Jump to content

Инцидент на острове Хайнань

Координаты : 17 ° 36'20 "N 111 ° 21'40" E  /  17,6056 ° N 111,3611 ° E  / 17,6056; 111.3611

Инцидент на острове Хайнань

Поврежденный ЭП-3 на земле на острове Хайнань.
Дата ( 01.04.2001 ) ( 11.04.2001 ) 1–11 апреля 2001 г.
Расположение
Результат Американский экипаж задержан, позже освобожден; один китайский пилот J-8 пропал без вести и предположительно погиб
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Китай
Командиры и лидеры

Джордж Буш

Цзян Цзэминь

  • Лейтенант-командир. Ван Вэй †
Сила
1 ЭП-3Э радиоразведки самолет 2 Шэньян J-8II самолета
Жертвы и потери
  • 1 ЭП-3Э поврежден и захвачен
  • 24 члена экипажа захвачены и задержаны
  • 1 J-8 уничтожен
  • 1 пилот пропал без вести, предположительно погиб

Инцидент на острове Хайнань — десятидневный международный инцидент между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой (КНР), возникший в результате столкновения в воздухе ВМС США EP-3E ARIES II самолета радиоразведки и ВВС Китая. J-8II Перехватчик , 1 апреля 2001 г.

EP -3 летел над Южно-Китайским морем примерно на полпути между островом Хайнань и Парасельскими островами , когда его перехватили два истребителя J-8 . Столкновение ЭП-3 с одним из J-8 привело к повреждению ЭП-3, падению J-8 и гибели его пилота. EP-3 был вынужден совершить вынужденную посадку на Хайнане без одобренного разрешения КНР, а 24 члена его экипажа были задержаны и допрошены китайскими властями до тех пор, пока правительство США не сделало заявление по поводу инцидента. Неоднозначная формулировка заявления позволила обеим странам сохранить лицо и разрядила потенциально взрывоопасную ситуацию. [1] [2]

В эту акваторию моря входят острова Южно-Китайского моря , на которые претендуют КНР и ряд других стран. Это один из наиболее стратегически чувствительных регионов мира. [3]

Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика расходятся во мнениях относительно законности облета самолетов ВМС США района, где произошел инцидент. Эта часть Южно-Китайского моря входит в исключительную экономическую зону КНР на основании Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), а китайцы утверждают, что Парасельские острова принадлежат Китаю. Это утверждение было признано Вьетнамом в 1958 году, но с тех пор оно было отменено, чтобы оспорить это утверждение после окончания войны во Вьетнаме в 1975 году. Соединенные Штаты остаются нейтральными в этом споре, но регулярно патрулируют море военными кораблями и самолетами, во время которых это предполагает свободу судоходных операций. КНР интерпретирует конвенцию как позволяющую препятствовать военным операциям других стран в этом районе, но Соединенные Штаты не признают претензии Китая на Парасельские острова и утверждают, что конвенция предоставляет свободное плавание для самолетов и кораблей всех стран, включая военные. самолеты и корабли в исключительной экономической зоне страны. [4] Хотя Соединенные Штаты не являются участниками UNCLOS, они приняли и соблюдают почти все положения договора. [5]

EP-3E самолета VQ-1

КНР Силы Су-27 базируются на Хайнане. [6] На острове также находится крупный центр радиотехнической разведки , который отслеживает гражданскую и военную деятельность в этом районе и отслеживает трафик коммерческих спутников связи. [7] Соединенные Штаты уже давно держат остров под наблюдением; Например, 22 мая 1951 года британских ВВС самолеты Spitfire PR Mk 19 , базировавшиеся в гонконгском аэропорту Кай Так, выполнили фоторазведывательные миссии по указанию военно-морской разведки США. [8]

В воздухе

[ редактировать ]

