Шэньян J-8
Дж-8 | |
---|---|
![]() | |
J-8 в Китайском музее авиации | |
Роль | Перехватчик |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация |
Дизайнерская группа | Шэньянский авиационный конструкторский институт |
Первый полет | J-8: 5 июля 1969 г. J-8B: 12 июня 1984 г. |
Введение | 1980 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии Военно-морские силы Народно-освободительной армии |
Количество построенных | минимум 408 [ 1 ] |
Shenyang J-8 ( китайский : 歼-8; отчетное название НАТО : Finback ) — самолет-перехватчик, разработанный Институтом 601 (Шэньян) в Китайской Народной Республике (КНР). Он был задуман в начале 1960-х годов как программа с низким уровнем риска, основанная на расширении МиГ-21 F Микояна-Гуревича, версию которого КНР производила как Chengdu J-7 . Оригинальный J-8 долго разрабатывался из-за последствий Культурной революции ; прототипы впервые поднялись в воздух в 1969 году [ 2 ] но проект не был доработан до 1979 года, и самолет поступил на вооружение в 1980 году. [ 3 ]
J -8II / J-8B ( по классификации НАТО : Finback-B ) был основным развитием J-8 и, по сути, представлял собой новый самолет. J-8II заменил характерный носовой воздухозаборник. [ 2 ] с обычным обтекателем и боковыми воздухозаборниками, позволяющими разместить современный радар управления огнем, [ 4 ] и использовали более мощные двигатели. [ 2 ] [ 4 ] Разработка самолета началась в 1982 году. [ 4 ] и был допущен к производству и эксплуатации в 1988 году. [ 5 ] J-8II стал основой для всех последующих крупных дополнений к семейству J-8. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Дж-8
[ редактировать ]

К 1964 году Chengdu J-7 был неспособен осуществлять перехват на большой дальности и высоте. 25 октября Китайское авиационное учреждение провело конференцию для обсуждения будущих истребителей. У Института 601 было два предложения; двухмоторный «увеличенный» J-7, ставший впоследствии J-8, [ 2 ] и более производительный одномоторный вариант, которым стал Chengdu J-9 . [ 7 ] Оба варианта рассматривались. J-8 предлагал меньший технический риск и получил более высокий приоритет и политическую поддержку; [ 2 ] Позднее, в 1980 году, производство J-9 было отменено. [ 8 ] Народно -освободительная армия (НОАК) утвердила оперативные требования 17 мая 1965 года. [ 2 ] Хуан Чжицянь и Гу Сунфэнь стали соответственно главным и заместителем главного конструктора. [ 2 ] [ 3 ]
У J-8 были общие черты с J-7, в том числе цельный фонарь кабины с передними шарнирами, конструкция шасси и расположение подфюзеляжных пневмотормозов. Хвост имел два брюшных плавника, по форме похожих на единственный брюшной плавник J-7. Самолет был оснащен двумя турбореактивными двигателями Liyang WP-7B . Носовой воздухозаборник имел небольшой входной конус, в котором находился радар. дальномер. две пушки Тип 30-1 ( Нудельман-Рихтер НР-30 Под кабиной устанавливались ). Точек подвески было три: по одной под каждым крылом и одна по средней линии под фюзеляжем, общей грузоподъемностью 2,5 тонны. [ 2 ]
В 1970-е годы программа претерпела сбои. Хуан погиб в авиакатастрофе в мае 1965 года , и его заменил Ван Наньшоу. Проектные работы были завершены в сентябре, а к декабрю был готов и рассмотрен полноразмерный макет. Ожидалось, что Шэньянский авиационный завод завершит прототип к концу 1966 года, но Гао Фанци, его главный инженер, умер, а его преемник Лю Хунчжи был уволен в ноябре 1966 года во время Культурной революции . Разработка была передана «Объединенному командованию разработки J-8» под руководством Ван Синя. Строительство двух прототипов шло медленно, поскольку велось «почти тайно»; первый, «001 Red», строился с августа 1967 года по июнь 1968 года. 001 Red был поврежден во время испытаний на высокоскоростном рулении 19 декабря 1968 года. [ 2 ] и совершил свой первый успешный полет 5 июля 1969 года под управлением Инь Юхуаня. Вскоре после этого программа застопорилась из-за расформирования Летно-испытательного управления и Главного конструкторского бюро Шеньяна. [ 9 ] Главное конструкторское бюро было реформировано только в 1979 году, когда Гу был назначен главным конструктором. [ 10 ]
С 1969 по 1979 год 001 Red и 002 Red совершили в общей сложности всего 1025 полетов и 663 летных часа. Летные и статические испытания выявили несколько проблем, в том числе сильную тряску на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, перегрев задней части фюзеляжа на сверхзвуковых скоростях, ненадежность двигателей и недостатки планера. В конце концов все разрешилось, [ 9 ] хотя у него по-прежнему была плохая курсовая устойчивость. [ 4 ] Проект был завершен 31 декабря 1979 года. [ 3 ]
