Неконтролируемая декомпрессия
Неконтролируемая декомпрессия — это нежелательное падение давления в герметичной системе, такой как герметичная кабина самолета или гипербарическая камера , которое обычно возникает в результате человеческой ошибки , структурного разрушения или удара , в результате чего сосуд под давлением выходит в окружающую среду или не выходит из строя. вообще давить.
Такую декомпрессию можно классифицировать как взрывную, быструю или медленную :
- Взрывная декомпрессия (ЭД) является резкой и слишком быстрой для того, чтобы воздух мог безопасно выйти из легких и других заполненных воздухом полостей тела, таких как пазухи и евстахиевы трубы , что обычно приводит к баротравме от тяжелой до смертельной .
- Быстрая декомпрессия может быть достаточно медленной, чтобы позволить полостям выйти наружу, но все равно может вызвать серьезную баротравму или дискомфорт.
- Медленная или постепенная декомпрессия происходит настолько медленно, что ее можно не заметить до гипоксии . наступления
Описание [ править ]
Термин «неконтролируемая декомпрессия» здесь относится к незапланированной разгерметизации сосудов , в которых находятся люди; например, герметичная кабина самолета на большой высоте, космический корабль или барокамера . Для катастрофического отказа других сосудов под давлением, используемых для содержания газа , жидкостей или реагентов термин «взрыв» под давлением, чаще используется другие специализированные термины, такие как BLEVE , или в конкретных ситуациях могут применяться .
Декомпрессия может произойти из-за структурного разрушения сосуда под давлением или отказа самой системы сжатия. [1] [2] На скорость и интенсивность декомпрессии влияют размер сосуда под давлением, перепад давления внутри и снаружи сосуда, а также размер утечки.
Федеральное управление гражданской авиации США различает три различных типа декомпрессии в самолетах: взрывная, быстрая и постепенная декомпрессия. [1] [2]
Взрывная декомпрессия [ править ]
Взрывная декомпрессия обычно происходит менее чем за 0,1–0,5 секунды, причем изменение давления в кабине происходит быстрее, чем легкие могут декомпрессировать. [1] [3] В норме время, необходимое для выпуска воздуха из легких без ограничений, например масок, составляет 0,2 секунды. [4] Риск травмы легких очень высок, как и опасность от любых незакрепленных предметов, которые могут превратиться в снаряды из-за силы взрыва , которую можно сравнить с детонацией бомбы.
Сразу после взрывной декомпрессии кабину самолета может заполнить густой туман, поскольку воздух охлаждается, повышая относительную влажность и вызывая внезапную конденсацию. [4] Военные летчики с кислородными масками должны дышать под давлением, при этом легкие наполняются воздухом при расслаблении, и приходится прилагать усилия, чтобы снова вытеснить воздух. [5]
Быстрая декомпрессия [ править ]
Быстрая декомпрессия обычно занимает более 0,1–0,5 секунды, что позволяет легким декомпрессировать быстрее, чем кабина. [1] [6] Риск повреждения легких все еще присутствует, но значительно снижается по сравнению с взрывной декомпрессией.
декомпрессия Постепенная
Медленная или постепенная декомпрессия происходит достаточно медленно, чтобы остаться незамеченной и может быть обнаружена только инструментами. [7] Этот тип декомпрессии также может возникнуть из-за отсутствия герметизации кабины при наборе высоты. Примером тому является крушение рейса 522 компании Helios Airways в 2005 году , при котором служба технического обслуживания оставила систему наддува в ручном режиме, а пилоты не проверили систему наддува. В результате они (как и большинство пассажиров и экипажа) потеряли сознание из-за гипоксии (недостатка кислорода). Самолет продолжал лететь благодаря системе автопилота и в итоге разбился из-за выработки топлива после ухода с траектории полета.
Декомпрессионные травмы [ править ]
Следующие физические травмы могут быть связаны с инцидентами декомпрессии:
- Гипоксия является наиболее серьезным риском, связанным с декомпрессией, особенно потому, что она может остаться незамеченной или вывести экипаж из строя. [8] [9] [10] [11]
- Баротравма : неспособность выровнять давление во внутренних воздушных пространствах, таких как среднее ухо или желудочно-кишечный тракт , или более серьезная травма, например, разрыв легкого . [8]
- Декомпрессионная болезнь . [8] [9] [12] [13]
- Высотная болезнь .
- Обморожение или переохлаждение в результате воздействия ледяного воздуха на большой высоте. [14]
- Физическая травма, вызванная сильной взрывной декомпрессией, которая может превратить людей и незакрепленные предметы в снаряды.
Задокументировано как минимум два подтвержденных случая, когда человека выдуло через пассажирское окно самолета. Первый произошел в 1973 году , когда обломки отказавшего двигателя попали в окно примерно посередине фюзеляжа. Несмотря на попытки затащить пассажира обратно в самолет, пассажир полностью вылетел через окно салона. [15] Скелетные останки пассажира в конечном итоге были найдены строительной бригадой и идентифицированы два года спустя. [16] Второй инцидент произошел 17 апреля 2018 года, когда женщина на рейсе 1380 Southwest Airlines частично вылетела через пассажирское окно самолета, которое разбилось из-за аналогичного отказа двигателя. Хотя другие пассажиры смогли затащить ее обратно внутрь, позже она скончалась от полученных травм. [17] [18] [19] В обоих инцидентах самолет благополучно приземлился, единственным погибшим стал человек, сидевший рядом с окном.
