Вертолетные двигатели Safran
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая и оборонная промышленность |
Основан | 1938 год |
Основатель | Йозеф Шидловски |
Штаб-квартира | Бордо , Франция |
Ключевые люди | Бруно Эвен, генеральный директор |
Продукты | Турбовальные и реактивные двигатели |
Количество сотрудников | 6,300 (2016) |
Родитель | Сафран СА |
Веб-сайт | www |
Safran Helicopter Engines , ранее известная как Turbomeca двигателей малой и средней мощности , — французский производитель газотурбинных турбовальных для вертолетов . Компания также производит газотурбинные двигатели для самолетов и ракет, а также турбины для наземного, промышленного и морского применения.
С момента своего основания под названием Turbomeca в 1938 году компания Safran Helicopter Engines произвела более 72 000 турбин. [1] В первые годы своего существования он получил большую выгоду от программы перевооружения, проводимой французским государством; деятельность была прервана оккупацией Франции во время Второй мировой войны , но компания выжила и быстро восстановилась в первые послевоенные годы. Выдающиеся успехи во время холодной войны включают использование двигателя Artouste II турбовального для привода в действие нового вертолета Sud Aviation Alouette II (первого в мире серийного вертолета с турбинным двигателем), а также его участие в компании Rolls-Royce Turbomeca Limited ( совместное предприятие). совместное предприятие с британским производителем двигателей Rolls-Royce Ltd , которое производило турбореактивные и турбовальные двигатели).
В сентябре 2001 года компания SNECMA Group, специализирующаяся на французской аэрокосмической отрасли , приобрела компанию, после чего она была переименована в Safran Helicopter Engines. Компания заявляет, что у нее более 2500 клиентов в 155 странах. Safran Helicopter Engines имеет 15 площадок и осуществляет свою деятельность на каждом континенте, предоставляя своим клиентам оперативное обслуживание через 44 дистрибьюторов и сертифицированных центров технического обслуживания, 18 центров ремонта и капитального ремонта, а также 90 полевых представителей и выездных технических специалистов. Дочерняя компания Safran Helicopter Engines Safran Power Units — ведущий европейский производитель турбореактивных двигателей для ракет, дронов и вспомогательных силовых установок. [1] В Safran Helicopter Engines работает 6300 сотрудников по всему миру, из них 5000 — во Франции. Сообщается, что в 2015 году компания произвела и поставила 718 новых двигателей и отремонтировала около 1700 двигателей. [1]
История
[ редактировать ]29 августа 1938 года компания под названием Turbomeca была основана разработчиками авиационных двигателей Йозефом Шидловски и Андре Планиолем после того, как в предыдущем году они получили патентную заявку на нагнетатель. [1] [2] Производитель двигателей Hispano-Suiza незамедлительно заказал демонстратору двигатель 12 Y , который использовался, среди прочего, на истребителе MS 405 C1 . Компания получила большую выгоду от решения французского правительства, признавшего надвигающуюся угрозу новой мировой войны с соседней нацистской Германией , запустившего программу перевооружения в 1937 году. [3]
В течение трех лет Turbomeca быстро расширилась от кустарного производства до промышленного, чтобы удовлетворить широкие потребности французской авиационной промышленности. Производственные показатели за первые несколько лет работы компании свидетельствуют о таком быстром расширении: 18 компрессоров было произведено в 1938 году, 300 в 1939 году и 1200 в 1940 году. Хотя завод в Мезьер-сюр-Сен достиг полного рабочего состояния только в июне 1940 года, Французское правительство рекомендовало переместить войска на юг Франции, чтобы избежать немецкого наступления . В том же месяце Turbomeca перенесла свою деятельность в недавно реквизированный цех в Сен-Пе-де-Бигор рядом с заводом по производству двигателей Hispano-Suiza в Тарбе . Однако эти здания быстро оказались слишком малы для его нужд, поэтому в 1941 году был приобретен участок в Бордесе недалеко от По . [2] Turbomeca постепенно перебазировалась на это место в период с осени 1941 года по июнь 1942 года. В ноябре 1942 года Шидловский бежал в нейтральную Швейцарию . [2] В период с октября 1942 по 1944 год производство остановилось, а численность персонала сократилась с 300 до 50 человек.
После освобождения региона союзными войсками в августе 1944 года Шидловский вернулся в Бордес, чтобы помочь возродить Турбомеку; большая часть бывшего персонала фирмы была вновь трудоустроена, а также была восстановлена большая часть ее оборудования, что позволило быстро возродить ее в послевоенное время. [2] В конце 1940-х годов Шидловски решил сосредоточить проектные ресурсы Turbomeca на маломощных реактивных двигателях , предназначенных для новой линейки реактивных самолетов, включая вертолеты с газотурбинными двигателями . Производство турбовальных двигателей, которые стали широко использоваться в винтокрылых машинах, в последующие десятилетия стало основным продуктом бизнеса. [2]
С 1950 года Turbomeca производила крошечный с центробежным потоком турбореактивный двигатель Palas мощностью 1,6 кН (353 фунта-силы ). Помимо собственного производства компании, Palas также производился по лицензии компаниями Blackburn and General Aircraft в Великобритании и Continental в США . У Блэкберна была лицензия на производство других разработок Turbomeca. компании Turbomeca двигатель Artouste II В 1955 году турбовальный был принят на вооружение нового вертолета Sud Aviation Alouette II , который год спустя стал первым в мире серийным вертолетом с газотурбинным двигателем. [4] [1] С 1957 года фирма занялась производством «Бастан» турбовинтового двигателя для авиалайнера Aérospatiale N 262 .
В 1968 году было создано совместное предприятие с британским производителем двигателей Rolls-Royce Ltd под названием Rolls-Royce Turbomeca Limited для разработки и производства двигателя Adour турбореактивного для англо-французского SEPECAT Jaguar . Помимо производства авиационного двигателя, компания также предоставляла конечным пользователям сопутствующие услуги поддержки. [5] Adour будет принят не только для Jaguar, но и для различных других самолетов, таких как BAE Systems Hawk , McDonnell Douglas T-45 Goshawk и учебно-тренировочный самолет Mitsubishi T-2 , а также Mitsubishi F-1. штурмовик боец. [6] В конечном итоге будет произведено более 2800 двигателей Adour, общий налет которых, как сообщается, составит 7 000 000 часов. [7]
Решив закрепить свой успех с помощью другого двигателя, компания Rolls-Royce Turbomeca занялась разработкой и производством двигателя RTM322 турбовального . В 1995 году было объявлено, что двигатель Rolls-Royce Turbomeca RTM322 турбовальный был выбран для оснащения британской армии парка AgustaWestland Apache ударных вертолетов . [8] В последующие десятилетия двигатель RTM322 был принят на вооружение различными эксплуатантами ряда винтокрылых машин, в том числе NHIndustries NH90 и AgustaWestland AW101 средних транспортных вертолетов , а также Eurocopter X³ , демонстратора высокоскоростных технологий. [9] [10] В 2003 году было объявлено, что совместное предприятие занимается разработкой усовершенствованной версии RTM322, в результате чего мощность силовой установки увеличится с нынешних 2400 л.с. (1800 кВт) до более чем 2500 л.с. в ближайшем будущем и потенциально до 3300 л.с. в ближайшем будущем. в долгосрочной перспективе после завершения дальнейших улучшений. Кит Рид, менеджер по международному маркетингу Rolls-Royce Turbomeca, отметил, что RM322 изначально разрабатывался с учетом будущего роста, и что операторы уделяли все большее внимание возможностям полета на высоких и высоких температурах, что требовало увеличения мощности двигателей. [11] [12]
В июне 1989 года было создано еще одно совместное предприятие, MTU Turbomeca Rolls-Royce (MTR), как часть структуры, созданной по поручению правительств Франции и Западной Германии для разработки усовершенствованного многоцелевого боевого вертолета Eurocopter Tiger . для Tiger Будучи ответственной за разработку и производство силовой установки MTR390 , компания MTR была назначена компанией по управлению программой, ответственной за двигатель, и в ее состав входили партнерские компании Turbomeca, немецкая MTU Aero Engines и британская Rolls-Royce . [13] [14] В начале 2000 года первоначальный производственный контракт был подписан Федеральным управлением оборонных технологий и закупок Германии (BWB) и MTR; Контракт стоимостью 430 миллионов немецких марок, включающий 320 двигателей плюс запасные части, представлял собой разрешение на производство MTU390. [15] Более поздние модели «Тигра» оснащаются более мощными моделями двигателя MTU390, чем устанавливались на первоначальные образцы. [16] [17]
В 2013 году между Rolls-Royce и Turbomeca было заключено соглашение о выкупе доли первого в Rolls-Royce Turbomeca в обмен на около 293 миллионов евро (381 миллион долларов США), после чего ответственность за выполнение всей деятельности, связанной с двигателем RTM322, включая производство и техническое обслуживание/услуги были переданы компании Turbomeca. [18] [19] Соответственно, Rolls-Royce Turbomeca теперь является 100% дочерней компанией Safran Helicopter Engines.
К 2010 году турбины Safran Helicopter Engines приводили в действие гражданские, парагосударственные и оборонные вертолеты всех ведущих производителей вертолетов (в основном Eurocopter , но также AgustaWestland , Sikorsky , Kamov , HAL , NHI).
Модели двигателей
[ редактировать ]Safran — ведущий мировой производитель газотурбинных двигателей для гражданских и военных вертолетов. Они проектируют, производят, продают и поддерживают полный спектр газотурбинных двигателей для этого рынка. Более 18 000 двигателей Safran Helicopter уже установлены на вертолетах, построенных ведущими мировыми производителями: Airbus Helicopters, AVIC, Sikorsky, Bell Helicopter, Finmeccanica Helicopters (ранее AgustaWestland), Denel, «Вертолеты России», HAL, Boeing и др. В военном секторе Safran используется на Tiger, NH90, Finmeccanica Helicopters A109 Power, AW101 и многих других. Вертолеты Safran эксплуатируются у 2500 клиентов в 150 странах. [1]
Турбовинтовые двигатели/турбовалы
[ редактировать ]Большинство двигателей Turbomeca носят названия Пиренейских гор.
Safran предлагает несколько семейств основных двигателей: Arrius и Arriel (мощностью на валу до 1000 л.с.) для легких и средних вертолетов; TM333, Arrano и Ardiden (мощностью от 1000 до 2000 л.с.) для гражданских и военных машин класса от 5 до 8 тонн; Makila и RTM322 (более 2000 л.с.) для тяжелой винтокрылой техники. [1]
Модель | Введение. | До | Мин л.с. | Макс. л.с. | Приложения |
---|---|---|---|---|---|
Артуст | 1956 | 1975 | 400 | 550 | Алуэтт II , Алуэтт III |
Астазу | 1957 | ? | 523 | 644 | Алуэтт II , Алуэтт III , Газель , Джетстрим |
Достаточно | 1960 | 1976 | 650 | 1,048 | Северная 260 , N 262 |
толпа | 1962 | 1987 | 1,200 | 1,800 | Пума , Супер Хорнет |
Арриэль | 1974 | текущий | 590 | 1,000 | A109 , BK 117 , EC145 , Дофин и Экурей , S-76 , Харбин Z-9 / Z-19 |
палка | 1978 | текущий | 1,800 | 2,100 | Супер Пума , AS532 , EC725 , Редхок |
Арий | 1981 | текущий | 450 | 750 | АС355 , АС555 , ЭК135 , ЭК635 , ЭК120 Б, А109 , Ка-226 Т, Белл 505 |
ТМ 333 | 1981 | ? | 750 | 1,100 | Хэл Друв , Гепард , Четак |
РТМ322 [а] | 1987 | текущий | 2,100 | 2,600 | Апач , AW101 NH90 |
МТР390 [б] | 1991 | текущий | 1,250 | 1,450 | Тигр |
Ардиден | 2007 | текущий | 1,400 | 2,000 | AC352 , ХАЛ Дхрув / ХАЛ Прачанд , ХАЛ ЛУХ , Ка-62 |
Укроп | 2018 | текущий | 2,500 | 3,000 | AW189 К, AW149 |
орел | 2019 | текущий | 1,100 | 1,300 | Н160 |
Турбореактивные двигатели
[ редактировать ]Турбовентиляторные двигатели
[ редактировать ]- Турбомека Астафан
- Турбомека Обиск
- Rolls-Royce Turbomeca Adour — совместный проект с Rolls-Royce
Двигатели дочерней компании Microturbo
[ редактировать ]- Микротурбо СГ 18
- Микротурбо ТРС 18
- Микротурбо ТРИ-40
- Микротурбо ТРИ 60
- Микротурбо ТРИ 80
- Микротурбо Пума
- Микротурбо Эклер
- Микротурбо Рысь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Компания" . Вертолетные двигатели Safran . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и «Safran Helicopter Engines отмечает свое 80-летие» . Вертолетные двигатели Safran. 20 сентября 2018 г.
- ^ «История: 1916–1945» . Дассо Авиэйшн . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ "1955: SE3130 "Алуэтт II"." Архивировано 22 декабря 2015 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 20 декабря 2015 года.
- ^ ООО «Роллс-Ройс Турбомека» . Блумберг . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Двигатель — Rolls-Royce/Turbomeca RT172 Adour 102» . Музей Королевских ВВС . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Роллс-Ройс Турбомека Адур» . Бруклендский музей . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Роллс-Ройс Турбомека» . Рейс Интернешнл. 9 октября 1996 г.
- ^ «Двигатель Rolls-Royce одобрен» . Рейс Интернешнл. 3 августа 2004 г.
- ^ Крофт, Джон (23 февраля 2009 г.). «HELI-EXPO 2009: Rolls-Royce подтверждает участие в программе Eurocopter X3» . Рейс Интернешнл.
- ^ «RR Turbomeca разрабатывает расширенную версию RTM322» . Рейс Интернешнл. 8 декабря 2003 г.
- ^ «Rolls-Royce планирует расширение RTM322» . Рейс Интернешнл. 28 мая 2002 г.
- ^ Кроц, Ульрих (2011). Летающий тигр: теория международных отношений и политика современных вооружений . Издательство Оксфордского университета. стр. 130–131. ISBN 978-0-1997-5993-4 .
- ^ «МТУ Турбомека Роллс-Ройс ГмбХ» . Авиационная неделя . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ «Подписан контракт на производство двигателя Tiger MTR390» . Авиастроение и аэрокосмические технологии . 72 (2). 1 апреля 2000 г. doi : 10.1108/aeat.2000.12772bab.051 . ISSN 0002-2667 .
- ^ «Франция и Испания заказывают новый вариант Eurocopter Tiger HAD (обновленный)» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2007 года . Проверено 5 марта 2007 г.
- ^ Презентация брошюры Airbus Tiger
- ^ «Rolls-Royce и Safran договорились о передаче программы по производству вертолетных двигателей RTM322 компании Turbomeca» . Rolls-Royce.com. 2003.
- ^ Перри, Доминик (23 апреля 2013 г.). «RR продает долю в программе вертолетных двигателей RTM322» . Рейс Интернешнл.