J-8А
[ редактировать ]J-8 уже был признан устаревшим, когда он официально поступил на вооружение 2 марта 1980 года. Разработка улучшенного J-8 I (позже J-8A) началась в Шеньяне в феврале 1978 года. [ 10 ] В J-8 I заменен радиолокационный дальномер на радар SR-4 и возможность стрельбы PL-4 ракетой класса «воздух-воздух » (ЗРК) ; И радар, и ракета все еще находились в разработке, когда 2 марта 1980 года характеристики самолета были одобрены Государственной комиссией по сертификации. [ 11 ] В конечном итоге ПЛ-4 потерпел неудачу и вместо него были использованы ПЛ-2 Б и ПЛ-5 . [ 12 ] В кабине использовался двухсекционный фонарь, как на J-7 II, и более новое катапультное кресло. Каждая пушка Тип 30-1 была заменена на Тип 23-III ( Грязева-Шипунова ГШ-23 Л). [ 11 ]
Первый прототип был построен в мае 1980 года и разрушен 25 июня во время первого запуска двигателя, когда разрыв гидравлической линии вызвал пожар в моторном отсеке; Впоследствии гидравлическая система J-8 была переработана. Второй прототип совершил первый полет 24 апреля 1981 года. Испытания были завершены в ноябре 1984 года, и самолет был допущен к производству 27 июня 1985 года. J-8 I также не соответствовал современным требованиям, и до окончания производства в 1985 году было построено всего около 100 экземпляров. 1987. [ 12 ]
Некоторые из них были переоборудованы в J-8 IE с радаром JL-7 от J-7C и различной авионикой от J-8 II. [ 13 ]
J-8B
[ редактировать ]
В 1980 году Шэньян начал исследования по улучшению J-8, используя идеи, воплощенные в современных самолетах, таких как McDonnell Douglas F-4 Phantom II и МиГ-23 Микояна-Гуревича . Гу и Хэ Вэньчжи начали работу над проектом J-8 II (позже J-8B) в 1982 году. [ 4 ]
Переработано 70% конструкции и систем планера J-8. Носовой воздухозаборник и его ударный конус [ 2 ] были заменены оживальным обтекателем и боковыми воздухозаборниками, чтобы освободить место для более крупного импульсно-доплеровского радара Тип 208 . Количество внешних узлов подвески увеличено до семи; имелась одна пушка Тип 23-III. Самолет подвергся территориальному управлению , а силовые установки были заменены на более мощные турбореактивные двигатели WP-13A-II. Два подфюзеляжных киля под хвостовым оперением были заменены одним килем большего размера, скопированным с МиГ-23; плавник сложен по правому борту на земле для увеличения дорожного просвета. Производительность была значительно улучшена за счет более высокой тяговооруженности, как и управляемость. Улучшение маневренности было ограничено из-за в 6,9 г. ограничения Прототип был построен в марте 1984 года и совершил свой первый полет 12 июня. [ 4 ] Производство и поступление на вооружение было одобрено в октябре 1988 года. [ 5 ] Наибольшие проблемы были с авионикой, особенно с радаром. [ 14 ]
Усовершенствованный J-8 IIB (или J-8B Block 02), оснащенный радаром KLJ-1 (Тип 208A) и авионикой от J-7C, поднялся в воздух в ноябре 1989 года и поступил в производство в 1996 году. [ 5 ]
J-8C и J-8F
[ редактировать ]
J-8 III (позже J-8C) был попыткой модернизации J-8 II в начале 1990-х годов. С израильской компанией по производству авионики Elta Systems был заключен контракт на адаптацию радара EL/M-2034 для самолета, хотя в конечном итоге была использована отечественная РЛС Тип 1471. Прототипы летали с двигателями WP-13B, поскольку предполагаемые турбореактивные двигатели Liyang WP-14 Kunlun находились в стадии разработки. Крыло имело четыре, а не два ограждения, а дозаправки в воздухе на правом борту был установлен съемный зонд . J-8 III был сертифицирован в 1995 году, но производство было отменено, поскольку WP-14 остался недоступен. [ 15 ]
От J-8C появился J-8F, разработка которого началась в 1999 году и первый полет состоялся в 2000 году. Последний был оснащен радаром JL-10 (Тип 1473) и турбореактивными двигателями WP-13B-II. [ 16 ]
J-8D и J-8H
[ редактировать ]J-8 IV (также известный как J-8 IIA, а позже как J-8D) представлял собой J-8 II с авионикой, аналогичной J-8 IIB, и таким же съемным зондом IFR, что и J-8 III. ; Позже зонд IFR был модифицирован, поскольку он создавал шум в кабине. Первый полет он совершил 21 ноября 1990 года и поступил на вооружение в 1996 году; это был первый китайский истребитель, способный работать по ППП. J-8 IV использовался в основном военно-морскими силами Народно-освободительной армии и был вооружен зенитно- ракетными комплексами PL-9 . [ 17 ]
