Роллс-Ройс Турбомека Адур
Адур | |
---|---|
Adour Mk 102 в Музее Королевских ВВС Косфорда | |
Тип | ТРДД |
Производитель | Роллс-Ройс Турбомека Лимитед |
Построено | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Первый запуск | 1968 |
Основные приложения | БАЭ Хок Макдоннелл Дуглас Т-45 Ястреб-тетеревятник Митсубиси Ф-1 СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар |
Количество построенных | >2800 |
Rolls -Royce Turbomeca Adour — двухвальный турбовентиляторный двигатель с малым двухконтурным ходом, разработанный компанией Rolls-Royce Turbomeca Limited , совместным предприятием компаний Rolls-Royce (Великобритания) и Turbomeca (Франция). Двигатель назван в честь реки Адур на юго-западе Франции. [1]
История
[ редактировать ]Adour — это турбовентиляторный двигатель, разработанный в первую очередь для англо-французского истребителя-бомбардировщика SEPECAT Jaguar , первый успешный испытательный запуск которого состоялся в 1968 году. Он производится в версиях с промежуточным подогревом или без него .
По состоянию на июль 2009 года было произведено более 2800 самолетов Adour для более чем 20 различных вооруженных сил, общий налет которых в декабре 2009 года достиг 8 миллионов. [2] Военное обозначение этого двигателя в США — F405-RR-401 (производное от Adour Mk 871), который в настоящее время используется в парке Boeing / BAE Systems T-45 Goshawk учебно-тренировочных самолетов ВМС США .
Варианты
[ редактировать ]- Стендовые двигатели
- Десять прототипов двигателей были построены для испытаний компаниями Rolls-Royce и Turbomeca. [3]
- Двигатели развития полета
- Двигатели для разработки прототипов Jaguar, построено 25 штук. [3]
Повторный нагрев (дожигание)
[ редактировать ]- Adour Mk 101 — первый серийный вариант Jaguar, построено 40 экземпляров. [3]
- Adour Mk 102 - второй серийный вариант с добавлением частичного подогрева дроссельной заслонки. [3]
- Adour Mk 104 — гораздо более мощная версия, доступная в начале 1980-х годов, с более высокой рабочей температурой (700° против 640), способная развивать около 5500 фунтов в сухом состоянии и 8000 фунтов с максимальным A/B (статическим). Хотя по боевой тяге на взлете он был лишь незначительно лучше, этот двигатель улучшил низкую удельную мощность Jaguar и обеспечил гораздо лучшие характеристики: тяга на взлете увеличилась на 10% (с включенными форсажными горелками) и до 27%. большая тяга в высоком дозвуковом крейсерском режиме, что помогает Jaguar в его типичном режиме полета (низкий уровень, атака на высокой скорости).
- Adour Mk 106 — замена двигателя Jaguar Mk104 (разработанного на базе Adour 871) с секцией подогрева. ВВС Великобритании переоборудовали свой парк этим двигателем в рамках модернизации GR3. [4] В мае 2007 года, после вывода из эксплуатации последних 16 Jaguar из 6-й эскадрильи RAF , базирующейся в RAF Coningsby , Adour 106 был выведен из эксплуатации RAF. [5]
- Adour Mk 801-для Mitsubishi F-1 и T-2 ( JASDF )
- TF40-IHI-801A - лицензионная версия Mk 801 компании Ishikawajima-Harima для Mitsubishi F-1 и T-2 (JASDF)
- Adour Mk 804 - построен по лицензии HAL для Jaguar фазы 2 ВВС Индии.
- Adour Mk 811 - построен по лицензии компанией HAL для самолетов Jaguar с 3 по 6 фаз ВВС Индии; рассчитан на максимальную тягу 8400 фунтов. [1] Первоначально Jaguar, построенный BAe, оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Adour 804E.
- Adour Mk 821 - модернизация двигателей Mk804 и Mk811, разрабатывалась для самолетов Jaguar ВВС Индии. [6]
Сухой (без дожига)
[ редактировать ]- Adour Mk 151-01 Используется парком учебных самолетов Королевских ВВС.