По словам НАСА ученого Джеффри А. Лэндиса , эффект зависит от размера дыры, которая может быть расширена за счет мусора, проносимого через нее; «Для выравнивания давления через отверстие диаметром примерно 30,0 см (11,8 дюйма) в фюзеляже Боинга 747 потребуется около 100 секунд». Любой, кто блокирует дыру, будет иметь силу в полтонны, прижимающую его к ней, но эта сила быстро уменьшается по мере удаления от дыры. [20]
самолетов проектирования Последствия для
Современные самолеты специально разработаны с продольными и окружными ребрами жесткости, чтобы предотвратить локальные повреждения, вызывающие разрыв всего фюзеляжа во время декомпрессии. [21] Однако события декомпрессии, тем не менее, оказались фатальными для самолетов и в других отношениях. В 1974 году в результате взрывной декомпрессии на борту рейса 981 Turkish Airlines обрушился пол, повредив жизненно важные тросы управления полетом. В следующем году ФАУ . издало Директиву о летной годности , требующую от производителей широкофюзеляжных самолетов укрепить полы, чтобы они могли противостоять воздействию декомпрессии в полете, вызванной проемом площадью до 20 квадратных футов (1,9 м) 2 ) в грузовом отсеке нижней палубы. [22] Производители смогли соблюсти Директиву, укрепив полы и/или установив вентиляционные отверстия, называемые « панелями дадо », между пассажирской кабиной и грузовым отсеком. [23]
Двери кабины сконструированы так, чтобы практически невозможно было потерять давление в результате открытия двери кабины в полете, случайно или намеренно. Конструкция заглушки дверей гарантирует, что когда давление внутри кабины превышает давление снаружи, двери принудительно закрываются и не открываются до тех пор, пока давление не выровняется. Двери кабины, включая аварийные выходы, но не все грузовые двери, открываются внутрь или их необходимо сначала потянуть внутрь, а затем повернуть, прежде чем их можно будет вытолкнуть через дверную коробку, поскольку по крайней мере один размер двери больше дверной коробки. . Герметизация не позволила открыть двери рейса 163 Saudia на земле после успешной аварийной посадки, в результате чего от огня и дыма погибли все 287 пассажиров и 14 членов экипажа.
До 1996 года около 6000 крупных коммерческих транспортных самолетов имели сертификат типа для полетов на высоту до 45 000 футов (14 000 м) без необходимости соблюдения особых условий, связанных с полетом на большой высоте. [24] В 1996 году ФАУ приняло поправку 25–87, которая вводила дополнительные требования к давлению в высотной кабине для новых типов самолетов. [25] Для самолетов, сертифицированных для полетов на высоте более 25 000 футов (ЭП 250; 7600 м), они «должны быть спроектированы так, чтобы пассажиры не подвергались воздействию барометрической высоты в кабине, превышающей 15 000 футов (4600 м) после любого вероятного отказа в системе наддува. ." [26] В случае декомпрессии, которая возникает в результате «любого условия отказа, не признанного крайне маловероятным», воздушное судно должно быть сконструировано таким образом, чтобы пассажиры не подвергались воздействию высоты в кабине, превышающей 25 000 футов (7 600 м), в течение более 2 минут. ни в какое время не превышать высоту 40 000 футов (12 000 м). [26] На практике эта новая поправка к FAR устанавливает эксплуатационный потолок в 40 000 футов для большинства новых коммерческих самолетов. [27] [28] [Примечание 1]
В 2004 году Airbus успешно обратился в ФАУ с просьбой разрешить давление в салоне А380 достигать 43 000 футов (13 000 м) в случае декомпрессии и превышать 40 000 футов (12 000 м) в течение одной минуты. Это специальное исключение позволяет А380 работать на большей высоте, чем другие гражданские самолеты новой конструкции, которым еще не предоставлено подобное исключение. [27]
стандарты Международные
Интеграл воздействия разгерметизации (DEI) — это количественная модель , которая используется ФАУ для обеспечения соблюдения проектных директив, связанных с декомпрессией. Модель основана на том факте, что давление, которому подвергается субъект, и продолжительность этого воздействия являются двумя наиболее важными переменными, участвующими в событии декомпрессии. [29]
Другие национальные и международные стандарты испытаний на взрывную декомпрессию включают:
- МИЛ-СТД -810, 202
- РТКА/ДО-160
- НОРСОК М710
- API 17К и 17J
- КДЕС TM0192 и TM0297
- TOTALELFFINA SP TCS 142 Приложение H
Известные несчастные случаи и инциденты, декомпрессией с связанные
Случаи декомпрессии нередки на военных и гражданских самолетах: ежегодно во всем мире происходит около 40–50 случаев быстрой декомпрессии. [30] Однако в большинстве случаев с проблемой можно справиться, травмы или структурные повреждения редки, а инцидент не считается примечательным. [8] Одним из примечательных недавних случаев стал рейс 1380 Southwest Airlines в 2018 году, когда из-за неконтролируемого отказа двигателя вылетело окно, в результате чего пассажир частично вылетел наружу. [31]
Случаи декомпрессии случаются не только в самолетах; Авария с дельфином Байфорда является примером сильной взрывной декомпрессии системы погружения с насыщением на нефтяной вышке . Событие декомпрессии часто является результатом сбоя, вызванного другой проблемой (например, взрывом или столкновением в воздухе), но событие декомпрессии может усугубить первоначальную проблему.
