Эллисон Модель 250
Модель 250/Т63 | |
---|---|
![]() | |
MTU Allison 250-C20B производства | |
Тип | Турбовальный / Турбовинтовой |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Эллисон Двигательная компания Роллс-Ройс ПЛС |
Основные приложения | Белл 206 Вертолеты МД МД 500 МББ Бо 105 Сикорский С-76 |
Количество построенных | >30 000 |
Варианты | Роллс-Ройс РР300 |
Развитый в | Роллс-Ройс РР500 |
Модель Allison 250 , ныне известная как Rolls-Royce M250 (военные обозначения США T63 и T703 ), представляет собой весьма успешное семейство турбовальных двигателей, первоначально разработанное компанией Allison Engine Company в начале 1960-х годов. Модель 250 производится компанией Rolls-Royce с момента приобретения Allison в 1995 году.
Разработка
[ редактировать ]В 1958 году подразделение General Motors Detroit Diesel Allison было выбрано армией США для разработки нового легкого газотурбинного двигателя для «Легкого самолета наблюдения» (LOA), который заменит Cessna O-1A Bird Dog . На этом этапе армия США не была уверена, иметь ли ей самолет с неподвижным или винтокрылым крылом, поэтому Эллисону было поручено рассмотреть обе заявки. Проведенные проектные исследования учитывали широкий спектр возможных механических конфигураций турбовинтового двигателя/турбовала. Эти исследования завершились испытаниями первого прототипа двигателя, получившего обозначение YT63-A-3, в апреле 1959 года. [ 1 ] В 1960 году армия США остановилась на поворотной платформе. YT63-A-3 впервые поднялся в воздух на варианте вертолета Bell 47 в 1961 году. Вскоре последовала модифицированная версия двигателя (YT63-A-5) с выхлопной трубой, направленной вверх (во избежание возгорания травы). Эта версия мощностью 250 л.с. прошла квалификационные испытания модели в сентябре 1962 года. Конструкция Hughes OH-6 с двигателем T63 была выбрана для LOH армии США в мае 1965 года.
Модель 250 используется на большом количестве вертолетов, небольших самолетов и даже на мотоцикле ( MTT Turbine Superbike ). [ 2 ] В результате было произведено около 30 000 двигателей модели 250, из которых около 16 000 остаются в эксплуатации, что делает модель 250 одним из самых продаваемых двигателей Rolls-Royce.
Дизайн
[ редактировать ]Эллисон применил конфигурацию двигателя с обратным потоком воздуха для модели 250: хотя воздух поступает в систему впуска/сжатия обычным способом, сжатый воздух, выходящий из диффузора центробежного компрессора, направляется назад через две передаточные трубы, которые огибают турбину снаружи. системы, прежде чем воздух повернется на 180 градусов на входе в камеру сгорания. Продукты сгорания расширяются в осевом направлении вперед через двухступенчатую (одноступенчатую на ранних двигателях) секцию турбины высокого давления, которая соединена с компрессором через вал ВД. Продукты сгорания продолжают расширяться через двухступенчатую силовую турбину, которая вырабатывает мощность на валу самолета. Коаксиальный короткий вал соединяет силовую турбину с компактным редуктором, расположенным внутри, между центробежным компрессором и системой выхлопа/силовой турбины. Затем поток выхлопных газов поворачивается на 90 градусов и выходит из двигателя в радиальном направлении через двойные выхлопные каналы, которые образуют V-образную форму, видимую на переднем плане.
Важной конструктивной особенностью двигателя модели 250 является его модульная конструкция, которая значительно упрощает обслуживание и ремонт. Кроме того, уникальная конструкция обратного потока обеспечивает простоту обслуживания горячей секции. Есть четыре модуля:
- компрессорный модуль, в передней части двигателя
- модуль коробки передач (включая приводы вспомогательных агрегатов)
- Турбинный модуль (включая V-образные выпускные каналы)
- модуль сгорания (включая двойные каналы подачи сжатого воздуха) сзади
Более ранние версии имели семь ступеней осевого компрессора, установленных на валу ВД для наддува центробежного компрессора с относительно низкой степенью давления. Типичный -C20B имеет общее соотношение давлений 7,2:1, расход воздуха 3,45 фунта/с (1,8 кг/с) и выходную мощность на валу 420 л.с. (310 кВт).
Одной из последних версий модели 250 является модель -C40, которая имеет только центробежный компрессор, производящий степень сжатия 9,2:1, при расходе воздуха 6,1 фунта/с (2,8 кг/с) и развивающий на валу , 715 л.с. (533 кВт).