- Adour Mk 151-02 - используется Red Arrows
- Адур Мк 851
- Адур Мк 861
- Adour Mk 871 - используется Hawk 200 [7]
- F405-RR-401 — конфигурация аналогична Mk 871, для Т-45 Тетеревятника ВМС США.
- Adour Mk 951 — разработан для последних версий BAE Hawk и используется в BAE Taranis и Dassault nEUROn демонстраторах технологий БПЛА . [8] Adour Mk 951 представляет собой более фундаментальную модернизацию, чем Adour Mk 106, с улучшенными характеристиками (номинальная тяга 6500 фунтов силы (29 000 Н)) и сроком службы, вдвое превышающим срок службы модели 871. [9] Он оснащен совершенно новым вентилятором и камерой сгорания, модернизированными турбинами высокого и низкого давления, а также системой полного цифрового управления двигателем (FADEC). [ нужна ссылка ] Mk 951 был сертифицирован в 2005 году.
- F405-RR-402 - модернизация F405-RR-401 с использованием технологии Mk 951, сертифицирована в 2008 году. Не поступила на вооружение из-за проблем с финансированием.
Верхний байпас
[ редактировать ]- Двигатель с высоким байпасом, построенный на базе Adour и предназначенный для замены Spey , был разработан Rolls-Royce в 1967 году как Rolls-Royce RB.203 Trent .
Приложения
[ редактировать ]- Aermacchi MB-338 (не построен)
- БАЭ Хок
- BAE Taranis (самолет-разработка БПЛА)
- Dassault nEUROn (самолет-разработчик БПЛА)
- Макдоннелл Дуглас Т-45 Ястреб-тетеревятник
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар
Построено по лицензии
[ редактировать ]- Исикавадзима-Харима TF40-IHI-801A
Двигатели на выставке
[ редактировать ]- Rolls-Royce Turbomeca Adour выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [10]
- Rolls-Royce Turbomeca Adour Mk.151-01 выставлен в Музее самолетов Южного Йоркшира , Донкастер . Двигатель изображен рядом с бывшим самолетом RAF Hawk T.1 XX238 . [11]
Технические характеристики (Адур Мк 106)
[ редактировать ]Данные Роллс-Ройса [12]
Общие характеристики
- Тип: Турбовентиляторный
- Длина: 114 дюймов (2,90 м)
- Диаметр: 22,3 дюйма (0,57 м)
- Сухой вес: 1784 фунта (809 кг)
Компоненты
- Компрессор: 2-ступенчатый НД, 5-ступенчатый ВД.
- Турбина : 1-ступенчатая НД, 1-ступенчатая ВД.
Производительность
- Максимальная тяга : 6000 фунтов (27,0 кН) всухую / 8430 фунтов (37,5 кН) с подогревом
- Общий коэффициент давления : 10,4
- Коэффициент двухконтурности : 0,75-0,8
- Расход топлива: сухой 0,81 фунт/(фунт-сила⋅ч) (23 г/(кН⋅с))
- Тяговооруженность : 4,725
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Ганстон 1989, стр.155.
- ^ Rolls-Royce PLC - Страница продукта Adour Дата обращения: 21 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Развитие Адура» . Международный рейс : 649–650. 26 апреля 1973 года.
- ^ «Адур, сила Ястреба, Ястреба-тетеревятника и Ягуара» . Rolls-Royce plc, дата: 1 апреля 2006 г.
- ^ «РАФ Ягуар GR3/GR3A» . Королевские ВВС, дата: май 2007 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г.
- ^ http://aviationweek.com/awin/rolls-royce-pulls-out-jaguar-engine-contest-0 [ мертвая ссылка ]
- ^ «Учебно-тренировочный самолет Ястреб» . Технологии ВВС. 2009 . Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ «БАЕ Системс Таранис» . ФлюгРевю. 2007. Архивировано из оригинала 1 мая 2008 года . Проверено 9 декабря 2006 г.
- ^ «Информационный бюллетень о Rolls-Royce Adour» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2011 года.
- ^ «Список двигателей» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» . АэровенчерСЯМ . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Информационный бюллетень Rolls-Royce Adour. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine. Проверено: 21 июля 2009 г.
- Библиография
- Билл, Ганстон (1989). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-163-8 .