Событие | Дата | Сосуд под давлением | Тип события | Погибшие/количество на борту | Тип декомпрессии | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|
Рейс 201 компании Pan Am | 1952 | Боинг 377 Стратокрузер | Несчастный случай | 1/27 | Взрывная декомпрессия | Пассажирская дверь вылетела из-за поломки замка [32] |
БОАК, рейс 781 | 1954 | де Хэвилленд Комета 1 | Несчастный случай | 35/35 | Взрывная декомпрессия | Усталость металла |
Рейс 201 Южноафриканских авиалиний | 1954 | де Хэвилленд Комета 1 | Несчастный случай | 21/21 | Взрывная декомпрессия [33] | Усталость металла |
Рейс 2 TWA | 1956 | Локхид L-1049 Супер Созвездие | Несчастный случай | 70/70 | Взрывная декомпрессия | Столкновение в воздухе |
Американских авиалиний Рейс 87 | 1957 | Дуглас DC-7 | Несчастный случай | 0/46 | Взрывная декомпрессия | Лопасть винта оторвалась и ударилась о фюзеляж [34] |
Эйр Франс F-BGNE | 1957 | Локхид Супер Созвездие | Несчастный случай | 1/? | Взрывная декомпрессия | Окно разбито на высоте 18 000 футов (5 500 м) [35] |
Рейс 11 Континентальных авиалиний | 1962 | Боинг 707-100 | Бомбардировка | 45/45 | Взрывная декомпрессия | Мошенничество со страховкой, бомба-смертник |
Аргентинских авиалиний Рейс 737 | 1962 | Авро 748-105 ср. 1 | Несчастный случай | 1/34 | Взрывная декомпрессия | Задняя левая пассажирская дверь отделена от самолета [36] |
Авария при прыжке с парашютом в Вольске | 1962 | Скафандр | Несчастный случай | 1/1 | Быстрая декомпрессия | Столкновение с гондолой при прыжке с воздушного шара |
Кембрийские авиалинии G-AMON | 1964 | Викерс 701 Виконт | Несчастный случай | 0/63 | Взрывная декомпрессия | Лопасть винта оторвалась и ударилась о фюзеляж [37] |
Страто Прыжок III | 1966 | Скафандр | Несчастный случай | 1/1 | Быстрая декомпрессия | Неисправность скафандра [38] |
программы «Аполлон» скафандра Авария при испытаниях | 1966 | Скафандр Apollo A7L (или, возможно, его прототип) | Несчастный случай | 0/1 | Быстрая декомпрессия | Неисправность соединения кислородной линии [39] |
Северо-восточные авиалинии N8224H | 1967 | Дуглас DC-6B | Несчастный случай | 0/14 | Взрывная декомпрессия | Фюзеляж треснул от усталости. [40] |
ВВС США 59-0530 | 1970 | Дуглас C-133B Каргомастер | Несчастный случай | 5/5 | Взрывная декомпрессия | Существующая трещина расширилась, что привело к разрушению фюзеляжа. [41] |
Рейс 706 Хьюз Эйрвест | 1971 | Макдоннелл Дуглас DC-9-31 | Несчастный случай | 49/49 | Взрывная декомпрессия | Столкновение в воздухе |
Soyuz 11 re-entry | 1971 | Soyuz spacecraft | Несчастный случай | 3/3 | Быстрая декомпрессия | Клапан выравнивания давления поврежден неисправными пиротехническими разделительными зарядами [42] |
Рейс 706 BEA | 1971 | Викерс Авангард | Несчастный случай | 63/63 | Взрывная декомпрессия | Разрушение конструкции задней гермошпангоута из-за коррозии |
Рейс 367 JAT | 1972 | Макдоннелл Дуглас DC-9-32 | Террористическая бомбардировка | 27/28 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
Рейс 96 Американских авиалиний | 1972 | Дуглас DC-10-10 | Несчастный случай | 0/67 | Быстрая декомпрессия [43] | Поломка грузовой двери |
Рейс 109 Аэрофлота | 1973 | Туплоев Ту-104Б | Бомбардировка | 81/81 | Взрывная декомпрессия | Угонщик взорвал взрывное устройство [44] |
Рейс 27 национальных авиалиний | 1973 | Дуглас DC-10-10 | Несчастный случай | 1/128 | Взрывная декомпрессия [45] | Неконтролируемый отказ двигателя |
Рейс 981 Турецких авиалиний | 1974 | Дуглас DC-10-10 | Несчастный случай | 346/346 | Взрывная декомпрессия [46] | Поломка грузовой двери |
ВВС США (регистрация неизвестна) | 1974 | Стратотанкер Boeing KC-135 | Несчастный случай | 1/33 | Взрывная декомпрессия | Маленькое окно разбилось на высоте 35 000 футов. [47] |
Рейс 841 авиакомпании TWA | 1974 | Боинг 707-331Б | Террористическая бомбардировка | 88/88 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
1975 г., авария Тан Шон Нхут C-5. | 1975 | Локхид С-5 Гэлакси | Несчастный случай | 138/314 | Взрывная декомпрессия | Неправильный уход за задними дверями, выход из строя грузовой двери |
Рейс 476 British Airways | 1976 | Хоукер Сиддели Трайдент 3B | Несчастный случай | 63/63 | Взрывная декомпрессия | Столкновение в воздухе |
Рейс 902 Корейских авиалиний | 1978 | Боинг 707-320Б | Перестрелка | 2/109 | Взрывная декомпрессия | Сбитие после попадания в запрещенное воздушное пространство над Советским Союзом. |
авиакомпании Air Canada Рейс 680 | 1979 | Макдоннелл Дуглас DC-9-32 | Несчастный случай | 0/45 | Взрывная декомпрессия | Фюзеляж разорвался от усталости [48] |
Рейс 870 Итавиа | 1980 | Макдоннелл Дуглас DC-9-15 | Бомбардировка или сбитие (оспаривается) | 81/81 | Взрывная декомпрессия | Разрыв в воздухе из-за взрыва в кабине (причина взрыва оспаривается) |
Рейс 162 Саудовской Аравии | 1980 | Локхид L-1011 ТриСтар | Несчастный случай | 2/292 | Взрывная декомпрессия | Прорыв шины |
Рейс 103 Дальневосточного воздушного транспорта | 1981 | Боинг 737-222 | Несчастный случай | 110/110 | Взрывная декомпрессия | Сильная коррозия и усталость металла. |
Рейс 9 British Airways | 1982 | Боинг 747-200 | Несчастный случай | 0/263 | Постепенная декомпрессия | Загорание двигателя из-за попадания вулканического пепла |
Рив Алеутские авиалинии, рейс 8 | 1983 | Локхид L-188 Электра | Несчастный случай | 0/15 | Быстрая декомпрессия | Выход из строя винта и столкновение с фюзеляжем |