J-8D был развит в истребитель/ударный самолет J-8H. J-8H был оснащен радаром KLJ-1 (Тип 1492); Вооружение — ЗРК PL-11 и, возможно, YJ-91 противорадиационная ракета . У него также было четыре крыльевых ограждения, как у J-8C. Разработка началась в 1995 году и поступила на вооружение в 2002 году. [ 16 ]
Жемчужина мира
[ редактировать ]программа «Жемчужина мира» 1986 года Совместная с США включала модернизацию 50–55 самолетов J-8 II американской авионикой, катапультными креслами Мартина-Бейкера и возможными американскими двигателями за 502 миллиона долларов США . Два самолета были отправлены в США для прототипирования, и к моменту протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году работа уже велась . [ 18 ] «Жемчужина мира» была отменена Китаем в 1990 году; США позволили этому продолжаться, несмотря на санкции после Тяньаньмэнь. [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]1 апреля 2001 года J-8B столкнулся с ВМС США Lockheed EP-3E ARIES II самолетом радиоразведки в 70 милях к юго-востоку от острова Хайнань . J-8B разбился, а его пилот Ван Вэй погиб из-за того, что его парашют не раскрылся. EP-3E получил серьезные повреждения и совершил вынужденную посадку на Хайнане; все 24 члена экипажа выжили. [ 20 ] [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]- J-8 : Оригинальная версия. Отчетное название НАТО Finback-A .
- J-8A : улучшенный J-8, оснащенный радаром SR-4 и ракетами класса «воздух-воздух». Первоначально обозначался J-8 I. [ 11 ]
- J-8 IE : улучшенный J-8A с модернизированной авионикой, включая радар JL-7. Переоборудован из J-8A после разработки J-8B. [ 13 ]
- JZ-8 : разведывательная версия с блоком камеры на центральной точке подвески. Переоборудован из J-8 в середине 1980-х годов после разработки J-8B. [ 22 ]
- J-8 ACT : испытательный стенд «Технологии активного управления» для отечественной аналоговой, а затем и цифровой электродистанционной системы управления. Один J-8, переоборудованный в конце 1980-х годов, разбился 23 апреля 1991 года. [ 22 ]
- J-8B : радикально переработанный J-8 с импульсно- доплеровским радаром Тип 208 , турбореактивными двигателями WP-13A-II и увеличенной полезной нагрузкой. Первоначально обозначался J-8 II , с обозначением НАТО Finback-B . [ 23 ]
- J-8B Block 02 : улучшенный J-8B с радаром KLJ-1 (Тип 208A) и улучшенной авионикой. Первоначально обозначался J-8 IIB . [ 5 ]
- Модернизация «Жемчужина мира» : улучшенный J-8B с американской авионикой и двигателями. Отменено после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. [ 24 ]
- J-8C : улучшенный J-8B с зондом IFR, радаром Elta EL/M-2034, а затем Type 1471 и турбореактивными двигателями WP-13B. Отменено из-за отсутствия предполагаемой силовой установки, турбореактивного двигателя WP-14. [ 15 ]
- J-8D : улучшенный J-8B с зондом IFR и авионикой, аналогичной J-8B Block 02. В отчетности НАТО название Finback-B Mod . [ 17 ]
- J-8F : развитие J-8C с радаром JL-10 (Тип 1473) и ракетами PL-11. [ 16 ]
- J-8H : Развитие J-8D для роли истребителя/ударника. Оснащен радаром KLJ-1 (Тип 1492), противорадиационными ракетами PL-11 и YJ-91. [ 16 ]
- JZ-8F : Разведывательная версия J-8F с замененной пушкой внутренней камерой. [ 16 ]
- J-8 II ACT : Испытательный стенд цифровой электродистанционной системы управления. К стволам воздухозаборников были прикреплены небольшие утки, чтобы вызвать нестабильность. С 1996 по 1999 год летал 49 раз. [ 25 ]
- F-8B : экспортная версия J-8B. [ 5 ]
- F-8 IIM : улучшенный J-8B на экспорт с российской авионикой и вооружением. [ 26 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Народно-освободительной армии : 50 J-8F/H, 24 JZ-8, 24 JZ-8F. [ 27 ]
- ВВС Народно-освободительной армии : 24 J-8F. [ 28 ]
Технические характеристики (F-8 IIM)
[ редактировать ]Данные из [ 29 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 21,39 м (70 футов 2 дюйма) (20,53 м (67,4 фута) без учета носового зонда Пито)
- Размах крыла: 9,344 м (30 футов 8 дюймов)
- Высота: 5,41 м (17 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 42,2 м 2 (454 кв. футов)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-12 (4,2%); совет: ЦАГИ С-12 (5%) [ 30 ]
- Вес пустого: 10 371 кг (22 864 фунта)
- Полная масса: 15 288 кг (33 704 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 18 879 кг (41 621 фунт)
- Силовая установка: 2 двигателя Guizhou WP-13B турбореактивных с форсажной камерой , тяга 47,1 кН (10 580 фунтов силы) каждый всухую, 68,6 кН (15 430 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2,2 Маха. [ 31 ]
- Боевая дальность: радиус 1000 км (620 миль, 540 миль) с 3 сбрасываемыми баками.
