Лайкоминг Альф 502
АЛФ 502/ЛФ 507 | |
---|---|
ALF 502 снят с Bombardier Challenger 600-1A11. | |
Тип | Редукционный турбовентиляторный двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Лайкоминг AlliedSignal Ханивелл Аэроспейс |
Первый запуск | Июнь 1971 г. [1] : 191 |
Основные приложения | Бомбардье Челленджер 600 Бритиш Аэроспейс 146 Нортроп YA-9 |
Количество построенных | 1,843 |
Разработано на основе | Лайкоминг Т55 |
Lycoming ALF 502/LF 507 (позже Honeywell ALF 502/LF 507 ) — с редуктором, турбовентиляторный двигатель производимый компаниями Lycoming Engines , AlliedSignal , а затем Honeywell Aerospace . Военное обозначение ALF 502 в США — YF102 .
Разработка
[ редактировать ]В середине 1970 года компания Avco Lycoming рекламировала два двигателя на базе Lycoming T55 , турбовинтовой LTC4B-12 и турбовентиляторный двигатель ALF 502A, в качестве возможных силовых установок для ВВС США AX программы самолетов непосредственной воздушной поддержки . [2] Корпорация Northrop подписала контракт с Avco Lycoming на использование ALF 502A для участия в конкурсе AX, Northrop YA-9 , в январе 1971 года. Двигатель получил обозначение двигателя военного самолета США YF102-LD-100. [1] : 190 Для Я-9 было построено шесть двигателей YF102. Двигатели с тягой 7500 фунтов силы (33 кН) приводили в действие прототипы А-9А в течение семи месяцев летных испытаний в 1972 году, зафиксировав 238 полетов и 652 летных часа. [3] Эти двигатели позже были повторно использованы в тихом ближнемагистральном исследовательском самолете C-8A (QSRA).
Коммерческий двигатель ALF 502D был разработан на базе военного YF102 в 1971 году. Его двигатель с пониженной мощностью 6500 фунтов силы (29 кН) имел только одну ступень дожимного компрессора вместо двух ступеней YF102 и работал при более низкой температуре турбины для повышения надежности. ALF 502D использовался на прототипе Dassault Falcon 30 с мая 1973 по 1975 год, налетав 270 часов, пока Dassault не прекратила разработку модели самолета. ALF 502D также был выбран для представительского транспортного самолета LearStar 600 , который в конечном итоге стал Canadair CL-600 Challenger . CL-600 Challenger впервые поднялся в воздух в ноябре 1978 года и был оснащен вариантами ALF 502L-2, ALF 502L-2A и ALF 502L-3 мощностью 7500 фунтов силы (33 кН). Вариант ALF 502R-3 мощностью 6700 фунтов силы (30 кН) первоначально использовался на четырехмоторном самолете British Aerospace 146 , который поступил на вооружение в 1983 году и стал крупнейшим заказчиком ALF 502. Всего было выпущено 1019 двигателей ALF 502 всех вариантов. Серия LF 507 на базе ALF 502R была анонсирована в сентябре 1988 года. Первоначально серия состояла из LF 507-1H с гидромеханическим управлением и модели LF 507-1H с гидромеханическим управлением. LF 507-1F, управляемый FADEC , оба имеют тягу 7000 фунтов силы (31 кН). Оба варианта использовались в обновлении Avro RJ BAe 146, а LF 507-1F также использовался в BAe 146. [1] : 192 – 199 , 203 Было выпущено 818 двигателей LF 507. [4]
В 2020 году Honeywell продала сертификат типа компании CFS Aeroproducts Inc. (Аризона), дочерней компании поставщика услуг MRO CFS Aeroproducts Ltd (Великобритания), которая затем была передана в январе 2021 года. [5]