Рейс 007 Корейских авиалиний | 1983 | Боинг 747-200Б | Перестрелка | 269/269 | Быстрая декомпрессия [49] [50] | Преднамеренный запуск ракеты класса «воздух-воздух» после того, как самолет вошел в запрещенное воздушное пространство над Советским Союзом. [51] |
Рейс 771 авиакомпании Gulf Air | 1983 | Боинг 737-200 | Террористическая бомбардировка | 112/112 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
Авария Байфорда с дельфином | 1983 | Водолазный колокол | Несчастный случай | 5/6 | Взрывная декомпрессия | Человеческая ошибка , нет отказоустойчивости в конструкции |
Рейс 182 авиакомпании Air India | 1985 | Боинг 747-200Б | Террористическая бомбардировка | 329/329 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
Рейс 123 Японских авиалиний | 1985 | Боинг 747 СР | Несчастный случай | 520/524 | Взрывная декомпрессия | Отсроченный структурный отказ задней гермошпангоута после неправильного ремонта. |
космического корабля "Челленджер" Катастрофа | 1986 | Космический шаттл Челленджер | Несчастный случай | 7/7 | Постепенная или быстрая декомпрессия | Нарушение уплотнительного кольца твердотопливного ракетного ускорителя , приводящее к повреждению из-за выхода перегретого газа и возможному распаду ракеты-носителя. |
Рейс 125 компании Pan Am | 1987 | Боинг 747-121 | Инцидент | 0/245 | Быстрая декомпрессия | Неисправность двери багажника |
Рейс 5055 LOT Polish Airlines | 1987 | Ильюшин Ил- 62М | Несчастный случай | 183/183 | Быстрая декомпрессия | Неконтролируемый отказ двигателя |
Рейс 243 авиакомпании Алоха Эйрлайнз | 1988 | Боинг 737-200 | Несчастный случай | 1/95 | Взрывная декомпрессия [52] | Усталость металла |
Рейс 655 авиакомпании Иран Эйр | 1988 | Аэробус А300В2-203 | Перестрелка | 290/290 | Взрывная декомпрессия | Преднамеренный запуск ракет класса «земля-воздух» с авианосца «Винсеннес». |
Рейс 103 компании Pan Am | 1988 | Боинг 747-100 | Террористическая бомбардировка | 259/259 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
Рейс 811 авиакомпании United Airlines | 1989 | Боинг 747-122 | Несчастный случай | 9/355 | Взрывная декомпрессия | Поломка грузовой двери |
Партнерский рейс 394 | 1989 | Конвэйр CV-580 | Несчастный случай | 55/55 | Взрывная декомпрессия | Неисправность руля направления из-за ошибки технического обслуживания, приводящая к потере управления и поломке в полете. |
Рейс 772 ЮТА | 1989 | Дуглас DC-10-30 | Террористическая бомбардировка | 170/170 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в грузовом отсеке |
Авианка, рейс 203 | 1989 | Боинг 727-21 | Террористическая бомбардировка | 107/107 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы воспламенил пары в пустом топливном баке |
Рейс 5390 British Airways | 1990 | BAC One-Eleven | Инцидент | 0/87 | Быстрая декомпрессия [53] | Неисправность лобового стекла кабины |
Рейс 201 авиакомпании Copa Airlines | 1992 | Боинг 737-200 Расширенный | Несчастный случай | 47/47 | Взрывная декомпрессия | Пространственная дезориентация, приводящая к резкому пикированию и развалу в воздухе. |
Рейс 2303 авиакомпании China Northwest Airlines | 1994 | Tupolev TU-154 M | Несчастный случай | 160/160 | Взрывная декомпрессия | Неправильное обслуживание |
авиакомпании Delta Air Lines Рейс 157 | 1995 | Локхид L-1011 ТриСтар | Несчастный случай | 0/236 | Быстрая декомпрессия | Конструктивный отказ переборки после ненадлежащего осмотра планера. [54] |
Рейс 800 компании TWA | 1996 | Боинг 747-100 | Несчастный случай | 230/230 | Взрывная декомпрессия | Взрыв паров в топливном баке |
Стыковочные испытания "Прогресса М-34" | 1997 | «Спектр» Модуль космической станции | Несчастный случай | 0/3 | Быстрая декомпрессия | Столкновение на орбите |
авиакомпании ТАМ Рейс 283 | 1997 | Фоккер 100 | Бомбардировка | 1/60 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы [55] |
Рейс 185 СилкЭйр | 1997 | Боинг 737-300 | (оспаривается) | 104/104 | Взрывная декомпрессия | Крутое пикирование и разрыв в воздухе (причина крушения оспаривается) |
Лайнер Рейс 602 | 1998 | Антонов Ан-24 РВ | Перестрелка | 55/55 | Быстрая декомпрессия | Вероятный ПЗРК сбитый |
Крушение самолета Learjet в Южной Дакоте, 1999 г. | 1999 | Лирджет 35 | Несчастный случай | 6/6 | Постепенная или быстрая декомпрессия | (Не определено) |
Рейс 990 авиакомпании EgyptAir | 1999 | Боинг 767-300ER | (оспаривается) [56] | 217/217 | Взрывная декомпрессия | Неконтролируемое пикирование, приведшее к разрушению в воздухе (причина крушения оспаривается) |
Авиакатастрофа Beechcraft King в Австралии, 2000 г. | 2000 | Бичкрафт Супер Кинг Эйр | Несчастный случай | 8/8 | Постепенная декомпрессия | Неубедительный; вероятная ошибка пилота или механическая неисправность [57] |
Рейс 1291 American Airlines | 2000 | Аэробус А300-600 Р | Несчастный случай | 1/133 | Быстрая декомпрессия | Неисправность выпускного клапана салона. [58] |
Инцидент на острове Хайнань | 2001 | Локхид ЭП-3 | Несчастный случай | 1/25 | Быстрая декомпрессия | Столкновение в воздухе |
ТАМ, рейс 9755 | 2001 | Фоккер 100 | Несчастный случай | 1/88 | Быстрая декомпрессия | Неконтролируемый отказ двигателя [55] |
Рейс 611 авиакомпании China Airlines | 2002 | Боинг 747-200Б | Несчастный случай | 225/225 | Взрывная декомпрессия | Усталость металла |
космического корабля "Колумбия" Катастрофа | 2003 | Космический шаттл Колумбия | Несчастный случай | 7/7 | Взрывная декомпрессия [59] | Повреждение системы тепловой защиты орбитального корабля при старте, что привело к распаду при входе в атмосферу. |