1 апреля 2001 года EP-3 (BuNo 156511 ), приписанный к первой эскадрилье воздушной разведки флота (VQ-1, «Наблюдатели мира»), взлетел как Mission PR32 с авиабазы ​​Кадена на Окинаве , Япония. Примерно в 9:15 утра по местному времени, ближе к концу шестичасовой миссии ELINT EP-3 , он летел на высоте 22 000 футов (6700 м) и скорости 180 узлов (210 миль в час; 330 км/ч) по курсу 110°, примерно в 70 милях (110 км) от острова. Два китайских J-8 с хайнаньского аэродрома Линшуй приблизились. Один из J-8 ( 81194 ), [9] пилотируемый лейтенантом-командиром. Ван Вэй, [10] [11] сделал два близких паса на ЭП-3. На третьем заходе он столкнулся с более крупным самолетом. J-8 развалился на две части; У ЭП-3 полностью оторвался обтекатель , а его винт № 1 (крайний левый) был серьезно поврежден. Данные о скорости и высоте были потеряны, в самолете произошла разгерметизация, а антенна обмоталась вокруг хвостового оперения . EP-3 Хвостовой киль J-8 ударился о левый элерон , заставив его полностью подняться и заставив американский самолет крениться влево со скоростью, в три-четыре раза превышающей нормальную максимальную скорость. [3] [12]

Shenyang J-8 81192 , другой самолет, пилотируемый лейтенантом-коммандером Ван Вэем в более ранней ссоре с американским EP-3E.

В результате удара ЭП-3 погрузился в пикирование на 30° при угле крена 130°, почти перевернувшись. Он упал на 8000 футов (2400 м) за 30 секунд и упал еще на 6000 футов (1800 м), прежде чем пилот, лейтенант Шейн Осборн , выровнял крылья EP-3 и поднял нос. [13] В статье в журнале Naval Aviation News за сентябрь 2003 года Осборн сказал, что, как только он восстановил контроль над самолетом, он «призвал экипаж подготовиться к катапультированию». [12] [13] Затем ему удалось контролировать снижение самолета, используя аварийное питание работающих двигателей, что позволило ему спланировать аварийную посадку на Хайнане. [14]

Продолжительность: 2 минуты 22 секунды.
Шэньян J-8 (81192) в очередной ссоре с американским самолетом-разведчиком в январе 2001 года.

В течение следующих 26 минут экипаж ЭП-3 выполнял план действий в чрезвычайной ситуации, который включал уничтожение чувствительных элементов на борту самолета, таких как электронное оборудование, связанное со сбором разведывательной информации, документы и данные. Часть этого плана заключалась в том, чтобы разлить свежезаваренный кофе в дисководы и материнские платы и использовать топор из комплекта выживания самолета для уничтожения жестких дисков. [15] Экипаж не был формально обучен уничтожению секретных документов и оборудования и поэтому импровизировал. В результате разрушения салон самолета позже был описан как напоминающий «последствия братской вечеринки». [12]

Осборн совершил несанкционированную аварийную посадку на аэродроме Линшуй после того, как как минимум 15 сигналов бедствия остались без ответа, при этом был выбран аварийный код на транспондере . Он приземлился на скорости 170 узлов (200 миль в час; 310 км/ч), без закрылков , без дифферента и с поврежденным левым рулем высоты , и весил 108 000 фунтов (49 000 кг). После столкновения из-за выхода из строя носового обтекателя двигатель № 3 (внутренний правый) вышел из строя, а пропеллер № 1 не удалось флюгировать , что привело к увеличению сопротивления на этой стороне. Не было рабочего указателя скорости или высотомера , и Осборн при приземлении использовал полный правый элерон. Уцелевший китайский перехватчик приземлился там 10 минутами ранее. [16]

Было замечено, что Ван катапультировался после столкновения, но в Пентагоне заявили, что повреждение нижней части EP-3 может означать, что кабина китайского истребителя была раздавлена, что сделало невозможным выживание пилота. [17] [18] Тело Вана так и не было обнаружено, и его считали мертвым.

Причина столкновения

[ редактировать ]
Район столкновения в Южно-Китайском море.

Спорными были как причина столкновения, так и возложение вины:

  • Правительство США заявило, что китайский самолет задел крыло более крупного, медленного и менее маневренного EP-3. После возвращения на территорию США пилоту EP-3 лейтенанту Шейну Осборну было разрешено сделать краткое заявление, в котором он сообщил, что EP-3 находился на автопилоте и находился в прямолинейном полете во время полета. столкновение. он заявил, что просто «охранял автопилот» В интервью Frontline . [19] США опубликовали видеозаписи предыдущих миссий, которые показали, что американские разведывательные экипажи ранее были перехвачены теми же самолетами. [20]
  • Ван Вэя Китайское правительство заявило, что, по словам ведомого , американский самолет «развернулся под большим углом в сторону китайцев», протаранив J-8. [21] [22] [23] [24] [25]

Ни одно из утверждений не может быть проверено, поскольку китайское правительство не опубликовало данные с бортовых самописцев ни одного самолета, которые оба находятся в его распоряжении. [21] [22] [23] [24] [25]

На земле

[ редактировать ]

В течение 15 минут после приземления экипаж ЭП-3 продолжал уничтожать чувствительные предметы и данные на борту самолета, согласно протоколу. Они высадились из самолета после того, как солдаты заглядывали в окна, направляли оружие и кричали в мегафоны. Китайцы предложили им воду и сигареты. Под тщательной охраной их доставили в военные казармы в Линшуе , где их допрашивали в течение двух ночей, а затем перевели в жилье в Хайкоу , столице провинции и крупнейшем городе острова. К ним в целом относились хорошо. Однако их допрашивали в любое время, и поэтому они страдали от недостатка сна. Китайская еда показалась им невкусной, поскольку в нее входили рыбьи головы, но позже ситуация улучшилась. Охранники дали им колоды карт и газету на английском языке. Чтобы скоротать время и поднять настроение, лейтенант. Хонек и Виньери разработали юмористические номера на основе телешоу «Народный суд» , «Субботним вечером в прямом эфире» и «Охотник на крокодилов» . Их исполняли во время еды, единственный раз, когда они были вместе. Постепенно у них сложились хорошие отношения со своими охранниками, и один охранник спросил у них текст песни ". Отель «Калифорния » группы Eagles . [26]

Трое американских дипломатов были отправлены на Хайнань для встречи с экипажем, оценки их состояния и переговоров об освобождении экипажа. Впервые дипломатам разрешили встретиться с экипажем через три дня после инцидента. Официальные лица США жаловались на задержки Китая в этом отношении. [27]

24 члена экипажа (21 мужчина и 3 женщины) [28] в общей сложности содержались под стражей 10 дней и были освобождены вскоре после того, как США направили китайцам «письмо о двух извинениях». Экипажу удалось лишь частично уничтожить секретные материалы. Некоторые из материалов, которые им не удалось уничтожить, включали криптографические ключи , руководства по радиоразведке и имена сотрудников Агентства национальной безопасности . [12] Некоторые из захваченных компьютеров содержали подробную информацию для обработки сообщений PROFORMA из Северной Кореи , России , Вьетнама , Китая и других стран. [12] систем союзников США Самолет также нес информацию о параметрах излучателей радиолокационных по всему миру. [12] Китай также обнаружил, что Соединенные Штаты могут отслеживать ВМС Народно-освободительной армии подводные лодки посредством передачи сигналов. [12]

Письмо двух сожалений

[ редактировать ]

«Письмо двух сожалений» [29] Таково было письмо, переданное послом США Джозефом Прюером министру иностранных дел Тан Цзясюаню Китайской Народной Республики с просьбой положить конец инциденту. После доставки письма Китай освободил задержанный экипаж и в конечном итоге вернул самолет в разобранном виде. [21] В письме говорилось, что Соединенные Штаты «очень сожалеют» о смерти китайского пилота Ван Вэя ( 王伟 ) и «очень сожалеют» о том, что самолет вошел в воздушное пространство Китая, а также приносят извинения за то, что на его посадку не было «устного разрешения». [30] Соединенные Штаты заявили, что это было «не письмо с извинениями», как тогда охарактеризовали государственные китайские СМИ, а «выражение сожаления и печали». [2] Первоначально Китай просил извинений, но США объяснили: «Мы не сделали ничего плохого, и поэтому извиниться было невозможно». [31]

Продолжались дебаты по поводу точного значения китайского перевода, выпущенного посольством США. Высокопоставленный чиновник администрации сказал: «То, что китайцы решат охарактеризовать как извинение, мы, вероятно, решим охарактеризовать как выражение сожаления или печали». [32] Президент Китая Цзян Цзэминь воспринял выражение «очень жаль» как соответствующее формальным извинениям, которых добивался Китай, и поэтому после этого Китай освободил американцев. [33]

Последствия

[ редактировать ]

Экипаж EP-3 был освобожден 11 апреля 2001 года и вернулся на свою базу на острове Уидби через Гонолулу, Гавайи , где прошел двухдневный разбор полетов. [21] Пилот, лейтенант Шейн Осборн , был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за «героизм и выдающиеся достижения» в полете. Пилот J-8B Ван Вэй был посмертно удостоен звания «Хранитель территориального воздушного пространства и вод». [21] Его вдова получила личное письмо с соболезнованиями от президента США Джорджа Буша . [34]

Экипаж ЭП-3 прибывает на авиабазу Хикам на Гавайях. ВВС США На снимке отдает честь старший летчик Кертис Таун.

Инженеры ВМС США заявили, что ЭП-3 можно будет отремонтировать за 8–12 месяцев. [35] но Китай отказался разрешить его полет с острова Хайнань. Разобранный самолет был позже выпущен 3 июля 2001 года и возвращен в США российской авиакомпанией «Полет» на двух Ан-124 «Русланы» . [36] [37] Ремонт проводился на заводе Lockheed Martin в Мариетте, штат Джорджия , для повторной сборки и приведения его в боевую готовность. Затем самолет был доставлен в L3 в Уэйко, штат Техас, для эксплуатации, поскольку в то время они были основным поставщиком обслуживания и модернизации EP-3. [38] Самолет вернулся в строй до 2013 года. [39]

Помимо оплаты демонтажа и доставки ЭП-3, Соединенные Штаты заплатили 34 567 долларов США за 11 дней питания и проживания, предоставленных правительством Китая экипажу самолета. [40] Китайцы потребовали от США компенсации в один миллион долларов за потерянный J-8 и их пилота, но без дальнейших переговоров в этом было отказано.

Инцидент произошел через десять недель после инаугурации президента Джорджа Буша и стал его первым внешнеполитическим кризисом. После этого события обе страны подверглись критике: китайцы за блеф, который был назван без каких-либо реальных уступок со стороны Америки, кроме «Письма о двух сожалениях»; и США, сначала за бесчувственность сразу после события, а затем за публикацию письма, а не за более оппозиционную позицию. [41] Соединенные Штаты пытались пойти на примирение, чтобы избежать возражений Китая против внешней политики США, которая стала более важной после терактов 11 сентября и в начале войны с террором . [42]

Среди китайской общественности этот инцидент вызвал негативное отношение к Соединенным Штатам и усилил чувства китайского национализма . [33] Несмотря на то, что уничтоженный самолет имел серийный номер 81194, кадры, на которых лейтенант-командир Ван Вэй пилотирует самолет J-8B с серийным номером 81192 во время аналогичного инцидента в начале года, были популяризированы и стали национальным символом как для ВВС ПЛАНАФ, так и для Китая. нация.

После столкновения агрессивность Китая в наблюдении за разведывательными полетами на короткое время снизилась. [43] По состоянию на 2011 год полеты американских самолетов-разведчиков вблизи береговой линии Китая продолжались, как и до инцидента. [44] [45]

В настоящее время на острове Хайнань находится флота Народно-освободительной армии (НОАК) база подводных лодок Хайнаньского , подземный объект, способный поддерживать подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами . [46] В марте 2009 года китайские корабли и самолеты приблизились к USNS Impeccable , кораблю наблюдения за океаном ВМС США, действовавшему в 75 милях (121 км) к югу от Хайнаня. Представители Пентагона охарактеризовали действия как «агрессивные» и «преследования». [47] [48] В августе 2014 года США выразили протест, когда китайский Shenyang J-11BH подошел на расстояние 10 метров (30 футов) к патрулирующему самолету Boeing P-8 Poseidon и выполнил фигуры высшего пилотажа, включая перекат бочки. [49] В мае 2016 года США выразили протест, когда два китайских самолета Shenyang J-11BH , как сообщается, приблизились на расстояние 15 метров (50 футов) к американскому EP-3 во время «обычного» патрулирования примерно в 50 милях (80 км) к востоку от острова Хайнань. В ответ Китай потребовал положить конец слежке США за пределами Китая. [50]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гарвер, Джон В. «Китайско-американские отношения в 2001 году: трудное соглашение двух великих держав». Международный журнал 57.2 (2002): 283–310. онлайн
  • Осборн, Шейн (2001). Рожденный летать: нерассказанная история сбитого американского самолета-разведчика . Бродвей. ISBN  0-7679-1111-3 .
  1. ^ Таппер, Джейк; Линдси, Дэрил; Монтгомери, Алисия (13 апреля 2001 г.). «Война слов» . Салон . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 28 сентября 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Чжан, Ханг (2001). «Культура и извинения: инцидент на острове Хайнань». Мировые англичане . 20 (3): 383–391. дои : 10.1111/1467-971X.00222 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Брукс 2002 , с. 102
  4. ^ «Почему Южно-Китайское море вызывает споры?» . Новости Би-би-си . 12 июля 2016. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 30 марта 2020 г.
  5. ^ Алмонд, Ронсеверт Ганан (24 мая 2017 г.). «Ратификация США Конвенции по морскому праву» . Дипломат . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 30 марта 2020 г.
  6. ^ «Авиабаза Уху» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 21 марта 2009 г.
  7. ^ «Авиабаза Линшуй» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 21 марта 2009 г.
  8. Пиблз, Кертис, «Полёты теней: секретная воздушная война Америки против Советского Союза» : Presidio Press, 2001. стр. 16–18. ISBN   0-89141-768-0
  9. ^ «Не № 81192: Какой самолет был самолетом мученика Ван Вэя во время столкновения самолетов между Китаем и США, 4 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 г. Проверено 2 мая». 2023 .
  10. ^ Ежемесячник ВВС . № 158. Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing. Май 2001. с. 4. {{cite magazine}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) [ нужна полная цитата ]
  11. ^ Ежемесячник ВВС . № 159. Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing. Июнь 2001. с. 79. {{cite magazine}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) [ нужна полная цитата ]
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Зеттер, Ким (10 апреля 2017 г.). «Документы Сноудена раскрывают объем секретов, раскрытых Китаю в результате инцидента с самолетом-шпионом в 2001 году» . Перехват . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 11 апреля 2017 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Джим (сентябрь – октябрь 2003 г.). «Лейтенант Шейн Осборн: глядя на чудо» (PDF) . Новости морской авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2013 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
  14. ^ Брукс 2002 , с. 103
  15. ^ Брукс 2002 , с. 104
  16. ^ Брукс 2002 , с. 109
  17. ^ Рихтер, Пауль (6 апреля 2001 г.). «Китайский самолет пролетел слишком близко» . taiwandc.org. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 24 марта 2009 г.
  18. ^ Брукс 2002 , с. 108
  19. ^ Передовое интервью с Шейном Осборном. Архивировано 2 августа 2022 года в Wayback Machine , получено 28 августа 2009 года.
  20. ^ Кейтс, Брайан (14 апреля 2001 г.). «США обвиняют Китай в преследовании пилотов в воздухе, которое рассматривается как причина крушения» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Брукс 2002 , с. 107
  22. ^ Перейти обратно: а б «Китайский самолет «разломился надвое» » . Би-би-си онлайн . 13 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2003 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б «Американский самолет столкнулся с китайским истребителем, вынужденным приземлиться» . Си-Эн-Эн. 1 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Рихтер, Пауль (6 апреля 2001 г.). «Китайский самолет пролетел слишком близко» . taiwandc.org. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Экерт, Пол (19 апреля 2001 г.). «Китай заявляет, что видео показывает, что американский самолет стал причиной крушения» . iol.co.za. Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  26. ^ Брукс 2002 , с. 105