Предлагаемые варианты
[ редактировать ]В 1972 году Лайкоминг и НАСА опубликовали исследование, описывающее ALF504, двигатель со степенью двухконтурности 12,5, производящий 8370 фунтов силы (3800 кгс; 37,2 кН) тяги на уровне моря при удельном расходе топлива 0,302 фунта / (фунт-сила-ч) (8,6 г). /(кН⋅с)) и диаметром наконечника вентилятора 48,0 дюймов (1220 мм). [6]
Компания Lycoming анонсировала семейство турбовентиляторных двигателей LF500 в сентябре 1988 года, начиная с моделей LF507-1H и LF507-1F, которые были сертифицированы в октябре 1991 года и марте 1992 года соответственно. [1] : 198 В июне 1992 года компания представила улучшения ядра семейства LF500, которые включали широкохордный вентилятор для перемещения большего количества воздуха, модернизированный редуктор вентилятора , трехступенчатую силовую турбину (увеличение по сравнению с двумя ступенями), более легкие композитные материалы , увеличенный диаметр первых трех ступеней осевого компрессора для увеличения расхода воздуха на 17 процентов, улучшенная крыльчатка (центробежный компрессор) с откидными лопатками, 16-лопастной смеситель принудительного выхлопа для снижения шума и удельного расхода топлива (SFC), усовершенствованная камера сгорания и увеличение температурного запаса в турбине на 248 ° F (120 ° C). [7] В феврале 1994 года компания Lycoming представила серию 500 с турбовинтовыми и турбовентиляторными двигателями с общим сердечником как производную от LF507 для региональных самолетов в конце 1990-х годов. [1] : 198 , 199 , 200 Турбовинтовая версия также планировалась для военно-транспортного самолета European Future Large Aircraft (который в конечном итоге стал Airbus A400M ). AlliedSignal, которая приобрела Lycoming в октябре 1994 года, [8] демонстрационные испытания общего ядра в декабре; Ядро было способно создавать тягу в 20 000 фунтов силы (89 кН) . [9] После проигрыша в конкурсе на создание двигателя для регионального турбовинтового двигателя de Havilland Dash 8-400, AlliedSignal отказалась от общего основного проекта в июле 1995 года. [10]
Дизайн
[ редактировать ]ALF502 представляет собой турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности и редукторным вентилятором, осецентробежным компрессором высокого давления, кольцевой камерой сгорания с обратным потоком, двухступенчатой турбиной высокого давления и двухступенчатой турбиной низкого давления. [11]
Варианты
[ редактировать ]- ALF502R-3 (компрессор низкого давления одноступенчатый)
- ALF502R-4: Р-3 с повышенной тягой.
- ALF502R-5: R-4 с улучшенными сопловыми узлами турбины первой и второй ступени.
- ALF502R-3A: Р-3 с усовершенствованной турбиной газогенератора, но работал с более высокой тягой.
- ALF502L (двухступенчатый компрессор низкого давления)
- ALF502L-2: L с модификацией лопастей вентилятора для повышения производительности на высоте.
- ALF502L-3: L-2 с усовершенствованной турбиной и функциями автоматического резерва мощности.
- ALF502L-2A: L-2 с усовершенствованной турбиной газогенератора и функциями автоматического резерва мощности.
- ALF502L-2C: L-2A без автоматического резерва хода
- ALF502R-6: L-2C с коробкой передач R-5.
- LF507-1H: Р-6 с меньшей плоской тягой.
