Jump to content

Роллс-Ройс Спей

Спей
RB.168 Mk 202 Spey, установленный на F-4K Phantom.
Тип ТРДД
Производитель Роллс-Ройс Лимитед
Первый запуск 1964
Основные приложения АМХ Международный АМХ
BAC One-Eleven
Стипендия Fokker F28
Блэкберн Бакканьер
Макдоннелл Дуглас F-4K/M Фантом
Сиань JH-7
Количество построенных 2,768
Варианты Эллисон TF41
Развитый в Роллс-Ройс RB.183 Тай
Роллс-Ройс Марин Спей

Rolls -Royce Spey (обозначения компании RB.163 , RB.168 и RB.183 двигатель с малым байпасом, ) — турбовентиляторный первоначально разработанный и изготовленный компанией Rolls-Royce , который широко используется уже более 40 лет. Версия Spey, совместная разработка Rolls-Royce и Allison в 1960-х годах, — это Allison TF41 .

Концепт Spey , предназначенный для небольшого рынка гражданских реактивных авиалайнеров , когда он разрабатывался в конце 1950-х годов, также использовался в различных военных двигателях, а позже в качестве турбовального двигателя для кораблей, известных как Marine Spey , и даже в качестве основы для новая гражданская линия Rolls-Royce RB.183 Tay .

Авиационные версии базовой модели Spey налетали более 50 миллионов часов. [1] В соответствии с практикой наименования Rolls-Royce двигатель назван в честь реки Спей .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1954 году компания Rolls-Royce представила первый коммерческий двухконтурный двигатель Rolls-Royce Conway с тягой 17 500 фунтов силы (78 кН), нацеленный на то, что тогда было «большим сегментом» рынка. Это было слишком велико для самолетов меньшего размера, таких как Sud Caravelle , BAC One-Eleven или Hawker Siddeley Trident , которые тогда находились в стадии разработки. Затем компания Rolls-Royce начала работу над двигателем меньшего размера, в остальном идентичным по конструкции, заимствованным из более крупного RB.140/141 Medway , который сам был отменен после того, как British European Airways (BEA) потребовала уменьшения размеров Trident. [2] RB.163 , использующий ту же компоновку с двумя золотниками и вентилятор меньшего размера, обеспечивающий степень двухконтурности около 0,64:1. Разработан командой под руководством Фредерика Морли. [2] первые версии того, что впоследствии стало Spey, поступили на вооружение в 1964 году и использовались как для 1-11, так и для Trident. Несколько версий с более высокой номинальной мощностью были поставлены в течение 1960-х годов, но разработка была прекращена ближе к 1970-м годам из-за появления двигателей с гораздо более высокой степенью двухконтурности и, следовательно, лучшей экономией топлива.

В 1980 году компания Turbomecanica Bucharest приобрела лицензию на версию Spey 512-14 DW, которая использовалась на построенном в Румынии самолете BAC One-Eleven (Rombac One-Eleven). [3]

Авиалайнеры с двигателями Spey широко использовались до 1980-х годов, когда ограничения по шуму в европейских аэропортах вынудили их прекратить эксплуатацию.

Специально для Buccaneer и Corsair II.

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов Советский Союз начал разработку крейсеров типа «Свердлов» , которые поставили бы Королевский флот под серьезную угрозу. Дивизия морской воздушной войны [4] решили противостоять этой угрозе с помощью ударного самолета, который будет летать с очень высокой скоростью на очень низкой высоте. Победившим дизайном стал Blackburn Buccaneer .

Форсажная камера RB.168

Первая версия Buccaneer, S.1, оснащенная двигателем de Havilland Gyron Junior , в определенных сценариях имела недостаточную мощность, хотя и не на максимальной скорости, а двигатель был ненадежным. [5] Spey был выбран в 1960 году в качестве варианта модернизации двигателя, чтобы придать большую тягу Buccaneer Mk.2. Также прогнозировалось, что дальность полета увеличится на 80%. [6] Двигатель представлял собой военизированную версию BAC 1-11 Spey и назывался RB.168-1 . Buccaneer S.2 служил до 1990-х годов.

Модификация Spey, спроектированная и разработанная совместно компаниями Rolls-Royce и Allison для LTV A-7 Corsair II , производилась по лицензии в США как TF41 .

Ф-4К и М Фантом

[ редактировать ]

Британские версии McDonnell Douglas F-4 Phantom II (обозначенные Phantom FG.Mk.1 и FGR.Mk.2) заменили турбореактивные двигатели J79 с влажной тягой 16 000 фунтов на пару ТРДД Spey 201 с влажной тягой 20 515 фунтов. Они обеспечивали дополнительную тягу для работы с меньшими британскими авианосцами и обеспечивали дополнительный отбор воздуха для системы управления пограничным слоем для снижения скорости приземления. Площадь воздухозаборника была увеличена на двадцать процентов, а хвостовую часть фюзеляжа под двигателями пришлось перепроектировать. По сравнению с исходными турбореактивными двигателями, турбовентиляторные двигатели с форсажной камерой обеспечили увеличение боевого радиуса и перегоночной дальности на десять и пятнадцать процентов соответственно, а также улучшили взлет, начальный набор высоты и ускорение, но за счет снижения максимальной скорости, поскольку компрессор температуры на выходе будут превышены в практически дозвуковой гражданской конструкции. [7] [8]

Надежность

[ редактировать ]

За время своего существования Spey добился впечатляющих показателей безопасности. Относительно низкие затраты на техническое обслуживание являются одной из основных причин, по которой он оставался в эксплуатации, даже когда были доступны новые конструкции. Учитывая необходимость в двигателе с тягой от 10 000 до 15 000 фунтов силы (от 44 до 67 кН), с лучшим удельным расходом топлива и более низким уровнем шума и выбросов, компания Rolls-Royce использовала турбомашины Spey с гораздо большим вентилятором для производства Rolls -Royce Tay .