Рейс 3701 авиакомпании Пиннакл Эйрлайнз | 2004 | Бомбардье CRJ-200 | Несчастный случай | 2/2 | Постепенная декомпрессия | Загорание двигателя из-за ошибки пилота |
Рейс 522 авиакомпании Helios Airways | 2005 | Боинг 737-300 | Несчастный случай | 121/121 | Постепенная декомпрессия | Система наддува переведена в ручной режим на весь полет. [60] |
авиакомпании Аляска Рейс 536 Эйрлайнз | 2005 | Макдоннелл Дуглас MD-80 | Инцидент | 0/142 | Быстрая декомпрессия | Несообщение оператора о столкновении с тележкой для загрузки багажа у выхода на посадку [61] |
Адам Эйр, рейс 574 | 2007 | Боинг 737-400 | Несчастный случай | 102/102 | Взрывная декомпрессия | Пространственная дезориентация, приводящая к резкому пикированию и развалу в воздухе. |
Рейс 30 авиакомпании Qantas | 2008 | Боинг 747-400 | Инцидент | 0/365 | Быстрая декомпрессия [62] | Фюзеляж разорван кислородного баллона взрывом |
Рейс 2294 Southwest Airlines | 2009 | Боинг 737-300 | Инцидент | 0/131 | Быстрая декомпрессия | Усталость металла [63] |
Рейс 812 Southwest Airlines | 2011 | Боинг 737-300 | Инцидент | 0/123 | Быстрая декомпрессия | Усталость металла [64] |
Рейс 991 авиакомпании Asiana Airlines | 2011 | Боинг 747-400Ф | Несчастный случай | 2/2 | Взрывная декомпрессия | Пожар в полете, приведший к распаду самолета в воздухе. [65] |
Рейс 17 Малайзийских авиалиний | 2014 | Боинг 777-200ER | Перестрелка | 298/298 | Взрывная декомпрессия | Сбит над Украиной |
Рейс 159 авиакомпании Даалло | 2016 | Аэробус А321 | Террористическая бомбардировка | 1/81 | Взрывная декомпрессия | Взрыв бомбы в пассажирском салоне [66] |
Рейс 1380 Southwest Airlines | 2018 | Боинг 737-700 | Несчастный случай | 1/148 | Быстрая декомпрессия | Неконтролируемый отказ двигателя, вызванный усталостью металла [67] [68] |
Рейс 8633 Сычуаньских авиалиний | 2018 | Аэробус А319-100 | Несчастный случай | 0/128 | Взрывная декомпрессия | Неисправность лобового стекла кабины |
Крушение Cessna Citation в Балтийском море в 2022 году | 2022 | Cessna Citation II | Несчастный случай | 4/4 | Постепенная декомпрессия | Под следствием |
Рейс 1282 авиакомпании Аляска Эйрлайнз | 2024 | Боинг 737 МАКС 9 | Несчастный случай | 0/177 | Взрывная декомпрессия | Выход из строя дверной заглушки; под следствием. [69] |
Мифы [ править ]
Пуля через окно может декомпрессию взрывную вызвать
В 2004 году телешоу «Разрушители мифов» попадании пули через фюзеляж самолета, исследовало, происходит ли взрывная декомпрессия при неофициальном путем нескольких испытаний с использованием выведенного из эксплуатации находящегося под давлением DC-9. Одиночный выстрел в борт или в окно не возымел никакого эффекта: чтобы вызвать взрывную декомпрессию, потребовалась настоящая взрывчатка, что позволяет предположить, что фюзеляж спроектирован так, чтобы не допустить взрыва людей. [70] самолета Профессиональный пилот Дэвид Ломбардо утверждает, что пулевое отверстие не окажет заметного влияния на давление в кабине, поскольку отверстие будет меньше, чем отверстие выпускного клапана . [71]
НАСА Ученый Джеффри А. Лэндис отмечает, однако, что воздействие зависит от размера дыры, которая может расшириться за счет обломков, пролетающих через нее. Далее Лэндис сказал, что «для выравнивания давления через отверстие диаметром примерно 30,0 см (11,8 дюйма) в фюзеляже Боинга 747 потребуется около 100 секунд». Затем он заявил, что любого, кто сидит рядом с дырой, будет притягивать к ней сила около полтонны. [72] Задокументировано как минимум два подтвержденных случая, когда человека выдуло через пассажирское окно самолета. Первый произошел в 1973 году , когда обломки отказавшего двигателя попали в окно примерно посередине фюзеляжа. Несмотря на попытки затащить пассажира обратно в самолет, пассажир полностью вылетел через окно салона. [15] Скелетные останки пассажира в конечном итоге были найдены строительной бригадой и идентифицированы два года спустя. [16] Второй инцидент произошел 17 апреля 2018 года, когда женщина на рейсе 1380 Southwest Airlines частично вылетела через пассажирское окно самолета, которое разбилось из-за аналогичного отказа двигателя. Хотя другие пассажиры смогли затащить ее обратно внутрь, позже она скончалась от полученных травм. [17] [18] [19] В обоих инцидентах самолет благополучно приземлился, единственным погибшим стал человек, сидевший рядом с окном. Вымышленные рассказы об этом включают сцену в «Голдфингере» , когда Джеймс Бонд убивает одноименного злодея, выбив его из пассажирского окна. [73] и «Умри, но не сейчас» , когда ошибочный выстрел разбивает окно грузового самолета и быстро расширяется, в результате чего несколько вражеских чиновников, приспешников и главного злодея затягиваются насмерть.
Воздействие вакуума приводит взрыву к тела
Этот устойчивый миф основан на неспособности различить два типа декомпрессии и их преувеличенном изображении в некоторых художественных произведениях . Первый тип декомпрессии связан с переходом от нормального атмосферного давления (одна атмосфера ) к вакууму (нулевая атмосфера), который обычно связан с освоением космоса . Второй тип декомпрессии меняется от исключительно высокого давления (многие атмосферы) до нормального атмосферного давления (одна атмосфера), что может произойти при глубоководных погружениях .
