Роллс-Ройс Спей
Спей | |
---|---|
RB.168 Mk 202 Spey, установленный на F-4K Phantom. | |
Тип | ТРДД |
Производитель | Роллс-Ройс Лимитед |
Первый запуск | 1964 |
Основные приложения | АМХ Международный АМХ BAC One-Eleven Стипендия Fokker F28 Блэкберн Бакканьер Макдоннелл Дуглас F-4K/M Фантом Сиань JH-7 |
Количество построенных | 2,768 |
Варианты | Эллисон TF41 |
Развитый в | Роллс-Ройс RB.183 Тай Роллс-Ройс Марин Спей |
Rolls -Royce Spey (обозначения компании RB.163 , RB.168 и RB.183 двигатель с малым байпасом, ) — турбовентиляторный первоначально разработанный и изготовленный компанией Rolls-Royce , который широко используется уже более 40 лет. Версия Spey, совместная разработка Rolls-Royce и Allison в 1960-х годах, — это Allison TF41 .
Концепт Spey , предназначенный для небольшого рынка гражданских реактивных авиалайнеров , когда он разрабатывался в конце 1950-х годов, также использовался в различных военных двигателях, а позже в качестве турбовального двигателя для кораблей, известных как Marine Spey , и даже в качестве основы для новая гражданская линия Rolls-Royce RB.183 Tay .
Авиационные версии базовой модели Spey налетали более 50 миллионов часов. [1] В соответствии с практикой наименования Rolls-Royce двигатель назван в честь реки Спей .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1954 году компания Rolls-Royce представила первый коммерческий двухконтурный двигатель Rolls-Royce Conway с тягой 17 500 фунтов силы (78 кН), нацеленный на то, что тогда было «большим сегментом» рынка. Это было слишком велико для самолетов меньшего размера, таких как Sud Caravelle , BAC One-Eleven или Hawker Siddeley Trident , которые тогда находились в стадии разработки. Затем компания Rolls-Royce начала работу над двигателем меньшего размера, в остальном идентичным по конструкции, заимствованным из более крупного RB.140/141 Medway , который сам был отменен после того, как British European Airways (BEA) потребовала уменьшения размеров Trident. [2] RB.163 , использующий ту же компоновку с двумя золотниками и вентилятор меньшего размера, обеспечивающий степень двухконтурности около 0,64:1. Разработан командой под руководством Фредерика Морли. [2] первые версии того, что впоследствии стало Spey, поступили на вооружение в 1964 году и использовались как для 1-11, так и для Trident. Несколько версий с более высокой номинальной мощностью были поставлены в течение 1960-х годов, но разработка была прекращена ближе к 1970-м годам из-за появления двигателей с гораздо более высокой степенью двухконтурности и, следовательно, лучшей экономией топлива.
В 1980 году компания Turbomecanica Bucharest приобрела лицензию на версию Spey 512-14 DW, которая использовалась на построенном в Румынии самолете BAC One-Eleven (Rombac One-Eleven). [3]
Авиалайнеры с двигателями Spey широко использовались до 1980-х годов, когда ограничения по шуму в европейских аэропортах вынудили их прекратить эксплуатацию.
Специально для Buccaneer и Corsair II.
[ редактировать ]В конце 1950-х годов Советский Союз начал разработку крейсеров типа «Свердлов» , которые поставили бы Королевский флот под серьезную угрозу. Дивизия морской воздушной войны [4] решили противостоять этой угрозе с помощью ударного самолета, который будет летать с очень высокой скоростью на очень низкой высоте. Победившим дизайном стал Blackburn Buccaneer .
Первая версия Buccaneer, S.1, оснащенная двигателем de Havilland Gyron Junior , в определенных сценариях имела недостаточную мощность, хотя и не на максимальной скорости, а двигатель был ненадежным. [5] Spey был выбран в 1960 году в качестве варианта модернизации двигателя, чтобы придать большую тягу Buccaneer Mk.2. Также прогнозировалось, что дальность полета увеличится на 80%. [6] Двигатель представлял собой военизированную версию BAC 1-11 Spey и назывался RB.168-1 . Buccaneer S.2 служил до 1990-х годов.
Модификация Spey, спроектированная и разработанная совместно компаниями Rolls-Royce и Allison для LTV A-7 Corsair II , производилась по лицензии в США как TF41 .
Ф-4К и М Фантом
[ редактировать ]Британские версии McDonnell Douglas F-4 Phantom II (обозначенные Phantom FG.Mk.1 и FGR.Mk.2) заменили турбореактивные двигатели J79 с влажной тягой 16 000 фунтов на пару ТРДД Spey 201 с влажной тягой 20 515 фунтов. Они обеспечивали дополнительную тягу для работы с меньшими британскими авианосцами и обеспечивали дополнительный отбор воздуха для системы управления пограничным слоем для снижения скорости приземления. Площадь воздухозаборника была увеличена на двадцать процентов, а хвостовую часть фюзеляжа под двигателями пришлось перепроектировать. По сравнению с исходными турбореактивными двигателями, турбовентиляторные двигатели с форсажной камерой обеспечили увеличение боевого радиуса и перегоночной дальности на десять и пятнадцать процентов соответственно, а также улучшили взлет, начальный набор высоты и ускорение, но за счет снижения максимальной скорости, поскольку компрессор температуры на выходе будут превышены в практически дозвуковой гражданской конструкции. [7] [8]
Надежность
[ редактировать ]За время своего существования Spey добился впечатляющих показателей безопасности. Относительно низкие затраты на техническое обслуживание являются одной из основных причин, по которой он оставался в эксплуатации, даже когда были доступны новые конструкции. Учитывая необходимость в двигателе с тягой от 10 000 до 15 000 фунтов силы (от 44 до 67 кН), с лучшим удельным расходом топлива и более низким уровнем шума и выбросов, компания Rolls-Royce использовала турбомашины Spey с гораздо большим вентилятором для производства Rolls -Royce Tay .
Разработка АМХ
[ редактировать ]Полностью обновленная версия военного RB.168 также была построена для установки на AMX International AMX штурмовик .
Варианты
[ редактировать ]- РБ.141
- РБ.163-1
- РБ.163-2
- РБ.163-2В
- РБ.163 Мк.505-5
- РБ.163 Мк.505-14
- РБ.163 Мк.506-5
- РБ.163 Мк.506-14
- РБ.163 Мк.511-8
- Gulfstream II и Gulfstream III (обозначение ВВС США F113-RR-100 для Gulfstream C-20)
- РБ.163 Мк.511-14
- BAC One-Eleven
- РБ.163 Мк.512-14DW
- BAC One-Eleven/Ромбак One-Eleven
- АР 963
- (RB.163) Боинг 727 (предлагается); он должен был быть построен по лицензии Эллисон. [9] [10]
- РБ.168-62
- РБ.168 Мк.101
- (Военный шпион) Блэкбернский пират S2
- РБ.168 Мк.202
- (Military Spey) McDonnell Douglas F-4 Phantom II модифицированный F-4J для британской службы («Phantom FG1»). (Излишки двигателей были приобретены и использованы Ричардом Ноблом для Thrust SSC в 1997 году.) автомобиля, установившего рекорд наземной скорости
- РБ.168 Мк.250
- (Военный Спей) Hawker Siddeley Nimrod MR1/MR2
- РБ.168 Мк.251
- (Военный Спей) Hawker Siddeley Nimrod R1 и AEW
- РБ.168 Мк.807
- AMX International AMX , построенный по лицензии FiatAvio.
- АР 168Р
- Совместная разработка с Allison Engine Company для конкурса TFX (выиграл Pratt & Whitney TF30) . [11]
- RB.183 Mk 555-15 Спей Джуниор
- Стипендия Fokker F28
- WS-9 Циньлин
- Китайская лицензионная версия RB.168 Mk.202 производства Xi'an Aero-Engine Corporation , которая была экспортирована в 1975 году с нарушением ограничений COCOM . [12] Он использовался для питания самолетов Xian JH-7 и JH-7A. [13] Сообщается, что улучшенный WS-9A, 97 килоньютонов (22 000 фунтов- футов ), находится в разработке. развивающий тягу [13]
Маринованные версии
[ редактировать ]- СМ1А
- Маринованный Spey мощностью 18 770 л.с.
- SM1C
- Маринованный Spey мощностью 26 150 л.с.
Приложения
[ редактировать ]- АМХ Международный АМХ
- BAC One-Eleven/Ромбак One-Eleven
- Блэкберн Бакканьер
- Стипендия Fokker F28
- Грумман Гольфстрим II
- Гольфстрим III
- Хоукер Сиддели Нимрод MR1/R1/MR2/AEW3
- Хокер Сиддели Трайдент
- IML Аддакс
- Макдоннелл Дуглас Фантом FG1/FGR2
- Сиань JH-7
- ThrustSSC
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Примеры Rolls-Royce Spey выставлены на всеобщее обозрение по адресу:
- Пекинский музей авиации и космонавтики
- Музей транспорта Ковентри
- Гатвикский музей авиации
- Мидлендский музей авиации
- Центр наследия аэродрома Монтроуз
- Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха
- Фонд наследия Rolls-Royce
- Музей Королевских ВВС Косфорд
- Музей Королевских ВВС в Лондоне
- Йоркширский музей авиации
- Аэропарк Ист-Мидлендс
Технические характеристики (Спей Мк 202)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Тип: ТРДД с малым байпасом
- Длина: 204,9 дюйма (5204,4 мм)
- Диаметр: 43,0 дюйма (1092,2 мм)
- Сухой вес: 4093 фунта (1856 кг)
Компоненты
- Компрессор: осевой, 5-ступенчатый НД, 12-ступенчатый ВД.
- Камеры сгорания : 10 трубчато-кольцевых камер сгорания.
- Турбина : 2-ступенчатая НД, 2-ступенчатая ВД.
Производительность
- Максимальная тяга : Сухая тяга: 12 140 фунтов силы (54 кН); с повторным нагревом : 20 500 фунтов силы (91,2 кН)
- Массовый расход воздуха: 204 фунта/сек (92,53 кг/сек)
- Удельный расход топлива : 1,95 фунт/(фунт-сила-час) с форсажной камерой, 0,63 фунта/(фунт-сила-час) на военной тяге.
- Тяговооруженность : 5:1
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Роллс-Ройс Милитари Спей» . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей - 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр.197.
- ^ О Турбомеканике
- ^ https://www.rafmuseum.org.uk/documents/research/RAF-Historical-Society-Journals/Journal-33-Seminar-Maritime-Operations.pdf , стр.104.
- ^ Страсть к полетам 8000 часов полета RAF, капитан группы Том Илс, ISBN 978 1 84415 688 7 , стр.42/43
- ^ От Spitfire до Eurofighter - 45 лет проектирования боевых самолетов, Рой Бут, 1990, ISBN 1 85310 093 5 , стр. 145
- ^ «Фантомы, работающие на Spey». Flying Review International . 22 (1): 8, 10. Сентябрь 1966 г.
- ^ McDonnell F-4K Phantom FG.Mk.1
- ^ "Боинг 727" АНАЛИЗ 727
- ^ Тримотор Boeing: ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ 727
- ^ «Авиадвигатели 1962» . Международный рейс : 1019. 28 июня 1962 г.
- ^ https://ir.lawnet.fordham.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=1199&context=ilj [ только URL ]
- ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард (27 мая 2015 г.). «АНАЛИЗ: Может ли Китай преодолеть узкое место в производстве двигателей для военных самолетов?» . Флайтглобал . Проверено 28 мая 2015 г.
- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-4479-Х .