Jump to content

Роллс-Ройс Турбомека Адур

Адур
Adour Mk 102 в Музее Королевских ВВС Косфорда
Тип ТРДД
Производитель Роллс-Ройс Турбомека Лимитед
Построено Хиндустан Аэронаутикс Лимитед
Первый запуск 1968
Основные приложения БАЭ Хок
Макдоннелл Дуглас Т-45 Ястреб-тетеревятник
Митсубиси Ф-1
СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар
Количество построенных >2800

Rolls -Royce Turbomeca Adour — двухвальный турбовентиляторный двигатель с малым двухконтурным ходом, разработанный компанией Rolls-Royce Turbomeca Limited , совместным предприятием компаний Rolls-Royce (Великобритания) и Turbomeca (Франция). Двигатель назван в честь реки Адур на юго-западе Франции. [1]

Adour — это турбовентиляторный двигатель, разработанный в первую очередь для англо-французского истребителя-бомбардировщика SEPECAT Jaguar , первый успешный испытательный запуск которого состоялся в 1968 году. Он производится в версиях с промежуточным подогревом или без него .

По состоянию на июль 2009 года было произведено более 2800 самолетов Adour для более чем 20 различных вооруженных сил, общий налет которых в декабре 2009 года достиг 8 миллионов. [2] Военное обозначение этого двигателя в США — F405-RR-401 (производное от Adour Mk 871), который в настоящее время используется в парке Boeing / BAE Systems T-45 Goshawk учебно-тренировочных самолетов ВМС США .

Варианты

[ редактировать ]
Стендовые двигатели
Десять прототипов двигателей были построены для испытаний компаниями Rolls-Royce и Turbomeca. [3]
Двигатели развития полета
Двигатели для разработки прототипов Jaguar, построено 25 штук. [3]

Повторный нагрев (дожигание)

[ редактировать ]
Adour Mk 811 выставлен в Аэрокосмическом музее HAL
  • Adour Mk 101 — первый серийный вариант Jaguar, построено 40 экземпляров. [3]
  • Adour Mk 102 - второй серийный вариант с добавлением частичного подогрева дроссельной заслонки. [3]
  • Adour Mk 104 — гораздо более мощная версия, доступная в начале 1980-х годов, с более высокой рабочей температурой (700° против 640), способная развивать около 5500 фунтов в сухом состоянии и 8000 фунтов с максимальным A/B (статическим). Хотя по боевой тяге на взлете он был лишь незначительно лучше, этот двигатель улучшил низкую удельную мощность Jaguar и обеспечил гораздо лучшие характеристики: тяга на взлете увеличилась на 10% (с включенными форсажными горелками) и до 27%. большая тяга в высоком дозвуковом крейсерском режиме, что помогает Jaguar в его типичном режиме полета (низкий уровень, атака на высокой скорости).
  • Adour Mk 106 — замена двигателя Jaguar Mk104 (разработанного на базе Adour 871) с секцией подогрева. ВВС Великобритании переоборудовали свой парк этим двигателем в рамках модернизации GR3. [4] В мае 2007 года, после вывода из эксплуатации последних 16 Jaguar из 6-й эскадрильи RAF , базирующейся в RAF Coningsby , Adour 106 был выведен из эксплуатации RAF. [5]
  • Adour Mk 801-для Mitsubishi F-1 и T-2 ( JASDF )
  • TF40-IHI-801A - лицензионная версия Mk 801 компании Ishikawajima-Harima для Mitsubishi F-1 и T-2 (JASDF)
  • Adour Mk 804 - построен по лицензии HAL для Jaguar фазы 2 ВВС Индии.
  • Adour Mk 811 - построен по лицензии компанией HAL для самолетов Jaguar с 3 по 6 фаз ВВС Индии; рассчитан на максимальную тягу 8400 фунтов. [1] Первоначально Jaguar, построенный BAe, оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Adour 804E.
  • Adour Mk 821 - модернизация двигателей Mk804 и Mk811, разрабатывалась для самолетов Jaguar ВВС Индии. [6]

Сухой (без дожига)

[ редактировать ]
  • Adour Mk 151-01 Используется парком учебных самолетов Королевских ВВС.
  • Adour Mk 151-02 - используется Red Arrows
  • Адур Мк 851
  • Адур Мк 861
  • Adour Mk 871 - используется Hawk 200 [7]
  • F405-RR-401 — конфигурация аналогична Mk 871, для Т-45 Тетеревятника ВМС США.
  • Adour Mk 951 — разработан для последних версий BAE Hawk и используется в BAE Taranis и Dassault nEUROn демонстраторах технологий БПЛА . [8] Adour Mk 951 представляет собой более фундаментальную модернизацию, чем Adour Mk 106, с улучшенными характеристиками (номинальная тяга 6500 фунтов силы (29 000 Н)) и сроком службы, вдвое превышающим срок службы модели 871. [9] Он оснащен совершенно новым вентилятором и камерой сгорания, модернизированными турбинами высокого и низкого давления, а также системой полного цифрового управления двигателем (FADEC). [ нужна ссылка ] Mk 951 был сертифицирован в 2005 году.
  • F405-RR-402 - модернизация F405-RR-401 с использованием технологии Mk 951, сертифицирована в 2008 году. Не поступила на вооружение из-за проблем с финансированием.

Верхний байпас

[ редактировать ]
  • Двигатель с высоким байпасом, построенный на базе Adour и предназначенный для замены Spey , был разработан Rolls-Royce в 1967 году как Rolls-Royce RB.203 Trent .

Приложения

[ редактировать ]

Построено по лицензии

[ редактировать ]
Исикавадзима-Харима TF40-IHI-801A

Двигатели на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (Адур Мк 106)

[ редактировать ]

Данные Роллс-Ройса [12]

Общие характеристики

Компоненты

  • Компрессор: 2-ступенчатый НД, 5-ступенчатый ВД.
  • Турбина : 1-ступенчатая НД, 1-ступенчатая ВД.

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Связанные списки

Примечания
  1. ^ Ганстон 1989, стр.155.
  2. ^ Rolls-Royce PLC - Страница продукта Adour Дата обращения: 21 июля 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Развитие Адура» . Международный рейс : 649–650. 26 апреля 1973 года.
  4. ^ «Адур, сила Ястреба, Ястреба-тетеревятника и Ягуара» . Rolls-Royce plc, дата: 1 апреля 2006 г.
  5. ^ «РАФ Ягуар GR3/GR3A» . Королевские ВВС, дата: май 2007 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г.
  6. ^ http://aviationweek.com/awin/rolls-royce-pulls-out-jaguar-engine-contest-0 [ мертвая ссылка ]
  7. ^ «Учебно-тренировочный самолет Ястреб» . Технологии ВВС. 2009 . Проверено 7 августа 2014 г.
  8. ^ «БАЕ Системс Таранис» . ФлюгРевю. 2007. Архивировано из оригинала 1 мая 2008 года . Проверено 9 декабря 2006 г.
  9. ^ «Информационный бюллетень о Rolls-Royce Adour» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2011 года.
  10. ^ «Список двигателей» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
  11. ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» . АэровенчерСЯМ . Проверено 24 декабря 2023 г.
  12. ^ Информационный бюллетень Rolls-Royce Adour. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine. Проверено: 21 июля 2009 г.
Библиография
  • Билл, Ганстон (1989). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN  978-1-85260-163-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87c2002c42a0287cdd70e8305c69ef1a__1722680460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/1a/87c2002c42a0287cdd70e8305c69ef1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rolls-Royce Turbomeca Adour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)