- LF507-1F: 507-1H с одноканальным FADEC с гидромеханическим дублированием
Предлагаемые двигатели Common Core
[ редактировать ](Семейство LF500/серия Lycoming 500/AlliedSignal AS800)
- LF508B2: двигатель с тягой 7900 фунтов силы (35 кН), предложенный для 120-местного 120-местного самолета British Aerospace Regional JetLiner с четырьмя турбовентиляторными двигателями (ранее BAe 146 ) в 1992 году. [7]
- LF509: ТРДД с тягой 9000 фунтов силы (40 кН) для Avro RJ100. [12]
- LF511D: ТРДДД с тягой 11 000 фунтов силы (49 кН) с широкохордным вентилятором диаметром 43 дюйма (1,09 м), трехступенчатой силовой турбиной и трехступенчатым дожимным компрессором низкого давления. [7]
- LF512 / LF514: Дополнительные турбовентиляторные двигатели с тягой 12 000–14 000 фунтов силы (53–62 кН), возможно, для предлагаемого Avro 120-местного двухместного авиалайнера RJX или для удлиненной версии 50-местного регионального самолета Canadair. [12]
- LF518: турбовентиляторный вариант мощностью 18 000 фунтов силы (80 кН). [13]
- LP512: Турбовинтовые двигатели, предназначенные для de Havilland Dash 8-400 и предлагаемого ATR 82 , с начальной выходной мощностью 7500 л.с. (5600 кВт), но с возможностью повышения мощности до 11000 л.с. (8200 кВт). [1] : 200
Приложения
[ редактировать ]- YF102
- Альф 502
- Bombardier Challenger 600 : ранняя серия CL-600 (1A11), 81 построен с 1978 по 1982 год.
- Бритиш Аэроспейс 146
- Дассо Фалькон 30 (прототип)
- ЛФ 507
- Авро Р.Дж.
- Бритиш Аэроспейс 146
- Yakovlev Yak-40 TL (proposed reengine) [14]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | АЛФ502Р-3 | АЛФ502Р-4/5/3А | ALF502L/L-2/L-3/L-2A/L-2C/R-6 | LF507-1H/1F | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конфигурация | высоким байпасом Редукторный с вентилятор | |||||||||||
Диаметр вентилятора | 40,25 дюйма (1022 мм) [15] | |||||||||||
Передаточное число | 2.3:1 [16] | |||||||||||
Коэффициент двухконтурности | 5.7:1 | |||||||||||
Компрессор | 1 LP, 7-ступенчатый осевой [15] + центробежный ВД | 2 LP, 7-ступенчатая осевая [15] + центробежный ВД | ||||||||||
Камера сгорания | Обратный поток кольцевой | |||||||||||
Турбина | Двухступенчатый ВД, двухступенчатый НД | |||||||||||
Взлетная тяга | 6700 фунтов силы (30 кН ) | 6970 фунтов силы (31,0 кН) | 7500 фунтов силы (33 кН) | 7000 фунтов силы (31 кН) | ||||||||
Длина | 63,66 дюйма (1617 мм) | 65,57 дюйма (1665 мм) | ||||||||||
Высота | 55,5 дюймов (1410 мм) | 54,5 дюйма (1380 мм) | ||||||||||
Ширина | 47,8 дюйма (1210 мм) | 48,6 дюйма (1230 мм) | ||||||||||
Масса [а] | 1336 фунтов (606 кг) | 1375 фунтов (624 кг) (1F: 1385 фунтов (628 кг)) | ||||||||||
об/мин НД | 7,184 - 7,374 | |||||||||||
л.с. об/мин | 19,280 - 19,760 | |||||||||||
TSFC ( SLS ISA ) | 0,406 фунта/(фунт-сила⋅ч) (11,5 г/(кН⋅с)) [15] | |||||||||||
Тяга/вес | 5.01 | 5.22 | 5.45 | 5.09 |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Лайкоминг Т55
- Honeywell HTF7000 (AS907), преемник ALF502/LF507
Сопоставимые двигатели
ТРДДД с редуктором
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ включает основные аксессуары для двигателя, но не включает стартер, гидравлический насос, встроенный приводной генератор и выхлопную форсунку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Лейес, Ричард А., II; Флеминг, Уильям А. (1999). История североамериканских малых газотурбинных авиационных двигателей . Рестон, Вирджиния: Национальный музей авиации и космонавтики и Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA). ISBN 1-56347-332-1 . OCLC 247550535 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Подразделение Avco Lycoming (июль 1970 г.). «Проверенная мощность, турбовентиляторный или турбовинтовой двигатель, для любой конфигурации AX» . Журнал ВВС . п. 45. ISSN 0730-6784 .
