ИАИ Арава
Корзина | |
---|---|
![]() | |
IAI Арава из Сил обороны Свазиленда | |
Роль | Легкий взлета и посадки транспортный самолет |
Производитель | Израильская авиационная промышленность |
Первый полет | 27 ноября 1969 г. |
Статус | Снято с производства, ограниченное использование |
Основные пользователи | Израильские ВВС (IAF) 14 других военных |
Произведено | 1972–1988 |
Количество построенных | 103 |
Израильская Aircraft Industries Arava ( ивр . עֲרָבָה , «Ива», «Степь» или «Пустыня», названа в честь Аравы в Иорданской рифтовой долине ) — легкий с взлетно-посадочной полосой транспортный самолет , разработанный и производимый израильской аэрокосмической компанией Israel Aerospace Industries ( ИАИ). Это первый самолет собственной разработки IAI, запущенный в производство.
Arava был разработан в 1960-х годах, и в это время предполагалось, что он будет принят на вооружение международными заказчиками в больших количествах как на военном, так и на гражданском рынках. Его дизайн в некоторой степени вдохновлен французским транспортным самолетом Nord Noratlas . И израильское правительство, и руководство IAI с энтузиазмом относились к развитию Аравы, рассматривая ее как средство развития промышленного потенциала страны, а также как источник дохода. 27 ноября 1969 года первый прототип совершил свой первый полет ; он будет разрушен 19 ноября 1970 года после того, как стойка крыла вышла из строя в середине полета из-за чрезмерного флаттера . Эту аварию считают серьезным препятствием как для развития Arava, так и для ее возможностей продаж.
Несмотря на ничем не примечательный в остальном процесс разработки, «Арава» в конечном итоге будет построена в относительно небольшом количестве; многие потенциальные эксплуатанты, в том числе ВВС Израиля (IAF), пришли к выводу, что самолет не привлекателен для нескольких существующих участников рынка. К 1973 году программа «Арава» и IAI подверглись резкой критике за чрезмерно оптимистичные прогнозы по сравнению с фактическими показателями продаж. После агрессивной маркетинговой кампании и новой стратегии ценообразования было найдено множество клиентов этого типа, в основном среди развивающихся стран , особенно в Центральной и Южной Америке , а также в Свазиленде (в 2018 году переименованном в Эсватини ) и Таиланде . IAF не был в значительной степени впечатлен «Аравой», которая арендовала три самолета в краткосрочную аренду во время войны Судного дня 1973 года; В 1980-х годах служба решила закупить небольшой парк Aravas с конфигурацией SIGINT , используя американскую помощь. В 2004 году ВВС вывели из эксплуатации свой флот Арава. По состоянию на 2019 год [update], несколько самолетов остаются в эксплуатации по всему миру.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]По словам авиационного журналиста и бывшего инженера IAI Дэнни Шалома, существенная работа по разработке того, что впоследствии станет Arava, началась сразу после Шестидневной войны между Израилем и несколькими соседними странами. [ 1 ] До этого момента компания Israel Aerospace Industries (IAI) в основном ограничивала свои усилия по производству самолетов производством копий существующих французских и американских разработок, таких как IAI Nesher . Однако многие инженеры компании стремились выйти за рамки имитации и обратного проектирования , чтобы IAI и Израиль могли производить свои собственные уникальные самолеты местного производства. [ 1 ] Примерно в это же время компания предвидела потребность в новом поколении транспортных самолетов, которые подходили бы для полетов с взлетно-посадочных полос длиной всего 400 метров. IAI прогнозировала, что спрос на такой самолет на международном рынке будет огромным и что, получив лишь 20% доли рынка, компания продаст от 400 до 600 самолетов за период действия программы. [ 1 ]