Варианты
[ редактировать ]- 250-Б15
- 250-Б15А
- 250-Б15С
- 250-Б15Г
- 250-Б17
- 250-Б17Б
- 250-Б17С
- 250-Б17Д
- 250-Б17Фг
- 250-Б17Ф/1
- 250-Б17Ф/2
- 250-С10Д
- 250-С18
- 317 л.с. (236 кВт)
- 250-С18А
- 317 л.с. (236 кВт)
- 250-С20
- 250-С20Б
- 250-С20Ф
- 250-C20J
- 420 л.с. (310 кВт)
- 250-С20Р
- 250-С20Р/1
- 250-С20Р/2
- 250-С20Р/4
- 250-С20С
- 250-C20W
- 250-С22Б
- 250-С28
- 250-С28Б
- 250-С28С
- 250-С30
- 250-С30Г
- 250-С30Г/2
- 250-С30М
- 250-С30П
- 250-С30Р
- 250-С30Р/3
- 250-С30Р/3М
- 250-С30С
- 250-С30У
- 250-С34
- 250-С40Б
- 250-С47Б
- 250-C47E [ 3 ]
- 250-C47M
- 250-Е3
- Экспериментальный двигатель с регенеративным теплообменником . Первый регенеративный двигатель, обеспечивающий полную мощность самолета вертикального взлета и посадки в полете. В 1967 году работал на легком наблюдательном вертолете Hughes YOH-6A . Двигатель массой 185 фунтов (84 кг) и мощностью 280 л.с. (210 кВт). [ 4 ]
- 250-КС4
- Используется на борту морских кораблей в качестве системы стартера для более крупных газовых турбин. RIMSS, резервная независимая система механического запуска
- Т63-А-5
- Т63-А-5А
- Т63-А-700
- 317 л.с. (236 кВт)
- Т63-А-720
- 420 л.с. (310 кВт)
- Т703-АД-700
- Солой Турбина-Пак
- Обычно два двигателя 250-C20S приводят в движение один винт через комбинированный редуктор, способный работать индивидуально.
- Митсубиси CT63
- Лицензионное производство вертолетов Kawasaki-Hughes 500 /OH-6A.
Приложения
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]- Аэрмакки М-290 РедиГО
- BAE Systems Мантис
- Beechcraft Bonanza (конверсии винтовых реактивных самолетов)
- Бриттен-Норман БН-2Т Турбинный островитянин
- Cessna P210 Silver Eagle (конверсия)
- Экстра ЕА-500
- Фудзи Т-5
- Фудзи Т-7
- ГАФ Номад
- Гиппсленд GA10
- Grob G 120TP
- Варианты Partenavia AP.68TP - Спартак и Виатор
- РФБ Фантренер
- СИАИ-Маркетти SF.260TP
- СИАИ-Маркетти SM.1019
- Переоборудование турбины Soloy Cessna 206
Винтокрылый
[ редактировать ]- Агуста А109А
- Белл 206
- Белл 407
- Белл 222 СП
- Белл 230
- Белл 430
- Белл OH-58 Кайова
- Белл YOH-4
- Боинг АН-6
- Чикаре CH-14
- Энстром 480
- Еврокоптер AS355 F
- Фэйрчайлд Хиллер FH-1100
- ХЕСА Шахед 285
- Хьюз OH-6 Кайюс
- Kamov Ka-226
- МББ Бо 105
- МББ Бо 108
- Вертолеты МД МД 500
- Вертолеты МД МД 600
- Вертолеты MD MH-6 Little Bird
- Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout
- ПЗЛ Кания
- ПЗЛ SW-4
- Швейцарский 330/330SP
- Швейцарский С-333
- Сикорский С-76
Другие приложения
[ редактировать ]- Gerhardt 66 , гоночный автомобиль USAC Indycar
- Лорал ГЗ-22 , нежесткий дирижабль
- МТТ Турбинный Супербайк , мотоцикл
- RIMSS, резервная независимая система механического запуска (используется на газотурбинных судах)
Двигатели на выставке
[ редактировать ]- Частично секционированный Allison 250-C20B выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [ 5 ]
Технические характеристики Модель 250-С18 (Т63-А-700)
[ редактировать ]Данные приборостроительного проектирования и управления газотурбинным двигателем Т63-А-700 [ 6 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовальный
- Длина: 40,5 дюйма (1029 мм)
- Диаметр: 22,5 дюйма (572 мм)
- Сухой вес: 138,5 фунтов (63 кг) в сухом виде
Компоненты
- Компрессор: 6-ступенчатый осевой + 1-ступенчатый центробежный компрессор.
- Камеры сгорания : камера сгорания с одним баллоном.
- Турбина : 2-ступенчатая осевая силовая турбина газогенератора + 2-ступенчатая осевая выходная турбина свободной мощности.
- Тип топлива: авиационный керосин JP-4 (альтернативно JP-1 или JP-5 ).
- Масляная система: распыление/разбрызгивание под давлением, сухой картер.
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 317 л.с. (236 кВт) на взлете, уровень моря 59 °F (15 °C) NH 51 600 об/мин NL 35 000 об/мин Nout 6 000 об/мин
- Общий коэффициент давления : 6,2:1
- Массовый расход воздуха: 3,3 фунта/с (1,5 кг/с)
- Температура на входе в турбину: 1380 °F (750 °C) на входе в силовую турбину.
- Удельный расход топлива : 0,697 фунта/л.с.·ч (0,424 кг/кВт·ч)
- Отношение мощности к весу : 2,289 л.с./фунт (3,765 кВт/кг).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2016 года . Проверено 14 марта 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Атлас Авиация — применение Rolls Royce Allison модели 250» . Архивировано из оригинала 24 августа 2006 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ «Пресс-релизы» . www.rolls-royce.com . Проверено 1 июня 2018 г.
- ^ Маккардл, Джон Дж., изд. (20 октября 1967 г.). «Рекуперативный двигатель Allison первым начал полет в одиночку» . AllisoNews . Том. 27, нет. 8. с. 1. ОСЛК 42343144 .
- ^ «Список двигателей» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Хаас, Дэвид Уильям (1996). Устройство приборов и управления газотурбинным двигателем Т63-А-700 . Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура.
Внешние ссылки
[ редактировать ]