Jump to content

Шэньян J-8

Дж-8
J-8 в Китайском музее авиации
Роль Перехватчик
Национальное происхождение Китай
Производитель Шэньянская авиастроительная корпорация
Дизайнерская группа Шэньянский авиационный конструкторский институт
Первый полет J-8: 5 июля 1969 г.
J-8B: 12 ​​июня 1984 г.
Введение 1980
Статус В эксплуатации
Основные пользователи ВВС Народно-освободительной армии
Военно-морские силы Народно-освободительной армии
Количество построенных минимум 408 [ 1 ]

Shenyang J-8 ( китайский : 歼-8; отчетное название НАТО : Finback ) — самолет-перехватчик, разработанный Институтом 601 (Шэньян) в Китайской Народной Республике (КНР). Он был задуман в начале 1960-х годов как программа с низким уровнем риска, основанная на расширении МиГ-21 F Микояна-Гуревича, версию которого КНР производила как Chengdu J-7 . Оригинальный J-8 долго разрабатывался из-за последствий Культурной революции ; прототипы впервые поднялись в воздух в 1969 году [ 2 ] но проект не был доработан до 1979 года, и самолет поступил на вооружение в 1980 году. [ 3 ]

J -8II / J-8B ( по классификации НАТО : Finback-B ) был основным развитием J-8 и, по сути, представлял собой новый самолет. J-8II заменил характерный носовой воздухозаборник. [ 2 ] с обычным обтекателем и боковыми воздухозаборниками, позволяющими разместить современный радар управления огнем, [ 4 ] и использовали более мощные двигатели. [ 2 ] [ 4 ] Разработка самолета началась в 1982 году. [ 4 ] и был допущен к производству и эксплуатации в 1988 году. [ 5 ] J-8II стал основой для всех последующих крупных дополнений к семейству J-8. [ 6 ]

Разработка

[ редактировать ]
J-8 в Пекинском военном музее
J-8 сзади.

К 1964 году Chengdu J-7 был неспособен осуществлять перехват на большой дальности и высоте. 25 октября Китайское авиационное учреждение провело конференцию для обсуждения будущих истребителей. У Института 601 было два предложения; двухмоторный «увеличенный» J-7, ставший впоследствии J-8, [ 2 ] и более производительный одномоторный вариант, которым стал Chengdu J-9 . [ 7 ] Оба варианта рассматривались. J-8 предлагал меньший технический риск и получил более высокий приоритет и политическую поддержку; [ 2 ] Позднее, в 1980 году, производство J-9 было отменено. [ 8 ] Народно -освободительная армия (НОАК) утвердила оперативные требования 17 мая 1965 года. [ 2 ] Хуан Чжицянь и Гу Сунфэнь стали соответственно главным и заместителем главного конструктора. [ 2 ] [ 3 ]

У J-8 были общие черты с J-7, в том числе цельный фонарь кабины с передними шарнирами, конструкция шасси и расположение подфюзеляжных пневмотормозов. Хвост имел два брюшных плавника, по форме похожих на единственный брюшной плавник J-7. Самолет был оснащен двумя турбореактивными двигателями Liyang WP-7B . Носовой воздухозаборник имел небольшой входной конус, в котором находился радар. дальномер. две пушки Тип 30-1 ( Нудельман-Рихтер НР-30 Под кабиной устанавливались ). Точек подвески было три: по одной под каждым крылом и одна по средней линии под фюзеляжем, общей грузоподъемностью 2,5 тонны. [ 2 ]

В 1970-е годы программа претерпела сбои. Хуан погиб в авиакатастрофе в мае 1965 года , и его заменил Ван Наньшоу. Проектные работы были завершены в сентябре, а к декабрю был готов и рассмотрен полноразмерный макет. Ожидалось, что Шэньянский авиационный завод завершит прототип к концу 1966 года, но Гао Фанци, его главный инженер, умер, а его преемник Лю Хунчжи был уволен в ноябре 1966 года во время Культурной революции . Разработка была передана «Объединенному командованию разработки J-8» под руководством Ван Синя. Строительство двух прототипов шло медленно, поскольку велось «почти тайно»; первый, «001 Red», строился с августа 1967 года по июнь 1968 года. 001 Red был поврежден во время испытаний на высокоскоростном рулении 19 декабря 1968 года. [ 2 ] и совершил свой первый успешный полет 5 июля 1969 года под управлением Инь Юхуаня. Вскоре после этого программа застопорилась из-за расформирования Летно-испытательного управления и Главного конструкторского бюро Шеньяна. [ 9 ] Главное конструкторское бюро было реформировано только в 1979 году, когда Гу был назначен главным конструктором. [ 10 ]

