Инцидент на острове Хайнань
Инцидент на острове Хайнань | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Поврежденный ЭП-3 на земле на острове Хайнань. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Китай | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
|
| ||||||
Сила | |||||||
1 ЭП-3Э радиоразведки самолет | 2 Шэньян J-8II самолета | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Инцидент на острове Хайнань — десятидневный международный инцидент между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой (КНР), возникший в результате столкновения в воздухе ВМС США EP-3E ARIES II самолета радиоразведки и ВВС Китая. J-8II Перехватчик , 1 апреля 2001 г.
EP -3 летел над Южно-Китайским морем примерно на полпути между островом Хайнань и Парасельскими островами , когда его перехватили два истребителя J-8 . Столкновение ЭП-3 с одним из J-8 привело к повреждению ЭП-3, падению J-8 и гибели его пилота. EP-3 был вынужден совершить вынужденную посадку на Хайнане без одобренного разрешения КНР, а 24 члена его экипажа были задержаны и допрошены китайскими властями до тех пор, пока правительство США не сделало заявление по поводу инцидента. Неоднозначная формулировка заявления позволила обеим странам сохранить лицо и разрядила потенциально взрывоопасную ситуацию. [1] [2]
Фон
[ редактировать ]В эту акваторию моря входят острова Южно-Китайского моря , на которые претендуют КНР и ряд других стран. Это один из наиболее стратегически чувствительных регионов мира. [3]
Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика расходятся во мнениях относительно законности облета самолетов ВМС США района, где произошел инцидент. Эта часть Южно-Китайского моря входит в исключительную экономическую зону КНР на основании Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), а китайцы утверждают, что Парасельские острова принадлежат Китаю. Это утверждение было признано Вьетнамом в 1958 году, но с тех пор оно было отменено, чтобы оспорить это утверждение после окончания войны во Вьетнаме в 1975 году. Соединенные Штаты остаются нейтральными в этом споре, но регулярно патрулируют море военными кораблями и самолетами, во время которых это предполагает свободу судоходных операций. КНР интерпретирует конвенцию как позволяющую препятствовать военным операциям других стран в этом районе, но Соединенные Штаты не признают претензии Китая на Парасельские острова и утверждают, что конвенция предоставляет свободное плавание для самолетов и кораблей всех стран, включая военные. самолеты и корабли в исключительной экономической зоне страны. [4] Хотя Соединенные Штаты не являются участниками UNCLOS, они приняли и соблюдают почти все положения договора. [5]
КНР Силы Су-27 базируются на Хайнане. [6] На острове также находится крупный центр радиотехнической разведки , который отслеживает гражданскую и военную деятельность в этом районе и отслеживает трафик коммерческих спутников связи. [7] Соединенные Штаты уже давно держат остров под наблюдением; Например, 22 мая 1951 года британских ВВС самолеты Spitfire PR Mk 19 , базировавшиеся в гонконгском аэропорту Кай Так, выполнили фоторазведывательные миссии по указанию военно-морской разведки США. [8]
В воздухе
[ редактировать ]1 апреля 2001 года EP-3 (BuNo 156511 ), приписанный к первой эскадрилье воздушной разведки флота (VQ-1, «Наблюдатели мира»), взлетел как Mission PR32 с авиабазы Кадена на Окинаве , Япония. Примерно в 9:15 утра по местному времени, ближе к концу шестичасовой миссии ELINT EP-3 , он летел на высоте 22 000 футов (6700 м) и скорости 180 узлов (210 миль в час; 330 км/ч) по курсу 110°, примерно в 70 милях (110 км) от острова. Два китайских J-8 с хайнаньского аэродрома Линшуй приблизились. Один из J-8 ( 81194 ), [9] пилотируемый лейтенантом-командиром. Ван Вэй, [10] [11] сделал два близких паса на ЭП-3. На третьем заходе он столкнулся с более крупным самолетом. J-8 развалился на две части; У ЭП-3 полностью оторвался обтекатель , а его винт № 1 (крайний левый) был серьезно поврежден. Данные о скорости и высоте были потеряны, в самолете произошла разгерметизация, а антенна обмоталась вокруг хвостового оперения . EP-3 Хвостовой киль J-8 ударился о левый элерон , заставив его полностью подняться и заставив американский самолет крениться влево со скоростью, в три-четыре раза превышающей нормальную максимальную скорость. [3] [12]