Первый тип более распространен, поскольку снижение давления от нормального атмосферного давления до вакуума можно встретить как в освоении космоса, так и в высотной авиации . Исследования и опыт показали, что, хотя воздействие вакуума вызывает отек, человеческая кожа достаточно прочна, чтобы выдержать падение в одну атмосферу . [74] [75] Самый серьезный риск воздействия вакуума — это гипоксия , при которой организму не хватает кислорода , что приводит к потере сознания в течение нескольких секунд. [76] [77] Быстрая неконтролируемая декомпрессия может быть гораздо опаснее самого воздействия вакуума. чтобы предотвратить фатальный разрыв нежных альвеол легких Даже если пострадавший не задерживает дыхание, вентиляция через дыхательное горло может быть слишком медленной , . [78] Барабанные перепонки и пазухи также могут быть разорваны в результате быстрой декомпрессии, а мягкие ткани могут быть поражены синяками, сочащими кровь. Если бы жертва каким-то образом выжила, стресс и шок ускорили бы потребление кислорода, что привело бы к быстрой гипоксии. [79] При чрезвычайно низком давлении, возникающем на высоте более 63 000 футов (19 000 м), температура кипения воды становится ниже нормальной температуры тела. [74] Эта мера высоты известна как предел Армстронга , который является практическим пределом высоты выживания без герметизации. Вымышленные рассказы о взрывах тел из-за воздействия вакуума включают, среди прочего, несколько инцидентов в фильме «Чужестранка» , в то время как в фильме «Вспомнить все» персонажи, по-видимому, страдают от кипячения и кипения крови при воздействии атмосферы Марса .
Второй тип встречается редко, поскольку он предполагает падение давления на несколько атмосфер, что требует помещения человека в сосуд под давлением. Единственная вероятная ситуация, в которой это может произойти, — это во время декомпрессии после глубоководного погружения. Падение давления всего на 100 Торр (13 кПа), которое не вызывает никаких симптомов, если оно происходит постепенно, может оказаться фатальным, если произойдет внезапно. [78] Один такой инцидент произошел в 1983 году в Северном море , где сильная взрывная декомпрессия с девяти атмосфер до одной привела к мгновенной гибели четырех дайверов от массивной и смертельной баротравмы . [80] Театрализованные художественные рассказы об этом включают сцену из фильма «Лицензия на убийство» , когда голова персонажа взрывается после того, как его гипербарическая камера быстро разгерметизируется, и еще одну сцену в фильме «DeepStar Six» , где быстрая разгерметизация вызывает у персонажа обильное кровотечение , прежде чем он взорвется аналогичным образом. мода.
См. также [ править ]
- Декомпрессия (высота) - Снижение атмосферного давления из-за подъема над уровнем моря.
- Декомпрессия (ныряние) - Снижение давления и его последствия при подъеме с глубины.
- Декомпрессия (физика) – применение сбалансированных сил, которые толкают объект внутрь себя.
- Время полезного сознания – Продолжительность эффективной работы в гипоксической среде.
Примечания [ править ]
- ^ Заметные исключения включают Airbus A380 , Boeing 787 и Concorde.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «AC 61-107A - Полеты самолетов на высоте более 25 000 футов над уровнем моря и / или числах Маха (MMO) более 0,75» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . 15 июля 2007 г. Проверено 29 июля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехарт, РЛ; Дж. Р. Дэвис (2002). Основы аэрокосмической медицины: перевод исследований в клиническое применение, 3-е изд . США: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 720. ИСБН 978-0-7817-2898-0 .
- ^ Служба стандартов полетов, США; Федеральное авиационное агентство США (1980 г.). Руководство по летной подготовке . Министерство транспорта США, Федеральное управление гражданской авиации , Служба стандартов полетов. п. 250 . Проверено 28 июля 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Глава 7: Авиационные системы». Справочник пилота по авиационным знаниям (изд. FAA-H-8083-25B). Федеральное управление гражданской авиации . 24 августа 2016 г. п. 36. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 г.
- ^ Роберт В. Брюлль (11 сентября 2008 г.). «Инженерия космической эры: воспоминания ученого-ракетчика» (PDF) . АУ Пресс . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 г. Проверено 1 декабря 2010 г.
- ^ Кеннет Габриэль Уильямс (1959). Новый рубеж: выживание человека в небе . Томас . Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ «AC 61-107A — Полеты самолетов на высоте более 25 000 футов над уровнем моря и/или числах Маха (MMO) более 0,75» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . 15 июля 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мартин Б. Хокинг; Диана Хокинг (2005). Качество воздуха в кабинах самолетов и подобных закрытых помещениях . Спрингер Наука и бизнес. ISBN 3-540-25019-0 . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэйсон Р., Якавоне Д.В. (май 1992 г.). «Потеря герметизации кабины самолетов ВМС США: 1969–90». Авиат Спейс Энвайрон Мед . 63 (5): 341–345. ПМИД 1599378 .
- ^ Брукс CJ (март 1987 г.). «Потеря давления в кабине транспортного самолета канадских вооруженных сил, 1963–1984». Авиат Спейс Энвайрон Мед . 58 (3): 268–275. ПМИД 3579812 .
- ^ Марк Вольф (6 января 2006 г.). «Декомпрессия кабины и гипоксия» . theairlinepilots.com . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Робинсон, Р.Р.; Дервей, JP; Конкин, Дж. «Обоснованный на фактических данных подход к оценке риска декомпрессионной болезни при эксплуатации самолетов» (PDF) . Серия отчетов НАСА по НТИ . НАСА/ТМ — 1999–209374. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Пауэлл, MR (2002). «Пределы декомпрессии в салонах коммерческих самолетов с принудительным снижением» . Подводный гиперб. Мед . Дополнение (аннотация). Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Даиджич, Нихад Э.; Саймонс, Мэтью П. (март – апрель 2010 г.). «Декомпрессия самолета с установленной защитной дверью кабины» . Журнал самолетов . 47 (2): 490–504. дои : 10.2514/1.41953 .