С 1969 по 1979 год 001 Red и 002 Red совершили в общей сложности всего 1025 полетов и 663 летных часа. Летные и статические испытания выявили несколько проблем, в том числе сильную тряску на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, перегрев задней части фюзеляжа на сверхзвуковых скоростях, ненадежность двигателей и недостатки планера. В конце концов все разрешилось, [ 9 ] хотя у него по-прежнему была плохая курсовая устойчивость. [ 4 ] Проект был завершен 31 декабря 1979 года. [ 3 ]

J-8 уже был признан устаревшим, когда он официально поступил на вооружение 2 марта 1980 года. Разработка улучшенного J-8 I (позже J-8A) началась в Шеньяне в феврале 1978 года. [ 10 ] В J-8 I заменен радиолокационный дальномер на радар SR-4 и возможность стрельбы PL-4 ракетой класса «воздух-воздух » (ЗРК) ; И радар, и ракета все еще находились в разработке, когда 2 марта 1980 года характеристики самолета были одобрены Государственной комиссией по сертификации. [ 11 ] В конечном итоге ПЛ-4 потерпел неудачу и вместо него были использованы ПЛ-2 Б и ПЛ-5 . [ 12 ] В кабине использовался двухсекционный фонарь, как на J-7 II, и более новое катапультное кресло. Каждая пушка Тип 30-1 была заменена на Тип 23-III ( Грязева-Шипунова ГШ-23 Л). [ 11 ]

Первый прототип был построен в мае 1980 года и разрушен 25 июня во время первого запуска двигателя, когда разрыв гидравлической линии вызвал пожар в моторном отсеке; Впоследствии гидравлическая система J-8 была переработана. Второй прототип совершил первый полет 24 апреля 1981 года. Испытания были завершены в ноябре 1984 года, и самолет был допущен к производству 27 июня 1985 года. J-8 I также не соответствовал современным требованиям, и до окончания производства в 1985 году было построено всего около 100 экземпляров. 1987. [ 12 ]

Некоторые из них были переоборудованы в J-8 IE с радаром JL-7 от J-7C и различной авионикой от J-8 II. [ 13 ]

J-8B
Сравнение J-8A и J-8B

В 1980 году Шэньян начал исследования по улучшению J-8, используя идеи, воплощенные в современных самолетах, таких как McDonnell Douglas F-4 Phantom II и МиГ-23 Микояна-Гуревича . Гу и Хэ Вэньчжи начали работу над проектом J-8 II (позже J-8B) в 1982 году. [ 4 ]

Переработано 70% конструкции и систем планера J-8. Носовой воздухозаборник и его ударный конус [ 2 ] были заменены оживальным обтекателем и боковыми воздухозаборниками, чтобы освободить место для более крупного импульсно-доплеровского радара Тип 208 . Количество внешних узлов подвески увеличено до семи; имелась одна пушка Тип 23-III. Самолет подвергся территориальному управлению , а силовые установки были заменены на более мощные турбореактивные двигатели WP-13A-II. Два подфюзеляжных киля под хвостовым оперением были заменены одним килем большего размера, скопированным с МиГ-23; плавник сложен по правому борту на земле для увеличения дорожного просвета. Производительность была значительно улучшена за счет более высокой тяговооруженности, как и управляемость. Улучшение маневренности было ограничено из-за в 6,9 г. ограничения Прототип был построен в марте 1984 года и совершил свой первый полет 12 июня. [ 4 ] Производство и поступление на вооружение было одобрено в октябре 1988 года. [ 5 ] Наибольшие проблемы были с авионикой, особенно с радаром. [ 14 ]

Усовершенствованный J-8 IIB (или J-8B Block 02), оснащенный радаром KLJ-1 (Тип 208A) и авионикой от J-7C, поднялся в воздух в ноябре 1989 года и поступил в производство в 1996 году. [ 5 ]

J-8F

J-8 III (позже J-8C) был попыткой модернизации J-8 II в начале 1990-х годов. С израильской компанией по производству авионики Elta Systems был заключен контракт на адаптацию радара EL/M-2034 для самолета, хотя в конечном итоге была использована отечественная РЛС Тип 1471. Прототипы летали с двигателями WP-13B, поскольку предполагаемые турбореактивные двигатели Liyang WP-14 Kunlun находились в стадии разработки. Крыло имело четыре, а не два ограждения, а дозаправки в воздухе на правом борту был установлен съемный зонд . J-8 III был сертифицирован в 1995 году, но производство было отменено, поскольку WP-14 остался недоступен. [ 15 ]

