Сафран Ардиден
Ардиден | |
---|---|
![]() | |
Тип | Турбовальный |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Вертолетные двигатели Safran |
Построено | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Первый запуск | 2005 [ 1 ] |
Основные приложения | ХАЛ Друв |
Количество построенных | 250 к 2018 году [ 2 ] |
Разработано на основе | Турбомека ТМ 333 |
Safran Ardiden мощностью 1400–2000 л.с. (1000–1500 кВт), — это турбовальный двигатель разработанный и производимый компанией Safran Helicopter Engines для одно- и двухмоторных вертолетов массой 5–8 т (11 000–18 000 фунтов) . Выпущенный в 2003 году как более мощный TM 333 , он впервые появился в 2005 году и был представлен в 2007 году. Ardiden 1 Shakti используется на индийских вертолетах HAL Dhruv , Prachand и Light Utility Helicopter , а более мощный Ardiden 3 используется на Avicopter AC352 и Kamov Ka-62 .
Разработка
[ редактировать ]В 1961 году компания Turbomeca предоставила Hindustan Aeronautics Limited лицензию на производство турбовального двигателя Artouste для оснащения индийских вертолетов Alouette III Chetak и Alouette II Cheetah.
К сентябрю 2000 года HAL заключила контракт с Turbomeca на разработку более мощной версии ALH 2B2 от TM 333 мощностью от 747 до 800 кВт (от 1002 до 1073 л.с.). [ 3 ] К январю 2002 года Turbomeca начала разработку Ardiden TM3332C2 мощностью 1200 л.с. (890 кВт) для вертолетов массой 5–6 т (11 000–13 000 фунтов), представленного на Парижском авиасалоне для LAH под названием Shakti , разработанного и собранного совместно с HAL. , когда США сняли санкции с Индии на ядерные испытания 1998 года . Первые две осевые ступени TM3332B2 были заменены центробежным компрессором , а силовая турбина перешла с одной на две ступени, а двухканальный FADEC пришел от TM3332E. Предполагалось, что он будет введен в эксплуатацию в 2005 году, а его предполагаемый рынок составит 1500 двигателей в течение первых 15 лет. [ 4 ]
К июлю 2002 года Turbomeca была готова начать разработку двигателя мощностью 900 кВт (1200 л.с.) с HAL за 11% для ALH, затем переименованного в Dhruv. Мощность TM333 была снижена с 800 до 765 кВт (с 1073 до 1026 л.с.) для Dhruv, а мощность Ardiden 1H Shakti будет снижена с 1070 до 900 кВт (с 1430 до 1210 л.с.). Ardiden 1A был разработан для Eurocopter EC155 HP+, а Ardiden 2K — для Agusta-Bell AB.139 . мощностью 485–740 кВт (650–992 л.с.) Он будет находиться между Arriel мощностью 1240–1565 кВт (1663–2099 л.с.) и Makila для средних близнецов массой 5–6 т (11 000–13 250 фунтов). При цене 500 000 долларов США он будет на 40% дешевле, чем у конкурентов мощностью 900 кВт, таких как Honeywell/Rolls-Royce LHTEC CTS800 и MTU/Turbomeca/RR MTR390 . Первый испытательный запуск ожидался в начале 2004 года, летные испытания - к концу того же года, сертификация - к концу 2005 года и Вступление в строй к 2006 году. [ 5 ] Он был представлен в феврале 2003 года на выставке Aero India по крупному заказу от HAL и будет использоваться в вертолетах массой 6–6,5 т (13 200–14 300 фунтов). HAL должна была поставить одну десятую часть своих компонентов. [ 6 ]
К октябрю 2005 года Turbomeca запустила первый экземпляр в Тарбе , планируя первый полет в июле 2006 года. HAL принадлежит 11% акций в разработке и 21% в производстве: коробки передач, силовой турбины и части компрессора высокого давления . Конструкция включает монокристаллические лопатки турбины высокого давления и новые керамические покрытия, позволяющие работать без охлаждения, что обеспечивает 20% потенциала роста. [ 1 ]
Разработанный Индией на 19%, Shakti совершил свой первый испытательный полет на Dhruv 16 августа 2007 года. [ 7 ] К концу 2007 года HAL начала установку Shakti для производившихся с тех пор Dhruvs.
Ardiden 3G был сертифицирован в июне 2017 года, и к 2018 году в эксплуатации находилось 250 Ardiden 1. [ 2 ] К сентябрю 2019 года двигатели Ardiden 1 налетали 200 000 часов, а Ardiden 3C/3G — более 10 000 часов испытаний. [ 8 ]
Турбовинтовая версия
[ редактировать ]К апрелю 2019 года Safran рассматривала возможность создания турбовинтовой версии Ardiden, которая могла бы конкурировать с Pratt & Whitney Canada PT6 и General Electric Catalyst на основе своего демонстратора Tech-TP, являющегося частью программы ЕС Clean Sky 2, для первых наземных испытаний в ближайшие месяцы. [ 9 ] Первый заезд произошел 12 июня в Тарносе ; Полная силовая установка включает гондолу , воздухозаборник и гребной винт , а коробка передач и контроллер гребного винта включают в себя больше электрических технологий. [ 10 ]
Его можно было бы использовать для будущего европейского БПЛА в сотрудничестве с ZF Luftfahrttechnik для коробки передач и MT-Propeller для пропеллера. FADEC будет управлять как мощностью, так и шагом винта для работы на высоте до 13 716 метров / 45 000 футов. Компактная и легкая архитектура Tech TP направлена на снижение расхода топлива на 15 % по сравнению с современными двигателями. [ 8 ] 21 июля 2020 года между Safran и ZF был подписан меморандум о соглашении , предусматривающий летные испытания двигателя Ardiden 3TP мощностью 1700–2000 л.с. (1260–1490 кВт) с 2022 года. 11-тонный БПЛА EuroMALE , первый полет которого запланирован на 2024 год, является целью в качестве первой платформы перед гражданским применением. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]Ardiden 1 предлагает мощность от 1400 до 1700 л.с. (от 1000 до 1300 кВт), а Ardiden 3 охватывает диапазон мощности 1700–2000 л.с. (1300–1500 кВт) для одно- и двухмоторных вертолетов массой от 5 до 8 тонн (от 11 000 до 18 000 фунтов). [ 2 ]
Ardiden имеет двухступенчатый центробежный компрессор , затем кольцевую камеру сгорания с обратным потоком , одноступенчатую осевую газогенераторную турбину, за которой следует двухступенчатая осевая свободная турбина, передающая свою мощность вперед с помощью концентрического вала, и управляется двойным двухканальный цифровой электронный блок управления двигателем . [ 12 ]
Варианты и приложения
[ редактировать ]
Прачанда

Вариант | Сертификация [ 12 ] [ 13 ] | Приложение [ 2 ] |
---|---|---|
Ардиден 1H | 20 декабря 2007 г. | ХАЛ Друв Хэл Прачанд |
Ардиден 1H1 | 11 марта 2009 г. | |
Ардиден 1U | Легкий многоцелевой вертолет HAL | |
Ардиден 3G | 12 июня 2017 г. | Kamov Ka-62 |
Ардиден 3C / WZ16 | 5 апреля 2018 г. | Авикоптер AC352 |
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | Ардиден 1 [ 12 ] | Ардиден 3 [ 13 ] |
---|---|---|
длина | 1250 мм (49 дюймов) | 1244–1285,4 мм (48,98–50,61 дюйма) |
высота × ширина | 694 × 519 мм (27,3 × 20,4 дюйма) | 648×640–655,9 мм (25,51×25,20–25,82 дюйма) |
масса | 205 кг (452 фунта) | 215–226,6 кг (474–500 фунтов) |
компрессор | 2 центробежные ступени | |
камера сгорания | обратный поток | |
турбина | 1 ступень HP, 2 ступени мощности | |
мощность Т/О | 938–1032 кВт (1258–1384 л.с.) | 1177–968 кВт (1578–1298 л.с.) |
мощность/вес | 4,58–5,03 кВт/кг (2,79–3,06 л.с./фунт) | 5,47–4,27 кВт/кг (3,33–2,60 л.с./фунт) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ардиден провел первый пробный запуск» . Флайтглобал . 11 октября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ардиден» . Вертолетные двигатели Safran.
- ^ «Покупка Turbomeca позволит Snecma закрепиться на рынке турбовальных двигателей» . Авиационная неделя . 4 сентября 2000 г. с. 30.
- ^ «Новый двигатель Turbomeca для индийского LAH» . Авиационная неделя . 7 января 2002 г. с. 30.
- ^ «Turbomeca собирается запустить Ardiden» . Рейс Интернешнл . 2 июля 2002 г.
- ^ «Turbomeca и HAL укрепляют связи» . Рейс Интернешнл . 11 февраля 2003 г.
- ^ «Дхрувы с двигателем и вооружением Шакти совершают первый полет» (Пресс-релиз). ХЭЛ. 16 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Александр Рокки (25 сентября 2019 г.). «Safran разработает новый турбовинтовой двигатель для европейского БПЛА» . Воздух и Космос .
- ^ Доминик Перри (29 апреля 2019 г.). «Safran рассматривает турбовинтовой вариант вертолетного двигателя Ardiden 3» . Флайтглобал .
- ^ Доминик Перри (18 июня 2019 г.). «Safran впервые запускает демонстрационный образец Tech TP» . Флайтглобал .
- ^ Доминик Перри (21 июля 2020 г.). «Safran и ZF продолжают разработку нового военного турбовинтового двигателя» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата EA E.037 для Ardiden 1» (PDF) . EASA. 1 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2018 г. . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Паспорт типа сертификата № E. 103 для Ardiden 3» (PDF) . EASA. 5 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
![]() |
В этой статье о авиационном двигателе отсутствуют некоторые (или все) его характеристики . Если у вас есть источники, вы можете помочь Википедии, добавив их . |