[На высоте 40 000 футов (12 200 м) давление по Международному стандарту атмосферы (ISA) составляет всего около 18,8 кПа (2,73 фунта на квадратный дюйм), а температура воздуха составляет около -56,5 ° C (217 К) . Температура кипения воды при этом атмосферном давлении составляет около -59 ° C (332 К) . На высоте более 63 000 футов или 19 200 м ( линия Армстронга ) давление окружающей среды ISA падает ниже 6,3 кПа (0,91 фунта на квадратный дюйм), а температура кипения воды достигает нормальной температуры человеческого тела (около 37 C). Любое длительное воздействие такой среды может привести к кипению , аноксии и окончательной смерти через несколько минут. Это действительно очень враждебные условия для жизни человека.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мондаут, Патрик. «Любопытная команда чуть не разбила DC-10» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 г. Проверено 21 ноября 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харден, Пол (5 июня 2010 г.). «Падение самолета» . Эль Дефенсор Вождь . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 г. Проверено 24 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джойс, Кэтлин (17 апреля 2018 г.). «Двигатель самолета Southwest Airlines взорвался; 1 пассажир погиб» . Фокс Ньюс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Латтанцио, Винс; Лозано, Алисия Виктория; Накано, Дениз; МакКроун • •, Брайан X. (17 апреля 2018 г.). «Женщину частично высосало из самолета, когда окно разбилось во время полета; самолет совершил аварийную посадку в Филадельфии» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стэк, Лиам; Стивенс, Мэтт (17 апреля 2018 г.). «Двигатель Southwest Airlines взорвался, в результате чего погиб пассажир» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Лорен МакМах (18 апреля 2018 г.). «Как пассажира могло высосать из самолета – и случалось ли такое раньше?» . www.news.com.au. Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Джордж Бибель (2007). За пределами черного ящика . Джу Пресс. стр. 141–142. ISBN 978-0-8018-8631-7 . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ «Историческая хронология ФАУ, 1926–1996» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . 18 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2008 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ США 6273365
- ^ «Главная страница РГЛ» . rgl.faa.gov .
- ^ «Раздел 25.841: Стандарты летной годности: самолеты транспортной категории» . Федеральное управление гражданской авиации . 07.05.1996 . Проверено 2 октября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Flightsim Aviation Zone — авиационное моделирование и авиационный ресурс номер 1! — Flight Simulator, авиационные базы данных» . www.flightsimaviation.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Освобождение № 8695» . Рентон, Вашингтон: Федеральное управление гражданской авиации . 24 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2009 г. Проверено 2 октября 2008 г.
- ^ Стив Хэппенни (24 марта 2006 г.). «ПС-АНМ-03-112-16» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Поправка 25–87» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ «Быстрая декомпрессия в транспортных самолетах» (PDF) . Авиационное медицинское общество Австралии и Новой Зеландии. 2000-11-13. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2010 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ «Женщина, которую высосало из самолета Southwest Airlines, умерла от тупой травмы » . Небесные новости .
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 377 Stratocruiser 10-26 N1030V Рио-де-Жанейро, RJ» . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Нил Шлагер (1994). Когда технологии терпят неудачу: Значительные техногенные катастрофы, аварии и неудачи двадцатого века . Гейл Исследования. ISBN 0-8103-8908-8 . Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Douglas DC-7 N316AA Мемфис, Теннесси» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «(Без названия)» . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Avro 748-105 Srs. 1 LV-HHB Саладас, Чехия» . Aviation-safety.net . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Авария самолета ASN Vickers 701 Viscount G-AMON Barcelona» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Шейлер, Дэвид (2000). Катастрофы и происшествия в пилотируемом космосе . Спрингер. п. 38. ISBN 1852332255 .
- ^ «Два сотрудника MSC награждены за спасение во время чрезвычайной ситуации в камере» (PDF) , Обзор космических новостей , том. 6, нет. 6, Управление по связям с общественностью Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Центра пилотируемых космических аппаратов , с. 3 , 6 января 1967 г. , получено 7 июля 2012 г. ...
техник по костюмам, находившийся внутри восьмифутовой [240 см] барокамеры, потерял сознание, когда в его скафандре «Аполлон» упало давление из-за отсоединения кислородной линии. Во время аварии камера находилась на высоте примерно 150 000 [эквивалентных] футов [46 000 м]…
- ^ «Авиакатастрофа ASN Douglas DC-6B N8224H, Холмдел, Нью-Джерси» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Авиация самолета ASN Douglas C-133B Cargomaster, 59-0530 Палисейд, Северная Каролина» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Иванович, Груица С. (2008). Салют – Первая космическая станция: триумф и трагедия . Спрингер. стр. 305–306. ISBN 978-0387739731 .
- ^ «Отчет об авиационном происшествии: American Airlines, Inc. McDonnell Douglas DC-10-10, N103AA. Рядом с Виндзором, Онтарио, Канада. 12 июня 1972 года» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 28 февраля 1973 г. Проверено 22 марта 2009 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Туполев Ту-104Б CCCP-42379 Чита» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «взрывная декомпрессия» . Все2.com . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ «Историческая хронология ФАУ, 1926–1996» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . 18 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2008 г. Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ «Авиакатастрофа самолета Boeing KC-135 Stratotanker, регистрация неизвестна, Форт Нельсон, Британская Колумбия» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas DC-9-32 CF-TLU Бостон, Массачусетс» . Aviation-safety.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Брнес Уорнок Маккормик; депутат Пападакис; Джозеф Дж. Ассельта (2003). Реконструкция авиационных происшествий и судебные споры . Издательство «Юристы и судьи». ISBN 1-930056-61-3 . Проверено 5 сентября 2008 г.