От J-8C появился J-8F, разработка которого началась в 1999 году и первый полет состоялся в 2000 году. Последний был оснащен радаром JL-10 (Тип 1473) и турбореактивными двигателями WP-13B-II. [ 16 ]

J-8 IV (также известный как J-8 IIA, а позже как J-8D) представлял собой J-8 II с авионикой, аналогичной J-8 IIB, и таким же съемным зондом IFR, что и J-8 III. ; Позже зонд IFR был модифицирован, поскольку он создавал шум в кабине. Первый полет он совершил 21 ноября 1990 года и поступил на вооружение в 1996 году; это был первый китайский истребитель, способный работать по ППП. J-8 IV использовался в основном военно-морскими силами Народно-освободительной армии и был вооружен зенитно- ракетными комплексами PL-9 . [ 17 ]

J-8D был развит в истребитель/ударный самолет J-8H. J-8H был оснащен радаром KLJ-1 (Тип 1492); Вооружение — ЗРК PL-11 и, возможно, YJ-91 противорадиационная ракета . У него также было четыре крыльевых ограждения, как у J-8C. Разработка началась в 1995 году и поступила на вооружение в 2002 году. [ 16 ]

Жемчужина мира

[ редактировать ]

программа «Жемчужина мира» 1986 года Совместная с США включала модернизацию 50–55 самолетов J-8 II американской авионикой, катапультными креслами Мартина-Бейкера и возможными американскими двигателями за 502 миллиона долларов США . Два самолета были отправлены в США для прототипирования, и к моменту протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году работа уже велась . [ 18 ] «Жемчужина мира» была отменена Китаем в 1990 году; США позволили этому продолжаться, несмотря на санкции после Тяньаньмэнь. [ 19 ]

Операционная история

[ редактировать ]

1 апреля 2001 года J-8B столкнулся с ВМС США Lockheed EP-3E ARIES II самолетом радиоразведки в 70 милях к юго-востоку от острова Хайнань . J-8B разбился, а его пилот Ван Вэй погиб из-за того, что его парашют не раскрылся. EP-3E получил серьезные повреждения и совершил вынужденную посадку на Хайнане; все 24 члена экипажа выжили. [ 20 ] [ 21 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • J-8 : Оригинальная версия. Отчетное название НАТО Finback-A .
  • J-8A : улучшенный J-8, оснащенный радаром SR-4 и ракетами класса «воздух-воздух». Первоначально обозначался J-8 I. [ 11 ]
  • J-8 IE : улучшенный J-8A с модернизированной авионикой, включая радар JL-7. Переоборудован из J-8A после разработки J-8B. [ 13 ]
  • JZ-8 : разведывательная версия с блоком камеры на центральной точке подвески. Переоборудован из J-8 в середине 1980-х годов после разработки J-8B. [ 22 ]
  • J-8 ACT : испытательный стенд «Технологии активного управления» для отечественной аналоговой, а затем и цифровой электродистанционной системы управления. Один J-8, переоборудованный в конце 1980-х годов, разбился 23 апреля 1991 года. [ 22 ]
  • J-8B : радикально переработанный J-8 с импульсно- доплеровским радаром Тип 208 , турбореактивными двигателями WP-13A-II и увеличенной полезной нагрузкой. Первоначально обозначался J-8 II , с обозначением НАТО Finback-B . [ 23 ]
  • J-8B Block 02 : улучшенный J-8B с радаром KLJ-1 (Тип 208A) и улучшенной авионикой. Первоначально обозначался J-8 IIB . [ 5 ]
  • Модернизация «Жемчужина мира» : улучшенный J-8B с американской авионикой и двигателями. Отменено после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. [ 24 ]
  • J-8C : улучшенный J-8B с зондом IFR, радаром Elta EL/M-2034, а затем Type 1471 и турбореактивными двигателями WP-13B. Отменено из-за отсутствия предполагаемой силовой установки, турбореактивного двигателя WP-14. [ 15 ]
  • J-8D : улучшенный J-8B с зондом IFR и авионикой, аналогичной J-8B Block 02. В отчетности НАТО название Finback-B Mod . [ 17 ]
  • J-8F : развитие J-8C с радаром JL-10 (Тип 1473) и ракетами PL-11. [ 16 ]
  • J-8H : Развитие J-8D для роли истребителя/ударника. Оснащен радаром KLJ-1 (Тип 1492), противорадиационными ракетами PL-11 и YJ-91. [ 16 ]
  • JZ-8F : Разведывательная версия J-8F с замененной пушкой внутренней камерой. [ 16 ]
  • J-8 II ACT : Испытательный стенд цифровой электродистанционной системы управления. К стволам воздухозаборников были прикреплены небольшие утки, чтобы вызвать нестабильность. С 1996 по 1999 год летал 49 раз. [ 25 ]
  • F-8B : экспортная версия J-8B. [ 5 ]
  • F-8 IIM : улучшенный J-8B на экспорт с российской авионикой и вооружением. [ 26 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Китай