В результате удара ЭП-3 погрузился в пикирование на 30° при угле крена 130°, почти перевернувшись. Он упал на 8000 футов (2400 м) за 30 секунд и упал еще на 6000 футов (1800 м), прежде чем пилот, лейтенант Шейн Осборн , выровнял крылья EP-3 и поднял нос. [13] В статье в журнале Naval Aviation News за сентябрь 2003 года Осборн сказал, что, как только он восстановил контроль над самолетом, он «призвал экипаж подготовиться к катапультированию». [12] [13] Затем ему удалось контролировать снижение самолета, используя аварийное питание работающих двигателей, что позволило ему спланировать аварийную посадку на Хайнане. [14]
В течение следующих 26 минут экипаж ЭП-3 выполнял план действий в чрезвычайной ситуации, который включал уничтожение чувствительных элементов на борту самолета, таких как электронное оборудование, связанное со сбором разведывательной информации, документы и данные. Часть этого плана заключалась в том, чтобы разлить свежезаваренный кофе в дисководы и материнские платы и использовать топор из комплекта выживания самолета для уничтожения жестких дисков. [15] Экипаж не был формально обучен уничтожению секретных документов и оборудования и поэтому импровизировал. В результате разрушения салон самолета позже был описан как напоминающий «последствия братской вечеринки». [12]
Осборн совершил несанкционированную аварийную посадку на аэродроме Линшуй после того, как как минимум 15 сигналов бедствия остались без ответа, при этом был выбран аварийный код на транспондере . Он приземлился на скорости 170 узлов (200 миль в час; 310 км/ч), без закрылков , без дифферента и с поврежденным левым рулем высоты , и весил 108 000 фунтов (49 000 кг). После столкновения из-за выхода из строя носового обтекателя двигатель № 3 (внутренний правый) вышел из строя, а пропеллер № 1 не удалось флюгировать , что привело к увеличению сопротивления на этой стороне. Не было рабочего указателя скорости или высотомера , и Осборн при приземлении использовал полный правый элерон. Уцелевший китайский перехватчик приземлился там 10 минутами ранее. [16]
Было замечено, что Ван катапультировался после столкновения, но в Пентагоне заявили, что повреждение нижней части EP-3 может означать, что кабина китайского истребителя была раздавлена, что сделало невозможным выживание пилота. [17] [18] Тело Вана так и не было обнаружено, и его считали мертвым.
Причина столкновения
[ редактировать ]Спорными были как причина столкновения, так и возложение вины:
- Правительство США заявило, что китайский самолет задел крыло более крупного, медленного и менее маневренного EP-3. После возвращения на территорию США пилоту EP-3 лейтенанту Шейну Осборну было разрешено сделать краткое заявление, в котором он сообщил, что EP-3 находился на автопилоте и находился в прямолинейном полете во время полета. столкновение. он заявил, что просто «охранял автопилот» В интервью Frontline . [19] США опубликовали видеозаписи предыдущих миссий, которые показали, что американские разведывательные экипажи ранее были перехвачены теми же самолетами. [20]
- Ван Вэя Китайское правительство заявило, что, по словам ведомого , американский самолет «развернулся под большим углом в сторону китайцев», протаранив J-8. [21] [22] [23] [24] [25]
Ни одно из утверждений не может быть проверено, поскольку китайское правительство не опубликовало данные с бортовых самописцев ни одного самолета, которые оба находятся в его распоряжении. [21] [22] [23] [24] [25]
На земле
[ редактировать ]В течение 15 минут после приземления экипаж ЭП-3 продолжал уничтожать чувствительные предметы и данные на борту самолета, согласно протоколу. Они высадились из самолета после того, как солдаты заглядывали в окна, направляли оружие и кричали в мегафоны. Китайцы предложили им воду и сигареты. Под тщательной охраной их доставили в военные казармы в Линшуе , где их допрашивали в течение двух ночей, а затем перевели в жилье в Хайкоу , столице провинции и крупнейшем городе острова. К ним в целом относились хорошо. Однако их допрашивали в любое время, и поэтому они страдали от недостатка сна. Китайская еда показалась им невкусной, поскольку в нее входили рыбьи головы, но позже ситуация улучшилась. Охранники дали им колоды карт и газету на английском языке. Чтобы скоротать время и поднять настроение, лейтенант. Хонек и Виньери разработали юмористические номера на основе телешоу «Народный суд» , «Субботним вечером в прямом эфире» и «Охотник на крокодилов» . Их исполняли во время еды, единственный раз, когда они были вместе. Постепенно у них сложились хорошие отношения со своими охранниками, и один охранник спросил у них текст песни ". Отель «Калифорния » группы Eagles . [26]
