Турбомека Астазу
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2011 г. ) |
Астазу | |
---|---|
![]() | |
Turbomeca Astazou IIA на SA 318C Alouette II | |
Тип | Турбовальный / Турбовинтовой |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Турбомека |
Первый запуск | 1957 |
Основные приложения | Аэрокосмическая Газель Хэндли Пейдж Джетстрим FMA IA 58 Пукара |
Turbomeca Astazou — весьма успешная серия турбовинтовых и турбовальных двигателей, впервые запущенная в 1957 году. Первоначальная версия весила 110 кг (243 фунта) и развивала мощность 240 кВт (320 л.с. ) при 40 000 об/мин . Он был принят на вооружение 29 мая 1961 года после 150-часовых испытаний. Главным инженером-разработчиком был Г. Спорер. Он был назван в честь двух вершин Пиренеев .
Упрощенная версия была построена Agusta как Turbomeca-Agusta TA.230.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Версия Astazou IIA была создана на основе оригинальной силовой установки Astazou для использования в вертолетах . К 1993 году было построено 2200 штук. По состоянию на 2007 год он все еще находился в производстве. Однако многие самолеты, изначально оснащенные им, особенно более тяжелые, с тех пор были модернизированы более мощными двигателями.
Ранний одновальный компрессор Astazou имел двухступенчатый компрессор: первая ступень была осевой, а вторая ступень - радиальной. Он имеет кольцевую камеру сгорания, после которой дымовые газы поступают в трехступенчатую осевую турбину.
Двигатели имеют редуктор перед воздухозаборником с выходной скоростью, подходящей для воздушного винта или, для вертолетов, только в качестве первой ступени гораздо большего редуктора, необходимого для несущего винта. Подача топлива в газогенератор регулируется автоматически для поддержания постоянной скорости гребного винта или несущего винта при изменении шага лопастей.
Что касается Astazou X, двигатель получил вторую ступень осевого компрессора. Это был двигатель для Potez 840 . Astazou XIV и XVI также продавались компанией Rolls-Royce Turboméca International Ltd под названиями AZ14 и AZ16 соответственно.
С годами мощность неуклонно увеличивалась: два двигателя Astazou XVIII Eurocopter Dauphin развивали по 783 кВт каждый. Astazou XX получил третью осевую ступень, что еще больше повысило степень сжатия и позволило достичь проектной мощности 1075 кВт (1442 л.с.) в турбовинтовом режиме. Модификация XXB, используемая в однодвигательном двигателе Aérospatiale SA 361H Dauphin , имела мощность 1043 кВт (1399 л.с.).
Варианты
[ редактировать ]- Астазу I
- Астазу II
- Одноступенчатый осевой плюс одноступенчатый центробежный компрессор, кольцевая камера сгорания, трехступенчатая турбина
- Астазу IIA
- Астазу III
- Астазу IIIA
- Астазу IIIC
- Астазу IIIC2
- Астазу IIIN
- Астазу IIIN2
- Астазу VI
- Спаренный Astazou 1100 кВт (1480 л.с.)
- Астазу X
- В двигателях X и последующих была добавлена вторая ступень осевого компрессора.
- Астазу XII
- Астазу XIV
- Двухступенчатый осевой плюс одноступенчатый центробежный компрессор, кольцевая камера сгорания, трехступенчатая турбина. Интегральный передний монтаж
коробка передач.
- Астазу XIVA
- Астазу XIVB
- Астазу XIVD
- Астазу XIVC
- Астазу XIV
- Астазу XIVM
- Астазу XVI
- Астазу XVIG
- Астазу XVIII
- Астазу XVIIIA
- Астазу XX
- Добавлена третья ступень осевого компрессора для увеличения степени сжатия.
- Астазу XXB
- Турбомека-Агуста ТА.230
- (он же ТАА-230) Упрощенная версия, построенная компанией Agusta . [ 1 ]
- Роллс-Ройс Турбомека AZ14
- Astazou XIV продается компанией Rolls-Royce Turbomeca International Ltd как AZ14.
- Роллс-Ройс Турбомека AZ16
- Astazou XVI продается компанией Rolls-Royce Turbomeca International Ltd как AZ16.
Приложения
[ редактировать ]Самолеты
[ редактировать ]- Сообщество Дассо
- Dassault MD320 Hirondelle 2x Astazou XIV эквивалент 640 кВт (860 л.с.).
- Dornier Do27T-l 2x Astazou II эквивалент 419 кВт (562 л.с.).
- FMA IA 58 Pucará 2x Astazou XVIG эквивалент 713 кВт (956 л.с.).
- Handley Page HP.137 Jetstream 2x Astazou XIVC, эквивалент 687 кВт (921 л.с.).
- Митсубиси МУ-2
- Норд Норальфа
- Pilatus PC-6/A1-H2 Turbo Porter lx Astazou XII, эквивалент 545 кВт (731 л.с.).