Технические характеристики (F-8 IIM)

[ редактировать ]

Данные из [ 29 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 21,39 м (70 футов 2 дюйма) (20,53 м (67,4 фута) без учета носового зонда Пито)
  • Размах крыла: 9,344 м (30 футов 8 дюймов)
  • Высота: 5,41 м (17 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 42,2 м 2 (454 кв. футов)
  • Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-12 (4,2%); совет: ЦАГИ С-12 (5%) [ 30 ]
  • Вес пустого: 10 371 кг (22 864 фунта)
  • Полная масса: 15 288 кг (33 704 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 18 879 кг (41 621 фунт)
  • Силовая установка: 2 двигателя Guizhou WP-13B турбореактивных с форсажной камерой , тяга 47,1 кН (10 580 фунтов силы) каждый всухую, 68,6 кН (15 430 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 2,2 Маха. [ 31 ]
  • Боевая дальность: радиус 1000 км (620 миль, 540 миль) с 3 сбрасываемыми баками.
  • Боевой радиус с одним AAR: 900 км (560 миль; 490 миль)
  • Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов)
  • Пределы g: +4,7 на высоте 5000 м (16000 футов)
  • Скорость набора высоты: 224 м/с (44 100 футов/мин) на уровне моря.
  • Тяга/вес : 0,74
  • Скорость отклейки: 330 км/ч (210 миль в час; 180 узлов)
  • Разбег: 630 м (2070 футов)
  • Скорость приземления: 224 км/ч (139 миль в час; 121 узел)
  • Посадочный пробег: 900 м (3000 футов)

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Хакет, Джеймс, изд. (2010), «The Military Balance 2010» , The Military Balance , Международный институт стратегических исследований , стр. 402, 404, заархивировано из оригинала 12 октября 2012 г. , получено 28 июня 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Gordon & Komissarov 2008 , p. 75.
  3. ^ Jump up to: а б с Gordon & Komissarov 2008 , p. 77.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Gordon & Komissarov 2008 , p. 80.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Gordon & Komissarov 2008 , p. 81.
  6. ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 81–86.
  7. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 90.
  8. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 92.
  9. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 76.
  10. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 76–77.
  11. ^ Jump up to: а б с Gordon & Komissarov 2008 , pp. 77–78.
  12. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 78.
  13. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 78–79.
  14. ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 80–81.
  15. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 83–84.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Gordon & Komissarov 2008 , p. 85.
  17. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , pp. 84–85.
  18. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 82.
  19. ^ Манн, Джим (15 мая 1990 г.). «Китай отменяет сделку с США по модернизации самолета F-8: Военные: Откладывание программы стоимостью 550 миллионов долларов сигнализирует о важном разрыве в стратегических связях двух стран» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 апреля 2022 г.
  20. ^ Чан, Минни (2 апреля 2019 г.). «Как столкновение в воздухе возле Хайнаня 18 лет назад стимулировало военную модернизацию Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 7 апреля 2022 г.
  21. ^ Зеттер, Ким (10 апреля 2017 г.). «Сжечь после прочтения: документы Сноудена раскрывают масштаб секретов, раскрытых Китаю в результате инцидента с самолетом-шпионом в 2001 году» . Перехват . Архивировано из оригинала 11 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б Gordon & Komissarov 2008 , p. 79.
  23. ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 79–81.
  24. ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 81–83.
  25. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 87.
  26. ^ Gordon & Komissarov 2008 , pp. 85–86.
  27. ^ Международный институт стратегических исследований 2022 , с. 261.
  28. ^ Международный институт стратегических исследований 2022 , с. 260.
  29. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 85-86, 90.
  30. ^ Леднисер, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Группа прикладной аэродинамики UIUC . Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн . Проверено 16 апреля 2019 г.
  31. ^ Сондерс и Уайзман 2011 , с. 29.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a11b80b5a58e29a31ab175d5087d227__1719743760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/27/3a11b80b5a58e29a31ab175d5087d227.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shenyang J-8 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)