- ^ Андерсон, Фред (1976). «AX/A-9A Самолет непосредственной авиационной поддержки» . Нортроп: История авиации . Издатели Wipf & Stock. стр. 251–256. ISBN 9781532601460 . OCLC 980678030 .
- ^ Лирмаунт, Дэвид; Норрис, Гай (16 августа 2004 г.). «Неконтролируемый отказ двигателя Honeywell LF507» . Рейс Интернешнл . ISSN 0015-3710 . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ «CFS Aeroproducts Inc. выбирает ATP в качестве эксклюзивного партнера для публикаций по двигателям серий ALF502 и LF507» (пресс-релиз). СПС. 27 июля 2021 г.
- ^ Раух, Дейл (июль 1972 г.). Исследование конструкции воздушного насоса и интегрального подъемного двигателя ALF-504 с использованием ядра Lycoming 502 (Отчет). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). hdl : 2060/19730004744 . альтернативный URL
- ^ Jump up to: а б с Уорвик, Грэм (17 июня 1992 г.). «Lycoming планирует увеличить мощность LF500» . Рейс Интернешнл . Том. 141, нет. 4323. с. 8. ISSN 0015-3710 . Гейл A12271580 .
- ^ Кандебо, Стэнли (7 ноября 1994 г.). «AlliedSignal завершает приобретение Lycoming» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 141, нет. 19. с. 35. ISSN 0005-2175 .
- ^ «AlliedSignal проводит демонстрационное тестирование бывшего движка Lycoming Common Core». Новости пригородных региональных авиакомпаний . Том. 12, нет. 50. 26 декабря 1994. С. 6+. ISSN 1040-5402 . Гейл А16362047 .
- ^ «AlliedSignal планирует закрытие турбины» . FlightGlobal . 11 июля 1995 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Паспорт типа сертификата E6NE» (PDF) (15-е изд.). Департамент транспорта Федерального авиационного управления (ФАУ). 7 июня 2002 г.
- ^ Jump up to: а б «Textron Lycoming изучает LF509 с тягой 9000 фунтов для« разработанного »RJ100» . Новости пригородных региональных авиакомпаний . Том. 12, нет. 28. 18 июля 1994. с. 2. ISSN 1040-5402 . Гейл A15618034 .
- ^ Свитман, Билл (октябрь 1994 г.). «Новая власть для регионалов». Финансы, рынки и промышленность. Интеравиа . Том. 49, нет. 583. Миннеаполис, Миннесота, США, стр. 16–18. ISSN 1423-3215 . OCLC 199793280 .
- ^ Донохью, Дж.А.; Мурман, Роберт В.; Рид, Артур; Вулси, Джеймс П. (октябрь 1992 г.). «Русские сделки в Фарнборо». Мир воздушного транспорта . Том. 29, нет. 10. стр. 36+. ISSN 0002-2543 . Гейл А12736619 .
- ^ Jump up to: а б с д «ТРДДФ АЛФ 502» . Ханивелл Аэроспейс . 29 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г.
- ^ Уорвик, Грэм (25 августа 1993 г.). «Двигатель перемен» . Рейс Интернешнл . Том. 144, нет. 4384. стр. 39+. ISSN 0015-3710 . Гейл А14335274 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитакер, Ричард (30 января 1982 г.). «ALF502: Заделка турбовентиляторного зазора» . Рейс Интернешнл . Врезка Фрэнка Мангера. стр. 237–241. ISSN 0015-3710 . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ТРДД ALF 502R: технологии, экология, экономика . Avco Lycoming Textron (брошюра) . Проверено 30 декабря 2022 г.