Микротурбо ТРИ 60
Микротурбо ТРИ-60 | |
---|---|
![]() | |
Тип | Однокатушечный турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Микротурбо |
Первый запуск | 6 июня 1974 года. [ 1 ] |
Основные приложения | Штормовая Тень / СКАЛЬП EG РБС-15 |
Варианты | Микротурбо ТРИ-40 |
Microturbo TRI 60 — это небольшой одноразовый турбореактивный двигатель, разработанный для использования в крылатых ракетах , дронах-мишенях и других небольших беспилотных летательных аппаратах . Варианты этого двигателя создают тягу от 3,5 до 5,3 кН (от 790 до 1190 фунтов силы). Впервые двигатель заработал в 1974 году.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Трехосный
[ редактировать ]Двигатель TRI 60 был разработан в 1970-х годах для удовлетворения потребности в небольшом, недорогом, надежном и одноразовом реактивном двигателе для использования в крылатых ракетах и других небольших беспилотных летательных аппаратах. Эта потребность была разбита на ключевые требования к высокой производительности при низких затратах и высокой тяговооруженности. [ 2 ] Двигатели первого поколения, «трехосные», были названы так потому, что в них было всего три простых компрессорных секции. В целом двигатель состоит всего из 20 основных компонентов. [ 1 ] Эти первые двигатели, варианты «-1», «-2» и «-3», использовались во многих различных приложениях (список ниже в разделе «Варианты»).
Последняя версия трехосного двигателя, варианты «-5» и «-5+» - единственные трехосные модели, которые все еще производятся. Одним из существенных отличий от ранних моделей к более поздним является использование электронного блока управления двигателем для контроля производительности двигателя и соответствующей регулировки подачи топлива. [ 1 ]
Четырехосный
[ редактировать ]В конце 1980-х годов возникла потребность в аналогичном, но более мощном двигателе для крылатых ракет и дронов следующего поколения. Компания Microturbo решила эту проблему, разработав двигатели TRI 60 «квадриаксиального» класса. Они увеличили поток воздуха через двигатель и добавили четвертую ступень компрессора (отсюда и название). [ 1 ]
В классе «Квадриаксиал» есть два варианта: «-20» и «-30». «-30» предназначен для применения крылатых ракет, а «-20» — для применения дронов/БПЛА. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что у «-20» немного снижена тяга для увеличения срока службы двигателя. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]Существует множество вариантов этого двигателя, и он используется во многих ракетах и БПЛА, как указано ниже. Помимо известных применений, перечисленных ниже, широко распространено мнение, что Иран незаконно приобрел у Microturbo множество двигателей TRI 60 для сборки крылатых ракет C-802 , купленных в Китае. Неясно, какой вариант был куплен. [ 3 ] [ 4 ] Иран также перепроектировал этот двигатель как турбореактивный двигатель Toloue-4 . Toloue-4 используется в ряде иранских военных машин, включая иранскую копию C-802 , ракету Noor . [ 5 ] [ 6 ]
ТРИ 60-1
[ редактировать ]Этот вариант создает тягу 3,5 кН (790 фунтов силы) и, как ожидается, будет использоваться в дистанционно пилотируемых аппаратах Meteor Mirach 300 и Meteor Mirach 600 . [ 2 ]
- TRI 60-1 067 : этот вариант (те же характеристики, что и обычная модель «60-1») используется для P3T Sea Eagle . противокорабельной ракеты [ 2 ]
ТРИ 60-2
[ редактировать ]Этот вариант представляет собой модернизированную модель двигателей 60-1 с увеличенной тягой до 3,7 кН (830 фунтов силы). [ 2 ]
- TRI 60-2 071: Эта модель используется для дрона-мишени Aerospatiale C.22 , ее усилие немного увеличено до 4,0 кН (900 фунтов силы).
- TRI 60-2 074: эта модель используется в нескольких версиях дрона MQM-107 Streaker .
- ТРИ 60-2 077: эта модель используется для RBS-15 . противокорабельной ракеты
- TRI 60-2 080: Эта модель приводила в действие ранние дроны Lakshya PTA .
- TRI 60-2 088: эта модель использовалась в летных испытаниях дрона Northop NV-144 следующего поколения.
- ТРИ 60-2 089: эта модель используется для RBS-15 . противокорабельной ракеты
- TRI 60-2 206: Эта модель используется для дрона-мишени Aerospatiale C.22 , ее усилие немного увеличено до 4,0 кН (900 фунтов силы).