Трое американских дипломатов были отправлены на Хайнань для встречи с экипажем, оценки их состояния и переговоров об освобождении экипажа. Впервые дипломатам разрешили встретиться с экипажем через три дня после инцидента. Официальные лица США жаловались на задержки Китая в этом отношении. [27]
24 члена экипажа (21 мужчина и 3 женщины) [28] в общей сложности содержались под стражей 10 дней и были освобождены вскоре после того, как США направили китайцам «письмо о двух извинениях». Экипажу удалось лишь частично уничтожить секретные материалы. Некоторые из материалов, которые им не удалось уничтожить, включали криптографические ключи , руководства по радиоразведке и имена сотрудников Агентства национальной безопасности . [12] Некоторые из захваченных компьютеров содержали подробную информацию для обработки сообщений PROFORMA из Северной Кореи , России , Вьетнама , Китая и других стран. [12] систем союзников США Самолет также нес информацию о параметрах излучателей радиолокационных по всему миру. [12] Китай также обнаружил, что Соединенные Штаты могут отслеживать ВМС Народно-освободительной армии подводные лодки посредством передачи сигналов. [12]
Письмо двух сожалений
[ редактировать ]«Письмо двух сожалений» [29] Таково было письмо, переданное послом США Джозефом Прюером министру иностранных дел Тан Цзясюаню Китайской Народной Республики с просьбой положить конец инциденту. После доставки письма Китай освободил задержанный экипаж и в конечном итоге вернул самолет в разобранном виде. [21] В письме говорилось, что Соединенные Штаты «очень сожалеют» о смерти китайского пилота Ван Вэя ( 王伟 ) и «очень сожалеют» о том, что самолет вошел в воздушное пространство Китая, а также приносят извинения за то, что на его посадку не было «устного разрешения». [30] Соединенные Штаты заявили, что это было «не письмо с извинениями», как тогда охарактеризовали государственные китайские СМИ, а «выражение сожаления и печали». [2] Первоначально Китай просил извинений, но США объяснили: «Мы не сделали ничего плохого, и поэтому извиниться было невозможно». [31]
Продолжались дебаты по поводу точного значения китайского перевода, выпущенного посольством США. Высокопоставленный чиновник администрации сказал: «То, что китайцы решат охарактеризовать как извинение, мы, вероятно, решим охарактеризовать как выражение сожаления или печали». [32] Президент Китая Цзян Цзэминь воспринял выражение «очень жаль» как соответствующее формальным извинениям, которых добивался Китай, и поэтому после этого Китай освободил американцев. [33]
Последствия
[ редактировать ]Экипаж EP-3 был освобожден 11 апреля 2001 года и вернулся на свою базу на острове Уидби через Гонолулу, Гавайи , где прошел двухдневный разбор полетов. [21] Пилот, лейтенант Шейн Осборн , был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за «героизм и выдающиеся достижения» в полете. Пилот J-8B Ван Вэй был посмертно удостоен звания «Хранитель территориального воздушного пространства и вод». [21] Его вдова получила личное письмо с соболезнованиями от президента США Джорджа Буша . [34]
Инженеры ВМС США заявили, что ЭП-3 можно будет отремонтировать за 8–12 месяцев. [35] но Китай отказался разрешить его полет с острова Хайнань. Разобранный самолет был позже выпущен 3 июля 2001 года и возвращен в США российской авиакомпанией «Полет» на двух Ан-124 «Русланы» . [36] [37] Ремонт проводился на заводе Lockheed Martin в Мариетте, штат Джорджия , для повторной сборки и приведения его в боевую готовность. Затем самолет был доставлен в L3 в Уэйко, штат Техас, для эксплуатации, поскольку в то время они были основным поставщиком обслуживания и модернизации EP-3. [38] Самолет вернулся в строй до 2013 года. [39]
Помимо оплаты демонтажа и доставки ЭП-3, Соединенные Штаты заплатили 34 567 долларов США за 11 дней питания и проживания, предоставленных правительством Китая экипажу самолета. [40] Китайцы потребовали от США компенсации в один миллион долларов за потерянный J-8 и их пилота, но без дальнейших переговоров в этом было отказано.