- Potez 840 4x 440 л.с. (328 кВт) Turboméca Astazou II
- Potez 842 4x 600 л.с. (447 кВт) Turboméca Astazou XII
- СФЕРМА Норд 1110
- СФЕРМА SF-60 Маркиз 2x Астазу X
- СФЕРМА ПД-146 Маркиз 2x Астазу IIA
- Short SC.7 Skyvan серии II 2x Astazou XII, эквивалент 545 кВт (731 л.с.).
- SIPA S-2510 Антилопа
- IAI Arava 2x Astazou XIV эквивалент 630 кВт (850 л.с.).
- UV-23A Dominion Skytrader 2x Turboméca Astazou XIV
Вертолеты
[ редактировать ]- Aérospatiale SA.3180 Alouette II Astazou 1x Astazou IIA 390 кВт (523 л.с.) (но ограничена до 300 кВт (400 л.с.) роторной трансмиссией).
- Aérospatiale SA.319B Alouette III 1x Astazou XIVB 440 кВт (590 л.с.).
- Aérospatiale Gazelle 1x Astazou IIIN эквивалент 441 кВт (592 л.с.).
- Aérospatiale Gazelle AH.1 1x Astazou IIIN2 [ 2 ]
- Агуста А.105
- Агуста А.106
- Агуста А.115
- Аэроспасьяль SA 360 Дофин
- Dechaux Helicop-Jet 1x Астазу II
Технические характеристики (Астазу XVI)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира, 1970 г. [ 3 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовинтовой
- Длина: 2000 мм (79 дюймов), включая пропеллер.
- Диаметр: 546 мм (21,5 дюйма)
- Лобовая площадь: 0,23 м 2 (2,5 кв. фута)
- Сухой вес: 206 кг (454 фунта)
Компоненты
- Компрессор: 2-ступенчатый осевой + 1-ступенчатый центробежный
- Камеры сгорания : Кольцевая камера сгорания.
- Турбина : 3-ступенчатая осевая турбина
- Тип топлива: авиационный керосин, например Jet A-1 , JP-4 и JP-5.
- Масляная система: распыление под давлением при давлении 3,0 бар (44 фунта на квадратный дюйм) с продувкой.
Производительность
- Максимальная выходная мощность:
- Взлетная мощность: 811 кВт (1088 л.с.) (эквивалент) (766 кВт (1027 л.с.) + 0,67 кН (150 фунтов силы)) при 43000 об/мин (статическая)
- Макс. Непрерывная мощность: 743 кВт (996 л.с.) (эквивалент) (699 кВт (937 л.с.) + 0,64 кН (145 фунт-сила)) при 43000 об/мин (статическая)
- Общий коэффициент давления : 8,15:1
- Массовый расход воздуха: 3,35 кг/с (443 фунта/мин) при 43 000 об/мин.
- Удельный расход топлива : 0,30 кг/кВтч (0,5 фунта/(л.с.⋅ч)) (эквивалент)
- Отношение мощности к весу : 3,9 кВт/кг (2,4 л.с./фунт) (эквивалент)
Параметр | II [ 4 ] | ИМА | IIIC2/N2 | Х | XIVB/Ф | XIVH | XIVM | XVI [ 3 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимальная мощность | 390 кВт (523 л.с.) | 390 кВт (523 л.с.) | 480 кВт (644 л.с.) | 465 кВт (624 л.с.) | 440 кВт (590 л.с.) | 440 кВт (590 л.с.) | 440 кВт (590 л.с.) | 811 кВт (1088 л.с.) |
Длина | 1810 мм (71,3 дюйма) | 1427,5 мм (56,2 дюйма) | 1433,5 мм (56,4 дюйма) | 1912 мм (75,3 дюйма) | 1434 мм (56,5 дюйма) | 1470 мм (57,9 дюйма) | 1474 мм (58,0 дюйма) | 2000 мм (79 дюймов) |
Диаметр | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | 546 мм (21,5 дюйма) |
Ширина | 516 мм (20,3 дюйма) | 483 мм (19,0 дюйма) | 520 мм (20,5 дюйма) | 500 мм (19,7 дюйма) | 460 мм (18,1 дюйма) | |||
Высота | 560 мм (22,0 дюйма) | 508 мм (20,0 дюйма) | 623,5 мм (24,5 дюйма) | 565 мм (22,2 дюйма) | 570 мм (22,4 дюйма) | |||
Масса | 123 кг (271,2 фунта) | 142 кг (313,1 фунта) | 150,3 кг (331,4 фунта) | 128 кг (282,2 фунта) | 160 кг (352,7 фунта) | 160 кг (352,7 фунта) | 160 кг (352,7 фунта) | 206 кг (454 фунта) |
Массовый расход воздуха | 2,5 кг (5,5 фунта)/сек. | 3,35 кг/с (443 фунта/мин) | ||||||
Степень давления | 6:1 | 7.5:1 | 8:1 | 8:1 | 8:1 | 8.15:1 |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1964). Авиационные двигатели мира 1964/65 (20-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 186.
- ^ «Самолет» . www.army.mod.uk. Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Пол Х. (1970). Авиационные двигатели мира 1970 (21-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Пол Х. Уилкинсон. п. 182.
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ганстон, Билл (1986). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Веллингборо: Патрик Стивенс. п. 164.