- ТРИ 60-2 227: эта модель используется для RBS-15 . противокорабельной ракеты
ТРИ 60-3
[ редактировать ]Этот вариант имел тягу 4,0 кН (900 фунтов силы) и был выбран для привода в действие ныне отмененного дрона-мишени Beech BQM-126 . [ 2 ] Этот вариант двигателя получил обозначение J403-MT-400 ВМС США .
ТРИ 60-5
[ редактировать ]Этот вариант обеспечивает тягу 4,4 кН (990 фунтов силы) при степени сжатия 4,1:1. [ 2 ] Он приводит в действие Mk. III вариант RBS-15, противокорабельной ракеты а также беспилотный самолет Alenia Sky-X . Этот двигатель также приводил в действие (или был опцией) варианты «D» и «E» дрона-мишени MQM-107 . [ 7 ] Вариант « 5+ » используется для дрона-мишени BQM-167 Skeeter . Модель 5+ также продемонстрировала способность двигателя к сверхзвуковому полету в 2007 году. По состоянию на 2008 год это последний серийный вариант TRI 60 с тремя ступенями компрессора. [ 1 ]
ТРИ 60-20
[ редактировать ]Этот вариант оснащен 4-ступенчатым компрессором (как вариант 60-30 ниже). Он предназначен для целевых дронов и по сути идентичен 60-30, за исключением того, что его номинальная мощность снижена до 5,4 кН (1200 фунтов силы) для продления срока службы двигателя. По состоянию на 2008 год он существовал только в виде прототипа и проходил испытания на беспилотнике MQM-107 . [ 1 ]
ТРИ 60-30
[ редактировать ]Как и TRI 60-20, вариант -30 оснащен 4-ступенчатым компрессором, который увеличил степень сжатия до 6,3:1 и увеличил номинальную тягу до 5,7 кН (1300 фунтов силы). Этот двигатель используется в крылатых ракетах MBDA Apache и Storm Shadow/SCALP EG . [ 1 ] [ 2 ]
Технические характеристики (ТРИ-60-30)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: однокатушечный турбореактивный двигатель
- Длина: 841 мм (33,1 дюйма)
- Диаметр: 343 мм (13,5 дюйма)
- Сухой вес: 61,2 кг (135 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 4-ступенчатый осевой
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : одноступенчатая
Производительность
- Максимальная тяга : 5,7 кН (1300 фунтов силы)
- Общий коэффициент давления : 6,3:1
- Массовый расход воздуха: 8,14 кг/с (17,9 фунтов/с)
- Удельный расход топлива : 29 г/(кН⋅с) или 1,0 фунт/(фунт-сила⋅ч)
- Тяговооруженность : 9,53
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час РИДО, Жан-Франсуа, ГИЯДЕР, Жиль, КЛОАРЕК, Ален (2008). Семейство турбореактивных двигателей MICROTURBO для ракет и БПЛА От TR60 до нового поколения двухконтурных турбореактивных двигателей . 44-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам. 21–23 июля 2008 г., Хартфорд, Коннектикут. АИАА 2008-4590.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Микротурбо TRI 40/TRI 60 (2008 г.). Рынок газотурбинных двигателей для ракет, дронов и БПЛА . Прогноз Интернешнл . По состоянию на 20 октября 2009 г.
- ^ Фридман, Норман (2002). Глобализация стратегий предотвращения доступа? , в книге «Глобализация и морская держава» . Под редакцией Тангреди, Сэм. Институт национальных стратегических исследований. Декабрь 2002 года. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 10 января 2009 г. Проверено 22 октября 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кан, Ширли А. (2001). Распространение Китаем оружия массового поражения и ракет: текущие проблемы политики . Краткий обзор выпуска CRS для Конгресса. Архивировано 17 июня 2011 г. в Wayback Machine . По состоянию на 22 октября 2009 г.
- ^ Карнозов Владимир. «Турбореактивный двигатель Толоо-4 запущен в производство» . Международные авиационные новости . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «AIO Tolloue 4 и 5 (Иран) — Беспилотные летательные аппараты Джейн и мишени» . 05.10.2008. Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Raytheon (Бук) MQM-107 Streaker. Системы обозначения . По состоянию на 21 октября 2009 г.
- ^ Коста, Фабиола; Уитакер, Луис; Брингенти, Клеверсон; Томита, Джесуино; Кампос, Густаво; Алмейда, Луис; Кавалька, Диого (03.11.2019). «Обзор малых газотурбинных двигателей» – через ResearchGate .