- Боевой радиус с одним AAR: 900 км (560 миль; 490 миль)
- Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов)
- Пределы g: +4,7 на высоте 5000 м (16000 футов)
- Скорость набора высоты: 224 м/с (44 100 футов/мин) на уровне моря.
- Тяга/вес : 0,74
- Скорость отклейки: 330 км/ч (210 миль в час; 180 узлов)
- Разбег: 630 м (2070 футов)
- Скорость приземления: 224 км/ч (139 миль в час; 121 узел)
- Посадочный пробег: 900 м (3000 футов)
Вооружение
- Орудия: 1 х 23-мм пушка Тип 23-III.
- Узлы подвески: 1 центральная и 6 подкрыльевых точек подвески с вместимостью 3 подвесных бака.
- Ракеты: Тип 90-1 4 блока ПФАР (57-мм или 90-мм).
- Ракеты: 6 зенитно- ракетных комплексов ПЛ-5 или зенитно-ракетных комплексов ПЛ-9 или 2 зенитно- ракетных комплекса Р-27Р1 или 2 зенитно- ПЛ-11 ракетных комплексов Х-31. или 2 противокорабельных ракеты
- Бомбы: 5 х 500 кг (1100 фунтов) с низким сопротивлением или 10 х 250 кг (550 фунтов) (4 под крылом, 6 по центральной линии)
Авионика
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Mikoyan-Gurevich Ye-150 family – ( Советский Союз )
- Mikoyan-Gurevich MiG-23 – ( Советский Союз )
- Макдоннелл Дуглас F-4E Phantom II - ( США )
- Сухой Су-15 - ( Советский Союз )
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хакет, Джеймс, изд. (2010), «The Military Balance 2010» , The Military Balance , Международный институт стратегических исследований , стр. 402, 404, заархивировано из оригинала 12 октября 2012 г. , получено 28 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Gordon & Komissarov 2008 , p. 75.
- ^ Jump up to: а б с Gordon & Komissarov 2008 , p. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Gordon & Komissarov 2008 , p. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и Gordon & Komissarov 2008 , p. 81.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 81–86.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 90.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 92.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 76.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 76–77.
- ^ Jump up to: а б с Gordon & Komissarov 2008 , pp. 77–78.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 78.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 78–79.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с д и Gordon & Komissarov 2008 , p. 85.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 84–85.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 82.
- ^ Манн, Джим (15 мая 1990 г.). «Китай отменяет сделку с США по модернизации самолета F-8: Военные: Откладывание программы стоимостью 550 миллионов долларов сигнализирует о важном разрыве в стратегических связях двух стран» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Чан, Минни (2 апреля 2019 г.). «Как столкновение в воздухе возле Хайнаня 18 лет назад стимулировало военную модернизацию Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Зеттер, Ким (10 апреля 2017 г.). «Сжечь после прочтения: документы Сноудена раскрывают масштаб секретов, раскрытых Китаю в результате инцидента с самолетом-шпионом в 2001 году» . Перехват . Архивировано из оригинала 11 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 79.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 79–81.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 81–83.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 87.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 85–86.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2022 , с. 261.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2022 , с. 260.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 85-86, 90.
- ^ Леднисер, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Группа прикладной аэродинамики UIUC . Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Сондерс и Уайзман 2011 , с. 29.
- Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2008). Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 года . Манчестер: Публикации Хикоки. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- Международный институт стратегических исследований (2021 г.). Военный баланс 2021 . Рутледж. ISBN 978-1-032-01227-8 .
- Международный институт стратегических исследований (14 февраля 2022 г.). Военный баланс 2022 . Рутледж. ISBN 978-1-000-62003-0 .
- Сондерс, Филип С.; Уайзман, Джошуа К. (декабрь 2011 г.). «Покупай, строй или укради: поиски передовых технологий военной авиации в Китае» . Китайские стратегические перспективы (4). Институт национальных стратегических исследований Университета национальной обороны .