По мере того, как проект обретал форму, ключевые задачи по характеристикам включали возможность короткого взлета и посадки (STOL), возможность эксплуатации этого типа с неподготовленных и неровных взлетно-посадочных полос, а также перевозку до 20 пассажиров или крупногабаритной полезной нагрузки. [ 2 ] «Аравы» был бочкообразный У фюзеляж , относительно короткий, но широкий, а задняя часть фюзеляжа была шарнирно закреплена и могла открываться для легкой и быстрой погрузки и разгрузки. Размах его крыльев был большим, а двойное хвостовое оперение было установлено на стрелах, идущих от мотогондол . Для снижения веса он был оснащен ходовой частью с фиксированным носовым колесом , а силовой установкой была пара Pratt & Whitney Canada PT6 A-27 мощностью 715 л.с. (533 кВт). турбовинтовых двигателей [ 3 ] Конструктивная конфигурация имела значительное сходство с французским транспортным самолетом Nord Noratlas , который уже использовался в то время в ВВС Израиля (IAF). [ 1 ]
В июне 1968 года израильское правительство во главе с Лейбористской партии лидером Леви Эшколем одобрило инициативу, разрешив IAI приступить к полномасштабному развитию. [ 1 ] Arava рассматривался не только как самостоятельный продаваемый продукт, но и как средство расширения возможностей IAI по разработке самолетов и, таким образом, сильно повлияет на ее работу над будущими проектами. [ 1 ]
Летные испытания и продажи
[ редактировать ]27 ноября 1969 года первый прототип Arava совершил свой первый полет под управлением главного летчика-испытателя IAI Авраама Хакоэна. [ 1 ] Этот самолет выполнил еще 92 полета, прежде чем в программе испытаний произошла трагедия; вышла из строя стойка крыла 19 ноября 1970 года первый прототип был разрушен во время испытательного полета на высокой скорости, когда из-за чрезмерного флаттера , в результате чего погибла большая часть экипажа на борту, включая Хакоэна. [ 4 ] Инженеры IAI ранее расходились во мнениях по поводу прочности конструкции крыла, но несколько испытаний подтвердили, что конструкция крыла достаточна. [ 1 ] Летные испытания были приостановлены на один год, а пилот IAF Дэнни Шапира занял должность Хакоэна в качестве главного летчика-испытателя. Позже Шапира отметил, что авария вызвала серьезные сомнения в пригодности самолета как внутри, так и снаружи, что значительно затруднило продажу самолета IAI. [ 1 ] 8 мая 1971 года второй прототип совершил свой первый полет. [ 4 ] [ 5 ]
Хотя IAI ожидала значительного спроса на Arava со стороны гражданского рынка, клиенты быстро оказались неуловимыми. [ 1 ] По сравнению со старым «Нордом» новый самолет IAI был не только медленнее, но и обладал чуть более чем вдвое меньшей выносливостью. Из-за его худших характеристик по сравнению с существующими транспортными самолетами IAI вскоре пришла к выводу, что Arava мало привлекателен для гражданских операторов, и вместо этого направила свои усилия на военный рынок. [ 1 ] IAF не проявило сколько-нибудь значимого интереса к этому типу; В одном из разговоров Мотти Ход , командующий ВВС, рассказал, что он даже никогда не слышал об «Араве». IAI, понимая, что продажа IAF имеет значительную ценность в глазах потенциальных экспортных клиентов, попыталась продать этот тип для различных нужд, включая санитарную авиацию , поисково-спасательные операции, транспортировку войск и коммунальные услуги. [ 1 ]
К 1973 году отсутствие заказов на «Араву», которую некоторые считали флагманской программой IAI, стало предметом национальной критики. [ 1 ] Журналисты отметили, что прогнозы продаж IAI были значительно более оптимистичными, чем прогнозы некоторых независимых экономистов. Ицхак Эрнст Небенцаль Израиля , в то время государственный контролер , сделал несколько критических замечаний по поводу программы, объясняя ее провал высшим руководством IAI, особенно неспособностью подвергнуть критике собственные прогнозы. [ 1 ] IAI, стремясь подтвердить как себя, так и Arava, отправила команду летчиков-испытателей и специалистов по маркетингу в летное турне по Америке с использованием Arava, посетив различные страны, включая Мексику , Боливию , Эквадор , Чили , Аргентину , Гондурас , Никарагуа. и Парагвай , чтобы продемонстрировать этот тип непосредственно потенциальным клиентам. Эти демонстрации были небезопасными, поскольку летчики-испытатели время от времени управляли самолетом за пределами безопасного полета, чтобы произвести впечатление на клиентов; это привело к тому, что самолет «Арава» был уничтожен в Малави во время одного из таких полетов в 1980 году. [ 1 ]