- ^ Александр Даллин (1985). Черный ящик . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05515-2 . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ Апелляционный суд США второго округа № 907, 1057, августовский срок, 1994 г. (спор: 5 апреля 1995 г., решение: 12 июля 1995 г., дела № 94–7208, 94–7218).
- ^ «Безопасность стареющих самолетов» . Федеральное управление гражданской авиации . 2002-12-02 . Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ «Человеческий фактор при техническом обслуживании и проверке воздушных судов» (PDF) . Управление гражданской авиации . 01 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 г. Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ «Описание несчастного случая» . Сеть авиационной безопасности . 23 августа 1995 г. Проверено 8 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фатальные события с 1970 года для Transportes Aéreos Regionales (TAM)» . airsafe.com . Проверено 5 марта 2010 г.
- ^ «Смерть и отрицание» . IMDB .
- ^ Австралийское бюро безопасности на транспорте, 2001, стр. 26.
- ^ Рантер, Харро. «Авария Airbus A300B4-605R N14056, 20 ноября 2000 г.» . www.aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Отчет о расследовании выживания экипажа Колумбии» (PDF) . NASA.gov . 2008. стр. 2–90.
Расследование аварии 51-L Challenger показало, что Challenger CM остался неповрежденным и экипаж смог принять некоторые немедленные меры после поломки машины, хотя испытываемые нагрузки были значительно выше из-за аэродинамических нагрузок (по оценкам от 16 G до 21 G). ).5 Экипаж «Челленджера» быстро вышел из строя и не смог завершить активацию всех систем подачи воздуха для дыхания, что привело к выводу, что произошла выводящая из строя разгерметизация кабины. Для сравнения, экипаж «Колумбии» испытал меньшие нагрузки (~3,5 G) на CE. Тот факт, что никто из членов экипажа не опустил козырьки, убедительно свидетельствует о том, что экипаж был выведен из строя после КЭ в результате быстрой разгерметизации. Хотя количественные выводы относительно скорости разгерметизации кабины сделать невозможно, вполне вероятно, что скорость разгерметизации кабины была достаточно высокой, чтобы вывести экипаж из строя в считанные секунды. Вывод Л1-5. Разгерметизация настолько быстро вывела из строя членов экипажа, что они не смогли опустить козырьки шлемов.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии - рейс HCY522 Boeing 737-31S компании Helios Airways в Грамматике, Эллада, 14 августа 2005 г.» (PDF) . Министерство транспорта и коммуникаций Греческой Республики: Совет по расследованию авиационных происшествий и авиационной безопасности. Ноябрь 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2011 г. Проверено 14 июля 2009 г.
- ^ «Авиакатастрофа: катастрофа – 26 декабря 2005 г. – Сиэтл, штат Вашингтон» . Семинар по журналистским расследованиям . Архивировано из оригинала 20 января 2018 г. Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ «Разгерметизация и перенаправление самолета Qantas Boeing 747-400 в Манилу 25 июля 2008 г.» (пресс-релиз). Австралийское бюро транспортной безопасности . 28 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2008 г. Проверено 28 июля 2008 г.
- ^ «Дыра в приземляющемся самолете США» . Новости Би-би-си. 14 июля 2009 г. Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ «Southwest Jet уже испытывал усталость» . Фокс Ньюс . 03 апреля 2011 г.
- ^ Падение в море после пожара в полете, самолет Asiana Airlines, Боинг 747-400F, HL7604, международные воды в 130 км к западу от международного аэропорта Чеджу, 28 июля 2011 г. (PDF) (отчет). Комиссия по расследованию авиационных и железнодорожных происшествий . 24 июля 2015 г. ARAIB/AAR1105 . Проверено 11 мая 2019 г. - через SKYbrary.
- ^ «02.02.2016 A321 авиакомпании Daallo Airlines поврежден взрывом в Могадишо » JACDEC» . www.jacdec.de (на немецком языке) . Проверено 05 августа 2018 г.
- ^ «Заявление № 1 рейса Southwest Flight 1380 - выпущено в 11:00 по центральному времени» . Отдел новостей Southwest Airlines . 17 апреля 2018 г.
- ^ «У рейса Southwest произошел отказ реактивного двигателя: постоянные обновления» . www.cnn.com . 17 апреля 2018 г.
- ^ Гейтс, Доминик (5 января 2024 г.). «Alaska Airlines заблокировала полеты MAX 9 после того, как на рейсе в Портленд вылетела дверная заглушка» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 7 января 2024 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Джош Сэнберн (5 апреля 2011 г.). «Страх Юго-Запада: что происходит, когда самолет разгерметизируется?» . Время . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Майкл Дэйли и Лорна Торнбер (18 апреля 2018 г.). «Смертельный результат, когда в борту самолета прорывается большая дыра» . www.stuff.co.nz . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Лорен МакМах (18 апреля 2018 г.). «Как пассажира могло высосать из самолета — и случалось ли это раньше?» . www.news.com.au. Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Райан Дилли (20 мая 2003 г.). «Пушки, Голдфингер и небесные маршалы» . Би-би-си.
Это не все фантастика. Если бы окно авиалайнера было разбито, человек, сидящий рядом с ним, либо вылез бы из дыры, либо заткнул бы ее, что было бы неудобно.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майкл Барратт . «№2691 ТЕЛО В ВАКУУМЕ» . www.uh.edu . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Карл Крузельницкий (7 апреля 2005 г.). «Взрывающееся тело в вакууме» . ABC News (Австралия) . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «Информационный циркуляр 61-107» (PDF) . ФАА . стр. таблица 1.1.
- ^ «2» . Руководство для летного хирурга . ВВС США . Архивировано из оригинала 16 марта 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хардинг, Ричард М. (1989). Выживание в космосе: медицинские проблемы пилотируемого космического полета . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-00253-2 .
- ^ Чарник, Тамарак Р. (1999). «Эбуллизм на высоте 1 миллиона футов: выживание при быстрой/взрывной декомпрессии» . Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ Лимбрик, Джим (2001). Дайверы Северного моря – реквием . Хертфорд : Авторы онлайн. стр. 168–170. ISBN 0-7552-0036-5 .