Инцидент произошел через десять недель после инаугурации президента Джорджа Буша и стал его первым внешнеполитическим кризисом. После этого события обе страны подверглись критике: китайцы за блеф, который был назван без каких-либо реальных уступок со стороны Америки, кроме «Письма о двух сожалениях»; и США, сначала за бесчувственность сразу после события, а затем за публикацию письма, а не за более оппозиционную позицию. [41] Соединенные Штаты пытались пойти на примирение, чтобы избежать возражений Китая против внешней политики США, которая стала более важной после терактов 11 сентября и в начале войны с террором . [42]
Среди китайской общественности этот инцидент вызвал негативное отношение к Соединенным Штатам и усилил чувства китайского национализма . [33] Несмотря на то, что уничтоженный самолет имел серийный номер 81194, кадры, на которых лейтенант-командир Ван Вэй пилотирует самолет J-8B с серийным номером 81192 во время аналогичного инцидента в начале года, были популяризированы и стали национальным символом как для ВВС ПЛАНАФ, так и для Китая. нация.
После столкновения агрессивность Китая в наблюдении за разведывательными полетами на короткое время снизилась. [43] По состоянию на 2011 год полеты американских самолетов-разведчиков вблизи береговой линии Китая продолжались, как и до инцидента. [44] [45]
В настоящее время на острове Хайнань находится флота Народно-освободительной армии (НОАК) база подводных лодок Хайнаньского , подземный объект, способный поддерживать подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами . [46] В марте 2009 года китайские корабли и самолеты приблизились к USNS Impeccable , кораблю наблюдения за океаном ВМС США, действовавшему в 75 милях (121 км) к югу от Хайнаня. Представители Пентагона охарактеризовали действия как «агрессивные» и «преследования». [47] [48] В августе 2014 года США выразили протест, когда китайский Shenyang J-11BH подошел на расстояние 10 метров (30 футов) к патрулирующему самолету Boeing P-8 Poseidon и выполнил фигуры высшего пилотажа, включая перекат бочки. [49] В мае 2016 года США выразили протест, когда два китайских самолета Shenyang J-11BH , как сообщается, приблизились на расстояние 15 метров (50 футов) к американскому EP-3 во время «обычного» патрулирования примерно в 50 милях (80 км) к востоку от острова Хайнань. В ответ Китай потребовал положить конец слежке США за пределами Китая. [50]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарвер, Джон В. «Китайско-американские отношения в 2001 году: трудное соглашение двух великих держав». Международный журнал 57.2 (2002): 283–310. онлайн
- Осборн, Шейн (2001). Рожденный летать: нерассказанная история сбитого американского самолета-разведчика . Бродвей. ISBN 0-7679-1111-3 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Таппер, Джейк; Линдси, Дэрил; Монтгомери, Алисия (13 апреля 2001 г.). «Война слов» . Салон . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чжан, Ханг (2001). «Культура и извинения: инцидент на острове Хайнань». Мировые англичане . 20 (3): 383–391. дои : 10.1111/1467-971X.00222 .
- ^ Перейти обратно: а б Брукс 2002 , с. 102
- ^ «Почему Южно-Китайское море вызывает споры?» . Новости Би-би-си . 12 июля 2016. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Алмонд, Ронсеверт Ганан (24 мая 2017 г.). «Ратификация США Конвенции по морскому праву» . Дипломат . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Авиабаза Уху» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 21 марта 2009 г.
- ^ «Авиабаза Линшуй» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 21 марта 2009 г.
- ↑ Пиблз, Кертис, «Полёты теней: секретная воздушная война Америки против Советского Союза» : Presidio Press, 2001. стр. 16–18. ISBN 0-89141-768-0
- ^ «Не № 81192: Какой самолет был самолетом мученика Ван Вэя во время столкновения самолетов между Китаем и США, 4 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 г. Проверено 2 мая». 2023 .
- ^ Ежемесячник ВВС . № 158. Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing. Май 2001. с. 4.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - ^ Ежемесячник ВВС . № 159. Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing. Июнь 2001. с. 79.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Зеттер, Ким (10 апреля 2017 г.). «Документы Сноудена раскрывают объем секретов, раскрытых Китаю в результате инцидента с самолетом-шпионом в 2001 году» . Перехват . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Джим (сентябрь – октябрь 2003 г.). «Лейтенант Шейн Осборн: глядя на чудо» (PDF) . Новости морской авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2013 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Брукс 2002 , с. 103
- ^ Брукс 2002 , с. 104
- ^ Брукс 2002 , с. 109
- ^ Рихтер, Пауль (6 апреля 2001 г.). «Китайский самолет пролетел слишком близко» . taiwandc.org. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Брукс 2002 , с. 108
- ^ Передовое интервью с Шейном Осборном. Архивировано 2 августа 2022 года в Wayback Machine , получено 28 августа 2009 года.