Интенсивная маркетинговая кампания, наряду со снижением цен за единицу продукции и принятием новых схем оплаты, смогла принести определенный успех; в конечном итоге IAI продаст около 70 Arava различным клиентам в Южной Америке . [ 1 ] В октябре 1980 года IAI заключила соглашение с американской авиационной компанией Consolidated Aircraft, согласно которой последняя выступала в качестве эксклюзивного дистрибьютора Arava в Соединенных Штатах; Компания Consolidated объявила, что ожидает, что продажи этого типа, который она продает под названием Commuter liner , прогнозируются на уровне 20 самолетов в течение первого года, в основном для растущей отрасли пригородных авиалиний. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]В октябре 1973 года три самолета были сданы в аренду IAI ВВС, чтобы удовлетворить спрос во время войны Судного дня . Эти самолеты, которые были приписаны к 122-й эскадрилье , пилотировались пилотами IAI и обычно использовались для транспортных операций и операций CASEVAC на линию фронта и обратно. [ 1 ] Соглашение об аренде было расторгнуто вскоре после окончания боевых действий, а сами самолеты были возвращены IAI. [ 7 ] [ 8 ] Несмотря на это, ВВС США по-прежнему без энтузиазма относились к потенциалу этого типа в качестве транспортного средства, не видя особого применения его возможностей взлета и посадки. [ 1 ] Однако в 1983 году служба решила приобрести девять самолетов для операций радиоразведки (SIGINT). [ 7 ] Все эти самолеты были переправлены в Соединенные Штаты , где они были оснащены различной электроникой и бортовыми системами американского производства для выполнения разведывательной миссии; Вероятным фактором в этом решении было то, что приобретение IAF было профинансировано за счет помощи США. [ 1 ]
В 1988 году производство этого типа было прекращено; Было произведено всего 103 самолета «Арава», из которых 70 предназначались для военного рынка. [ 7 ] По состоянию на 2019 год ограниченное количество Aravas все еще находится в эксплуатации в некоторых странах. В 2004 году ВВС объявили о скором выводе оставшегося флота «Арава». [ 7 ] С тех пор служба прилагала длительные усилия по утилизации приземлившегося самолета. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- 101 год
- Гражданско-транспортная версия
- ЕСТЬ 101А
- Версия для гражданского транспорта, построена одна
- ЕСТЬ 101Б
- Версия для гражданского транспорта
- ЕСТЬ 102
- Гражданский пассажирский самолет вместимостью до 20 человек в стандартной комплектации авиакомпании или до 12 пассажиров в VIP-конфигурации.
- ЕСТЬ 102Б
- Версия для гражданского транспорта
- ЕСТЬ 201
- Военно-транспортная версия
- ЕСТЬ 202
- Вариант с законцовками крыла и ВСУ.
- ЕСТЬ 203
- Предлагаемая версия с реактивным двигателем, не построена.
- ЕСТЬ 301
- Предлагаемый вариант с двигателем Turbomeca Astazou, не построен.
- ЕСТЬ 401
- Предлагался более крупный вариант с двигателями ПТ-6А, не строился.
Военная версия также может быть оснащена различным вооружением, чтобы действовать в роли противолодочного или боевого корабля. Конфигурация вооружения могла включать два пулемета в боковых отсеках фюзеляжа (обычно «Браунинг» калибра 0,5 дюйма), плюс третью пушку в задней части фюзеляжа, а также две подвески с 6 х 82-мм ракетными блоками или торпедами или гидроакустическими буями по бокам фюзеляжа.
Еще одна менее известная военная версия — модель РЭБ 202Б. Эта версия была выпущена в небольшом количестве и имела отчетливые большие обтекатели на каждом конце фюзеляжа. В обтекателях находились системы радиоэлектронной борьбы.
Операторы
[ редактировать ]

- Правительство Огненной Земли – Управление аэронавтики провинции
- Провинция Сальта - Провинциальное управление аэронавтики (бывший оператор)
- Боливийские ВВС - шесть приобретены в 1975–76 годах. Один конфискован Никарагуа во время доставки, другой используется в 1987 году. [ 9 ]
- Колумбийские ВВС - бывший эксплуатант, последний самолет выведен из эксплуатации в сентябре 2022 года. [ 10 ]
- Эквадорская армия - 2 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2018 года. [ 11 ] Еще один самолет Е-206 списан из-за крушения
- ВМС Эквадора - бывший оператор.