  27. ^ «Дипломаты США встретились с экипажем самолета-шпиона» . Независимый . Лондон. 3 апреля 2001 года . Проверено 24 марта 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  28. ^ Брукс 2002 , с. 101
  29. ^ «Китай обещает освободить американских членов экипажа» . CNN . 11 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 1 октября 2010 г.
  30. ^ Линдси, Дэрил и др. « Война слов. Архивировано 8 марта 2021 года в Wayback Machine ». Salon.com, 12 апреля 2001 г., получено 21 марта 2009 г.
  31. ^ «Буш доволен освобождением американского экипажа из Китая» . Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 3 октября 2010 г.
  32. ^ «Китай и США договорились об освобождении экипажа самолета» . Тайбэй Таймс . 12 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г. Проверено 21 марта 2009 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика внешней политики Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 64. дои : 10.1515/9781503634152 . ISBN  978-1-5036-3415-2 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
  34. ^ «Американская шпионская команда «в отличном здоровье » » . Би-би-си онлайн . 9 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2004 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  35. ^ «Самолет-шпион может не полететь домой» . Би-би-си онлайн . 20 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 г. Проверено 13 марта 2009 г.
  36. ^ «Русские выпустят самолет-шпион» . Би-би-си онлайн . 10 июня 2001 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2002 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  37. ^ Осборн, Шейн (2001). Рожденный летать: нерассказанная история сбитого американского самолета-разведчика . Бродвейские книги. ISBN  0-7679-1111-3 .
  38. ^ «EP-3 ВМС США, доставленный с острова Хайнань, Китай, доставлен на авиабазу Доббинс в Мариетте, штат Джорджия» . Неделя авиации и космических технологий . 9 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 г. Проверено 26 августа 2019 г.
  39. ^ «ВМС США 156511 EP-3 Обход аэропорта Портленда (PDX)» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
  40. ^ Мафсон, Стивен (10 августа 2001 г.). «США заплатят Китаю 34 567 долларов в связи с инцидентом с самолетом-шпионом» . Вашингтон Пост . Газеты Херста. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 15 июля 2016 г.
  41. ^ «Китайский покер» . Экономист . 17 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 13 марта 2009 г.
  42. ^ Хенриксен, Томас Х. (31 января 2022 г.). Войны Америки: интервенции, смена режима и мятежи после холодной войны (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009053242.005 . ISBN  978-1-009-05324-2 . S2CID   245269947 . Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
  43. ^ Эллисон, Майкл (30 июля 2001 г.). «Китай облегчает наблюдение за самолетами-шпионами» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  44. ^ Мартин, Дэн (27 июля 2011 г.). «Китай просит США прекратить полеты самолетов-шпионов» . Yahoo! Новости . Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
  45. ^ Бланшар, Бен (27 июля 2011 г.). «Китай протестует против шпионских полетов США вблизи своего побережья» . Рейтер . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 21 августа 2011 г.
  46. ^ «Новая китайская ПЛАРБ дислоцируется на острове Хайнань» . Федерация американских ученых . 24 апреля 2008 года. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 21 марта 2009 г.
  47. ^ «Официальные лица: Корабль в Китае ругался на подводные лодки» . Новости Эн-Би-Си . 10 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 28 марта 2009 г.
  48. ^ «Пентагон заявляет, что китайские корабли преследовали американский корабль» . Си-Эн-Эн. 9 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2022 г. Проверено 4 августа 2010 г.
  49. ^ «BBC News – США обвиняют китайский истребитель в безрассудном перехвате в воздухе» . Би-би-си онлайн . 23 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  50. ^ «BBC News – Китай требует прекращения наблюдения со стороны США после перехвата самолета» . Рейтер . 19 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 20 мая 2016 г.

Источники

[ редактировать ]


17 ° 36'20 "N 111 ° 21'40" E  /  17,6056 ° N 111,3611 ° E  / 17,6056; 111.3611

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9de417797c961a340d48828d6f08cff__1722697680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/ff/f9de417797c961a340d48828d6f08cff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hainan Island incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)