- ^ Кейтс, Брайан (14 апреля 2001 г.). «США обвиняют Китай в преследовании пилотов в воздухе, которое рассматривается как причина крушения» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брукс 2002 , с. 107
- ^ Перейти обратно: а б «Китайский самолет «разломился надвое» » . Би-би-си онлайн . 13 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2003 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Американский самолет столкнулся с китайским истребителем, вынужденным приземлиться» . Си-Эн-Эн. 1 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер, Пауль (6 апреля 2001 г.). «Китайский самолет пролетел слишком близко» . taiwandc.org. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Экерт, Пол (19 апреля 2001 г.). «Китай заявляет, что видео показывает, что американский самолет стал причиной крушения» . iol.co.za. Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Брукс 2002 , с. 105
- ^ «Дипломаты США встретились с экипажем самолета-шпиона» . Независимый . Лондон. 3 апреля 2001 года . Проверено 24 марта 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Брукс 2002 , с. 101
- ^ «Китай обещает освободить американских членов экипажа» . CNN . 11 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Линдси, Дэрил и др. « Война слов. Архивировано 8 марта 2021 года в Wayback Machine ». Salon.com, 12 апреля 2001 г., получено 21 марта 2009 г.
- ^ «Буш доволен освобождением американского экипажа из Китая» . Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ «Китай и США договорились об освобождении экипажа самолета» . Тайбэй Таймс . 12 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г. Проверено 21 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика внешней политики Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 64. дои : 10.1515/9781503634152 . ISBN 978-1-5036-3415-2 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Американская шпионская команда «в отличном здоровье » » . Би-би-си онлайн . 9 апреля 2001 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2004 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ «Самолет-шпион может не полететь домой» . Би-би-си онлайн . 20 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 г. Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ «Русские выпустят самолет-шпион» . Би-би-си онлайн . 10 июня 2001 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2002 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Осборн, Шейн (2001). Рожденный летать: нерассказанная история сбитого американского самолета-разведчика . Бродвейские книги. ISBN 0-7679-1111-3 .
- ^ «EP-3 ВМС США, доставленный с острова Хайнань, Китай, доставлен на авиабазу Доббинс в Мариетте, штат Джорджия» . Неделя авиации и космических технологий . 9 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 г. Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ «ВМС США 156511 EP-3 Обход аэропорта Портленда (PDX)» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ Мафсон, Стивен (10 августа 2001 г.). «США заплатят Китаю 34 567 долларов в связи с инцидентом с самолетом-шпионом» . Вашингтон Пост . Газеты Херста. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Китайский покер» . Экономист . 17 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Хенриксен, Томас Х. (31 января 2022 г.). Войны Америки: интервенции, смена режима и мятежи после холодной войны (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009053242.005 . ISBN 978-1-009-05324-2 . S2CID 245269947 . Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Эллисон, Майкл (30 июля 2001 г.). «Китай облегчает наблюдение за самолетами-шпионами» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Мартин, Дэн (27 июля 2011 г.). «Китай просит США прекратить полеты самолетов-шпионов» . Yahoo! Новости . Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Бланшар, Бен (27 июля 2011 г.). «Китай протестует против шпионских полетов США вблизи своего побережья» . Рейтер . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Новая китайская ПЛАРБ дислоцируется на острове Хайнань» . Федерация американских ученых . 24 апреля 2008 года. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 21 марта 2009 г.
- ^ «Официальные лица: Корабль в Китае ругался на подводные лодки» . Новости Эн-Би-Си . 10 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ «Пентагон заявляет, что китайские корабли преследовали американский корабль» . Си-Эн-Эн. 9 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2022 г. Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ «BBC News – США обвиняют китайский истребитель в безрассудном перехвате в воздухе» . Би-би-си онлайн . 23 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ «BBC News – Китай требует прекращения наблюдения со стороны США после перехвата самолета» . Рейтер . 19 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 20 мая 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Брукс, Эндрю (2002). Катастрофа пункта назначения . Ян Аллан. стр. 101–110. ISBN 0-7110-2862-1 .
- Шпионские скандалы и происшествия
- Военные отношения Китая и США
- Сигнальная разведка
- Авиационные происшествия и инциденты в Китае
- Авиационные происшествия и происшествия в 2001 г.
- ВМС США в 21 веке
- Дипломатические инциденты
- 2001 год в Китае
- 2001 год в США
- Конфликты 2001 года
- Военная история Хайнаня
- Споры в администрации Джорджа Буша
- Аварии и инциденты с участием самолетов ВМС и Корпуса морской пехоты США
- Локхид П-3 Орион
- События апреля 2001 г. в Азии
- Шпионаж в Китае
- События апреля 2001 г. в Китае