- ВВС Сальвадора - 3 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2015 года. [ 12 ]
- ВВС Гватемалы - 1 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2015 года. [ 13 ]
- ВВС Гондураса - 1 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2018 года. [ 14 ]
- Мексиканские ВВС — заказано 16 самолетов, которым присвоены регистрационные номера «2001» — «2016». Первые были заказаны в 1973 году. В 90-е годы они были перерегистрированы с «3001» на «3015». По крайней мере двое из них были уничтожены в результате инцидентов за всю историю их эксплуатации, и все они в настоящее время находятся на пенсии. Некоторые из них разбросаны по всей стране и выставлены напоказ. Они сыграли роль в конфликте в Мексике 1994 года между Сапатистской армией национального освобождения и правительством Мексики, поскольку они использовались для бомбардировок стратегических позиций и для наблюдения с воздуха. [ 15 ] Прочтите раздел ниже о представленных самолетах.
- Силы обороны Папуа-Новой Гвинеи - 3 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2015 г. [ 16 ] но уже на пенсии.
- Королевские ВВС Таиланда - 3 поставлено с 1981 года. [ 17 ] 3 остаются в использовании по состоянию на декабрь 2018 года. [ 18 ]
- Армия Венесуэлы - 11 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2015 г., [ 19 ] сократится до 4 к декабрю 2018 года. [ 20 ]
- Венесуэльская национальная гвардия
- ВМС Венесуэлы - бывший оператор.
Самолеты на выставке
[ редактировать ]- «513» — IAI Arava 201 (серийный номер: 48) — принадлежит ВВС Гватемалы, выставлен возле аэропорта Сан-Хосе в Гватемале. [ 21 ]
- «872» — IAI Arava 201 (серийный номер:__) — принадлежит ВВС Гватемалы, выставлен возле города Гватемала Ла-Аврора. [ 22 ]
- «FAH-317» — IAI Arava 201 (серийный номер: 34) — принадлежит ВВС Гондураса и находится в Музее авиации Гондураса в аэропорту Тегусигальпа Тонконтин. [ 23 ]
- «4X-JUB - 203» - IAI Arava 201 (серийный номер: 101) - принадлежит ВВС Израиля и выставлен в музее IAF в аэропорту Беэр-Шева-Хацерим. [ 24 ]
- «2006» / «3006» — IAI Arava 102 (серийный номер: 36) — принадлежит ВВС Мексики и выставлен в MUMA (Museo Militar de Aviación) — в Санта-Люсии. [ 25 ]
- «3015» — IAI Arava 201 (серийный номер: 53) — принадлежит ВВС Мексики и выставлен за пределами базы Aérea Militar No. 6 de Terán (база ВВС Теран) в Тустла-Гутьеррес , Чьяпас. [ 26 ]
- «3014» — IAI Arava 201 (серийный номер: 52) — принадлежит ВВС Мексики , выставлен недалеко от Толуки, в военной зоне 22а. [ 27 ]
- IAI Arava 201 выставлен в Музее армии и военно-воздушных сил, расположенном в Куартеле Колорадо в Гвадалахаре , Халиско . [ 28 ]
Таиланд
«TL7-1/22» IAI Arava 201» (серийный номер: 56) — принадлежит Королевским ВВС Таиланда и находится в Музее Королевских ВВС Таиланда в международном аэропорту Бангкока Дон Муанг. [ 29 ]
Технические характеристики (IAI 201)
[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft за 1982–83 годы. [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Емкость:
- 24 полностью экипированных солдата или
- 16 десантников или
- Полезная нагрузка 2351 кг (5183 фунта)
- Длина: 13,03 м (42 фута 9 дюймов)
- Размах крыльев: 20,96 м (68 футов 9 дюймов)
- Высота: 5,21 м (17 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 43,68 м 2 (470,2 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10:1
- Профиль крыла : NACA 63(215)A 417.
- Вес пустого: 3999 кг (8816 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6804 кг (15000 фунтов)
- Запас топлива: 1663 л (439 галлонов США; 366 имп галлонов) (нормальный)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PT6A-34 турбовинтовых двигателя мощностью 560 кВт (750 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hartzell HC-B3TN с полным флюгированием и реверсивным шагом.
