Дженерал Электрик YJ93
YJ93 | |
---|---|
![]() | |
Двигатель YJ93-GE-3 в Национальном музее ВВС США. | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Авиационные двигатели Дженерал Электрик |
Основные приложения | Североамериканский XB-70 Валькирия |
Развитый в | Дженерал Электрик GE4 |

двигатель General Electric YJ93 Турбореактивный был разработан в качестве силовой установки как для североамериканского бомбардировщика XB-70 Valkyrie, так и для североамериканского перехватчика XF-108 Rapier. YJ93 представлял собой одновальный турбореактивный двигатель с осевым потоком, компрессором с регулируемым статором и полностью регулируемым сужающимся/расширяющимся выхлопным соплом. Максимальная тяга на уровне моря составляла 28 800 фунтов силы (128 кН). [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]YJ93 начал свою жизнь как General Electric J79-X275, увеличенная версия турбореактивного двигателя General Electric J79 , где «275» означает 2,75 Маха, целевую рабочую скорость двигателя. [ 2 ] Эта конструкция превратилась в X279, когда крейсерская скорость 3 Маха стала требованием, и в конечном итоге стала YJ93. [ 3 ]
В двигателе использовалось специальное высокотемпературное топливо JP-6 . Шесть двигателей YJ93 в XB-70 Valkyrie были способны развивать соотношение тяги к массе 5:1, что позволяло развивать скорость 2000 миль в час (3200 км/ч) (приблизительно 3 Маха) на высоте 70 000 футов (21 000 м). ). [ 4 ] Первый двигатель прошел испытания в сентябре 1958 года и отличался передовыми технологиями, такими как электролитическое сверление продольных отверстий для воздушного охлаждения в лопатках турбины. [ 2 ]
Перехватчик XF-108 был полностью отменен, а проект B-70 был переориентирован исключительно на исследовательский проект. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- J93-GE-1
- Тяга 24 800 фунтов силы (110 кН) с форсажной камерой. [ 6 ]
- J93-GE-3
- Серийный вариант производился в небольшом количестве для североамериканской программы XB-70 Valkyrie .
- J93-GE-3R
- Вариант с реверсом тяги, тяга 27 200 фунтов силы (121 кН) с форсажной камерой. [ 7 ]
- J93-GE-3AR
- Вариант, предназначенный для North American XF-108 Rapier .
Приложения
[ редактировать ]- Convair NB-58A Hustler (испытательный стенд)
- Североамериканский XB-70 Валькирия
- Североамериканский XF-108 Rapier (предполагаемый)
Технические характеристики (J93-GE-3)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира 1966/77 г., [ 8 ] Технические характеристики военного турбореактивного двигателя/турбовентилятора, [ 9 ] Североамериканский XB-70A Валькирия [ 1 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбореактивный с форсажной камерой
- Длина: 237 дюймов (6000 мм)
- Диаметр: 52,5 дюйма (1330 мм)
- Сухой вес: 5000 фунтов (2300 кг)
Компоненты
- Компрессор: 11-ступенчатый осевой
- Камеры сгорания : кольцевые с 36 двойными топливными форсунками.
- Турбина : Двухступенчатая осевая
- Тип топлива: Специальное высокотемпературное топливо JP-6 по MIL-F-25656.
- Масляная система: Возвратная система распыления масла при давлении 60 фунтов на квадратный дюйм (410 кПа).
Производительность
- Максимальная тяга : 22 000 фунтов силы (98 кН) в сухом состоянии; 30 000 фунтов силы (130 кН) с форсажной камерой
- Массовый расход воздуха: 275 фунтов/с (125 кг/с)
- Температура на входе в турбину: 1149 ° C (2100 ° F; 1422 К)
- Удельный расход топлива : 0,700 фунта/(фунт-сила⋅ч) (19,8 г/(кН⋅с)) в сухом состоянии; 1800 фунтов/(фунт-сила⋅ч) (51,0 г/(кН⋅с)) в мокром состоянии
- Тяговооруженность : 6
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
- Кузнецов НК-32
- Люлька АЛ-7
- Кузнецов НК-144
- Kolesov RD-36-51
- Оренда ирокезы
- Пратт и Уитни J58
- Туманский Р-15
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони (2002). Североамериканский XB-70A «Валькирия» . Северное отделение [США]: Издатели и оптовики специализированной прессы. ISBN 1-58007-056-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Восемь десятилетий прогресса: наследие авиационных турбинных технологий . Авиационные двигатели GE. 1990. с. 117. LCCN 90082948 .
- ^ Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Валькирия: североамериканский супербомбардировщик со скоростью 3 Маха . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2005. ISBN 1-58007-072-8 .
- ↑ Национальный музей ВВС США. Дата обращения: 21 декабря 2016 г.
- ^ Испытательный стенд NB-58A для General Electric J93. Архивировано 24 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сводные характеристики: F-108A» (PDF) . ВВС США. 2 мая 1958 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Сводные характеристики: F-108A» (PDF) . ВВС США. 15 декабря 1958 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1966). Авиационные двигатели мира 1966/77 (21-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 83.
- ^ «Технические характеристики военных турбореактивных/турбореактивных двигателей» . www.jet-engine.net . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 31 декабря 2017 г.