Jump to content

Сафран Ардиден

Ардиден
Тип Турбовальный
Национальное происхождение Франция
Производитель Вертолетные двигатели Safran
Построено Хиндустан Аэронаутикс Лимитед
Первый запуск 2005 [ 1 ]
Основные приложения ХАЛ Друв
Количество построенных 250 к 2018 году [ 2 ]
Разработано на основе Турбомека ТМ 333

Safran Ardiden мощностью 1400–2000 л.с. (1000–1500 кВт), — это турбовальный двигатель разработанный и производимый компанией Safran Helicopter Engines для одно- и двухмоторных вертолетов массой 5–8 т (11 000–18 000 фунтов) . Выпущенный в 2003 году как более мощный TM 333 , он впервые появился в 2005 году и был представлен в 2007 году. Ardiden 1 Shakti используется на индийских вертолетах HAL Dhruv , Prachand и Light Utility Helicopter , а более мощный Ardiden 3 используется на Avicopter AC352 и Kamov Ka-62 .

Разработка

[ редактировать ]

В 1961 году компания Turbomeca предоставила Hindustan Aeronautics Limited лицензию на производство турбовального двигателя Artouste для оснащения индийских вертолетов Alouette III Chetak и Alouette II Cheetah.

К сентябрю 2000 года HAL заключила контракт с Turbomeca на разработку более мощной версии ALH 2B2 от TM 333 мощностью от 747 до 800 кВт (от 1002 до 1073 л.с.). [ 3 ] К январю 2002 года Turbomeca начала разработку Ardiden TM3332C2 мощностью 1200 л.с. (890 кВт) для вертолетов массой 5–6 т (11 000–13 000 фунтов), представленного на Парижском авиасалоне для LAH под названием Shakti , разработанного и собранного совместно с HAL. , когда США сняли санкции с Индии на ядерные испытания 1998 года . Первые две осевые ступени TM3332B2 были заменены центробежным компрессором , а силовая турбина перешла с одной на две ступени, а двухканальный FADEC пришел от TM3332E. Предполагалось, что он будет введен в эксплуатацию в 2005 году, а его предполагаемый рынок составит 1500 двигателей в течение первых 15 лет. [ 4 ]

К июлю 2002 года Turbomeca была готова начать разработку двигателя мощностью 900 кВт (1200 л.с.) с HAL за 11% для ALH, затем переименованного в Dhruv. Мощность TM333 была снижена с 800 до 765 кВт (с 1073 до 1026 л.с.) для Dhruv, а мощность Ardiden 1H Shakti будет снижена с 1070 до 900 кВт (с 1430 до 1210 л.с.). Ardiden 1A был разработан для Eurocopter EC155 HP+, а Ardiden 2K — для Agusta-Bell AB.139 . мощностью 485–740 кВт (650–992 л.с.) Он будет находиться между Arriel мощностью 1240–1565 кВт (1663–2099 л.с.) и Makila для средних близнецов массой 5–6 т (11 000–13 250 фунтов). При цене 500 000 долларов США он будет на 40% дешевле, чем у конкурентов мощностью 900 кВт, таких как Honeywell/Rolls-Royce LHTEC CTS800 и MTU/Turbomeca/RR MTR390 . Первый испытательный запуск ожидался в начале 2004 года, летные испытания - к концу того же года, сертификация - к концу 2005 года и Вступление в строй к 2006 году. [ 5 ] Он был представлен в феврале 2003 года на выставке Aero India по крупному заказу от HAL и будет использоваться в вертолетах массой 6–6,5 т (13 200–14 300 фунтов). HAL должна была поставить одну десятую часть своих компонентов. [ 6 ]

К октябрю 2005 года Turbomeca запустила первый экземпляр в Тарбе , планируя первый полет в июле 2006 года. HAL принадлежит 11% акций в разработке и 21% в производстве: коробки передач, силовой турбины и части компрессора высокого давления . Конструкция включает монокристаллические лопатки турбины высокого давления и новые керамические покрытия, позволяющие работать без охлаждения, что обеспечивает 20% потенциала роста. [ 1 ]

Разработанный Индией на 19%, Shakti совершил свой первый испытательный полет на Dhruv 16 августа 2007 года. [ 7 ] К концу 2007 года HAL начала установку Shakti для производившихся с тех пор Dhruvs.

Ardiden 3G был сертифицирован в июне 2017 года, и к 2018 году в эксплуатации находилось 250 Ardiden 1. [ 2 ] К сентябрю 2019 года двигатели Ardiden 1 налетали 200 000 часов, а Ardiden 3C/3G — более 10 000 часов испытаний. [ 8 ]

Турбовинтовая версия

[ редактировать ]

К апрелю 2019 года Safran рассматривала возможность создания турбовинтовой версии Ardiden, которая могла бы конкурировать с Pratt & Whitney Canada PT6 и General Electric Catalyst на основе своего демонстратора Tech-TP, являющегося частью программы ЕС Clean Sky 2, для первых наземных испытаний в ближайшие месяцы. [ 9 ] Первый заезд произошел 12 июня в Тарносе ; Полная силовая установка включает гондолу , воздухозаборник и гребной винт , а коробка передач и контроллер гребного винта включают в себя больше электрических технологий. [ 10 ]