Разработка АМХ

[ редактировать ]

Полностью обновленная версия военного RB.168 также была построена для установки на AMX International AMX штурмовик .

Варианты

[ редактировать ]
Rolls-Royce Spey RB.163 Mk.505-5 для Trident в музее Королевских ВВС в Косфорде
Rolls-Royce Spey Mk 202 в музее Королевских ВВС в Лондоне
Rolls-Royce Spey RB.163 Mk.505-5F на выставке в Центре наследия аэродрома Монтроуз, Шотландия
РБ.141
РБ.163-1
РБ.163-2
РБ.163-2В
РБ.163 Мк.505-5
РБ.163 Мк.505-14
РБ.163 Мк.506-5
РБ.163 Мк.506-14
РБ.163 Мк.511-8
Gulfstream II и Gulfstream III (обозначение ВВС США F113-RR-100 для Gulfstream C-20)
РБ.163 Мк.511-14
BAC One-Eleven
РБ.163 Мк.512-14DW
BAC One-Eleven/Ромбак One-Eleven
АР 963
(RB.163) Боинг 727 (предлагается); он должен был быть построен по лицензии Эллисон. [9] [10]
РБ.168-62
РБ.168 Мк.101
(Военный шпион) Блэкбернский пират S2
РБ.168 Мк.202
(Military Spey) McDonnell Douglas F-4 Phantom II модифицированный F-4J для британской службы («Phantom FG1»). (Излишки двигателей были приобретены и использованы Ричардом Ноблом для Thrust SSC в 1997 году.) автомобиля, установившего рекорд наземной скорости
РБ.168 Мк.250
(Военный Спей) Hawker Siddeley Nimrod MR1/MR2
РБ.168 Мк.251
(Военный Спей) Hawker Siddeley Nimrod R1 и AEW
РБ.168 Мк.807
AMX International AMX , построенный по лицензии FiatAvio.
АР 168Р
Совместная разработка с Allison Engine Company для конкурса TFX (выиграл Pratt & Whitney TF30) . [11]
RB.183 Mk 555-15 Спей Джуниор
Стипендия Fokker F28
WS-9 Циньлин
Китайская лицензионная версия RB.168 Mk.202 производства Xi'an Aero-Engine Corporation , которая была экспортирована в 1975 году с нарушением ограничений COCOM . [12] Он использовался для питания самолетов Xian JH-7 и JH-7A. [13] Сообщается, что улучшенный WS-9A, 97 килоньютонов (22 000 фунтов- футов ), находится в разработке. развивающий тягу [13]

Маринованные версии

[ редактировать ]
СМ1А
Маринованный Spey мощностью 18 770 л.с.
SM1C
Маринованный Spey мощностью 26 150 л.с.

Приложения

[ редактировать ]

Двигатели на выставке

[ редактировать ]

Примеры Rolls-Royce Spey выставлены на всеобщее обозрение по адресу:

Технические характеристики (Спей Мк 202)

[ редактировать ]

Данные из [ нужна ссылка ]

Общие характеристики

  • Тип: ТРДД с малым байпасом
  • Длина: 204,9 дюйма (5204,4 мм)
  • Диаметр: 43,0 дюйма (1092,2 мм)
  • Сухой вес: 4093 фунта (1856 кг)

Компоненты

  • Компрессор: осевой, 5-ступенчатый НД, 12-ступенчатый ВД.
  • Камеры сгорания : 10 трубчато-кольцевых камер сгорания.
  • Турбина : 2-ступенчатая НД, 2-ступенчатая ВД.

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ «Роллс-Ройс Милитари Спей» . Проверено 6 мая 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей - 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр.197.
  3. ^ О Турбомеканике
  4. ^ https://www.rafmuseum.org.uk/documents/research/RAF-Historical-Society-Journals/Journal-33-Seminar-Maritime-Operations.pdf , стр.104.
  5. ^ Страсть к полетам 8000 часов полета RAF, капитан группы Том Илс, ISBN   978 1 84415 688 7 , стр.42/43
  6. ^ От Spitfire до Eurofighter - 45 лет проектирования боевых самолетов, Рой Бут, 1990, ISBN   1 85310 093 5 , стр. 145
  7. ^ «Фантомы, работающие на Spey». Flying Review International . 22 (1): 8, 10. Сентябрь 1966 г.
  8. ^ McDonnell F-4K Phantom FG.Mk.1
  9. ^ "Боинг 727" АНАЛИЗ 727
  10. ^ Тримотор Boeing: ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ 727
  11. ^ «Авиадвигатели 1962» . Международный рейс : 1019. 28 июня 1962 г.
  12. ^ https://ir.lawnet.fordham.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=1199&context=ilj [ только URL ]
  13. ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард (27 мая 2015 г.). «АНАЛИЗ: Может ли Китай преодолеть узкое место в производстве двигателей для военных самолетов?» . Флайтглобал . Проверено 28 мая 2015 г.
  • Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN  0-7509-4479-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e87eee4cbd2ceeac1a10aee3c8af8ff__1722214380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/ff/9e87eee4cbd2ceeac1a10aee3c8af8ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rolls-Royce Spey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)