Деннис (8 января 2004 г.). «Дух чтит экипаж космического челнока Колумбия» . НАСА. Архивировано с оригинала 18 декабря 2016 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (2 февраля 2004 г.). «НАСА посвящает достопримечательности Марса экипажу Колумбии» . НАСА. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Взгляд НАСА Марс Ровер Духа на юг от мужа Хилла» . НАСА. 23 января 2014 года. Архивировано с оригинала 26 сентября 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Имена для астронавтов Колумбии временно утверждены» . USGS . 23 марта 2006 года. Архивировано с оригинала 9 июля 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Джонсон, Мишель (3 февраля 2021 г.). «Миссия CSBF, история и достижения» . НАСА. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Данбар, Брайан (26 октября 2004 г.). «НАСА раскрывает свой новейший, самый мощный суперкомпьютер» . НАСА. Архивировано из оригинала 30 июля 2022 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Мейвинни, Майкл (10 мая 2004 г.). «НАСА назвать суперкомпьютер после Колумбийского астронавта» . НАСА. Архивировано с оригинала 17 марта 2013 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ "Калпана-1" . Индийская организация космических исследований. 2022. Архивировано с оригинала 12 августа 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уильямс, Дэвид Р. (27 апреля 2022 г.). "Калпана 1" . НАСА. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Уоткинс, Мэтью (29 августа 2018 г.). «Новая выставка в честь Рика Мужа обнародована» . ABC 7 . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Секретарь Нортон и Администратор НАСА О'Киф объявляют« Колумбийская точка »в честь космического челнока Колумбия» . Министерство внутренних дел США . 10 июня 2003 года. Архивировано с оригинала 22 августа 2022 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ «Публичное право 108–391» (PDF) . США Конгресс. 30 октября 2004 г. Архивировал (PDF) с оригинала 9 июля 2022 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Барраган, Джеймс (14 февраля 2014 г.). «Музей Космии Дауни пытается выжить» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Получено 31 мая 2022 года .
- ^ Уилсон, Джим (30 ноября 2007 г.). «Astros Честь астронавтов на новичке сезона» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 октября 2006 года . Получено 31 мая 2022 года .
- ^ «Астрос, чтобы носить патч миссии Шаттла» . Эдвардсвилльский разведчик . 23 февраля 2003 года. Архивировано с оригинала 27 июля 2022 года . Получено 31 мая 2022 года .
- ^ Бабинек, Марк (1 февраля 2004 г.). «Колумбийские астронавты удостоены чести в Суперкубке» . The Washington Post . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Маз, Рик (1 февраля 2004 г.). «Смешанные эмоции» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 24 июля 2022 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Вайнберг, Стив (25 января 2004 г.). « Комм -проверка» Майкла Капульса и Уильяма Харвуда » . Хьюстон Хроника . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Фуст, Джефф (21 мая 2018 г.). «Обзор: принесение Колумбии домой» . Космический обзор. Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Лейдон, Джо (7 июня 2004 г.). «Колумбия: трагическая потеря» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ "Космический челнок катастроф" . Пбс . 22 июня 2011 г. Архивировано с оригинала 15 января 2023 года . Получено 28 ноября 2022 года .
- ^ Гилкрист, Джим (30 января 2016 г.). «Skye Rockers Runrig готовятся к их финальному альбому» . Шотландский . Архивировано с оригинала 17 октября 2016 года . Получено 17 ноября 2022 года .
- ^ Английский, Пол (13 ноября 2021 г.). «Обреченные кольмбийские астронавты слушали Рунриг в космос -часах до стихийного бедствия» . Время . Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ Фри, Колин (13 марта 2015 г.). «Хронология звонков пробуждения» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 20 июня 2010 года . Получено 22 августа 2022 года .
Эта статья включает в себя материалы общественного достояния с веб -сайтов или документов Национальной авиационной и космической администрации .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Космический челнок НАСА Колумбия и ее команда
- Допплеровская радиолокационная анимация мусора после расставания
- Замечания президента Буша на поминальной службе (4 февраля 2003 г.)
- Справочник CBS News Space Reporter STS-51L/107 Дополнение
- 13-минутный. Видео каюта экипажа (подзаголовок). Заканчивается 4 минуты. до того, как шаттл начал распадаться.
- Фотографии восстановленного мусора, хранящиеся на 16 -м этаже здания сборочного автомобиля в KSC
- Космический челнок Колумбия катастрофа
- Калпана Чавла
- Космические аварии и инциденты в Соединенных Штатах
- Космическая программа погибших
- Программа космического челнока
- Уничтожен космический корабль
- Атмосферная запись
- Случайные смерти в Техасе
- 2003 бедствия
- 2003 в космическом полете
- 2003 в Соединенных Штатах
- Авиационные аварии и инциденты в Соединенных Штатах в 2003 году
- 2003 в Луизиане
- 2003 в Техасе
- Бедствия в Луизиане
- Бедствия в Техасе
- Февраль 2003 г. События в Соединенных Штатах
- Президентство Джорджа Буша