Его можно было бы использовать для будущего европейского БПЛА в сотрудничестве с ZF Luftfahrttechnik для коробки передач и MT-Propeller для пропеллера. FADEC будет управлять как мощностью, так и шагом винта для работы на высоте до 13 716 метров / 45 000 футов. Компактная и легкая архитектура Tech TP направлена ​​на снижение расхода топлива на 15 % по сравнению с современными двигателями. [ 8 ] 21 июля 2020 года между Safran и ZF был подписан меморандум о соглашении , предусматривающий летные испытания двигателя Ardiden 3TP мощностью 1700–2000 л.с. (1260–1490 кВт) с 2022 года. 11-тонный БПЛА EuroMALE , первый полет которого запланирован на 2024 год, является целью в качестве первой платформы перед гражданским применением. [ 11 ]

Ardiden 1 предлагает мощность от 1400 до 1700 л.с. (от 1000 до 1300 кВт), а Ardiden 3 охватывает диапазон мощности 1700–2000 л.с. (1300–1500 кВт) для одно- и двухмоторных вертолетов массой от 5 до 8 тонн (от 11 000 до 18 000 фунтов). [ 2 ]

Ardiden имеет двухступенчатый центробежный компрессор , затем кольцевую камеру сгорания с обратным потоком , одноступенчатую осевую газогенераторную турбину, за которой следует двухступенчатая осевая свободная турбина, передающая свою мощность вперед с помощью концентрического вала, и управляется двойным двухканальный цифровой электронный блок управления двигателем . [ 12 ]

Варианты и приложения

[ редактировать ]
Ардиден 1H1 для HAL Dhruv
Прачанда
Ардиден 3Г для Ка-62
Вариант Сертификация [ 12 ] [ 13 ] Приложение [ 2 ]
Ардиден 1H 20 декабря 2007 г. ХАЛ Друв
Хэл Прачанд
Ардиден 1H1 11 марта 2009 г.
Ардиден 1U Легкий многоцелевой вертолет HAL
Ардиден 3G 12 июня 2017 г. Kamov Ka-62
Ардиден 3C / WZ16 5 апреля 2018 г. Авикоптер AC352

Технические характеристики

[ редактировать ]
Вариант Ардиден 1 [ 12 ] Ардиден 3 [ 13 ]
длина 1250 мм (49 дюймов) 1244–1285,4 мм (48,98–50,61 дюйма)
высота × ширина 694 × 519 мм (27,3 × 20,4 дюйма) 648×640–655,9 мм (25,51×25,20–25,82 дюйма)
масса 205 кг (452 ​​фунта) 215–226,6 кг (474–500 фунтов)
компрессор 2 центробежные ступени
камера сгорания обратный поток
турбина 1 ступень HP, 2 ступени мощности
мощность Т/О 938–1032 кВт (1258–1384 л.с.) 1177–968 кВт (1578–1298 л.с.)
мощность/вес 4,58–5,03 кВт/кг (2,79–3,06 л.с./фунт) 5,47–4,27 кВт/кг (3,33–2,60 л.с./фунт)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б «Ардиден провел первый пробный запуск» . Флайтглобал . 11 октября 2005 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Ардиден» . Вертолетные двигатели Safran.
  3. ^ «Покупка Turbomeca позволит Snecma закрепиться на рынке турбовальных двигателей» . Авиационная неделя . 4 сентября 2000 г. с. 30.
  4. ^ «Новый двигатель Turbomeca для индийского LAH» . Авиационная неделя . 7 января 2002 г. с. 30.
  5. ^ «Turbomeca собирается запустить Ardiden» . Рейс Интернешнл . 2 июля 2002 г.
  6. ^ «Turbomeca и HAL укрепляют связи» . Рейс Интернешнл . 11 февраля 2003 г.
  7. ^ «Дхрувы с двигателем и вооружением Шакти совершают первый полет» (Пресс-релиз). ХЭЛ. 16 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
  8. ^ Jump up to: а б Александр Рокки (25 сентября 2019 г.). «Safran разработает новый турбовинтовой двигатель для европейского БПЛА» . Воздух и Космос .
  9. ^ Доминик Перри (29 апреля 2019 г.). «Safran рассматривает турбовинтовой вариант вертолетного двигателя Ardiden 3» . Флайтглобал .
  10. ^ Доминик Перри (18 июня 2019 г.). «Safran впервые запускает демонстрационный образец Tech TP» . Флайтглобал .
  11. ^ Доминик Перри (21 июля 2020 г.). «Safran и ZF продолжают разработку нового военного турбовинтового двигателя» . Флайтглобал .
  12. ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата EA E.037 для Ardiden 1» (PDF) . EASA. 1 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2018 г. . Проверено 4 октября 2018 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Паспорт типа сертификата № E. 103 для Ardiden 3» (PDF) . EASA. 5 апреля 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aeb8b996340cd6b28c375a45d67f87fe__1723945860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/fe/aeb8b996340cd6b28c375a45d67f87fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Safran Ardiden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)