Производительность
- Максимальная скорость: 326 км/ч (203 миль в час, 176 узлов) на высоте 3050 м (10 000 футов).
- Крейсерская скорость: 311 км/ч (193 миль в час, 168 узлов) на высоте 3050 м (10 000 футов) (экономичный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 115 км/ч (71 миль в час, 62 узла) (закрылки 54%)
- Никогда не превышайте скорость : 397 км/ч (247 миль в час, 214 узлов).
- Дальность действия: 1056 км (656 миль, 570 миль) с максимальным запасом топлива.
- Практический потолок: 7620 м (25000 футов)
- Скорость набора высоты: 6,6 м/с (1290 футов/мин)
- Взлетная дистанция до 15 м (50 футов): 463 м (1520 футов)
- Разбег с высоты 15 м (50 футов): 469 м (1540 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-28
- CASA C-212 Авиокар
- de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
- Гота Го 244
- Майлз Аэрован
- Северный Норатлас
- PZL M28 Скайтрак
- Короткий SC.7 Skyvan
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Бен-Симхон, Коби. «Оно не полетит». «Гаарец» , 31 июля 2008 г.
- ^ Коэн 1974, с. 57.
- ^ Коэн 1974, стр. 57, 59.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1974, с. 59.
- ^ Воздушный прогресс : 22 октября 1971 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Подписано соглашение о распространении в США пригородного самолета «Арава» израильского производства». Еврейское телеграфное агентство , 23 октября 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пайк, Джон. «ИАИ-201 Арава» . Globalsecurity.org . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «122-я эскадрилья – Дакота» . Globalsecurity.org . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Зигрист 1987, с. 176.
- ^ ВебИнформил. «ИАИ АРАВА 201» . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Хойл 2018, с. 43.
- ^ Хойл 2015, с. 37.
- ^ Хойл 2015, с. 39.
- ^ Хойл 2018, с. 45.
- ^ Маркос, субкоманданте (2001). Те, что цвета земли: тексты повстанцев из Чьяпаса . Тафалла, Нафарроа [Испания]: Чалапарта. п. 71. ИСБН 84-8136-212-3 .
- ^ Хойл 2018, с. 53.
- ^ Покок 1986, с. 115.
- ^ Хойл 2015, с. 50.
- ^ Хойл 2015, с. 53.
- ^ Хойл 2018, с. 60.
- ^ «513 | IAI Арава 201 | Гватемала — ВВС | Карлос Альберто Рубио Эррера» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «872 | IAI Арава 201 | Гватемала — ВВС | Оскар Гильен» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «FAH-317 | IAI Arava 201 | Гондурас — ВВС | Себастьян Сова» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «4X-JUB | IAI Arava 201 | Израиль — ВВС | Войтек Кмиецик» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «2006 | IAI Arava 102 | Мексика — ВВС | Сантьяго_MN» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «3015 | IAI Арава 201 | Мексика — ВВС | Сантьяго_MN» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «3014 | IAI Арава 201 | Мексика — ВВС | Эдуардо Перуския-младший» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «По коридорам колорадских казарм» . Информатор . Информатор . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ «TL7-1/22 | IAI Arava 201 | Таиланд — Королевские ВВС Таиланда | Арджун Саруп» . ДжетФото . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Тейлор 1982, стр. 123–124.
Библиография
[ редактировать ]- Коэн, Ирвин Дж. «Арава: первенцы Израиля на мировом рынке». Air Enthusiast International , февраль 1974 г., том 6, № 2. стр. 55–61, 92–93.
- Хойл, Крейг. «ВВС мира 2015». Flight International , 8–14 декабря 2015 г., Том. 188, № 5517. С. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , 4–10 декабря 2018 г., Том. 194, № 5665. С. 32–60. ISSN 0015-3710 .
- Покок, Крис. «Таиланд оттачивает свои ВВС». Эйр Интернэшнл , Vol. 31, № 3, сентябрь 1986 г., стр. 113–121, 168. ISSN 0306-5634 .
- Зигрист, Мартин. «ВВС Боливии — семьдесят лет спустя». Эйр Интернэшнл , Vol. 33, № 4, октябрь 1987 г., стр. 170–176, 194. ISSN 0306-5634 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .